Главная
страница 1
Классный час: Проблема насилия и ненасилия в современном мире. Толерантность.

 

Толерантность - (лат. Tolerantia) – терпение, терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо.

Оформление: политическая карта мира, на доске тема и определение толерантности, плакаты:

Потери в войнах


20 век – 3 300 000

ранено и искалечено

110 млн.

сиротами стали

42 млн.
Из 5000 лет цивилизации

мирными были только

395 лет.

Более 4 млрд.

человеческих жизней

погибло в пламени войны.

Потери в войнах



17 век – 3 300 000

18 век – 5 200 000

19 век – 5 500 000


Одна неправда нам в убыток

И только правда ко двору.

Класс делится на 4 группы: россияне, американцы, независимые эксперты (в том числе: председатель родительского комитета класса Печникова В.Н.), классики.



Учитель: Здравствуйте!

Одним из наиболее важных аспектов современного этапа развития общества является проблема насилия и ненасилия в решении социальных и личных проблем. Эта проблема стара как человечество, ибо уже на заре истории люди столкнулись с необходимостью подавления стрессовых импульсов в поведении. Выйдя из недр животного мира, человек, с одной стороны, является самым неприспособленным живым существом в биологическом смысле, а с другой стороны, является своеобразным «суперхищником», уничтожающим себе подобных в огромных количествах. Последние исследования генома человека показали наличие у ряда людей гена «насилия» , действие которого проявляется в соответствующей среде. Давно замечено, что почти вся человеческая история- история войн, конфликтов, насилия, убийств, жестокости и т.д. Мир является скорее исключением или коротким периодом между войнами.



Видеоролик: «Фрагменты военных действий».

С 19 марта по 10 апреля и по сей день, конечно, весь мир следил за событиями в Ираке. Каковы причины этой войны?


Американская сторона – вам слово.


Точка зрения США на причины и способы разрешения иракского кризиса общеизвестна. Главной причиной всех бед называется само существование Саддама Хусейна и его режима. Ирак должен был отказаться от производства, хранения и использования оружия массового поражения, баллистических ракет, радиус действия которых превышал 150 км. Юристы американской администрации настаивают на том ,что отказ Багдада выполнить это решение дает США и их союзникам право на проведение новой военной компании. Результатом такой компании стало бы свержение Саддама Хусейна и изменение политического строя Ирака.

Видеоролик: «Фрагменты, показывающие режим Хусейна.»

Какие страны поддержали США?

Непосредственными военными союзниками являются Великобритания и Австралия. Только эти страны согласились направить свои контингенты в район боевых действий. Но Белый дом, для придания операции статуса международной, опубликовал список из 35 стран, поддержавших действия США.

Точка зрения россиян на причины войны.

1.Операция против Ирака – это отвлекающий маневр За Ираком будет Иран - это главная их цель. Если этот план удастся, США возьмут под контроль весь регион: Афганистан, Иран, Ирак.

2.Объективной причиной войны в Ираке является экономика США. В частности, лидером по привлечению инвестиции стал Китай, из США же инвестиции уходят. А без инвестиций экономика Штатов рухнет, потому что они живут на это. То, что экономика Соединенных Штатов испытывает сложности, говорит и ситуация с долларом, который потерял в этом году 23% по отношению к евро. Поэтому война для США – это один из способов удержать свою экономику.

3.С точки зрения военных, война в Ираке - это новый полигон для реализации удовлетворения политических, экономических и собственно военных амбиций.

4.Это война за мировое господство, в первую очередь, за контроль над сырьевыми ресурсами планеты. Иначе говоря, американские компании готовы воевать за нефть и другие ресурсы.

Как отнеслось российское руководство к агрессии США? Почему Россия не поддержала Штаты?

Во-первых, в 1972 году был подписан договор о дружбе и взаимопонимании между Ираком и СССР. Договор этот не денонсирован и по сей день, а значит, Россия как правопреемница Советского Союза обязана выполнять условия этого договора.

Видеоролик: «Фрагменты иракско - советских отношений.»

Во-вторых, с экономической, военно-политической, стратегической точек зрения - Россия ни в коем случае не заинтересована в войне американцев против Ирака. Россия встретила эту войну с чистой совестью Российское руководство до конца выдержало линию на мирное разрешение кризиса. Позиция Путина стала безусловным выигрышем во внутренней политике.

В своем заявлении Владимир Владимирович сказал: «Эта военная акция ничем не может быть оправдана: ни обвинением Ирака в поддержке международного терроризма (информации подобного рода у нас не было и нет), ни желанием сменить в этой стране политический режим- что прямо противоречит международному праву и должно определяться только гражданами того или иного государства. И, наконец, никакой необходимости в военных действиях для ответа на главный вопрос, который был прямо поставлен международным сообществом, а именно- есть или нет в Ираке оружие массового уничтожения. А если есть- то, что и в какие сроки надо предпринять для его ликвидации.

Кроме того, к моменту начала операции Ирак не представлял никакой опасности ни для соседних государств, ни для стран и регионов мира поскольку - особенно после десятилетней блокады - является слабой страной - как в военном, так и в экономическом отношении. Тем более - он не представлял собой опасности в условиях работы там международных экспертов. Напротив, в последнее время их деятельность привела к серьезным позитивным сдвигам».

Начиная войну в Ираке, американцы так и не заручились поддержкой ООН. Как часто ООН давала санкцию на начало военных действий, и сколько раз война начиналась без ее санкций?

Организация Объединенных Наций давала санкцию на 55 операций по поддержанию мира в различных частях земного шара. 13 из них проводятся, по сей день силами 34 тыс. военных и 5 тыс. гражданских наблюдателей. Санкции на ведение войн ООН давала нечасто - в 1950 году во время корейского конфликта и в 1991-м во время оккупации Ираком Кувейта. Более десятков международных конфликтов и кризисов начинались без участия ООН. Так, например, »по-соседски» разбирались между собой Индия и Пакистан, американцы вели боевые действия во Вьетнаме, Гренаде и Панаме, англичане и французы «без спроса» воевали с Египтом, а советские войска действовали в Афганистане, Венгрии и Чехословакии. Не было выдано санкции ООН на войну в Югославии в 1999 году и на новую войну в Ираке.

Каковы жертвы войны в Ираке?

По данным международной организации «Врачи за предотвращение ядерной войны» в войне США против Ирака будет около 250 тысяч погибших и 500 тысяч раненых и 600 тысяч беженцев.

А есть, данные как на самом деле обстоят дела?

Пентагон тщательно скрывает реальные потери в живой силе и технике. По некоторым данным, в войсках антииракской коалиции погибли 318 военнослужащих, более 500 раненых, без вести пропали 32 человека, в плену у иракцев-16 солдат и сержантов. По количеству убитых операция «Шок и трепет» уже превышает потери во время операции «Буря в пустыне»(270 человек).

По данным счетчика Он-лайн в Интернете, погибших в Ираке мирных жителей min 1160, max 1413.

В1991 году во время операции «Буря в пустыне» в Ираке, позже в Югославии американцы в первую очередь уничтожали водопроводы, очистные сооружения, водозаборы, то есть инфраструктуру. Результатом акции стала смерть 500 тыс. детей. Дети и сейчас продолжают умирать. Если среди военнослужащих потери сравнительно невелики, то среди мирного населения колоссальны. В первую очередь погибают дети. На ум приходят слова Александра Межирова: « Жизнь виновата перед детьми. Их ангел хранитель имеет лицо печальное, потому что нет большей печали, когда ребенок принимает на свои плечи горе взрослых»

Свое отношение к войне высказали и наши ученики Мазетова Елена и Исламов Артур (читают стихи собственного сочинения).

Мы вовсе не умеем жить,

Не причиняя боль кому-то.

Мы не научены любить…

И все ж безумно любим смуту.
И вновь ломая жизни ход,

Вздымает крылья плач унылый.

Несчастный, проклятый народ

Сквозь слезы смотрит на могилы.


Родиться, чтобы умереть-

Ничтожнее не знаю цели !

И с траурных небес смотреть

Они на Землю не хотели.


Они не жаждали войны,

Она же их не пощадила,

Ей мира не нужны сыны,

Она иначе все решила.


Она их жизнь оборвала

И на беду не поскупилась

Пусть смерть нелепою была,

В них светом сердце мира билось.

/ Мазетова Елена /

Мы вступили в этот свет,

Чтобы жизнь была прекрасна

И войне дадим запрет

Ведь живем мы не напрасно.
И зачем нужна война

Ведь она ведет к разрухе

Ни за что и никогда

Не потерпим эти муки


Лучше мирно разойтись

Чем стрелять и убивать

Ты скорее оглянись

Ведь какая благодать!


Ну, зачем же все крушить,

Все ломать и все сжигать.

Мирно можно все решить

И с друзьями рядом жить.

/ Исламов Артур/

Каковы последствия войны?

Первое - это смертельный удар по ООН. Можно долго критиковать ООН, но все-таки лучше с ее существованием, чем без. Ведь сегодня сила у Америки, а завтра она может быть у кого-то еще.

Второе. Невозможно предсказать то, что будет происходить в арабском мире и тот уровень нестабильности, который возникнет в результате этой войны.

В каком соотношении политических сил на мировой арене возможен выход из создавшейся ситуации?

Суть происходящего - в конфликте между моделями будущего мира: однополярной, американской, и многополярной, предполагающей существование самых различных режимов.

После окончания холодной войны американцы возомнили себя матрицей цивилизации. Они искренне и фанатично считают свою страну идеальной моделью государства, пиком развития человечества.

По этому поводу хочу процитировать В.В.Путина: «Если мы допустим, чтобы на смену международному праву пришло кулачное право, согласно которому сильный всегда прав и имеет право на все, а при выборе средств и для достижения своих целей ничем не ограничен, тогда под вопрос будет поставлен один из базовых принципов международного права – принцип незыблемости суверенитета государств. И тогда никто, ни одна страна мира не будет чувствовать себя в безопасности. А возникший сегодня обширный очаг нестабильности будет расти, и вызывать негативные последствия в других регионах мира».

Вывод:

Несмотря на удар, который нанесли по международной системе односторонние действия США, Россия должна настаивать на том, чтобы международные проблемы решались на многосторонней основе. Москва не одинока в этом требовании, позиция, занятая в иракском кризисе ведущими европейскими державами - Францией, Германией, Бельгией, а также Китаем и вообще большей частью мирового сообщества, - лучшее тому свидетельство.

Что же такое война?

Слово классикам (цитирование классиков).



«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»

А. Болконский в романе Толстого «Война и мир»

«Война - жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

В тоске и славе этих дней.»

А. Твардовский.

«Война – большое испытание и для народа, и для каждого из людей…»

Б. Горбатов.

«Я только раз видала рукопашный.

Раз – наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне»

Юлия Друнина.

«Не моря разделяют народы, не невежество, не различие языка, а враждебные отношения».

Рескан.

«Война, которая всегда была преступлением против человечества, теперь является еще и безумием».

Бернал.

«Надо убить войну во чреве всех стран»

Барбюс.

Война – один из видов вооруженных конфликтов, порожденных острыми противоречиями и несовместимостью интересов. Для войны свойственны масштабность ущерба ( людского, экономического и пр.), социально санкционированный, организованный, публичный характер. В ней используются армии и оружие, а ее участниками являются правительство и различные социально – политические силы.

Войны возникают в связи с формированием прочных социальных систем государства, ведутся за расширение территории, политическое влияние и т. п.



Типы войн: гражданские, межгосударственные, освободительные, колониальные, религиозные, агрессивные и оборонительные, локальные (региональные) и мировые, большие и малые (например, партизанские). Выделяются также традиционные (ретровойны), использующие простые средства борьбы, и современные (поствойны)

В современной политической науке и практике преобладают взгляды на войну как на коллективное самоубийство, признается необходимым решение споров исключительно мирными средствами. Политическая и экономическая взаимозависимость государств, появление ядерного и др. видов оружия массового поражения делают войны невыгодными даже для победителей и опасными для самого существования человеческого рода.

Большой энциклопедический словарь.

К какому типу войны, вы бы отнесли войну в Ираке? (голосование)

Песня о войне. Исполняет Фаткуллина Майя.

И еще один вопрос: Как вы относитесь к потоку насилия на телеэкранах и в компьютерных играх?

Показ компьютерной игры Global Operations

Многие средства массовой коммуникации оправдывают свое увлечение материалами о насилии тем, что якобы таким образом можно способствовать отвращению к нему. Практика, однако, говорит о другом - об ожесточении сердец, о приучении молодого поколения к агрессии и крови, о нежелании, неумении сочувствовать чужому горю. Мы часто не только не слушаем, но даже и не слышим друг друга и в радости , и в горе. Одним словом, проблема есть, и проблема серьезная. Вот почему мы решили на этот раз поговорить о толерантности. В известном смысле она явно выдвигается в центр нашей жизни.

Вывод: наша задача – не принимать все « за чистую монету», уметь фильтровать отрицательную информацию и формировать свое правильное, независимое отношение к увиденному.

Выступление председателя родительского комитета.

Не войны и насилие, не кровная месть, а труд, взаимопомощь и творчество – вот истинная сила истории в её человеческом, а не политическом или геополитическом измерении. И толерантность в этом процессе служит одним из начальных, но необходимых элементов нормальной жизни разумных существ. Если это не так, то тогда поспешим за порохом и ядами, чтобы ещё раз кровью и насилием попытаться осчастливить глупое человечество, точнее – недочеловечество. Но без толерантности и отказа от злодеяния, к чему призывал Лев Толстой, некому и некогда не удастся искоренить страшную земную болезнь – насилие человека над своим «ближним» или «дальним» сородичем, а значит, в конечном счете, над самим собой и всем человеческим родом. Зло против другого зла лишь увеличивает общий объем смерти и умножает страдания. Прошедший век, как губка, пропитан кровью, смыть которую с его лика уже не возможно. Начавшись с англо-буркской войны, век завершился военными экспериментами в Афганистане, Югославии, Чечне и других, так называемых, «горячих точках» планеты. Скоро на ней уже не останется место для точек «холодных». Но дьявольское самоистребление с усердием продолжается и в новом, 21 веке, яркий пример тому война в Ираке и конца этому не видно. Более того, на сцену вышел международные терроризм, может быть, самый главный враг человечности и солидарности. К сожалению, ни прежде, ни теперь милосердию и любви нет места ни в политике, ни в экономике. Даже искусство пропитано смертолюбием. Причем же тут толерантность и где ее разумные границы? Возможно ли на деле с помощью терпимости победить агрессию и насилие? Наверное, все же нет, но и отказываться от принципа ненасилия и взаимотерпимости означало бы самим вольно или невольно отказаться от власти зла под видом борьбы с другим злом. Чтобы преодолеть хотя бы самые грубые формы насилия, от кого бы или от чего бы они ни исходили, есть только один путь- путь мира и толерантности. Эта идея и даже целостная программа детально разработана Организацией Объединенных Наций и ЮНЕСКО. Этой теме был посвящен Всемирный философский конгресс1993 г. Российское правительство в 2000 г. утвердило межведомственную программу по содействию развитию толерантности и т.д.

Все, что способствует единению нации и народов, слиянию их в неразрывный союз, составляет величайшее благо для человечества. Вспомним слова А. С. Пушкина о А. Мицкевиче:

Он говорил о временах грядущих,

Когда народы, распри позабыв,

В единую семью соединятся.



Мы все дети Вселенной, все мы плывем по волнам социального бытия в одном ковчеге, имя которого – Земля.

Нужна личная ответственность каждого человека перед своей совестью, перед семьей, Родиной и человечеством, перед « дальними» и «ближними», чтобы во имя жизни дать бой лжи и насилию, сплотиться ради общего дела, разгромить и наказать террористов и при этом не уронить своего человеческого достоинства, не мстить, трезво вершить правосудие и устанавливать справедливый миропорядок в новых обстоятельствах. Культура мира, демократии и толерантности вовсе не иллюзия, а долговременная программа. Требуется решимость всех людей доброй воли, чтобы последовательно и поэтапно претворять ее в жизнь.
Мусина Ризида Разифовна, учитель химии


Смотрите также:
Классный час: Проблема насилия и ненасилия в современном мире. Толерантность
117.47kb.
1 стр.
Семинар для специалистов, педагогов-организаторов «Толерантность и интолерантность в современном мире»
74.16kb.
1 стр.
Классный час "Толерантность"
70.44kb.
1 стр.
Классный час «Толерантность путь к пониманию»
57.99kb.
1 стр.
Классный час Времена года. Кто как готовится к зиме декабрь классный час 3
41.73kb.
1 стр.
Классный час «Мы и мир вокруг нас»
40.39kb.
1 стр.
Классный час по теме: «Как не стать жертвой преступления»
101.68kb.
1 стр.
Сценарий классного часа «Маленькие солдаты большой войны»
94.93kb.
1 стр.
Классный час «Здоровый образ жизни»
100.02kb.
1 стр.
Классный час по толерантности в начальной школе 9 (1 4 классы) 9 Классный час 18 «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди»
1179.34kb.
15 стр.
Л. Д. Гущина Классный час, посвященный 75-летию Алтайского края. «Моя малая Родина»
58.59kb.
1 стр.
Классный час "Правила здорового образа жизни"
153.84kb.
1 стр.