Главная
страница 1
Доклад руководителя ГКУ «Центр экспертиз» Е.А.Хватовой
Тема: Тарифное регулирование организаций коммунального комплекса и транспортных организаций



  1. Тарифное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Основным принципом тарифного регулирования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса является достижение баланса экономических интересов производителей и потребителей услуги. При этом каждый шаг как регулируемых организаций, так и органа регулирования является строго регламентированным и подчинён той или иной норме действующего законодательства. Исходя из этого, РСТ Забайкальского края ежегодно проводит тарифные сессии на очередной год.

Так, в мае 2012 года РСТ Забайкальского края была начата тарифная сессия на 2013 год. Всего в службу было подано 484 заявления от организаций коммунального комплекса, в том числе:

от организаций, оказывающих услуги теплоснабжения – 249;

от организаций, оказывающих услуги водоснабжения – 226;

от организаций, оказывающих услуги водоотведения – 101.

Необходимо отметить, что из года в год наблюдается увеличение числа регулируемых организаций и муниципальных образований, в которых оказываются данные услуги.

Как видно из представленного графика на первом слайде, количество организаций, оказывающих услуги теплоснабжения и подавших заявки на 2013 год, по отношению к предыдущему году не изменилось. При этом рост к 2009 году составляет 37,6 % или 68 организаций.

При этом количество муниципальных образований, в которых установлены тарифы на тепловую энергию на 2013 год возросло по отношению к 2009 году на 53 % (или 71).

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении организаций, оказывающих услуги водоснабжения. Так, количество регулируемых организаций с 2009 года по 2013 год возросло на 60 или 46,2 %, количество муниципальных образований, в которых оказываются данные услуги, увеличилось на 41,3 %. В водоотведении ситуация практически не изменилась. Это связано прежде всего с ограниченным количеством очистных сооружений на территории края. С 2009 по 2013 год количество организаций водоотведения увеличилось на 4 организации (или 4,1 %), количество муниципальных образований, в которых оказываются услуги водоотведения, выросло на 13,8 %.

Необходимо отметить, что несмотря на то, что многие организации регулируются не первый год, количество, а самое главное, качество подаваемых материалов оставляет желать лучшего. Так, из 484 организаций, подавших заявление об установлении тарифов, только 230 организации или 47,5 % подали документы с соблюдением норм действующего законодательства.

Для таких организаций РСТ Забайкальского края был применён метод экономической обоснованности тарифов. Для остальных организаций коммунального комплекса органом регулирования в соответствии с предоставленным правом был применён метод индексации.

Такой подход организаций коммунального комплекса к тарифному регулированию является тупиковым, что не позволяет РСТ Забайкальского края в полной мере оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций коммунального комплекса, провести анализ, внести корректировки в расчёты на следующий период регулирования.

Стоит сказать, что количество организаций коммунального комплекса, в отношении которых применён метод экономической обоснованности затрат ежегодно растет. Связано это прежде всего с созданием в 2011 году подведомственного РСТ Забайкальского края государственного казённого учреждения «Центр экспертиз», которому дано право проводить экспертизу экономической обоснованности тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, что позволило снизить нагрузку на штатных специалистов службы, а следовательно более детально отработать порядок подачи документов с регулируемыми организациями для установления тарифов и требования к ним.

Как отмечалось выше, при формировании тарифов для большинства организаций был применён метод индексации установленных тарифов.

При расчёте тарифов применялись коэффициенты-дефляторы в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, одобренным Правительством Российской Федерации на заседании 28 сентября 2012 года.

В целом структура затрат по отношению к 2012 году не изменилась. Так, наибольший удельный вес в структуре затрат теплоснабжения составляют расходы на уголь 32 %, на втором месте – расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды (более 24 %), далее следуют расходы на электроэнергию и содержание и эксплуатацию.

Структура затрат на услуги водоснабжения также не претерпела значительных изменений. Наибольший удельный вес занимают расходы на электрическую энергию (более 40 %), затем расходы на оплату труда с отчислениями на социальные нужды (около 30 %). Аналогичная структура затрат отмечается и в водоотведении.

Исходя из вышеуказанных условий РСТ Забайкальского края были сформированы тарифы на услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения. Данные тарифы были установлены в рамках индексов, предусмотренных ФСТ России. Необходимо отметить, что с момента введения таких индексов тарифы, устанавливаемые РСТ Забайкальского края, принимались в их рамках. На 2013 год установлены следующие средние по краю индексы


на тепловую энергию:

с 01 января 2013 года – 100,0% (по отношению к 31 декабря 2012 года);

с 01 июля 2013 года – 111,3 % (по отношению к 31 декабря 2012 года).
на водоснабжение и водоотведение:

с 01 января 2013 года – 100,0% (по отношению к 31 декабря 2012 года);

с 01 июля 2013 года – 112,0 % (по отношению к 31 декабря 2012 года).
Большое внимание в 2012 году заслужили порядок предоставления коммунальных услуг, а также начисления платы за оказанные услуги.

Вступившие в полную силу с 01 сентября 2012 года Правила оказания коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, в качестве основного новшества предусмотрели разделение ранее действовавшего норматива потребления коммунальных услуг на две составляющие: на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды.

Для применения указанных Правил РСТ Забайкальского края разделила действующие ранее нормативы потребления на две новые составляющие, приняв приказы № 207 и № 221, в которых соответственно установлены нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, водоснабжения и водоотведения при отсутствии приборов учёта. Первый приказ, вводивший новые нормативы потребления электрической энергии вступил в силу с 01 сентября 2012 года, второй, вводивший нормативы потребления услуг холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, - с 01 января 2013 года.

Расчёт нормативов как на индивидуальное потребление, так и на расход коммунальных ресурсов в местах общего пользования, был произведён службой в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306.

Необходимо отметить, что ранее действовавшие на территории муниципальных образований нормативы зачастую устанавливались органами местного самоуправления без должного обоснования, расчёта всех необходимых показателей, исходя из политической конъюнктуры. Во время анализа и пересчёта нормативов на услуги водоснабжения и водоотведения РСТ Забайкальского края столкнулась с тем, что на территории одного района нормативы в разных поселениях при одном уровне благоустройства могли отличаться в разы.

Данный факт стал одной из причин для снижения величины тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения по ряду муниципальных образований с 01 января 2013 года.

Таким образом, предельная величина изменения тарифов с 01 января 2013 года в среднем по субъекту не превысила 100%.

Вместе с тем, размеры платы граждан, определенные исходя из установленных тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг, с 01 января 2013 года по ряду муниципальных образований изменились как в большую, так и в меньшую сторону.

Согласно Прогнозам социально-экономического развития индекс изменения размера платы для населения также должен находиться в рамках, предусмотренных на федеральном уровне:

с 01 января 2013 года – 100 % по отношению к 31 декабря 2012 года;

с 01 июля 2013 года – не более 112,0 % по отношению к 31 декабря 2012 года, за исключением случаев преобладания в структуре совокупного коммунального платежа оплаты за услуги газоснабжения, при которых рост платы граждан не превышает 115,0 %.

С целью недопущения превышения установленных пределов РСТ Забайкальского края приказом от 05 марта 2013 года № 42 отменило действие нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных и действовавших с 01 января 2013 года. Приказом № 43 на I полугодие 2013 года продлено действие тарифов и нормативов, утвержденных по состоянию на 31 декабря 2012 года.

Оплата, произведенная населением, проживающим в многоквартирных домах, необорудованных общедомовыми приборами учета, за период с января по февраль 2013 года, будет учтена в счет оплаты за потребление соответствующих ресурсов будущих периодов.

Изменение порядка оказания и оплаты коммунальных услуг вызвало массу вопросов у граждан. С целью разъяснения нововведений РСТ Забайкальского края регулярно проводит мероприятия, направленные на обеспечение доступности информации об условиях предоставления и оплаты коммунальных услуг. Подробные разъяснения были размещены в газетах нашего города «Забайкальский рабочий», «Азия-экспресс», на телеканалах «ЧГТРК Чита», «Альтес» и «Россия 1», в эфире радиостанции «ЧГТРК Чита», а также на официальном сайте РСТ Забайкальского края, Забмедиа.ру, Чита.ру и Забинфо.ру. В настоящее время ведется активный прием телефонных звонков по вопросам оплаты за коммунальные услуги по каналам «горячей линии».

В марте 2013 года РСТ Забайкальского края планирует начать работу по пересмотру тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на II полугодие 2013 года в условиях новых производственных программ, сформированных по «старым» нормативам потребления коммунальных услуг.
2. Контрольная деятельность

Несколько слов необходимо сказать о контрольной деятельности РСТ Забайкальского края в сфере деятельности организаций коммунального комплекса. Так, в феврале 2012 года был проведён масштабный мониторинг изменения размера платы граждан во всех поселениях Забайкальского края. Значительных нарушений установлено не было. В 2012 году сотрудниками службы было проведено 99 внеплановых проверок, по результатам 75 из которых установлены нарушения в сфере правильности применения установленных тарифов, выданы предписания. Все предписания были исполнены в первоначальный срок.

В связи с передачей функций по проведению экспертизы экономической обоснованности тарифов, а также аккредитацией подведомственного учреждения РСТ Забайкальского края значительно активизировала свою контрольную деятельность при проверке организаций коммунального комплекса. Так, на 2013 год запланировано 32 плановых выездных проверок в 13 муниципальных районах Забайкальского края. За неполные 3 месяца 2013 года уже проведено 16 внеплановых проверок, в 15 случаях установлены нарушения, связанные с порядком применения тарифов и определения размера платы за коммунальные услуги. Всем организациям выданы предписания, исполнение которых поставлено на контроль. В настоящее время в работе остаётся ещё восемь контрольных мероприятий.
3. Стандарты раскрытия информации

Также с 2011 года РСТ Забайкальского края значительно активизирована работа с регулируемыми организациями, направленная на раскрытие стандартов информации, подлежащей свободному доступу.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 1140 «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии» организации коммунального комплекса должны раскрывать информацию о своей деятельности путем ее опубликования в печатных средствах массовой информации и на официальном сайте РСТ Забайкальского края в сети Интернет.

С 2012 года Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса Забайкальского края предоставляются в Федеральной государственной информационной системе «Единая информационная аналитическая система» ФСТ России.

Контроль за организациями коммунального комплекса Стандартов раскрытия информации проводится в форме систематического наблюдения и анализа в соответствии с действующим законодательством.

Несмотря на то, что стандарты информации раскрываются уже третий год, многие регулируемые организации не считают для себя необходимым осуществлять публикацию такой информации. По результатам систематического наблюдения и анализа выявлено что, в сроки, установленные законодательством, ежеквартальную информацию в 2012 году раскрыли 164 организации коммунального комплекса, плановые показатели на 2013 год - 176 организаций коммунального комплекса.

С целью соблюдения действующего законодательства организациям, которые не опубликовали Стандарты раскрытия информации в установленные сроки, выданы предписания об устранении нарушений.

В 2012 году к административной ответственности привлечено 3 должностных лица по статье 19.8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Учитывая данные факты, одним из приоритетных направлений службы в 2013 году по-прежнему остается контроль за фактом размещения информации, подлежащей свободному доступу и достоверности раскрытия такой информации.
4. Заключительная часть

В заключение стоит отметить, что РСТ Забайкальского края уже начата подготовка к очередной тарифной сессии на 2014 год. В рамках этого подготовлены и будут разосланы информационные письма о порядке регулирования тарифов на следующий период регулирования, а также требованиях к предоставляемым документам.

Ну и конечно в 2013 году продолжена контрольная деятельность.

Спасибо за внимание.



__________


Смотрите также:
Тарифное регулирование в сфере жилищно-коммунального хозяйства
269.91kb.
1 стр.
Тарифное регулирование организаций коммунального комплекса и транспортных организаций
92.21kb.
1 стр.
Центр муниципальной экономики
5966.14kb.
21 стр.
Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса
437.75kb.
3 стр.
Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса
445.14kb.
3 стр.
Информация о расчете тарифа на горячую воду, поставляемую потребителям городского округа город Уфа
39.36kb.
1 стр.
Закон об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса
579.01kb.
3 стр.
Законами от 30. 12. 2004 №210-фз «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
44.9kb.
1 стр.
Законом от 30 декабря 2004 г. №210-фз «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
63.1kb.
1 стр.
Тарифное регулирование в Республике Беларусь
352.32kb.
1 стр.
Тема №3: «Международные организации» 1
16.03kb.
1 стр.
Отраслевое тарифное соглашение от 31 декабря 1997 года по речному транспорту на 1998 1999 годы общие положения
524.66kb.
2 стр.