Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7

1.3 Основные формы социологического исследования

Конкретная форма социологического исследования обусловлена характером поставленной в нем цели и выдвинутых задач. В зависимости от глубины количественного и качественного анализа объекта исследования, масштабности и сложности решаемых задач и различаются формы конкретно-социологического исследования.



Разведывательное (пилотажное) исследование. Это наиболее простой вид конкретно-социологического анализа применяется в нескольких случаях. Во-первых, такое исследование применяется для "обкатки" инструментария исследования. Под последним понимаются методические документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной социологической информации. К таковым относятся анкеты, бланк-интервью, опросные листы и проч.

При "обкатке" социологической анкеты выясняется, на какие вопросы респонденты затрудняются ответить, либо не отвечают вообще. При анализе "отработавших" анкет такие вопросы следует переформулировать, т.е. сделать их более понятными для опрашиваемых.

Во-вторых, пилотажное исследование может использоваться в качестве предварительного этапа более масштабных исследований, для получения дополнительной информации об объекте, уточнения и корректировки гипотез и задач исследования.

Экспресс-опрос. Его цель состоит в оперативном получении актуальной информации об объекте. Такое исследование направлено на выяснение отношения людей к острым политическим или экономическим событиям, политическим персоналиям. Все это называется зондажем общественного мнения. Нередко к таким опросам прибегают для оценки хода и результата избирательных компаний.

Описательное исследование. По своим целям и задачам оно предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом объекте, его элементах и структуре. Такое исследование обычно применяется, когда объектом является относительно большая общность людей с разнообразными качественными характеристиками. Это может быть коллектив крупного предприятия, где работают люди различных профессий и категорий, имеющие различную квалификацию и образование, различающиеся по социально-демографическим и иным признакам.

Статистическое исследование. Представляет собой совокупность методов и моделей прикладной математической статистики, используемых при сборе, обработке и анализе социологических факторов. Эти методы широко применяются в процессе выборки и при статистическом анализе эмпирического материала. На этой основе строятся таблицы, графики и шкалы. Без предварительной статистической обработки полученного эмпирического материала невозможны ни описательное ни аналитическое исследование.

Аналитическое исследование. Самый сложный, требующий высокой социологической квалификации, вид исследования. Если в описательном исследовании устанавливаются функциональные зависимости между отдельными элементами изучаемого объекта, то аналитическое исследование выясняет причинные связи этих элементов.

На фазе аналитического исследования делаются выводы и формулируются рекомендации для заинтересованных сторон. Завершающим итогом такого исследования является практическое использование полученных результатов.

Наряду с обязательными (они перечислены выше) формами, характерными для большинства конкретно-социологических исследований, применяют специфические формы, а точнее говоря, приемы исследования. К подобным формам-приемам относятся анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает очным и заочным. Наиболее распространенными формами последнего являются: почтовый опрос; опрос через газету или журнал.



Интервьюирование предполагает личное общение социолога с опрашиваемым, при котором интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, "лицом к лицу" и опосредованным, например, по телефону.

Все вышеизложенное должно помочь студентам представить общую картину специфики конкретно-социологического исследования. Ниже мы рассмотрим методические особенности разработки инструментария КСИ - составление социологической анкеты.



литература

1. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. - М. Изд-во МГУ, 1988.

2. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. - М., 1969.

3. Как провести социологическое исследование /Под ред. Горкова М.К. и Шереги Ф.Э. - М., 1990

4. Краткий словарь по социологии. - М., 1989.

5. Процесс социального исследования. Сб. статей. - М., 1975.


вопросы для самопроверки

1. Почему подобный тип исследований называется конкретно-социологическим? Эмпирическим? Прикладным?

2. Прочитайте внимательно определения основных понятий социологического исследования и постарайтесь их запомнить.

3. Чем отличается методология социологического исследования от метода и методики исследования?

4. С какой целью составляется программа социологического исследования?

5. Что такое "выборка", и по каким основаниям она производится?

6. Назовите основные этапы социологического исследования. С чего начинается исследование, и чем оно завершается?

7. Назовите основные формы социологического исследования.

8. На основе каких исследований определяются рейтинги политиков?

9. В чем состоит единство и различие описательной и аналитической форм социологического исследования?

10. Какие признаки указывают на теснейшую связь теории и практики в конкретно-социологических исследованиях?


  1. Чем отличается анкетирование от интервьюирования?



2 Особенности анкетного исследования




2.1 Что такое анкета?

В "Кратком словаре по социологии" анкета (в пер. с французского - расследование) - означает опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым (респондентом) по указанным в нем правилам. Анкетные опросы широко используются для получения информации о фактическом положении вещей в изучаемой области явлений, их оценки, о мнениях, интересах и мотивах деятельности опрашиваемых.

Анкетирование может быть индивидуальным и групповым.

Групповое анкетирование применяется по месту работы или учебы опрашиваемых. Анкеты раздаются в цехе, во время обеденного перерыва, в местах отдыха, куда приглашаются задействованные в опросе работники, или в учебных аудиториях, если анкетируются учащиеся и студенты.

Наиболее оптимальный вариант, когда один анкетер работает с 15-20 респондентами. При этом обеспечивается стопроцентный возврат заполненных анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную информацию по заполнению анкеты, анкетер снабжает их ручками или карандашами по мере необходимости.



При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства опрашиваемых, а время возврата анкеты специально обговаривается.

Составление анкеты дело ответственное и трудоемкое. Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Чтобы анкета могла дать исследователю достоверную информацию, нужно знать и соблюдать ряд принципов ее конструирования и, прежде всего, особенности вопросов, из которых она состоит.



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по составлению инструментария конкретно-социологических исследований для студентов
440.5kb.
7 стр.
Методические рекомендации по составлению отчета по производственной практике «практика по профилю специальности»
131.75kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов
570.51kb.
5 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
288.04kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателей 24 2 Методические рекомендации для студентов
386.33kb.
1 стр.
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований»
201.56kb.
1 стр.
Методические рекомендации для педагогов по составлению педагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья составил
284.19kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации для студентов-заочников технических специальностей зтб, зртб, зсб, затб
1380.15kb.
8 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.