Главная
страница 1
Приложение 5. Урок на тему: «Расселение карел на Верхней Волге. Автор: Баранова О.В., учитель истории МОУ Берновская СОШ имени А.С. Пушкина» Старицкого района

Пояснительная записка

Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, изучающих курс исторического краеведения. Изучение курса осуществляется по учебному пособию «История Тверского края» под общей редакцией Воробьева В.М.

Тема является частью блока «В составе Московского государства».

При изучении нового материала использовались рассказ учителя, исследовательская работа учащихся, ИКТ-технологии. К использованию на уроке были привлечены следующие дополнительные источники: материал Нечаева Т. «Карелы», ресурсы Интернета. Так как для знакомства с культурой и бытом карел используются ресурсы Интернета, урок целесообразно проводить в компьютерном классе с выходом в Интернет. Если такой возможности нет, то использовать опережающее задание – подготовить сообщения по предложенным темам.

При закреплении материала использовались приемы обобщения, сравнения, а также решение кроссворда.

Цели и задачи урока:


  • Обучающая: познакомить учащихся с историей карел; подвести к пониманию причин массового переселения карел в Тверской край; познакомить учащихся с самобытной культурой тверских карел.

  • Развивающая: развитие умения логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями.

  • Воспитательная: воспитание чувства уважения к большим и малым народам России.

Оборудование урока

  • мультимедийный проектор;

  • презентация о карелах; (Приложение № 2)

  • карта Тверской области

  • раздаточный материал (тексты, контурная карта).

План изучения нового материала

  1. Этническая история карел

  2. Причины переселения карел на территорию Тверского края

  3. Система поддержки русских властей переселенцев

  4. Особенности культуры тверских карел.

  5. Рефлексия.

Ход урока:

1. Актуализация.

  • На прошлом уроке мы изучали тему «Лихолетье». Назовите, каковы были последствия «Лихолетья» для Тверского края?

  • Подумайте, какие меры могли предпринять русские власти для возрождения края?

  • Одной из мер стала активная переселенческая политика. В 1627 году начинается массовое переселение в Тверской край карел. Что это за народность, почему они покидали свои места и переселялись в Россию – и пойдет сегодня речь.

(Запись темы урока)

2. Изучение нового материала.

2.1. Рассказ учителя. Карелы (карьяла, карьялайнен, кариалайсет) – в переводе с финно-угорского - племя, занимающееся скотоводством. Предки карел в I тысячелетии н. э. расселились на территории к западу, северу и северо-западу от Ладожского озера, включая район Сайменских озёр. С этого же времени начинается освоение территорий современной средней и северной Карелии. В XI веке карелы вовлекаются в орбиту влияния Русского государства. В XIII веке они принимают православие. До этого карелы поклонялись верховному богу Укко. Проживая родами, карелы выбирали старейшину рода, называя его также Укко. В 1478 году, после присоединения к Москве Новгородской земли, Карельское княжество входит в состав Русского государства. В 1581 – 1595 годы начинается первая переселенческая волна карел из Карельского уезда на Тверскую землю.

Что же заставило карел переселяться? Что привлекло их в наших землях?



2.2. Работа учащихся с источником.

Задание:

  • выяснить, какие причины заставили карел переселяться со своих исконных земель;

  • почему основным местом расселения карел стали Тверские земли?

  • как местные власти поддерживали переселенческую политику карел?

1. Отрывок из статьи Т. Нечаева «Карелы»/Нечаев Т.П. Из глубины веков. (приложение № 1)

2. Текст учебника, стр. 88 – 89.



Обобщение ответов учащихся.

2.3. Работа учащихся с контурной картой.

  • назовите основные места расселения карел на территории края (учащиеся называют, учитель показывает эти территории на карте Тверской области)

  • отметьте на контурных картах места расселения карел (Бежецкий, Весьегонский, Калининский, Лихославльский, Максатихинский, Рамешковский, Спировский, Торжокский районы).

  • по данным переписи, в 1834 г. на территории Тверской губернии проживало 83304 карел, в 1989 году – 23169 человек. Это самая большая группа на территории России после Карельской республики.

2.4. Составление рассказа о культуре и быте тверских карел.

Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая работает по своей тематике. Информацию получают в сети Интернет (сайт http:www.tverlib.ru//karel/etnos.htm). Рассказ учащихся иллюстрируется подобранными заранее фотографиями и рисунками. Можно использовать народную карельскую песню «Пряхи» (http:www.tverlib.ru/aud_vid/priahi.mp3)



Задание: составить рассказ об особенностях карельской национальной культуры.

Тематика сообщений:

  • Поселения и постройки карел

  • Национальный костюм карел

  • Хозяйственная деятельность, промыслы

  • Карельская свадьба

Вопросы к учащимся:

  • Что общего в культуре тверских карел и русских?

  • В чем различия?

Выводы: Несмотря на прошедшие столетия, карелы сохранили самобытность своей культуры, свой родной язык. В 1990 г. в Твери было создано общество культуры тверских карел, во главе которого в 1992 г. был избран Михаил Михайлович Орлов. Орловым был разработан и букварь карельского языка, который используется в школах, где обучаются тверские карелы.

3. Закрепление изученного материала.



















1






























2

з

е

м

л

е

д

е

л

и

е




3

п

р

а

в

о

с

л

а

в

и

е






















л

























4

ч

е

р

н

о

с

о

ш

н

о

е






















г






















5

л

ю

т

е

р

а

н

с

т

в

о






1. Название реки, место расселения карел в Тверском крае?

2. Основное занятие тверских карел?

3. Религия карел?

4. Социальный статус карел?

5. Религия, насаждаемая карелам Швецией?



4. Рефлексия.

  • Что нового узнали о карелах?

  • Что вас особенно заинтересовало в полученной информации?

  • О чем хотелось бы узнать подробнее?

5. Домашнее задание.

Найти информацию о современном положении карел в Тверской области сегодня: культура, общность



Список литературы и Интернет -ресурсов

1. http:www.tverlib.ru//karel/etnos.htm

2. http:www.tverlib.ru/aud_vid/priahi.mp3

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/

4. http:www.tverlib.ru/tvkarel_main.htm.

5. История тверского края: учебное пособие/под общей ред. Воробьева В.М. – Тверь: «Созвездие», 2005 г.

6. Головкин А.Н. Карелы: от язычества к православию. – Тверь: «Студия-С», 2003 г.

7. Нечаев Т. П. Из глубины веков.



Приложение № 1.

Из книги Нечаева Т.П. Из глубины веков. Статья «карелы», стр. 72 – 74

Историки указывают три крупных волны переселения карел в Московскую Русь. Первая – в начале XVII века, после заключения Россией Столбового мира. Вторая относится к 50 – 60 г.г. XVII в., когда правительство царя Алексея сделало неудачную попытку вернуть земли, потерянные по столбовому миру.

… для переселения карелов были выделены обширные территории, пустовавшие после крестьянской войны и польско-шведской интервенции в Бежецком, Новоторжском, Ярославском, Угличском, Тверском уездах. Правительством был принят специальный осмотр и описание передаваемых карелам земель с указанием, где и сколько семейств может быть поселено. Само расселение производилось под наблюдением провинциальных чиновников. Поселенцам было предоставлено право выбора дворцовой земли, а на хозяйственное обзаведение каждому двору выдавалась ссуда.

На Северную войну приходится третья волна переселения карел. Занятая основным ядром карел территория оказалась в границах, образованных торговыми пунктами: Тверь, Торжок, Вышний Волочок, Бежецк. Так создались очаги карельских поселений в исконно русских землях. Карелы здесь стали называться тверскими или верхневолжскими.

Историки считают, что такое расселение карел не было случайным. Как известно, через эти районы или вблизи них проходили торговые пути из Московского государства в Карелию. Это обеспечивало переселенцам возможность поддержания родственных и иных связей с Карелией.

Переселению способствовал и географический фактор: переселение шло из холодного, каменистого и болотного края, где всегда осуществлялся недостаток хлеба, в область, сравнительно теплую и плодородную, но к тому времени наиболее опустошенную на Руси.
Приложение № 2. Отдельные иллюстрации из презентации

1,2 – национальный костюм тверских карел 3 – Красный угол в избе



4,5 – карельская изба

6 - Люлька 7 – традиционная вышивка карел



8 – Орлов М.М. 9, 10 – карельский букварь, составленный Орловым М.М.


Смотрите также:
Пояснительная записка Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, изучающих курс исторического краеведения. Изучение курса осуществляется по учебному пособию «История Тверского края»
95.89kb.
1 стр.
Пояснительная записка курс по биологии предназначен для учащихся 10 классов и рассчитан на 34 часа. Задачи
123.45kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Энергия будущего»
302.6kb.
1 стр.
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования в курс истории для 5-х классов
187.11kb.
1 стр.
Программа элективного курса «История глазами художников»
83.97kb.
1 стр.
Пояснительная записка Программа факультативных занятий «Всемирная история в тестах и задачах»
173.25kb.
1 стр.
Методические указания к учебному пособию по английскому языку
1079.94kb.
8 стр.
Элективный курс для учащихся 9-х классов специальное православно-художественное направление
188.23kb.
1 стр.
Семинарские занятия по курсу «история тамбовского края» Тема 1 историческое краеведение предмет, содержание и задачи исторического краеведения. Источники краеведения
36.62kb.
1 стр.
Программа факультативного курса "Вокруг света". Пояснительная записка Данная программа предназначена для учащихся
114.35kb.
1 стр.
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе и в соответствии с объемом времени
193.05kb.
1 стр.
Пояснительная записка. Элективный курс "Основы журналистики"
113.4kb.
1 стр.