Главная
страница 1
Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева

Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan


емблема ену

«ДЕНЕ ШЫНЫҚТЫРУ ЖӘНЕ СПОРТТЫҢ ҚАЗІРГІ КЕЗДЕГІ ӨЗЕКТІ МӘСЕЛЕЛЕРІ»

VII – Қысқы Азия ойындарына арналған

халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция
Международная научно-практическая конференция

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА» посвященной 7-ым Зимним Азиатским играм
International science-practical conference

«MODERN PROBLEMS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT»

devoted to 7th winter Asian games



Астана қаласы – 2011

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университеті
Министерство образования и науки Республики Казахстан

Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева




«Дене тәрбиесі және спорттың қазіргі кезеңдегі өзекті мәселелері»

VII – Қысқы Азия ойындарына арналған

халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция

МАТЕРИАЛДАРЫ

4-5 ақпан, 2011 жыл


«Современные проблемы физической культуры и спорта»

МАТЕРИАЛЫ

Международной научно-практической конференции посвященной 7-ым Зимним Азиатским играм

4-5 февраля 2011 года

Астана
УДК______

ББК______

Қ________

Бас редакторы/Главный редактор
Редакция алқасы/Редакционная коллегия
Басылымға жауапты/Ответственные за выпуск
«Дене тәрбиесі және спорттың қазіргі кезеңдегі өзекті мәселелері»: VII – Қысқы Азия ойындарына арналған халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдары (4-5 ақпан, 2011 жыл)/ Жалпы ред. Басқарған А.Ә.Жұмаділханов. – Астана: Л.Н.Гумилев атындағы ЕҰУ, 2011.-218 бет

«Современные проблемы физической культуры и спорта»:

Материалы международной научно-практической конференции посвященной 7-ым Зимним Азиатским играм 4-5 февраля 2011 года (4-5 февраля 2011 года)/ под общей ред. А.А.Жумадилханова. – Астана: ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, 2011.-218 стр.



ISBN________________

Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция материалдарында VII – Қысқы Азия ойындарына арналған «Дене шынықтыру және спорттың қазіргі кездегі өзекті мәселелеріне» арналған баяндамалар беріледі. Жинақ материалдарын жоғары білім саласындағы ғалымдар, қызметкерлер, ізденушілер мен студенттер өздерінің ғылыми-зерттеу жұмыстарында қолдана алады.

В материалах международной научно-практической конференции предоставлены доклады посвященные 7-ым Зимним Азиатским играм «Современные проблемы физической культуры и спорта». Опубликованные материалы могут быть использованы в научно-исследовательских и практической деятельности специалистами, работающими в области высшего образования, учеными, соискателями.

ISBN _________ УДК_____

Қ ____________ ББК__________

Л.Н.Гумилев атындағы ЕҰУ, 2011



СПОРТ В КАЗАХСТАНЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
О.А. Процюк

Старший преподаватель, Евразийский национальный университет

имени Л.Н. Гумилева, г.Астана.

Л.А. Трубицкая

Старший преподаватель, Евразийский национальный университет

имени Л.Н. Гумилева, г.Астана.

В.Н. Белькович

Старший преподаватель, Евразийский национальный университет

имени Л.Н. Гумилева, г.Астана.
Массовый спорт, физическая культура и здоровый образ жизни имеют огромное значение для развития нашей страны. В Послании Президента народу Казахстана поставлена конкретная задача: вовлечь в массовый спорт 30% казахстанцев.

В целом государством в этом направлении проводится большая работа: реализуется государственная программа развития физической культуры и спорта, проводится Азиада, построен целый ряд спортивных сооружений. Но для достижения цели этого недостаточно. Исследование, проведенное специалистами, наглядно демонстрирует реальное положение дел в этой сфере: на сегодняшний день в массовый спорт вовлечено всего 14,4% населения.

Почти 45% респондентов ссылаются на отсутствие свободного времени. Но, как говорится, "было бы желание, время найдется".

Порядка 15% честно признались, что им просто лень, еще 15% заявили об отсутствии интереса, 12% опрошенных ссылаются на плохое состояние здоровья. То есть основная масса - 85% просто не понимают пользу от занятия спортом. Четверть населения даже не знает наших олимпийских чемпионов. Люди не смогли поболеть за наших спортсменов в ходе азиатских олимпийских игр в Гуанчжоу. Получается, наши чемпионы не становятся героями, а граждане не заряжаются патриотизмом и духом побед.

Ежегодно растет число проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в которых принимает участие более 2,5 миллионов человек.

Введены в строй Дворцы спорта в городах Астане, Уральске, Костанае, Шымкенте, Павлодаре, построены современные спортивные комплексы в Караганде, Усть-Каменогорске, Астане, Атырау. Произведена капитальная реконструкция стадионов в Астане, Караганде, Атырау, Костанае, Павлодаре, Талдыкоргане, Актюбинске, Уральске, Дворца спорта и спортивного комплекса "Медеу" в городе Алматы. В микрорайоне Шанырак города Алматы ведется строительство республиканской школы-интерната для одаренных в спорте детей с современной спортивной базой, начаты работы по строительству республиканской базы олимпийской подготовки в Алматинской области и республиканской базы лыжного спорта в городе Щучинске.

В стране создано 488 подростковых клубов по месту жительства, 73 детско-юношеских клуба физической подготовки, 499 физкультурно-оздоровительных и 87 профессиональных клубов. В программу общеобразовательных школ вводится третий урок физического воспитания в неделю и четырехчасовые занятия в неделю в средних специальных и высших учебных заведениях.

В настоящее время казахстанский спорт ощущает острый недостаток в квалифицированных кадрах. Более 30% тренерско-преподавательского состава детско-юношеских спортивных школ не имеют специального образования, недостает высококвалифицированных специалистов для работы со сборными командами регионов и страны, специалистов по технической эксплуатации спортивных сооружений. Ведущие тренеры республики находятся в пред пенсионном или пенсионном возрасте, молодые перспективные тренеры неохотно идут на работу в связи с низкой заработной платой.

Не укомплектованность учителями физической культуры в общеобразовательных школах составляет около 10,9%.

Из-за отсутствия современных методик обучения, в республике не налажена система переподготовки тренерско-преподавательских кадров, а выпускники высших специализированных учебных заведений последних лет не владеют практическими навыками ведения учебно-тренировочного процесса, не знают современных методик подготовки спортсменов. В республике нет учебного заведения или факультета по подготовке кадров, обслуживающих спортивные сооружения.

Процесс физического воспитания в высших учебных заведениях страны предусматривает решение следующих задач:

● обеспечить ремонт, реконструкцию и строительство новых спортивных сооружений в каждом высшем учебном заведении в соответствии с нормами, обеспечивающими качественное проведение занятий по физической культуре;

● формирование системы теоретических знаний и практических умений в области физической культуры;

● обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающей физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально значимых физических качеств и психомоторных способностей для использования их в дальнейшей повседневной жизни;

● полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, овладение умениями и навыками по самоконтролю в процессе занятий физической культурой;

● развитие студенческого спорта в стране и достойное участие спортсменов-студентов в международных студенческих соревнованиях, включая зимние и летние Всемирные универсиады.



Дальнейшее развитие физической культуры и спорта, подготовка спортивного резерва и воспитание спортсменов международного класса требуют новых подходов в организации учебно-тренировочного процесса с учетом быстро изменяющихся требований международных спортивных организаций, постоянного совершенствования форм и методов подготовки спортсменов, дальнейшее развитие системы воспитания спортсменов республики от новичка до мастера международного класса. В организации спортивной подготовки в первую очередь следует выделить ряд положений, позволяющих подчинить материально-технические, кадровые, финансово-экономические и другие предпосылки реализации возможностей современной методики подготовки:

  • органическую взаимосвязь организационно-методических основ подготовки в вышестоящих (сборные команды, центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства) и нижестоящих (школы-интернаты для одаренных в спорте детей, центры подготовки олимпийского резерва, детско-юношеские спортивные школы и школы олимпийского резерва) структурных компонентах системы спортивной подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического и научно-методического обеспечения;

  • создание организационных условий, обеспечивающих централизацию подготовки спортсменов, их постоянную конкуренцию в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактора повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и оптимизации адаптационных процессов.

  • В этих целях необходимо:

  • совершенствовать формы и методы подготовки спортсменов, создать систему воспитания спортсменов республики от новичка до мастера международного класса;

  • создать материально-техническую базу и оптимальные условия для подготовки спортивного резерва и воспитания спортсменов международного класса, оснастив ее современным инвентарем и оборудованием, отвечающую специфике видов спорта с обеспечением спортсменов сбалансированным питанием, витаминными, фармакологическими восстановительными средствами, медицинскими услугами, качественным инвентарем и оборудованием;

  • повысить роль регионов, направленную на поиск талантливых детей и подростков, воспитание спортивного резерва для сборных команд страны;

  • создать условия для развития игровых и зимних видов спорта;

  • продолжить работу по созданию школ-интернатов для одаренных в спорте детей и полноценных региональных центров подготовки олимпийского резерва во всех регионах страны;

  • разработать систему отбора спортсменов для зачисления в сборные команды регионов и страны;

  • создать специализированные классы с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом, детско-юношеские клубы физической подготовки в учреждениях общего среднего образования;

  • совершенствовать систему стимулирования спортсменов чемпионов и призеров мира, Азии и их тренеров;

  • обеспечить формирование состава сборных команд Казахстана на основе жестких требований, предъявляемых к спортсменам современными достижениями;

  • обеспечить регулярное диспансерное медицинское наблюдение за учащимися детско-юношеских спортивных школ, школ-интернатов для одаренных в спорте детей, школ олимпийского резерва, центров подготовки олимпийского резерва, центров олимпийской подготовки, и спортсменами сборных команд регионов и страны;

  • обеспечить внедрение новейших методик подготовки спортсменов в процесс подготовки спортсменов республики путем создания комплексных научных групп в сборных командах страны по видам спорта;

  • создать спортивные федерации, направленные на развитие видов спорта, проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки сборных команд страны и участие их в международных соревнованиях;

  • обеспечить проведение запланированных спортивным календарем республиканских мероприятий и участие сборных команд и сильнейших спортсменов страны в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира, Азии, Олимпийские и Азиатские игры, другие официальные и отборочные международные спортивные мероприятия;

  • предусмотреть выделение Президентских (государственных) стипендий выдающимся спортсменам и тренерам победителям и призерам чемпионатов мира и Азии;

  • предусмотреть выделение стипендий Акимов областей, гг.Астаны и Алматы членам национальных сборных команд по видам спорта;

  • внести предложения о выделении квот на поступление ведущих спортсменов в высшие учебные заведения страны;

  • активизировать работу и повышать здоровую межведомственную конкуренцию в области подготовки спортсменов высокого класса.

За последние годы, благодаря постоянной поддержке республиканских и местных исполнительных органов, общественных объединений, различных компаний и коммерческих структур спортивные игры получили широкое развитие в Республике Казахстан.

Однако, анализ выступления юношеских, молодежных, национальных мужских и женских команд Казахстана по игровым видам спорта на чемпионатах Мира и Азии, Азиатских и Олимпийских играх, а также клубных команд на различных международных соревнованиях показал значительное отставание игровых видов спорта Казахстана от ведущих держав мира и Азии.



Отставание в игровых видах спорта наблюдается в развитии детско-юношеского спорта, в вопросах создания необходимых условий для плодотворного учебно-тренировочного процесса, обеспечения высококачественным инвентарем, оборудованием и игровой спортивной формой, развитием клубной системы подготовки спортсменов, по которой спортивные игры успешно развиваются во всем мире. В большинстве регионов страны остро ощущается нехватка спортивных сооружений для игровых видов спорта, особенно это касается детско-юношеского спорта. В этих целях необходимо:

  • создать спортивные клубы по видам спорта с материально-технической базой, оснащенной современным инвентарем и оборудованием, отвечающей специфике видов спорта, в составе которого должны быть представлены основной, молодежный и юношеский составы команд, причем молодежную и юношескую команды клуба составляют воспитанники собственной спортивной школы;

  • принять меры к расширению сети детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва во всех регионах страны с целью максимального охвата занятиями в них игровыми видами спорта детей школьного возраста, в том числе за счет организаций, компаний и финансовых групп;

  • обеспечить внедрение новейших методик подготовки спортсменов в процесс подготовки спортсменов республики путем создания комплексных научных групп в спортивных клубах и сборных командах страны по игровым видам спорта;

  • привлечь средства из внебюджетных источников для подготовки и участия ведущих спортсменов в международных соревнованиях, обеспечения их сбалансированным питанием, белково-глюкозными препаратами, медико-биологическими и восстановительными средствами в полном объеме;

  • усилить роль республиканских спортивных федераций по игровым видам спорта, направленную на проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки сборных команд страны и участие их в международных соревнованиях;

  • разработать календарные планы спортивно-массовых мероприятий, обеспечивающие максимально обоснованное количество игр внутри страны и участие сборных команд и сильнейших клубов в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира, Азии, Олимпийские и Азиатские игры, других официальных и отборочных международных спортивных мероприятиях;

  • обеспечить работу по подготовке тренеров по игровым видам спорта в высших учебных заведениях страны и за рубежом, повышению квалификации тренерско-преподавательского состава на курсах, зарубежных клубах и командах.

Сегодня только 6% детей и подростков от общего числа занимающихся в спортивных школах имеют возможность приобщиться зимними видами спорта. В республике отсутствуют лыжные базы, отвечающие современным требованиям, оборудованные и маркированные трассы, лыжные трамплины, биатлонные стрельбища, катки с 400 метровой дорожкой с качественным искусственным льдом, горнолыжные трассы. Нет условий для развития могула, фристайла и других зимних видов спорта, в результате чего подготовка сборных команд страны проводится на зарубежных спортивных базах, что является дорогостоящим процессом и не всегда оправданным в психологическом плане.

Единственная в стране искусственная ледовая беговая дорожка на стадионе "Медеу" из-за отсутствия заливочной техники не отвечает требованиям дня и не способна обеспечить качественный учебно-тренировочный процесс конькобежцев.



Остро стоит вопрос обеспечения спортсменов качественным инвентарем и оборудованием. В этих целях необходимо:

  • создать материально-техническую базу для развития зимних видов спорта, отвечающую специфике видов спорта, оснастив ее современным инвентарем и оборудованием, создать оптимальные условия для развития зимних видов спорта, подготовки спортивного резерва и воспитания спортсменов международного класса, с обеспечением спортсменов сбалансированным питанием, витаминными, фармакологическими восстановительными средствами, медицинскими услугами, качественным инвентарем и оборудованием;

  • обеспечить строительство и оборудование лыжных баз, биатлонных стрельбищ, лыжных трамплинов, лыжных и биатлонных трасс, в том числе и освещенных, создание условий для развития могула, сноуборда, керлинга, крытого ледового стадиона, заливку качественного льда со стандартной беговой дорожкой на стадионах во всех зимних регионах страны, строительство хоккейных коробок в учебных заведениях и дворовых клубах;

  • продолжить работу по расширению сети детско-юношеских спортивных школ. Отделение по зимним видам спорта в имеющихся ДЮСШ. Открытию отделений зимних видов спорта в школах интернатах для одаренных в спорте детей, центрах подготовки спортивного резерва, школах высшего спортивного мастерства;

  • обеспечить учащихся спортивных школ качественным инвентарем и оборудованием, создать оптимальные условия для проведения качественного учебно-тренировочного процесса;

  • обеспечить проведение занятий по лыжной подготовке в учреждениях общего среднего и профессионального образования, согласно учебных программ по физическому воспитанию учащихся;

  • обеспечить отбор перспективных спортсменов в общеобразовательных школах и направление их в специализированные классы по зимним видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренировочным процессом;

  • обеспечить внедрение новейших методик подготовки спортсменов в процесс подготовки спортсменов республики путем создания комплексных научных групп в и сборных командах страны и регионов;

  • обеспечить работу по подготовке тренеров по зимним видам спорта в высших учебных заведениях страны и за рубежом, повышению квалификации тренерско-преподавательского состава на постоянно действующих курсах и за рубежом.

Здоровый образ жизни должен стать национальной идеей. Создав здоровое общество, мы создадим конкурентоспособную нацию.
Литература:


  1. И.Г. Бердников, А.В. Маглеваный, В.Н. Максимова. Массовая физическая культура в вузе. М. Высш. шк.,1991.

  2. А.К.Кузнецов. Физическая культура в жизни общества. – М., 1995.

  3. Закон РК от 2 декабря 1999 года № 490-1 «О физической культуре и спорте».

  4. Послание Президента РК Н.А.Назарбаева народу Казахстана от 29.01.10г.

  5. Информация о ходе выполнения Государственной программы развития физической культуре и спорта в РК на 2007-2011 годы.


Смотрите также:
Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция Международная научно-практическая конференция
138.22kb.
1 стр.
Международная научно-практическая конференция V международные Гольшанские чтения
32.59kb.
1 стр.
Сборник материалов международной научно-практической конференции
5225.95kb.
26 стр.
Международные конференции, в которых приняли участие преподаватели Удгу в 2006 г. II международная научная конференция «Феномен творческой личности в культуре»
50.58kb.
1 стр.
Iii международная научно-практическая конференция «Современные проблемы уголовной политики»
27.56kb.
1 стр.
Наименование темы, вид мероприятия (выставка, конференция, семинар) Организатор
23.14kb.
1 стр.
Международный центр науки и образования V международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы юриспруденции»
41.13kb.
1 стр.
Международный центр науки и образования XV международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы медицины»
57.64kb.
1 стр.
Международный центр науки и образования VIII международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии»
43.12kb.
1 стр.
Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференцияның материалдары 20-21-қазан 2011ж
7114.86kb.
112 стр.
Xi международная научно-практическая конференция «Проблемы и тенденции развития современного общества»
158.57kb.
1 стр.
Международный центр науки и образования IV международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы физики, математики, информатики»
59.52kb.
1 стр.