Главная
страница 1
© Челышев Михаил Юрьевич, профессор, заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор юридических наук

© Васькевич Владимир Петрович, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета, кандидат юридических наук

© Бикеев Асхат Ахатович, старший преподаватель кафедры экологического, трудового права и гражданского процесса Казанского (Приволжского) федерального университета

Правовые основы адаптации спортсменов и тренеров,

завершивших свою профессиональную карьеру
Статья посвящена анализу современного состояния законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере социальной и профессиональной адаптации спортсменов высокого класса и профессиональных спортсменов, а также тренеров, закончивших свою карьеру. В работе показано, что действующее законодательство практически не регулирует исследуемый блок отношений. Авторами высказана позиция о необходимости создания экономических, организационных и правовых условий для адаптации спортсменов и тренеров, завершивших свою профессиональную карьеру, формирования общей концепции правовой политики в данной области, обеспечивающей развитие спорта.
Ключевые слова: спортсмен, адаптация, социальная адаптация, профессиональная адаптация, спортивное право, правовое регулирование, экономические, организационные и правовые условия адаптации спортсменов и тренеров, правовая политика.
Спорт, в первую очередь, профессиональный и спорт высших достижений, в современных условиях превратился в мощную индустрию, требующую от спортсменов профессионального подхода. Тренировочный процесс - это постоянная, напряженная и непрерывная работа, целиком и полностью поглощающая спортсмена. Спортивная карьера требует полной самоотдачи от спортсмена. Она не позволяет "останавливаться", в ней, как правило, нет перерывов. Спортсмены вынуждены "подчиняться" такому образу жизни ради единственной цели – спортивной победы. Вместе с тем, как известно, спортивная карьера заканчивается достаточно быстро и молодые люди, завоевавшие общемировую известность и всеобщее признание, встают перед сложным жизненным выбором - что делать дальше, чем заниматься, в какой области применять свои знания и навыки, каким образом адаптироваться к новым жизненным условиям? В такой период жизни - это очень сложные, но неизбежные жизненные обстоятельства.

Как правило, спортсмены к моменту завершения своей спортивной карьеры становятся дисциплинированными, высокоорганизованными, работоспособными гражданами, с высокими волевыми качествами. Кроме того, спортсмены высокого класса и профессиональные спортсмены в период своей профессиональной карьеры обычно становятся публичными людьми. Их известность облетает весь мир, у спортсменов миллионы болельщиков, о них проявляет соответствующую заботу их клуб, федерация спорта, государство в целом. Все эти обстоятельства предопределяют соответствующий образ жизни спортсменов-профессионалов и спортсменов высокого класса.

Однако завершение спортивной карьеры кардинально изменяет привычный образ жизни. Для спортсменов, завершающих свою спортивную карьеру, наступает время иных жизненных условий, других социальных и экономических отношений. Такой переходный период требует соответствующей адаптации. Хорошо известно, что социальная адаптация - это сложный и многогранный процесс. В частности, под адаптацией (от лат. adaptare - приспособлять) понимается: во-первых, приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды. Во-вторых, в теории Т. Парсонса адаптация - это вещественно-энергетическое взаимодействие с внешней средой, одно из функциональных условий существования социальной системы наряду с интеграцией, достижением цели и сохранением ценностных образцов1.

В свою очередь, под социальной адаптацией в социологической литературе подразумевается процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Для личности социальная адаптация носит парадоксальный характер: она разворачивается как гибко организованная в новых условиях поисковая активность, выход индивида за пределы готовой конечной формы. Чем менее выражено в индивиде личностное начало, тем более социальная адаптация носит характер приспособления к условиям социальной среды (Ю.А. Миславский)2.

Наконец, поскольку нами затрагивается проблематика правового регулирования отношений, связанных с профессиональной адаптацией спортсменов и тренеров, завершивших свою карьеру, нельзя не обратиться к пониманию профессиональной адаптации. Так, социологическая наука под профессиональной адаптацией понимает "приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций. Профессиональную адаптацию связывает обычно с начальным этапом профессионально-трудовой деятельности человека. Однако фактически она начинается еще во время обучения профессии, профессионального образования, когда не только усваиваются знания, навыки, правила, нормы поведения, но складывается характерный для работников данной профессии образ жизни. Общая длительность периода профессиональной адаптации зависит как от особенностей конкретной профессии, так и от индивидуальных способностей человека, его склонностей и интересов"3.

Учитывая обозначенные характеристики социальной и профессиональной адаптации, проанализируем действующее отечественное законодательство, регулирующее отношения, в первую очередь, профессиональной адаптации спортсменов, завершающих спортивную карьеру, а также наметим основные пути его совершенствования. Говоря о значении адаптации для спортсменов и тренеров, завершивших спортивную карьеру, можно в качестве положительного примера отметить, что часть наших выдающихся спортсменов, покинувших большой спорт, смогли найти применение своим знаниям, навыкам и умениям. В частности, в федеральном депутатском корпусе (Н.В. Валуев, А.М. Кабанова, И.К. Роднина, В.А. Третьяк), в Совете Федерации (С.С. Журова, В.А. Фетисов), в исполнительных органах государственной власти, в различных спортивных организация, клубах, федерациях, лигах, в тренерском корпусе, наконец, в бизнесе. Однако это довольно малая часть от общего количества спортсменов, которые свое детство, юность и молодость отдали спорту, отстаивая и защищая авторитет и престиж нашего государства на международной арене.

Кроме того, не следует забывать, сколько спортсменов не смогло добиться наивысших результатов в своей спортивной карьере, не смогли стать призерами спортивных соревнований различного уровня. Но они выполняли те же функции, что спортсмены-победители, более того, они фактически обеспечивали победы и, безусловно, помогали чемпионам побеждать. Без таких спортсменов не было бы великих побед. Не можем мы забывать и спортсменов более низших лиг, спортсменов, которые получают травмы в период своей спортивной карьеры и вынуждены покидать большой спорт.

Применительно к отмеченным ситуациям возникает множество вопросов. Например, каким образом государство способствует адаптации этих спортсменов к новым жизненным условиям? Каковы механизмы, в первую очередь правовые, такой адаптации? Нуждается ли действующее законодательство в изменениях и совершенствовании, направленных на адекватное правовое регулирование исследуемых отношений?

Для того чтобы дать самые общие ответы на поставленные вопросы, подвергнем анализу действующее отечественное законодательство, призванное обеспечить спортсменам условия успешной социальной и профессиональной адаптации. Начнем с Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о спорте)4, поскольку именно данный закон является основой правового комплекса, регулирующего отношения в спорте, фундаментом сформировавшегося спортивного права России. Вместе с тем, Закон о спорте не содержит норм, регламентирующих отношения социальной защиты не только работников спортивных организаций, но и действующих спортсменов, не говоря о спортсменах, завершивших свою спортивную карьеру. В свою очередь отметим, что действовавший ранее закон о спорте5 (утратил силу 30.03.2008 г.) содержал главу V "Права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов, их социальная защита".

В указанной главе закона была включена, помимо прочих статей, специальная статья 32 "Социальная защита спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций". Из содержания указанной нормы усматривается, что не только спортсмены, но и работники физкультурно-спортивных организаций, в целом, находились под постоянной защитой государства. В частности, если говорить о спортсменах, то мы видим, что выдающимся спортсменам - олимпийским чемпионам, чемпионам мира и Европы, имеющим звания "Заслуженный мастер спорта СССР", "Заслуженный мастер спорта России", "Мастер спорта СССР международного класса", "Мастер спорта России международного класса", входившим или входящим в состав сборных команд Российской Федерации, либо сборных команд СССР по различным видам спорта, их тренерам, имеющим звания "Заслуженный тренер России", "Заслуженный тренер РСФСР" или звание "Заслуженный тренер СССР" устанавливалось ежемесячное денежное содержание за счет бюджетных и внебюджетных средств, а также иных не запрещенных законом источников. Предусматривалось, также, ежемесячное денежное содержание спортсменам, входящим в состав сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, их тренерам, а также спортсменам, выступающим в составах команд по игровым видам спорта на чемпионатах России, их тренерам и руководителям клубных команд.

Кроме того, в статье 20 "Охрана здоровья граждан при занятиях физической культурой и спортом" ранее действовавшего закона о спорте было закреплено, что гражданам, в том числе спортсменам, тренерам и спортивным судьям, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями физической культурой и спортом в организованной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляется медицинская, социальная и профессиональная реабилитация. Как мы видим, речь идет о спортсменах и иных работниках физической культы и спорта, еще не заканчивающих свою спортивную и профессиональную карьеру.

Анализ Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте6 (утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ) показывает, что они содержали специальный раздел, посвященный льготам и социальным гарантиям в области физической культуры и спорта (раздел V).

С другой стороны, изучая ныне действующее законодательство в области спорта, нельзя не отметить, что в 2011 году был принят Указ Президента РФ от 31.03.2011 г. № 368 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр"7, которым учреждена стипендия Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр в размере 32 000 рублей и выплачиваемая ежемесячно в течение года. При этом пунктом 2 данного Указа установлена следующая квота стипендии: 3000 стипендий Президента Российской Федерации, в том числе до 500 стипендий спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр.

До принятия данного Указа действовал Указ Президента РФ от 06.07.2002 г. № 692 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам - членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам"8, в соответствии с которым членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам была учреждена стипендия в размере 15 000 рублей, выплачиваемая ежемесячно, но в течение одного года. В свое время применялся и Указ Президента РФ от 03.12.2003 г. № 1423 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам - членам сборных команд России по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта и их тренерам"9, учредивший стипендию Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам - членам сборных команд России по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта и их тренерам в размере 15 000 рублей. Данная стипендия выплачивалась также ежемесячно и в течение года. Абзацем 2 п. 1 данного Указа с 1 января 2004 года устанавливалась квота на указанную стипендию в количестве до 300 стипендий ежегодно в пределах общего количества стипендий Президента Российской Федерации спортсменам - членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам, установленного пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 июля 2002 г. № 692.

Таким образом, 3 000 спортсменов, тренеров и иных специалистов спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр могут претендовать на стипендии Президента Российской Федерации, которые, выплачиваются в течение года. Как нам представляется, те льготы и гарантии, которые были предусмотрены ранее действовавшим законодательством, заменены на "полумеры" в виде стипендии в 32 000 рублей (ранее 15 000 руб.) на один год. Как, например, быть, если таких спортсменов, тренеров, а также иных специалистов (в действовавших ранее Указах их вообще не было) более 3 000 человек? Ответ на данный вопрос, как нам представляется, очевиден - их не должно быть больше, и за этим процессом "следит чиновник", в частности, комиссия Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации10. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом11 названного Министерства по согласованию с Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России и Сурдлимпийским комитетом России. Состав комиссии формируется из представителей Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Олимпийского комитета России, Паралимпийского комитета России и Сурдлимпийского комитета России. Как на практике будет осуществляться отбор кандидатов на получение стипендий, и в каком количестве, покажет практика. При этом в пользу высказанного авторами мнения говорит п. 6. Указа Президента РФ от 31.03.2011 № 368, согласно которому Правительству Российской Федерации поручается "предусматривать при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период бюджетные ассигнования на выплату стипендий Президента Российской Федерации"12.

При этом Порядок отбора кандидатов на получение стипендий Президента Российской Федерации по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр13 и Порядок отбора кандидатов на получение стипендий Президента Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр"14 утверждаются Приказом Минспорттуризма РФ.

Одним из весьма значительных и необходимых положений исследуемого Указа Президента РФ от 31.03.2011 № 368, является его п. 4, согласно которому положения Указа распространены на граждан Российской Федерации - чемпионов XVI Олимпийских зимних игр 1992 года, V Паралимпийских зимних игр 1992 года, Игр XXV Олимпиады 1992 года, IX Паралимпийских летних игр 1992 года, входивших в состав объединенных команд, которые включали в себя спортсменов республик бывшего СССР, а также чемпионов Всемирных игр глухих.

Если обозначенным спортсменам, тренерам и иным специалистам действующие нормативные правовые акты предоставляют известный минимум материальной защиты, то о спортсменах, входящих в состав сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, их тренерах, а также спортсменах, выступающих в составах команд по игровым видам спорта на чемпионатах России, их тренерах, руководителях клубных команд говорить в рассматриваемом контексте, вообще, не приходится. Здесь можно много дискутировать по поводу высоких доходов последней категории спортсменов, тренеров, а тем более, руководителей клубных команд. Однако, как нам представляется, речь должна вестись не о частностях, а о комплексном, системном подходе к вопросу о социальных гарантиях и льготах спортсменам и их тренерам, представляющим Россию на международном уровне. В конечном счете, речь идет о престиже всего государства, об уровне развития его экономики, медицины, науки и техники, о зрелости его общества. Предложенных "полумер" в виде стипендий явно недостаточно.

Исследуя законодательную базу, регламентирующую вопросы социальной и профессиональной адаптации спортсменов, завершающих (завершивших) свою профессиональную карьеру, снова обратимся к ранее действовавшему законодательству. Так, Федеральным законом от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (ст. 32) и в соответствии с пенсионным законодательством, были предусмотрены льготы по пенсионному обеспечению:

(1) Во-первых, спортсменам, входившим в состав сборных команд Российской Федерации или сборных команд СССР по различным видам спорта, добившимся высоких спортивных результатов, завоевавшим звания олимпийских чемпионов; во-вторых, спортсменам, входившим в состав сборных команд Российской Федерации или сборных команд СССР по различным видам спорта, неоднократно занимавшим вторые и третьи места на Олимпийских играх, первые, вторые и третьи места на чемпионатах мира, чемпионатах Европы, имеющим общий трудовой стаж не менее чем двадцать лет.

(2) Спортсменам, завоевавшим звания олимпийских чемпионов, занявшим вторые и третьи места на Олимпийских играх, занявшим первые, вторые и третьи места на чемпионатах мира и Европы, могли предусматриваться также обеспечение жильем нуждающихся спортсменов по месту их жительства, медицинское и санаторно-курортное лечение, а также бесплатное обучение в высших учебных заведениях с ежемесячной выплатой повышенных стипендий, установленных Правительством Российской Федерации, спортсменам, окончившим спортивные выступления и не имеющим высшего образования.

(3) Выдающимся спортсменам, входившим в состав сборных команд Российской Федерации или сборных команд СССР по различным видам спорта, имеющим общий трудовой стаж не менее чем двадцать лет и большие заслуги перед Российской Федерацией, неоднократно завоевывавшим звания олимпийских чемпионов или чемпионов мира и чемпионов Европы, имеющим звание "Заслуженный мастер спорта России" или звание "Заслуженный мастер спорта СССР", их тренерам, имеющим звание "Заслуженный тренер России" или звание "Заслуженный тренер РСФСР" либо звание "Заслуженный тренер СССР", а также работникам физкультурно-спортивных организаций и организаторам, ведущим на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта, имеющим государственные награды и звание "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации" и иные особые заслуги перед государством в развитии физкультурного (физкультурно-спортивного) движения и олимпийского движения, спорта высших достижений, могло устанавливаться дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, предусмотренное законодательством Российской Федерации, а также льготы, указанные в п. 2. Федерального закона от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ.

Кроме того, льготы были установлены не только спортсменам и тренерам. В частности, работникам физкультурно-спортивных организаций, обеспечивающим (или обеспечивавшим) на протяжении не менее чем двадцать лет высокий уровень физкультурно-оздоровительной и (или) спортивной работы с различными категориями населения и успешное выступление спортсменов сборных команд Российской Федерации или сборных команд СССР по различным видам спорта на Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях, награжденным орденами и медалями Российской Федерации и (или) орденами и медалями СССР либо имеющим почетные звания Российской Федерации, звание "Заслуженный тренер России" или звание "Заслуженный тренер РСФСР" либо звание "Заслуженный тренер СССР", предусматривались дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, льготное медицинское и санаторно-курортное обслуживание, бесплатное пользование общественным транспортом, бесплатное обеспечение жильем в соответствии с законодательством. На работников физкультурно-спортивных организаций, работающих и проживающих в сельских муниципальных образованиях, распространялись льготы, установленные в законодательном порядке для учителей сельских образовательных учреждений и медицинских работников.

Таким образом, как мы видим, вопросам социальной и профессиональной адаптации спортсменов и тренеров, а также работникам физкультурно-спортивных организаций уделялось достаточно внимания. Была выстроена, по крайней мере, минимальная система льгот и гарантий. Учитывая отмеченное, не совсем понятно, почему законодатель пошел по пути исключения таких важных и необходимых положений из действующего Закона о спорте? Оправдана ли такая позиция законодателя? Как нам представляется, общие нормы, выстраивающие систему в целом, должны быть закреплены, изначально, в Законе о спорте. В свою очередь детализация и конкретизация таких норм может быть перенесена в другие законы и подзаконные акты, например, трудовое, страховое, пенсионное законодательство.

В связи с изложенным, возникает справедливый вопрос: существует ли системный подход в регулировании отношений в области социальной и профессиональной адаптации спортсменов и тренеров, завершивших свою профессиональную карьеру, и какой нормативный правовой акт находится в центре данной системы? Созданы ли экономические, организационные, правовые, условия социальной и профессиональной адаптации спортсменов и тренеров, завершивших свою профессиональную карьеру?

Как представляется дать однозначные ответы на поставленные вопросы достаточно сложно. Вместе с тем, в вопросах правового регулирования исследуемых отношений усматривается, как минимум, либо практическое отсутствие такового, или его недостаточность и слабость. Если это так, то пробел в правовом регулировании данных отношений должен быть компенсирован иными правовыми актами, либо исследуемая область отношений будет регулироваться нормами так называемого "мягкого права".

Изучение действующего законодательства в исследуемой области показало необходимость обратиться к такому акту как "Отраслевое соглашение по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации на 2012 - 2014 годы"15, который в настоящее время является во многом определяющим, для формирования и функционирования системы социальной и профессиональной адаптации спортсменов и тренеров, завершивших свою профессиональную карьеру. Данное соглашение направлено на обеспечение стабильной и эффективной деятельности организаций, входящих в отраслевую систему физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, в условиях сложившейся кризисной экономической ситуации, в целях обеспечения защиты социально-экономических прав работников, достойной оплаты труда, условий и охраны труда, регулирования социально-трудовых отношений и обеспечения занятости (п. 1.1. соглашения). Стороны данного соглашения - это представители работников отрасли и работодателей, т.е. стороны социального партнерства (глава 4 Трудового кодекса РФ). Согласно п. 1.4. и п. 1.5. соглашения, оно обязательно к применению при заключении Соглашений на уровне субъектов Российской Федерации, коллективных договоров в организациях отрасли и является основой для заключения территориальных соглашений, коллективных и трудовых договоров.

Не подвергая детальному анализу данное соглашение, необходимо отметить, что в нем достаточно детально регламентированы особенности регулирования трудовых отношений спортсменов и тренеров, оплаты и охраны труда, трудовые гарантии, льготы и компенсации, предоставляемые работникам отрасли на основании законодательства Российской Федерации, вопросы защиты трудовых и социально-экономических прав молодежи, пенсионного и социального страхования, социальной защиты работников отрасли, содействия занятости, обязательств и ответственности сторон соглашения.

Как видно, данным соглашением, в рамках социального партнерства, созданы организационные и правовые условия для довольно успешной адаптации спортсменов и тренеров, завершивших свою профессиональную карьеру. Вместе с тем, на наш взгляд создания эффективных экономических условий пока не наблюдается по нескольким причинам. Во-первых, само соглашение принято в условиях сложившейся кризисной экономической ситуации, о чем и указано в п. 1.1. общих положений соглашения. Во-вторых, далеко не все стороны социального партнерства отрасли (работодатели) имеют достаточно стабильное и хорошее финансовое состояние, способное обеспечить и выполнить условия соглашения. Если быть более точными, то таких работодателей в отрасли большинство.

В-третьих, соглашением предусматривается выполнение принятых сторонами на себя обязательств, в том числе и обязательств, обеспечивающих условия для успешной адаптации спортсменов и тренеров, в основном, путем: добровольных пенсионных накоплений, как со стороны работодателей, так и работников отрасли (здесь планируется создание отраслевого Негосударственного пенсионного фонда); заключения работниками договоров по обязательному пенсионному страхованию с Отраслевым НПФ; перехода на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; развитие добровольных систем пенсионного, медицинского и других видов страхования в организациях отрасли и иных подобных мер.

Как нам представляется, одного соглашения, безусловно, недостаточно для успешного решения вопросов, связанных с адаптацией спортсменов и тренеров, завершивших свою профессиональную карьеру. Вместе с тем, необходимо учитывать, что эти отношения регулируются также Трудовым кодексом РФ (нормы главы 54.1 и др.), Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"16 (ст. 45), Федеральным законом от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"17 (ст. 1), Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"18 (ст. 11), а также некоторыми иными разноотраслевыми нормативными правовыми актами.

Таким образом, можно заключить, что назрела необходимость формирования государством общей концепции правовой политики регулирования отношений, связанных с адаптацией спортсменов и тренеров, завершивших свою профессиональную карьеру. Суть такой политики – закрепление совокупности мероприятий, направленных на правовое оформление системы льгот и гарантий, обеспечивающих обозначенную адаптацию. Эти льготы и гарантии должны быть не только денежными, но и иметь иное имущественное выражение, а также носить организационный характер. В названную концепцию, комплексную по своему характеру, следует включить такие основные структурные элементы, как экономические (финансовые) условия, организационные и юридические условия социальной и профессиональной адаптации. В свою очередь, меры имущественной (материальной) поддержки, льготы и гарантии являются элементами указанной триады условий.

Одной из составляющих отмеченной политики является выработка правового обеспечения системы социальной и профессиональной адаптации спортсменов и тренеров, завершивших свою профессиональную карьеру, на уровне субъектов РФ. Относительно правового регулирования указанных отношений на уровне субъектов РФ, отметим, что соответствующие нормативные правовые акты на уровне субъектов РФ также принимаются. Однако, как и федеральные акты, они с содержательных позиций носят, в известной мере, внесистемный характер. В основном это подзаконные правовые акты. Например, в Республике Татарстан было принято Постановление КМ РТ от 19.01.2010 г. № 17 "О государственной поддержке спортсменов и тренеров Республики Татарстан"19, для целей осуществления государственной поддержки спортсменов и тренеров Республики Татарстан в период подготовки к участию в XXI зимних Олимпийских играх 2010 года в г. Ванкувере, XXX летних Олимпийских играх 2012 года в г. Лондоне, XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 года в г. Казани, XXII зимних Олимпийских играх 2014 года в г. Сочи, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх. Данным Постановлением утверждены размеры ежемесячных стипендий ведущим спортсменам Республики Татарстан за высокие спортивные достижения, размеры ежемесячных доплат тренерам Республики Татарстан за подготовку спортсменов, показавших высокие спортивные результаты, размеры премиальных вознаграждений ведущим спортсменам Республики Татарстан и их тренерам за высокие спортивные достижения, нормы расходов по проживанию, питанию спортсменов и тренеров Республики Татарстан, применению медико-биологических и восстановительных средств в период подготовки и участия в соревнованиях. В частности, за I, II и III места на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх установлены денежные вознаграждения в размере 3 300 000 рублей, 2 000 000 рублей и 1 300 000 рублей, соответственно.

Постановлением КМ РТ от 10.06.2005 г. № 262 (ред. от 15.06.2012 г.) "Об учреждении ежемесячных пожизненных государственных пособий"20 утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячных пожизненных государственных пособий спортсменам Республики Татарстан, добившимся выдающихся результатов. В частности, указанным Постановлением утверждены следующие ежемесячные пожизненные государственные пособия: чемпионам Олимпийских игр - 14 000 рублей, призерам Олимпийских игр - 10 000 рублей, чемпионам мира - 10 000 рублей, чемпионам Европы - 8 000 рублей. Особо отметим, что это пожизненные государственные пособия, которые обеспечивают реальные экономические условия системы социальной адаптации спортсменов, завершивших свою спортивную карьеру.

Как мы видим, последнее Постановление касается исключительно спортсменов, тренеры в нем не упоминаются. Вместе с тем отметим, что за некоторым исключением (например, приведенное Постановление), правовое положение спортсменов и тренеров в исследуемых отношениях в значительной степени совпадает.

Немаловажным представляется нам также и вопрос регулирования данных отношений на уровне профессиональных лиг и иных подобных организаций, например КХЛ, РФС, БЕКО ПБЛ и других. Учитывая социальную значимость исследуемых отношений, а также ограниченность объема публикации, авторы данной статьи намерены продолжить исследования поставленной проблематики в последующих работах.



1 См.: Энциклопедический социологический словарь. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. - М. ИСПИ РАН, 1995. - С. 7.

2 См.: Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1998. - С. 3.

3 См.: Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. - М.: Издательская группа НОРМА - ИНФРА М, 1998. - С. 2.

4 См.: Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.; с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012 г.) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 50. - Ст. 6242.

5 См.: Федеральный закон от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2206.

6 См.: Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте (утв. ВС РФ 27.04.1993 г. № 4868-1) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 22. - Ст. 784.

7 Указ Президента РФ от 31.03.2011 № 368 "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр" (вместе с "Положением о порядке выплаты стипендий Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр") // Собрание законодательства РФ - .2011. - № 14. - Ст. 1883.

8 См.: Указ Президента РФ от 06.07.2002 г. № 692 (ред. от 30.10.2007 г.) "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам - членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам" (вместе с "Положением о порядке выплаты стипендий Президента Российской Федерации спортсменам - членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам") // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 27. - Ст. 2680 (утратил силу).

9 См.: Указ Президента РФ от 03.12.2003 г. № 1423 (ред. от 19.02.2005 г.) "О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам-инвалидам - членам сборных команд России по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта и их тренерам" // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 49. - Ст. 4756 (утратил силу).

10 См.: "Положение о порядке выплаты стипендий Президента Российской Федерации спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр"). Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 368 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 14. - Ст. 1883.

11 Такой приказ Минспорттуризма официально не опубликован.

12 См.: п. 6 Указа Президента РФ от 31.03.2011 № 368.

13 Приказ Минспорттуризма РФ от 05.04.2011 № 265 "Об утверждении Порядка отбора кандидатов на получение стипендий Президента Российской Федерации по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.04.2011 № 20533) // Российская газета, № 98. - 11.05.2011.

14 Приказ Минспорттуризма РФ от 18.04.2011 № 314 "Об утверждении Порядка отбора кандидатов на получение стипендий Президента Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.05.2011 № 20756) // Российская газета, № 113. - 27.05.2011.

15 См.: "Отраслевое соглашение по организациям Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации на 2012 - 2014 годы" (утв. Минспорттуризмом России, Профсоюзом работников физической культуры, спорта и туризма РФ 21.12.2011 г.). Прошел уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный № 202/12-14 от 15.03.2012 г. (письмо Роструда от 15.03.2012 г. № 885-ТЗ) // СПС "КонсультантПлюс:Законодательство".

16 См.: Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 (ред. от 08.11.2011 г.) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1993. - № 9. - Ст. 328.

17 См.: Федеральный закон от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ (ред. от 03.05.2011 г.) "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 10. - Ст. 964.

18 См.: Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012 г.) "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" // Собрание законодательства РФ 1996. - № 35. - Ст. 4135.

19 См.: Постановление КМ РТ от 19.01.2010 г. № 17 "О государственной поддержке спортсменов и тренеров Республики Татарстан" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2010. - № 8. - Ст. 256.

20 Постановление КМ РТ от 10.06.2005 г. № 262 (ред. от 15.06.2012 г.) "Об учреждении ежемесячных пожизненных государственных пособий" (вместе с "Порядком назначения и выплаты ежемесячных пожизненных государственных пособий спортсменам Республики Татарстан, добившимся выдающихся результатов") // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2005. - № 24. - Ст. 0546.





Смотрите также:
Челышев Михаил Юрьевич
242.34kb.
1 стр.
Школа-лицей №23 Плисов Михаил Юрьевич Калининград 1999г. В 1508г в художественной жизни Венеции произошло примечательноесобытие
377.84kb.
1 стр.
Лекции «Михаил Юрьевич Лермонтов»
144.72kb.
1 стр.
Михаил Юрьевич Лермонтов Маскарад Лермонтов
673.25kb.
10 стр.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Судьба поэта
117.2kb.
1 стр.
Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841)
56.8kb.
1 стр.
История лиги «кэс-баскет»
128.16kb.
1 стр.
Выборы депутатов Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва
1310.88kb.
7 стр.
Основные категории политической науки (Раздел учебного пособия) М. В. Ильин, А. Ю. Мельвиль, Ю. Е. Федоров Полис, 1996, 4, 15
334.4kb.
1 стр.
Челышев Евгений Петрович, академик ран, председатель Научного совета ран по изучению и охране культурного и природного наследия. Цивилизационный путь России: исследовательская программа
47.65kb.
1 стр.
Смолин Михаил Петрович
798.77kb.
3 стр.
Михаил Цибулько
15.17kb.
1 стр.