Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 г.Челябинска Утверждаю Директор МБОУ СОШ №45 ____________/С.Б. Хайдуков «____»_____________2012 г. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МБОУ СОШ № 45 2012-2013 учебный год Пояснительная записка Потребность в определении модели кадетского образования возникла с момента создания кадетских корпусов в России. На этот период в стране уже функционировали кадетские школы и кадетские школы-интернаты, но каждый регион подходил к их созданию по-своему. При разработке Челябинского варианта кадетского образования мы исходили из следующих положений. Модель кадетского образования должна:
Работа по определению модели кадетского образования состояла из следующих этапов:
В конструкцию модели кадетского образования заложены три базовых педагогических процесса: учебный процесс, воспитательный процесс и процесс жизнедеятельности, как важный процесс совместного проживания детей и взрослых в учреждении интернатного типа. Значимость процесса развития при этом ни коем образом не принижается, но он рассматривается как пронизывающий все базовые процессы. Таким образом, модель кадетского образования представляется нами как совокупность следующих элементов:
Историческая справка Российское кадетское образование Общий смысл, заложенный в слово «кадет», французское по своему происхождению, есть «маленький капитан», «маленький возглавитель». Опыт объединения таких будущих возглавителей в роты или специальные школы для военной подготовки при одновременном общем образовании – кадетские корпуса, - рожденный во Франции, был востребован и получил большое развитие в России. С приходом к власти Анны Ионовны, племянницы Петра I, начинается история кадетских корпусов – заимствованной у Запада форы воспитания и подготовки молодежи к служению Царю и Отечеству. В 1731 году ею был подписан указ об основании, а 17 февраля 1732 года был уже открыт в Петербурге Корпус Кадет Шляхетных Детей. Корпус должен был готовить молодых людей к военной службе, так и к гражданской, давая им довольно основательные по тому времени знания. При Елизавете Петровне созданное учреждение было переименовано в Сухопутный Шляхетский корпус, изменилась и обстановка в нем: не стало муштры, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами; корпус становился одним из важнейших культурных очагов столицы. Все больше проявляется принцип, ставший основополагающим для кадетского образования: военные знания должны опираться на прочный общеобразовательный фундамент. Особенно разительные перемены в кадетском образовании произошли в период царствования Екатерины II. В качестве главных были приняты два условия: прием в Корпус детей не старше 6 лет и безотлучное пребывание в Корпусе в течение 15 лет при редких свиданиях с родственниками. В 1766 году И.И.Бецким был составлен Устав Императорского Сухопутного Шляхетского кадетского корпуса, которым вводилась численность в 120 воспитанников и деление на пять возрастов, в каждом из которых кадеты находились по три года. Все науки, подлежащие изучению, были представлены четырьмя разделами:
В первый возраст надлежало набирать 5-6-летних мальчиков и определять их под присмотр дам, безотлучно находившихся с воспитанниками, заботившихся о здоровье, привитии хороших манер. Здесь учили Закон Божий, русский и иностранные языки, занимались рисованием и танцами. Второй и третий возрасты комплектовались из детей от 9 до15 лет. Они находились под наблюдением гувернеров-мужчин, прививавших воспитанникам навыки самостоятельной жизни, внушали им любовь к добродетели и благонравию. Здесь осуществлялась общеобразовательная подготовка кадет. Четвертый и пятый возрасты попадали под начало офицеров и должны были изучать военные науки. В пятом возрасте также осуществлялось повторение и закрепление изученного. Самоотверженное служение Отечеству, трудолюбие, скромность, дисциплинированность, милосердие – вот такие качества должен быть привить корпус своим воспитанникам. Выпускники кадетского корпуса занимали в Екатерининскую эпоху ведущие положения не только в армии, но и в государстве. Таким образом, при Екатерине II и И.И.Бецком сложилась модель кадетского образования, включающая определение его миссии, содержание учебного курса, принципов и подходов к обучению и воспитанию, устройство жизни и быта воспитанников, а также образа кадета – выпускника с выделением доминирующих качеств личности. Еще при Екатерине II число кадетских корпусов в России начало увеличиваться, были открыты Морской, Артиллерийский и Инженерный Шляхетских кадетские корпуса. Император Павел I из-за краткосрочного своего правления не успел сделать для развития кадетского образования что-либо значительное. Он лишь утвердил начинание М.И.Кутузова как директора кадетского корпуса, вышедшего из его же выпускников, подразделять кадетов не по возрастам, а по ротам. Сухопутный Шляхетский корпус был переименован в Первый, а Артиллерийский и Инженерный – во Второй кадетские корпуса, передано в казенное ведомство и названо кадетским корпусом созданное генерал-поручиком С.Г.Зоричем Шкловское благородное училище. Итак, к концу XVIII века в России функционировало 4 кадетских корпуса: Первый, Второй, Морской и Шкловский. Кадетские корпуса доказали на практике свою жизнеспособность и на долгое время стали основным центром воспитания и обучения дворянских юношей. В начале XIX века в кадетском образовании произошли значительные изменения, вызванные возрастающей в связи с наполеоновскими войнами потребностью в офицерских кадрах для российской армии. Кадетские корпуса не могли повысить свою производительность по выпуску кадров вследствие длительного срока обучения и многопрофильности подготовки. Полный курс кадетского образования был разделен на несколько этапов, в частности, на общеобразовательную и военную подготовку. Кадетские корпуса были дополнены сетью губернских военных училищ как подготовительных военно-учебных заведений для изучения общеобразовательных дисциплин. Выпускники училищ могли направляться в столичные кадетские корпуса для военной подготовки либо в университеты для получения высшего гражданского образования. Эти преобразования изложены в «Плане военного воспитания», утвержденном Александром I. Для осуществления руководства сетью учреждений военного обучения и воспитания в 1805 году был создан «Совет о военно-учебных заведения», последствии переименованный в Главный штаб военно-учебных заведений. Многие созданные в этот период в губернских городах училища позже были преобразованы в кадетские корпуса. В столице был учрежден в 1802 году Пажеский кадетский корпус, который в период Отечественной войны 1812 года начал отступать в глубь страны, добрался до Москвы и в 1814 году под названием Первого Московского разместился в Лефортово. Так, к середине XIX века в стране насчитывалось 19 кадетских корпусов, которые делились на две группы: первая (из 15 корпусов) имела 7-8 летний срок обучения и готовила непосредственно офицеров, вторая (из 4 корпусов) предназначалась для воспитания малолетних, имела 4-5 летний срок обучения и готовила своих выпускников для «старших» корпусов. Изначально перед кадетскими корпусами стояла двойная задача: дать воспитанникам общее образование и военную подготовку. С ростом научных знаний, усложнением видов вооружения, изменением тактики военных действий произошло и преобразование в 1863 году кадетских корпусов в военных гимназии. В том же году Главный штаб был переименован в Главное управление военно-учебных заведений. Создание новых учебных заведений встретило большую общественную поддержку, особенно со стороны земского дворянства и купечества. Данные изменения вписывались в общее реформирование системы образования, в ходе которого было создано два основных типа средних учебных заведений: классическая гимназия (с преобладанием гуманитарных предметов и изучением древних языков) и реальная (с естественно-математическим уклоном). Третьим типом стали созданные военные гимназии и прогимназии. Их предполагалось сблизить с обычными гимназиями, для чего был упразднен строевой состав, введены возраста, военные предметы сводились к минимуму, упрощен внутренний режим, допускались приходящие ученики и занятия экстерном, вместо военных набирался гражданский персонал. Практика вскоре показала, что разрушение уклада закрытого учебного заведения, вырабатывавшего десятилетиями свои правила и ценности, сказалось негативно на воспитании, недостаточной оказалась и подготовка учащихся к переходу в военные училища, особенно в психологическом и профессиональном плане. Император Александр III, понимавший огромную роль воинского уклада жизни в военном образовании и воспитании юношества, указом 1882 году восстановил кадетские корпуса и преобразовал в них открытые за последний период военные гимназии, а также сформировал новые. К этому времени насчитывалось 20 кадетских корпусов, до конца века к ним прибавилось еще 4, а в начале XX века были образованы еще 7 кадетских корпусов. Период царствования Николая II – это время наибольшего развития кадетского образования, окончательного становления кадетских корпусов как национальных военно-учебных заведений: заимствованная форма воспитания юношества к этому времени стала только российским национальным явлением. С 1900 по 1915 годы главным начальником военно-учебных заведений становится Великий Князь Константин Константинович, внесший огромный вклад в развитие кадетских корпусов России. В системе российского кадетского образования сложилось множество традиций, среди которых наиболее значимыми были следующие:
Ряд традиций имеет шутливое юмористическое содержание: ежегодные шуточные ночные парады, шутливые прозвища Майоров, Полковников, Генералов выпуска; «похороны» анатомии и всех наук; создание «Звериады» - книги с отзывами и пожеланиями выпускников корпуса, выраженными в шутливой стихотворной форме; «царский отбой» после последнего урока в последнем классе и ряд других. Кадетские корпуса давали разностороннее образование, которое позволяло их выпускникам с успехом учиться в высших учебных заведениях и посвятить себя в дальнейшем служению России на гражданском и военном поприще. Среди выпускников кадетских корпусов имена музыкантов и полководцев, художников и литераторов, государственных служащих и ученых, дипломатов и путешественников, врачей и учителей. Революция и большевизм привели к разрушению системы кадетского образования, к гибели десятков и сотен кадет, оставшихся преданными монархии и России. Оказавшиеся в зарубежье члены педагогического персонала и кадеты, объединившись, создали на территории современной Югославии Донской Императора Александра III кадетский корпус и Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус, который просуществовал до 1944 году. До 1964 году функционировал во Франции корпус-лицей имени Николая II, где, несмотря на запрет властей на деятельность иностранных учебных заведений, тем более военных, почитались кадетские традиции и законы. В течение 20 лет кадетские корпуса были достойными представителями Великой России и светочами русской культуры, которая бережно сохранялась и развивалась. Помимо традиционной учебной программы, занятий военной подготовкой учебной подготовкой, в корпусах работало большое количество кружков, мастерских, творческих коллективов, спортивных объединений. Кадетские традиции приобрели за рубежом особое значение, они олицетворяли далекую и потерянную Родину. Девиз российских кадет за рубежом: «Рассеяны, но не расторгнуты!» Где только не пришлось жить бывшим воспитанникам кадетских корпусов России и зарубежья, но они достойно пронесли по жизни верность России и чувство кадетского братства. Таким образом, история кадетского образования, начатая в 1732 году, завершилась в 1944 году. Однако в 1923 году с созданием первого кадетского объединения в Белогороде получило начало еще одно уникальное явление – кадетское движение, которое распространилось во многие страны и континенты и существует до сегодняшнего дня. Так, российское кадетское образование, возникшее в первой половине XVIII века, стало основой для становления и развития кадетского движения, которое, в свою очередь, привело к возрождению кадетского образования на рубеже XX и XXI веков. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ В РОССИИ О воспитании, полученном в кадетском корпусе, бывший выпускник Пажеского корпуса граф А.А.Коновницын писал: «Все наше национально-патриотическое воспитание основывалось в конечном итоге на Христианских Заповедях, как их проповедует Православная Церковь, на любви к Отечеству, на уважении к родителям и старшим, на высокой нравственности и на высочайшем понятии чести. Ничего лучшего придумать нельзя. А по сему, и выдумывать ничего иного не надо». Процесс возрождения кадетских корпусов в России в очередной период реформ – явление исторически и социально обусловленное. Идея возрождения кадетских корпусов в России имеет два источника. Один из них – это старые кадеты, кадетские объединения за рубежом. Хотя от многотысячной кадетской семьи едва ли осталось три сотни человек – людей солидного возраста, разбросанных по всему свету, они, являясь живыми носителями и хранителями кадетских заповедей и традиций, считают своим долгом и делом чести передать этот драгоценный опыт в Россию. Второй источник – молодежная среда любителей отечественной истории в самой России, объединившихся в военно-исторические кружки, военно-патриотические клубы; офицерская среда, состоящая из офицеров запаса и отставников; энтузиазм патриотически настроенных одиночек. Все это привело к тому, что в начале 90-х годов в России начался процесс возрождения кадетских корпусов, который продолжается и сегодня. Этот процесс можно охарактеризовать на основании следующих положений:
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МБОУ СОШ № 45В разные исторические эпохи развития России под воздействием различных групп факторов, тесно взаимосвязанных друг с другом, формировался ее образовательный идеал. Среди этих факторов можно выделить:
От одного исторического периода к другому образовательный идеал существенно видоизменялся. Особенно кардинальным изменениям он подвергался в кризисные периоды развития страны. Кризис и реформирование государственно-политического и экономического устройства России, начавшиеся в 90-х годах двадцатого столетия, сопровождаются рядом социальных аномалий, касающихся общества, семьи, школы. Для общества – это нестабильность политической и экономической обстановки, социальное расслоение, снижение жизненного уровня большинства населения, безработица, изменение социально-культурных норм и приоритетных ценностей, распространение социально обусловленных болезней, криминализация. Для семьи стали привычными: массовое обнищание, дезорганизация семейного уклада, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, безработица или высокий уровень занятости родителей, разрушение нравственно-этических норм и семейных традиций, ухудшение здоровья, снижение воспитательного потенциала семьи и ее роли в социализации подрастающего поколения. Все названное наиболее тяжело отражается на детях: в стране насчитывается более миллиона беспризорников, 1,5 млн. нигде не учатся, 14 тысяч находятся в СИЗО, 21 тысяча – в колониях для несовершеннолетних, 600 тысяч юных россиян – инвалиды, 620 тысяч – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, постоянно растет число детей-наркоманов. (Данные статистического агентства, февраль 2005 г.) Для школы стало характерным ослабление воспитательного потенциала, низкий уровень финансирования, отставание материально-технической базы от современных запросов, научно-методическая необеспеченность, коммерциализация дополнительных образовательных услуг и детского досуга, неустроенность и низкий жизненный уровень педагогов. Все названные факторы привели к тому, что в 90-е годы в обществе начала формироваться новая шкала предпочтений, на которой образование и образованность занимали не последние места. Обществом оказались востребованными информированность и конкретные знания, неординарность мышления и интеллект, расширение сферы самоопределения и самореализации, стремление к успеху, компетентность и профессионализм, умение принимать самостоятельные решения. На основании этих предпочтений стал складываться образ – идеал личности, приверженной ценностям гражданского общества, способной определить и обустроить индивидуальную нишу бытия, личности, готовой к диалогу, толерантному восприятию «других», полноценному и ответственному выполнению своей социальной, профессиональной и семейной роли. В обобщенном виде это личность высоко нравственная, свободная и ответственная. При этом нравственность рассматривается как духовность, благородство, добропорядочность, внутренняя культура; свобода личности – как свобода выбора, интеллектуальная свобода, стремление к самосовершенствованию и совершенствованию окружающей действительности; ответственность личности – как ответственность перед самим собой, своими близкими, обществом, государством, страной. Одновременно началось движение к новому видению образовательного учреждения. Это движение отражало два существенных момента: поиск новой миссии образования и преемственность культурно-педагогических традиций отечественного образования. Это движение, включающее съезд учителей, педагогическое новаторство, опытно-экспериментальную и научно-исследовательскую работу, изучение зарубежного педагогического опыта и обращение к отечественным образовательным истокам и традициям, разворачивалось на фоне обновления законодательной и нормативной правовой базы в сфере образования. Закон РФ «Об образовании» провозгласил вариативность, многоукладность, сочетание федерального, регионального и школьного компонентов при определении образовательных моделей конкретных учреждений. Таким образом, законодательно обусловленная возможность выбора образовательной модели, ее технологическая обеспеченность в сочетании с неослабевающим интересом к прошлому нашей страны и стремлением сохранить многие непреходящие ценности отечественного образовательного опыта привели к появлению гимназий, лицеев, конфессиональных школ, кадетских корпусов. Итак, складывающийся в России в начале 90-х образовательный идеал начал воплощаться в воссоздании уже апробированных и исторически оправдавших себя образовательных учреждений, в частности, кадетских корпусов, классов. Кадетский корпус им. А. Невского МБОУ СОШ № 45 основан в 2000 году в рамках экспериментальной площадки «Личностно-ориентированный подход к воспитанию гражданина Отечества». Автор эксперимента – Е.Ю. Жукова. Кадетский корпус создан по инициативе ветеранской организации «Боевые подруги», в лице ветерана Великой Отечественной войны Приходько Елены Григорьевны. Организация совместно с администрацией школы обратилось к руководителю Челябинской Городской Службы Спасения Рожко В.М. и областной поисково-спасательной службы с просьбой об оказании помощи организации кадетских классов и совместном сотрудничестве. В декабре 2000 года было принято Постановление Управления образования города Челябинска о создании кадетского корпуса на базе МБОУ СОШ №45. Первый кадетский класс был набран из обычных учащихся 7-го класса. Наборы кадет с 1 класса начали с 2004г. В кадетские классы, где учатся девушки (гимназистки) впервые появились в 2007г. Руководит кадетским корпусом Агафонов М.В. – подполковник запаса, командир кадетского корпуса. Его награды: медаль за выслугу лет, юбилейный крест «За возрождение казачества»; Медаль Шолохова «За гуманизм и служение России», врученная в Москве; Медаль «За отличие в патриотической деятельности», врученная Садыриным; «70 лет вооруженных сил», «60 лет вооруженных сил», три медали «За безупречную службу». Идеи, цели и задачи кадетского образования МБОУ СОШ № 45 Процесс создания системы кадетского образования в школе был основан на совокупности следующих идей:
Продуктом реализации перечисленных идей стала система кадетского образования, включающая сегодня возрастную вертикаль с 1 по 9 класс, центр дополнительного образования. Предназначением созданной системы является:
Определение цели кадетского образования осуществлялось на основе изучения целеполагания в императорских кадетских корпусах, целей образования, изложенных в законодательных и нормативных актах наших дней, в иных документах, отражающих образование (программах, концепциях, проектах). Соотношение выше обозначенных целевых ориентиров с предназначением кадетского образования в системе общего образования условиями, содержанием, организационно-технологическим обеспечением позволило выйти на следующую формулировку. Цель кадетского образования - воспитание государственного мужа (деятеля на каком-либо государственном и общественном поприще):
Задачи кадетского образования:
В качестве основных условий реализации идей, целей, направлений развития кадетского образования рассматриваются следующие:
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫДЕЛЕННЫХ ИДЕЙ И ЦЕЛЕЙ В реализации идей и целей кадетского образования в качестве основных следует определить: законодательный, содержательный, организационно-технологический и управленческий аспекты. Каждый из них включает в себя соответствующий ему набор механизмов реализации: подходов, приемов, способов. На данном концептуальном уровне рассматривается инвариантная составляющая перечисленных аспектов. Законодательный аспект включает основополагающие законы и положения федерального и регионального значения. К первым относится Закон РФ «Об образовании», Постановления правительства РФ об утверждении «Типового положения о кадетской школе (кадетской школе-интернате)», «Типовое положение об общеобразовательном учреждении», «Типовое положение об образовательном учреждении», Ко вторым относятся Закон Красноярского края «О кадетских корпусах и Мариинских женских гимназиях-интернатах», ряд постановлений Губернатора Челябинской области, касающихся областной системы кадетских учебных заведений. Содержательный аспект представлен совокупностью традиций кадетского образования, вариантов сочетания светского и религиозного образования и воспитания, социальных практик и реализуемых образовательных программ федерального, регионального и кадетского уровней. Традиции. В процессе становления кадетских корпусов возрождаются и бережно хранятся традиции, среди которых наиболее значимыми являются:
Часть традиций принимают модифицированный вид в связи с адаптацией их к современным условиям:
В настоящее время формируются и развиваются новые традиции:
Социальные практики рассматриваются как неотъемлемая часть содержания образования в образовательных учреждениях закрытого и полузакрытого типа, они используются как на уроке, так и в различных формах деятельности воспитанников. Необходимо данному компоненту уделять особое педагогическое внимание прежде всего как социализирующему фактору. Среди социальных практик как наиболее значимые следует выделить:
Опыт использования названных практик еще в образовательном учреждении позволит выпускникам успешно адаптироваться в обществе, быть готовыми к жизнетворчеству, к самореализации в различных сферах жизни: социальной, профессиональной, семейной. Кроме того, применение социальных практик позволит в дальнейшем быстрее и эффективнее перейти на комптентностный подход в определении целей и содержания общего образования, предусмотренный стратегией его модернизации. Образовательные программы, реализуемые в учреждениях, обеспечивают поликомпетентность содержания образования через выделение федерального, регионального, гимназического и индивидуального аспектов. Федеральный компонент заложен в государственных программах и обеспечен учебниками, допущенными к использованию Министерством образования. Региональный компонент в содержании образования определяется двумя вариантами: введением отдельных курсов краеведческого содержания (например, «История Южного Урала»), а также 10-15% времени на изучение регионального аспекта, интегрированного в образовательные области и предметы: филология – «Литература Челябинской области»; обществознание – «История Челябинской области»; естествознание – «Природа и экология Южного Урала»; искусство – «Искусство Южного Урала». В качестве дополнительных тем можно включать в содержание образования следующие: «Музеи Челябинска», «Православные храмы Челябинска», «Челябинск промышленный», «Челябинск – город науки», «Имена знаменитых людей в истории области и города» и т.п. Школьный (кадетский) компонент также имеет два варианта реализации: отдельные курсы и предметы, такие как «История кадетских корпусов», «Вычислительная математика в военном деле», Индивидуальный аспект содержания образования определяется на основании выбора программ дополнительного образования, факультативных, элективных курсов, самообразования. Комбинирование всех названных компонентов позволяет определить индивидуальную образовательную программу каждого воспитанника. Организационно-технологический аспект Важной составляющей в организации жизнедеятельности кадетских корпусов, средством развития дисциплинированности, организованности, воли и мужского характера является военно-дисциплинарная часть, включающая:
Технологическое обеспечение кадетского образования представляет собой совокупность педагогических технологий, таких, как:
В образовательном процессе могут быть использованы более частные технологии, а также методики, совокупность приемов и способов и образования кадет. Управленческий аспект рассматривается, прежде всего, на уровне всей областной системы кадетского образования. Основыми задачами являются:
В качестве инвариантной составляющей процесса управления в образовательном учреждении следует выделить следующие принципы и положения:
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Развивающаяся в МБОУ СОШ № 45 система кадетского образования способна стать площадкой создания, накопления и распространения уникального образовательного опыта в стране, а также обогатить образовательные традиции России. Модель образовательной и воспитательной программкадетского корпуса МБОУ СОШ № 45При планировании структуры построения образовательной программы для кадетского корпуса первоначально, на базе всестороннего анализа, было сформировано предварительное мнение всего педагогического коллектива; с учетом предыдущего опыта, опыта образовательных школ, была выработана совместная образовательная концепция. В результате образовательный процесс кадетского корпуса представляется как программа деятельности участников образовательного процесса строго определенного типа, направленная на реализацию целей базового процесса образования целевого уровня. Процесс построения модели образовательного процесса кадетского корпуса начинается с понимания каждым субъектом ее проектирования как единого целого. Поскольку образовательный процесс в кадетском корпусе значительно отличается от образовательных процессов в учебных заведениях общего образования, рассмотрим основную часть наших концептуальных положений. Тип образования в кадетском корпусе – светское общее образование плюс военная программа воспитания и образования. Вид образования – общее специальное. Уровни образования – прокадетские классы (на базе начального образования), основное общее и среднее (полное) образование. При этом, учитывая специфику военизированного образования в кадетском корпусе, мы определяем его как вид образования – общее образование повышенного уровня со специальной программой воинского воспитания и военной подготовки. Фундаментом образовательного процесса в кадетском корпусе служит блок «Педагогических программ реализации» типа образовательного процесса, включающий в качестве основных составляющих:
Реализация данных позиций осуществляется путем выработки самостоятельных форм и способов организации образовательного процесса. Учебные программы состоят из программ отдельных учебных предметов, предусмотренных учебным планом кадетского корпуса, и, как новая учебная программа вообще, предусматривают следующие основные функции:
По характеру и качеству подготовки учебные программы кадетского корпуса могут классифицироваться по двум основным уровням:
Все формы учебных программ кадетского корпуса, за исключением индивидуальных, основываются на базовых (общеобразовательных) учебных программах, соответствующих государственному образовательному стандарту (ГОС), в том числе:
В целом процесс образования в кадетском корпусе строится на базе военизированного воспитания и самостоятельного построения системы внутреннего распорядка пребывания в стенах учебного заведения. Основой для внедрения и постоянного совершенствования образовательной программы кадетского корпуса является процесс непрерывного воинского воспитания: выполнение уставных требований, соблюдение кодекса кадетской части, ношение военной формы и атрибутики, беспрекословное подчинение вышестоящим начальникам, умение жить в условиях внутреннего самоуправления. В основе выполнения всех воспитательных задач кадетского корпуса лежит специально разработанная для обучения в условиях круглосуточного пребывания воспитанников в стенах кадетского корпуса воспитательная программа. Данная программа предусматривает формирование воспитательной среды в условиях военизированного образовательного процесса и предполагает систематическое и непрерывное воспитание детей в процессе прохождения всех возрастных групп. Предполагается тесное взаимодействие в рамках ВП со службой СПС и медицинской службой кадетского корпуса с целью индивидуализации (при необходимости) воспитательных программ для воспитанников с определенными личностными отклонениями. Специфическая часть ВП связана с преподаванием в корпусе военных дисциплин и проведением ежегодных летних сборов (в рамках городского оздоровительного лагеря на базе МБОУ СОШ №45 или профильной летней смены в загородном лагере). Кроме того, ВП должна решать задачи по оказанию воспитательного воздействия и помощи выпускникам корпуса, пожелавшим продолжить обучение в военных высших учебных заведениях. Воспитательная программа отражает интересы всех участников воспитательного процесса, их права, обязанности и ответственность и включает:
Особенности структуры кадетского корпуса предполагают развитие возрастных ВП по параллелям классов (в наших условиях – по ротам), учитывающих также основную воспитательную деятельность ротных структур и их главного действующего лица – офицера – воспитателя. ВП должна учитывать деятельность внешних структур, например офицеров воинских частей, обслуживающих летние военные сборы, и должна определять их функциональные обязанности. ВП должна формулировать модель выпускника кадетского корпуса, являющуюся ориентиром для всех участников образовательного процесса. Общая структура ВП кадетского корпуса может быть проиллюстрирована следующей схемой:
Классные ВП Управленческая деятельность Самоуправление Направления воспитательной деятельности Возрастные ВП ВП кадетского корпуса Одной из важнейших частей образовательного процесса в кадетском корпусе является система дополнительного образования. Его направленность определяется непосредственно:
Дополнительное образование формируется с учетом социального заказа родителей на бюджетной и внебюджетной основе. Формы и организации обучения Формы и организации обучения и воспитания, применяемые на разных ступенях обучения кадетов:
Педагогическая позиция – это диалектическое соединение профессиональной и личностной позиции педагога. Она отражает его отношение к:
Таким образом, педагогическая позиция является одной из центральных в модели образовательной программы кадетского корпуса и выражает конкретную педагогическую позицию всего коллектива, ее целостнее содержание. Гибкость педагогической позиции позволяет ориентироваться в ситуации жизненных перемен, воспринимать новые идеи и вступать в диалог с другими ценностными формациями. Смотрите также: Реализация системы кадетского образования
391.63kb.
1 стр.
Система программных мероприятий Развитие современной системы непрерывного образования
227.23kb.
1 стр.
О нагрудном знаке отличия «медаль «за возрождение кадетского дела» в память генерал-инспектора военно- учебных заведений россии его императорского высочества великого князя константина константиновича
56.33kb.
1 стр.
«Реализация основных направлений развития системы образования района: на пути к становлению современной модели образования»
88.12kb.
1 стр.
«Географы Омского кадетского корпуса»
58.6kb.
1 стр.
Северо-восточного окружного управления образования департамент образования города москвы образовательная программа
3386.03kb.
20 стр.
Доклад о состоянии, развитии и результатах деятельности системы образования
1364.2kb.
10 стр.
Реализация многоуровневой системы образования Яндараева Инна Сергеевна
45.53kb.
1 стр.
Программа по дисциплине опд. Ф 12. «Специальная педагогика»
284.13kb.
1 стр.
Перечень услуг (производимой продукции), предоставляемых коммунальными предприятиями г. Донецка
161.92kb.
1 стр.
Задачи на 2011 год дальнейшая реализация данного кипа
6.14kb.
1 стр.
Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта Методический сборник 931.38kb.
5 стр.
|