Главная
страница 1страница 2
Министерство просвещения Республики Молдова

ПРОГРАММА

экзамена по истории румын и всеобщей истории.

гимназический курс

IX класс

2012-2013 учебный год

Рабочая группа:

  1. Корина Лунгу, координатор, консультант МП, высшая дидактическая степень

  2. Игорь Шаров, доктор исторических наук, декан факультета истории и философии, Молдавского государственного университета;

  3. Татьяна Мистряну, доктор педагогических наук, высшая дидактическая степень, ГУОМС, мун. Кишинэу

  4. Галина Гумен, зав. методическим центром РУОМС Бричень, вторая дидактическая степень

Кишинев 2012

Программа для экзамена по истории румын и всеобщей истории.

Гимназический курс
Структура программы

  1. ВВЕДЕНИЕ

    • Общие цели экзамена

    • Статус дисциплины в рамках экзаменационной сессии

    • Оцениваемые компетенции

    • Стандарты оценивания /СО/

    • Цели оценивания /ЦО/

  1. ОЦЕНИВАЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  • Общие темы, предложенные для экзамена за гимназический курс

  • Личности и исторические источники, в зависимости от общей тематики

  • Ориентировочная тематика для структурированного эссе.

  1. МОДЕЛЬ ТЕСТА

  • Матрица оценивания

  • Модель теста

  • Индикаторы проверки

  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ БИБЛИОГРАФИЯ



  1. ВВЕДЕНИЕ

Конечный результат изучения истории как школьной дисциплины состоит в формировании у учащихся компетенций по анализированию и оцениванию исторических событий и фактов, разграничивающих национальное и мировое пространство; развитие способностей критического мышления, а также культивирование чувства принадлежности к европейскому сообществу, открытому к остальному миру.

В данном контексте выпускной экзамен за гимназический курс по истории румын и всеобщей истории предоставляет выпускникам возможность проявить приобретенные на протяжении обучения компетенции, а именно: понимание и представление исторического времени и пространства, адекватное владение предметной лексикой на основе анализирования и интерпретации исторических источников, установление причинных связей в истории и написание исторического эссе исходя из структурированного представления темы.

Согласно Куррикулуму для гимназии по истории, выпуска 2010 года, выпускной экзамен по истории румын и всеобщей истории за гимназический курс позволяет ученику продемонстрировать личный прогресс в понимании и интерпретации исторических событий и процессов соответственно разделам: Время и пространство в истории, Историческая лексика, Исторические личности, Причина и следствие, Отношение и образ действий.

Материал для экзамена по истории румын и всеобщей истории включает куррикулярное содержание, предложенное для изучения Новейшей эпохи, в соответствии с компетенциями, подлежащими оцениванию и ожидаемыми от учеников для достижения ими определенного уровня знаний. Количество заданий по истории румын и всеобщей истории определяется в тесте соотношением часов, выделяемых на изучение национального и универсального пространства.

Настоящая программа обладает статусом нормативного документа и адресована ученикам, будущим выпускникам гимназии, а также учителям. Детализация относительно способов организации и проведения экзамена по истории румын и всеобщей истории, конкретные модели оценивания способствуют распределению и систематизации подготовки к успешной сдаче выпускного экзамена за гимназический курс.

Экзамен по истории румын и всеобщей истории преследует следующие общие цели:


  • Оценивание уровня знаний, достигнутых каждым учеником по предмету история румын и всеобщая история.

  • Проведение экзамена в условиях максимальной эффективности, с обеспечением его национального характера.

  • Установление соотношения между экзаменом и положениями школьного куррикулума по предмету.

Статус дисциплины

История румын и всеобщая история, в рамках выпускного экзамена за гимназический курс, обладает статусом обязательной дисциплины для всех выпускников.

Экзамен по истории румын и всеобщей истории будет проводится в форме письменного теста, продолжительностью в 2 астрономических часа (120 мин).
Оцениваемые компетенции

Оценивание компетенций, сформированных у учеников на протяжении гимназического курса посредством изучения истории, предполагает реализацию специфических компетенций дисциплины:



  • понимание и адекватное использование предметной лексики;

  • понимание и представление исторического времени и пространства;

  • знание и интерпретация исторических источников;

  • выявление причинных связей и знание исторических событий;

  • проявление отношения к последствиям исторических событий для общества.


Стандарты оценивания /СО/

СО 1 Локализация и представление событий/личностей/феноменов и исторических процессов во времени и пространстве на основе анализа и интерпретации исторических источников.

СО 2 Объяснение исторических терминов и их правильное использование при обсуждении проблемы.

СО 3 Идентификация причинных связей и исторических событий.

СО 4 Интеграция информации из различных исторических источников и ее представление в структурированном эссе, с аргументированным выражением личного мнения.

СО 5 Самостоятельная работа и творческий подход.



Цели оценивания /ЦО/

СО 1 ЦОl .Построить хронологическую ось, нанеся на неё изученные исторические события.

2. Локализоватьнакартеисторическоепространствовразвитии,вразличныепериодывремени.

СО 2 ЦО 3. Привести определение основных исторических понятий на основе отдельных характеристик.

4. Привести определение исторических понятий и правильно их использовать.

СО 3 ЦО 5. Охарактеризовать роль отдельных исторических личностей в соотношении с

историческими событиями, исходя из интерпретации исторических

источников.

СО 4 ЦО 6. Соотносить/интегрировать информацию из различных изученных

источников при написании структурированного исторического эссе.



СО 5 ЦО 7. Выразить мнение/точку зрения по предложенной теме.


  1. ОЦЕНИВАЕМОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Общие темы, предложенные для выпускного экзамена в гимназии

  1. Первая мировая война (1914 - 1918). Бессарабия – театр военных действий в первой мировой войне.

  2. Борьба за национальную эмансипацию румын Бессарабии, Трансильвании и Буковины в начале XX века. Формирование унитарного румынского государства.

  3. Парижская мирная конференция и новый международный порядок.

  4. США в межвоенный период (социально-экономическая и политическая жизнь).

  5. СССР в межвоенный период (социально-экономическая и политическая жизнь).

  6. Румыния в межвоенный период (социально-экономическая и политическая жизнь).

  7. Бессарабия в составе Румынии (1918 – 1940) (социально-экономическая, политическая и культурная жизнь).

  8. МАССР (1924-1940).

  9. Международные отношения в межвоенный период (1918 – 1939).

  10. Советско-румынские отношения в 1918-1940 годах.

  11. Пакт Молотова-Риббентропа и его последствия для народов Европы.

  12. Реаннексия Бессарабии и образование МССР (1940).

  13. Вторая мировая война. Преступления против человечества.

  14. Румыния, Бессарабия и Транснистрия между 1941 и 1944 годами.

  15. «Экономическое чудо» в развитых странах во второй половине XX века (ФРГ, Япония).

  16. Образование Организации Объединенных Наций и ее роль в мире. Всеобщая Декларация прав человека.

  17. Международные отношения в период 1945 – 1991 гг. Разделенная Европа – холодная война и ее последствия.

  18. Крах коммунистических режимов. 1989 год в истории Европы.

  19. Научно-техническая революция в современный период.

  20. Культура и наука в МССР (1944 - 1991).

  21. МССР. Экономика и общество (1944 -1991). Голод 1946-1947 годов и сталинские депортации.

  22. 20 лет независимости Республики Молдова в. Курс Республики Молдова на европейскую интеграцию.



Исторические личности

История румын

Всеобщая история

Ион Инкулец


Вудро Вильсон

Пан Халиппа


Адольф Гитлер

НиколаеТитулеску


Иосиф Сталин

Фердинанд I


Франклин Делано Рузвельт

Ион Антонеску


Шарль де Голль

Король Михай


Маргарет Тэтчер

Мирча Снегур


Михаил Горбачев

Мария Чеботарь


Альберт Эйнштейн

Эмил Лотяну


Билл Гейтс

Мария Биешу





Тематика структурированного эссе


  1. Румыния в 1916 году: между нейтралитетом и войной.

  2. Образование единого Румынского государства в 1918 г. - политическое решение и воля народа.

  3. Возрождение национальной культуры в Бессарабии в межвоенный период: личности и события.

  4. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта - функциональная модель преодоления мирового экономического кризиса.

  5. СССР в межвоенный период - тоталитарное коммунистическое государство.

  6. Новый международный порядок в межвоенный период.

  7. Влияние социально-экономических реформ на консолидацию румынского государства (1918-1940 гг.).

  8. Общество МАССР в период 1924-1940 гг.: достижения, проблемы.

  9. Советско-румынские отношения в межвоенный период: этапы, достижения и проблемы.

  10. Пакт Молотова-Риббентропа и его последствия для Бессарабии.

  11. Создание МССР - события и последствия.

  12. Итоги второй мировой войны: последствия и влияние на современную историю.

  13. «Экономическое чудо» в развитых странах - достижения и значение для общества (одна страна на выбор).

  14. Роль ООН в поддержании мира в современном мире.

  15. Окончание «Холодной войны»: события и условия для формирования многополярного мира.

  16. 1989 год в истории Центральной и Юго-Восточной Европы.

  17. Влияние научно-технической революции на развитие современного общества.

  18. Выдающиеся личности науки и культуры нашей республики в период 1940 - 2000гг. (по выбору).

  19. Трагические исторические события: голод 1946-1947 гг. и сталинские репрессии.



Критерии оценивания структурированного эссе
1. Объем 12-15 предложений– 1балл;

2. Раскрытие темы в соответствии с предложенной тематикой и её логическое изложение – 3 балла;

3. Трактовка темы сквозь призму определенных аспектов (не менее двух) – 4 балла;

4. Адекватное использование исторических понятий (2 понятия) - 2 балла;

5. Правильное расположение во времени и пространстве обсуждаемой исторической темы (2 хронологические даты) -2балла;

6. Упоминание исторической личности, внесшей вклад в описываемое событие (не менее одной личности) – 1 балл;

7.Присутствие в эссе констатаций на основе изложенных аспектов –2 балла;

2. Присутствие в эссе аргументов – 2 балла;

8. Орфографическая грамотность - 1 балл.

Исторические источники, предложенные для теста на экзамен по Истории румын и всеобщей истории, сессия 2013 г., 9-й класс


  • «Война на протяжении двух лет охватившая все наши границы, глубоко потрясла традиционную Европу и доказала, что будущее нашей нации зависит от мирной жизни народов. Для нашей земли наступил долгожданный день национального самосознания, день нашего объединения.

После длительных несчастий и долгих испытаний, нашим предкам удалось сформировать Румынское государство путем объединения принципатов с помощью войны за независимость, неустанной работой, национальным возрождением. Сегодня нам дано закрепить навсегда то, что сделал Михай Витязул на один лишь миг: объединение румынских земель по обе стороны Карпат. Нам дано избавить от чужого влияния наших братьев с гор и земель Буковины, где Штефан чел Маре покоится вечным сном.

В наших силах, в наших возможностях восстановить право на то, чтобы в свободной Румынии, от Тисы до моря, соблюдался мир и возродились наши традиции».



(Манифест короля Фердинанда I и правительства румынскому народу,15 августа 1916 г.)


  • „…От имени народа Бессарабии Сфатул Цэрий провозглашает: Молдавская Демократическая Республика (Бессарабия), в ее границах между Прутом и Днестром, Черным морем и старыми границами с Австрией, оторванная Россией более чем на сто лет от своей старой части Молдовы, в силу своих исторических прав и прав предков, на основе принципа народа самому решать свою судьбу, с сегодняшнего дня и навсегда объединяется со своей матерью - Румынией”

(Из Декларации об объединении Бессарабии с Румынией, 27 марта, 1918)


  • «Подписанный 28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Версальского Дворца данный договор решает судьбу главного врага Германии.

Ст.428. В качестве гарантии для исполнения договора против Германии, германские территории, расположенные к западу от Рейна, вместе с мостами будут заняты войсками союзников и их сторонников в течение 15 лет с момента вступления данного Договора в силу.

Ст.434. Германия берет на себя обязательство признать полностью силу мирных договоров и конвенций, которые могут быть заключены силами союзников с государствами, которые сражались бок о бок с Германией, признать любые изменения на территории Австро-Венгерской монархии, Болгарии и Османской империи и признать новые государства в пределах их границ, поскольку существует стабильность.

Ст. 440. Германия принимает и признает действительными и обязательными все указы и распоряжения относительно германских судов со всеми обязательствами для оплаты расходов, понесенных ими, которые утвердили союзные и объединившиеся силы».

(Версальский договор.)


  • « … По причине общественного и национального объединения экспроприация недвижимого имущества в Бессарабии на принципах, предусмотренных законом.

Ст.2 (…) Имущество, подвергающееся экспроприации, передается государству, без какого-либо обложения налогом или каких-либо задач любого рода (…)

Ст. 5. Будут экспроприироваться земли местных монастырей, в результате чего сохраняется 50 га земли для деревьев и крупного рогатого скота.

Ст.7. Будут экспроприироваться земли частного владения, с сохранением за каждым 100 га земли для виноградников, садов и крупного рогатого скота, действующая до 22 декабря 1918 года (…).

Ст. 8. В собственность государства передаются леса, независимо от того, кому они принадлежали. (... )

Ст. 9. Будут переходить в собственность государства воды лесов, озера, пустоши независимо от того, кому они принадлежали. (...)

(Закон аграрной реформы для Бессарабии, принятый парламентом Румынии, 11 марта 1920 г.)


  • «Часть 1. О территории Румынии.

Ст.1. Королевство Румыния является национальным государством, единым и неделимым.

Ст. 2. Румынская территория - неприкосновенна.

Часть 2. О правах румын

Ст.5. Румыны, независимо от этнического происхождения, языка или религии, пользуются свободой совести, образования, свободой прессы, собраний, правом свободной ассоциации и всеми … правами, установленными законом.

Ст.8. Избрание в Сенат не допускает никаких различий по признаку рождения или социальной принадлежности.

Ст. 11. Личная свобода гарантирована.

Ст.14. Наказание может быть установлено или применено только в соответствии с законом». (Конституция 1923 г., Румыния)


  • «Создание этой республики повлечет целый ряд последствий внутреннего (с точки зрения непосредственных интересов СССР) и международного свойства. Молдавская Республика может играть ту же роль политико-пропагандистского фактора, как Республика Белоруссия по отношению к Польше и Карелия по отношению к Финляндии. Она служила бы объектом привлечения внимания и дала бы еще больший повод претендовать на воссоединение Бессарабии с Молдавской Республикой. С этой точки зрения напрашивается необходимость создания именно социалистической республики, а не автономной в пределах УССР. Объединение территорий на обоих берегах Днестра служило бы стратегическим клином СССР по отношению к Балканам, который мог быть использован в качестве плацдарма для военных и политических целей.»

(Меморандум о необходимости создания МАССР, Москва 4 февраля 1924 г. )


  • « Советская сторона: … Правительство настаивает на урегулировании основных спорных вопросов, т. е проблемы Бессарабии, путем проведении референдума среди бессарабского населения, организованного официально и в условиях, которые гарантировали бы полную свободу и нормальный характер его проведения.

Румынская сторона: … Советская сторона предлагает провести плебисцит, что соответствует политике, систематически проводимой советским правительством.

Все же румынская делегация не была свидетелем того, что советское правительство использовало прежде референдум в качестве средства разрешения политических проблем. Не такими средствами была утверждена Советская власть, и это является решающим пунктом для этой проблемы.»



(Из документов Советско-румынской конференции, Вена, 27 марта 1924 г.)


  • «Ст. 1.Высокие Договаривающиеся Стороны торжественно заявляют от имени своих народов, что они осуждают обращение к войне для урегулирования международных споров и отказываются от таковой в своих взаимных отношениях в качестве орудия национальной политики.

Ст. 2. Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах.

Ст. 3. Настоящий Договор будет ратифицирован Высокими Договаривающимися Сторонами, указанными во вступительной части, в соответствии с требованиями их конституций по принадлежности, и он войдет в силу между ними, как только все ратификационные грамоты будут сданы на хранение в Вашингтон».

Пакт Бриана-Келлога, Париж, 27 августа 1928 года

  • «В декабре 1929 года, желая ускорить процесс коллективизации, Сталин провозглашает «ликвидацию класса кулачества». Теперь крестьянам не приходилось выбирать между колхозом и «раскулачиванием». Но критерии, по которым определялся кулак, были очень расплывчатыми: если кто-то предпочитает отказаться от оплачиваемой работы коллективизации в пользу своего кусочка земли, и даже тот факт, что ты верующий, является достаточным для того, чтобы быть объявленным кулаком. В январе 1930 года комиссия политического бюро, руководимая Молотовым, организует коллективизацию «с фиксированной для каждого села «долей кулаков» (а также их сторонников), а тройка, сформированная из секретаря местной партийной организации, члена городского совета и офицера ГБУ, составляла списки, куда вносила имена этих несчастных. «Кулаки» делились на три категории: одни были уничтожены (около 30 000) или арестованы, а их семьи депортированы; другие были просто депортированы; а последние, считавшиеся «не вражескими», были направлены в различные регионы на стройки. Всего было «раскулачено» миллион хозяйств – около 4% всех существующих хозяйств».

Куртис Стефан, Коммунистический словарь, Яссы, 2008


  • «Ст. 1. Греция, Румыния, Турция и Югославия взаимно гарантируют безопасность всех своих балканских границ.

Ст. 2. Высокие Договаривающиеся Cтороны обязуются советоваться относительно предпринимаемых мер, которые могут навредить интересам, определенным данным договором».

Пакт Балканского Согласия, 9 февраля 1934 года


  • «(…) Правительство СССР признает, что в силу различных обязательств советские войска никогда не перейдут Днестр, без официальной просьбы королевского правительства Румынии, для своих целей. Так и правительство Румынии признает, что румынские войска никогда не перейдут Днестр без официальной просьбы СССР.»

(Румыно-советский договор о взаимопомощи, 21 июля 1936 г., Монтрё )


  • «Почему Чемберлен и Даладье не воспрепятствовали Гитлеру добиться своей цели? Надеялись, что получив часть Чехословакии, он больше не будет претендовать на другие территории. Хотели перенаправить агрессию Германии на Восточную Европу, в сторону СССР… В результате СССР остался один на один перед лицом растущей нацистской опасности. В этой ситуации Советский Союз вынужден был заключить договор о ненападении с Германией… Это предоставило СССР выиграть время для укрепления своей обороноспособности.»

(Цитата Р.Реес, Современный мир, Лондон, Хенеман, 1996 г.)

  • «При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся, уполномоченные представители обеих сторон, в строго конфиденциальном порядке обсудили вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе.

Это обсуждение привело к нижеследующему результату:

1.В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государствах (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР.

2.В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польши, границы сфер интересов Германии и СССР будут приблизительно проходить по линии рек Нарва, Висла и Сана.

3. Касательно юго-востока Европы, с советской стороны подчеркивается интерес Советского Союза к Бессарабии. Германская сторона заявляет о своей полной политической незаинтересованности в этих областях.

4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете»

(Секретный дополнительный протокол, 23 августа, 1939 г.)


  • «В 1918 году Румыния, пользуясь военной слабостью России, отторгла от Советского Союза (России) часть его территории - Бессарабию, и тем самым нарушила вековое единство Бессарабии, населенной главным образом украинцами, с Украинской Советской Республикой. Теперь, когда военная слабость СССР осталась в прошлом, а создавшаяся международная обстановка требует быстрейшего разрешения полученных в наследство проблем, и исходя из необходимости заложить основы прочного мира между государствами, СССР считает необходимым и уместным, в целях восстановления истины, приступить, совместно с Румынией к немедленному возврату Бессарабии Советскому Союзу.Советское правительство считает вопрос о возвращении Бессарабии органически связанным с вопросом передачи Советскому Союзу той части Буковины, население которой в своем громадном большинстве связано с Советской Украиной (...). Такой акт был бы тем более справедливым, что передача северной части Буковины Советскому Союзу - правда, лишь в незначительной степени, – средство возмещения того громадного ущерба, который был нанесен СССР и населению Бессарабии 22-летним господством Румынии в Бессарабии.

Правительство СССР предлагает правительству Королевской Румынии:

1. Возвратить любой ценой Бессарабию Советскому Союзу;

2. Передать Советскому Союзу северную часть Буковины в границах, согласно приложенной карте.

Советское правительство выражает надежду, что румынское правительство примет данные предложения СССР и что это предоставит возможность мирного урегулирования затянувшегося конфликта между СССР и Румынией.



(Ультимативная нота советского правительства румынскому правительству,

26 июня 1940 г.)

  • «Идя навстречу трудовому населению Бессарабии и трудовому населению МАССР по вопросу объединения народов Бессарабии и молдавского населения МАССР и руководствуясь принципом свободного развития всех наций, Верховный Совет Советского Союза постановляет:

1. Образовать Молдавскую Советскую Социалистическую Республику.

2. Включить в состав Молдавской Советской Социалистической Республики город Тирасполь и Григориопольский, Дубоссарский, Каменский, Рыбницкий, Слободзейский и Тираспольский районы Молдавской Автономной ССР, город Кишинев и Бельцкий, Бендерский, Кишиневский, Кагульский, Огреевский и Сорокский уезды Бессарабии.(…)



4. Просить Верховный Совет Украинской ССР и Верховный Совет Молдавской ССР представить на рассмотрение Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик проект установления точной границы между Украинской Советской Социалистической Республикой и Молдавской Советской Социалистической Республикой.»

(Закон СССР об образовании МССР, Москва, 2 августа 1940 г.)

  • «Солдаты, я обещал вам с первых дней правления и национальной борьбы привести вас к победе. Обещал стереть пятно позора со страниц нашей истории и тень унижения с вашего лица и ваших погон.

Сегодня пробил час священной борьбы, праведной борьбы наших предков и церкви, борьбы за очаги и алтари всех румын.

Солдаты, приказываю: перейти Прут. Разбейте врага на Востоке и Севере. Освободите от ига красного большевизма ваших захваченных братьев. Верните в лоно страны родные земли Бессарабии и кодры Буковины, ваши поля и родные края.

Солдаты, вы идете дорогой побед Штефана чел Маре, жертвуете собой ради того, чего добились наши предки в борьбе. Вперед! Гордитесь тем, что века оставили нам честь быть на страже правды и христианской веры. Будьте достойны румынского прошлого».

Приказ армии, подписанный генералом Ионом Антонеску от 22 июня 1941 года


  • «(…) В битве под Москвой Красной Армии впервые за шесть месяцев войны удалось нанести сокрушительное поражение основной группировке гитлеровских войск …

Разгром гитлеровских войск под Москвой имел большое международное значение. Во всех странах антигитлеровской коалиции с большим энтузиазмом восприняли сообщение о выдающейся победе Советской Армии. Все прогрессивное человечество возлагало на эту победу надежды освобождения от фашистского рабства...»

(Из воспоминаний маршала Жукова о сражении под Москвой)

  • «Румыны, в этот самый тяжёлый час нашей истории, в полном взаимопонимании со своим народом, я посчитал, что нет иного пути спасения государства от тотальной катастрофы кроме как наш выход из союза государств Оси и немедленный переход в войне на сторону Объединённых Наций. Румыны, новое правительство приняло условия перемирия, выдвинутые Советским Союзом, Великобританией и США... Румыны, диктатура прекратила своё существование... ».

Прокламация короля Михая к государству, 23 августа 1944 г

  • «… Установление порядка в Европе и переустройство национальной экономической жизни должно быть достигнуто таким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следы фашизма и нацизма, создать демократические институты по их собственному выбору. В соответствии с принципами Атлантической Хартии о праве всех народов избирать форму правления, при которой они будут жить, должно быть обеспечено восстановление суверенных прав и самоуправления для тех народов, которые были лишены этого агрессивными нациями путем насилия (... )».

(Заявление об освобождении Европы, Ялтинская конференция, февраль 1945 г.)


  • «1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;

3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей».

Устав ООН, Сан Франциско, 26 июня 1945 г.


  • «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «железный занавес». За этой линией располагаются, все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы, все эти территории я должен назвать советской сферой влияния»

(Черчилль, март 1946 г.)

  • «По окончании второй мировой войны казалось, что демократия триумфально шагает по миру [...]. С появлением народных демократий в Восточной Европе очень быстро почувствовался откат (государственный переворот в Праге 1948 года) и распространение коммунизма на другие континенты. Марксистско-ленинские режимы провозглашают реальную демократию, так как считается, что она основана на суверенитете однородного народа с социологической точки зрения (с началом коллективизации классовый антагонизм является ведущим) и с идеологической точки зрения (всеобщее убеждение относительно коллективной организации жизни). Однако эти режимы в действительности не допускают свободного волеизъявления народа и осуществления его прав».

Б. Компаньон, Н. Нейерц, А. Тевёнэн, Хронология XX века.


  • «…Ст.1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

(…) Ст.3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

(…) Ст.7. Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту, от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

(…) Ст.15. Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

(…) Ст.18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

(…) Ст.19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.»

(Всеобщая декларация прав человека. 1948 г.)


  • «… 1. Утвердить… списки кулаков, бывших помещиков, крупных торговцев. (…) всего в количестве 11342 семей. (…)

2. Всех кулаков, бывших помещиков и крупных торговцев (…) выселить на вечное поселение в отдаленные области СССР.

3. Разрешить высылаемым взять с собой принадлежащие им лично ценности, деньги, одежду, мелкий сельскохозяйственный, ремесленный и домашний инвентарь и запас продовольствия общим весом до 1500 кг на каждую семью.»



(Выдержка из постановления Совета Министров МССР «О выселении из МССР семей кулаков, бывших помещиков и крупных торговцев». 28 июня 1949 г., Кишинев)


  • „Одна из главных причин этого успеха – осуществление строгого контроля над качеством продукции, использование восточной техники руководства и методов производства. Япония вышла победителем благодаря высокому уровню образованности населения, большому количеству инженеров в области электроники и промышленности по созданию машин, рентабельных малых и гигантских предприятий. Другим фактором стало желание людей трудиться неустанно, сопровождаемое лояльным отношением к компании. Разногласия между рабочими и предпринимателями решались компромиссным путем, с достижением обоюдного уважения.”

(Пауль Кенеди)


  • «Начиная с 1945 года, противники коммунизма были закрыты в лагеря и обязаны были выполнять самые тяжелые ручные работы. Сегодня география восточно-европейского Гулага нам хорошо известна: 19 лагерей и тюрем в Албании, 86 – в Болгарии, 422 – в Чехословакии. В каждой стране цифры арестованных значительны: 187.000 в Болгарии (1944-1962), 200.000 в Чехословакии (1948-1954), от 700 до 860 тыс. в Венгрии (1948-1953). Повсюду жизнь заключенных была ужасающей. В некоторых местах заключения пытки были не только физическими. В Питештах, в Румынии, этот «остров абсолютной ненависти» был адом. В декабре 1949 года и в августе 1952 года охранники призывали заключенных стать «новыми людьми» и заставляли «снять с себя маски»: «внешние» маски, признавшись в том, о чём не доложили органам безопасности; «внутренние» маски, донося на коллег по камере; «интимные» маски, отступившись от семьи, друзей и веры. После того, как они превращались в роботов, из них пытались сделать раскаявшимися. [...]»

Ж.-Ф. Суле, История Восточной Европы от второй мировой войны до наших дней.


  • «Джон Кеннеди умер. В Далласе, штат Техас, президент Соединенных Штатов был убит тремя выстрелами, выпущенными одним или несколькими покушавшимися. (…). Убийство президента Джона Кеннеди представляет собой самое ужасное преступление, совершенное в XX веке. Для всего западного мира Кеннеди был человеком, дающим надежды на лучшее будущее. Причины покушения покрыты мраком мистики. Все же существуют мнения, что было несколько покушавшихся и речь идет о преступлении, совершенном мафией».

Иллюстрированная хроника человечества, том 14. От «холодной» войны к сосуществованию (1961-1973), Бухарест, 2011

  • «Логично, что Соединенные Штаты Америки делают все возможное, для того чтобы помочь миру восстановить нормальное экономическое здоровье, без которого нет ни политической стабильности, ни уверенного мира. Наши действия не направлены против какой-либо страны, какой-либо доктрины, а против голода, бедности, разделения и хаоса. Нашей целью должно быть возрождение здоровой мировой экономики, которая позволит создать политические и социальные условия, свойственные либеральным институтам. Такая помощь не должна предоставляться только разово в рамках вспыхнувшего кризиса (…)

Любое правительство, которое открыто для помощи с этой целью, найдет американских лидеров, открытых к сотрудничеству. Любое правительство, маневрирующее для ущемления положения других стран, не может ожидать помощи с нашей стороны (…)».

Выдержка из плана Маршалла, представленного 5 июня 1947 года.


  • «… После победы консерваторов на выборах в мае 1979 г., это – первая женщина, ставшая главой правительства в Европе. Она пропагандировала неолиберальную политику, которая позволила восстановить экономику, но спровоцировала рост безработицы и социальное недовольство. Правительство под руководством Маргарет Тэтчер отвергло положение, о государстве всеобщего благоденствия и профсоюзом движении и способствует проявлению свободной инициативы человека и прибыли: строгая регламентация правила права на забастовки, снижение налогов с высоких доходов, ограничение социальных расходов и т. д. Получив прозвище «железная леди», она, не испытывая страха перед ирландскими террористами, которые пытались ее убить в Брайтоне (октябрь 1984 г.), не боялась встретиться лицом к лицу с шахтерами, несмотря на забастовки, продолжавшиеся в течение года (1984-1985 гг.).

Дважды возвращалась во главе правительства, после победы консерваторов в 1982 и1987гг., становится очень непопулярной личностью по причине введения нового налогов на душу населения в апреле 1990 г., и в ноябре 1990 г. уходит в отставку.»

(А.Карол, Исторический словарь ХХ века)


  • ,,Известное заявление Мао Цзэдуна о Бессарабии (якобы оккупированной Советским Союзом), издание серии книг на румынском языке…, обострение буржуазной пропаганды способствуют определенным настроениям среди части интеллигенции МССР... Хуже всего, что некоторые из них проявили себя в речах на конгрессе писателей Молдовы, который состоялся 14-15 октября, Некоторые участники конгресса, такие молодые товарищи как Бусуйок, Маларчук, Друца, Осмотеску, в целом, выступили правильно, но некоторые вещи о необходимости развития молдавского языка, усовершенствовании учебников, сохранении памятников культуры и другие, трактовали националистическим образом. В этих целях привели примеры о том, что доминируют книги, написанные только на русском языке... В то же время подчеркивалось существование молдаван румынского происхождения, а в некоторых выступлениях чувствовались прорумынские настроения.

(Из заявления И. Бодюла, первого секретаря КПМ МССР, адресованного властям в Москве, 1965)

  • „С момента, когда сама идея социализма, за которую мы боролись, дискредитирована вашей политикой и наша страна изолирована от Европы, мы решили изменить положение. Хорошо отдаем себе отчет в том, что этим самым рискуем свободой, а может - даже нашими жизнями. Однако считаем своим долгом обратиться к Вам и пока не поздно, изменить настоящий курс. Международное сообщество предъявляет вам претензии из-за несоблюдения Хельсинского Соглашения, которое вы подписали. Румынские граждане предъявляют претензии из-за несоблюдения Конституции, которую вы поклялись соблюдать. Вот факты: (...)

  1. Плановость больше не функционирует в румынской экономике. (...)

  2. Аграрная политика также находится в состоянии застоя. (...)

  3. Сам факт, что немцы, венгры и евреи массово эмигрируют, наглядно доказывает, что нужно отказаться от насильственной политики ассимиляции.

  4. И в заключение, мы глубоко озабочены тем, что международная позиция Румынии и ее престиж идут резко на спад. (...)”

(„Письмо 6-х”, адресованное Н. Чаушеску в марте 1989 года)


  • «…И все-таки, 25 декабря 1991 г., отказавшись от президента СССР несуществующего с тех пор государства, он оставил после себя раздробленную страну, раздираемую конфликтами и неуверенную в своем будущем. Страну, чья раздробленность может стать источником опасности для сохранения мира. Короче говоря, своего рода Чернобыль в мировом масштабе. Разрушенная страна. Крушение СССР предопределило и крах президента.

Отставка М.Горбачева означала одновременно и поражение, и трагедию: поражение государственного деятеля, вынужденного отречься от власти до завершения своей миссии, и трагедия реформатора, вынужденного отказаться от своих проектов еще до того, как они принесли бы определенные результаты. Как ни парадоксально, но уход Горбачева был триумфом. Горбачев сделал все для того, чтобы разрушить ту власть, которую ему доверила коммунистическая номенклатура, устаревшая и упорно отстаивающая идеи другого времени. И у него это получилось. Единая партийная система исчезла, почти без сопротивления, уступив место обществу, ориентированному на демократические принципы. Его отставка является законным и логическим следствием данных преобразований и соответственно самым ярким доводом его политической модели (…)»

(А.Грачев. Крах Горбачева. Настоящая история СССР)


  • «…Парламент Республики Молдова, созданный в результате свободных и демократических выборов, в соответствии с историей нашего народа, нормами морали и международного права, на основе права народов на самоопределение, от имени всего населения Республики Молдова и перед всем миром торжественно Провозглашает:

РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА - СУВЕРЕННОЕ, НЕЗАВИСИМОЕ И ДЕМОКРАТИЧEСКОЕ ГОСУДАРСТВО, МОГУЩЕЕ СВОБОДНО, БЕЗ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ИЗВНЕ РЕШАТЬ СВОЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ В СООТВЕТСТВИИ С ИДЕАЛАМИ И СВЯТЫМИ УСТРЕМЛЕНИЯМИ НАРОДА В ИСТОРИЧЕСКОМ И ЭТНИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ.»

(Выдержка из Декларации независимости Республики Молдова, 27 августа 1991 г.)


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа экзамена по истории румын и всеобщей истории гимназический курс IX класс 2012-2013 учебный год
427kb.
2 стр.
Программа экзамена на степень бакалавра по истории румын и всеобщей истории экзаменационная сессия 2013 года
942.05kb.
6 стр.
Рабочая программа по истории России 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А. 2012 год п. Плоское I
410.23kb.
3 стр.
Рабочая программа по истории Гатауллина Ильдара Тахировича 11 класс 2012 2013 учебный год
552.43kb.
3 стр.
Рабочая программа по истории Гатауллина Ильдара Тахировича 10 класс 2012 2013 учебный год
861.01kb.
5 стр.
Рабочая программа по истории Гатауллина Ильдара Тахировича 7 класс 2012 2013 учебный год
755.19kb.
10 стр.
Рабочая программа по Новой истории 7 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А. 2012 год п. Плоское
291.92kb.
1 стр.
Отчет о работе в проекте
170.83kb.
1 стр.
Ефремовой Ольги Венияминовны 6 класс 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
297.94kb.
1 стр.
Рабочая программа по всеобщей истории история древнего мира 5 класс
328.03kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний по истории по направлениям подготовки 030600. 62 История
620.49kb.
3 стр.
Рабочая программа по музыке 4 класс на 2012 2013 учебный год
139.21kb.
1 стр.