Главная
страница 1страница 2страница 3
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
по курсу «Юридическая психология»
для студентов дневного факультета

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ И
СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ - 4 часа

1. Предмет, структура, методы общей и юридической психологии. Общее понятие о психике. Классификация психических явлений.

2. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции.


  1. Сознание, психика человека как высший этап развития психики.

  2. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление). Общее понятие. Классификация. Общие закономерности. Использование знаний о закономерностях познавательных процессов в следственной практике.

  3. Понятие о личности и ее свойствах. Структура психических свойств личности. Темперамент. Направленность. Способности. Характер. Общение и речевая деятельность личности. Психическое воздействие в межперсональном общении.

6. Психология поведения личности в социальной группе.
Литература

Еникеев ММ. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии. - М.: «Норма», 2006.

Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М., 2006.

Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - М., 1989.
Тема 2. ПСИХОЛОГИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И СЛЕДСТВЕНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЯ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЫСКА И ВЫЕМКИ. ПСИХОЛОГИЯ ДОПРОСА - 4 часа

I. Психология следователя.

  1. Профессионально-психологические аспекты особенности личности следователя.

2. Познавательно-удостоверительная деятельность следователя.

  1. Познавательно-поисковая деятельность следователя в информационно дефицитных исходных ситуациях (вероятностоно-информационное моделирование, дедуктивное мышление, эвристические способы познания, следственная диагностика).

  2. Психология взаимодействия следователя с участниками уголовного процесса и адвокатом.


II. Психология осмотра места происшествия.

1. Психология формирования информационной системы при осмотре места происшествия.

2. Психологические особенности следственного наблюдения.

3. Психологические аспекты разоблачения инсценировок как способов сокрытия совершенного преступления.



  1. Психологические аспекты осмотра трупа.

  2. Психологические аспекты освидетельствования.


III. Психология обыска и выемки.

  1. Психологические особенности обыскиваемого. Психология сокрытия.

  2. Психологическая характеристика поиска на обзорной и детальной стадии обыска.


IV. Психология допроса.

1. Психология допроса свидетелей и потерпевших:

а) стадии формирования показаний, факторы, влияющие на полноту и достоверность показаний;

б) проблема наводящих вопросов;

в) учет психологических особенностей несовершеннолетних свидетелей и потерпевших при допросе.

2. Психология допроса подозреваемого и обвиняемого:

а) психологический контакт, мотивация показаний;

б) диагностика лжи и меры по ее предотвращению;

в) критерии и приемы правомерного психологического воздействия на лиц, противодействующих установлению истины.


  1. Психологические особенности допроса подсудимого.

  2. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве (предмет и поводы назначения).


Литература

Ениеев М.И Юридическая психология. Учебник. - М.: Норма, 2006.

Еникеев М.И. Юридическая психология. Практикум. - М., 2001.

Еникеев М.И. Психология следственных действий. - М.: Проспект, 2006.

Ратинов А.В. Судебная психология для следователей. - М., 1968, 2001.

Столяренко A.M. Психологические приемы в юридической деятельности. - М., 2000.
Тема 3. ПСИХОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В ГРАЖДАНСКОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ - 2 часа

1. Психология участников гражданского процесса.



  1. Психология межличностного взаимодействия в гражданском судопроизводстве.

  2. Психологические аспекты деятельности адвоката и прокурора в гражданском процессе.

  3. Психология познания судом обстоятельств дела и принятия судебных решений.

  4. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве.


Литература

Еникеев М.И. Юридическая психология с основами общей и социальной психологии. - М.: Норма, 2006.

Коченов Н.М. Введение в судебно-психологическую экспер­тизу. - М., 1980.

Резниченко И.М. Психологические аспекты искового про­изводства. - Владивосток, 1989.

Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в граж­данском судопроизводстве // Юридическая психология. 2006. № 2.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
по курсу «Юридическая психология»
для студентов заочного факультета

Тема 1. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ - 2 часа
(для вечернего факультета - 4 часа)

1. Предмет и структура общей и юридической психологии. Общее понятие о психике. Сознание, психика человека как высшей этап развития психики.

2. Классификация психических явлений.


  1. Общая характеристика психических процессов - познавательных, эмоциональных и волевых.

  2. Понятие о личности и ее свойствах. Направленность личности (потребности, интересы, установки, жизненная позиция, мировоззрение и нравственные убеждения). Темперамент. Способности. Характер.

4. Психология поведения личности в социальной среде (социальная психология).
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ, КРИМИНАЛЬНОЙ И СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГИИ - 2 часа

  1. Основные проблемы правовой и криминальной психологии.

  2. Психология предварительного следствия.

  1. Психология следователя и других участников уголовного процесса.

  2. Психологические основы следственно-поисковой деятельности и отдельных следственных действий.

  3. Проблема психологического контакта и правомерности психического воздействия в уголовном судопроизводстве.

  4. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.


III. Психология судебного разбирательства.

  1. Психологическая характеристика участников судебного процесса.

  2. Психология судебного следствия и судебных прений.

  3. Деятельность прокурора и защитника. Психология принятия судебных решений.


IV. Психологические аспекты гражданского судопроизводства. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Литература

Еникеев М.И. Юридическая психология. - М., 2006.

Еникеев М.И. Психология следственных действий. - М.: Проспект, 2006.

Столяренко А.М. Психологические приемы в юридической деятельности. - М., 2000.

При подготовке к семинарским занятиям и к экзамену студен­ты должны ответить на вопросы прилагаемых ниже заданий.


ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Задача 1

Потерпевшая А. показала следующее: когда она возвращалась из командировки поздно вечером 26 декабря, на нее было совершено разбойное нападение неизвестными лицами, отобравшими в числе вещей, бывших при ней, и ценную посылку, переданную для ее сослуживца. Место нападения, указанное потерпевшей, было плохо освещено, но она уверенно описала приметы грабителей: один из них - блондин, одетый в коричневое пальто с повязанным вокруг шеи красным шарфом с зелеными полосками; другой - шатен, облаченный в темно-фиолетовое пальто и малинового цвета свитер.

Следователь усомнился в достоверности показаний потерпевшей.

Какими знаниями об особенностях зрительных ощущений руководствовался следователь при оценке показаний потерпевшей А.?
Задача 2

Расследуя уголовное дело о хищении государственного имущества, следователь столкнулся с необходимостью разрешения вопроса о том, кем выполнен машинописный текст документа.



Какие психофизиологические закономерности лежат в основе этой рекомендации?
Задача 3

Известна криминалистическая рекомендация о том, чтобы следователь ускорял темп читки текста лицу, у которого отбираются экспериментальные образцы почерка под диктовку, при наличии у следователя подозрения, что пишущий пытается исказить свой почерк.

Какие психологические закономерности лежат в основе этой рекомендации?

В решении задачи должны содержаться ответы на следующие вопросы:



Что понимается под почерком?

Что такое навык и привычка?

Каковы основные принципы и законы высшей нервной деятельности?

Какая закономерность работы головного мозга лежит в основе формирования навыка?
Задача 4

Назовите конфликтные эмоциональные состояния.

Охарактеризуйте физиологический аффект. Дайте сопоставительный анализ признаков физиологического и патологического аффектов, назовите отличия аффекта от стресса.

Укажите, какую группу поводов возникновения сильного душевного волнения закон выделяет в качестве квалифицирующего признака состава преступления.
Выступает ли в предложенной для разбора ситуации физиологический аффект как юридическая категория? (Ответ обосновать, проведя анализ приведенной ситуации.)

Вечером 11 сентября Е. с женой находился в гостях у знакомых. После употребления спиртных напитков жена почувствовала себя плохо и осталась ночевать, а Е. с ребенком ушел домой. В пятом часу утра 12 сентября Е. Возвращалась домой одна. На улице ее неожиданно настиг незнакомый мужчина, сбил с ног и изнасиловал. Придя домой, Е. рассказала об этом мужу. Е. ушел на работу, где с целью мести насильнику отточил круглый напильник. Около 17 часов он вернулся с работы и принес с собой напильник. В разговоре с женой он заявил, что насильник не имеет права жить и что он убьет его. В 18 часов Е. во дворе своего дома увидел трех парней, которые кого-то искали. Внешность незнакомцев вызвала у него подозрение. Е. забежал в свою квартиру, взял напильник, попросил жену, чтобы она вышла с ним и посмотрела, нет ли среди них насильника. Е. в одном из них узнала мужчину, напавшего на нее (это был, как установлено при расследовании, О.). С целью убийства Е. обогнал этих мужчин, двинулся им навстречу и ударил обидчика жены. О. пытался убежать, однако Е. догнал его и стал наносить удары напильником. От полученных ранений О. умер. Е. утверждал, что убил О. в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вызванного сообщением о насилии, совершенном над его женой.


Задача 5

Обыск производился с участием Ф.Э. Дзержинского. Искомые документы обнаружить не удалось. Тогда по распоряжению Дзержинского обыскиваемого вывели из комнаты, где производился обыск, а всю мебель в ней переставили. Затем обыскиваемого ввели в комнату и принялись за ним наблюдать. Беспокойный взгляд обыскиваемого скользил по переставленной обстановке комнаты и наконец остановился на одном из шкафов. В нем и оказались спрятанные документы.



В чем выразилась непроизвольная реакция обыскиваемого?

Какие приемы вызывают непроизвольные реакции у обыскиваемого?

Сформулируйте правила наблюдения за обыскиваемым. Чем отличаются волевые действия от непроизвольных реакций?
Задача 6

Что понимается под темпераментом? Что составляет природную основу темперамента?

Назовите и охарактеризуйте основные типы темперамента.

На основании приведенных далее характеристик определите тип темперамента школьника.

Определите тактические особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля (соответственно по п. А, Б, В, Г).

A. Виктор Г., 3-й класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с равнодушным лицом, руки не поднимает, но на вопрос учителя всегда отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему он не поднял руку, отделывается односложным ответом: «Да так...». Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится безразлично. Незлобив, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Усваивает материал не сразу. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив.

Б. Борис Р., 3-й класс. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. Крайне подвижен. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» куда угодно. Руки не нахо­дят покоя. Быстро и часто крутит головой во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но из-за торопливости дает сбивчивые ответы. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу, и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее, и на дурное (на последнее реже, так как с ним ведется педагогическая работа). Когда рассердится, еще не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятерочка». Может сбегать по любому поручению, но по дороге часто его забывает, так как от нетерпения и желания скорее его выполнить не успевает дослушать до конца.

B. Саша Д., 2-й класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия. Плачет по каждому пустяку. Однажды заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебник. Крайне обидчив. Долго помнит обиды и смотрит в окно вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев справится с ним не хуже других.

Г. Лена В., 2-й класс. Очень подвижна, на уроках ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение - веселое и бодрое. На вопрос «Как дела?» обычно с улыбкой отвечает: «Очень хорошо!», хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки не блестящи. Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так... случайно...». Иногда огорчается, даже плачет, но не надолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет отличную работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

Как учитываются особенности темперамента и характе­ра при допросе взрослых и несовершеннолетних?
Задача 7

При обыске в спальне у спекулянтки С. было обнаружено много ценностей. С. сильно нервничала, но при обыске в столовой заметно успокоилась.

Разбираясь в причинах перемены настроения С, члены оперативной группы решили повторить обыск в спальне. Вторичный осмотр вначале не дал результатов. Но когда еще раз была обследована внутренность платяного шкафа, внимание следователя привлекла массивная задняя стенка. Несмотря на возражения

С, обшивка шкафа была снята и под ней оказалась полость, где хранились изделия из драгоценных металлов и камней.

Во время оформления протокола один из участников обыс­ка вспомнил, что при завершении обыска в спальне С. часто поглядывала в угол комнаты и даже всплакнула. Было замечено, что С. старалась постоянно находиться около тех мест, где впоследствии обнаружили наиболее ценные вещи. Поэтому было решено повторно обследовать и этот угол. В стене оказалась незначительная неровность. После удаления нескольких кирпичей обнаружили узелок с большим количеством золотых изделий и монет.

В чем выразились непроизвольные реакции обыскиваемой? Каково их значение в тактике расследования?

Какие существуют приемы, вызывающие непроизвольные реакции у обыскиваемого? Сформулируйте правила наблюдения за обыскиваемым.
Задача 8

В совершении преступления подозревались два брата - Николай и Петр, достаточными доказательствами вины которых, следствие не располагало. Николай на допросах уверял следователя, что они с Петром невиновны. Следователь предложил ему сказать брату на очной ставке: «Петя, я сказал всю правду, говори и ты правду». Николай согласился. В результате Петр признался в том, что они с братом совершили преступление.



Задание.

Допустимо ли применение следователем указанного приема психического воздействия на подозреваемого?
Задача 9

При осмотре сгоревшего здания швейного ателье следователь констатировал, что наибольшему разрушению подверглись помещения, расположенные в разных его концах: примерочная, закройная и приемная. Участки, находящиеся между ними, пострадали значительно меньше. Было также установлено, что в полусгоревшем шкафу в приемной почти нет пепла от находившихся там документов.

В закройном отделении обнаружили выгорание пола по концентрическим окружностям. На месте пожара не обнаружили посуды, в которой преступник мог хранить горючую жидкость. Следователь осмотрел мусорные урны во дворе ателье и обнаружил бутылку, пахнущую керосином, со следами пальцев рук. Оказалось, что эти следы оставлены руками заведующего ателье, который впоследствии и был изобличен в хищениях и поджоге.

Задание.

Дайте психологическую характеристику осмотра места происшествия как познавательной и удостоверительной деятельности следователя.

Проанализируйте решение следователем мыслительных задач при производстве осмотра места происшествия (по вышеизложенной ситуации), выделив: 1) восприятие и анализ ключевых знаков места происшествия; 2) анализ взаимосвязи обнаруженных следов, установление причинного отношения обнаруженного к событию происшествия; 3) создание информациошювероятностной модели расследуемого события.
Задача 10

При осмотре места происшествия в различных ситуациях проведения указанного следственного действия были выявлены следующие негативные обстоятельства:

1. Отсутствие загрязнений на трупе, его одежде и обуви, характерных для места происшествия.

2. Несоответствие одежды трупа состоянию погоды.



  1. Наличие на трупе следов борьбы, в то время как на месте происшествия эти следы отсутствовали.

  2. Наличие на шее трупп двух странгуляционных борозд: одной - косовосходящей, незамкнутой; другой - горизонтальной, замкнутой; на лице - потеков крови.

  3. Под висевшим трупом - перевернутое вверх дном ведро, однако на земляном полу сарая - никаких следов вдавления от верхнего края ушек ведра и его края.

Задание.

Рассмотрите на каждой ситуации особенности реконструктивного воображения и мыслительной деятельности следователя.
Задача 11

Ситуации:

А. По одному делу было установлено, что обвиняемый занимался садоводством, имел в пригороде участок, на котором проводил все свободное время. Там под корнями одного из плодовых деревьев был найден тайник, где оказалась крупная сумма денег, заклеенных в кусок резиновой шины.

Б. При расследовании дела о хищении денежных средств из кассы предприятия стало известно, что кассир увлекается пчеловодством, имеет несколько ульев. Правильно оценив наклонности обвиняемого, следователь в одном из ульев нашел спрятанные деньги.



Задание.

Охарактеризуйте психологию обыскиваемого - рефлексное мышление при избрании им линии поведения, выборе места сокрытия и маскировки сокрытого, подлежащего изъятию при обыске. Охарактеризуйте в психологическом плане значение профессиональных (и иных) навыков в оборудовании тайных хранилищ, выборе места сокрытия и способов маскировки сокрытого. Поясните, что такое навык: дайте физиологическое обоснование формирования навыка.

Задача 12

Проводится следственный эксперимент на возможность слышать звук выстрела.



Задание.

Поясните почему следует обеспечить такую обстановку производства опытных действий, чтобы лицо, слух которо го проверяется, не ожидало выстрела, а занималось той же деятельностью, что и во время проверяемого события?
Задача 13

Замечено, что иногда опознающий может в своих показаниях допустить ошибки в описании признаков внешности лица, подлежащего опознанию, - люди среднего роста кажутся людям низкого роста высокими, худощавые - обычно выше, а очень полные - ниже действительного роста.



Задание.

Поясните, чем можно объяснить данные ошибки восприя­тия?


ЗАДАНИЯ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ1

Методические указания

Контрольная работа по общей и юридической психологии предполагает конкретное применение знаний по общей, социальной и юридической психологии. Для ее выполнения необходимо прежде всего усвоить основные программные вопросы курса. Кроме того, следует повторить теоретический материал, относящийся к содержанию задания по курсам криминологии, криминалистики, уголовного процесса, уголовного права.

При подготовке к контрольной работе необходимо обратить особое внимание на следующие вопросы общей психологии:


  1. Классификация психических явлений.

  2. Познавательные процессы и их закономерности.

  3. Принципы и законы высшей нервной деятельности.




  1. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека и высших животных.

  2. Темперамент, понятие, основные типы, признаки каждого из них.

  3. Характер, понятие, структура, основания для классификации черт характера, типы характеров.

7. Конфликтные эмоциональные состояния. Аффект.
Выполняя контрольную работу по общей и юридической психологии, следует:

  1. Прочитать каждое задание, уяснить вопросы и их соотнесенность с соответствующими разделами курса психологии.

  1. Изучить теоретический материал, относящийся к содержанию задания.

  2. Дать полные, обоснованные ответы на все вопросы задания.

  3. Привести примеры из следственной практики. Содержание задания переписывать не следует.


Вариант № 1.

ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ.
СОЗНАНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ПСИХИКИ


План

  1. Общее понятие о психике. Формирование психики человека. Идеальный (психический) образ как субъективная модель объективной действительности.

  2. Сознание - психика человека как категориальное и ценностно-ориентировочное отражение действительности. Основные признаки сознания. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности - бессознательного, подсознательного и сознательного.

  3. Строение и функциональная организация нервной системы. Типологические особенности высшей нервной деятельности. Теория функциональных систем П.К. Анохина.


Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо не только раскрыть понятие ПСИХИКИ, но усвоить основные принципы психологии, формы и уровни психического отражения, характерные для различных ступеней организации животного мира - инстинкты и навыки. Проанализировать общие закономерности взаимодействия человека с внешней средой.

Кроме того, здесь рекомендуется раскрыть историю возникновения и развитие психики.

При подготовке второго вопроса следует прежде всего обратить внимание на такие признаки (особенности) сознания как категориальное отражение действительности через совокупность знаний; предвидение событий, осознание цели деятельности; взаимосвязь индивидуального и общественного сознания.

Рассматривая вопрос о происхождении сознания, необходимо уяснить, почему коллективный труд явился предпосылкой возникновения и развития сознания.

Третий вопрос требует научного осмысления теоретических положений психологии, подкрепленных знанием методологической основы изучения психики человека: теории отражения, учений И.М. Сеченова, П.К. Анохина о высшей форме нервной деятельности. Необходимо четко выделить принципы и законы высшей нервной деятельности.


следующая страница >>
Смотрите также:
Планы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология» для студентов дневного факультета Тема основные вопросы общей и социальной психологии 4 часа
497.51kb.
3 стр.
Планы семинарских занятий по курсу «Юридическая психология» 2013г. Предмет, методы, система юридической психологии юридическая психология как теоретико-прикладная наука
312.6kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий для студентов исторического факультета 2 курса дневного и заочного отделений
405.53kb.
2 стр.
Планы семинарских занятий Для студентов, обучающихся по специальности
238.59kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
297.1kb.
1 стр.
Тематика семинарских занятий по курсу «Политическая психология»
91.91kb.
1 стр.
Методическое пособие по изучению курса «Экспериментальные исследования в психологии: личность» часть 2
938.31kb.
4 стр.
Асанова О. С. Практика и техника психоанализа
431.22kb.
3 стр.
Программа и планы семинарских занятий Петрозаводск 1999
584.35kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы психосоматики» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
199.42kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Учение о неврозах» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
289.52kb.
1 стр.
Планы семинарских занятий и самостоятельной работы студента в аудитории под контролем преподавателя по учебной дисциплине
345.14kb.
1 стр.