Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1Из опытаработы учителейрусского языкаи литературыГорбачевой В.Н. Немятовой В.И. Поляковой И.А. Евтеевой С.В.
Однажды мы поняли, что такой вид занятий уже есть в системе обучения, правда, не литературы, а физики, химии, биологии - это лабораторная работа. Определение лабораторной работы как одного из видов самостоятельной деятельности мы нашли в педагогической энциклопедии и признали, что это именно то, что нам нужно. Так появились работы по литературе. Сегодня нам хочется поделиться некоторым опытом в создании лабораторных работ по произведениям поэтов XIX – XX вв. На примере лабораторной работы по стихотворению В.А. Жуковского «9 марта 1823» («Ты предо мною…») рассмотрим отдельные элементы алгоритма анализа. Один из первых элементов – обращение к биографии поэта, истории написания стихотворения. Следующий этап – выявление знаний по теории литературы. На первых порах возможно предположение вариантов ответов. Основная часть вопросов нацеливает на глубокое осмысление текста, его композиции, образов, выразительных средств, способов стихосложения. Она не может обойтись и без вопросов, обращенных к чувствам читателя, к его способности понять мироощущение поэта, переживания лирического героя. Заключительная часть – это подведение итогов, поэтому предполагает вопросы, требующие ответа по проблеме. Чтобы ответить на них, ученик должен применить приемы сопоставления, анализа, синтеза и вывода. Алгоритм может быть разным, каждое произведение требует своего подхода ( вот почему мы частично отказались от традиционной схемы анализа поэтического произведения ). Обязательное требование – создание учителем условий, при которых ученик как бы сам проникает в мир поэта.
Звезды небес, Тихая ночь. Попробуйте раскрыть их смысл: что имел в виду, что чувствовал, о чем хотел сказать миру поэт.
( ранний период ), и поэтом романтизма. К какому направлению отнесете это произведение? Результатом работы стало личностное восприятие произведения. Ребята, конечно, в разной мере сумели показать знание биографии Жуковского, теории литературы и даже умение проводить микроисследования идейно – художественного содержания лирического текста. Предлагаем один из ответов учеников 9 класса. Краткие ответы к анализу.
оно лирическое стихотворение, так как в нем главным являются чувства поэта, утратившего любимую, и мысли – воспоминания о невозвратимом счастье, «о милом прошлом», боль утраты.
1-я – образ лирической героини ( «стояла тихо», «взор унылый», «полон чувства» ). В нескольких словах передана сила любви героини, её страдание: взор унылый, а сердце полно чувства любви, слово «унылый» - синоним «страдающий». 2-я – чувства и мысли лирического героя, его воспоминания о прошлом, милом для него, о последнем их свидании. В стихотворении нет рифмы, слова просты и обыденны – это Передает и боль поэта от потери любимой, и прерывистость чувств.
«как рай», высокую лексику–«удалилась», «земные воспоминанья» «святые мысли», передает божественность любимой, святость женщины, которую любил.
автора – лирического героя. Теперь образ «ангела» связан с небом, звездами, а мир его чувств – «тихая ночь»: мир без солнца, если потеряна любимая. Поэт сохранил эту любовь до конца жизни.
произведение скорее сентиментализма. При таком виде работы, рассчитанном на урок или его часть, возможны краткие ответы. Главное, чтобы школьники раскрыли суть вопросов. Без сомнения, ребятам нужна наша учительская помощь. Она заключается в подготовительной работе на предшествующих уроках. Дети отмечали эмоциональный настрой, полученный на первом уроке по творчеству поэта, в том числе вспоминали фильм «Классики русской литературы. В.А.Жуковский» ( Центрнаучфильм, видеостудия «Кварт» ). Выразительно прочитанные стихи, их анализ подготовили учеников к самостоятельной работе. Для ребят лабораторная работа стала предметом обсуждения, так как оказалась интересной и по форме, и по содержанию, а для учителя – одним из видов контроля знаний.
7 класс
Свой творческий путь Тургенев начинал как поэт – и успешно. Стихотворение «Осень» - один из лучших образцов лирики Тургенева. Первым, кто оценил поэтический дар будущего великого прозаика, был В.Т.Белинский. « Тургенев,- написал критик, - поэт в истинном и совершенном значении этого слова». Попробуйте и вы увидеть красоту лирики непревзойденного художника слова.
Люблю, кусая кислый лист, С улыбкой развалясь ленивой, Мечтой заняться прихотливой Да слушать дятлов тонкий свист… И грусти тихой и свободной Я предаюсь душою всей…
Обратите внимание на слова, которые передают ощущение свободы человека, прикоснувшегося к природе.
Ритм – ( от греч. «стройность» ) « соразмерность» - повторяемость звуковых, интонационных, синтаксических особенностей. Ритм может быть плавным или динамичным, монотонным и преднамеренно нарушаемым, с нарастанием или с постепенным снижением энергии ритма, мелодическим или немелодическим. Лабораторная работа по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Памяти Ю.П.Вревской».
милосердия в Болгарию, чтобы помочь борющимся за независимость от Османской Империи болгарам. Умерла в 1878 году там же от тифа. И Тургенев и Вревская сочувствовали болгарскому народу и были в дружеских отношениях. Тургенев восхищался её подвигом и потому посвятил её памяти стихотворение в прозе.
Лабораторная работа по творчеству А.А.Блока (стихотворение «О, весна без конца и без краю…») Последовательно ответьте на вопросы:
Смотрите также: Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
168.24kb.
1 стр.
Из опыта работы учителей русского языка и литературы
95.76kb.
1 стр.
Учебный план дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы
472.78kb.
3 стр.
Исследовательских работ школьников томаровского школьного округа
2089.54kb.
11 стр.
Тема опыта работы
73.61kb.
1 стр.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы
311.96kb.
1 стр.
Уроки литературы в 12 классе (12 летней школы) Из опыта работы учителя русского языка и литературы
231.19kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
План проведения предметной методической недели кафедры учителей русского языка и литературы
61.75kb.
1 стр.
Трудные вопросы грамматики русского языка в школе
1246.46kb.
6 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы 85.36kb.
1 стр.
|