Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Экзаменационные билеты по географии

9 класс , 2012-2013 учебный год.
Билет № 1


  1. Роль географической науки в решении важнейших проблем страны. Необходимость комплексного географического изучения страны.

  2. Национальный состав населения страны. Основные языковые семьи и группы, их размещение.

  3. Определение по климатической карте и объяснение различий климата городов Сочи и Владивостока.


Билет № 2


  1. Методы географических исследований и основные источники географической информации.

  2. Географические различия в хозяйственной деятельности населения России (привести конкретные примеру ).

  3. Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение предприятий

чёрной металлургии (по выбору учителя ).
Билет № 3


  1. Россия на карте мира. Географическое положение, размеры территории, границы, соседние государства.

  2. Культурно-исторические особенности народов России. Основные религии, распространённые в стране.

  3. Характеристика по картам географического положения одного из регионов России (по выбору учителя).


Билет № 4


  1. Понятие географического положения. Особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий России (привести примеры).

  2. Топливно-энергетический комплекс: состав, значение в хозяйстве, проблемы развития. ТЭК и проблемы охраны окружающей среды.

  3. Определение по топографической карте направлений и расстояний.

Билет № 5
1. Часовые пояса на территории России. Местное и поясное время.

2. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива, проблемы развития.



3. Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение химического предприятия (по выбору учителя).
Билет № 6


  1. Общая характеристика рельефа России, причины его разнообразия. Важнейшие равнины и горы России.

  2. Взаимосвязь природных условий, быта и традиционных занятий коренного населения (на примере одного из регионов России по выбору учащегося).

  3. Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение предприятия цветной металлургии (по выбору учителя)


Билет № 7


  1. Сравнительная характеристика рельефа Центральной России и Западной Сибири, причины

сходства и различия.

  1. Электроэнергетика: состав, типы электростанций, факторы и районы их размещения. Электроэнергетика и проблемы охраны окружающей среды.

  2. Определение по статистическим материалам и сравнение средней плотности населения отдельных регионов России (по выбору учителя).


Билет № 8


  1. Сравнительная характеристика рельефа Урала и Дальнего Востока.

  2. Географическое разделение труда как следствие различных природных, исторических и экономических предпосылок развития производства на территории России.

  3. Определение по статистическим материалам и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны (по выбору учителя) и их объяснение.


Билет № 9


  1. Минеральные ресурсы России. Обеспеченность, закономерности размещения, проблемы рационального использования.

  2. Размещение населения по территории страны. Главная полоса расселения, факторы, влияющие на размещение населения.

  3. Определение по карте факторов, оказывающих влияние на размещение машиностроительного предприятия (по выбору учителя).


Билет № 10


  1. Разнообразие климатических условий на территории России. Климатообразующие факторы.

  2. Состав хозяйства. Проблемы экономического развития России и показатели, характеризующие уровень экономического развития.

  3. Определение по статистическим материалам и сравнение городского и сельского населения в разных частях страны (по выбору учителя).


Билет № 11


  1. Сравнительная характеристика климата Центральной России и Восточной Сибири, причины различий.

  2. Лёгкая и пищевая промышленность: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития.

  3. Сравнение по статистическим материалам обеспеченности трудовыми ресурсами двух территорий (по выбору учителя).


Билет № 12


  1. Сравнительная характеристика климата Северного Кавказа и Приморья, причины различий.

  2. Значение транспорта в хозяйстве страны. Виды транспорта и их особенности. Главные транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития транспортной системы России.

  3. Определение по карте географических координат географических объектов (по выбору учителя)


Билет № 13


  1. Агроклиматические ресурсы России. Причины различий.

  2. Сравнительная экономико-географическая характеристика европейской и азиатской частей России.

  3. Показ по карте крайних точек России: определение наибольшей протяжённости территории с запада на восток и с севера и с севера на юг.


Билет № 14


  1. Внутренние воды России. Крупнейшие реки и озёра. Распределение по бассейнам. Различия в режимах рек.

  2. Сравнительная характеристика хозяйства двух крупных географических районов России (по выбору учителя).

  3. Решение задач на определение различий поясного времени на территории страны (по выбору учителя).



Билет № 15


  1. Водные и гидроэнергетические ресурсы России. Обеспеченность, распределение по территории страны, проблемы рационального использования.

  2. Химическая промышленность: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.

  3. Составление по картам и статистическим материалам сравнительной характеристики двух районов добычи нефти, газа или угля (по выбору учителя).


Билет № 16.


  1. Зональные природные комплексы России. Характеристика одной природной зоны (по выбору учителя).

  2. Металлургический комплекс: состав, основные металлургические базы и факторы размещения предприятий. Программы и перспективы развития. Металлургия и проблемы охраны окружающей среды.

  3. Оценка по картам и статистическим материалам природных условий и ресурсов одного из географических районов России (по выбору учителя).


Билет № 17


  1. Лесные ресурсы России. Обеспеченность, распределение по территории страны, проблемы рационального использования.

  2. Соотношение городского и сельского населения на территории России. Крупнейшие города и городские агломерации.

  3. Определение по статистическим материалам основных статей экспорта и импорта России.


Билет № 18


  1. Высотная поясность. Характеристика природы одного из горных районов страны (по выбору учащегося).

  2. Машиностроительный комплекс: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития.

  3. Оценка по картам агроклиматических ресурсов своей местности.



Билет № 19


  1. Характеристика основных типов почв России.

  2. Различия естественного прироста населения в разных частях страны (показать на конкретных примерах и объяснить причины).

  3. Определение по статистическим материалам основных внешнеэкономических партнёров России.


Билет № 20


  1. Почвенно-земельные ресурсы России, их экономическая оценка и проблемы рационального использования. Мелиорация земель.

  2. Комплексная географическая характеристика своей местности.

  3. Определение по карте бассейнов и водоразделов рек (по выбору учителя).


Билет № 21


  1. Численность населения России , её изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Продолжительность жизни в России и проблема роста населения.

  2. Энергетические ресурсы России: обеспеченность, размещение, проблемы рационального использования.

  3. Определение типа климата по климатической диаграмме.


Билет № 22


  1. Миграции населения, их причины и влияние на изменение народонаселения. Примеры внутренних и внешних миграций.

  2. Сельское хозяйство: состав, зональная специализация, главные сельскохозяйственные районы. Сельское хозяйство и окружающая среда.

  3. Сравнение при помощи карт режима двух рек (по выбору учителя) и объяснение причин различий.


Билет № 23


  1. Трудовые ресурсы, характеризующие их показатели. Проблема занятости населения и пути её решения.

  2. Международные экономические связи России, место в международном географическом разделении труда.

  3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой.


Билет № 24


  1. Географические различия в занятиях и уровне занятости населения. Трудовые ресурсы своей местности.

  2. Основные тенденции изменения природы под влиянием производственной деятельности людей на территории России.

  3. Сравнение по картам специализации двух промышленных узлов, объяснение сходства и различий (по выбору учителя).


Билет № 25


  1. Отраслевая и территориальная структура хозяйства России и её изменения в последние десятилетия.

  2. Экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения.

  3. Сравнительная характеристика ЭГП двух районов (по выбору учителя)


Билет № 1


  1. Роль географической науки в решении важнейших проблем страны. Необходимость комплексного географического изучения страны.

  2. Национальный состав населения страны. Основные языковые семьи и группы, их размещение.

  3. Определение по климатической карте и объяснение различий климата городов Сочи и Владивостока.


1.Роль географической науки в решении важнейших проблем страны. Необходимость комплексного географического изучения страны.

Современная географическая наука играет важную роль в решении задач развития страны. Она дает более полные знания о природе, населении и хозяйстве, необходимые для разработки политики ее развития; обеспечивает контроль за состоянием природы, участвует в разработке системы мероприятий по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природу; дает прогнозы изменения и развития отдельных территорий.


      Но нельзя составить прогноз изменения природы без учета данных о хозяйственной деятельности людей, и ее влиянии на природу. Нельзя определить политику развития региона без учета особенностей его природы и населения. Таким образом, решение этих задач требует всестороннего, комплексного изучения территории страны в целом и отдельных ее регионов, т. е. взаимосвязанного изучения их природы, населения, хозяйства и взаимосвязей между ними.

География в идеале должна помогать обществу решать те или иные конкретные проблемы, т. е. выполнять прикладные задачи. Например:



  1. Географический прогноз: какое будущее возможно для конкретной территории. Часто приходится удовлетворяться выявлением ограничений для развития: например, в таком-то районе нельзя строить предприятия даже с небольшими выбросами вредных веществ, поскольку их рассеивание в атмосфере происходит крайне замедленно; или же: не стоит создавать здесь зону отдыха, поскольку она далека от места жительства отдыхающих.

  2. Управление географическими объектами. Можно ли, например, сдержать рост крупных городов? Или заселить опустевшие сельские территории?

  3. Создание новых объектов с заранее заданными свойствами. Географические объекты, разнородные по своему составу, гораздо труднее спроектировать и тем более создать. Один из самых сложных вопросов при этом- выбор места для нового объекта. Часто большое число городов исчезает с географической карты из-за того, что при их создании не был учтен комплекс местных условий. Например создание на Крайнем Севере в неблагоприятных природных условиях больших городов, население которых было призвано обеспечить добычу полезных ископаемых, хотя ее можно было осуществить гораздо меньшим числом жителей. В результате в настоящее время происходит «обвальный» отток населения из этих районов, а построенные там города и поселки оказываются ненужными.

Чтобы избегать таких ошибок, следует все глубже познавать содержание объективных процессов развития территории, вскрывать их движущие силы и механизмы регулирования, чтобы наши действия «вписывались» в существующие закономерности, а не противоречили им.

Российская география традиционно обслуживала нужды Российского государства, которое начиная с 14 века непрерывно «колонизовалось», расширяя свою территорию. Сейчас, когда эпоха расширения территории России уже позади, меняются и задачи географии: мы все лучше должны знать внутреннюю, «глубинную» Россию, на которую будут направлены основные усилия государства и от которой в итоге будет зависеть наше будущее.


2.Национальный состав населения страны. Основные языковые семьи и группы, их размещение.

Россия — многонациональное государство. В нем проживает более 130 народов. Самый многочисленный народ — русские, но в состав населения также входят представители народов практически всех республик, входивших в состав бывшего СССР. Есть и совсем маленькие народы (менее 1000 человек) — алеуты, орочи и др. Русские составляют 82% всех жителей России, еще 4% приходится на другие восточно-славянские народы (украинцы, белорусы). Самый крупный народ России после русских- татары.

Язык — самый устойчивый признак народа — положен в основу национального деления населения. По сходству языков народы объединяют в языковые группы, а близкие группы — в языковые семьи.

Население России относится к четырем основным языковым семьям. Самая многочисленная (80% населения) — индоевропейская, к ней в первую очередь относятся народы славянской группы и многие другие. К алтайской семье относится 15% населения (например, калмыки, татары). К кавказской семье относится 2,5% населения страны и 1,6% — курильской (мордва, коми, карелы).

Национальный признак положен в основу политико-административного деления страны, все крупные народы имеют свои национально-территориальные образования, являющиеся субъектами Федерации. Однако представители разных народов проживают не только в пределах своих республик, областей и краев, но и за их пределами. Особенно многонационально население крупных городов.
3.Определение по климатической карте и объяснение различий климата городов Сочи и Владивостока.
Заполните таблицу, используя климатические карты атласа.


Сравниваемые

территории



Суммарная радиация,

ккал/кв. см



Средняя

температура

января


Средняя

температура

июля


Годовое количество

Осадков, мм



Испаряемость


Коэффициент

Увлажнения

К=О/И


Район г. Сочи

120

+5

+10

+25

+30


800-1600

800

К больше 1

Район г. Владивостока

110

-15

-30

+10

+20

600-800

500-600

К больше 1

Сделайте выводы о причинах отличия основных климатических показателей и оценку увлажненности территории в районах данных городов; определите типы климата этих городов.

Типы климата:

г. Сочи- область субтропического климата

г.Владивосток-область муссонного климата смешанных лесов Дальнего Востока.

Увлажненность территорий:

г.Сочи- увлажнение избыточное, осадки в виде дождя выпадают круглый год. Температуры положительные. Зимой температура редко опускается до 0°С.

г.Владивосток-увлажнение избыточное, осадки выпадают преимущественно летом. Если таяние снега в горах совпадает с обильными дождями- происходят наводнения.


Билет № 2


  1. Методы географических исследований и основные источники географической информации.

  2. Географические различия в хозяйственной деятельности населения России (привести конкретные примеры ).

  3. Определение по карте факторов, оказавших влияние на размещение предприятий

чёрной металлургии (по выбору учителя ).
1.Методы географических исследований и основные источники географической информации.

Важным методом географического исследования остаются:



  1. Наблюдения : маршрутные, площадные, периодические и непрерывные, стационарные и дистанционные. Они дают важные фактические данные о географических объектах, их развитии, измерениях. Сравнительный подход позволяет выявить сходства и различия процессов , свойств и состояний географических объектов, составить их классификацию, а также прогноз их изменений.

  2. Исторический подход позволяет путем изучения прошлых состояний объекта и сравнения их с современным состоянием объяснить его уникальные черты.

  3. Статистический метод позволяет путем обработки данных наблюдений определять зависимость между компонентами природы, населения и хозяйства, а также давать их сравнительную характеристику.

  4. Картографический метод позволяет изучать закономерности пространственного размещения и использования географических карт.

  5. Аэрокосмические методы- это исследования и картографирование Земли при помощи летательных воздушных или космических аппаратов. Выделяют фотографические, электронные, геофизические и визуальные аэрокосмические методы.

  6. Моделирование позволяет изучать развитие географических объектов, процессов и явлений при помощи их моделей. Выделяют моделирование графическое, математическое и машинное

  7. Главным источником географической информации были и остаются географические карты.

Для школьников важны географические атласы, словари, энциклопедии, справочники, географические описания из книг и журналов.

2.Географические различия в хозяйственной деятельности населения России (привести конкретные примеры ).   

   Географические различия в хозяйственной деятельности населения складывались в течение длительного времени. Они формировались исторически вместе с географическим разделением труда под влиянием как природных, так и экономических факторов.


    На ранних этапах развития хозяйства главным фактором был природный. Население северных районов (ханты, манси, чукчи) традиционно занимались оленеводством, охотой и рыболовством. Население лесостепной зоны занималось земледелием. В зоне полупустынь главным было кочевое скотоводство. С развитием ремесел сформировались традиционные занятия населения отдельных районов: гончарное дело (Гжель), резьба по кости (Архангельская область), резьба по дереву, финифть (Ростов), лаковая миниатюра (Палех, Федоскино), роспись подносов (Жостово), плетение кружев (Вологда) и т. д.
    В настоящее время географические различия в хозяйственной деятельности населения обусловлены в первую очередь тем, какие отрасли хозяйства развиты и являются ведущими в данном регионе. Так, в угледобывающих регионах основная часть трудоспособного населения занята на производствах, связанных с угледобычей (Кузбасс), в районах химической промышленности — с производством пластмасс, химических волокон, минеральных удобрений и т. п. (Поволжье и Урал).


Заполните таблицу, используя карту атласа «Металлургический комплекс».


Тип завода

Факторы размещения

Примеры заводов(центров их размещения)

В черной металлургии:

Комбинат(заводы) полного цикла


Электрометаллургический завод ( бездоменная)


Завод «предельной металлургии»





Близость к месторождениям

А)коксующихся углей;

Б)железных руд

Близость к электростанциям

Вблизи заводов полного цикла


Череповец, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил,

Новокузнецк

Старый Оскол

Екатеринбург, Новосибирск, Орел, Таганрог.

Сделайте вывод об отличии факторов размещения предприятий черной металлургии различных типов. Чем вы объясните причины различий факторов размещения?
Факторы размещения предприятий черной металлургии различны.

Заводы «предельной металлургии» (сталеплавильные и сталепрокатные) привязаны к производству стали и повторяют их размещение
Размещение комбинатов полного цикла, т.е. производящих чугун, сталь и прокат (иногда и добыча железной руды) определяется близостью к месторождениям угля и железных руд. В России существует 3 действующие металлургические базы: Центральная, Уральская и Сибирская.
Производство стали по наиболее современной технологии прямого восстановления железа организована в России на Старооскольском электрометаллургическом заводе и тяготеет к крупнейшей в России Курской атомной станции.



Билет № 3


  1. Россия на карте мира. Географическое положение, размеры территории, границы, соседние государства.

  2. Культурно-исторические особенности народов России. Основные религии, распространённые в стране.

  3. Характеристика по картам географического положения одного из регионов России (по выбору учителя).

1.Россия на карте мира. Географическое положение, размеры территории, границы, соседние государства.

Россия — самая большая по площади страна мира. Ее площадь составляет 17,075 млн км2. Она полностью находится в Северном полушарии, в северной части материка Евразия. Располагаясь сразу в двух частях света, она занимает восточную часть Европы и северную часть Азии. С севера страна омывается Северным Ледовитым океаном, с востока — Тихим. На западе и юго-западе есть выход к морям Атлантического океана.

Крайняя северная точка страны находится на острове Рудольфа в Северном Ледовитом океане, от нее всего 900 км до Северного полюса (материковая — на мысе Челюскин). Южная — в Дагестане на границе с Азербайджаном, юго-западнее горы Базардюзю. Крайняя западная — в Калининградской области, а восточная — в Западном полушарии на острове Ратманова в Беринговом проливе (материковая — на мысе Дежнева). Расстояние между северной (островной) и южной точками — более 4 тыс. км. Между западной и восточной (островной) — около 10 тыс. км. На западе страна граничит с Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией и Белоруссией (Калининградская область граничит с Польшей и Литвой); на юго-западе — с Украиной; на юге — с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Монголией, Китаем и Кореей; на востоке — морские границы с Японией и США. На севере границы Российского сектора Арктики проведены по меридианам острова Ратманова и крайней северной точки сухопутной границы с Норвегией до Северного полюса.

Имеются выходы к морям. Но т.к. большинство из них за полярным кругом, в зимнее время они недейсвуют.

.2.Культурно-исторические особенности народов России. Основные религии, распространённые в стране.

Россия — многонациональная страна. Народы различны по своей численности, языку, особенностям расселения, национальным традициям, обычаям, традиционным занятиям, укладу жизни.


      Русские (самый многочисленный народ России — 120 млн человек) проживают по всей территории России. Важнейшей культурно-исторической особенностью этого народа является его многовековая миграционная активность и постоянное наличие в прошлом слабозаселенных пространств рядом с основными местами расселения русских. Русские группы в процессе миграций оказывались в разнообразных естественноисторических условиях. Они перенимали трудовые навыки коренного населения и одновременно приносили в районы нового расселения свой трудовой опыт (в частности, земледельческий). Для русской деревни характерны срубная деревянная изба, русская печь. Поскольку основным занятием являлось земледелие, в национальной русской кухне велика роль хлебных, мучных, крупяных блюд, овощей. Народное искусство — керамика (Гжель), резьба по кости (Архангельская область), резьба по дереву, финифть (Ростов), лаковая миниатюра (Палех, Федоскино), роспись подносов (Жостово), плетение кружев (Вологда), глиняная расписная игрушка (Дымково).
     Культура украинцев и белорусов близка к русской, так как народы тесно связаны историческим путем развития.
    Некоторые народы алтайской языковой семьи (тувинцы, башкиры) в прошлом занимались кочевым скотоводством, что связано с особенностями природы в местах их проживания. В изготовлении переносных жилищ, одежды, обуви использовались шкуры животных. В пище преобладали мясные и молочные продукты (башкирский кумыс).
    Народы, проживающие на севере России (ханты, манси, чукчи), традиционно занимаются оленеводством, охотой и рыболовством. Их культура и быт свидетельствуют о том, что эти народы хорошо приспособились к жизни в сложных природных условиях Севера.
    Народы Северного Кавказа славятся своими мастерами оружейных и ювелирных дел (Кубани).
    
     В России существует несколько религий. Православие распространено по всей территории страны. Его исповедуют русские, белорусы, украинцы (последние наряду с католичеством) и многие другие народы, в том числе верующие малочисленных народов Севера (ненцы, чукчи, эвенки и др.). Ислам, буддизм (ламаизм) распространены в ареалах проживания отдельных народов России. Татары, башкиры, многие народы Ceверного Кавказа исповедуют ислам. Буряты, калмыки, тувинцы — буддизм (ламаизм).

следующая страница >>
Смотрите также:
Экзаменационные билеты по географии 9 класс, 2012-2013 учебный год. Билет №1
912.22kb.
7 стр.
Экзаменационные билеты по географии для выпускников 9 классов 2008 2009 учебный год
88.78kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты по литературе для 9-х классов в школах с русским языком обучения. (2012-2013 учебный год) Билет №1
47.51kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты по мхк 9 класс 2010-2011 г. Билет №1 Единство мировой культуры
29.68kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты по физкультуре 9 класс 2010-2011 уч год Билет №1 Что подразумевается под физической культурой и почему она используется для укрепления здоровья человека?
41.95kb.
1 стр.
Биология, экзаменационные билеты, 9 класс Билет 1
78.91kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты по географии в 9-ом классе. Билет №1. Вопрос 1 уровень: расскажите о гп россии, ее границах, размерах, покажите на карте
137.44kb.
1 стр.
Учебный план №2 с русским (неродным) языком обучения на 2012 2013 учебный год
223.54kb.
1 стр.
Олимпиадные задания по географии 2012-2012 учебный год, 8 класс
17.11kb.
1 стр.
Экзаменационные билеты по литературе для государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в 2012 2013 учебном году
155.58kb.
1 стр.
Учебный план мбоу сош №15 на 2012-2013 учебный год Принят на заседании педагогического совета
1576.74kb.
10 стр.
Программа по географии в 6 классе на 2012 2013 учебный год по умк
363kb.
1 стр.