Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


Министерство общего и профессионального образования РФ

Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова

Бийский технологический институт

В.М. Корнилов



Конкретно - социологические

исследования
Методические рекомендации по составлению инструментария

конкретно-социологических исследований для студентов

технического вуза

Барнаул 1998


УДК 316 К-67
В.М. Корнилов. Конкретно-социологические исследования: Методические рекомендации по составлению инструментария конкретно-социологических исследований для студентов технического вуза.

Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, БТИ. -Бийск.

Из-во Алт. гос. техн. ун-та, 1998. - 38с.

Методические рекомендации дают возможность студентам ознакомиться с методикой и техникой составления инструментария конкретно-социологических исследований. Здесь же студенты найдут методический материал для самостоятельной работы по составлению социологической анкеты, бланк-интервью и социометрических карточек.


Рассмотрены и одобрены на заседании

кафедры гуманитарных наук


Протокол №15 от 15.04.1998г.

Рецензент: зав. кафедрой экономики БиГПИ, доцент,

к.э.н. Ретунцев А.И.


1 Введение в теорию и практику

социологического исследования




1.1 Основные понятия социологического исследования

Важнейшим элементом социологического познания являются конкретно-социологические исследования - система теоретических и практических процедур, способствующих получению нового знания об эмпирическом объекте. При таких исследованиях изучаются значительное количество фактов, ограниченных во времени и пространстве, применяются особые процедуры и техника исследования: наблюдение, интервью, анкеты, изучение документов, деловая переписка, моделирование и эксперимент. На этапе статистического обобщения фактов составляются графики, таблицы, шкалы и проч.

Такое исследование называется конкретным в том смысле, что оно касается частных сторон, отдельных деталей социального целого, т.е. общества. Оно называется также эмпирическим, поскольку исходит из опыта, эмпирии, опирается на факты.

Приступая к разработке инструментария (анкеты) конкретно-социологического исследования, необходимо познакомиться с его основными понятиями.



Объект исследования - это явления, процессы, события социальной действительности.

Субъект исследования - социолог-исследователь или социологическая исследовательская группа, лицо, проводящее социологическое исследование.

Цель социологического исследования - формулировка и решение главной исследовательской задачи, то, во имя чего и проводится исследование.

Средства исследования - научные, технические и организационные действия социолога.

Результат социологического исследования - это новые знания об объекте исследования или подтверждение уже известных знаний.

Схематически структура процесса социологического исследования будет выглядеть следующим образом:




Общественная проблема,

цели и задачи исследования








Субъект исследования Средства КСИ Объект КСИ
Таким образом, процесс социологического исследования в общем виде есть не что иное, как применение субъектом определенных средств для получения нового знания об объекте и выработка, на этой основе, выводов и рекомендаций для заинтересованных лиц и организаций.

Исследование считается состоявшимся тогда, когда реализован определенный социальный заказ, получен и выдан обществу соответствующий этому заказу результат.



Методология социологического исследования - учение о принципах построения, формах и методах научного познания практического освоения действительности. Методология может быть диалектическим или системно-структурным анализом.

Метод социологического исследования - это способ построения и обоснования системы знания. К конкретным методам в социологии относятся математико-статистические методы, методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, эксперимент и прочие.

Методика социологического исследования - сумма частных примеров, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной области с целью накопления и систематизации эмпирического материала.

Техника социологического исследования - совокупность специальных приемов, цель которых - наиболее рациональное использование того или иного метода исследования.

Процедура социологического исследования - последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации исследования.

Программа социологического исследования - это всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Программа также определяет последовательность операций и приемов социологического исследования.

Гипотеза социологического исследования - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое нужно подтвердить или опровергнуть. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования.

1.2 Основные этапы социологического исследования

В литературе по прикладным социологическим исследованиям встречаются различные схемы проведения социологического исследования. А.Г. Здравомыслов /Методология и процедура социологических исследований. М.,-1969. с.44./ считает, что в любом исследовании можно выделить пять этапов исследовательской процедуры:

1. Составление программы исследования.

2. Определение объекта и единиц наблюдения, т.е. процесс выборки. (Выборочная совокупность должна составлять 8-10 процентов от генеральной совокупности).

3. Разработка средств сбора материала - методик исследования.

4. Сбор материала.

5. Анализ собранного материала и его обобщение.

Социологи из Германии /см.: Процесс социального исследования. - М., 1975. с. 15-16./ выделяют три этапа исследования:

1. Основной этап: подготовка и организация исследования. Здесь в свою очередь можно выделить четыре задачи:

- Определение цели исследования.

- Разработка замысла исследования.

- Организация процесса исследования.

- Подготовка аналитических процедур.

2. Основной этап: эмпирическое обследование и эксперимент.

3. Основной этап: обработка эмпирических данных, подразделяющиеся на три задачи:

- Статистическая обработка.

- Теоретическая обработка.

- Практическое применение полученных результатов.

Конкретно-социологические исследования проводятся для решения проблем, возникающих в определенном трудовом коллективе в определенной сфере общественных отношений, и оформляются в виде социального заказа между организацией заказчиком и исследовательской группой социологов.

Реально исследовательский процесс протекает в два этапа. Первый этап - подготовительный, второй собственно исследовательский.

На подготовительном этапе уточняется социальный заказ, определяются цели и задачи социологического исследования, условия и сроки выполнения заказа, содержание и объем работ, расчет финансовых и людских ресурсов.

На этом этапе исследовательская группа социологов заключает с заказчиком договор, где оговариваются условия оплаты и сроки выполнения исследования. Такой договор имеет характер юридического документа.

Второй этап является собственно исследовательским. Он включает в себя весь процесс разработки и реализации программы исследования от определения и анализа проблемы до написания аналитического отчета и выдачи рекомендаций.


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по составлению инструментария конкретно-социологических исследований для студентов
440.5kb.
7 стр.
Методические рекомендации по составлению отчета по производственной практике «практика по профилю специальности»
131.75kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов
570.51kb.
5 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
288.04kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателей 24 2 Методические рекомендации для студентов
386.33kb.
1 стр.
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований»
201.56kb.
1 стр.
Методические рекомендации для педагогов по составлению педагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья составил
284.19kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации для студентов-заочников технических специальностей зтб, зртб, зсб, затб
1380.15kb.
8 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.