Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ: Директор Департамента государственной политики в образовании _______________ И. И. Калина «____» ______________ 2005 г. Примерная программа дисциплины
федерального компонента цикла ОПД ГОС ВПО второго поколения по специальности 030601 «Журналистика»
Учебно-методическим советом по журналистике УМО по классическому университетскому образованию
профессор Я. Н. Засурский Москва 2005
Автор: Богомолов Николай Алексеевич, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Рецензенты: Есин Борис Иванович, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Красовский Вячеслав Евгеньевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Утверждена на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г. Примерная программа дисциплины «Основы теории литературы» федерального компонента цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ЦЕЛЬ КУРСА Поскольку курс читается студентам факультета журналистики, он значительно отличается от читаемых на филологических факультетах курсов «Введение в литературоведение» и «Теория литературы». В собственно филологических категориях он мог бы быть назван «Введение в поэтику», так как ориентирован на пробуждение живого интереса к пониманию произведения (и не только литературного, но и вообще произведения искусства) как особого художественного мира, в котором выявлены черты личности художника. Разрушение стереотипа восприятия произведения как реальной действительности, в которой действуют «живые люди», демонстрация сложной организации художественного текста должны дать студентам навыки общения с чужим сознанием, что является одной из насущных задач журналистики. ЗАДАЧИ КУРСА Дать студентам I курса факультета журналистики представление об основных категориях теории литературы в контексте мировой культуры. Привить навыки анализа литературного произведения. Сформировать представление о необходимости целостного анализа литературного произведения, соединить имеющиеся у студентов знания о теоретических понятиях с новыми представлениями, ознакомить с классическими работами по теории литературы. Дать представления о месте теории литературы в литературной работе журналиста. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКА Теория литературы является методологической базой для всех дисциплин филологического цикла факультета журналистики. Одновременно в курсе затрагиваются вопросы философского порядка, осмысление которых необходимо в повседневной работе журналиста (место категории «другого» в литературе и журналистике, философия слова, история эстетических категорий и пр.). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА Студент, прослушавший курс и посетивший семинарские занятия, должен иметь представления на современном уровне о теоретических проблемах, а также обладать практическими навыками анализа художественного текста. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Курс состоит из трех основных разделов: а) общие понятия теории литературы; б) анализ отдельного литературного произведения; в) воздействие контекста на восприятие произведения. Раздел 1. Основные понятия теории литературы 1.1. Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве Культура как система. Структура научного знания. Филология как наука. Система наук об искусстве. Соотношение истории литературы, литературной критики, теории литературы и вспомогательных литературоведческих дисциплин. Взаимосвязь отдельных литературоведческих дисциплин. 1.2. Понятие о художественном мире Соотношение мира реального и мира художественного: отдельность и взаимосвязь. Осуществление мира в тексте. Понятие о тексте. Основные характеристики художественного текста. Литературный и журналистский текст. 1.3. Место литературы в ряду других искусств Временные и пространственные искусства. Искусства изобразительные и экспрессивные. Синтетические искусства. Литература как искусство слова. Соотношение литературы с другими видами искусства. Литература и журналистика. 1.4. Понятие об интерпретации Смысл термина «интерпретация». Интерпретация как трансформирование одного искусства в другое. Литературоведческая интерпретация. Комментарий как интерпретация. Понятие об интертекстуальности. Опыт толкования художественного текста. 1.5. Литературоведение и литературная критика Опровержение традиционных представлений о разграничении понятий. Возможности литературоведения в сфере изучения современной литературы. Литературно-критический подход к явлениям литературы прошлого. Литературоведение как наука. Литературная критика как синтез науки, искусства и публицистики. Связь литературной критики с журналистикой. Раздел 2. Принципы анализа литературного произведения 2.1. Материал и прием. Сюжет и фабула. Язык литературного произведения Значение русской формальной школы для мирового литературоведения. Категории материала и приема (материала и формы) в концепции В.Б. Шкловского и современное их понимание. Автоматизация и отстранение. Соотношение понятий «сюжет» и «фабула» в структуре художественного мира. Значение разграничения этих понятий для интерпретации произведения. Язык и речь. Язык как материал и речь как форма произведения. Литературный язык и язык литературного произведения. Понятие о литературном стиле. 2.2. Художественная речь и ее элементы. Поэзия и проза Типы предметной изобразительности. Понятие о художественном образе. Лингвистическое и литературоведческое понимание тропов. Анализ примеров метафорического и метонимического видения мира. Проза и поэзия как типы организации словесного ряда произведения. 2.3. Пространство и время в литературе. Реализм и условность Напоминание о специфичности художественного мира. Пространство и время как фундаментальные категории мира реального. Их трансформация в художественном мире. Возможные подходы к анализу пространственно-временной структуры произведения (лингвистический, философский, собственно литературоведческий). Понятие о хронотопе. Анализ пространственно-временной структуры двух текстов. Принципы трансформации как критерий оценки степени условности произведения. Первичная и вторичная условность. Условность понятия «реализм». 2.4. Автор – повествователь – персонаж Автор как творец художественного мира. Формы его присутствия в произведении. Фигура повествователя. Понятие о сказе. Соотношение автора и персонажа. Структурирование художественного мира при помощи субъектной организации повествования. 2.5. Форма и содержание произведения. Предметный мир Принципы подхода к анализу произведения. Эмоциональное начало. Дорефлективное и аналитическое отношение к произведению. Рационализация первоначальных ощущений. Понимание текста как сложной системы смысла. Содержательное значение формы. Понятие о предметном мире произведения. Связь формальных и содержательных характеристик при анализе структуры предметного мира. Раздел 3. Произведения литературы в историко-культурном контексте 3.1. Роды и жанры литературы. «Память жанра» Традиционная классификация литературных родов. Определения Аристотеля, Платона, Гегеля. Отношение автора к миру как основание разграничения литературных родов. Традиционная классификация жанров. Жанровая теория Г. Н. Поспелова, изложенная в базовом учебнике. Категория «памяти жанра» М. М. Бахтина как основа для создания новой классификации литературных жанров. 3.2. Культурная и литературная традиция. Пародия Русская культура в контексте мировой (краткая характеристика). Традиция как накопление опыта предшествующих культур и этапов культуры. Соотношение «старого» и «нового» в отдельном произведении. Новаторство как закономерный элемент традиционности. Пародия нового времени как арена борьбы традиционных и новаторских подходов к тенденциям литературы. Суть пародии. Ее двуплановость. 3.3. Литература и мифология Специфика мифа как формы познания действительности. Формы существования мифа в современной литературе: а) использование традиционных мифологических персонажей и сюжетов; б) создание нового мифа при помощи искусства; в) мифологические архетипы. Определение архетипа по К.-Г. Юнгу. Анализ проявления мифологического сознания в литературных текстах ХХ века. 3.4. Литература – беллетристика – паралитература Аксиологический подход к искусству. Историческая изменчивость системы ценностей. Анализ трех уровней литературы с точки зрения степени завершенности художественного мира. Взаимопроникаемость сфер литературы, беллетристики и паралитературы (тривиальной литературы). Понятие о специфике массовой культуры. Роль журналистики в массовой культуре. 3.5. Историческое развитие литературы. Литературный процесс. Направления и течения Теоретическое осмысление истории литературы. Литературный процесс как сложно организованная система. Отсутствие литературного процесса в античный период, Средневековье и Возрождении. Изменение исторической перспективы при анализе литературного процесса. Художественные направления и течения как фактор исторического движения литературы и литературного процесса. 3.6. Современная литература как предмет изучения Литература эпохи тоталитаризма как теоретический конструкт и реальная система. Реликты литературы советского времени в новой исторической ситуации. Смещение системы ценностей: «возвращенная литература», обсуждение прежде запретных тем (литература и религия, национальные аспекты культуры, массовая культура в России и др.), новая перспектива восприятия мировой литературы. Постмодернизм в русском варианте и его отличия от мирового. Изменения в структуре литературного процесса (уменьшение влияния «толстых» журналов, возрастание роли газет и телевидения, появление Интернет-литературы и литературной критики). Утрата логоцентричности в русской литературе. Возможные перспективы дальнейшего развития. 3.7. Стиховедение ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Происхождение искусства. Искусство как способ познания мира. Различие между научным и художественным мышлением. 2. Структура содержания произведения. 3. Подробная характеристика литературных родов и жанров. 4. Классификация тропов. 5. Основы стиховедения. 6. Отдельные работы классиков литературоведения (Г. Лессинга, А. А. Потебни, А. Н. Веселовского).
И КУРСОВЫХ РАБОТ Курсовые работы по предмету не пишутся. Рефераты студенты пишут в рамках семинарских занятий, если в том есть необходимость, т.е. преподаватель считает, что какой-то раздел курса усвоен недостаточно. Впрочем, это бывает нечасто. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО ВСЕМУ КУРСУ Раздел 1. Основные понятия теории литературы 1. Различие между научным и художественным мышлением. 2. Литература как искусство слова. Место литературы в ряду других искусств. 3. Г. Лессинг о специфике литературы как искусства. 4. Понятие о художественном мире. 5. Понятие об интерпретации. 6. Ирония и юмор, их роль в литературе. 7. Происхождение искусства. Искусство как способ познания мира. 8. Литература в системе культуры. 9. Сатира, ее место в литературе. 10. Литературоведение и литературная критика.
1. Материал и прием в литературе. 2. Понятие о целостности художественного текста. Внутренний мир литературного произведения. 3. Язык литературного произведения. 4. Художественный образ. Многозначность образа. 5. Предметный мир произведения. 6. Художественное время и художественное пространство в произведении. Понятие о хронотопе. 7. Содержание литературного произведения. 8. Авторская и объективная идея в литературном произведении. 9. Реализм и условность в литературе. 10. Сюжет, фабула, композиция в литературном произведении. 11. Автор, повествователь, персонаж в литературном произведении. 12. Формы присутствия автора в произведении. 13. Сказ и его функции в произведении. Сказ и проблема автора. 14. Основные особенности художественной речи. 15. Образы-эмблемы. Их происхождение, отличие от символа и аллегории. 16. Художественная деталь, ее функции в тексте. Различие между подробностью и художественной деталью. 17. Многозначность слова в художественном произведении, его иносказательное значение. А. А. Потебня о внешней и внутренней форме слова. 18. Сатирическая и психологическая гипербола. Понятие о гротеске. 19. Метонимия как вид образности и средство художественного видения. Синекдоха. 20. Простое и развернутое сравнение. 21. Художественный эпитет. А. Н. Веселовский о роли эпитета в литературном произведении. 22. Метафора и ее разновидности. Метафорическое мышление в литературе. 23. Сравнение и метафора: сходство и различие. 24. Гипербола и литота как виды образности. 25. Инверсия как одно из средств художественной выразительности. 26. Олицетворение и образный параллелизм. Их место в системе литературы. 27. Образы-символы и образы-аллегории. Различие между аллегорией и символом. 28. Ритмичность художественной речи. 29. Силлабическая система стихосложения. 30. Силлабо-тоническая система русского стиха. Двусложные размеры. 31. Силлабо-тоническая система стихосложения. Трехсложные размеры. 32. Белый стих, вольный стих, свободный стих. Соотношение в употреблении терминов. 33. Логаэды, дольник, тактовик в русском стихосложении. 34. Основные принципы классификации рифмы. 35. Строфика. Различные виды строф в русском стихосложении. Раздел 3. Произведения литературы в историко-культурном контексте 1. Литературные роды. Принципы классификации литературных родов. 2. Эпос как литературный род. 3. Лирика как литературный род. Понятие о лирическом герое. 4. Особенности драмы как литературного рода. 5. Литературные жанры, их классификация. «Память жанра». 6. Функции мифа в культуре. Понятие архетипа. 7. Литература и мифология. 8. Понятие о культурной и литературной традиции. 9. Понятие о литературном процессе. 10. Пародия, ее сущность, ее роль в литературном процессе. 11. Литература, беллетристика, паралитература. Их соотношение в литературном процессе. 12. Литературные направления. Понятие о литературном манифесте.
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Форма итогового контроля – экзамен. V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Основная рекомендуемая литература Богомолов Н. А. Стихотворная речь. – М., 1988. Введение в литературоведение / под ред. Г. Н. Поспелова (Любое издание). Введение в литературоведение: хрестоматия / под ред. П. А. Николаева. – М., 1988.
Утверждено на заседании УМС по журналистике 02.02.2005 г. ПРЕДСТАВЛЕНО: Председатель Учебно-методического совета по образованию в области журналистики (по специальности 030601) Я. Н. Засурский Зам. председателя УМО по классическому университетскому образованию А. М. Салецкий
Начальник отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров высшего образования ____________ Н. М. Розина (подпись)
Ведущий специалист отдела нормативно- методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров высшего образования, курирующий направление ____________ А. В. Минаев (подпись) Смотрите также: Примерная программа дисциплины основы теории литературы
171.13kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины "Теория литературы" Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»
203.68kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины основы философии 2011г
227.32kb.
1 стр.
Программа дисциплины дпп. Ф. 02. «Основы теоретической физики. Статистическая физика и термодинамика»
160.47kb.
1 стр.
Примерная программа дисциплины история отечественной литературы
227.1kb.
1 стр.
Примерная программа дисциплины история отечественной литературы
282kb.
1 стр.
Примерная программа учебной дисциплины маркетинг для специальности 2015 "Почтовая связь"
198.61kb.
1 стр.
Примерная программа дисциплины история отечественной литературы
360.7kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Основы теории надежности»
168.98kb.
1 стр.
Программа дисциплины Основы теории информации для направления 010500. 68 Прикладная математика и информатика подготовки магистра
61kb.
1 стр.
Примерная программа для 5-8 классов. Хороброва Т. А., Гардер Е. М. и др. Хороброва Т. А. и др. «Мой край-мой дом»
83.15kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины промышленные типы месторождений полезных ископаемых направление 353.45kb.
3 стр.
|