Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7 Министерство общего и профессионального образования РФ Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
В.М. Корнилов Конкретно - социологические исследования Методические рекомендации по составлению инструментария конкретно-социологических исследований для студентов технического вуза
Барнаул 1998 УДК 316 К-67 В.М. Корнилов. Конкретно-социологические исследования: Методические рекомендации по составлению инструментария конкретно-социологических исследований для студентов технического вуза. Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова, БТИ. -Бийск. Из-во Алт. гос. техн. ун-та, 1998. - 38с. Методические рекомендации дают возможность студентам ознакомиться с методикой и техникой составления инструментария конкретно-социологических исследований. Здесь же студенты найдут методический материал для самостоятельной работы по составлению социологической анкеты, бланк-интервью и социометрических карточек. Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры гуманитарных наук Протокол №15 от 15.04.1998г. Рецензент: зав. кафедрой экономики БиГПИ, доцент, к.э.н. Ретунцев А.И.
1 Введение в теорию и практикусоциологического исследования1.1 Основные понятия социологического исследованияВажнейшим элементом социологического познания являются конкретно-социологические исследования - система теоретических и практических процедур, способствующих получению нового знания об эмпирическом объекте. При таких исследованиях изучаются значительное количество фактов, ограниченных во времени и пространстве, применяются особые процедуры и техника исследования: наблюдение, интервью, анкеты, изучение документов, деловая переписка, моделирование и эксперимент. На этапе статистического обобщения фактов составляются графики, таблицы, шкалы и проч. Такое исследование называется конкретным в том смысле, что оно касается частных сторон, отдельных деталей социального целого, т.е. общества. Оно называется также эмпирическим, поскольку исходит из опыта, эмпирии, опирается на факты. Приступая к разработке инструментария (анкеты) конкретно-социологического исследования, необходимо познакомиться с его основными понятиями. Объект исследования - это явления, процессы, события социальной действительности. Субъект исследования - социолог-исследователь или социологическая исследовательская группа, лицо, проводящее социологическое исследование. Цель социологического исследования - формулировка и решение главной исследовательской задачи, то, во имя чего и проводится исследование. Средства исследования - научные, технические и организационные действия социолога. Результат социологического исследования - это новые знания об объекте исследования или подтверждение уже известных знаний. Схематически структура процесса социологического исследования будет выглядеть следующим образом: ![]() цели и задачи исследования ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Таким образом, процесс социологического исследования в общем виде есть не что иное, как применение субъектом определенных средств для получения нового знания об объекте и выработка, на этой основе, выводов и рекомендаций для заинтересованных лиц и организаций. Исследование считается состоявшимся тогда, когда реализован определенный социальный заказ, получен и выдан обществу соответствующий этому заказу результат. Методология социологического исследования - учение о принципах построения, формах и методах научного познания практического освоения действительности. Методология может быть диалектическим или системно-структурным анализом. Метод социологического исследования - это способ построения и обоснования системы знания. К конкретным методам в социологии относятся математико-статистические методы, методы сбора социологической информации: опрос, наблюдение, эксперимент и прочие. Методика социологического исследования - сумма частных примеров, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной области с целью накопления и систематизации эмпирического материала. Техника социологического исследования - совокупность специальных приемов, цель которых - наиболее рациональное использование того или иного метода исследования. Процедура социологического исследования - последовательность всех познавательных и организационных действий, способ организации исследования. Программа социологического исследования - это всестороннее теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Программа также определяет последовательность операций и приемов социологического исследования. Гипотеза социологического исследования - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которое нужно подтвердить или опровергнуть. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. 1.2 Основные этапы социологического исследованияВ литературе по прикладным социологическим исследованиям встречаются различные схемы проведения социологического исследования. А.Г. Здравомыслов /Методология и процедура социологических исследований. М.,-1969. с.44./ считает, что в любом исследовании можно выделить пять этапов исследовательской процедуры: 1. Составление программы исследования. 2. Определение объекта и единиц наблюдения, т.е. процесс выборки. (Выборочная совокупность должна составлять 8-10 процентов от генеральной совокупности). 3. Разработка средств сбора материала - методик исследования. 4. Сбор материала. 5. Анализ собранного материала и его обобщение. Социологи из Германии /см.: Процесс социального исследования. - М., 1975. с. 15-16./ выделяют три этапа исследования: 1. Основной этап: подготовка и организация исследования. Здесь в свою очередь можно выделить четыре задачи: - Определение цели исследования. - Разработка замысла исследования. - Организация процесса исследования. - Подготовка аналитических процедур. 2. Основной этап: эмпирическое обследование и эксперимент. 3. Основной этап: обработка эмпирических данных, подразделяющиеся на три задачи: - Статистическая обработка. - Теоретическая обработка. - Практическое применение полученных результатов. Конкретно-социологические исследования проводятся для решения проблем, возникающих в определенном трудовом коллективе в определенной сфере общественных отношений, и оформляются в виде социального заказа между организацией заказчиком и исследовательской группой социологов. Реально исследовательский процесс протекает в два этапа. Первый этап - подготовительный, второй собственно исследовательский. На подготовительном этапе уточняется социальный заказ, определяются цели и задачи социологического исследования, условия и сроки выполнения заказа, содержание и объем работ, расчет финансовых и людских ресурсов. На этом этапе исследовательская группа социологов заключает с заказчиком договор, где оговариваются условия оплаты и сроки выполнения исследования. Такой договор имеет характер юридического документа. Второй этап является собственно исследовательским. Он включает в себя весь процесс разработки и реализации программы исследования от определения и анализа проблемы до написания аналитического отчета и выдачи рекомендаций.
Смотрите также: Методические рекомендации по составлению инструментария конкретно-социологических исследований для студентов
440.5kb.
7 стр.
Методические рекомендации по составлению отчета по производственной практике «практика по профилю специальности»
131.75kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов
570.51kb.
5 стр.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и самостоятельной работе студентов специальности 240702 «Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых ракетных топлив»
358.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации к семинарским занятиям
288.04kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателей 24 2 Методические рекомендации для студентов
386.33kb.
1 стр.
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных социологических исследований»
201.56kb.
1 стр.
Методические рекомендации для педагогов по составлению педагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья составил
284.19kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации для студентов-заочников технических специальностей зтб, зртб, зсб, затб
1380.15kb.
8 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк 1640.49kb.
7 стр.
|