Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3страница 4![]() Авторы-составители: Л.В. Горбань, канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ; В.Б. Литвин, канд. пед. наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ. Рецензенты: Иванищева О.Н., доктор филологических наук, профессор кафедры КиМКТЯиЖ МГГУ; Коренева А.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики МГТУ. В разработке содержания программы приняли участие: С.А. Антошина, канд. филол. наук, доцент кафедры РФ МГГУ; А.В. Бурцева, канд. пед. наук, доцент кафедры РФ МГГУ; Л.Л. Иванова, канд. филол. наук, доцент кафедры РФ МГГУ; М.В. Наумлюк, канд. филол. наук, доцент кафедры РФ МГГУ; О.В. Пожидаева, канд. филол. наук, доцент кафедры РФ МГГУ; О.М. Чупашева, докт. филол. наук, профессор кафедры РФ МГГУ; Н.А. Шевченко, канд. филол. наук, доцент кафедры РФ МГГУ. Программа итоговой государственной аттестации состоит из двух разделов. В первом из них излагается подробное содержание программы государственного экзамена по русскому языку и литературе. Во втором разделе раскрываются требования к содержанию, структуре и оформлению выпускной квалификационной работы. Программа предназначена для студентов-выпускников факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций МГГУ, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 032700.62 Филология.
Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра филологии к выполнению образовательных задач, установленных государственным образовательным стандартом. Программа государственных экзаменов и критерии оценки выпускных квалификационных работ и ответов на государственных экзаменах утверждаются высшим учебным заведением с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов. К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация (бакалавр филологии) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.
Выпускник, получивший степень (квалификацию) бакалавра филологии, должен быть готов к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская в научных и научно-педагогических учреждениях, организациях и подразделениях; педагогическая в системе среднего общего и среднего специального образования; прикладная (например, переводческая, редакторская, экспертная, аналитическая) в учреждениях образования, культуры, управления, средств массовой информации; в области языковой и социокультурной коммуникации, социально-гуманитарной деятельности; проектная деятельность в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, литературных и литературно-художественных музеях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной областях; организационно-управленческая деятельность во всех вышеперечисленных сферах.
ОК-1: владеть культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановки цели и выбору путей ее достижения; ОК-2: владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке; ОК-6:стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства; ОК-7: умение критически оценивать собственные достоинства и недостатки, выбирать пути и средства развития первых и устранения последних; ОК-8: осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности; общепрофессиональными: ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии; ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; ПК-3: свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме; ПК-4: владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации;
ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственно научно-исследовательской деятельности; ПК-6: способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; ПК-7: владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем; ПК-8: владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований;
ПК-12: владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов; ПК-14: владении е навыками перевода различных типов текстов (в основном, научных и публицистических, а также документов); аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений.
Итоговая государственная аттестация бакалавра филологии включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен по русскому языку и литературе. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА Государственный экзамен по направлению подготовки 032700.62 «Филология» предусматривает проверку (итоговый контроль) знаний фундаментально-теоретического и прикладного характера, полученных выпускником за весь период обучения, а также сформировавшихся умений, свидетельствующих о его профессиональной подготовленности. В соответствии с этими целями на государственном экзамене выпускнику предлагается комплексный экзаменационный билет, который включает в себя два вопроса:
Программа итоговой государственной аттестации по русскому языку Язык как знаковая система. Язык как важнейшее средство коммуникации. Система и структура языка. Методы изучения и описания языка. Языковые единицы. Русский язык. Русский национальный язык. Русский литературный язык. Проблема происхождения русского литературного языка. Современный русский литературный язык. Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Стили языка и стили речи. Стилистические средства. Характеристика функциональных стилей. Культура речи. Языковая норма как основной фактор существования литературного языка и объект изучения культуры речи. Изменчивость норм. Основные качества хорошей речи. Причины ошибок, нарушающих эти качества. Культура речи и риторика как речеведческие дисциплины. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Текст как продукт речевой деятельности. Понятие риторического идеала. Риторический канон. Коммуникативные качества речи. Культура устной речи. Публичное выступление. Культура письменной речи. Речевой этикет.
Состав и система гласных фонем современного русского литературного языка. Позиционные чередования гласных. История формирования системы гласных фонем русского языка. Исторические процессы в языке: процесс утраты редуцированных гласных и его последствия в русском языке; третья лабиализация, утрата фонемы «ять». Состав и система согласных фонем современного русского литературного языка. Позиционные чередования согласных. Система согласных фонем в древнерусском языке и её развитие. Появление звуков [г’], [к’], [х’], отвердение шипящих и [ц] в русском языке. Происхождение чередования согласных в русском языке. Основные теории слога, правила слогоделения. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка, варианты норм.
Разделы русской орфографии и их принципы. Орфографическое правило. Русская орфография в историческом аспекте. Реформы русской орфографии. Лексическая и фразеологическая системы русского языка. Основные этапы изучения лексики и фразеологии русского языка. Лексическая парадигматика: гиперонимы, гипонимы, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Слово как основная номинативная единица русского языка. Лексическое значение слова (аспекты, семный состав, типология). Семантическая структура многозначного слова. Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения, употребления и экспрессивно-стилистических свойств, её активного и пассивного запаса. Русская фразеология. Фразеологические единицы русского языка, их основные свойства, проблемы классификации. Фразеологические единицы русского языка с точки зрения их происхождения.
Морфемика и словообразование в русском языке. Связь словообразовательной системы русского языка с лексикой и грамматикой. Основные этапы изучения русского словообразования. Морфемный состав русского языка. Основные свойства непроизводной основы и служебных морфем в русском языке. Способы образования слов в современном русском языке. Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слов современного русского языка (их предмет, задачи, правила и приемы). Изменения в морфемном составе и структуре слова в русском языке. Морфология. Грамматические значения и способы их выражения в русском языке. Грамматическая категория. Грамматическая форма. Проблема классификации частей речи в современном русском языке. Основные этапы изучения морфологии русского языка. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Категория рода, числа, падежа имен существительных в современном русском языке. Склонение имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые существительные в современном русском языке как результат исторического развития. Вариант падежных форм как результат исторического развития системы склонения. Имя прилагательное как часть речи в современном русском языке. Разряды прилагательных, их семантика и словоизменение. Полные и краткие имена прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных. Исторический комментарий грамматических категорий кратких и полных форм имен прилагательных современного русского языка. Имя числительное как часть речи в современном русском языке. Проблема классификации числительных. Формирование имени числительного как части речи в истории русского языка. Местоимение как часть речи, классификация местоимений. Исторический комментарий грамматических форм личных местоимений современного русского языка. Глагол как часть речи в русском языке. Категория вида глагола в современном русском языке. Категории наклонения, времени, лица, залога глагола. Система глагольных времен в современном русском языке. Исторические изменения в категориях и формах глагола. История прошедшего времени глагола. Причастие. Его семантика и грамматические категории. Происхождение причастий на –УЩ-, -АЩ- в русском языке. Деепричастие. Разряды деепричастий. Способы образования деепричастий в современном русском языке. История перехода кратких причастий в деепричастия. Наречие как часть речи. Семантические разряды наречий. Основные способы образования наречий в русском языке. Исторический комментарий орфографии ряда наречий в современном русском языке. Проблема категории состояния как части речи в современном русском языке. Служебные слова в современном русском языке. Модальные слова, их образование, семантика и синтаксические функции. Междометия в современном русском языке. Звукоподражания в современном русском языке. Явление переходности в системе частей речи. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса и средства их построения. Связь синтаксиса с лексикой и морфологией. Современные синтаксические теории. Проблема словосочетания как единицы синтаксиса. Семантика и структура словосочетаний. Классификации словосочетаний. Грамматические связи в словосочетании. Предложение как основная коммуникативная единица. Строение, грамматическое значение и лексическое наполнение предложения. Структурно-семантические признаки предложения. Простое предложение. Члены предложения как структурно-семантические компоненты предложения. Главные члены предложения. Подлежащее: семантика и способы выражения. Сказуемое: семантика, способы выражения, типы сказуемых. Синтаксическая связь подлежащего и сказуемого. Проблема второстепенных членов предложения. Типы второстепенных членов предложения, способы их выражения. Синкретизм членов предложения. Типы односоставных предложений. Нечленимые предложения. Их структурно-семантические разновидности. Полные и неполные предложения в современном русском языке. Структурно-семантические разновидности неполных предложений. Простое осложненное предложение. Типы осложняющих конструкций. Предложения с однородными членами. Понятие об обособлении. Основные функции обособленных членов. Условия обособления. Предложения с уточняющими обособленными членами. Структурные средства уточнения. Предложения с вводными и вставными компонентами. Предложение с обращением. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей. Классификация сложных предложений. Сложносочиненное предложение в современном русском языке. Основные структурно-семантические типы сложносочиненных предложений. Сложноподчиненные предложения в современном русском языке. Проблема классификации сложноподчиненных предложений. Многочленные сложноподчиненные предложения. Основные структурно-семантические типы расчлененных и нерасчлененных предложений в современном русском языке. Проблема бессоюзных сложных предложений. Классификация бессоюзных сложных предложений. Сложное синтаксическое целое как структурно-семантическая единица синтаксиса. Средства связи в сложном синтаксическом целом. Абзац как композиционно-стилистическая единица синтаксиса.
Способы передачи чужой речи в современном русском языке. Вопросы к государственному экзамену по русскому языку
Образец практического задания по русскому языку 2. Языковая норма как основной фактор существования национального языка и объект изучения. В приведенном тексте найдите нарушения норм. Укажите виды норм, исправьте ошибки. В этом тексте автор А. Шорохов описывает то, что наступает время вещизма, далее он приводит примеры. Например, лица которые раньше были напечатаны на денежных банкнотах стали исчезать, а на смену им пришли банкноты украшенные архитектурными памятниками. Далее автор утверждает что начинается глобальный процесс «расчеловечивания». Это он объясняет тем, что люди даже не замечают то что портреты современных людей «пропали» из живописи. Вытеснение человека из живописи начинается вещами, которые приходят на смену людям, такие вещи как: столы, вазы, цветовые пятна и т.д. Автор старается показать, открыть глаза человечеству на то, что даже сами художники стали интересоваться вещами, больше чем людьми. И все это приводит не к тому что люди начинают забывать самих себя, а к тому что, они начинают превращать себя в вещи и не просто вещи, а в товар. Не смотря на это, недавно мы отмечали двухсотлетие со дня рождения нашего национального гения, великого поэта Александра Сергеевича Пушкина значит можно сделать вывод что ещё не всё потерено. С моей точки зрения я полностью согласен с точкой зрения А. Шорохова так как нельзя забывать людей, превращать их в вещи. Мне кажется что вещь ставить на первое место в своей жизни это очень глупо, надо сначала позаботиться о человечестве, о себе, о родных, а потом можно и вернуться к вещам. (Из сочинения)
Найдите в тексте согласные, принадлежащие к разным группам, различающиеся своими признаками. Приведите примеры исторических изменений в области согласных. Вьюги в скалах отзвучали, Воздух светом затопив, Солнце брызнуло лучами На ликующий залив. День пройдет – устанут руки, Но, усталость заслонив, Из души живые звуки В стройный просятся мотив. Свет луны ночами тонок, Берег светел по ночам, Море тихо, как котенок, Все скребется о причал… (Н. Рубцов). 7. Русская фразеология. Проблемы классификации фразеологизмов русского языка. Найдите в данных отрывках фразеологизмы, объясните их значение, определите тип.
А.П. Чехов. Записные книжки. 9. Морфемный состав русского слова. Способы образования слов в современном русском языке. Приведите из текста примеры слов, образованных разными способами. Различия в морфемном составе также проиллюстрируйте словами из текста. Вечер встречи выпускников проходил в нашей школе в шестой раз. И каждый раз школа словно преображалась: возле учительской, где обычно бывают лишь учителя с усталыми лицами, мечтающие часто просто помолчать лишнюю минуту и отдохнуть от «проблемного» Тюлькина или Савкина, стояли те же учителя – но и не те же. На их лицах были написаны удивление и радость, а иногда и полное недоумение: Тюлькины или Савкины прошлых выпусков зачастую приходили из взрослой жизни солидными, благополучными и даже преуспевающими. И тогда завуч, всплеснув руками, говорила о путях господних, которые неисповедимы… (Г. Семенов) 11. Морфологические категории имени прилагательного в синхронии и диахронии. В тексте найдите прилагательные разных лексико-грамматических разрядов, определите их грамматические признаки. Прокомментируйте употребление устаревших форм прилагательных. Горек запах черной гари, Звонкий мрамор белых лестниц Осень рощи подожгла. Протянулся в райский сад; Собирает странник тварей, Словно космища кудесниц, Кормит просом с подола. Звезды в яблонях висят. «Ой, прощайте, белы птахи, На престоле светит зорче Прячьтесь, звери, в терему. В алых ризах кроткий Спас; Темный бор, - щекочут свахи, - «Миколае-чудотворце, Сватай девицу-зиму». Помолись за нас». «Всем есть место, всем есть логов, Открывай, земля, им грудь! Я – слуга давнишний богов – В божий терем правлю путь». С.Есенин Список рекомендуемой литературы Основная
Дополнительная
Толковые и аспектные словари русского языка. Смотрите также: В. Б. Литвин, канд пед наук, доцент кафедры русской филологии мггу
613.8kb.
4 стр.
Плавание теория методика практика
1203.66kb.
5 стр.
Агентство по образованию
4290.75kb.
20 стр.
Балтийская педагогическая академия
1851.61kb.
12 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Человек и мир в киноискусстве» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература»
173.26kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Человек и мир в киноискусстве» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература»
179.43kb.
1 стр.
Е. А. Лобанова зав кафедрой дошкольной педагогики и психологии
2578.04kb.
40 стр.
Е. А. Лобанова зав кафедрой дошкольной педагогики и психологии
1285.44kb.
18 стр.
А. К. Каирбаева-канд пед наук, доцент пгу им. С. Торайгырова
607.88kb.
4 стр.
Страноведение направление подготовки: 032700. 68 Филология
163.33kb.
1 стр.
Матлина С. Г., ведущий научный ниоб ргб, канд пед наук, доцент
84.58kb.
1 стр.
Голубев Е. А., канд философ наук., доцент кафедры социологии и политологии всгту 132.66kb.
1 стр.
|