Главная
страница 1
МОУ «Етышинская средняя общеобразовательная школа»


Районный конкурс статей

«Сеют разумное, доброе, вечное…»

Номинация «Они ковали Победу на фронте и в тылу»

Учитель – фронтовик

Александр Иванович Андреев

Автор: учитель русского языка и литературы

МОУ «Етышинская СОШ»

Васильева Вера Николаевна

Етыш 2010

Учитель – фронтовик

Александр Иванович Андреев

Людей неинтересных в мире нет… Эта поэтическая строчка вспоминается, когда думаешь о прожитых годах, о детстве, которое неразрывно связано со школой. У каждого из нас были свои учителя, а в юбилейный год Победы хочется вспомнить тех, кто был не просто учителем, а ещё и ветераном Великой Отечественной войны, учителем – фронтовиком. Таким был Александр Иванович Андреев, учитель физкультуры Таушинской средней школы.

Александр Иванович родился 16 июня 1926 года в деревне Старый Брод Чернушинского района в семье Ивана Агафоновича и Вассы Ивановны Андреевых. В 1942 году закончил 8 класс Чернушинской средней школы №1, успел выучиться на электрика.

28 июня 1944 года Дзержинским районным военным комиссариатом г. Молотова 18-летнего паренька призвали на военную службу. До декабря 1944 года Александр Иванович был курсантом при 88-м зенитном артиллерийском полку, там же принял и военную присягу. Получив специальность радиста, оказался в самой гуще военных событий. Наш герой служил в 457 зенитном артиллерийском полку 2-го Белорусского фронта, 15 января 1945 года впервые участвовал в бою.

Шли последние месяцы войны. Фронт далеко продвинулся на запад. Наши войска вели наступательные операции на территории Польши, вплотную подошли к границе Германии.

Александру Ивановичу пришлось не так уж и много повоевать, но зато какие это были месяцы, недели, дни! Фашисты отчаянно сопротивлялись, и каждый день, проведённый в военном пекле 1945 года, был неимоверно тяжёлым, как, впрочем, и все другие дни войны. А сколько наших бойцов погибло в апреле, мае, перед самой Победой!

Мне довелось прочитать четыре благодарности Сталина Александру Ивановичу, которые были вручены ему на фронте в конце апреля – начале мая победного 1945 года, прикоснуться к этим бесценным фронтовым реликвиям.

По ним можно проследить хронологию тех героических событий, когда постепенно сжималось кольцо окружения вокруг Берлина. Первая благодарность была вручена 23 апреля. На простом сереньком листочке, протёртом от времени на сгибах, написано:

«Красноармеец товарищ Андреев Александр Иванович! Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 23 апреля 1945 года №339 за прорыв обороны немцев на реке Одер и наступлении на г. Берлин всему личному составу соединения, в том числе и Вам, принимавшему участие в боях, объявлена благодарность».

Вторая благодарность была объявлена 25 апреля под номером 342 «За отличные боевые действия по завершении окружения г. Берлина». И уже через день, 27 апреля, следующая – №347 «За отличные боевые действия по овладению городами Ротенау, Потсдам и Шпандау».

И последняя, четвёртая благодарность была объявлена 1 мая, №355 «За отличные боевые действия по овладению городом Бранденбург».

Вот так воевал наш 18-летний солдат, ковал Победу в этой страшной войне. Родина высоко оценила его ратный подвиг: Александр Иванович был награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», четырьмя юбилейными медалями.

После Победного мая Александр Иванович ещё 5 лет оставался на военной службе, был уволен в запас в мае 1950 года в звании младшего сержанта, имея военную специальность старшего радиотелеграфиста.

После демобилизации вернулся на родину, в Чернушинский район, женился на учительнице биологии Анне Леонтьевне, вместе они вырастили двоих детей. Александр Иванович тоже решил связать свою судьбу со школой: с 1957 года стал работать учителем физкультуры, сначала в Есауле, в Ананьино, потом молодая семья перебралась на родину Анны Леонтьевны – в Агарзю.

С 1 сентября 1965 года Андреевы стали учителями Таушинской восьмилетней школы. В 1967 году Александр Иванович был назначен заместителем директора по военно-патриотическому воспитанию, возил ребят на соревнования по волейболу и баскетболу, и не только по району, но и за его пределы: в посёлок Октябрьский, в Большой Гондырь.

Его жизнь была на первый взгляд ничем не примечательной, обыкновенной, как и у всех сельских учителей, непритязательной: скромная зарплата, скромно устроенный быт, ежедневные уроки в спортзале, а зимой – на свежем воздухе, на лыжах. Он был добр к детям, не помню, чтобы он повышал на нас голос. Мы любили его уроки физкультуры, без страха шли в спортзал, не боялись лазить по канату, прыгать через козла, делать акробатические упражнения, играть в волейбол. Мы, девчонки, обожали делать «ласточку» на брусьях. Это было наше любимое упражнение.

С кем бы я ни говорила об Александре Ивановиче, собирая о нём материал, все непременно вспоминают его любимую гармошку на уроках физкультуры. Перед началом урока звучали привычные команды «Ровняйсь! Смирно! На пра-во! Вперёд шагом марш!» И наш учитель начинал бойко играть на гармошке знакомые всем мелодии песен «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля» или «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперёд», а мы лихо вышагивали по периметру спортзала, стараясь попасть в ногу. Музыка давала нам заряд бодрости, поднимала настроение, хотелось бегать быстрее, прыгать выше, а мяч забрасывать непременно в корзину, а не мимо.

И невдомёк нам было тогда, что у этого человека за плечами война, ранение, шесть лет службы в армии.

В 1980 году по состоянию здоровья Александр Иванович уволился из школы, дали ему 3-ю группу инвалидности. Скончался ветеран 5 ноября 1993 года. Но память об этом скромном человеке, доброжелательном, простодушном, лёгком в общении, с оптимизмом воспринимающего жизнь, останется в сердцах тех, кто его знал и уважал.



Сеют разумное, доброе, вечное…

Судьба Учителя, опалённая войной

Автор: учитель русского

языка и литературы

МОУ «Етышинская СОШ»

Васильева Вера Николаевна

Судьба Учителя, опалённая войной
Жизнь и судьба ветерана педагогического труда Трубниковой Людмилы Александровны неразрывно связаны с Таушинской школой. Тауш она считает родным селом, а школу – своей большой семьёй. А всё могло быть иначе, но по-своему распорядилась война…

Люся Щеглова родилась в 1930 году в Ленинграде. Её отец умер ещё до войны от туберкулёза, она жила с мамой вдвоём в самом центре этого замечательного города, на улице Большая Московская, дом 7, квартира 32. Это была большая коммунальная квартира из пяти комнат. В одной из них и жили Щегловы. Из книг и фильмов (например, миниатюра с участием А. Райкина) у нас почему-то создалось представление, что коммунальная квартира – это нечто невообразимое, большой «муравейник», где человеку трудно оставаться самим собой. Ничего подобного в детской памяти моей героини не сохранилось, наоборот, воспоминания о соседях только добрые, например, в одной из комнат, в окружении старинных замысловатых вещей, жила старушка – воплощение дореволюционного Петербурга.

Девочка училась в школе №300, которая находилась на той же улице, напротив дома, в котором жила. Закончила три класса, успела стать пионеркой. И тут грянула война…

В августе 1941 года немцы уже вплотную подошли к Ленинграду, город бомбили, жители спасались в бомбоубежищах. В конце лета учащихся школы №300 эвакуировали. Сборы были недолгими. Детям сказали, что повезут их в лагерь, но почему-то среди вещей оказались и зимние пальто. И невдомёк было ребятишкам, зачем они нужны будут в лагере. И вот настали минуты прощания с родителями. Взрослые вышли в одни двери, а детей вывели в другие, где их уже ждали автобусы. Повезли на Московский железнодорожный вокзал, который был неподалёку. Сказали, что повезут на тёплый юг, а оказались на холодном Урале. Но до него надо было ещё добраться…

И вот поезд прибыл в Ярославль. Детей привезли в село Станилово, расселили по избам. Обеды варили прямо на улице, там и кормили. Вскоре в Станилово прибыли из Ленинграда и портфели с учебниками – начинался учебный год. Но долго учиться в Станилово не пришлось: немцы уже бомбили Ярославскую область, поэтому детей решено было везти дальше по железной дороге. И вот они прибыли на станцию Никоуз, но отправиться на поезде не успели: станцию разбомбили. Ночами тридцать километров по лесу юные ленинградцы шли пешком до пристани «Волга», где стоял пароход «Златовратский». Детей спешно погрузили в трюм, в котором перевозили дрова. Вещи не успели подвезти к отплытию парохода. Так и отправились, в чём были, по осенней реке. Питание не было организовано, на пристанях кое-что давали поесть. Плыли полуголодные, больные. Но немцы и тут их настигли, Волгу беспрестанно бомбили. Позднее стало известно, что в Ленинграде было сообщение о гибели парохода «Златовратский», к счастью, оно оказалось ложным.

Доплыли до слияния Волги и Камы. Здесь их настиг пароход «Вера Фигнер», детей по узенькому трапу перевели на него. И вот они плывут уже по Каме, всё дальше и дальше от войны… В дороге Люся заболела: по рукам и ногам пошли нарывы, одолевали вши. Какие страшные испытания выпали на долю этих детей! Но и впереди их ожидали ещё немалые трудности.

Пароход прибыл в Сарапул – это был конечный пункт водного пути. Уже стояли крепкие ноябрьские морозы. Для прожарки вещей прошли санпропускник, затем погрузились в вагоны-теплушки, и застучали колёса в сторону Чернушки. Здесь детей уже ждали подводы с тулупами; голодных, напуганных, измученных дальней дорогой, на лошадях привезли их в школу №1, обогрели, накормили. Затем на санях детей привезли в Среднюю Атняшку, поселили в нежилые дома, печки топили чем придётся. В ход шли и заборные доски. Было много трудностей. Помощь оказывали колхозы и все неравнодушные к детской беде жители деревни. Утром был чай с бутербродом, на обед ходили в промёрзшее здание, вечером снова чай. Здесь их немножко подлечили, вымыли в бане. Было не до учёбы, можно сказать, в школу ходили только из-за куска хлеба.

После Нового года 40 человек отправили в деревню Крещенка, которая находилась неподалёку от Средней Атняшки. В Крещенской начальной школе Люсю учила Варвара Степановна Рясина, там она закончила четвёртый класс. Людмила Александровна хорошо помнит, как они ходили смотреть на колхозного жеребца, который вволю ел жмых.

В августе 1942 года было принято решение: детей из Крещенки перевести в Тауш, где открыли интернат для эвакуированных детей из Москвы и Ленинграда. На лошадях ребят повезли напрямую через Танып. Около мельницы с высокого левого берега реки открылся чудесный вид на село, в центре которого был виден клуб – бывшая церковь. Красивое большое село, неторопливая извилистая река, зелёные дали – всё это понравилось детям. Для кого-то Тауш стал временным пристанищем, а Люся обрела здесь новую родину: пришло известие из Ленинграда о смерти мамы. Возвращаться ей было не к кому и некуда.

Ну а жизнь не стоит на месте. В Тауше собралось около ста детей, начали понемногу обживаться. Людмила Александровна помнит имя первого директора детдома – Бэлла Семёновна. Её сменила Мария Гавриловна Бубнова, которая на долгие годы стала для сирот заботливой мамой. Учителя и воспитатели окружили детей вниманием и заботой, старались заменить им родителей. Жили дружно, единой семьёй. Родившиеся в городе высокой культуры, дети старались сохранить её, для них было оскорбительно говорить «некрасиво», произносить просторечные слова. Ведь они ленинградцы!

В школе Люся училась хорошо, после окончания 7 класса продолжила обучение в школе №1 в Чернушке, где её учителями были О.К. Котлова и Любимов. Проучившись год, она поступила в Осинское педучилище на отделение, где готовили учителей-воспитателей детских домов. С 1950 года Людмила Александровна начала работать в детском доме пионервожатой, затем воспитателем, завучем, директором... В её фотоальбоме мне как-то довелось прочитать такую шуточно-поздравительную надпись, сделанную её коллегами в 1969 году:

Всеми любимая Люда

не может жить без ребячьего чуда!

Наша сердечная Александровна

всё отдаёт им до донца до самого.

Плату любовью берёт, а не рубликами

наша серьёзно-добрая Трубникова..

.

На мой взгляд, в этих словах отражён характер этого замечательного человека, её высокие духовно-нравственные качества .

А с 1973 года она стала работать в Таушинской школе. Почему же ушла из детдома? Людмила Александровна объясняет это тем, что не смогла смириться с теми проблемами, которые стали возникать во взаимоотношениях воспитанников. Дети поступали из неблагополучных семей: детдомовцы начали воровать, обижать младших… Ей, коренной ленинградке, так много испытавшей в детские годы, было трудно понять их.

В школе она взяла наш третий класс, и мы сразу почувствовали её доброту, строгость и справедливость. Хорошо помню, как мы вступали в пионеры. Ни у кого не было такого торжественного приёма, как у нас. А происходило всё на сцене в клубе, зал был полон. Мы давали пионерскую клятву, целовали красное знамя. Волнение и торжественность того момента помню до сих пор.

Спустя годы наши пути вновь пересеклись: мы с Людмилой Александровной стали коллегами. К тому времени она была уже на пенсии, но продолжала работать учителем русского языка и литературы, организатором внеклассной работы. С каким бы вопросом я к ней ни обращалась, всегда находила поддержку и помощь. Она была душой коллектива, умным советчиком, отзывчивой коллегой, а для ребят – старшим товарищем. 50 лет – таков её педагогический стаж. Полвека отдано учительской работе, воспитанию детей.

С Людмилой Александровной в Тауше мы жили по соседству, часто общались, ходили друг к другу в гости. В её фотоальбоме хранятся фотографии нашей маленькой дочки, которая до сих пор помнит бабу Люсю.



Не только на работе в школе, но и в быту чувствуется во всём её врождённая интеллигентность: в доме идеальная чистота и порядок, в небольшом огородике, где она выращивает нехитрый овощ к летнему столу, грядки всегда тщательно прополоты. А какое удовольствие с ней общаться! Всегда поддержит и поймёт, даст мудрый совет. Она никогда не станет жаловаться на житьё-бытьё, не терпит разговоров про болячки и хвори.

К сожалению, встречи с ней бывают редкими, так как на зиму она уезжает к детям или другим родственникам, а на лето возвращается в Тауш. Дом, в котором она живёт, настолько стар, что в нём зимовать пожилому человеку просто невозможно. Наше родное государство так и не удосужилось обеспечить ветерана педагогического труда, отличника народного просвещения достойным жильём. Нет у неё и особых льгот, знаком «Житель блокадного Ленинграда» награждены только те, кто жил в осаждённом городе не менее четырёх месяцев. Людмила Александровна живёт на скромную пенсию; преодолевая жизненные невзгоды, по-прежнему остаётся жизнерадостным, оптимистичным человеком, любимой и любящей бабушкой. А недавно появилась на свет правнучка Вика. Жизнь продолжается!


Смотрите также:
Конкурс статей «Сеют разумное, доброе, вечное…» Номинация «Они ковали Победу на фронте и в тылу»
101.61kb.
1 стр.
50-дневное путешествие в Италию и Португалию: сеем разумное, доброе, вечное / Е. Е. Румянцева. М.: Инфра-м, 2013. 132 с.: 60x88 1/16
49.79kb.
1 стр.
«Сейте разумное, доброе, вечное…»
109.68kb.
1 стр.
"Что за прелесть эти сказки" (по сказкам А. С. Пушкина) Библиотекарь: Вотякова Г. А
106.77kb.
1 стр.
Конкурс для детей и юношества «Гренадёры, вперёд!» подвёл итоги и осуществил награждение победителей. Тема данного конкурса «Сейте разумное, доброе, вечное»
25.65kb.
1 стр.
А песни тоже воевали
101.28kb.
1 стр.
Список в сводный том г. Козьмодемьянск Город Козьмодемьянск Дополнение в книгу «Они ковали Победу» авдеева александра Васильевна 1929-2002
320.55kb.
1 стр.
Конкурс "Тематический натюрморт", кафедра рисунка и живописи, декабрь 2010 г. Номинация "
52.13kb.
1 стр.
Презентация Мой прадедушка
22.31kb.
1 стр.
Конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
208.25kb.
1 стр.
Конкурс социальных проектов «гражданин воронежского края гражданин россии» номинация «формирование человеческих качеств»
185.29kb.
1 стр.
Особенности культурно-досуговой деятельность во время Второй мировой войны
64.64kb.
1 стр.