Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"» Санкт-Петербургский филиал Факультет менеджмента Программа дисциплины Организационный дизайн для направления 080500.62 Менеджмент подготовки бакалавра Автор программы: Веретённик Е.В., преподаватель кафедры менеджмента, lena-veretennik@yandex.ru Одобрена на заседании кафедры менеджмента «___»______________ 201 г Зав. кафедрой Чуланова Г.Ю. _____________________ Согласована УМО «___»______________ 201 г Начальник _____________________ Утверждена Советом факультета менеджмента «___»_____________201 г Председатель Совета факультета Кайсаров А.А. _____________________ Санкт-Петербург, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1. Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины «Организационный дизайн» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080200.62 «Менеджмент». Программа разработана в соответствии с: ФГОС по направлению подготовки 080200 менеджмент (квалификация степень «бакалавр»); Оригинальным образовательным стандартом ГОБУ ВПО «Государственный университет - Высшая школа экономики» по менеджменту, уровень подготовки - бакалавр (2010 год); Образовательной программой 080200 (2012 г). Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080200 Менеджмент, утвержденным в 2012 году.
Целью освоения дисциплины Организационный дизайн является усвоение основных понятий теории организационного проектирования и управления бизнес-процессами, приобретение знаний и выработка умений в эффективном осуществлении разработки и изменений организационной структуры, построения и реинжиниринга системы бизнес-процессов В результате изучения дисциплины обучающиеся должны знать:
уметь:
иметь представление:
обладать навыками:
В рамках обучения по данной дисциплины у студента должен сформироваться следующие компетенции: а) профессиональные (ПК):
Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин по выбору (специализация студента). Дисциплина «Организационный дизайн» относится к группе курсов по выбору общепрофессионального цикла, обеспечивающих подготовку бакалавров по направлению «Менеджмент». Дисциплина «Организационный дизайн» ведётся на 4 курсе, в 3-м модуле, и представляет собой курс лекций и практических занятий, посвященных углубленному изучению особенностей построения организационных структур и бизнес-процессов. Данная дисциплина формирует общую систему теоретических и концептуальных представлений о логике построения и реинжиниринга бизнес-процессов и организационных структур, а также ряд практических навыков и умений, позволяющих слушателям данного курса впоследствии принимать эффективные управленческие решения относительно эффективности, реорганизации или оптимизации системы бизнес-процесс Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Теория организации и организационное поведение, Теория и история менеджмента, Финансовый менеджмент, Стратегический менеджмент, Разработка управленческих решений. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Самостоятельное решение управленческих задач; Умение адаптировать управленческие модели под задачи конкретного бизнес-кейса; Умение анализировать воздействие системы факторов внешней и внутренней среды организации. Знать основные схемы организационных структур организации, быть способным провести сравнительный анализ эффективности адаптивных и механистических структур управления. Умение анализировать корпоративную финансовую отчетность (для проведения экономической оценки эффективности некоторых бизнес-процессов); Умение использовать продвинутые инструменты анализа данных в MS Excel; Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Формы контроля знаний студентов
Критерии оценки знаний, навыков На текущем контроле студент должен продемонстрировать:
Текущий и промежуточный контроль усвоения раздела курса осуществляется в форме защиты работ, основанных на выполнении индивидуальных заданий, опроса студентов, проведения промежуточных тестов, коллоквиума и решения бизнес-кейсов (домашнее задание). На итоговом контроле студент должен продемонстировать:
Содержание дисциплины Тема 1. Понятие организационного дизайна. Основные характеристики и подходы Организационный дизайн – составляющие элементы. Определение и виды организационной структуры. Факторы проектирования организации. Разделение труда и специализация. Понятия координации, масштаба контроля, иерархии, цепи команд, зоны ответственности. Централизация и децентрализация: преимущества и недостатки. Формализация организационной структуры. Подход А. Чандлера и Л. Грейнера к логике организационного дизайна. Изучение подхода Г. Минцберга: Механизмы координации рабочих задач. Основные составляющие организационной структуры; операционное ядро, стратегический апекс, средняя линия, техноструктура, поддерживающий персонал. Простая структура, машинная и профессиональная бюрократия. Адхократия. Дивизионная форма. . Тема 2. Модели организационных структур: базовые схемы и современные решения. Эволюция организационных структур. Департаментализация. Линейно-штабная структура. Функциональная структура. Дивизиональная структура как организационная инновация. Матричная структура. Преимущества и недостатки разных моделей организационных структур. Сетевые межфирменные структуры. Аутсорсинг и межфирменные сетевые структуры. Трансакционные издержки. Стабильная, внутренняя и динамическая сетевые организации. Альянсы. Способы горизонтальной координации. Проектный подход и специфика работы менеджера проекта. Командная работа. Тема 3. Понятие бизнес-процесса. Классификации и способы описания Стратегия организация. Процессный подход и требования к организационному дизайну. Уровни организационной зрелости. Особенности внешней среды и их влияние на организационный дизайн. Понятие бизнес-процесса, ключевые свойства. Основные схемы классификации: Arthur Andersen (APQC), Davenport, М. Робсон и Ф. Уллах, ENAPS, ТОРР. Определение этапов процессов (front, middle, back и пр.). Способы описания бизнес-процессов. Тема 4. Формализация структуры бизнес-процессов: разработка регламентов и матриц полномочий Оптимизация и реинжиниринг: общее и различное. Основные принципы технологичной оптимизации. 8-процессная модель деятельности производственного предприятия (БКГ). Построение матрицы полномочий. Разработка регламентов, создание схемы процесса, описания составляющих процедур. Тема 5. Автоматизация бизнес-процессов – корпоративные информационные системы ERP, CRM – системы) Построение модели бизнес-процессов в специализированном программном обеспечении, с помощью инструментов ARIS, Business Studio, BPWin, MS Visio, MS Excel. Матрица «оптимизация — эффект — лаг» Тема 6. Построение системы управления ценностью в рамках проектирования организационного дизайна. Оценка эффективности бизнес-процессов Переход к структуре на основе бизнес-процессов – основные подходы, этапы, сложности. Построение ценностной модели управления бизнес-процессами. Базовые схемы целевого управления организацией. Система сбалансированных показателей в качестве основы для финансовой модели предприятия. Оценка эффективности бизнес-процессов: финансовые, качественные, интегральные критерии.
Дисциплина «Организационный дизайн» построена с учетом применения интерактивных способов обучения. Работа в парах и малых группах, организация микрогруппового исследования, работа с кейсами, структурно-смысловая схематизация и другие виды работ встроены в контекст каждого лекционно-семинарского занятия.
Тематика заданий текущего контроля – методические рекомендации студентамИтоговое оценивание знаний может быть получено по накопительной системе за работу в течение модуля и/или по результату зачета. Студенты, которые: - не воспользовались накопительной системой (приложение 1); - не удовлетворены оценкой по сумме накопительных баллов, - имеют менее 40 баллов сдают зачет по установленной форме (тест в системе LMS, 40 вопросов (открытые и закрытые), 50 минут. Тематика вопросов зачетного тестирования соответствует тематике тестов промежуточного контроля, проводимых на каждом семинарском занятии (по материалам предыдущей лекции). Вопросы для подготовки к зачету указаны в приложении 2. Вес накопительной оценки – 0,6, зачетной – 0,4. Приложение 1 Шкала накопительной оценки Система накопительных баллов вводится в качестве средства организации регулярной подготовки студента к занятиям. Регулярная работа имеет приоритетное значение при подведении итогов работы в курсе. Ниже перечислен перечень работ, за которые студент может набрать баллы. В списке указывается максимальный балл за каждый конкретный вид работ. Обязательное условие – работы должны быть выполнены и сданы вовремя – к текущему назначенному сроку. Работы после установленного срока не принимаются. Студент может получить положительную итоговую оценку на основании бальной шкалы. В случае неудовлетворения текущими результатами – сдача зачета
Приложение 2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень тем вопросов к зачету по всему курсу или к каждому промежуточному контролю для самопроверки студентов.
Итоговый контроль по курсу – дифференцированный зачет. Итоговое оценивание знаний включает накопленные баллы на занятиях и баллы, полученные на зачете. Накопленная оценка имеет вес 60%, в итоговой оценке 40% приходится на оценку, полученную на зачете. Зачет выставляется «Автоматом» только если студент набрал 9 или 10 баллов по накопительной системе. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4 *·Озач Способ округления накопленной оценки контроля в форме экзамена: арифметический. Студент может получить возможность пересдать низкие результаты за текущий контроль (домашние задания, решение задач), предоставив исправленный по рекомендациям преподавателя вариант работы в заранее согласованный срок (не позднее недели до даты проведения зачета).
Накопительные баллы можно получить при выполнении следующих работ (работы выполняются на занятии или к назначенному сроку):
- работа (активное участие, подготовка ответов, решение кейсов и пр) на семинарском занятий. - решение тестов на остаточные знания по разделам курса.
- задача по оценке эффективности процесса (раздел финансовых процессов компании). Высший балл ставится, если в задаче проведен многофакторный анализ критериев, составляющих интегральный показатель оценки бизнес-процесса, точно проведены расчеты и предложены направления для оптимизации работы бизнес-процесса. - решение кейса «Оптимизация организационной структуры». Максимальную оценку можно получить, если представить наглядный, точный анализ недостатков существующей схемы структуры организации, а также предложить направления ее оптимизации с учетом данной системы бизнес-процессов (итог работы по кейсу новая схема орг. структуры). - доклад. Доклад на семинаре должен точно соответствовать выбранной теме, содержать актуальную информацию и статистические данные. Доклад должен быть оформлен с презентацией с использованием средств визуального представления (например, Microsoft PowerPoint или Macromedia Flashplayer);
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныОСНОВНАЯ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Учебники
Дополнительная литература На русском языке
На английском языке
|