Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»

г. Оленегорска Мурманской области

Внеклассное мероприятие по химии

«Звездный час»

(игра)


Подготовил учитель

биологии и химии

Титова Жанна Викторовна

Оленегорск 2012
Цели: способствовать формированию интереса к химии, разви­вать творческие способности учащихся, создавать условия для са­мовыражения.

Оформление зала и сцены: над сценой гирлянды разноцветных шаров, плакат с названием «Звездный час», на стенах зала - сереб­ристые и желтые звезды.

Ход игры

Игра проводится среди учеников 9-х классов. Выбирается 6 игроков. В жюри - 5 человек. Зрители делятся на 6 групп под­держки. В перерывах между конкурсами - задания для групп под­держки. «Звездный час» ведут юноша и девушка (учащиеся 11-х классов).



I тур. Угадайте металл

У каждого участника таблички с символами алюминия, золота, свинца, железа, вольфрама, кальция, меди. Ведущие задают вопро­сы. После вопроса участники поднимают табличку с символом эле­мента. Жюри фиксирует правильные ответы.



Ведущие:

Ему не страшно окисленье,

Пластичностью не превзойден,

В кислоте без растворенья

Может содержаться он.

Чтобы легче догадаться,

Подскажу я вам, что он

Может только растворяться

В «царской водке» целиком.

(Золото)

В тринадцатой квартире Живу,

известный в мире

Как проводник прекрасный,

Пластичен, серебрист.

Я мягкий, легкий, ковкий,

Сверкаю в упаковке,

Обернуты конфеты

блестящею фольгой,

Для плиток шоколада

Меня немало надо,

А раньше был я очень дорогой.

(Алюминий)

Какой тугоплавкий металл входит в состав брони современных кораблей и танков? Он пластичен: из куска этого металла массой 200 г можно вытянуть проволоку длиной в 80 км. (Вольфрам)

О каком элементе идет речь: «Трудно по всей таблице Менде­леева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества». (Железо)

Этот металл был известен человеку еще за 3-4 тыс. лет до н. э. Одно из «семи чудес света» - висячие сады Семирамиды - ороша­лись водой через сложную систему колодцев, трубопроводов, сде­ланных из этого металла. Этот металл используется для получения типографских сплавов, сплавов для изготовления пуль и дроби. (Свинец)



Задание 1 (группам поддержки)

Придумайте слова, имеющие отношение к химии, начинающие­ся на букву...

1 группа - о 3 группа - р 5 группа - к

2 группа- а 4 группа- н 6 группа -в

Образец:

Слова на букву «д» - доломит, дюралюминий, диссоциация, дисахариды, держатель и т. д.

Пока участники игры отвечают на вопросы первого конкурса, группа поддержки каждого участника придумывает слова.

Ведущий: Какие же слова составила каждая группа поддержки? Каждое придуманное слово принесет участнику игры дополнитель­ные очки.

Члены группы поддержки называют слова. Жюри ведет учет на­бранным очкам. Участник, набравший меньше всех очков в I туре, выбывает из игры.



Задание 2 (группам поддержки)

Члены группы поддержки получают карточки с заданиями (ша­рады, метаграммы, логогрифы).

Я - газ, простое вещество,

Двузначен номер мой.

Слог первый - это божество,

Река - вот слог второй.



(Радон)

Первый мой слог означает крушение,

Крохотен слог мой второй.

Рождаюсь я только в зеленых растениях.

Отгадайте-ка, кто я такой?

(Крахмал)
Я - металл, меня ты знаешь,

Мощь огромная во мне.

Но если «б» ко мне подставишь,

То землю скрою в темной мгле.



(Уран - буран)

Корабли меня обходят,

Знает лоцман наизусть.

Если Л на Д заменят,

То в металл я превращусь.

(Мель - медь)

В свободном виде он всех убивает.

Если соединить, то в еду добавляют.

Но ежели в слове мы «л» зачеркнем,

То дружно со всеми песню споем.

(Хлор - хор)

Нота плюс женское имя,

А целое будет...

(Резина)

II тур

Ведущий: Перед вами карточки с именами ученых: Дмитрий Иванович Менделеев, Михаил Васильевич Ломоносов, Сергей Ва­сильевич Лебедев, Антуан Лавуазье, Владимир Иванович Вернад­ский, Александр Порфирьевич Бородин. Отвечая на наши вопросы, игроки поднимают соответствующие карточки.

Кому из ученых принадлежат слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»? (М.В. Ломоносов)

Этого ученого называли Ломоносовым XX века, Он писал: «Круговорот химических элементов невозможен был бы без живых организмов». Как фамилия этого ученого?

(В.И. Вернадский)

Какому ученому принадлежат слова: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройку и развитие обещает»? (Д.И. Менделеев)

Врач и химик, поэт, музыкант и композитор, написавший оперу «Князь Игорь». Найдите среди портретов изображение этого чело­века. (А.П. Бородин)

Этот ученый выяснил роль кислорода в процессах горения окис­ления, дыхания. Во время Великой французской революции по суду революционного трибунала был гильотирован. О каком ученом идет речь? (А.Лавуазье)



Ведущий: Сумели ли вы разгадать загадки, которые вам зага­дали?

Задание 3 (группам поддержки)

Назовите вещества, формулы которых приведены на карточке. Какие из этих веществ применяются в быту?

1 группа: NaCI, NaНСОз, С02, НС1, SiO2, Fе(ОН)3, А1.

2 группа: Н20, Fе, 02, Н2S04, КС1, NaОН, Na(NO3)2.

3 группа: Са(ОН)2, NH4ОН, S, ВаС12, Ка2С03, Sn, К2S04.

4 группа: А1(ОН)3,NН3, MgS04, Ne, NaС1, ZnО, А1.

Группы поддержки сдают ответы жюри. Жюри учитывает отве­ты и выставляет баллы. Участник, набравший меньшее количество баллов, выбывает из игры. Остается 4 участника

III тур.

Угадайте газ

Ведущий: Перед вами на карточках названия различных газов: аргон, хлор, фтор, азот, углекислый газ, сероводород. О каких газах пойдет сейчас речь? Поднимайте карточки.

22 апреля 1915 г. мир узнал о новом виде оружия - химическом. Вблизи г. Ипр немцы предприняли газовую атаку в направлении окопов, занимаемых французскими и английскими войсками. Было выпущено 180 т этого газа. Армия Антанты за несколько минут по­теряла 5 000 солдат. О каком газе идет речь? (Хлор)


Нельзя рассчитывать уловить этот газ химическими средствами, как нельзя поймать на крючок рыбу, не идущую ни на какую при­манку. Остается, следовательно, вычерпать пруд, в котором рыба плавает, т. е. последовательно изъять из воздуха подходящими по­глотителями одну за другой все известные составные части воздуха. Какой же газ так извлекают? (Аргон)

Жил был кислород. И был он таким сильным, что с кем ни встретится, сразу окисляет. Назвали кислород окислителем. Ходит кислород по таблице Менделеева и со всеми в реакции вступает. Стал он хвастливым, заносчивым, решил, что нет в химическом ми­ре никого сильнее его. Да ошибся. Есть, оказывается, в таблице элемент посильнее его. Что это за вещество? (Фтор)


Какой газ в переводе с латинского языка означает «безжизнен­ный»? Содержание этого газа в воздухе составляет 78%. (Азот)
Этот газ встречается в вулканических газах, растворен в водах минеральных источников, имеет неприятный запах тухлых яиц. (Сероводород)

Газ, о котором идет речь, бесцветен, в 1,5 раза тяжелее воздуха, растворяется в воде. Его можно превратить в сухой лед. Он исполь­зуется в огнетушителях. (Углекислый газ)

После III тура из игры выбывают 2 учащихся, набравших мень­шее число баллов.
Задание 4 (группам поддержки)

Название какого химического элемента входило в состав назва­ния сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (Бор - забор)

Какой химический элемент состоит из названий двух живот­ных? (Мышьяк)

В состав каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов.(Хром, бром)

Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (Платина)

Бел, как снег, В чести у всех, В рот попал И там пропал. (Сахар)

Белый зайчик прыгает по черному полю. (Мел)

Название какого химического элемента происходит от названия страны, занимающей II место по численности населения в мире? (Индий)

В состав названия какого металла входит дерево? (Никель)

IV тур.

Занимательная химия

Ведущий: Знаете ли вы названия химических элементов? Финалисты записывают на листах бумаги названия химических элементов. Через 3 минуты учащиеся зачитывают названия элемен­тов. Побеждает тот, у кого больше записано названий.

Задание 5 (группам поддержки)

Этот элемент алхимики обозначили тонким серпиком Луны и называли лунным металлом. Это металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей. Этот металл убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода никогда не теряет свежести, даже при длительном стоянии, и ее на­зывают «святой» водой». Что это за металл? (Серебро.)

Хрупкое вещество желтого цвета, легко плавится. Страницы ки­тайских рукописей впервые известили о приготовлении пороха, в его состав входит этот элемент. О каком элементе идет речь? (Сера.)

Назовите города бывшего Советского Союза, носящие название металлов.



(Никель - город в Мурманской области, Марганец - город в Днепропетровской области.)

Какие химические элементы связаны с названиями животных? (Мышьяк, актиний.)

Какие известные вам 2 газа неядовитые, однако, в них гибнут

животные? (Углекислый газ, азот)

Названия каких элементов связаны с астрономией?

(Гелий - Солнце, селен - Луна, теллур Земля, Уран - Уран, Нептуний- Нептун, Плутоний- Плутон, Палладий- астероид Паллада.)
После игры со зрителями дается задание командам: 1-й ко­манде - назвать элементы, которые начинаются на букву «а»; 2-й команде - назвать элементы, которые начинаются на букву «к».

Подведение итогов. Награждение победителя.



Используемая литература:

  1. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна “Химия – 8” - Москва: “Блик и Ко”, 2000 г. – с. 224.

  2. Курганский С.М. Интеллектуальные игры по химии. М.: 5 за знания, 2006. – 208 с. – (Методическая библиотека).

  3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии. – М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. (Методическая библиотека).


Смотрите также:
Внеклассное мероприятие по химии «Звездный час» (игра)
80.23kb.
1 стр.
«Звездный час» геометрии в 7 классе Внеклассное мероприятие
52.88kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по физике: «Физика и преступления»
77.53kb.
1 стр.
Классный час. Игра «Звездный час»
41.67kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие "Своя игра" Цели мероприятия: популяризация государственных символов РФ
43.81kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по истории интеллектуальная игра для 6-7-х классов
108.85kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 -10-х классов, разработчик Киенко Н. П., учитель химии и биологии
95.68kb.
1 стр.
«Звездный час» по сказкам А. С. Пушкина
56.06kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по химии для 8-9классов «Путешествие в мир металлов»
60.49kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по химии для учащихся 8 классов «Посвящение в химики»
49.56kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по химии Брейн-ринг по химии между командами 8, 9 и 10 классов
59.48kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие «Крестики нолики»
126.97kb.
1 стр.