Главная
страница 1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 14 имени Ю.А. Гагарина




Урок по теме «Озера»

в 6 классе

учитель географии Володина Лариса Николаевна
Тип урока – комбинированный.
Задачи и цели урока – познакомить учащихся с миром озер; с понятием озеро, озера сточные и бессточные, типы озерных котловин; с чудом природы – оз. Байкал.

Убедить учащихся в необходимости охраны озер, т.е изучить новую тему «Озера».

Но до изучения темы проверить знание д/з с помощью цифрового диктанта, задействовав учащихся всего класса по теме « Подземные воды и реки»

( воды суши).

Оценить деятельность учащихся при изучении темы « Озера»

Образовательные задачи урока:


  1. Дать определение понятию « озеро», «озера сточные и бессточные».

  2. Дать сведение об образовании озерных котловин. Заполнить таблицу.

  3. Выявить значение озер в природе и хоз. Деятельности человека.


Воспитательные задачи урока: воспитание чувств любви к малой родине; учусь видеть боль в природе – охрана озер; формирование экологической культуры.

Развивающие задачи урока: продолжить формирование умений работы с картой, учебником, тетрадью, таблицей.

Методы и формы учебной деятельности: фронтальная беседа с учащимися об озерах, работа с таблицей, учебником, физической картой и атласом.

Оборудование: учебник, тетрадь, физическая навесная карта, атласы, картинки изображений озер, типов озерных котловин.

Домашнее задание: параграф 38 учить. Таблица в тетради, контурная карта, придумать правила поведения в природе.

Проверка домашнего задания.

Цифровой географический диктант

1.Исток 14

2.Приток 13

3.Устье 12

4.Водоносный слой 11

5.Межпластовые воды 10

6.Водопад 9

7.Источник (родник) 8

8.Речная система 7

9.Пойма 6

10.Речной бассейн 5

11.Водоупорный слой 4

12.Подземные воды 3

13.Русло 2

14.Водопроницаемый слой 1
1. Место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан.

2. Слой, пропускающий воду.

3. Слой, насыщенный водой.

4. Начало реки.

5. Река с притоками.

6. Место выхода грунтовых вод.

7. Слой, не пропускающий воду.

8. Вода водоносного слоя, лежащего между двумя водоупорными

слоями.

9. Пониженная часть речной долины.



10.Углубление в речной долине, где течёт река.

11.Река, впадающая в более крупную реку.

12. Местность, с которой вся вода стекает в одну реку.

13. Падение реки с высокого уступа.

14. Воды, находящиеся в земной коре.

1вар. 3,14,4,1,8,7,11,5,9,13,2,10,6,12.

2вар. 12,1,11,14,7,8,4,10,6,2,13,5,9,3.

С.Есенин в 1914 году проникновенно написал об озере:

Выйду на озеро, в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнёт благодать….
или в 1910 году

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари….

Озеро Байкал

Байкал как зеркало лежит

Гора в него глядится

То туча воды затемнит,

То солнце в них лучится.

О нём писали :«Чаша вод»,

Да. Но какая чаша!

Как грозен там водоворот

Когда ветра идут в поход.

И волны дико пляшут.

Как море, чаша глубока

Прозрачная водица!

Россия очень велика,

А вся могла б напиться.

И.И. Ландо.

Как образовалась озёрная чаша Байкала?



Изучение нового материала.

Показываю картинки реки и озера. Чем озеро отличается от реки? Что такое озеро?

Обращаемся к учебнику, ищем определение озера.

Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.

Какие причины образования озер вы назовете?

Есть слово самое на Земле.



К каким озерам можно применить это слово?

Самое большое озеро на Земле – Каспийское.

Самое глубокое озеро на Земле – Байкал.

Его глубина 1620 м.

Самое соленое озеро на Земле – Мертвое.
Найдите дома еще примеры озер и рек со словом самое.
Как называется углубление в котором расположено озеро?

Дайте определение озерных котловин.



Озерные котловины - углубления, в которых находятся озера.

Котловины очень разные и причины образования их тоже разные.


Типы озерных котловин (Заполняем таблицу)


Тип котловины

Происхождение котловины

Примеры

Остаточные

Медленные колебания земной коры

Каспийское, Аральское

Тектонические

Разломы, провалы земной коры

Байкал, Танганьика

Запрудные

Запруды, обвалы на реках


Сарезское на Памире

Старицы (серповидной формы

Бывшие русла рек

Многие реки

Ледниково - тектонические

Углубления выпаханные ледником (древним)

Онежское, Ладожское

Вулканические

Кратеры вулканов

П-ов Камчатка, Курильские о-ва

Искусственные

( водохранилища)



Созданные человеком

Рыбинское

Найти озера на физической карте и нанести их на контурную карту полушарий. (Д/з)
Чем питаются озера?

Они питаются дождевой, талой и подземной водой.


Какие озера изображены на рисунках? (рисунки на доске)

Чем они отличаются?

Какие озера называют сточными и бессточными?
Сточное – вытекают реки

Бессточное – ни одна река не вытекает.
Какое из озер будет более соленое, почему?

Бессточное будет более соленое. Реки приносят за длительное время много растворенных веществ в озеро. В нем они остаются, испаряется только вода.

На физической карте соленые бессточные озера обозначают сиреневым цветом.

Какого значение озер в природе и в хоз. деятельности человека?


  1. Дают пресную воду.

  2. Плавают корабли

  3. Ловят рыбу

  4. Используют для полива, в быту, как питьевую воду.


Охрана озер.
Н. Черкасова

Было озеро чистое, лучистое,

Но построили завод, -

И не стало чистых вод –

Набросали банки, склянки,

Даже бросили бревно

И от этого завода

Стало все грязным грязно.



Д/З Придумать правила поведения в природе

Закрепление

  1. Чем отличается сточное озеро от бессточного

    1. Происхождением

    2. Величиной

    3. Соленостью +

    4. Органическим миром

  2. В долинах равнинных рек часто образуются озера

    1. Запрудные

    2. Остаточные

    3. Старицы +

  3. Что включает в себя понятие «внутренние поверхностные воды».

    1. Реки

    2. Озера

    3. Ледники и подземные воды

    4. Болота

    5. Все перечисленные воды +


Реки, озера
олга

2 Балхаш

3 Иртыш

4Байкал

5 Енисей

6Ангара




  1. Великая русская река

  2. Озеро в Казахстане

  3. Приток реки Оби

  4. Самое глубокое озеро мира

  5. Самая многоводная река России

  6. Приток Енисея


Смотрите также:
Урок по теме «Озера» в 6 классе учитель географии Володина Лариса Николаевна Тип урока комбинированный. Задачи и
64.38kb.
1 стр.
Урок Православной культуры в 9 классе. Учитель Давыдова Т. И. Чернянка 2006г. Давыдова Татьяна Ивановна Тема урока: «Внутреннее устройство православного храма». 9 класс. Тип урока: комбинированный. Цели урока: Образовательная
50.78kb.
1 стр.
Урок английского языка в 4 классе (2-й год обучения, 1 урок в неделю) Учитель : Доронина Т. А. Тема урока: «Цвета» (первый урок по теме) Тип урока : творческий проект «Изготовление Рождественской открытки»
48.04kb.
1 стр.
Тема урока "focus on russia" Учитель: Прилипко Оксана Александровна Тема урока: Focus on Russia Тип урока: комбинированный урок ролевая игра; презентация и защита проекта
35.65kb.
1 стр.
К онспект урока с использованием информационно-коммуникативных технологий Конспект урока по географии Тема урока: «В гостях у Японии». Тип урока: урок новых знаний. Вид урока: комбинированный
34.05kb.
1 стр.
Урок №9: Тип Инфузории или Ресничные. В теме №3 третий урок: Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные
96.91kb.
1 стр.
Урок № Тип урока: комбинированный. Вид урока: традиционный. Цель урока: формирование лексических навыков. Задачи
38.17kb.
1 стр.
Урок географии 7 класс Суховеева Т. В., учитель географии цо №324, город Москва. Тип урока : урок-путешествие
90.1kb.
1 стр.
1. План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы» Тип урока: «Комбинированный урок»
228.37kb.
1 стр.
Урок информатики в 10-ом классе Аппаратные и программные средства икт тип урока: урок-зачёт. Задачи урока: Образовательная
58.35kb.
1 стр.
Интегрированный урок географии и литературы в 11 классе Орловская Светлана Петровна, учитель географии
127.37kb.
1 стр.
План-конспект открытого урока немецкого языка в 3 классе по теме Учитель: Ендовицкая Л. А. 2012-2013 учебный год
27.97kb.
1 стр.