Главная
страница 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45 г.Челябинска


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ №45

____________/С.Б. Хайдуков

«____»_____________2012 г.



РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ

КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В МБОУ СОШ № 45

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка
Потребность в определении модели кадетского образования возникла с момента создания кадетских корпусов в России. На этот период в стране уже функционировали кадетские школы и кадетские школы-интернаты, но каждый регион подходил к их созданию по-своему. При разработке Челябинского варианта кадетского образования мы исходили из следующих положений.

Модель кадетского образования должна:

  • сочетать исторический опыт кадетских корпусов России и современную практику кадетского образования;

  • отражать сущность объектов «общеобразовательная школа», «кадетская школа-интернат»;

  • быть адекватной особенностям взросления подростков;

  • воспроизводиться в практике (содержать инвариант);

  • предусматривать вариативность своих практических воплощений в зависимости от имеющихся условий.

Работа по определению модели кадетского образования состояла из следующих этапов:

  1. Проверка знаний и представлений о том, каким должно быть кадетское образование и каковы формы его реализации.

  2. Анализ существующих в историческом прошлом и в современной практике моделей кадетского образования.

  3. Выделение существенного, принципиального в этих моделях, практиках и формах.

  4. Разработка структуры модели и содержательное наполнение ее элементов, отражающих сущностные особенности кадетского образования.

  5. Проверка модели на жизнеспособность через практику ее реализации в разных условиях.

  6. Выделение обязательной безусловной составляющей (кадетского компонента) и дополнительной, отвечающей специфике условий конкретного учреждения составляющей (корпусного компонента) кадетского образования.

В конструкцию модели кадетского образования заложены три базовых педагогических процесса: учебный процесс, воспитательный процесс и процесс жизнедеятельности, как важный процесс совместного проживания детей и взрослых в учреждении интернатного типа. Значимость процесса развития при этом ни коем образом не принижается, но он рассматривается как пронизывающий все базовые процессы.

Таким образом, модель кадетского образования представляется нами как совокупность следующих элементов:

  • идеи, предназначение, цели и задачи кадетского образования;

  • условия реализации кадетского образования;

  • содержание кадетского образования;

  • организация кадетского образования;

  • технологическое обеспечение кадетского образования;

  • кадровое обеспечение.


Историческая справка
Российское кадетское образование

Общий смысл, заложенный в слово «кадет», французское по своему происхождению, есть «маленький капитан», «маленький возглавитель». Опыт объединения таких будущих возглавителей в роты или специальные школы для военной подготовки при одновременном общем образовании – кадетские корпуса, - рожденный во Франции, был востребован и получил большое развитие в России.

С приходом к власти Анны Ионовны, племянницы Петра I, начинается история кадетских корпусов – заимствованной у Запада форы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству. В 1731 году ею был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 года был уже открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных Детей. Корпус должен был готовить молодых людей к военной службе, так и к гражданской, давая им довольно основательные по тому времени знания. При Елизавете Петровне созданное учреждение было переименовано в Сухопутный Шляхетский корпус, изменилась и обстановка в нем: не стало муштры, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами; корпус становился одним из важнейших культурных очагов столицы. Все больше проявляется принцип, ставший основополагающим для кадетского образования: военные знания должны опираться на прочный общеобразовательный фундамент. Особенно разительные перемены в кадетском образовании произошли в период царствования Екатерины II. В качестве главных были приняты два условия: прием в Корпус детей не старше 6 лет и безотлучное пребывание в Корпусе в течение 15 лет при редких свиданиях с родственниками. В 1766 году И.И.Бецким был составлен Устав Императорского Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса, которым вводилась численность в 120 воспитанников и деление на пять возрастов, в каждом из которых кадеты находились по три года. Все науки, подлежащие изучению, были представлены четырьмя разделами:


  1. Науки, дающие руководство к познанию прочих наук.

  2. Науки, нужные прежде всего для гражданских занятий.

  3. Науки, имеющие практическую пользу.

  4. Художества.

В первый возраст надлежало набирать 5-6-летних мальчиков и определять их под присмотр дам, безотлучно находившихся с воспитанниками, заботившихся о здоровье, привитии хороших манер. Здесь учили Закон Божий, русский и иностранные языки, занимались рисованием и танцами.

Второй и третий возрасты комплектовались из детей от 9 до15 лет. Они находились под наблюдением гувернеров-мужчин, прививавших воспитанникам навыки самостоятельной жизни, внушали им любовь к добродетели и благонравию. Здесь осуществлялась общеобразовательная подготовка кадет.

Четвертый и пятый возрасты попадали под начало офицеров и должны были изучать военные науки. В пятом возрасте также осуществлялось повторение и закрепление изученного. Самоотверженное служение Отечеству, трудолюбие, скромность, дисциплинированность, милосердие – вот такие качества должен быть привить корпус своим воспитанникам. Выпускники кадетского корпуса занимали в Екатерининскую эпоху ведущие положения не только в армии, но и в государстве.

Таким образом, при Екатерине II и И.И.Бецком сложилась модель кадетского образования, включающая определение его миссии, содержание учебного курса, принципов и подходов к обучению и воспитанию, устройство жизни и быта воспитанников, а также образа кадета – выпускника с выделением доминирующих качеств личности.

Еще при Екатерине II число кадетских корпусов в России начало увеличиваться, были открыты Морской, Артиллерийский и Инженерный Шляхетских кадетские корпуса. Император Павел I из-за краткосрочного своего правления не успел сделать для развития кадетского образования что-либо значительное. Он лишь утвердил начинание М.И.Кутузова как директора кадетского корпуса, вышедшего из его же выпускников, подразделять кадетов не по возрастам, а по ротам. Сухопутный Шляхетский корпус был переименован в Первый, а Артиллерийский и Инженерный – во Второй кадетские корпуса, передано в казенное ведомство и названо кадетским корпусом созданное генерал-поручиком С.Г.Зоричем Шкловское благородное училище.

Итак, к концу XVIII века в России функционировало 4 кадетских корпуса: Первый, Второй, Морской и Шкловский. Кадетские корпуса доказали на практике свою жизнеспособность и на долгое время стали основным центром воспитания и обучения дворянских юношей.

В начале XIX века в кадетском образовании произошли значительные изменения, вызванные возрастающей в связи с наполеоновскими войнами потребностью в офицерских кадрах для российской армии. Кадетские корпуса не могли повысить свою производительность по выпуску кадров вследствие длительного срока обучения и многопрофильности подготовки. Полный курс кадетского образования был разделен на несколько этапов, в частности, на общеобразовательную и военную подготовку. Кадетские корпуса были дополнены сетью губернских военных училищ как подготовительных военно-учебных заведений для изучения общеобразовательных дисциплин. Выпускники училищ могли направляться в столичные кадетские корпуса для военной подготовки либо в университеты для получения высшего гражданского образования. Эти преобразования изложены в «Плане военного воспитания», утвержденном Александром I. Для осуществления руководства сетью учреждений военного обучения и воспитания в 1805 году был создан «Совет о военно-учебных заведения», последствии переименованный в Главный штаб военно-учебных заведений. Многие созданные в этот период в губернских городах училища позже были преобразованы в кадетские корпуса. В столице был учрежден в 1802 году Пажеский кадетский корпус, который в период Отечественной войны 1812 года начал отступать в глубь страны, добрался до Москвы и в 1814 году под названием Первого Московского разместился в Лефортово. Так, к середине XIX века в стране насчитывалось 19 кадетских корпусов, которые делились на две группы: первая (из 15 корпусов) имела 7-8 летний срок обучения и готовила непосредственно офицеров, вторая (из 4 корпусов) предназначалась для воспитания малолетних, имела 4-5 летний срок обучения и готовила своих выпускников для «старших» корпусов.

Изначально перед кадетскими корпусами стояла двойная задача: дать воспитанникам общее образование и военную подготовку. С ростом научных знаний, усложнением видов вооружения, изменением тактики военных действий произошло и преобразование в 1863 году кадетских корпусов в военных гимназии. В том же году Главный штаб был переименован в Главное управление военно-учебных заведений. Создание новых учебных заведений встретило большую общественную поддержку, особенно со стороны земского дворянства и купечества. Данные изменения вписывались в общее реформирование системы образования, в ходе которого было создано два основных типа средних учебных заведений: классическая гимназия (с преобладанием гуманитарных предметов и изучением древних языков) и реальная (с естественно-математическим уклоном). Третьим типом стали созданные военные гимназии и прогимназии. Их предполагалось сблизить с обычными гимназиями, для чего был упразднен строевой состав, введены возраста, военные предметы сводились к минимуму, упрощен внутренний режим, допускались приходящие ученики и занятия экстерном, вместо военных набирался гражданский персонал. Практика вскоре показала, что разрушение уклада закрытого учебного заведения, вырабатывавшего десятилетиями свои правила и ценности, сказалось негативно на воспитании, недостаточной оказалась и подготовка учащихся к переходу в военные училища, особенно в психологическом и профессиональном плане. Император Александр III, понимавший огромную роль воинского уклада жизни в военном образовании и воспитании юношества, указом 1882 году восстановил кадетские корпуса и преобразовал в них открытые за последний период военные гимназии, а также сформировал новые. К этому времени насчитывалось 20 кадетских корпусов, до конца века к ним прибавилось еще 4, а в начале XX века были образованы еще 7 кадетских корпусов. Период царствования Николая II – это время наибольшего развития кадетского образования, окончательного становления кадетских корпусов как национальных военно-учебных заведений: заимствованная форма воспитания юношества к этому времени стала только российским национальным явлением. С 1900 по 1915 годы главным начальником военно-учебных заведений становится Великий Князь Константин Константинович, внесший огромный вклад в развитие кадетских корпусов России.

В системе российского кадетского образования сложилось множество традиций, среди которых наиболее значимыми были следующие:


    • приближенность кадетских корпусов к царской семье и двору, причастность к событиям российского уровня;

    • сочетание привилегированного светского общего образования и военной подготовки;

    • глубокая преданность Вере, Царю и Отечеству, высокий патриотизм и гражданственность, царящие в кадетских корпусах;

    • любовь к родному корпусу, верность кадетскому братству, товарищеские отношения как в период обучения в корпусе, так и всю последующую жизнь;

    • превращение кадетских корпусов в центры высокой российской культуры: в корпусах создавались музеи, светские и церковные хоры, театрально-драматические коллективы, духовые оркестры и оркестры народных инструментов, студии изобразительного искусства и хореографии, богатые библиотеки;

    • высокая требовательность к себе, дисциплина и самоорганизация, целеустремленность и ответственность кадет;

    • бережное, рыцарское отношение к женщинам;

    • уважение и почитание старших, в том числе и кадет;

    • подчинение корпусов специально созданному органу – Главному управлению военно-учебных заведений (ГУВУЗ);

    • признание воспитания как доминирующего процесса в кадетском образовании;

    • выделение в воспитании следующих основных направлений: военно-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, трудового и физического;

    • опора в определении внутреннего порядка и организации жизни воспитанников в кадетских корпусах на воинские обычаи и ритуалы, правила и нормы поведения военнослужащих;

    • наличие традиционных праздников: два корпусных праздника в году: один – храмовый – в честь Святого покровителя корпуса, другой – день основания корпуса; проведения традиционного парада в начале учебного года; рождественский бал, праздник по окончании учебного года.

Ряд традиций имеет шутливое юмористическое содержание: ежегодные шуточные ночные парады, шутливые прозвища Майоров, Полковников, Генералов выпуска; «похороны» анатомии и всех наук; создание «Звериады» - книги с отзывами и пожеланиями выпускников корпуса, выраженными в шутливой стихотворной форме; «царский отбой» после последнего урока в последнем классе и ряд других.

Кадетские корпуса давали разностороннее образование, которое позволяло их выпускникам с успехом учиться в высших учебных заведениях и посвятить себя в дальнейшем служению России на гражданском и военном поприще. Среди выпускников кадетских корпусов имена музыкантов и полководцев, художников и литераторов, государственных служащих и ученых, дипломатов и путешественников, врачей и учителей.

Революция и большевизм привели к разрушению системы кадетского образования, к гибели десятков и сотен кадет, оставшихся преданными монархии и России. Оказавшиеся в зарубежье члены педагогического персонала и кадеты, объединившись, создали на территории современной Югославии Донской Императора Александра III кадетский корпус и Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус, который просуществовал до 1944 году. До 1964 году функционировал во Франции корпус-лицей имени Николая II, где, несмотря на запрет властей на деятельность иностранных учебных заведений, тем более военных, почитались кадетские традиции и законы.

В течение 20 лет кадетские корпуса были достойными представителями Великой России и светочами русской культуры, которая бережно сохранялась и развивалась. Помимо традиционной учебной программы, занятий военной подготовкой учебной подготовкой, в корпусах работало большое количество кружков, мастерских, творческих коллективов, спортивных объединений. Кадетские традиции приобрели за рубежом особое значение, они олицетворяли далекую и потерянную Родину. Девиз российских кадет за рубежом: «Рассеяны, но не расторгнуты!» Где только не пришлось жить бывшим воспитанникам кадетских корпусов России и зарубежья, но они достойно пронесли по жизни верность России и чувство кадетского братства.

Таким образом, история кадетского образования, начатая в 1732 году, завершилась в 1944 году. Однако в 1923 году с созданием первого кадетского объединения в Белогороде получило начало еще одно уникальное явление – кадетское движение, которое распространилось во многие страны и континенты и существует до сегодняшнего дня.

Так, российское кадетское образование, возникшее в первой половине XVIII века, стало основой для становления и развития кадетского движения, которое, в свою очередь, привело к возрождению кадетского образования на рубеже XX и XXI веков.



ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ В РОССИИ
О воспитании, полученном в кадетском корпусе, бывший выпускник Пажеского корпуса граф А.А.Коновницын писал: «Все наше национально-патриотическое воспитание основывалось в конечном итоге на Христианских Заповедях, как их проповедует Православная Церковь, на любви к Отечеству, на уважении к родителям и старшим, на высокой нравственности и на высочайшем понятии чести. Ничего лучшего придумать нельзя. А по сему, и выдумывать ничего иного не надо». Процесс возрождения кадетских корпусов в России в очередной период реформ – явление исторически и социально обусловленное.

Идея возрождения кадетских корпусов в России имеет два источника. Один из них – это старые кадеты, кадетские объединения за рубежом. Хотя от многотысячной кадетской семьи едва ли осталось три сотни человек – людей солидного возраста, разбросанных по всему свету, они, являясь живыми носителями и хранителями кадетских заповедей и традиций, считают своим долгом и делом чести передать этот драгоценный опыт в Россию. Второй источник – молодежная среда любителей отечественной истории в самой России, объединившихся в военно-исторические кружки, военно-патриотические клубы; офицерская среда, состоящая из офицеров запаса и отставников; энтузиазм патриотически настроенных одиночек.



Все это привело к тому, что в начале 90-х годов в России начался процесс возрождения кадетских корпусов, который продолжается и сегодня. Этот процесс можно охарактеризовать на основании следующих положений:

  1. процесс возрождения кадетских корпусов осуществляется стихийно и хаотично. Сегодня нет точных сведений о количестве уже функционирующих и формируемых корпусов, есть только приблизительное их число – около сорока;

  2. в процессе возрождения отсутствует единая государственная политика. Данный процесс коснулся сразу нескольких государственных ведомств: кадетские корпуса создаются Министерством обороны, Министерством образования, Министерством внутренних дел, Министерством чрезвычайных ситуаций, Федеральной пограничной службой, а также казачеством, общественными организациями, муниципальными органами и частными лицами. Такое положение привело к отсутствию единого государственного органа управления кадетским образованием;

  3. процесс возрождения осуществляется через многообразие и вариативность форм, среди которых имеют место: кадетские кружки, открывающиеся на базе общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования; воскресные кадетские школы и кадетские классы как структурные подразделения школ и учреждений дополнительного образования; кадетские школы и школы-интернаты как самостоятельные образовательные учреждения; общеобразовательные кадетские корпуса и корпуса с профессиональной ориентацией по профилю ведомств, их финансирующих;

  4. в процессе возрождения имеет место некоторая «размытость» модели кадетского образования: в корпусах определены разные цели, кардинально отличающиеся друг от друга; различны учебные планы и программы; по-разному видится сочетание гражданского и военного аспектов; по-разному определяется кадровое обеспечение; по-разному рассматривается и вопрос закрытости ОУ;

  5. имеет место разный уровень, объем и спектр подготовительного этапа, предшествующего открытию кадетского корпуса;

  6. процессу возрождению кадетского образования присуще различное финансирование, а отсюда – разное состояние МТБ корпусов, обмундирования воспитанников, заработной платы персонала, спектра и качества дополнительного образования;

  7. процесс возрождения не обеспечен подготовленными кадрами, что особенно касается офицеров-воспитателей, осуществляющих в корпусах большой объем педагогической деятельности;

  8. существуют противоречия в социальном заказе, выраженные в том, что кадетские корпуса по-разному воспринимаются жителями, органами власти, родителями, общественными организациям:

  • как престижные образовательные учреждения, способные обеспечить элитное образование и подготовку к поступлению и обучению в высшем учебном заведении, как военном, так и гражданском;

  • как образовательные учреждения интернатного типа, обеспечивающие общее образование, проживание детей, что при занятости родителей, а также низком материальном положении многих семей является наиболее значимым;

  • как интернаты социального назначения (приюты), предоставляющие возможность получения образования и нормальной жизнедеятельности детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, беспризорникам, а также осуществляющие социально-психологическую реабилитацию таких детей;

  1. решение за счет создания системы кадетского образования ряда социальных проблем:

  • социальная защита детей-сирот, детей, оставшихся для попечения родителей, детей из многодетных и малообеспеченных семей;

  • приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни;

  • профессиональное ориентирование, профильное образование и довузовская подготовка как элементы непрерывного образования в системе «кадетское образовательное учреждение – вуз»;

  • создание новых рабочих мест, в том числе для офицеров, уволенных в запас;

  • защита от влияния «улицы», от беспризорности сотен детей;

  • сохранение материальной базы сокращенных военных училищ и военных городков, их рациональное использование при создании кадетских корпусов.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МБОУ СОШ № 45

В разные исторические эпохи развития России под воздействием различных групп факторов, тесно взаимосвязанных друг с другом, формировался ее образовательный идеал. Среди этих факторов можно выделить:



  • фактор государственно-политического устройства и его идеологического обеспечения;

  • фактор экономического развития страны и ее потребности в модернизации;

  • фактор уровня социального развития и структурированности общества;

  • общецивилизационный фактор;

  • фактор индивидуальной ментальности.

  • Образовательный идеал имеет две основные составляющие:

  • идеальный образ личности, востребованной в данную историческую эпоху;

  • модель образовательного учреждения, способного содействовать становлению такой личности.

От одного исторического периода к другому образовательный идеал существенно видоизменялся. Особенно кардинальным изменениям он подвергался в кризисные периоды развития страны.

Кризис и реформирование государственно-политического и экономического устройства России, начавшиеся в 90-х годах двадцатого столетия, сопровождаются рядом социальных аномалий, касающихся общества, семьи, школы.

Для общества – это нестабильность политической и экономической обстановки, социальное расслоение, снижение жизненного уровня большинства населения, безработица, изменение социально-культурных норм и приоритетных ценностей, распространение социально обусловленных болезней, криминализация.

Для семьи стали привычными: массовое обнищание, дезорганизация семейного уклада, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, безработица или высокий уровень занятости родителей, разрушение нравственно-этических норм и семейных традиций, ухудшение здоровья, снижение воспитательного потенциала семьи и ее роли в социализации подрастающего поколения. Все названное наиболее тяжело отражается на детях: в стране насчитывается более миллиона беспризорников, 1,5 млн. нигде не учатся, 14 тысяч находятся в СИЗО, 21 тысяча – в колониях для несовершеннолетних, 600 тысяч юных россиян – инвалиды, 620 тысяч – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, постоянно растет число детей-наркоманов. (Данные статистического агентства, февраль 2005 г.)

Для школы стало характерным ослабление воспитательного потенциала, низкий уровень финансирования, отставание материально-технической базы от современных запросов, научно-методическая необеспеченность, коммерциализация дополнительных образовательных услуг и детского досуга, неустроенность и низкий жизненный уровень педагогов.

Все названные факторы привели к тому, что в 90-е годы в обществе начала формироваться новая шкала предпочтений, на которой образование и образованность занимали не последние места. Обществом оказались востребованными информированность и конкретные знания, неординарность мышления и интеллект, расширение сферы самоопределения и самореализации, стремление к успеху, компетентность и профессионализм, умение принимать самостоятельные решения. На основании этих предпочтений стал складываться образ – идеал личности, приверженной ценностям гражданского общества, способной определить и обустроить индивидуальную нишу бытия, личности, готовой к диалогу, толерантному восприятию «других», полноценному и ответственному выполнению своей социальной, профессиональной и семейной роли. В обобщенном виде это личность высоко нравственная, свободная и ответственная. При этом нравственность рассматривается как духовность, благородство, добропорядочность, внутренняя культура; свобода личности – как свобода выбора, интеллектуальная свобода, стремление к самосовершенствованию и совершенствованию окружающей действительности; ответственность личности – как ответственность перед самим собой, своими близкими, обществом, государством, страной.

Одновременно началось движение к новому видению образовательного учреждения. Это движение отражало два существенных момента: поиск новой миссии образования и преемственность культурно-педагогических традиций отечественного образования. Это движение, включающее съезд учителей, педагогическое новаторство, опытно-экспериментальную и научно-исследовательскую работу, изучение зарубежного педагогического опыта и обращение к отечественным образовательным истокам и традициям, разворачивалось на фоне обновления законодательной и нормативной правовой базы в сфере образования. Закон РФ «Об образовании» провозгласил вариативность, многоукладность, сочетание федерального, регионального и школьного компонентов при определении образовательных моделей конкретных учреждений.

Таким образом, законодательно обусловленная возможность выбора образовательной модели, ее технологическая обеспеченность в сочетании с неослабевающим интересом к прошлому нашей страны и стремлением сохранить многие непреходящие ценности отечественного образовательного опыта привели к появлению гимназий, лицеев, конфессиональных школ, кадетских корпусов.

Итак, складывающийся в России в начале 90-х образовательный идеал начал воплощаться в воссоздании уже апробированных и исторически оправдавших себя образовательных учреждений, в частности, кадетских корпусов, классов.

Кадетский корпус им. А. Невского МБОУ СОШ № 45 основан в 2000 году в рамках экспериментальной площадки «Личностно-ориентированный подход к воспитанию гражданина Отечества». Автор эксперимента – Е.Ю. Жукова.



Кадетский корпус создан по инициативе ветеранской организации «Боевые подруги», в лице ветерана Великой Отечественной войны Приходько Елены Григорьевны. Организация совместно с администрацией школы обратилось к руководителю Челябинской Городской Службы Спасения Рожко В.М. и областной поисково-спасательной службы с просьбой об оказании помощи организации кадетских классов и совместном сотрудничестве. В декабре 2000 года было принято Постановление Управления образования города Челябинска о создании кадетского корпуса на базе МБОУ СОШ №45. Первый кадетский класс был набран из обычных учащихся 7-го класса. Наборы кадет с 1 класса начали с 2004г. В кадетские классы, где учатся девушки (гимназистки) впервые появились в 2007г. Руководит кадетским корпусом Агафонов М.В. – подполковник запаса, командир кадетского корпуса. Его награды: медаль за выслугу лет, юбилейный крест «За возрождение казачества»; Медаль Шолохова «За гуманизм и служение России», врученная в Москве; Медаль «За отличие в патриотической деятельности», врученная Садыриным; «70 лет вооруженных сил», «60 лет вооруженных сил», три медали «За безупречную службу».

Идеи, цели и задачи кадетского образования

МБОУ СОШ № 45
Процесс создания системы кадетского образования в школе был основан на совокупности следующих идей:

  • идея вернуть воспитание в школу – ведущий институт взросления человека, акцентируя внимание на патриотическом воспитании;

  • идея приоритетности воспитания в интегративном процессе образования;

  • идея возрождения ценностей и традиций в сфере образования в сочетании с современными образовательными и социально-культурными реалиями;

  • идея системности – создание системы инновационных учреждений для комплексной реализации общего и дополнительного образования воспитанников;

  • идея возрождения ценностей и традиций российских кадетских корпусов, опыт которых долгое время был не востребован. Процесс возрождения, основанный на исследовании исторического опыта, его осмыслении и применении в сочетании с современными социальными и образовательными реалиями, осуществляется путем заимствования и переноса некоторых аспектов опыта и традиций без изменений; модификации некоторых из них; а также конструирования, разработки новых сторон и компонентов, обусловленных современностью и вариативностью образования;

  • идея приоритетности воспитания в кадетском образовании и выделения в нем в качестве составляющих направлений: военно-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания;

  • идея поливариативности кадетского образования, основанная на определении инвариантных и вариативных составляющих. Вариативная составляющая может быть основана на двух позициях: социально-образовательной миссии и специализации (касается только кадетских корпусов при их возможной ориентации на род войск или военизированные подразделения);

  • идея сочетания светского и религиозного образования и воспитания, реализуемая в соответствии с действующим законодательством в двух вариантах;

  • идея сочетания гуманистических основ и военно-дисциплинарного подхода к организации жизнедеятельности кадет и отношений между субъектами образовательного процесса в кадетских корпусах;

  • идея сочетания гуманитарной ориентации кадетского образования в целом (знание языков, МХК, истории Отечества, музыкально-хореографическая подготовка) и военной подготовки юношей – будущих защитников Отечества;

  • идея поликомпонентости кадетского образования, основанная на выделении федерального, регионального, кадетского и индивидуального компонентов при определении образовательных маршрутов и программ;

  • идея рационального сочетания общего и дополнительного образования воспитанниками кадетских корпусов;

  • идея непрерывности образования, обеспеченная профессиональной диагностикой и ориентацией, профилизацией старшей школы, введением вариантов довузовской подготовки, а также воспитанием потребности в постоянном самосовершенствовании;

  • идея создания и сочетания здоровьесохраняющей и здоровьеразвивающей среды и деятельности с формированием здорового образа жизни и осознанием потребности в нем;

  • идея комплексного (педагогического, психологического, социального, медицинского) сопровождения ребенка в процессе образования и социализации, а также оказание адресной помощи при ее необходимости.


Продуктом реализации перечисленных идей стала система кадетского образования, включающая сегодня возрастную вертикаль с 1 по 9 класс, центр дополнительного образования.

Предназначением созданной системы является:

  1. с одной стороны – предоставление жителям г.Челябинска возможности выбора варианта получения доступного качественного общего образования при педагогически обоснованной, психологически комфортной и содержательно наполненной жизнедеятельности для детей,

  2. с другой стороны – удовлетворение потребности в государственно мыслящих людях с развитым чувством ответственности за судьбу страны, родного края и свою собственную судьбу, соотнесение себя с гражданином России, в соответствии с требованиями новых государственных стандартов.

Определение цели кадетского образования осуществлялось на основе изучения целеполагания в императорских кадетских корпусах, целей образования, изложенных в законодательных и нормативных актах наших дней, в иных документах, отражающих образование (программах, концепциях, проектах).

Соотношение выше обозначенных целевых ориентиров с предназначением кадетского образования в системе общего образования условиями, содержанием, организационно-технологическим обеспечением позволило выйти на следующую формулировку.

Цель кадетского образования - воспитание государственного мужа (деятеля на каком-либо государственном и общественном поприще):

  • патриота, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны и края;

  • инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией;

  • труженика, готового к высоко профессиональному служению Отечеству на гражданском и военном поприще;

  • просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях и поступках человека, способного к жизнетворчеству и созиданию;

  • благородного и благопристойного мужчину, заботливого семьянина.


Задачи кадетского образования:

  1. интегрировать в одной образовательной модели общеобразовательный и кадетский аспекты;

  2. выделить в качестве базовых процессов: воспитательный процесс, учебный процесс и процесс организации жизнедеятельности;

  3. создать управляющую структуру, сочетающую единоначалие и авторитарный подход с коллегиальностью и демократическими началами;

  4. определить кадетский компонент как инвариант кадетского образования и корпусной компонент, отражающий своеобразие и особенности каждого кадетского корпуса;

  5. реализовать технологию комплексной военизированной составляющей кадетского образования;

  6. обеспечить широкий спектр дополнительных образовательных услуг для удовлетворения интересов и потребностей воспитанников;

  7. обеспечить комплексное (педагогическое, психологическое, социальное и медицинское) сопровождение воспитанников в процессе образования и социализации, оказание им адресной профессиональной помощи и поддержки.

В качестве основных условий реализации идей, целей, направлений развития кадетского образования рассматриваются следующие:

  • учет в педагогической деятельности особенностей взросления мальчика-подростка-юноши;

  • необходимая материально-техническая база;

  • насыщенная среда;

  • профессионализм педагогических кадров.


ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ВЫДЕЛЕННЫХ ИДЕЙ И ЦЕЛЕЙ
В реализации идей и целей кадетского образования в качестве основных следует определить: законодательный, содержательный, организационно-технологический и управленческий аспекты.

Каждый из них включает в себя соответствующий ему набор механизмов реализации: подходов, приемов, способов.

На данном концептуальном уровне рассматривается инвариантная составляющая перечисленных аспектов.

Законодательный аспект включает основополагающие законы и положения федерального и регионального значения. К первым относится Закон РФ «Об образовании», Постановления правительства РФ об утверждении «Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)», «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», «Типовое положение об образовательном учреждении»,

Ко вторым относятся Закон Красноярского края «О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях-интернатах», ряд постановлений Губернатора Челябинской области, касающихся областной системы кадетских учебных заведений.

Содержательный аспект представлен совокупностью традиций кадетского образования, вариантов сочетания светского и религиозного образования и воспитания, социальных практик и реализуемых образовательных программ федерального, регионального и кадетского уровней.



Традиции. В процессе становления кадетских корпусов возрождаются и бережно хранятся традиции, среди которых наиболее значимыми являются:

  • патриотизм, основанный на любви к своему корпусу, городу, краю, стране, на глубоких знаниях отечественной истории и культуры;

  • товарищеские отношения, основанные на взаимном уважении, беспрекословном подчинении младших старшим, искренней заботе старших о младших;

  • сочетание общего образования с широким спектром дополнительного образования и военной подготовкой в кадетских корпусах;

  • превращение кадетских корпусов в центры высокой культуры путем создания и развития музеев, библиотек; хоровых, вокальных и драматических коллективов; духовых оркестров, хореографических групп и студий изобразительного искусства;

  • почитание государственной символики: герба, флага, гимна; кадетских символов: знамени корпуса, кадетского марша, знаки корпуса;

  • выделение в качестве главных механизмов воспитания образа жизни в условиях пребывания в учебном заведении в течение полного дня, среда обитания, процесс обучения, правильно функционирующий коллектив, режимные требования и правила, воинские обычаи, нормы, ритуалы определения внутреннего порядка и взаимоотношений воспитанников и педперсонала;

  • высокая требовательность к себе, самодисциплина, самоорганизация, целеустремленность и ответственность воспитанников и педагогов плюс профессионализм педагогов.

Часть традиций принимают модифицированный вид в связи с адаптацией их к современным условиям:

  • причастность кадетских корпусов к событиям Российского уровня, их активное участие в событиях Челябинской области и города Челябинска;

  • разработка и выполнение кодексов чести и заповедей воспитанников с опорой на исторически сложившиеся ценности, интегрированные в современные условия;

  • введение форменного обмундирования для кадет и форменной одежды для воспитанников с учетом современных тенденций конструирования одежды;

  • использование воинских званий и форменной одежды офицеров-воспитателей кадетских ОУ.

В настоящее время формируются и развиваются новые традиции:

  • вариативность кадетского образования, обусловленная социальными проблемами и различными образовательными потребностями;

  • использование знаний особенностей физиологического и психического развития мальчиков и девочек в конструировании и организации образовательного процесса и процесса жизнедеятельности в кадетских образовательных учреждениях;

  • поиск и использование путей дифференциации и индивидуализации образования для детей с различными возможностями и способностями, интересами и потребностями: от одаренных до педагогически и социально дезадаптированных;

  • введение в жизнедеятельность учреждений традиционных праздников: Присяга в начале учебного года; праздники посвящения в кадеты; празднование Дня корпуса; новогодний бал; праздник по окончании учебного года; выпускной бал; фестивали художественного творчества; спортивные праздники и состязания; строевые смотры в кадетских ОУ, фестиваль «Хрустальная капель», «Зарница», «Школа безопасности».

Социальные практики рассматриваются как неотъемлемая часть содержания образования в образовательных учреждениях закрытого и полузакрытого типа, они используются как на уроке, так и в различных формах деятельности воспитанников. Необходимо данному компоненту уделять особое педагогическое внимание прежде всего как социализирующему фактору. Среди социальных практик как наиболее значимые следует выделить:

  • возможность и способность работать с информацией;

  • разработка и принятие решений;

  • кооперация;

  • продуктивная критика;

  • ведение переговоров;

  • практика самоопределения;

  • планирование;

  • разрешение конфликтов;

  • проектирование;

  • гражданское участие в работе социальных институтов (например, детских и молодежных организаций).

Опыт использования названных практик еще в образовательном учреждении позволит выпускникам успешно адаптироваться в обществе, быть готовыми к жизнетворчеству, к самореализации в различных сферах жизни: социальной, профессиональной, семейной. Кроме того, применение социальных практик позволит в дальнейшем быстрее и эффективнее перейти на комптентностный подход в определении целей и содержания общего образования, предусмотренный стратегией его модернизации.

Образовательные программы, реализуемые в учреждениях, обеспечивают поликомпетентность содержания образования через выделение федерального, регионального, гимназического и индивидуального аспектов. Федеральный компонент заложен в государственных программах и обеспечен учебниками, допущенными к использованию Министерством образования. Региональный компонент в содержании образования определяется двумя вариантами: введением отдельных курсов краеведческого содержания (например, «История Южного Урала»), а также 10-15% времени на изучение регионального аспекта, интегрированного в образовательные области и предметы: филология – «Литература Челябинской области»; обществознание – «История Челябинской области»; естествознание – «Природа и экология Южного Урала»; искусство – «Искусство Южного Урала».

В качестве дополнительных тем можно включать в содержание образования следующие: «Музеи Челябинска», «Православные храмы Челябинска», «Челябинск промышленный», «Челябинск – город науки», «Имена знаменитых людей в истории области и города» и т.п.

Школьный (кадетский) компонент также имеет два варианта реализации: отдельные курсы и предметы, такие как «История кадетских корпусов», «Вычислительная математика в военном деле»,

Индивидуальный аспект содержания образования определяется на основании выбора программ дополнительного образования, факультативных, элективных курсов, самообразования. Комбинирование всех названных компонентов позволяет определить индивидуальную образовательную программу каждого воспитанника.

Организационно-технологический аспект

Важной составляющей в организации жизнедеятельности кадетских корпусов, средством развития дисциплинированности, организованности, воли и мужского характера является военно-дисциплинарная часть, включающая:


  • деление воспитанников по возрасту на роты и на учебные отделения (воспитанники одного класса);

  • военно-уставные отношения между педперсоналом (командирами рот; офицерами-воспитателями) и младшими командирами из числа воспитанников и кадетами;

  • строгий распорядок дня, включающий такие моменты, как утренний осмотр, вечерняя прогулка;

  • использование военизированный норм и ритуалов: строевая выправка, доклады, обращения по званиям, приветствия, обязанности, дежурства дневальных и др.;

  • определенный порядок размещения кадет в корпусе, функциональное предназначение помещений, размещение мебели в соответствии с требованиями;

  • проведение парадов, строевых смотров, военно-полевых сборов и др.мероприятий военного назначения.

Технологическое обеспечение кадетского образования представляет собой совокупность педагогических технологий, таких, как:

  • технология развивающего обучения;

  • технология дифференциации и индивидуализации образования;

  • технология коллективной творческой деятельности;

  • технология профильного обучения;

  • технология комплексного сопровождения ребенка в процессе образования и социализации.

В образовательном процессе могут быть использованы более частные технологии, а также методики, совокупность приемов и способов и образования кадет.

Управленческий аспект рассматривается, прежде всего, на уровне всей областной системы кадетского образования. Основыми задачами являются:



  • разработка региональной политики возрождения и развития кадетского образования в области;

  • разработка научно-методических основ деятельности создаваемой системы кадетского образования;

  • установление межведомственного взаимодействия, взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти, с предприятиями и учреждениями, с общественными организациями, с отдельными влиятельными лицами в целях решения проблем системы кадетского образования;

  • разработка и осуществление комплексных мер повышения качества образования;

  • обеспечение повышения квалификации управленческих и педагогических кадров.

В качестве инвариантной составляющей процесса управления в образовательном учреждении следует выделить следующие принципы и положения:

  • научность в осуществлении процесса управления и составляющих его функций;

  • цикличность и результативность процесса управления;

  • сочетание административной и общественной составляющих в осуществлении управления образовательным учреждением;

  • гибкий адаптивный характер управления, сочетающий разные стили или выбор наиболее соответствующего ситуации стиля в разработке и принятии управленческого решения;

  • использование функционального подхода в определении и создании организационной структуры управления образовательным учреждением с учетом объема управления, иерархии, специализации и децентрализации, единоначалия и двойного подчинения.



ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


  1. Развитие автономной системы кадетского образования, представленного кадетскими классами и реализующей различные варианты кадетского образования; законодательно, концептуально и программно обеспеченной; занимающей особое место в решении образовательных потребностей и социальных проблем в крае;

  2. воспитание нравственных, свободных и ответственных людей, предпочитающих здоровый образ жизни, способных к жизнетворчеству и созиданию, готовых к служению Отечеству на гражданском и военном поприще, к полноценному и ответственному выполнению социальной, профессиональной и семейной ролей;

  3. защита от влияния «улицы» и безнадзорности, приобщение необучающихся и беспризорных детей к образованию, оказание им педагогической, психологической, медицинской и юридической помощи;

  4. социальная защита детей-сирот; детей, оставленных без попечения родителей; детей из многодетных и малообеспеченных семей; детей, социально и педагогически дезадаптированных;

  5. разработка и апробирование поливариативности получения общего и дополнительного, профильного и начального профессионального образования;

  6. создание рабочих мест в области, в том числе для офицеров, уволенных в запас.

Развивающаяся в МБОУ СОШ № 45 система кадетского образования способна стать площадкой создания, накопления и распространения уникального образовательного опыта в стране, а также обогатить образовательные традиции России.


Модель образовательной и воспитательной программ

кадетского корпуса МБОУ СОШ № 45

При планировании структуры построения образовательной программы для кадетского корпуса первоначально, на базе всестороннего анализа, было сформировано предварительное мнение всего педагогического коллектива; с учетом предыдущего опыта, опыта образовательных школ, была выработана совместная образовательная концепция.

В результате образовательный процесс кадетского корпуса представляется как программа деятельности участников образовательного процесса строго определенного типа, направленная на реализацию целей базового процесса образования целевого уровня.

Процесс построения модели образовательного процесса кадетского корпуса начинается с понимания каждым субъектом ее проектирования как единого целого.

Поскольку образовательный процесс в кадетском корпусе значительно отличается от образовательных процессов в учебных заведениях общего образования, рассмотрим основную часть наших концептуальных положений.

Тип образования в кадетском корпусе – светское общее образование плюс военная программа воспитания и образования.

Вид образования – общее специальное.

Уровни образования – прокадетские классы (на базе начального образования), основное общее и среднее (полное) образование. При этом, учитывая специфику военизированного образования в кадетском корпусе, мы определяем его как вид образования – общее образование повышенного уровня со специальной программой воинского воспитания и военной подготовки.

Фундаментом образовательного процесса в кадетском корпусе служит блок «Педагогических программ реализации» типа образовательного процесса, включающий в качестве основных составляющих:


  1. учебные программы;

  2. воспитательные программы;

  3. программы дополнительного образования.

Реализация данных позиций осуществляется путем выработки самостоятельных форм и способов организации образовательного процесса.

Учебные программы состоят из программ отдельных учебных предметов, предусмотренных учебным планом кадетского корпуса, и, как новая учебная программа вообще, предусматривают следующие основные функции:



  • нормативную, т.е. являются документов, обязательным к выполнению;

  • целевую – определяют цели и ценности, ради которых она введена в данную образовательную область;

  • содержательную – определяют состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися;

  • процессуальную – регламентирующую последовательность, методы, формы, средства и условия в процессе обучения;

  • оценочную – рекомендующую градацию уровней усвоения материала объекта контроля и критерии оценки степени обученности.

По характеру и качеству подготовки учебные программы кадетского корпуса могут классифицироваться по двум основным уровням:

  • Типовые учебные программы (скорректированные и экспериментальные);

  • Авторские и рабочие учебные программы, где рабочая программа – это модель учебной деятельности конкретного учителя на определенный период времени;

  • Идеальная модель рабочей программы – когда ее совместно составляют учитель и ученик.

Все формы учебных программ кадетского корпуса, за исключением индивидуальных, основываются на базовых (общеобразовательных) учебных программах, соответствующих государственному образовательному стандарту (ГОС), в том числе:

  • Учебные программы углубленного изучения предмета включают углубленное изучение отдельного предмета по рекомендации ФГОС;

  • Расширенные учебные программы соответствуют ФГОС, но расширены из-за необходимости введения отдельных компонентов кадетского образования (например, из области тематики программы военной подготовки)

В целом процесс образования в кадетском корпусе строится на базе военизированного воспитания и самостоятельного построения системы внутреннего распорядка пребывания в стенах учебного заведения.

Основой для внедрения и постоянного совершенствования образовательной программы кадетского корпуса является процесс непрерывного воинского воспитания: выполнение уставных требований, соблюдение кодекса кадетской части, ношение военной формы и атрибутики, беспрекословное подчинение вышестоящим начальникам, умение жить в условиях внутреннего самоуправления.

В основе выполнения всех воспитательных задач кадетского корпуса лежит специально разработанная для обучения в условиях круглосуточного пребывания воспитанников в стенах кадетского корпуса воспитательная программа. Данная программа предусматривает формирование воспитательной среды в условиях военизированного образовательного процесса и предполагает систематическое и непрерывное воспитание детей в процессе прохождения всех возрастных групп.

Предполагается тесное взаимодействие в рамках ВП со службой СПС и медицинской службой кадетского корпуса с целью индивидуализации (при необходимости) воспитательных программ для воспитанников с определенными личностными отклонениями.

Специфическая часть ВП связана с преподаванием в корпусе военных дисциплин и проведением ежегодных летних сборов (в рамках городского оздоровительного лагеря на базе МБОУ СОШ №45 или профильной летней смены в загородном лагере). Кроме того, ВП должна решать задачи по оказанию воспитательного воздействия и помощи выпускникам корпуса, пожелавшим продолжить обучение в военных высших учебных заведениях.

Воспитательная программа отражает интересы всех участников воспитательного процесса, их права, обязанности и ответственность и включает:



  • определение самого процесса воспитания;

  • концепцию конструирвоания ВП;

  • направление воспитательной работы (воспитательная среда, деятельность, самоуправление);

  • управление ВП.

Особенности структуры кадетского корпуса предполагают развитие возрастных ВП по параллелям классов (в наших условиях – по ротам), учитывающих также основную воспитательную деятельность ротных структур и их главного действующего лица – офицера – воспитателя.

ВП должна учитывать деятельность внешних структур, например офицеров воинских частей, обслуживающих летние военные сборы, и должна определять их функциональные обязанности.

ВП должна формулировать модель выпускника кадетского корпуса, являющуюся ориентиром для всех участников образовательного процесса. Общая структура ВП кадетского корпуса может быть проиллюстрирована следующей схемой:


Модель выпускника кадетского корпуса

ВП кадетского корпуса



Молодой человек, готовый к государственной службе на гражданском и военном поприще




Принципы воспитания: долг, честь, достоинство



Индивидуальные ВП

Специальные (согласно программе воинского воспитания) ВП

Классные ВП



Управленческая деятельность




Самоуправление





Направления воспитательной деятельности



Возрастные ВП

ВП кадетского корпуса

Одной из важнейших частей образовательного процесса в кадетском корпусе является система дополнительного образования.



Его направленность определяется непосредственно:

  • развитием индивидуальных творческих, исследовательских, духовных, физических и других способностей кадетов, должна фиксироваться отдельным разделом учебного плана и предусматривать организацию:

  • группы предметных занятий, оговоренных учебным планом, например, групповые и индивидуальные консультации, спецкурсы, спецпрактикумы;

  • научного общества кадетского корпуса с редакционной коллегией;

  • клубно-кружковых, секционных и специальных объединений.

Дополнительное образование формируется с учетом социального заказа родителей на бюджетной и внебюджетной основе.

Формы и организации обучения
Формы и организации обучения и воспитания, применяемые на разных ступенях обучения кадетов:

  • аудиторные (урок, лекция, семинар, практикум, лабораторная работа, коллоквиум, консультация, зачет, экзамен, офицерский час, коллективное творчество и т.д.);

  • внеаудиторные (экскурсии, сборы, проектирование, рефераты).

Педагогическая позиция – это диалектическое соединение профессиональной и личностной позиции педагога. Она отражает его отношение к:

  • смыслу, ценностям и целям профессии, педагогической науке (понимание себя как профессионала);

  • содержанию обучения и преподавания;

  • ученику как субъекту собственной жизни, как основной ценности образования;

  • коллегам через чувство представителя профессионального творчества, как сотворцам;

  • себе как развивающейся и творческой индивидуальности.

Таким образом, педагогическая позиция является одной из центральных в модели образовательной программы кадетского корпуса и выражает конкретную педагогическую позицию всего коллектива, ее целостнее содержание. Гибкость педагогической позиции позволяет ориентироваться в ситуации жизненных перемен, воспринимать новые идеи и вступать в диалог с другими ценностными формациями.


Смотрите также:
Реализация системы кадетского образования
391.63kb.
1 стр.
Система программных мероприятий Развитие современной системы непрерывного образования
227.23kb.
1 стр.
О нагрудном знаке отличия «медаль «за возрождение кадетского дела» в память генерал-инспектора военно- учебных заведений россии его императорского высочества великого князя константина константиновича
56.33kb.
1 стр.
«Реализация основных направлений развития системы образования района: на пути к становлению современной модели образования»
88.12kb.
1 стр.
«Географы Омского кадетского корпуса»
58.6kb.
1 стр.
Северо-восточного окружного управления образования департамент образования города москвы образовательная программа
3386.03kb.
20 стр.
Доклад о состоянии, развитии и результатах деятельности системы образования
1364.2kb.
10 стр.
Реализация многоуровневой системы образования Яндараева Инна Сергеевна
45.53kb.
1 стр.
Программа по дисциплине опд. Ф 12. «Специальная педагогика»
284.13kb.
1 стр.
Перечень услуг (производимой продукции), предоставляемых коммунальными предприятиями г. Донецка
161.92kb.
1 стр.
Задачи на 2011 год дальнейшая реализация данного кипа
6.14kb.
1 стр.
Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта Методический сборник
931.38kb.
5 стр.