Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Очень важный адресат профилактической деятельности – семья ребенка. Обобщение опыта работы с семьями детей и подростков, употребляющих наркотики, показывает, что семья может выступать: – как фактор фиксации психологической зависимости от наркотиков; – как фактор, провоцирующий продолжение приема наркотиков; – как фактор эффективности психотерапевтической и реабилитационной работы; Основные формы профилактической работы с родителями: – индивидуальные консультации; – групповые консультации, родительские собрания; – всеобуч родителей (лекции, практикумы, групповые дискуссии, обмен опытом семейного воспитания); – организация совместного с детьми проведения досуга; – организация совместных с детьми мероприятий и классных часов; Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. Исследования позволяют говорить о том, что значимые для ребенка взрослые часто склонны перекладывать ответственность друг на друга. Социологические опросы по поводу причин злоупотребления ПАВ детьми свидетельствуют: родители чаще связывают его риск со школой, в то время как педагоги указывают на более значимое влияние семьи. Педагогам важно поработать с вероятными причинами и «нежеланием» сотрудничать, которое они встречают зачастую со стороны родителей. Как правило, если родители «уходят» от контакта, не могут повлиять на поведение ребенка, то это скорее их беда, а не «вина». Это говорит о том, что воспитательный ресурс семьи исчерпан, и мы сталкиваемся на деле с защитным поведением. Видимо, в этой ситуации родители сами нуждаются в поддержке. Следование определенным принципам позволит поддерживать необходимый для воспитания детей диалог с родителями: 1. Не поучать, а приглашать к сотрудничеству. Опыт работы в школе показывает, что нередко учителя, предвидя возражения родителей, начинают беседу властным тоном с поучительными «интонациями». Такое начало сразу ставит родителя в позицию обижаемого и вынуждает его защищаться, обвиняя во всем учителя и выгораживая ребенка. Естественно, о сотрудничестве здесь не может быть и речи. Другое дело, если учитель постарается понять чувства родителей проявит доброжелательность и внимание к их точке зрения. Тогда возможна выработка совместных действий для адекватного воспитания ученика. 2. Находиться в партнерской позиции с родителями. Ни в коем случае учитель не должен занимать позицию «сверху», чтоб не вызвать сопротивление родителей. В то же время вредна и позиция «снизу», так как может привести к манипулятивным действиям со стороны родителей. 3. Показать родителям свое положительное отношение к их ребенку. Психологический контакт возникает сразу, как только учитель показывает, что видит позитивные черты в характере ребенка, симпатизирует ему и даже любит его. Когда родители видят дружелюбный взгляд учителя и чувствуют, что он заботится о благополучии их ребенка, психологические защиты становятся не нужными и возникает сотрудничество. 4. Вести конструктивный диалог с родителями. Не стараться любой ценой отстоять собственную позицию, а стремиться объединить усилия для изменения ситуации. Обсуждать проблему, а не личностные особенности ученика (личностные особенности — это дело психологии). Учитывать личные интересы родителей; искать совместные варианты. При таком подходе можно разрешить многие проблемы без помощи психолога, хотя квалифицированное руководство последнего увеличивает эффективность и качество такой работы. Основные направления профилактической деятельности с родителями.
К примеру, коммуникативный блок может быть представлен в следующей тематике:
Тематика лекций может быть составлена на основании предварительной диагностики проблем семейного воспитания. Предполагается работа с проблемными ситуациями семейного воспитания, обмен опытом семейного воспитания, обсуждение семейных традиций, важность установления и поддержания контактов с ребенком, значимость навыков эффективного общения (Приложение №6) Важна и организация совместных с детьми мероприятий (досуговых, классных часов, походов, экскурсий, спортивных мероприятий и т.п.)
Основная тематика занятий: 1. Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков и токсических веществ детьми и подростками. 2. Мотивы употребления наркотиков, токсических веществ и алкоголя детьми и подростками. 3. Как противостоять наркомании. 4. Поиск внутренних ресурсов при риске формирования зависимости. 5. Как отказаться от наркотика. 6. Как защитить своих детей. 7. Информационная лекция «Что такое наркотики?». (Желательно не останавливаться на традиционной форме лекций, а после небольшого информирования обращаться к интерактивным формам – групповым дискуссиям, практикумам и т.п.)
Приложение №1Анкета для определения подростковой наркомании*
Если Вы нашли для констатации более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, Вам необходимо обратиться за консультацией к врачу психиатру-наркологу. *Анкета опубликована в сборнике: Наркомания (Методические рекомендации по преодолению наркозависимости)/Под ред. А. Н. Гаранского, 2000 г. Приложение №2Работа с детьми «группы риска». Блок «Выявление».Модель взаимодействия учреждений и специалистов системы профилактики в работе с детьми «группы риска».1. Обнаружение факта распространения и употребления наркотиков у отдельных детей и в ОУ в целом кем-то из субъектов образовательного процесса.Употребление и распространение наркотиков конкретным ребёнком Употребление и распространение наркотиков неизвестными лицами внутри образовательного учреждения УФСКН УОД УУП и ПДН Администрация Классный руководитель Администрация Все классные руководители Родители Все родители ОУ 2. Выявление ребёнка, находящегося в контакте с лицами, употребляющими и распространяющими наркотики и ПАВ. Школа ПДН Соц. Участковые служба уполномоченные ПДН Родители Соц. служба Родители ПДН Родители ПДН Родители вне школы
уполномоченные ПДН Родители; прокуратура Областной наркологический диспансер ПДН Родители Соц. служба вне школы Областной наркологический диспансер 4. Выявление ребёнка с признаками наркотического опьянения с угрозой для жизни. Школа ПДН Участковые Соц. службы вне школы уполномоченные
ПДН Скорая медицинская помощь; ПДН Родители
Проблема профилактики и раннего выявления потребления ПАВ предполагает решение ряда задач. Во-первых, необходимо расширить группу риска за счет детей, которые обнаружены в местах потребления наркотиков. Сам факт присутствия детей в ситуации, имеющей угрозу вовлечения должен попадать в сферу внимания взрослых, которые несут за них ответственность. В эту группу относятся и дети, которые не были освидетельствованы по какой–либо причине и нет подтверждения факта употребления наркотиков. В этом случае требуется организация контроля за поведением ребенка (подростка), без постановки его на учет. Во-вторых, для уточнения задач взаимодействия следует дифференцировать разные направления работы: 1. Обнаружение факта распространения и употребления наркотиков у отдельных детей и в ОУ в целом кем-то из субъектов образовательного процесса. 2. Выявление ребенка, находящегося в контакте с лицами, употребляющими наркотики. 3. Выявление ребенка, находящегося в состоянии наркотического опьянения с признаками угрозы для жизни. 4. Выявление ребенка с подозрением на наркотическое поведение. 5. Разработка специальной профилактической программы в ситуации резкого увеличения числа потребителей и распространителей наркотиков в конкретном образовательном учреждении. В схеме №1 показаны основные кооперанты образовательного учреждения в работе по профилактике и раннему выявлению наркогенного поведения детей и подростков. Схема №2 представляет основных субъектов взаимодействия в решении задач профилактики и раннего выявления наркогенного поведения детей и подростков. Схема 1 Приложения № 2 касается обнаружения факта употребления и распространения наркотиков и ПАВ в ОУ. Если конкретные лица неизвестны, то информация от любого школьного работника (работника образовательного учреждения) сначала поступает в администрацию, которая доводит ее до сведения классных руководителей и сообщает в ПДН. Классные руководители проводят работу со всеми родителями ОУ, оповещают о факте и необходимости контроля за проведением досуга, проводят анкетирование на выявление признаков употребления наркотиков, знакомят родителей с правилами обращения с ребенком в ситуации подозрения на наркогенное поведение. Проводят занятия по первичной профилактике, в первую очередь для детей подросткового возраста (в случае, если в школе или ОУ не работает постоянная профилактическая программа), заказывают специальную тренинговую программу для детей в центре профилактики наркозависимого поведения, либо в подростковом отделении областного наркодиспансера (других учреждениях). В случае, когда известен конкретный распространитель наркотического вещества в ОУ, школьный работник информирует об этом факте администрацию. Администрация ставит в известность классного руководителя и ПДН. В свою очередь классный руководитель сообщает родителям ребенка, рекомендует обращение к специалистам наркодиспансера. Сотрудники ПДН информируют сотрудников УФСКН. Схема 2 в модели взаимодействия касается ситуации выявления ребенка, находящегося в контакте с лицами, употребляющими и распространяющими психоактивные вещества. Если этот факт установлен сотрудниками ПДН, то они осуществляют контроль без постановки на учет. Ведут работу с родителями, информируя их о необходимость большего внимания к проблемам ребенка, контроля за его досугом. Если родительская функция ослаблена, соответствующая информация передается социальным работникам вне школы. Если эти меры достаточны, не обязательно сообщать информацию в ОУ. Эта предосторожность будет способствовать сохранению более благоприятной ситуации образования. В случаях, когда подобное поведение ребенка (подростка) обнаружено работниками ОУ, информация поступает родителям и в ПДН. Если родительская функция ослаблена – специалистам муниципальной социальной службы. Когда ребенок попадает в сферу внимания сотрудников муниципальной социальной службы или участковых уполномоченных – они направляют эту информацию в ПДН и сообщают родителям. Схема 3. Выявление ребенка с признаками наркотического опьянения. Независимо от того, кем обнаружен ребенок с подозрением на наркотическое опьянение, следует сообщить родителям и получить санкцию на проведение экспертизы (у работников прокуратуры). Рекомендовать обращение родителям в областной наркологический диспансер для определения степени вовлеченности ребенка (подростка) в наркозависимое поведение. Областной наркологический диспансер – при подтверждении подозрения на аддиктивное состояние информирует о ребенке ПДН как в п.3 схемы (т.е. выявление ребенка, находящегося в контакте с лицами, употребляющими и распространяющими психоактивные вещества). Что соответствует закону о психиатрической помощи. Соответственно ПДН – информирует социальную муниципальную службу в случае ослабления родительского влияния. Схема 4: выявление ребенка с признаками наркотического опьянения, с угрозой для жизни. Независимо от того, в поле зрения какого специалиста попадает такой ребенок, вызывают «Скорую помощь». Приложение №3Признаки функциональной и дисфункциональной семьи.Перед решением вопросов, связанных с обращением к семье для оказания помощи, необходимо ориентироваться в таких базовых понятиях как здоровая (функциональная) семья, конфликтная (дисфункциональная) семья асоциальная семья с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи, распавшаяся семья. Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими "образцами" отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу «семейной памяти». Друзья семьи – родителей и детей – свободно входят во внутрисемейное пространство, принимаются в нем без риска «быть отвергнутыми». Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей. Семейные условия, связанные с формированием успешного, «хорошего» поведения:
Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношени» между членами семьи. Например, семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям. В такой семье у членов семьи наблюдаются проблемы с алкоголем; у женщин часто встречаются психосоматические, т.е. связанные с психогенными причинами, нарушения со стороны здоровья. Характерные черты поведения взрослых и детей в такой семье:
В конфликтной (дисфункциональной) или дисгармоничной семье проявляет несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа: «Я тебя люблю» и другими – отталкивающими: «Уйди, надоел, не мешай», что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка. Дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом. Нередко дети проецируют причину ссор на себя, что приводит к формированию заниженной самооценки, ещё более тревожной является ситуация, когда при семейном разладе дети начинают выступать с одним из родителей против другого. Ребенок становится дезориентированным в выборе эмоциональных отношений и это надолго определяет его последующие установки. Семейные условия, определяющие формирование аддиктивного поведения детей с высоким риском злоупотребления наркотиками:
Приложение №4Анкета для родителей (педагогов). Проблемы взросления.Уважаемые педагоги (родители), Вам предлагается оценить, насколько выражены те или иные особенности у конкретного ребенка (подростка, юноши). Обведите цифру, которая соответствует выраженности качества между его крайними вариантами. ФИО ребенка (или код)_________________________________________
Приложение № 5Анкета для оценки проблем взросления детьми.Какие проблемы с твоей точки зрения наиболее характерны для твоих сверстников?
Приложение № 6Говорить с ребенком – как?Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения, когда дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять - значит показать, что вам понятны чувства ребенка, даже если вы и не разделяете их убеждения. Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, часто повторяет: "Я тебя слушаю внимательно!". Иногда он молчит, иногда отвечает. Слушая ребенка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев: - ребенок убедится, что вы его слышите; - ребенок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства; - ребенок убедится, что вы его поняли правильно. Слушая ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не сов- падают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса. Поддерживайте и подбадривайте ребенка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку. Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребенка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы. Поощряя ребенка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает. Выберите подходящий момент для разговора. Убедитесь, что информация, полученная ребенком, верная. Поговорите с ребенком о наиболее распространенных мифах о табаке и алкоголе и развейте их. На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Эти распространенные методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями. Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться. Неспециалисту может показаться странным, что самооценка прямо связана с употреблением табака, алкоголя или даже наркотиков. Однако исследования показали, что люди, злоупотребляющие этими веществами, обычно имеют низкую самооценку. Так и у ребенка имеющего положительную, высокую самооценку, скорее всего хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления алкоголя и наркотиков. Он будет сопротивляться давлению окружающих более активно, чем тот, который считает себя "хуже других". Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как и за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата. Помогайте детям ставить реалистические цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение как наивысшие достижения и победы других. Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Давайте ребенку настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье. Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение. Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова "я тебя люблю" способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие. В каждой семье система ценностей своя. Не существует единых стандартов воспитания, предупреждающих употребление табака и алкоголя. Скорее всего ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваше поведение, и перенимать ваши стандарты поведения, установки и убеждения. Примеры семейных ценностей, относящиеся к профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков детьми и подростками: - наличие личных убеждений или религиозных представлений, отрицающих употребление алкоголя или наркотиков; - признание ценности своей свободы, ценности принятия своих решений; при этом стремление быть "как все", "следовать за толпой" не является ценностью и стандартом поведения; - уважение к человеческому телу и стремление к тому, чтобы быть здоровым и красивым; следование здоровому образу жизни; убеждение, что контролировать свое поведение следует всегда. Исследования показали, что большинство людей употребляют алкоголь так же, как это делали их родители. Обнаружено также, что вероятность курения повышается у тех детей, чьи родители курят. Интересно, что само по себе употребление алкоголя на глазах детей не оказывает на них вредного влияния. Однако специалисты советуют не пить при детях много. Демонстрация того, что вы можете в зависимости от ситуации или вовсе не пить или пить умеренно, является хорошим примером, а вы сами являетесь положительной ролевой моделью. Иногда родители, которые не пьют и не курят совершают ошибку, не обсуждая проблему употребления табака или алкоголя с детьми. Эти родители должны помнить, что они, к сожалению, не являются единственными образцами для своих детей. Одним из примеров здорового поведения для ребенка являются родители, организующие праздники, где алкоголь - не центр события. Наряду с алкогольными предлагайте гостям безалкогольные напитки, никогда не заставляйте кого-либо пить, если он не хочет, убедитесь в том, что ваши подвыпившие гости не будут за рулем по дороге домой. Особенно тяжелая ноша ложится на семьи, в которых один из родителей страдает алкоголизмом. Поступки больного алкоголизмом отца и реакция на его болезнь здоровой матери и наоборот формируют опасные для детей в будущем модели поведения. Несколько правил, которых следует придерживаться в целях облегчения положения ребенка в такой семье: - Не пытайтесь скрыть от детей проблему - заболевание супруга. Дети могут справиться с ситуацией лучше, если будут твердо знать, что один из родителей болен. - Убедитесь в том, что ваши дети понимают, алкоголизм - это заболевание, как рак или диабет. В этом случае они могут возненавидеть болезнь, но продолжать любить больного отца или мать. - Узнайте побольше информации об алкоголизме сами, а затем передайте ее детям. Понимание избавляет, хотя бы частично, от страха перед заболеванием. - Убедитесь, что дети не чувствуют, что являются причиной болезни в целом или очередного запоя в частности. - Постарайтесь внести некоторую стабильность и порядок, ритуалы и традиции в жизнь вашей семьи. Здоровому развитию детей способствует постоянство и предсказуемость окружающей среды. Навыки противостояния давлению сверстников - это такие поступки или действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке в целях отказа от употребления табака, алкоголя и наркотиков. Для воспитания противостояния давлению используйте пять правил. Научите ребенка ценить индивидуальность в людях и в себе самом. В подходящий момент попросите ребенка сказать, что делает вас особенным, ни на кого не похожим, уникальным человеком. Спросите, что ребенку нравится в своей собственной индивидуальности, добавьте его описанию побольше его хороших черт, которых он сам не назовет. Обсудите вместе ребенком понятие дружбы. Попросите его составить описание настоящего друга: "друг - это ..." и "друг - это не ...". Пока он работает, составьте свое описание друга. Поговорите, сравнивая, сколько одинаковых характеристик в ваших описаниях и выясните, кто же такой настоящий друг. Научите ребенка говорить людям "нет". Большинство родителей учат своих детей быть вежливыми, уважать других и быть послушными. Однако этого не достаточно для того, чтобы ребенок мог постоять за себя. Детям нужна поддержка родителей, чтобы сказать "нет" давлению посторонних взрослых или сверстников. Объясните ребенку, что в некоторых ситуациях абсолютно необходимо настаивать на уважении к себе. Эти ситуации, прежде всего, - предложение табака, алкоголя, наркотиков. Бывают ситуации, провоцирующие давление со стороны сверстников. Подростки настойчиво предлагают друг другу выпить алкоголь, попробовать наркотики. Вы можете помочь своему ребенку избежать попадания в такие ситуации, введя специальные правила. Например, ваш ребенок не будет бывать дома у своих друзей, если там никого из взрослых. Он не будет ходить на дни рождения, которые проводятся без присмотра взрослых. Используйте давление сверстников в свою пользу. Оно может быть не только отрицательным, но и положительным. Важно, чтобы дети, окружающие вашего ребенка, придерживались здоровых стандартов поведения и поддерживали положительные ценности друг друга. Исследования психологов показали, что дети в своей жизни ведут себя более ответственно, когда взрослые накладывают разумные ограничения на их свободу. Семейные правила помогают ребенку сравнительно легко сказать "нет" в ситуации давления со стороны сверстников. Например, представьте, что в ответ на предложение группы сверстников покурить, ребенок говорит: "Нет, спасибо. Мои родители на прошлой неделе сказали, что они не купят мне компьютер, если я буду курить". Конструктивным ответом на вопрос будет организация здоровой, творческой деятельности ребенка. Возможно, как минимум, два пути. Первый. Поддерживайте участие ребенка в кружках, спортивных секциях, поощряйте занятия музыкой и хобби, не настаивая на том, чтобы он обязательно выигрывал или добивался выдающихся результатов. Не важно, чем будет заниматься ребенок. Если у него есть здоровые интересы, то вероятность курения, употребления алкоголя или наркотиков невелика. Другой путь, способствующий здоровой, творческой деятельности ребенка, - это путь совместной деятельности, опросы детей показывают, что они любят, когда родители проводят с ними время, даже если это связано с выполнением работы по дому. Смотрите также: Организация работы с родителями
251.6kb.
1 стр.
Программа работы с родителями; 2 План работы с родителями на 2007-2008 уч год
387.16kb.
1 стр.
Твоя организация
42.67kb.
1 стр.
Программ а работы с родителями
407.31kb.
5 стр.
Анализ работы с родителями начальной школы гоу сош «Школы здоровья» №830 в 2010/2011 год
100.62kb.
1 стр.
Нижний Новгород большой город, с большим количеством районов, я живу и учусь в Нижегородском районе. Как и у всех, у нас есть любимая улица, где прогуливаемся и проводим время с родителями и родителями
31.57kb.
1 стр.
Организация охраны материнства и детства в Росси
285.3kb.
1 стр.
Безопасность школы сегодня
94.45kb.
1 стр.
"Организация секции волейбола в малокомплектной сельской школе "
310.74kb.
1 стр.
Программа работы с родителями
145.41kb.
1 стр.
Публичный отчёт Детского сада №948
339.86kb.
1 стр.
Календарно-тематическое планирование работы с родителями в 5а классе 39.22kb.
1 стр.
|