Главная
страница 1
Cтенограмма выступления Э. Маскина на заседании круглого стола «Модернизация экономики и общество» 3 апреля 2007 г.(перевод с англ.)
Добрый день, для меня огромное удовольствие быть здесь.

Данная конференция посвящена, в основном, рассмотрению проблем будущего развития. Но для того чтобы понимать будущее, надо иногда оглядываться в прошлое. И поэтому, в течение нескольких следующих минут я хочу поговорить о том, как и какие организационные формы влияли на советскую и китайскую экономики.

Это серьезный вопрос, имеющий большое значение для будущего. Следующий вопрос - почему экономика Советского Союза не была успешной, в то время как китайская экономика, тоже плановая, процветала. Конечно, это сложный вопрос, на который можно дать много разных ответов

Я хотел бы предложить свой ответ сегодня. А именно, организационные формы этих экономик и отвечали за те различия в экономической производительности и успешности, которую мы наблюдали, т.е. эти экономики были по-разному организованы, предусматривались иные стимулы для основных участников этих экономик.

Для того, чтобы продемонстрировать контрастность этих форм, я хотел бы поговорить о теории организации. В этой теории рассматриваются две особенно значимые организационные формы, о них больше всего говорят теоретики. Это унитарная форма, или У-форма, и М-форма - многосекторная форма. Это термины из экономической истории предложил американский экономист Альфер Чендлер для описания различных структур крупных корпораций, но я хотел бы предположить, что эти термины можно с успехом применять для понимания экономики Советского Союза и Китая.

Итак, что же это за форма У, форма или У-модель? В США автомобильная компания Форда была классическим примером такой корпорации, организованной по У-форме. По крайней мере, до Второй мировой войны она была организована как функционально различаемые специализированные отделы: производственный отдел, отделы продаж, закупок и т.д. И каждый из этих отделов выполнял свои задачи, которые дополняли одна другую, но были совершенно разными. Эти задачи были специфичны для производства автомобилей, но в то же самое время каждый отдел выполнял именно свою задачу, отличную от других.

В отличие от этого Дженерал Моторс, еще одна крупная автомобильная компания США, является ярким примером так называемой М-формы, поскольку Дженерал Моторс разделена на различные подразделения, представлявшие собой как бы небольшие автомобильные компании, т.е. Шевроле, Понтиак, Олдсмобил и др., нацеленные на производство различных марок автомобилей. И каждое подразделение было более или менее самодостаточным в организационном плане. Это была собственно небольшая компания.

Форд был лидером автомобильного производства США. Когда Дженерал Моторс организовался подобным образом, компания быстро стала обгонять Форд, и можно спросить почему? Ответ состоит в том, что деление Дженерал Моторс на самодостаточные компании означало, что глава Шевроле мог получать вознаграждение не только в зависимости от того, как хорошо работала его собственная компания, но и как работали другие подразделения. Т.е. если другие подразделения показывали хорошие результаты, которые говорили о том, что экономические условия благоприятны для производства автомобилей, и если у Шевроле показатели были невысокими, то, соответственно, это подразделение подвергалось бы штрафу. Но если другие подразделения показывали бы не очень хорошие результаты, то и его бы не наказывали за недостатки в его работе.

Другими словами, менеджеры Шевроле вознаграждались с учетом показателей других подразделений, и вознаграждение могло таким образом зависеть от показателей Шевроле с учетом факторов общих для всех подразделений. Таким образом, создавалась некая конкуренция между подразделениями на основе этой системы вознаграждений.

А почему Форд не мог сделать то же самое? Форд тоже был разделен, но разделен по различным функциям, производство, продажа, реклама, и было бы очень трудно поставить зависимость вознаграждения главы производственного подразделения от работы подразделения по продажам или рекламы, потому что они слишком сильно отличались по роду своей деятельности.

Как это относится к Советскому Союзу и Китаю? Советский Союз был по сути гигантской компанией, организованной в У-форме, т.е. экономика была организована по министерствам, а министерств было примерно 60, а в какой – то момент даже 68, и каждое из этих министерств занималось различными аспектами экономики - сталелитейной промышленностью, горнодобывающей, и т.д. В отличие от этого, китайская экономика была во многом организована по М-форме. Там существовало 27 более или менее независимых провинций, и каждая из них имела собственную миниэкономику, которая охватывала все ее аспекты. Т.е. аналогично тому, как Дженерал Моторс могла вознаграждать директора Шевроле с учетом показателей других подразделений, китайское правительство могло судить о показателях руководителей какой-нибудь провинции, скажем, провинции Хувей, в зависимости от показателей других провинций. И есть интересные свидетельства того, что это так и было.

Но сделать тоже самое в советской экономике, скажем сделать вознаграждение министра горнодобывающей промышленности как–то увязанным с вознаграждением министра сельского хозяйства или сталелитейной промышленности, было сложно. Это даже и не пытались это сделать, но если бы и пытались, то, вероятно, вряд ли это имело какой-то бы смысл, потому что сталелитейная отрасль и сельское хозяйство, например, слишком различны между собой, и нет никакой информации по сельскому хозяйству, которая могла бы, скажем, помочь определить сумму вознаграждения министра сталелитейной промышленности.

Из этого я делаю вывод, что крупным недостатком советской экономики было то, что в связи с министерской системой не было возможности создания даже неявной конкуренции в рамках системы, тогда как, хотя китайская экономика также была плановой, не рыночной, не капиталистической экономикой, тем не менее, было возможно создать некую конкуренцию между различными провинциями. Советские министерства друг от друга слишком различались, чтобы конкуренция, даже неявная, могла бы быть между ними создана.

Но это очень краткая, и можно даже сказать, слишком смелая степень обобщения для столь короткого доклада, но я думаю, что такой взгляд на две экономики с точки зрения их организации заслуживает дальнейшего исследования и рассмотрения. Это является одним из проектов, которым я занимаюсь в сотрудничестве с рядом российских и китайских экономистов.



На этом я остановлюсь. Большое спасибо.


Смотрите также:
Cтенограмма выступления Э. Маскина на заседании круглого стола «Модернизация экономики и общество» 3 апреля 2007 г
41.38kb.
1 стр.
Проект резолюция по итогам заседания Круглого стола " Хабаровский край – территория гражданского мира "
41.44kb.
1 стр.
Всероссийская конференция транспортников Рекомендации круглого стола
26.45kb.
1 стр.
Тезисы для конференции „ Модернизация экономики и общественное развитие Москва, 4-5 апреля 2007 г
25.24kb.
1 стр.
Заседание «круглого стола»
170.47kb.
1 стр.
Заседание Круглого стола «Россия и Укр аина: проблемы взаимодействия в гуманитарной сфере»
26.02kb.
1 стр.
Программа международная научно-практическая конференция " международные отношения на севере европы: традиции и современность"
120.77kb.
1 стр.
Резолюция круглого стола «Вопросы казачьего кадетского образования и участия в этом процессе зарубежных казачьих организаций и потомков казаков»
38.1kb.
1 стр.
Урока: «Where is my pet?»
84.83kb.
1 стр.
Выводы и рекомендации
106.91kb.
1 стр.
На заседании Международного круглого стола в бма. Рига. 07. 12. 2011
151.17kb.
1 стр.
Программа заседания «круглого стола» «А. П. Бутенко и его теоретическое и идейное наследие»
27.63kb.
1 стр.