Главная
страница 1
МОУ Туровская ООШ

Согласовано Согласовано Утверждаю

На заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы

Учителей начальных

классов 04. 09. 2012 05. 09. 2012

протокол от

№ 1

Рабочая программа внеклассного курса

«Православная культура» в 1 классе.

2011-2012 учебный год.

Составлена на основе авторской программы

Л. Л. Шевченко

"Основы православной культуры"

Учитель истории

Щербинкина Н.

Пояснительная записка.

Имея духовно-нравственную и эстетическую направленность, предмет "Православная культура" будет знакомить школьников с ценностями христианской морали, основанной на традиционном понимании нравственности как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина своего Отечества.

Данная рабочая программа составлена на основе УМК Л. Л. Шевченко "Основы православной культуры". Учебный комплект состоит из учебника ( в 2-х ч.), наглядного материала, аудиокассеты (2 класс) и методического пособия для учителя. Этот УМК рекомендован в применении для общеобразовательных школ, а также гимназий и лицеев методическим кабинетом Отдела Религиозного Образования и Катехизации Русской Православной Церкви.

Через эстетическое и чувственное восприятие у младших школьников формируется целостная картина мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей. Яркий, красивый учебник, умело подобранные наглядные материалы способны увлечь школьников изучаемым предметом. Это в свою очередь поможет решить поставленные задачи воспитания. Умело подобранные вопросы позволяют ненавязчиво заинтересовать детей, показать обязанность православной и светской жизни. В традиционную культуру ребёнок входит через знакомые представления об окружающем мире (мой дом – Божий дом; я сын своих родителей; мы все дети Божьи и др.).

Изучение курса предполагает дальнейшее раскрытие основ православной культуры во 2, 3, и 4 классах. Ведущими ценностями младших школьников считаются любовь и семья, которые и отражаются в содержании учебников: "Мы и мир Божий вокруг тебя"-1 год, "Ты и православная культура"-2 год, "Православная культура вокруг тебя"-3 год, "Народ – творец православной культуры"-4 год.

Цели курса.

Способствовать формированию у младших школьников через эстетическое и чувственное восприятие целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.



Задачи:

  • Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями в православном понимании, осознающих необходимость их осуществления в своем поведении.

  • Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.

  • Развитие понимания смысла творческого действия Бога – Творца.

  • Развитие художественных представлений и понятий о православной культуре.
    Развитие эстетических суждений и вкусов в области объектов православной культуры.

  • Развитие чувства ответственности за другого человека.

  • Развитие умения взаимодействовать с окружающим миром людей и природы в соответствии с нормами христианской морали.

Общая характеристика программы.

В методическом плане занятия оформляются в виде комбинированных "путешествий" по историческим вехам православной культуры и сопровождаются в качестве ведущего музыкального рефрена каждого занятия музыкой пьесы М.П. Мусоргского "Прогулка" из цикла "Картинки с выставки". Кульминационные тематические эпизоды сопровождаются музыкой "Богатырские ворота" из того же цикла.

В качестве дидактических средств используются сказки, жития святых и героев, стихи, детское творчество, иллюстрации картин, музыкальное сопровождение.

Одним из ведущих принципов программы является личностно-ориентировочный подход, применение на уроках методов работы, вызывающих творческую активность. В УМК, который используется на занятиях, входят:

1. Методическое пособие содержит:
• программу по учебному предмету;
• тематическое планирование по четвертям учебного года;
• планы уроков с методическими комментариями.

2. Пособие "Иллюстрации", в котором содержится перечень иллюстраций для сопровождения уроков.

3. Музыкальное пособие "Звуковая палитра" —  поурочные музыкальные материалы.

Необходимо использовать методики эстетического, нравственного воспитания и методики стимулирования навыков художественного творчества. На занятиях у детей посредством тренировок можно развить навыки общения с объектами православной культуры, видения целенаправленного формирования образа Божьего творения в окружающей жизни, потребность искать его и находить в Священном Писании, в жизни святых, в православных традициях и ценностях, отраженных в произведениях искусства и в окружающей жизни.

Непременным условием формирования восприятия детей является применение методов работы, пробуждающих творческую активность. Важно, чтобы на занятиях создавалась "поисковая ситуация", при которой дети учились бы вслушиваться, всматриваться в изучаемый литературный и музыкально-изобразительный материал, открывать в нем новое для себя и знакомое, оценивать нравственную и художественную стороны явления (в этом случае начинают развиваться способность сопереживания и художественный вкус).

Курс православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы преподавания.

Работа с детьми должна быть организована так, чтобы на начальном этапе у ребенка была сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам современного школьника. Затем эта актуализированная потребность позволит учителю совместно с ребенком сформулировать вопрос: для чего и как создавалась православная культура? И теперь, опираясь на интерес ребенка, учитель сможет в процессе обучения показать авторов и средства ее создания, ее роль в жизни русских людей на протяжении тысячелетия. Такая последовательность этапов обучения подведет детей к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.

Виды деятельности учителя и учащихся на уроке: рисование, пение, ритмические движения, игры, чтение, сочинение сказок и рассказов, лепка, слушание рассказа учителя, обсуждение, уроки на природе, экскурсии, проведение праздников.



Содержание программы.

Часть 1. "Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем". (16 занятий, 1 четверть)

Что нас окружает? Что мы видим? Краски, звуки, формы окружающего мира. Красота в окружающем мире (постройки, изображения, украшения, звучания). Поиски красивого вокруг себя (природа, дома, храмы). Бог — Творец красивого мира. Как Бог создавал мир? Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие. Общение человека с Богом. Поручения, данные Богом человеку. Правила жизни, данные Богом человеку. Доброе и красивое в слове, в изображении и в звучании. В какой книге написано о сотворении мира? Библия.



Часть 2. В ожидании Рождества — самого красивого события зимы. (16 занятий 2 четверть).

Нарушение человеком правил жизни, данных Богом. Грех. Последствия. Непослушание. Печаль. Болезнь. Смерть. Мои поступки. Наказание, раскаяние, прощение. Кого я огорчаю своим непослушанием? Прощение родителей. Мог ли Бог оставить Адама и Еву в Раю? Радость и печаль в звуках и красках окружающего мира. Как выражается настроение человека художественными способами? Что мы видим в окружающей природе зимой? Состояния поздней осени. Зимние печали. Минорные звучания. Добрые и злые люди. Благочестивые люди. Авель и Каин. Зависть. Зло. Выражение отношения через музыкальное и художественное изображение природы, человека. Как бороться с грехом? Может ли человек побороть свои недостатки? Помощь Божия. Промысел Божий. Добрые праведные люди. Ноев ковчег. Потоп. Как Бог простил людей? Невозможность существования у человека печали в сотворенном Богом красивом мире.  Обещание Бога людям. Красота зимы. Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Пресвятая Богородица.



Часть 3. Праздники-радости. (20 часов, 3 четверть)

Рождество Христово — самый главный праздник. Как традиционно праздновали Рождество и Крещение Господне в России? Святочные обычаи. Наше участие в православных праздниках. Праздники в нашем доме: день рождения, Новый год, Масленица. Как люди предали Христа? Смерть на кресте. Покаяние. Прощение. Прощеное воскресенье. День Ангела. Добрые и злые ангелы. Ангел-хранитель. Твой святой покровитель. Имя человека. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Сергий Радонежский. Князь Димитрий Донской.



Часть 4. Пасха: цвета и звуки весны. (16 часов, 4 четверть).

Благовещение. Архангел Гавриил. Праздничные обычаи. Цвета, звуки, настроения. Воскресение Христово. Пасхальные обычаи. Празднование Пасхи. Праздник Дня Победы. Радоница. Поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших. Лики святых. Князь Александр Невский. Великомученик Георгий Победоносец. Моя семья. Родословие моей семьи. Обязанности человека-христианина. Обязанности по отношению к Богу, к людям, к себе. Обязанность человека — сохранить красивый мир. Личная ответственность. За что могу отвечать я?



Основные умения и навыки.

Педагогическое решение предполагает создание системы выработки специфических (в соответствии со спецификой предмета) навыков-умений. Их специфика связана с Божественным характером Источника, питающего православную культуру, постижение которого невозможно в рамках светского общего образования. В то же время изучение предмета "Православная культура" в объеме, определенном "Примерным содержанием образования по предмету...", становится достижимым при активизации образно-ассоциативного восприятия учебной информации.

Метапредметными результатами  является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на занятии;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

– учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:


  • овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры

  • развитием творческого мышления и восприятия.

  • сравнение,

  • описание,

  • обобщение сходных признаков и явлений,

  • определение причин и последствий явлений

  • Навык общения с высокими образцами православной культуры должен формироваться в непосредственном общении с оригиналом, а при невозможности — с пересказом, репродукцией, видеофильмом.

  • умение творческого применения полученных знаний в повседневной жизни: например, знания о детстве преп. Сергия Радонежского и семейных взаимоотношениях из житий других святых позволят ребенку развивать у себя умение послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи, умение выполнять свои обязанности по отношению к близким, товарищам и т.п.

  • знаково – символическое моделирование;

  • - умение структурировать знания;

  • - умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные УУД:



  • – оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • – слушать и понимать речь других;

  • – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

  • - уметь устанавливать контакт, организовывать и осуществлять совместную деятельность;

  • - налаживать межличностные отношения;

  • - понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой – либо предмет или вопрос;

  • - умение договариваться, находить общее решение;

  • - взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

  • - способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.


Ожидаемые результаты.

Предмет позволяет дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры – русских монастырях, о произведениях религиозного искусства, (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества). Школьники должны получить представление о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни.

Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории как образцы нравственного поведения.

Изучение курса должно развивать способность школьников создавать на основе развитого эстетического восприятия и понимания особенностей православного мировосприятия образцы собственного элементарного творчества (поделки, роспись, стихосложение, игра на музыкальных инструментах и т.п.), а также воспринимать их в произведениях православного искусства. Это позволит установить связь между традициями православного искусства и возможностями их применения в жизни современного школьника. Учащиеся должны пополнить свой словарный багаж целым рядом специфической терминологии церковного и общечеловеческого содержания.



Тематическое планирование курса. (68 часов).



Тема занятия.

Дата.

Форма проведения занятия.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты.



Часть 1. "Красота Божиего мира: наблюдаем, слушаем, изображаем", (17 часов).

"Красота в звуках, красках, формах окружающего мира"






Экскурсия.


Знакомство. Беседа о летних впечатлениях, сочинение с детьми сказки о деревьях, птицах, облаках…

Беседа о летних впечатлениях, сочинение с учителем сказки о деревьях, птицах, облаках.

Умение видеть красоту окружающего мира.



"Красота в звуках, красках, формах окружающего мира". Красота мира.





Беседа, рисование сюжетных картинок к придуманной сказке. Слушание музыки: Русская народная песня "Во поле береза стояла"; Прелюдия оп. 23, ре мажор (фрагмент); М.П. Мусоргский. Пьеса "Прогулка" (фрагмент) из цикла "Картинки с выставки". (Лучшие работы вывешиваются на плакат «Наш красивый мир», который в течение четверти будет заполняться)

Беседа о том, что видели на экскурсии.

Беседа, рисование, слушание музыкальных отрывков. Ритмические движения под музыку.

Формирование понимания того, что всё что создано Богом, красиво. Умение вслушиваться в музыкальный материал.



"Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная" . Красота природы.





Беседа: «Что красивого ты увидел и изобразил?». Творческая работа: Загадки о природных явлениях, рисование, слушание музыки : П.И. Чайковский. "Октябрь. Осенняя песня" из цикла "Времена года".

Беседа. Подготовка иллюстративного ряда «Красота русской природы».

Дети отвечают на вопросы, говорят, что красивого они видят на иллюстрациях. Отгадывают загадки о природе. К понравившейся загадке рисуют иллюстрацию.

Формирование понимания того, что всё что создано Богом, красиво. Умение видеть красивое вокруг себя.



"Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная". Красота звука.





Рассказ учителя: "Красота и гармония природы — в звуке". Слушание М.П. Мусоргского "Прогулка". Слушаем и угадываем голоса детей, птиц, ветра. Выполнение ритмических движений под музыку.

Подготовить музыкальные отрывки, голоса птиц, детей, ветра

Описывают свои впечатления от прослушанных музыкальных отрывков, угадывают голоса и звуки природы. Выполняют движения под музыку.

Умение вслушиваться в звуковой, музыкальный материал. Формулировка своих впечатлений.



"Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная". Красота строений.




Слушаем и рисуем: М.И. Глинка. Опера "Руслан и Людмила", адажио из 3-го действия. Рисуем свой дом и другие жилые дома. Беседа: «Для чего нужны дома?»

Беседа о строениях для людей. Подбор иллюстративного ряда по архитектуре.

Рассказы детей о своих жилищах. Рисование своего дома.

Уметь видеть красоту в красках и звуках.



"Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная". Красота храма.




Смотрим, рисуем, мастерим. Творческая работа «Красивый храм».

Беседа о строениях во имя Бога, подбор иллюстраций храмов

Слушаем «Музыка в храме».

Уметь видеть красоту храма, отличать музыку светскую от церковной.



"Поиски красивого вокруг себя: красота рукотворная и нерукотворная". Красота храма.




Экскурсия в храм.

Беседа о нашем храме, о его особенностях, отличиях от домов, в которых мы живём.

Дети учатся описывать строения, которое они видят, называют цвета, описывают свои впечатления, сравнивают светские и духовное строение.

слушать и понимать речь других; учиться работать по предложенному учителем плану, предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.




«Бог — Творец красивого мира». 1-3 дни творения.




Рассказ: О сотворении мира, отражение Бога в творениях. Слушаем звуки природы. Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, фрагмент из 1-й части. Илл. № 24 — Сотворение мира. Фреска. Рисуем небо, море, реку.

Рассказ, показ мультимедийной презентации «Сотворение мира»

Воспринимать на слух текст в исполнении учителя, выделяют основную мысль. Слушание музыкальных отрывков, описание своих впечатлений. Начало работы над творческим проектом «Сотворение мира» (книжка раскладушка). Рисование.

слушать и понимать речь других; учиться работать по предложенному учителем плану, предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.




«Бог — Творец красивого мира». 4-6 дни творения.




Смотрим, рисуем мир животных и птиц. Слушаем: музыкальное сопровождение к уроку: Д. Бортнянский. "Сей день, его же сотворил Господь" (фрагмент из Хорового концерта № 9).

Рассказ, показ мультимедийной презентации «Сотворение мира»

Воспринимать на слух текст в исполнении учителя, выделяют основную мысль. Слушание музыкальных отрывков, описание своих впечатлений.

слушать и понимать речь других; учиться работать по предложенному учителем плану



«Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие».




Творческая работа: Аппликации на тему "Сотворение мира".

Рассказ: Сотворение человека.

Слушаем Вальс цветов из балета "Щелкунчик". Игра «Оркестр».


Рассказ, показ мультимедийной презентации «Сотворение мира»

Воспринимать на слух текст в исполнении учителя, выделяют основную мысль. Слушание музыкальных отрывков, описание своих впечатлений.

слушать и понимать речь других; учиться работать по предложенному учителем плану, обобщать результаты работы, оценивать их.



«Сотворение человека. Адам — любимое чадо Божие».




Беседа: «Какой бывает человек?». Слушание музыки: П.И. Чайковский. "Верую"; рассказ о жизни в Раю. С. Зубачевский. "Хвали, душе моя, Господа". Рисование: «Жизнь в Раю»

Беседа, подбор икон по теме «Жизнь в раю».

Участвовать в диалоге, понимать вопросы собеседника и отвечать на них. Слушание музыкальных отрывков. Рисование.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.



«Правила жизни, данные Богом в Раю»





Творческая групповая работа: Аппликация "Рай". Беседа: Какие правила мы выполняем в своей жизни? Рассказ: О правилах, данных Богом первым людям.

Слушание музыки: Фрагменты: П. Кедров. "Отче наш";



Беседа о повседневных правилах нашей жизни. Рассказ о правилах жизни в Раю. Подготовка материалов для аппликации, объяснение темы работы, плана.

Участие в диалоге о правилах повседневной жизни. Работа над аппликацией, фон работы – музыкальный отрывок.

слушать и понимать речь других; учиться работать в группе по предложенному учителем плану, обобщать результаты работы, оценивать их.

развивать у себя умение послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи, умение выполнять свои обязанности по отношению к близким





«Правила жизни, данные Богом в Раю»





Слушаем выбираем музыку для Рая: А. Лядов. Полонез; П.И. Чайковский. Пятая симфония, 2-я часть. Беседа о послушании родителей.

Беседа о послушании родителей

Участие в беседе, выбор музыки для Рая из предложенных отрывков, обоснование своего выбора.

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, решение проблемы поискового характера.

развивать у себя умение послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи, умение выполнять свои обязанности по отношению к близким





«Добро и зло в мире».




Рассказ: Как зло появилось в мире? Ангелы. Доброе и злое в окружающем мире. Смотрим иллюстрации. Рисование: Доброе и злое в цвете. Слушание: Доброе (консонанс) и злое (диссонанс) в музыке.

Рассказ: Как зло появилось в мире? Ангелы. Доброе и злое в окружающем мире.

Слушание текста в исполнении учителя, оценка иллюстраций по принципу зло-добро, Оценка музыкального отрывка, слушание: Доброе (консонанс) и злое (диссонанс) в музыке

Этические нормы добра и зла. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Приближение к пониманию того, что непослушание – это зло, первый грех человека.




«Как изобразить доброго и красивого человека?»





Беседа, Рисуем и сочиняем тексты к рисункам.

Беседа: «Добрые и злые люди», Смотрим: Илл. № 31—33. Изображение добрых людей: преподобный Серафим Саровский; И.П. Аргунов. "Портрет крестьянки в русском костюме"; В.А. Тропинин. "Кружевница".

Рисуем: Отражение доброго и злого красками и словами.



Оценка иллюстраций с позиций добро и зло. Рисуем: Отражение доброго и злого красками и словами.

Этические нормы добра и зла. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. нравственно – этического  оценивания  через  выявление  морального  содержания  и  нравственно  значения  действий  персонажей;



Сказки о добре и зле




Просмотр мультфильма, беседа.

Подбор мультфильма.

Оценка поведения главного героя

Оценка поведения героя, проецирование на свою жизнь., определение причин и последствий явлений, нравственно – этического  оценивания  через  выявление  морального  содержания  и  нравственно  значения  действий  персонажей;



Завершение коллективной творческой работы "Наш красивый мир".




Выставка с приглашением родителей. Дети – экскурсоводы по выставке.


Подготовка выставки работ учеников, приглашение родителей.

Дети сами проводят экскурсию по своим работам,

Развитие презентационных навыков



Часть 2. "В ожидании Рождества - самого красивого события зимы". (15 часов)

«Как Адам и Ева ушли из Рая"







Беседа, слушание музыкальных отрывков.

Беседа: Как жили первые люди в Раю? Чему радовались? Общение с Богом. Забота о райских деревьях. Райский сад. Злой, гордый ангел. Музыкальное сопровождение: (фон) Г.В. Свиридов. Романс.

Раскаяние и прощение. Рисуем: Темы: "Печаль", "Злые", "Послушные" (по выбору).



Участие в беседе, слушание музыкальных отрывков, приближение к пониманию взаимосвязи «Непослушание – грех - печаль».

умение  слушать  и  вступать в  диалог,  участвовать  в  коллективном  обсуждении



«Как Адам и Ева ушли из Рая"





Беседа, рисование.

Обсуждаем: Мои поступки. Как поступить, если меня наказали? Музыкальное сопровождение: Седе Адам. "Валаамский распев". Сочиняем рассказ «Непослушный сын». Рисуем к нему иллюстрации.

Участие в беседе. слушание музыкальных отрывков, приближение к пониманию взаимосвязи «Непослушание – грех - печаль».

построение  логической  цепи  рассуждений;



"Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира"




Осенняя экскурсия. (желательно выбрать пасмурный день)


«Грустная природа». Слушаем звуки природы осенью.

Беседа: Непослушание — грусть



Участие в беседе, оценка явлений природы, описание своего настроения

умение  слушать  и  вступать в  диалог,  участвовать  в  коллективном  обсуждении



"Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира"





Творческая работа:


Подбор загадок об осени, иллюстраций, беседа об экскурсии


. Рисование, разгадывание загадок по иллюстрациям. Слушание музыки с анализом характера и сопоставление с образным содержанием иллюстрации.

П.И. Чайковский. "Октябрь. Осенняя песня".



Развитие творческого мышления и восприятия.



"Радость и печаль в красках и звуках окружающего мира"





Беседа, чтение художественного текста.

Беседа "скромность — послушание — радость". Музыкальное сопровождение (фон): "Ныне силы небесные", древний распев.

Слушаем стихи и ритмично хлопаем в ладоши:

Воспринимать на слух художественное произведение.



"Добрые и злые люди"





Рассказ: Каин и Авель», творческая работа с пластилином

Рассказ: Каин и Авель.

".


Слушание текста. Слушаем: П.И. Чайковский. Четвертая симфония, 2-я часть; Творческая работа: поделки из пластилина "Добрые — злые

умение  понимать  контекстную  речь  на  основе  воссоздания  картины  событий  и  поступков  персонажей;



" За что Бог наказал людей"





Обсуждение-повторение.

Беседа «Послушание - радость».

Участие в беседе, Слушание музыки: М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила"; А.Н. Скрябин. Этюд; Творческая работа: коллаж «Я и моя семья».

умение  слушать  и  вступать в  диалог,  участвовать  в  коллективном  обсуждении



" За что Бог наказал людей"





Обсуждение

Обсуждаем: Всегда ли мы замечаем наши плохие поступки? Кто нам подсказывает (родители, совесть)? Всегда ли мы их слушаем? С чего начал Каин? Как бороться с грехом? Рассказ учителя: О Потопе. Слушаем: П.И. Чайковский. "Господи, помилуй!" Рисование радуги.

Участие в беседе, слушание рассказа учителя и музыкального произведения, рисование радуги.

умение  слушать  и  вступать в  диалог,  участвовать  в  коллективном  обсуждении умение  понимать  контекстную  речь  на  основе  воссоздания  картины  событий  и  поступков  персонажей;



"Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария"





Обсуждение

Беседа: Чему мы радуемся зимой? Что мы делаем зимой? Зимние игры и забавы. Чтение стихов-загадок о зиме.

Участие в беседе, отгадывание загадок, Рисуем гуашью зимние пейзажи. Слушаем: П.И.Чайковский. "Ноябрь. На тройке" из цикла "Времена года".

умение  слушать  и  вступать в  диалог,  участвовать  в  коллективном  обсуждении



"Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария"




Творческая мастерская «Снежинки».


Рассказ учителя: "Дева Мария — Матерь Божия".

Слушание текста, вырезаем и наклеиваем снежинки Слушаем: Благовест.

учиться работать по предложенному учителем плану, предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнять действия и заканчивать их в требуемый момент;



"Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария"




Экскурсия в зимний лес. Любуемся красотой зимы.

Беседа о красоте зимнего леса.

Описание своих впечатлений, слушаем звуки зимнего леса.

Формирование понимания того, что всё, что создано Богом, красиво. Умение видеть красивое вокруг себя



"Как Бог простил людей. В ожидании Рождества. Дева Мария"




Рассказ, беседа, творческая мастерсткая.

Рассказ о Благовещении Пресвятой Богородицы.


Просмотр презентации. Слушаем: "Величаем Тя, Пресвятая Дева Богородица".

Мастерим рождественские подарки. Слушаем: П.И. Чайковский. Увертюра к балету "Щелкунчик" (фон).



слушать и понимать речь других; Формирование понятия прощение и как его заслужить, ориентация  в  нравственном  содержании  и  смысле  поступков  как  собственных, так  и  окружающих  людей;



  1. 31

Повторение. (2)




Прогулка, зимние забавы.












В мире сказки




Чтение «Рождественских историй», мини инсценировки.

Подбор рождественских историй и иллюстраций к ним

Слушание текста, выбор подходящих по смыслу иллюстраций.

 Развитие творческих способностей, анализ ситуаций, использовать  знаково – символические  средства



Часть 3. «Праздники радости». (10 часов)

Выставка «Подарки Христу младенцу»






Экскурсия по результатам работы в творческой мастерской.

Подготовка выставки, приглашение гостей

Дети проводят экскурсию по выставке.

Развитие презентационных навыков.



Чему мы радуемся зимой. Рождество Христово





Беседа, рисование.

Беседа: «Как вы провели зимние каникулы? Рождество».

Участие в беседе. Рисуем «Рождественская ёлка». Слушание: Рождественские песнопения; С.В. Рахманинов. "Слава Богу в вышних"

умение  слушать  и  вступать в  диалог,  участвовать  в  коллективном  обсуждении



Чему мы радуемся зимой. Рождество Христово





Рассказ, инсценировка колядок.

Рассказ: Евангелие о Рождестве. Слушаем фрагмент из "Всенощного бдения".


Слушаем колядки, оцениваем, выбираем. Инсценируем колядки

Развитие творческих способностей, артистизма.



Чему мы радуемся зимой. Рождество Христово





Виртуальная экскурсия на Рождественское Богослужение, творческая работа.

Показ видеофрагмента : «Праздник Рождества Христова в храме», беседа о том, что и почему там происходит.

.


Просмотр, обсуждение видеофрагмента Богослужения. Отгадываем загадки о зиме. Творческая работа: Рисуем Рождество, картинки зимы.

формированию  логических  действий  сравнения, подведения  под  понятия, аналогии, 



Зимние радости. Святки





Рассказ: О святых днях.


Слушаем аудио-рассказ Николая Телешова «Ёлка Митрича».

Слушание и обсуждение рассказа. Разминка: ритмические движения под музыку

Понимание художественного текста, оценка поведения главного героя.



Зимние радости. Святки





Прогулка.

Подвижные зимние игры.









Зимние радости. Святки





Рисование

Предъявление темы рисования «Зимние радости».

Рисование по предложенной теме.

Слушаем: П.И. Чайковский. "Декабрь. Святки" из цикла "Времена года" (фоновое сопровождение рисования).



Развитие воображения и творческих способностей.



Зимние радости. Святки





Экскурсия в школьный музей.

Рассказ: «Как святки праздновали наши прадедушки и прабабушки».

Дети делятся впечатлениями о рассказе заведующего музеем.

умение  слушать  и  вступать в  диалог,  участвовать  в  коллективном  обсуждении



В ожидании весны. Масленица.




Урок в кабинете технологии. Печём блины на Масленицу.

Рассказ «Как наши предки праздновали Масленицу. Вместе печём блины.

Дети помогают печь блины.

формирования  внутреннего  плана  на  основе  поэтапной  отработке  предметно – преобразовательных  действий;



В ожидании весны.




Рассказ. Подготовка инсценировки.

Рассказ «Почему наши предки постились». Показ иллюстраций: № 73—76 — И.И. Левитан. "Март"; А.К. Саврасов. "Грачи прилетели". Подготовка к празднику, инсценировка сказки о весне.

Подготовка к празднику, инсценировка сказки о весне.

развитие  коммуникативной  компетентности  обучающихся  на  основе  организации  совместно – продуктивной  деятельности;



В ожидании весны.




Участие в празднике «В ожидании весны»




Подготовка инсценировки

развитие  коммуникативной  компетентности  обучающихся  на  основе  организации  совместно – продуктивной  деятельности;



Часть 4. "Пасха: цвета и звуки весны". (22-24 часа)

Праздник Благовещения







Рассказ. Творческая работа Ангел.

Рассказ: «О смысле праздника Благовещения». Показ иллюстраций А.Г. Венецианов. "На пашне. Весна"; "Благовещение". Икона.

Слушание рассказа учителя, Слушаем ; С.В. Рахманинов. "Богородице Дево, радуйся" ("Всенощное бдение"); Начало творческой работы поделка Ангел.

развитие  эстетических  представлений  и  критериев  на  основе  изобразительной  и  художественной  конструктивной  деятельности;



Праздник Благовещения





Рассказ, продолжение творческой работы Ангел.


Рассказ: «О праздничных обычаях».


Слушание рассказа учителя, Слушание музыки: С.В. Рахманинов. "Весенние воды" на слова Ф. Тютчева; Чтение рассказа: О купании соловьев. продолжение творческой работы Ангел.


формирование  мотивации  успеха  и  достижений  младших  школьников, творческой  самореализации  на  основе  эффективной  организации предметно – преобразующей символико – моделирующей  деятельности;



Праздник Благовещения




Экскурсия «Ищем приметы весны».

Беседа о приметах весны в природе.

Дети находят приметы весны,

Развитие образного мышления, умения видеть красивое вокруг себя, умение классифицировать признаки и явления природы.



Праздник Благовещения





Беседа, творческая работа.

Беседа: «Добрыми делами встречаем праздник»


Участие в беседе. Творческая работа: Рисуем, вырезаем, клеим открытки с птичками. (Музыка (фон): П.И. Чайковский. "Песня жаворонка")

ориентация  в  нравственном  содержании  и  смысле  поступков  как  собственных, так  и  окружающих  людей;



Моя мама




Беседа. Рисование

Беседа «Мама – самый дорогой человек на свете».

Участие в беседе о мамах. Рисуем мамам весну. Музыкальный фон С.В. Рахманинов. "Весенние воды"

осознание  основных  моральных  норм  и  ориентация  на  их  выполнение, формирование понимания ценности семьи, материнской любви.



Моя мама.




Беседа творческая работа коллаж.

Беседа «В чём проявляется любовь мамы к своим детям?». Читаем стихи о мамах.

Творческая работа: коллаж «Мама и я».



Чтение стихов о маме, выполнение творческой работы. Физкультминутка.

осознание  основных  моральных  норм  и  ориентация  на  их  выполнение, формирование понимания ценности семьи, материнской любви.



Моя мама




Участие в празднике для мам и бабушек, чаепитие

Подготовка чаепития.

Дети приглашают гостей на свой праздник, читают стихи, дарят поделки, участвуют в совместном чаепитии.

развитие  коммуникативной  компетентности  обучающихся  на  основе  организации  совместно – продуктивной  деятельности;



Как мы готовимся к празднованию Пасхи





Рассказ. Творческая работа

Рассказ о празднике Пасхи

Дети слушают рассказ. Творческая работа: панно "Птицы прилетели". Фон «Голоса птиц».Слушаем стихи Я. Полонский «Пасхальные вести».

развитие  коммуникативной  компетентности  обучающихся  на  основе  организации  совместно – продуктивной  деятельности;



Как мы готовимся к празднованию Пасхи





Рассказ слушание стихов.Физкультминутка.

Рассказ о страстях Христовых. Слушание музыки: Н. Озеров. Кондак акафиста Страстям Христовым. Показ иллюстраций: № 69 — "Распятие". Икона; № 77 — "Плащаница".


Слушают рассказ и музыкальный отрывок. Слушаем стихи А. Солодовникова «У плащаницы».

Ритмические движения – физкультминутка.



Воспринимать на слух художественные произведения, понимать общее содержание произведения, отвечать на вопросы по основной сюжетной линии.



Какого цвета Пасха?





Рпассказ, творческая работа

Рассказ: Воскресение Христово. Творческая работа: Рисование на тему "Пасха красная ". Слушаем: "Красный Лаврский перезвон";

Слушают рассказ и звон колоколов. Рисование.

Воспринимать на слух художественные произведения, понимать общее содержание произведения, отвечать на вопросы по основной сюжетной линии.



Какого цвета Пасха?





Рассказ, творческая работа Пасхальное яйцо.

Рассказ о пасхальном яйце.

Слушают рассказ. Творческая работа: Раскрашиваем пасхальные яйца. Музыкальный фон П.И. Чайковский. Пятая симфония, финал.

Развитие образного мышления.



Пасхальный праздничный стол.




Рассказ, просмотр презентации. Творческая работа.

Рассказ о значении кулича и пасхи творожной. Слушаем стихи князя Константина Романова «Хвала Воскресшему». Рисуем куличи. Показ иллюстраций Б.М. Кустодиев. "Христосование".

Слушают рассказ, музыку, рисуют куличи.






Воскресение Христово.




Рассказ, просмотр видеофрагмент праздничного Пасхального Богослужения

Рассказ учителя о Воскресении Христовом. Показ иллюстраций: № 78—82 — "Ангел на гробе"; "Воскресение Христово"; "Сошествие во ад"; "Вознесение").


Слушают рассказ. Просмотр видеофрагмента Богослужения.

Слушаем «Христос воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ...»



Формирование понимания цели Богослужения, его основных признаков.



Воскресение Христово.




.Слушание аудио-рассказа, обсуждение.

Слушаем аудио-рассказ Василия Никифорова-Волгина «Светлая заутреня».

Беседа: «Как Пасху празднуют в вашей семье».



Слушание рассказа, участие в обсуждении, Рисуем Пасху

Понимание художественного текста, оценка поведения главного героя.



Воскресение Христово.







Рассказ: «Народные традиции празднования Пасхи» (Мультимедийная презентация).


Слушают рассказ, смотрят презентацию, беседуют о семейных традициях празднования Пасхи. Слушаем: "Красный Лаврский перезвон";

Учатся уважать ценности семьи;



Праздник Дня Победы





Рассказ, творческая работа

Рассказ: Радоница. Что это означает?


Слушают рассказ, смотрят иллюстрации.

Слушание: М.И. Глинка. Увертюра к опере "Руслан и Людмила"; Творческая работа коллаж «Защитники Отечества».



Формирование патриотических чувств. и представления представление об общекультурном наследии России



Праздник Дня Победы





Рассказ, физкультминутка, марш.

Рассказ: Преподобный Сергий Радонежский и князь Димитрий Донской.

Слушаем "Земле русская", стихиры русским святым. Рисуем русских богатырей.



Слушают рассказ, смотрят иллюстрации, маршируют под ритмическую музыку.

Формирование патриотических чувств и представления о представление об общекультурном наследии России



Праздник Дня Победы





Читаем стихи о войне.


Слушаем реквием (П.И. Чайковский. Шестая симфония, финал, фрагмент).

Слушают рассказ, смотрят иллюстрации, маршируют под ритмическую музыку Ритмические движения «Солдаты маршируют». П.И. Чайковский. Марш солдатиков из балета "Щелкунчик "

Формирование патриотических чувств и представления о представление об общекультурном наследии России



Региональный компонент.




Экскурсия к памятнику Дмитрию Донскому.

Беседа Что такое памятник? Как он связан со словом память?




Формирование патриотических чувств и представления о представление об общекультурном наследии России



"Великомученик Георгий Победоносец"




Экскурсия к памятнику погибших воинов в Великой Отечественной войне




Дети ищут фамилии своих родственников на мемориальной доске памятника.

Формирование патриотических чувств и представления о представление об общекультурном наследии России



Родословие моей семьи, 2 часа.





Творческий проект

Рассказ: Что такое родословие?

Творческая работа: Родословное дерево моей семьи. Музыкальный фон: М.П. Мусоргский. "Богатырские ворота" из цикла "Картинки с выставки"




Слушают пояснения, начинают готовить проект «Моя родословная».

Формирование уважения к семейным ценностям

66-68

Повторение, экскурсии, подвижные игры на воздухе.




Беседы «Мои обязанности».










Список лмитературы .

  1. Боголюбов Л.Н. и др. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Образовательная область "Общество" (социальные дисциплины)// Материалы третьего этапа Всероссийского конкурса. —М., 1996.

  2. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского. — М., 1843.

  3. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Т. 1, 2. — М., 1993

  4. ВалицкаяА.П. Модели образовательных систем и подходы к стандартизации. СПб., 1995.

  5. Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев. — М., 2001.

  6. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная духовность. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.

  7. Выготский Л.С. Детская психология. Принципы обучния, основанные на психологии. Собр. соч. Т. 1. — М., 1984.

  8. Выготский Л.С. Психология искусства. — М., 1986.

  9. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 гг."//Бюллетень "Официальные документы в образовании". — 2001.

  10. Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения. Издание официальное. — М.: Госстандарт России, 1992.

  11. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. — М., 1995.

  12. Как подготовить праздник Рождества Христова. — Центр "Покров". М., 2001.

  13. Опыты православной педагогики / Сост. А. Стрижева и С. Фомина. — М., 1993.

  14. Основы православной культуры. Для детей дошкольного возраста / Сост. О.К. Харитонова. Под ред. протоиерея Виктора Дорофеева. — М., 2002.

  15. Осень золотая. Праздничные инсценировки, материалы к урокам... (Библиотечка еженедельника "Воскресная школа") — М., 2000.

  16. Поселянин Е. Святые вожди земли русской. М.; СПб., 2000.

  17. Праздник праздников, торжество торжеств. Пасхальный сборник. — Кострома, 1998.

  18. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. — М., 1987.

  19. Преображенский Василий. Традиционное духовное воспитание детей. Уроки православной культуры для самых маленьких. — СПб., 2002

  20. Прекрасный Божий мир / Сост. епископ Ахелойский Евфимий. — М., 1996.

  21. Праздник Рождества Христова. — М., 2000.



Смотрите также:
Рабочая программа внеклассного курса «Православная культура»
317.69kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 10 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
295.36kb.
1 стр.
Программа по православной культуре 2 класс Экспериментальный учебно-методический комплект «Православная культура»
281.28kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 5 класс, базовый уровень Разработана Салимов И. Р
264.6kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 7 класс, базовый уровень Учитель физической культуры
342.75kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 8 класс, базовый уровень Учитель физической культуры
350.52kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 10 класс, базовый уровень Разработана Салимов И. Р
706.56kb.
3 стр.
Рабочая программа учебного курса физическая культура 11 класс, базовый уровень Разработана Салимов И. Р
796.91kb.
6 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» Направление подготовки
560.36kb.
3 стр.
Программа Факультативного курса «Православная культура»
74.28kb.
1 стр.
Программа по географии 8 класс Пояснительная записка. Рабочая программа курса «География России»
88.53kb.
1 стр.
Отчет по итогам социологического исследования «Состояние преподавания предмета «Православная культура»
922.16kb.
7 стр.