Главная
страница 1страница 2страница 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ФИЛИАЛ

ФАКУЛЬТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА

ОТДЕЛЕНИЕ ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студентки II курса

Кудрявцевой Анны Александровны

Общественный контроль над силовыми структурами и права человека

Научный руководитель –

проф. Сунгуров Александр

Юрьевич

Санкт-Петербург, 2009



Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Определение понятий…………………………………………………………6

Глава 1.1. Понятие общественного контроля…………………………………………6

Глава 1.2. Определение силовых структур и понятия «право»……………………………………………….…………………………………………10

Глава 1.3. Определение прав человека………………………………………………..11

Глава 2. Общественное участие в деятельности силовых структур……………….15

Глава 3. Нарушение основных прав и свобод человека и гражданина представителями силовых структур на основании докладов уполномоченного по правам человека в городе Санкт-Петербург и Правозащитного совета города Санкт-Петербург за 2007 год………………………………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………………27

.Список используемой литературы……………………………………………………28



Введение

Раньше считалось, что самые незащищённые слои населения – это дети и пожилые люди. Каждый ребёнок с раннего детства знает, что брать подарки от чужих людей и садиться в машины к незнакомым дядям и тётям нельзя. Пожилые люди всегда могли рассчитывать на помощь на переходе дороги и место в автобусе. Теперь же защищёнными себя не чувствуют большинство наших сограждан. Даже если ты сам взрослый дядя и имеешь чёрный пояс по каратэ, это не гарантирует, что ты можешь чувствовать себя в безопасности. Сейчас практически каждый надеется только на свои силы: убежал от хулиганов – молодец, не убежал – что ж, сам виноват. Вера в доброе и справедливое государство неуклонно стремится к нулю, а от представителей тех органов, которые должны нас защищать, иногда хочется убегать быстрее, чем от хулиганов.

Мы не верим в способность силовых ведомств и правоохранительных органов защитить наши основные права и свободы, подсознательно отождествляем их с бандитами и людьми, готовыми сделать всё, лишь бы мы не обратились к ним ещё раз. У нас устоялось мнение о том, что сотрудники правоохранительных органов работают один день в неделю, а в остальное время отправляются на заработки. Именно это и побудило меня написать данную работу. Моя тема звучит: «Общественный контроль над силовыми структурами и права человека», и выбрана она не случайно. Можно избежать встречи с хулиганами в тёмном переулке, для этого надо по этим тёмным переулкам не ходить. Но нельзя полностью оградиться от системы, частью которой является каждый из нас. Актуальность данной темы бесспорна. Невозможно строить демократическое государство без одного из центральных компонентов такого государства – народа. Возможность контроля над силовыми структурами со стороны общества может как значительно уменьшить произвол и превышение должностных полномочий со стороны представителей силовых ведомств, так и повысить уровень ответственности за то, что происходит в стране, у граждан. Проблемная ситуация описана выше, но при этом исследовательский вопрос звучит так: «Возможно ли, что при существовании и нормальном функционировании общественного контроля над силовыми структурами, не было бы такого нарушения прав человека со стороны представителей этих структур?»

Такие категории как власть и общество, контроль и управления всегда находились и находятся под пристальным вниманием представителей различных профессии- историков, политологов, социологов, юристов. Но в отечественной литературе проблема общественного контроля не сильно разработана, в основном внимание уделяется или государственному контролю, или понятию власти вообще. Несмотря на это, я постараюсь учесть разные точки зрения на поставленную проблему, в том числе и о том, что общественный контроль над силовыми ведомствами не возможен вообще. А также учту то, что существуют различные классификации форм общественного участия.

Правовую базу моей работы составляют Конституция РФ 1993 года и различные Федеральные законы и указы Президента, в том числе ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «О милиции», «Об Общественной палате».

Объектом моего исследования является явление общественного контроля, а предметом – конкретно общественный контроль над силовыми структурами. В данной работе я остановлюсь на функционировании общественного контроля на федеральном уровне, не затрагивая уровня регионов и муниципалитетов. Кроме этого я буду рассматривать только те формы общественного контроля, которые функционируют сейчас, а значит, появились в течение последнего десятилетия. Также в своей работе я буду останавливаться только на формах контроля, которые признаны государством и официально закреплены в законодательстве нашей страны.

Целью моей работы является анализ существования и функционирования органов общественного контроля над силовыми ведомствами и ответ на вопрос, какие права человека не были бы нарушены, вследствие их реального функционирования. Я приведу анализ двух докладов, в которых должны быть освещены случаи нарушения прав человека представителями силовых ведомств (если всё-таки такие нарушения имеют место быть). Это будет сделано в качестве подтверждения (или опровержения) моей гипотезы о том, что при том положении дел, которое мы имеем сейчас, то есть даже при наличии органов общественного контроля, которые должны следить за тем, чтобы силовые структуры действовали исключительно в рамках закона, права человека всё равно нарушаются,

В качестве основных задач я выделяю:



      • необходимость определить, что мы понимаем под «общественным контролем», какие формы общественного участия нам известны;

      • также необходимость определить, что можно отнести к силовым структурам, и что такое право вообще;

  • после этого я предполагаю описать и проанализировать деятельность общественных организаций, в чью компетенцию так или иначе входит обязанность контролировать функционирование силовых органов (общественная палата, общественные советы и т.д.).

  • заключительным этапом моей работы будет анализ ежегодного отчёта Уполномоченного по правам человека за 2007 год и отчёта Правозащитного совета также за 2007 год. Для того чтобы ограничить рамки моего исследования, я выбираю отчет Омбудсмана города Санкт-Петербург и останавливаюсь на 2007 году потому, что более поздняя информация пока не доступна. Правозащитный совет также выбран не случайно, так как в него вошли организации, негативно настроенные по отношению к человеку, который в данный момент занимает должность Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге, Игоря Павловича Михайлова. Это Международная коллегия адвокатов «Санкт-Петербург», правозащитная общественная организация «Гражданский контроль», региональная общественная организация «Лига избирательниц Санкт-Петербурга», Российский комитет международной организации «Адвокаты в защиту прав человека», Санкт-Петербургская благотворительная историко-просветительская общественная правозащитная организация «Мемориал», Санкт-Петербургская региональная общественная правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга», Санкт-Петербургский общественный фонд «Музей Галины Старовойтовой», экологический правозащитный центр «Беллона», общественное движение «За Россию без расизма», а также правозащитники Юрий Вдовин, Наталия Евдокимова, Игорь Карлинский, Елена Кобец, Игорь Кучеренко, Юрий Нестеров, Леонид Романков, Юлий Рыбаков, Владимир Шнитке. Можно предположить, что использование только отчёта Уполномоченного не даст нам полной картины состояния нарушений прав человека, поэтому, для того чтобы анализ был более объективный, я рассмотрю доклад и Уполномоченного по правам человека, и Правозащитного совета.

Для того чтобы достичь поставленных задач мне необходимо изучить формы общественного участия, понятие контроля и силовых структур. После этого проанализировать содержание (или отметить отсутствие) сайтов тех или иных общественных структур, проанализировать законодательную базу, регулирующую деятельность этих структур. После этого мне будет необходимо детально проанализировать отмеченные выше доклады, сравнить их, выработать критерии для оценки. А потом сопоставить нарушения с действующими в нашей стране законами (исключая международные документы по правам человека, ратифицированные Россией, потому что в Конституции нашей страны права человека детально прописаны, и многие международные документы пересекаются с тем, что написано в ней).

Методологической основой моей работы является системный, структурно-функциональный и комплексный подходы к анализу такого феномена как общественный контроль. При рассмотрении нарушаемых прав и сопоставлении их с существующей в нашей стране правовой базой применялся нормативный метод. Системный и структурно-функциональный методы использовались при определении понятия контроля и его месте в структуре функций политической системы.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы, включая Интернет-источники и правовую базу.

Итогом моей работы должен стать ответ на вопрос, может ли существование контроля со стороны общества уменьшить количество злоупотреблений со стороны представителей силовых структур или нет. Возможен ли такой контроль? Или не общество вообще должно заниматься этой проблемой, а государство?



Глава 1. Определение понятий

Глава 1.1. Понятие общественного контроля

Маловероятно, что основоположники теории разделения властей думали, что на пути построения демократического государства появится необходимость создания ещё одной ветви власти – контрольной. Ведь в основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную уже лежит принцип взаимного контроля. Но, как оказалось, для многих государств этого недостаточно. Любая теория – это идеал, к которому необходимо стремиться, но на практике, как правило, вносятся свои коррективы. В основе демократического типа правления лежит воля народа, но так как вариант прямой демократии в современном мире маловероятен, то предполагается, что народ выберет таких представителей, которые смогут защищать интересы каждого. В противном случае, этих представителей можно будет легко сместить в ходе честных выборов и выбрать более ответственных. Но и это оказалось всего лишь теорией. В реальной жизни сложно быстро кого-то сместить, да и люди, однажды вкусившие все прелести власти, просто так уже никуда не уйдут. Поэтому сейчас всё чаще обсуждается вопрос о необходимости ещё одной ветви власти – контрольной. Вопрос это долгий и достаточно спорный – а не превратится ли она в придаток трёх других и не станет ли местом, на которое можно легко переложить ответственность за своё бездействие.

В данной работе мы не будем останавливаться на этом и детально обсуждать вопрос, необходима ли нам контрольная ветвь власти, мы будем рассматривать феномен общественного контроля. Для начала мы рассмотрим отдельно понятие контроля, потом виды общественного участия, а в конце соединим это вместе.

Что такое контроль? На этот вопрос можно дать множество ответов, но ни один из них не будет исчерпывающим. Согласно Лимской декларации руководящих принципов контроля «Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем»1.


«Контроль над властью – это, помимо всего прочего, способ ограничить её и возложить на неё ответственность».2 Власть никогда не была безгранична, даже царь или деспот не был застрахован от заговоров и интриг. Но при этом важно помнить, что для монархии и демократии функции контроля будут направлены на достижения эффективности в различном направлении. Диего Валадес в своей книге «Контроль над властью» отмечает важность понятия суверенитета народа, так как именно исходя из него, можно объяснить источник власти и форму контроля над властью. По его мнению, изменение понятия суверенитета произошло во время эпохи Возрождения, тогда, когда верховная власть была передана народу. «Соответственно, взаимоотношения между ветвями власти, равно как и формы контроля, осуществляемые в этом юридико-политическом процессе, являются средствами сохранения суверенитета, принадлежащего народу».3 Мы будем рассматривать процесс контроля, исходя из данного утверждения.

Суверенная воля народа выражается в выполнении шести функций политической системы, описанных в положениях системного и структурно-функционального подхода Д. Истона и Г. Алмонда с соавторами, которых приводит в своей работе А. Ю. Сунгуров.4 Это следующие шесть функций:



  1. артикуляция интересов различных групп населения, позволяющая трансформировать скрытые желания и потребности в явно выраженные требования или предложения;

  2. агрегация интересов – обобщение многосторонних потребностей и желаний граждан и их групп в несколько альтернативных программ деятельности политической системы;

  3. принятие законов, «правил игры» уполномоченными на то органами и структурами;

  4. реализация принятых законов;

  5. рассуживание спорных ситуаций, или, иначе, применение существующих правил для конкретных жизненных ситуаций;

  6. функция политической коммуникации между различными структурами политической системы.5

Сразу же можно заметить две вещи. Во-первых, выполнение политической системой данных функций возможно только в рамках демократического государства, в котором уже предусмотрен взаимный контроль всех ветвей власти с помощью «сдержек и противовесов». Исходя из этого, можно заметить, что в данном случае отдельно не выделена контрольная функция. Но, анализируя существование контроля, нельзя не учитывать, что далеко не все страны имеют реальный демократический тип правления, и представленный выше перечень функций не характерен для всех систем без исключения. В рамках монархических или авторитарных типов правления не возможно разделение функций контроля между ветвями власти. Согласно модели, представленной в упомянутой выше книге А.Ю. Сунгурова «Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа)», в монархиях или авторитарных государствах над всем непосредственно стоит монарх (правитель), которому подчиняются все органы государственной власти, в том числе и орган контроля, который осуществляет свои функции в отношении судебной и исполнительной власти.

Хотя, на мой взгляд, функцию контроля не может выполнять орган, находящийся в зависимости от того ведомства, который он контролирует, нельзя не учитывать контроль, который должны осуществлять исполнительная, законодательная и судебная власть в отношении друг друга. Чтобы определить место общественного контроля в этой сложной системе взаимоотношений, можно воспользоваться делением контроля на «горизонтальный» и «вертикальный», предложенным Лёвенштейном. Соответственно, горизонтальный контроль – это контроль между органами власти, а вертикальный контроль осуществляется теми, кто не обладает непосредственно властными полномочиями. Это могут быть как граждане, так и отдельные субъекты. Именно контроль со стороны граждан должен вывести действия чиновников различных уровней в публичную сферу, тем самым показав, что каждый конкретный представитель власти несёт непосредственную ответственность как за свои действия, так и за бездействие. Правительственные чиновники не осознают то, что народ, передав им право управлять собой, не отказался от него окончательно. «Народ пользуется этим правом, когда принимает писаную и неписаную Конституцию политического общества, или когда часть его объединяется в небольшую политическую группу с тем, чтобы выработать право или принять решение, или когда он избирает своих представителей. … Именно благодаря ему народ контролирует государство и своих правительственных чиновников».6 Только как он это делает, зависит от самого народа.

У многих из нас сохранился стереотип, что политика – грязное дело, и не стоит нам в неё вмешиваться. Сами что-то придумывают, сами решают, а нам всё равно легче жить не станет. Но время не стоит на месте, теперь большинство людей умеют не только писать и читать, но получают по два-три высших образования, прекрасно разбираются в политике, экономике, юриспруденции. И они не могут понять, почему мы сами себе оплачиваем бедное существование. Миф о том, что общество не может контролировать государство, постепенно рассеивается, осталось выбрать то, какие механизмы контроля наиболее эффективны и приемлемы в нашем случае.

Известны различные группы и классификации форм общественного контроля. Можно выделить публичные, экспертные, непубличные, формы прямого участия, косвенные, международные формы общественного контроля7. При этом к публичным формам относятся общественные слушания, консультативные органы, пикеты, митинги, демонстрации, распространение газет, листовок, плакатов, вовлечение представителей власти в публичные действия НКО, в собрания, конференции, семинары, публикации в СМИ. К экспертным формам относится разработка и предложение властям проектов правовых актов, общедоступное изложение проблем и путей их разрешения, мониторинг реализации принятых властью решений, использование социологических исследований, гражданское образование. Непубличные формы – письма представителям власти, сбор подписей, работа «Общественных приёмных», «горячих линий», обращение к представителям вышестоящих властей, обращение в контрольные правоохранительные органы, к Уполномоченному по права человека (далее – УПЧ), судебная защита своих и частных интересов. Формы прямого участия государственный и прямой заказ, совместные программы НКО и органов власти, фонды местного сообщества. Косвенные формы – коалиции для воздействия на власть, формирование местных центров публичной политики, подготовка к продвижению во властные структуры достойных лиц, привлечение достойных лиц, покинувших властные структуры, использование выборов. И наконец, международные формы – обращение в Европейский суд по правам человека, органы ООН, альтернативные доклады, обращения к международным правительственным организациям и НПО, обращения в правительства, к общественности и СМИ зарубежных стран.8

При этом это не единственная возможная классификация. В работе А. Л. Нездюрова можно найти классификацию в зависимости от целей общественного участия. Но, как отмечает автор, она не полная, в ней представлены лишь самые общие варианты целей:

1. Информирование граждан, СМИ и представителей общественности и органов власти о фактах и мнениях по обсуждаемым проблемам;

2. Формирование общественного мнения по обсуждаемой проблеме;

3. Влияние на действия граждан и организаций по обсуждаемой проблеме;

4. Влияния на решения органов власти по обсуждаемой проблеме. 9

Как мы можем заметить, спектр возможного влияния общественности на власть достаточно широк. Но для достижения результата и эффективного взаимодействия недостаточно единожды применить какой-то один вариант взаимодействия. Не зря же говорят, что для достижения должного результата нужны два фактора – постоянность и постепенность. Если пользоваться моделями взаимодействия органов власти и общества, предложенными А. Ю. Сунгуровым, то, несмотря на все попытки что-то изменить, у нас патерналистская модель, основанная на непрекословном доминировании власти, а в некоторых случаях даже модель «борьбы с противником».10



Глава 1.2. Определение силовых структур и понятия «право»

Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации предоставляется оперативным подразделениям органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасности РФ, федеральных органов государственной охраны РФ, органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний РФ.11 Так как найти чёткого ответа на вопрос, какие же органы относятся к силовым структурам, в определении данного понятия я буду опираться на перечень органов приведённых выше и относить к силовым структурам ведомства, которые имеют право применять силу для достижения поставленных задач. То есть это такие учреждения, которые могут использовать оружие, меры принудительного характера и другие способы силового воздействия в противопоставление тому, что простые граждане такого права не имеют.

Теперь необходимо определить, что же мы понимаем под феноменом «право»? Право на жизнь, свободу, собственность, неприкосновенность жилища – это далеко не весь список того, что у нас ассоциируется с понятием «права». О феномене прав человека будет рассказано в следующей главе, а о том, что должны охранять представители силовых ведомств, я расскажу ниже.

«Право — 1) в объективном смысле система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право). По форме закрепления, источникам происхождения, сфере деятельности и другим основаниям различают право писаное (статутное, прецедентное) и неписаное (обычное), светское и религиозное, национальное и международное.

Право как система дифференцировано по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (см., например, гражданское право, конституционное право, семейное право, трудовое право, уголовное право), подотрасли (авторское право, наследственное право и др.), межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право).

2) в субъективном смысле вид и мера возможного поведения лица, государственного органа, народа, государства или иного субъекта (юридическое право)».12

В рамках различных отраслей права человек имеет определённые права и обязанности. Роль силовых ведомств заключается в том, чтобы регулировать исполнение как прав, так и обязанностей. В первом случае они обязаны обеспечить исполнение прав конкретного человека, для чего они должны вступить в решение проблемной ситуации, руководствуясь существующими на территории Российской Федерации законами. Во втором случае они имеют право прибегнуть к применению санкций, также закреплённых законодательно, с целью обеспечения выполнения гражданами их обязанностей (по отношению к другим гражданам, государству и т.д.)

Глава 1.3. Определение прав человека

Перечень документов, регулирующих права человека в современном мире, достаточно широк, начиная с универсальных документов и заканчивая правами женщин, детей, уязвимых групп лиц, принципами отправления правосудия, социальными правами, свободой объединения, информации, правами пользоваться достижениями культуры и т.д.13 К универсальным документам можно отнести Устав Организации Объединенных Наций, Всеобщую Декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, все из которых ратифицированы Российской Федерацией.

Создание документов такого плана и масштаба свидетельствует о том, что провозглашение человека высшей ценностью не является лишь красивым лозунгом. Но дать единственное полное объяснение такому широкому понятию, как права человека, достаточно сложно. Поэтому можно воспользоваться признаками, присущими правам человека, а именно

- они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

- складываются объективно и не зависят от государственного признания;

- принадлежат индивиду от рождения;

- являются непосредственно действующими;

- имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

- признаются высшей социальной ценностью;

- выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

- представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

- их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.14

Отсюда можно сделать вывод, что права человека – это некий набор правил, определяющий взаимоотношения индивидов в обществе и охраняемый государством. В рассматриваемом мной случае, права человека непосредственно нарушаются, а никак не охраняются представителями силовых ведомств. (По крайней мере, такова моя гипотеза, что именно из-за нарушения прав человека и злоупотребления должностными полномочиями, авторитет правоохранительных органов неуклонно падает).

В литературе выделяются три основных «поколения» прав человека15. К первому поколению относятся так называемые негативные права человека, которые можно определить как свободу от принуждения, возможность действовать по своему усмотрению. Личная жизнь отделяется от жизни общественной, определяются пределы вмешательства государства в жизнь своих граждан. Это права на жизнь, свободу, собственность, справедливый суд, свободы от незаконного задержания, ареста, телесного наказания. Время появления данного поколения прав относят к началу XX века. Гражданские и политические права также относят к данной группе. Категория прав первого поколения не зависит от ресурсов государства, от благосостояния граждан, они является абсолютными и основополагающими.

В середине XX века оформилась вторая категория прав человека – права «второго» поколения или позитивные права. Принципиальное отличие от прав первого поколения состоит в том, что в первом случае государство берёт на себя право не вмешиваться в частную жизнь людей, а во втором – оно обязано обеспечить каждому человеку достойное существование. Речь идёт о социально-политических правах. Люди рождаются с разными физическими и умственными способностями, они подвержены различным влияниям производств, фабрик, заводов, наступают этапы в жизни, когда они не могут работать по состоянию здоровья, по необходимости ухода за детьми. Каждый человек, который отдаёт силы и здоровье на благополучие государства хочет быть уверен в том, что государство не оставит его без поддержки, когда она ему понадобится. К этой группе относятся права на образование, медицинское обслуживание, социальные гарантии.

Понятие прав «третьего» поколения не является таким же ясным и прозрачным, как понятия первых двух. Это концепция коллективных прав. Сюда можно отнести права людей одной профессии, принадлежащих к одной этнической или социальной группе. Причём некоторые исследователи16 считают, что о данной группе вообще нельзя говорить как о группе коллективных прав. Существуют права отдельного человека, которые нарушаются вследствие его принадлежности к той или иной группе.17

В дальнейшем при изучении прав человека в сопоставлении с правами представителей силовых структур можно привести отдельный блок международных документов, контролирующих эту область человеческих отношений. Это Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Руководящие принципы для эффективного осуществления кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней; Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений; Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка; Минимальные стандартные правила обращения с заключенным; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних; Декларация об искоренении насилия в отношении женщин; Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов; Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью; Основные принципы, касающиеся роли юристов; Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением; Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства; Типовой договор о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены. Скорее всего, это не полный список документов, регулирующих поведение силовых структур на международном уровне, но даже этого нам достаточно, чтобы понять, что любое проявление власти должно иметь свои ограничения и чувствовать ответственность за совершаемые деяния.

Сложно не согласиться с тем, что каждый правоохранительный орган должен представлять общество, которому он служит, быстро реагировать на его запросы и быть ему подотчетным. Каждый сотрудник правоохранительных органов является частью системы уголовного судопроизводства, цель которой - предотвращать и контролировать преступления.18

В одной из прочитанных мною книг выделяется четыре основных причины нарушения сотрудниками полиции прав человека.19 К первой причине можно отнести нарушения, базирующиеся на достижении справедливости в будущем. То есть сейчас мы нарушим права, но во имя всеобщего блага в будущем, когда неблагоприятный субъект будет изолирован от общества. Своими действиями они могут нарушать основные права и свободы любой категории граждан и при этом осознавать, что поступают неправильно. Вторая причина заключается в том, что сейчас большинство силовых ведомств работает не на качество, а на количество. Существуют особые инструкции, спускаемые сверху, по которым должно быть раскрыто столько-то таких преступлений и правонарушений, задержано столько-то граждан по такому-то и такому-то поводу. Хорошие показатели ставятся выше эффективной работы, ведь, как мы знаем, был бы человек, и обязательно найдётся то, что он нарушил. Третья причина заключается в также немаловажном факторе для расследования любых нарушений, а именно в сроках. Хорошие показатели должны быть достигнуты в определённые сроки, которые зачастую не совпадают с реальным ходом процесса. Желание побыстрее закрыть дело подвигает представителей силовых ведомств идти на меры, далёкие от соблюдения прав человека. Отсюда жестокое обращение, унижение и умаление достоинства личности, пытки и применение других противоправных действий на стадии расследования. И четвёртая причина сводится к тому, что ведомственные инструкции всегда важнее федеральных законов, потому что от непосредственного начальника зависит личное благополучие каждого сотрудника, а федеральный министр далеко и вряд ли ему есть дело до какого-нибудь Васи Пупкина.


следующая страница >>
Смотрите также:
Курсовая работа студентки II курса Кудрявцевой Анны Александровны
452.77kb.
3 стр.
Резюме Мягкая мебель «второго рококо» в России (1840 – 1890 гг.). Выпускная квалификационная работа студентки 2 курса магистратуры по направлению 072200 «Реставрация»
35.19kb.
1 стр.
Курсовая работа по педагогике студентки IV курса Шустовой И. В. Орск 1999
437.35kb.
2 стр.
Курсовая работа студентки 1 курса вечернего отделения факультета истории искусства рггу кругловой Елены Ивановны
209.49kb.
1 стр.
Дипломная работа студентки 6 курса заочного отделения кин ларисы александровны река времени или моя реальность
1026.83kb.
3 стр.
Курсовая работа студентки 2 курса 214 группы Плющевой Д. В. Саратов 2004
474.35kb.
2 стр.
Кожаные переплеты в России проблемы атрибуции, реконструкции и реставрации. Выпускная квалификационная работа студентки 2 курса магистратуры по направлению 072200 «Реставрация»
43.84kb.
1 стр.
Курсовая работа студентки 1 курса вечернего отделения факультета истории искусства рггу салазановой Юлии Сергеевны
242.23kb.
1 стр.
Дипломная работа студентки V курса
1320.21kb.
8 стр.
Курсовая работа Слушательницы кпк учителей истории и обществознания с применением дот
633.01kb.
3 стр.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения
1262.56kb.
4 стр.
Дипломная работа студентки 5-го курса очной формы обучения Допущена к защите на гэк
1149.48kb.
6 стр.