Главная
страница 1

Из опыта

работы учителей

русского языка

и литературы

Горбачевой В.Н.

Немятовой В.И.

Поляковой И.А.

Евтеевой С.В.

Лабораторная работа на уроках литературы.
Урок литературы. Тишина в классе. На доске записывается тема: «Анализ поэтического текста»…
Почему многие учителя, и не только молодые, с тревогой и напряжением приступают к проведению таких уроков? Ведь и методических разработок много, и учительский опыт широко представлен, и в связи с подготовкой к ЕГЭ по литературе в 11 классе предлагаются образцы анализа лирического произведения. Учителю, казалось бы, есть на что опереться, готовясь к уроку. Но беспокоит другое : как научить ученика самостоятельно проникать в мир поэтического текста. Именно эта проблема и заставила нас, учителей МОУ «Средняя школа №4» г. Реутова, искать такую форму работы, которая способствовала бы


  • осуществлению связи теории и практики, единству мыслительной и практической деятельности ученика в процессе анализа литературного произведения;

  • приобретению умений анализа на основе письменной инструкции;

  • приданию исследовательского характера работе через наблюдения, воспроизведение, изучение явлений, языковой эксперимент;

  • активизации познавательной деятельности учащихся на основе алгоритма действий, то есть плана проведения работы;

  • поиску ответа на проблему или гипотезу, интересную и доступную для самостоятельного обоснования.

Однажды мы поняли, что такой вид занятий уже есть в системе обучения, правда, не литературы, а физики, химии, биологии - это лабораторная работа. Определение лабораторной работы как одного из видов самостоятельной деятельности мы нашли в педагогической энциклопедии и признали, что это именно то, что нам нужно. Так появились работы по литературе.


Сегодня нам хочется поделиться некоторым опытом в создании лабораторных работ по произведениям поэтов XIX – XX вв. На примере лабораторной работы по стихотворению В.А. Жуковского «9 марта 1823» («Ты предо мною…») рассмотрим отдельные элементы алгоритма анализа.
Один из первых элементов – обращение к биографии поэта, истории написания стихотворения. Следующий этап – выявление знаний по теории литературы. На первых порах возможно предположение вариантов ответов.
Основная часть вопросов нацеливает на глубокое осмысление текста, его композиции, образов, выразительных средств, способов стихосложения. Она не может обойтись и без вопросов, обращенных к чувствам читателя, к его способности понять мироощущение поэта, переживания лирического героя.

Заключительная часть – это подведение итогов, поэтому предполагает вопросы, требующие ответа по проблеме. Чтобы ответить на них, ученик должен применить приемы сопоставления, анализа, синтеза и вывода.

Алгоритм может быть разным, каждое произведение требует своего подхода ( вот почему мы частично отказались от традиционной схемы анализа поэтического произведения ). Обязательное требование – создание учителем условий, при которых ученик как бы сам проникает в мир поэта.
Вот образец такой работы
Лабораторная работа по творчеству В.А.Жуковского ( 9 класс )


  1. Прочитайте стихотворение поэта «9 марта 1823» ( «Ты предо мною…» ). 9 марта 1823 года – день смерти Марии Протасовой, ей и посвящено это стихотворение. Объясните, почему ей посвящены многие стихи Жуковского.




  1. Определите тему произведения, его жанр: Лирическое стихотворение, элегия ( грустное раздумье ), поэтическая зарисовка, сатира, ода, баллада или другой жанр. Сделайте выбор, объясните его.




  1. Из каких двух частей состоит 1-я строфа? Что рисует поэт в 1 - 4-х строках, что содержится в 5 - 8-х строках? Как вы думаете, о чем вспоминает В.А.Жуковский? Как автор показал страдание лирической героини? Подумайте, почему в стихотворении нет рифмы?




  1. Перечитайте 2–ю строфу. Какие выразительные средства, образы показывают силу любви лирического героя, святость женщины, о которой он пишет?




  1. Поэт завершил стихотворение строками:

Звезды небес,

Тихая ночь.

Попробуйте раскрыть их смысл: что имел в виду, что чувствовал, о

чем хотел сказать миру поэт.




  1. В.А.Жуковский в творчестве был и поэтом сентиментализма

( ранний период ), и поэтом романтизма. К какому направлению отнесете это произведение?

Результатом работы стало личностное восприятие произведения. Ребята, конечно, в разной мере сумели показать знание биографии Жуковского, теории литературы и даже умение проводить микроисследования идейно – художественного содержания лирического текста. Предлагаем один из ответов учеников 9 класса.


Краткие ответы к анализу.


  1. М. Протасова – первая и самая сильная любовь поэта.




  1. Поэтому тема произведения – это тема любви и смерти. По жанру

оно лирическое стихотворение, так как в нем главным являются

чувства поэта, утратившего любимую, и мысли – воспоминания

о невозвратимом счастье, «о милом прошлом», боль утраты.
3. В 1-й строфе 2 части:

1-я – образ лирической героини ( «стояла тихо», «взор унылый»,

«полон чувства» ). В нескольких словах передана сила любви

героини, её страдание: взор унылый, а сердце полно чувства

любви, слово «унылый» - синоним «страдающий».

2-я – чувства и мысли лирического героя, его воспоминания

о прошлом, милом для него, о последнем их свидании.

В стихотворении нет рифмы, слова просты и обыденны – это

Передает и боль поэта от потери любимой, и прерывистость

чувств.
4. Во 2-й строфе поэт, используя сравнения – «как тихий ангел»,

«как рай», высокую лексику–«удалилась», «земные воспоминанья»

«святые мысли», передает божественность любимой, святость

женщины, которую любил.


  1. «Звезды небес, тихая ночь» - это, наверное, ощущение самого

автора – лирического героя. Теперь образ «ангела» связан с небом,

звездами, а мир его чувств – «тихая ночь»: мир без солнца, если

потеряна любимая. Поэт сохранил эту любовь до конца жизни.


  1. В этом стихотворении нет тайны, есть чувства, поэтому оно -

произведение скорее сентиментализма.

При таком виде работы, рассчитанном на урок или его часть, возможны краткие ответы. Главное, чтобы школьники раскрыли суть вопросов.

Без сомнения, ребятам нужна наша учительская помощь. Она заключается в подготовительной работе на предшествующих уроках. Дети отмечали эмоциональный настрой, полученный на первом уроке по творчеству поэта, в том числе вспоминали фильм «Классики русской литературы. В.А.Жуковский» ( Центрнаучфильм, видеостудия «Кварт» ). Выразительно прочитанные стихи, их анализ подготовили учеников к самостоятельной работе. Для ребят лабораторная работа стала предметом обсуждения, так как оказалась интересной и по форме, и по содержанию, а для учителя – одним из видов контроля знаний.
В настоящее время уже составлены лабораторные работы по отдельным произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.А.Блока, И.С.Тургенева. В процессе подготовки мы поняли, что этот вид занятий вполне возможен при изучении не только лирических, но и эпических произведений.
Желание работать в этом направлении у нашей творческой группы сохраняется.

7 класс
Лабораторная работа по стихотворению И.С.Тургенева «Осень» (1842)


Свой творческий путь Тургенев начинал как поэт – и успешно. Стихотворение «Осень» - один из лучших образцов лирики Тургенева. Первым, кто оценил поэтический дар будущего великого прозаика, был В.Т.Белинский. « Тургенев,- написал критик, - поэт в истинном и совершенном значении этого слова». Попробуйте и вы увидеть красоту лирики непревзойденного художника слова.

  1. Внимательно прочитайте стихотворение «Осень». Каким чувством оно пронизано, и в каких деталях это отразилось? Выпишите их.




  1. Подумайте, произволен, случаен ли выбор этих деталей или автор преследует определенную цель?




  1. Вчитайтесь в текст стихотворения и назовите, какие зрительные, цветовые и слуховые образы привлекли ваше внимание?




  1. Определите тему и идею стихотворения, сформируйте их.




  1. Попробуйте доказать, опираясь на изобразительно – выразительные средства, использованные Тургеневым, осенний пейзаж как бы живет самостоятельною жизнью, но одухотворен поэтом и окрашен авторским мироощущением:




    • Запишите эпитеты, передающие состояние природы и душевные переживания лирического героя;

    • Найдите сравнительные обороты, что они дают для понимания авторской идеи;

    • Какие мысли и чувства объединяют следующие строки:

Люблю, кусая кислый лист,

С улыбкой развалясь ленивой,

Мечтой заняться прихотливой

Да слушать дятлов тонкий свист…

И грусти тихой и свободной

Я предаюсь душою всей…

Обратите внимание на слова, которые передают ощущение свободы человека, прикоснувшегося к природе.




  1. В поэзии Тургенева всегда чувствуешь музыку речи, её ритм. Разбейте стихотворение на строфы, проследите, как меняется ритм стиха:




    • Как в 1 строфе передана длительность пребывания лирического героя в лесу? Можно ли этим объяснить наличие 5-ой строки в строфе?

    • Почему в тексте использованы многоточия?

    • О чем говорят вопросительные предложения в стихотворении?

    • Определите, какие рифмы использовал Тургенев?




  1. Понравилось ли вам стихотворение и почему? Согласны ли вы с мнением В.Белинского?

Ритм – ( от греч. «стройность» ) « соразмерность» - повторяемость звуковых, интонационных, синтаксических особенностей.

Ритм может быть плавным или динамичным, монотонным и преднамеренно нарушаемым, с нарастанием или с постепенным снижением энергии ритма, мелодическим или немелодическим.

Лабораторная работа по стихотворению в прозе И.С.Тургенева «Памяти Ю.П.Вревской».




  1. Вревская Юлия Петровна – дворянка, отправилась в качестве сестры

милосердия в Болгарию, чтобы помочь борющимся за независимость от Османской Империи болгарам. Умерла в 1878 году там же от тифа. И Тургенев и Вревская сочувствовали болгарскому народу и были в дружеских отношениях. Тургенев восхищался её подвигом и потому посвятил её памяти стихотворение в прозе.


  1. Автор начал произведение с описания смерти Ю.П.Вревской, т.к. стихотворение её памяти и он хотел вызвать сочувствие и восхищение ею у читателя. Слова «на грязи, на вонючей сырой соломе», «в разоренной болгарской деревушке», «с лишком две недели умирала» передают «безобразный облик смерти».




  1. Помогали умирающей Вревской солдаты, которых она продолжала лечить, пока окончательно не слегла. Они это делали потому, что хотели в возможной мере отблагодарить её за помощь. Вревскую и солдат объединили борьба за независимость Болгарии и эпидемии инфекционных болезней. Ужас заболевания тифом показан словами: «с лишком две недели умирала она», «ни один врач… не взглянул на нее», «она была в беспамятстве».



  1. Ю.П.Вревская отказалась от спокойной жизни и простого человеческого счастья. Она жертвовала всем этим, чтобы помочь болгарскому народу освободиться от притеснений турок.




  1. Заветные клады в её душе – это готовность к самопожертвованию, любовь к ближним, самоотверженность и благородство.



  1. а) сожаление,, горечь от бесполезной жертвы. (очень спорно!)




  1. И.С.Тургенев восхищается, если не боготворит Ю.П.Вревскую. Я вижу её жизнь единым ярким беспримерным подвигом.

Лабораторная работа по творчеству А.А.Блока



(стихотворение «О, весна без конца и без краю…»)


Последовательно ответьте на вопросы:



  1. Как выражено в стихотворении отношение лирического героя к жизни? ( Первая строфа )




  1. Найдите и выпишите из второй строфы контрастные образцы. Как они характеризуют блоковское понимание жизни?



  1. Чем оно отличается от восприятия жизни в ранних стихах поэта?




  1. Как изменился по сравнению с ранней поэзией женский образ? ( Сравните с «Вхожу я в темные храмы…») Какие ассоциации вызывает у вас образ «змеиных кудрей»?



  1. Почему встречу с жизнью поэт называет «враждующей»? Какую роль в стихотворении играет образ щита? Является ли для Блока приятие жизни смирением перед ней?




  1. Какая строка, по вашему, наиболее точно отражает новое отношение поэта к жизни, к миру стихий?



  1. Ваш вывод : какой видит жизнь Блок, согласны ли вы с ним?


Смотрите также:
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
168.24kb.
1 стр.
Из опыта работы учителей русского языка и литературы
95.76kb.
1 стр.
Учебный план дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы
472.78kb.
3 стр.
Исследовательских работ школьников томаровского школьного округа
2089.54kb.
11 стр.
Тема опыта работы
73.61kb.
1 стр.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы
311.96kb.
1 стр.
Уроки литературы в 12 классе (12 летней школы) Из опыта работы учителя русского языка и литературы
231.19kb.
1 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
План проведения предметной методической недели кафедры учителей русского языка и литературы
61.75kb.
1 стр.
Трудные вопросы грамматики русского языка в школе
1246.46kb.
6 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.