Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕОб участии гражданского общества в противодействии коррупции на территории Челябинской области Челябинск Декабрь, 2009 год Общественная палата Челябинской области, 2009, - 50с. Ответственный за выпуск:
Заключение подготовлено на основании писем, предложений граждан, представителей общественных организаций, членов Общественной палаты Челябинской области. Основная цель Заключения – анализ мер и выработка рекомендаций по противодействию коррупции с участием гражданского общества.
Тираж 200 экз.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ 454089, г. Челябинск ул. Цвиллинга, 27 «24» «12» 2009 г. № ____ тел.: (351) 263-77-75, 263-74-33 E-mail: vn@dfr.ru www.op74.ru Проект З А К Л Ю Ч Е Н И Е 24 декабря 2009 г. г. Челябинск Об участии гражданского общества в противодействии коррупции на территории Челябинской области Общественная палата Челябинской области получила с апреля 2006 года по ноябрь 2009 года 3867 писем. В письмах граждан, особенно 2008 -2010 годов, сообщаются вопиющие факты коррупции. За прошедший год в сравнении с аналогичным периодом прошлого года только по данным областной прокуратуры число фактов коррупции с участием чиновников выросло на треть. Вот что пишут наши земляки в Общественную палату. «Коррупция, как паутина, охватила все сферы и слои общества. И если на низшем, бытовом уровне факты мздоимства и подношений можно объяснить бедностью врачей и преподавателей, то во властных структурах, откаты и взятки стали нормой жизни. Процветание рейдерства дает также основания делать выводы о развитии коррупции». «Особенно высокий уровень злоупотреблений в разрешительной сфере: распределении земли, природных ресурсов, квот, получения разрешений на наиболее рентабельные виды бизнеса. Так получение разрешения на строительство, проведение коммуникаций представляет собой «хождение по мукам» с прохождением десятков инстанций. На базе коррупции развивается полулегальный бизнес, помогающий решать ряд банальных вопросов, о чем пестрят многочисленные рекламные объявления: «помощь в получении прав собственности, лицензий, разрешений, водительских прав, дипломов...». «Степень коррупции является важнейшим индикатором эффективности экономической системы государства. Падение общей эффективности государства, его способности обеспечить достойную мотивацию своих сотрудников неизбежно приводит к снижению эффективности его институтов, процедур и регламентов, обуславливая надежную почву для коррупционного роста. Основной ущерб от коррупции - экономический, связанный с усложнением и увеличением расходов на разрешительные операции. Одновременно падает авторитет власти. Коррупция в сфере образования неизбежно приводит к снижению его качества. Экономические последствия коррупции огромны - это рост издержек бизнеса, упущенные возможности - торможение экономического роста, нецелевое использование бюджетных средств, снижение уровня благосостояния людей. Это падение международного авторитета страны, ухудшение инвестиционной привлекательности нашей экономики, особенно со стороны иностранных инвесторов». «К сожалению, вся система административных барьеров пустила крепкие корни. Чем больше крепнет экономика, тем больше укрепляется бюрократия. По оценкам общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» в среднем до 10 % выручки бизнеса уходит на преодоление административных барьеров, что неизбежно перекладывается на плечи экономики. Значительная часть получения строительных подрядов, закупок, кредитов не обходится без «отката». При этом обнаруживается низкое качество работ, а то и того хуже, объект превращается в долгострой, а кредиты, выданные таким образом, часто превращаются в проблемные. Очень часто решения принимаются одним лицом, в то же время понятно, что чем выше монопольная власть и меньше отчетность госслужащих, тем больше коррупционные возможности. Такое положение - следствие неподконтрольности чиновников и несовершенства законов. У некоторых чиновников есть своя карманная фирма, единственная задача которой - работать на откат. В итоге до исполнителя доходит иногда 60-70% от той суммы, которая заложена в бюджет. Остальное - откат, который по своей сути является элементарным воровством. Нелегально полученные «коррупционные» или «нецелевые» деньги пойдут на потребление, будут переложены на плечи граждан через стоимость услуг и товаров, являются одним из важнейших факторов инфляции».
Вместе с тем, обобщение итогов рассмотрения письменных обращений граждан в Общественную палату свидетельствует о том, что при рассмотрении в судах гражданских дел не в полной мере гарантируется судебная защита конституционных прав и свобод. Анализ обращений граждан в Общественную палату показал, что при рассмотрении исков граждан, суды первой инстанции не всегда полно и всесторонне исследуют фактические обстоятельства дел, что, впоследствии, является основанием для отмены судебных решений в порядке надзора.
Правонарушения защиты, с одной стороны, носят широко распространенный, массовый характер, а с другой – редко подвергаются адекватной правовой оценке. Официальная информация Федеральной службы Роспотребнадзора по Челябинской области на основании комиссионного изучения материалов дела, констатирует следующее: «Действиями некоторых адвокатов в сговоре с риэлторами, торгующих землей, создается прецедент в Челябинской области, после которого открывается возможность приватизировать любые заброшенные временные огороды, которые, начиная с 50-х годов прошлого столетия, тысячами распахивались вдоль рек и водоемов. Роснедвижимость в кадастровых паспортах устанавливает разрешенное использование земли «для ведения личного подсобного хозяйства», что разрешает практически любое строительство, применение удобрений, ядохимикатов для борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, содержание скота в водоохранной зоне. Риэлторам, торгующим землей, открывается простор для обогащения за счет здоровья населения, с постоянно увеличивающимися источниками загрязнения. «Добросовестный покупатель», получая свидетельство о праве собственности на землю «для ведения личного подсобного хозяйства», без ограничительных сервитутов получает право беспрепятственно пользоваться своим участком, практически для любых целей, и, прежде всего, неканализованного строительства в водоохранных зонах. В настоящее время риэлторами проводится активная подготовка для совершения подобных сделок через несовершенный механизм упрощенной приватизации, что приведет к неконтролируемым процессам загрязнения питьевых источников водоснабжения. Используются механизмы поиска пожилых малограмотных людей с психологической обработкой «защиты их интересов». Применяются известные технологии инициирования жалоб, поиска лиц ущемляющих права граждан, создание громких скандалов для искажения сути вопроса. Привлекаются заинтересованные высокопоставленные чиновники «для поддержки» действий ответчиков, вплоть до использования представителями ответчиков ссылок на поддержку областного суда. Обнаружены факты появления несуществующих постановлений местных органов самоуправления, которые датированы прошлыми годами. Эти документы с фактами исправлений заверяются архивами. Используются заготовки налоговых извещений и других отвлекающих документов. Затем земельные участи регистрируются с правом собственности». Основной причиной коррупции являются отсутствие эффективной политики по предупреждению коррупции в местном самоуправлении и отдельных федеральных органах власти, отсутствие системы активного привлечения организаций гражданского общества к деятельности по противодействию коррупции, обеспечения прозрачности и открытости органов государственной власти и местного самоуправления. Общественной палате не была предоставлена информация о деятельности по развитию институтов гражданского общества следующими муниципальными образованиями: Ашинским, Варненским, Еткульским, Карталинским, Кизильским, Кусинским, Нязепетровским, Чебаркульским муниципальными районами. Это свидетельствует об отсутствии в данных муниципальных образованиях взаимодействия с институтами гражданского общества и соответственно отсутствия прозрачности и открытости в антикоррупционном направлении. Медленно упрощаются административные процедуры, в которых участвуют граждане, не сокращаются непосредственные контакты граждан с должностными лицами, разрешающими их дела. В условиях несовершенства земельного и лесного законодательства участились случаи незаконного распоряжения земельным фондом органами местного самоуправления. Имеются факты необоснованного перевода земель водоохранных зон, лесного фонда, сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов при утверждении генеральных планов, выделение их под индивидуальное строительство или ведение садового хозяйства. Передача городских лесов в введение органов местного самоуправления с регистрацией права муниципальной собственности на них - наиболее актуальная задача сегодняшнего дня. Особенно это касается Златоустовского, Миасского, Чебаркульского городских округов, Аргаяшского, Кунашакского Сосновского, муниципальных районов. Вопиющая ситуация складывается в г. Озерске, где в течение четырех лет общественность г. Озерска борется за недопущение строительства коттеджей около питьевого озера Иртяш, с уничтожением леса площадью более 37 га. При этом решения администрации города, по сведениям городского собрания депутатов, носят коррупционный характер, том числе, в ущерб бюджету города.
Практика подтверждает, что нельзя возлагать основную тяжесть борьбы с коррупцией на самих чиновников. В средствах массовой информации не создается образ честных, антикоррупционных героев, не анализируются коррупционные процессы и результаты борьбы с коррупцией. Общество не несет ответственности за безопасность финансов своего Отечества (ст.3 Конституции РФ). Есть единичные примеры передачи части властных полномочий общественным формированиям: торгово-промышленная палата (общественная организация) ведёт лицензирование товаров, творческие союзы поддерживают профессиональный уровень мастеров искусств. Намечается создание саморегулируемых организаций строителей (по аналогии с Европейскими Союзами гражданских инженеров), присваивая или подтверждая квалификацию своих членов. В практике отсутствуют мероприятия дальнейшего наделения этими полномочиями сообществ учителей, врачей, юристов, архитекторов, художников и др., которые могли бы оценивать своих членов как профессионально, так и этически (аналог – «Офицерское собрание» до революции). Исключение физического или юридического лица из числа членов такого Союза – это «потеря лица», падение имиджа, престижа, и, наконец, банкротство данной организации. В области не организован демократический процесс «тонкой фильтрации» случайных людей, обладателей фальшивых дипломов и носителей двойной морали. В области нет нравственных Кодексов чести членства в общественных традиционных Союзах. Мировой опыт показал, что решающее значение в борьбе с коррупцией имеет становление институтов гражданского общества, в первую очередь, общественных организаций, партий, СМИ, местного самоуправления, которые должны сформировать четкие механизмы контроля за работой государства. Органы власти должны повысить свою прозрачность. По сути, повсеместно должны создаваться условия для становления независимого гражданского контроля. И если этих условий не будет, эффект борьбы с коррупцией будет нулевым. Очередной пример долевого строительства жилья в г.Копейске на пр. Славы, 32Б - застройщик «ЛесСтройСервис» оставил 80 граждан без оплаченных денег и квартир. Цена вопроса: сотня миллионов рублей и утраченное доверие к власти. При этом нет никаких гарантий от органов власти на защиту граждан от недобросовестных фирм. Граждане один на один борются с мошенниками. Органам местного самоуправления следует отработать на территории муниципальных образований механизмы профилактики появления недобросовестных предпринимателей с методами «Мавроди». Необходимо всем уровням государственных и муниципальных органов вести правовое просвещение граждан, лаконично и доходчиво объяснить гражданам, в чём заключаются их права и обязанности, какие нарушения они должны за собой повлечь, как проходит судебная процедура и что в ней учитывается. Зная всё это, граждане будут увереннее вести себя, оказавшись один на один с подталкивающим их к даче взятки чиновником. Необходимо обеспечить открытость ведомственных систем. Прозрачность происходящих внутри ведомств операций и надлежащий гражданский контроль может быть реализован через публикации и открытое обсуждение внутриведомственных документов в общедоступной сети Интернет, что способно серьёзно пошатнуть фундамент коррупции. Необходимо прекратить практику прикрытия скрытной деятельности органов власти по причине защиты персональных данных граждан и «секретных» сведений в ведомствах и организациях. Борьба с коррупцией является важнейшим условием борьбы с инфляцией и ускорения темпов роста экономики России. Национальный план противодействия коррупции предусматривает выработку системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества. Одной из основных целей, поставленных перед Общественной палатой Российской Федерации соответствующим федеральным законом, провозглашается осуществление общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Общественная палата Челябинской области решает:
3.1. Создать рабочую группу по расследованию фактов необоснованного перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов при утверждении генеральных планов, выделение их под индивидуальное строительство, ведение садового хозяйства и регистрации права собственности на них. В первую очередь, провести расследование в городах Златоусте и Миассе, в районах: Чебаркульском, Аргаяшском, Кунашакском, Сосновском. 3.2. Создать рабочую группу по расследованию фактов принятия решения администрацией Озерского городского округа по уничтожению городского леса в г. Озерске площадью 37,2871, рядом с питьевым озером Иртяш. 3.3. Организовать подготовку материалов для предложений депутатам Государственной Думы Федерального Собрания и Законодательного Собрания Челябинской области по вопросам совершенствования законодательства. 3.4. В целях построения в России системы действенного гражданского контроля направить в Общественную палату Российской Федерации предложения о подготовке законодательной инициативы в Государственную Думу Российской Федерации: 3.4.1. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов общественного контроля)». Приложение № 3. 3.4.2. введения обязательного декларирования не только доходов, но и расходов должностных лиц любого уровня и их близких родственников (не ограничиваясь супругом и несовершеннолетними детьми); - внесения изменения в уголовный Кодекс с целью возвращения раннее предусмотренного наказания в виде конфискации имущества; - по ужесточению наказания за преступления коррупционного характера; - инициировать для предотвращения коррупции в образовательных учреждениях предусмотреть: а) - введение письменных экзаменов; б) - проведение государственно аттестационных комиссий с использованием фото, видео съемки; в) - обнародование информации о лицах, привлеченных к ответственности за участие в коррупционных деяниях.
Смотрите также: Общественная палата Челябинской области
851.86kb.
4 стр.
Закон Сахалинской области от 30. 11. 2011 n 126-зо (ред от 27. 05. 2013) "Об общественной палате Сахалинской области"
295.16kb.
1 стр.
Молодёжная Общественная Палата района Войковский
38.96kb.
1 стр.
Закон челябинской области о пожарной безопасности в Челябинской области Принят постановлением
101.4kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации автоматизированных рабочих мест системы исполнения регламентов предоставления государственных
115.21kb.
1 стр.
О приобретении имущества в государственную собственность Челябинской области
26.49kb.
1 стр.
Закон ставропольского края об Общественной палате Ставропольского края Статья Цели создания и статус Общественной палаты Ставропольского края
286kb.
1 стр.
Российская федерация общественная палата калининградской области
81.24kb.
1 стр.
Общественная палата самарской области ООО «прогностика»
605.77kb.
7 стр.
Программа «Развитие культурно досуговой деятельности, народного творчества, национальных культур Челябинской области»
176.61kb.
1 стр.
Программа «Развитие культурно-досуговой деятельности, народного творчества, национальных культур Челябинской области»
177.34kb.
1 стр.
Закон челябинской области о промышленной политике в Челябинской области Принят постановлением 125.81kb.
1 стр.
|