Главная
страница 1
Примерная программа воспитания и образования школьников средствами туризма и краеведения в общеобразовательном учреждении

на 2011-2015г.г.


пгт Юрья


2011
Цель программы:

Создать систему образования и воспитания на основе изучения родного края с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей воспитанию

патриотов, т.е. молодых людей, любящих свой край, Родину и ответственных за ее будущее.


Задачи:


  1. Воспитание любви к малой родине

  2. Вовлечение в туристско-краеведческую деятельность весь коллектив учащихся, педагогов и родителей.

  3. Введение в образовательный процесс активных форм туристско-краеведческой деятельности

  4. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами туристско-краеведческой деятельности.

Структура программы:

Программа состоит из семи самостоятельных проектов, предполагающих деятельность по различным направлениям школьного туризма и краеведения:

— «Изучаем свой край»;

— «Моя малая Родина»;

— «Интеллект будущего»;

— «Туристское мастерство»;

— «Школьные музеи»;

— «К вершинам творчества»;

— «От результата к результату. От успеха к успеху»;

Проекты взаимосвязаны и являются составными частями общей системы образован




  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Туристско-краеведческая деятельность, как показал анализ, имеет большие возможности для успешной реализации социально-педагогических моделей деятельности, что способствует накоплению детьми опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, осознанному выбору профессии, социализации.

Сроки реализации нового этапа Программы – 2011-2015 гг.

Она состоит из нескольких самостоятельных проектов, предполагающих деятельность по различным направлениям туристско-краеведческой работы на период с 2011по 2015 г. и носит аналитико-проектировочный характер.

Программа состоит из семи самостоятельных проектов, предполагающих деятельность по различным направлениям школьного туризма и краеведения:

— «Изучаем свой край»;

— «Моя малая Родина»;

— «Интеллект будущего»;

— «Туристское мастерство»;

— «Школьные музеи»;

— «К вершинам творчества»;

— «От результата к результату. От успеха к успеху»;

Проекты взаимосвязаны и являются составными частями общей системы образования.

Проект «Изучаем свой край»




Цель проекта: Создание условий для успешной интеграции общего и дополнительного образования для реализации социально-образовательных потребностей личности и государства.

Задачи:

– духовно-нравственное воспитание и развитие личности школьников, формирование гражданской и культурной позиции, подготовка к осознанному выбору будущей профессии и успешной социализации;

– получение дополнительных знаний каждым обучающимся I–XI классов о природе, географии, истории и культуре родного края, способствующих развитию познавательного и профессионального интереса к краеведению;

– обеспечение доступного и качественного общего и дополнительного образования, вариативности и адаптивности, его соответствия запросам детей, их семей.

– выявление ведущих принципов и форм взаимодействия общего и дополнительного образования детей с учётом сложившейся системы дополнительного образования.
Содержание деятельности:

изучение учащимися учебных дисциплин с использованием краеведческих материалов как школьного компонента уроков краеведения;

проведение уроков по предметам в классе и под открытым небом, уроков-экскурсий, уроков-игр;

использование во внеурочной деятельности с привлечением обязательных активных форм познания: экскурсии, походы, экспедиции по изучению родного края;

внеурочная деятельность: экскурсии, походы, экспедиции по изучению родного края;


  • работа объединений дополнительного образования на базе ОУ;

организация прохождения школьниками предпрофильных и элективных курсов по краеведческой тематике;

учебно-тематические экскурсии по предметам школьных программ в областной центр и города РФ.


1.Изучение учащимися учебных дисциплин с использованием краеведческих материалов.

1.1.Уроки краеведения:

Блоки: «Мой дом. Родная школа, ее история, традиции.» 5класс

«Мое село в прошлом, настоящем и будущем» 6класс

«Мой район в прошлом, настоящем и будущем» 7класс

«История Земли Вятской» 8-9классы

1.2.Уроки биологии

Ввести экологический материал по темам:

«Сообщество. Среда обитания. Экологические факторы. Обмен веществ. Красная книга. Заповедники. Заказники. Охрана растений и животных. Культурные растения края. Редкие и охраняемые растения Кировской области. Представители различных семейств растений данной местности. Лекарственные и ядовитые растения края.»

1.3.Уроки географии

6класс Тема «План местности» /Пр.работа: составление плана своей местности/

Тема «Атмосфера» /Пр.работа: организация наблюдения за погодой своей местности/

Тема «Биосфера» /Пр.работа: описание природного комплекса своей местности/

Тема «Евразия» /Пр.работа: описание по типовому плану рельефа, климата, внутренних вод своей местности/

8класс Тема «География Кировской области»

1.4.Уроки русского языка. Подбор текстов для диктантов и изложений на краеведческую тему

1.5.Уроки литературы Изучение произведений кировских поэтов и писателей

5 класс Сказки Л.Дьяконова

6 класс Вятские поэты о Пушкине

Лирика Н.Заболоцкого



7 класс Стихи поэтов Кировской области

Творчество П.Маракулина «Лесная азбука»

Вятские поэты о Пушкине

8класс Вятский край во время пугачевщины

Творчество А.Грина «Алые паруса», «Зеленая лампа»

Поэты Коростелева и Смертина

Лирика Рубцова

Устюгов «Последний патрон»

Ардашев «Рассказы пограничников»

Ситников «Русская печь»

9класс Литература Вятской губернии 18 века

В.А.Жуковский в Вятке

А.С.Пушкин в Вятке

А.И.Герцен в Вятке

Н.В.Гоголь /гоголевские и вятские чиновники. Сравнительная характеристика/

10класс Салтыков-Щедрин

В.Крупин «Великорецкая купель»

Поэзия вятских поэтов

11класс В.Г.Короленко «Чудная» и др.рассказы

Лирика Н.Заболоцкого

Вятские поэты о Великой Отечественной войне»

1.6.Уроки истории

5 класс Вятский край в древности

6 класс Древнейшие жители Вятского края

Борьба вятчан с монголо-татарами

Присоединение Вятки к Московскому государству

Участие вятчан в войне 1606-1607г.г.



7 класс Вятский край в 17-18в.в.

Вятский край в 18в.



8 класс Вятский край в 19в.

9 класс Вятский край в начале 20в.

Вятский край в годы гражданской войны

Вятский край в годы ВОВ

10-11класс Вятский край в период рыночных отношений

1.7. Уроки природоведения

2-3 класс Блоки: Природа своей местности

Летние и осенние явления в природе

Зимние явления в природе

Весенние явления в природе

Использование и охрана природы человеком

Организм человека и охране его здоровья



    1. Введение в историю

3класс Блоки: Моя родословная

Я и мое имя

Название моего села

Родословная вещей

Одежда в разные времена

История и архитектурные памятникм



Результат:

Организация в каждой школе гарантированного, обязательного, обеспечиваемого образовательными программами, процесса получения, расширения и углубления знаний и представлений детей об окружающем мире, осуществляющееся непрерывно в учебной и внеучебной, внешкольной деятельности.

Интегрированность систем общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения обучающимися родного края.

Наличие действующих моделей образовательно-воспитательной системы школ, учреждений дополнительного образования, районной системы образования школьников средствами туристско-краеведческой деятельности.

Получение каждым школьником оптимального объёма знаний о родном крае.


Проект «Моя малая Родина»

Цель проекта: Создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирование профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности.

Задачи:

– выявление, уточнение, углубление, методологическое обоснование реальных возможностей предоставления по желанию обучающихся наиболее полной суммы знаний о родном крае;

– приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

– сохранение исторической памяти;

– воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

– совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.



Содержание деятельности:

Организуется поисково-исследовательская работа по направлениям краеведения, и по заданиям района, которые являются определяющими в организации поисково-исследовательской работы для каждой школы, класса, отдельного школьника. Основные направления поисково-исследовательской работы следующие:

-история образовательных учреждений в перестроечное время / с 1990 по 2011г.г./;

-история закрытых образовательных учреждений;

-династии педагогов;

-история исчезнувших деревень;

-известные люди села / деревни/ в перестроечное время /1990-2011г.г./; умельцы

-история сельскохозяйственных и промышленных предприятий в перестроечное время /1990-2011г.г./

Внутри каждого направления тематика поиска определяется в соответствии с разделами, для которых имеются Примерные программы-ориентиры Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», и областные программы предшествующих лет. Они имеют самостоятельное наполнение и каждая предусматривает образовательную внеурочную деятельность: «Природное краеведение»,«Экономическое краеведение»,

«Историческое краеведение», «Искусствоведческое краеведение»,

«Лингвистическое краеведение»

Исходя из местных условий, накопленных краеведческих материалов, педагогического и творческого потенциала, каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывают коллективные и индивидуальные программы поиска или адаптируют предлагаемые программы к местным условиям.

Программы реализуются в добровольных самодеятельных объединениях детей и взрослых (кружки, клубы, научные общества, научно-исследовательские лаборатории, школы, творческие мастерские, факультативы, экспедиционные отряды, поисковые группы, профильные лагеря и другие объединения школьников) в процессе сбора краеведческих материалов в походах, экспедициях и экскурсиях, в музеях, архивах и библиотеках с использованием репродуктивных, алгоритмических, эвристических и исследовательских методов познания, а также при освоении элективных курсов по краеведческой тематике и учебно-исследовательской деятельности, обучении в районных и областной очно-заочных краеведческих школах.

Результат:

создание программ исследований родного края;

разработка моделей коллективного педагогического и детского творчества применительно к условиям туристско-краеведческой деятельности,

подготовка и выполнение коллективных исследований родного края школьниками в составе различных объединений, впоследствии также и индивидуальных;

выявление в ходе коллективных исследований способных и одаренных детей, склонных к научным краеведческим исследованиям, подготовка их к самостоятельной работе в условиях объединения;

осознанный выбор профессии, связанной с необходимостью изучения родного края;

выбор профессии как результат влияния на личность её деятельности по изучению родного края.

формирование музейных экспозиций и создание школьных музеев.


Проект «Интеллект будущего»

Назначение проекта: Выявление в условиях туристско-краеведческой деятельности потенциально одаренных детей и создание для них специальных педагогических технологий, помогающих адаптироваться не только в предметной творческой деятельности, но и в конкретных ситуациях общения, способствующих развитию плодотворного отношения к учебе, к самому себе и к окружающим.

Цель проекта: Создание оптимальных условий для дальнейшего развития мотиваций личности к познанию и творчеству, обеспечивающих осознанный выбор вариантов и способов удовлетворения образовательных потребностей обучающихся с учётом их интересов, склонностей и способностей.

Задачи:

– консолидация учителей, педагогов дополнительного образования и общественность в деле воспитания и творческом развитии подрастающего поколения;

– развитие творчества детей и воспитание здорового образа жизни;

– создание системы массовых мероприятий, которые будут способствовать максимально возможному вовлечению детей и подростков в различные виды творческой деятельности: туристские походы, экскурсии, экспедиции, конкурсы исследователей родного края, научно-практические конференции, олимпиады по школьному краеведению;

– использование организационных и содержательных возможностей интеграции программ общего и дополнительного образования на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Содержание деятельности: Проект реализуется в процессе индивидуальной творческой деятельности и предусматривает участие в конкурсах, конференциях и олимпиадах по краеведению, научно-практических конференциях, в работе объединений школьников (научные общества, областная очно-заочная краеведческая школа, областная учебно-исследовательская лаборатория «Триз», областная очно-заочная школа юных ориентировщиков).

Под руководством ученых и специалистов школьники пишут творческие работы по избранной теме, участвуют в районных, областных и республиканских научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах, готовятся к поступлению в вузы.



Мероприятия:

-проведение школьного этапа краеведческой олимпиады,

-участие в районном и областном этапе краеведческой олимпиады,

-участие в районной, областной и Всероссийской научно-практической краеведческой конференции

-подготовка исследовательских работ и проектов по заданиям школьного музея.

-привлечение школьников в объединения туристско-краеведческой направленности.



Результат:

— повышение уровня заинтересованности в услугах дополнительного образования потенциально одаренных детей, их родителей и учителей общеобразовательных школ;

— значительный рост прецедентов самоактуализации творчески одаренных детей в условиях дополнительного образования;

— увеличение количества предоставляемых ребенку доступных сфер творческой деятельности;

выявление способных и одаренных школьников, склонных к научным исследованиям, в т.ч. в краеведении.

Проект «Туристское мастерство»

Цель проекта: обеспечение всестороннего развития подрастающего поколения, утверждение здорового образа жизни, создание условий для занятий туристско-краеведческой и экскурсионной деятельностью, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений,

Задачи:

— развитие массовых видов туризма: пешеходного, лыжного, водного, горного, велосипедного;

— совершенствование спортивного мастерства юных туристов;

— привлечение к активным занятиям туризмом учащихся всех возрастов;

— построение системы повышения туристской культуры и здорового образа жизни;

— создание условий для достижения высокого спортивного мастерства, выполнения нормативов значков и разрядов по туризму и спортивному ориентированию;

— укрепление здоровья, восстановление психофизических сил.

Содержание деятельности: Проект предусматривает постепенный рост туристского мастерства школьников. Юные туристы совершают учебные, исследовательские и спортивные походы, приобретают необходимые навыки, выполняют нормативы значков («Юный турист России» и «Турист России») и разрядов, приобщаются к коллективному труду, приобретают умение самостоятельно решать вопросы самообслуживания, оказания доврачебной помощи и организации быта в полевых условиях.

В дальнейшем деятельность направлена на повышение уровня туристского мастерства и выполнение разрядов.

Туристские путешествия организуются с учетом возрастных особенностей школьников:

Школьники I–III классов совершают туристские прогулки;

IV класса — однодневные походы;

V–VI классов — одно-двухдневные походы, выполняют нормативы значка «Юный турист России», юношеских разрядов по туризму;

VII–IX классов — многодневные туристские походы, выполняют нормативы значка «Турист России» и юношеских разрядов;

X–XI классов — многодневные и категорийные туристские походы, выполняют нормативы взрослых разрядов по туризму.



Мероприятия:

-проведение общешкольных Дней здоровья (раз в четверть),

-организация работы туристских и краеведческих кружков, секций ОФП,

-участие в школьном и районном турслете,

-проведение спортивно-массовых мероприятий согласно плана работы,

-проведение согласно графика походов во всех классах:

1-7кл.-«К тайнам природы»

8-11кл.-«Отработка туристских навыков. Выполнение нормативов, краеведческих заданий».

-

Результат:

Внедрение системы воспитания туристской культуры и здорового образа жизни в образовательные учреждения области несомненно скажется положительным образом на здоровье подрастающего поколения, на создании благоприятных условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, будет содействовать удовлетворению потребностей участников образовательного процесса, поможет им оценить себя в аспекте «Я и моё участие в жизни страны», включиться в реальную действительность, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, пройти школу многопланового общения, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.



Проект «Школьные музеи»

Проект состоит из двух частей:

— для обучающихся;

— для организаторов музейной деятельности обучающихся.



«Школьные музеи» — для обучающихся

Цель проекта: Создание в каждом учреждении образования экспозиции музейного типа по истории школы и микрорайона для использовании её возможностей в деле формирования у обучающихся уважения к памяти прошлых поколений земляков, бережного отношения к культурному и природному наследию, их воспитания в духе патриотизма, гражданского самосознания и высокой нравственности.

Задачи:

— выявление, уточнение, углубление, методологическое обосновани­е реальных возможностей создания музейной экспозиции для предоставления знаний о родном крае каждому школьнику в данной местности;

— анализ фактического состояния базы данных по своей местности, динамики и особенностей их пополнения;

— опытно-экспериментальная проверка освоения получаемых знаний в процессе работы на музейной экспозиции;

— выявление путей и средств повыше­ния эффективности процесса получения каждым школьником I–XI классов дополнительных знаний о своём крае на базе музейной экспозиции, устранение проблем управления этим процессом.

Содержание деятельности:

Организация поисково-собирательской деятельности в походах и экспедициях, изучение и описание музейных предметов, создание краеведческих экспозиций; овладение школьниками формами и методами самостоятельной учебно-исследовательской работы; организация экскурсий, вечеров, конкурсов, конференций и других мероприятий; работа музейного ученического самоуправления.

Музей — источник сведений для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения с использованием местного материала. Работа элективных курсов на базе музея по музейным специальностям, памятниковедению, архивному и библиотечному делу, делопроизводству. Ведение элективного курса по учебно-исследовательской деятельности (на фондах музея).

Мероприятия:

-организация работы кружка по архивному делу,

-организация работы Совета музея , Совета ветеранов,

-подготовка паспортизации музея,

-инвентаризация музейных экспонатов,

-участие в районном и областном конкурсе школьных музеев,

-плановое проведение экскурсий в музее,

-проведение походов и экскурсий с целью пополнения экспонатов музея,

-создание сайта музея в ОУ, виртуального музея,

-создание новых экспозиций.

Результат:

— открытие, паспортизация, присвоение звания «Школьный музей» краеведческой музейной экспозиции данной школы;

становление школьного музея как центра образовательно-воспитательного процесса в данном образовательном учреждении;

— овладение школьниками различными приемами и навыками краеведческой, научно-исследовательской и музейной профессиональной деятельности (функции профессионального ориентирования);

— создание комплексов краеведческих материалов в учебных кабинетах и экспозиций музейного типа для использования их в образовательно-воспитательном процессе.

«Школьные музеи» — для организаторов музейной деятельности

Назначение проекта: Сохранение вещественных и документальных памятников, естественным образом собираемых в процессе обучения и воспитания детей, в специальных хранилищах — музеях, создаваемых как структурные подразделения образовательных учреждений, для дальнейшего использования в ознакомлении новых поколений обучающихся с природой историей и культурой родного края.

Цель проекта: Создание сети школьных музеев, охватывающей всю область.

Задачи:

— выявление, уточнение, углубление, методологическое обосновани­е возможностей создания музеев в каждой школе;

— анализ фактического состояния сети школьных музеев своей местности, динамики и особенностей её расширения;

— выявление путей и средств создания музейной сети, проблем управления этим процессом.



Содержание деятельности: Создание сети школьных музеев как результата поисково-собирательной деятельности школьников, смотры работы и паспортизации школьных музеев, сверка фондов школьных музеев, организация профильной подготовки актива, проведение конкурсов по музейным специальностям, дней и недель школьных музеев, обучение в областной очно-заочной краеведческой школе.

Результат:

организация и паспортизация школьных музеев, где их пока нет;



  • расширение сети школьных музеев;

активизация деятельности существующих школьных музеев;

выявление, обобщение, распространение перспективных методик и технологий музейной деятельности;

— создание комплексов краеведческих материалов в учебных кабинетах и экспозиций музейного типа в каждом образовательном учреждении для использовании их в учебно-воспитательном процессе;


  • создание информационного банка данных по музейной деятельности в школах района

Проект «К вершинам творчества»

Ведущая идея проекта — повышение квалификации организаторов туристско-краеведческой деятельности школьников. Успешность туристско-краеведческой работы зависит от профессиональной компетенции учителей, педагогов дополнительного образования, от их стремления к профессиональному росту. Постоянное обновление знаний — важнейшая сторона профессиональной деятельности педагога.



Назначение проекта: Воспитание позитивного отношения педагогических работников образовательных учреждений области к туристско-краеведческой работе и побуждение их постоянно совершенствовать свою подготовку;

Цель: Создание условий для подготовки грамотных и квалифицированных организаторов туристско-краеведческой деятельности в школе, районе, области.

Задачи: — выявление, уточнение, углубление, методологическое обосновани­е возможностей подготовки кадров;

— анализ фактического состояния кадровой подготовки, динамики и особенностей её расширения;

— выявление путей и средств создания системы подготовки кадров туристско-краеведческой направленности, устранение проблем управления этим процессом.

Содержание деятельности:

Организация подготовки кадров: плановые семинары, семинары-практикумы, окружные экспресс-совещания, творческие лаборатории, мастер-классы, туриады, соревнования.

Создание пакета методических рекомендаций по организации различных форм туристско-краеведческой деятельности школьников и разработке технологий воспитания на основе изучения родного края (для педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных школ); составление образовательных программ, способствующих развитию интеллектуальной, творческой и социальной способностей детей, моделей развития коллективного педагогического и детского творчества.

Результат: — расширение профессионального самосознания обучаемых педагогов;

— коррекция личностных качеств и умений;

— включение педагогов в работу по самообразованию, самовоспитанию, самоконтролю;

— приобщение их к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных методик;

— разработка и издание серий методических рекомендаций, пособий, организация методических семинаров, лабораторий, творческих мастерских;

— подготовка информационно-методической литературы по туристско-краеведческой работе;

компетентность кадрового состава, повышение интереса взрослых к самовыражению посредством их активного участия в областных массовых туристско-краеведческих мероприятиях.

Проект «От результата к результату. От успеха к успеху»

Туристско-краеведческие мероприятия — главная часть системной и целенаправленной работы образовательных учреждений по развитию детского туризма, школьного краеведения и экскурсий как непрерывного процесса, охватывающего весь календарный год. Принцип преемственности организации и участия в них по системе: «образовательное учреждение — район — область — страна».

Массовые туристско-краеведческие мероприятия способствуют максимальному вовлечению обучающихся в различные виды творческой и спортивной деятельности, выявлению одаренных и талантливых школьников. Они становятся активными участниками событий и проходят школу общения, познания и взаимопонимания. Через систему массовых туристско-краеведческих мероприятий проводится организованная работа по интеграции основного и дополнительного образования. Подготовка к ним побуждает детей самостоятельно заниматься с дополнительной литературой, каталогами, справочниками, краеведческими исследованиями, совершать туристские походы и экскурсии.

Назначение проекта: Предоставление обучающимся возможности получить оценку своей работы по изучению родного края на всех уровнях подведения итогов туристско-краеведческой деятельности.

Цель проекта: Укрепление вертикали системных итоговых контрольных массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.

Задачи:

— выявление и обосновани­е реальных возможностей проведения максимума итоговых туристско-краеведческих массовых мероприятий в районе;

— анализ условий для проведения итоговых мероприятий в полном объёме;

— мониторинг и повыше­ние эффективности процесса подведения итогов и контроля туристско-краеведческой деятельности



Содержание деятельности: Организация и проведение итоговых массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности: конкурсов на лучшее туристское путешествие, комплексных туристских соревнований и слетов, соревнований по видам туризма и ориентирования, краеведческих конкурсов «Вятская деревня», «К сокровищам Вятской природы», открытых конкурсов исследовательских работ учащихся по краеведению, научно-практических конференций, олимпиад по краеведению, тематических и творческих вечеров. Подведение итогов предпрофильной подготовки и профильного обучения с использованием средств туристско-краеведческой деятельности.

Контроль освоения проекта:

Участие в итоговых массовых мероприятиях: первого уровня — всех классов или объединений данного образовательного учреждения в соответствии с указанным возрастом; второго уровня — всех или большинства школ района. Наличие творческого содружества с различными общественными организациями и творческими коллективами; независимая оценка профессионализма в подходе к проведению мероприятий;



Результат:

— создание вертикали системных контрольных итоговых массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности;

— использование в образовательной деятельности разнообразных форм массовой работы в соответствии с возрастными группами и психологическими особенностями детей и подростков.

— развитие инициативы и самостоятельности школьников;



— создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых школьников, их дальнейшего интеллектуального развития, профильной и профессиональной ориентации

— соединение педагогических принципов обучения и воспитания с практической деятельностью.


Смотрите также:
Программа воспитания и образования школьников средствами туризма и краеведения в общеобразовательном учреждении
203.05kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание школьников средствами краеведения на уроках английского языка
370.29kb.
3 стр.
Изменения и дополнения в Устав общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №10
110.75kb.
1 стр.
«Организация активного отдыха школьников средствами туризма и краеведения»
39.36kb.
1 стр.
Начальник управления образования
96.44kb.
1 стр.
Утверждено
1026.28kb.
5 стр.
Образовательная программа школы составлена на основе важнейших положений: Закона РФ «Об образовании»
225.99kb.
1 стр.
Программа по духовно нравственному воспитанию младших школьников «Птица счастья»
205.95kb.
1 стр.
Отчет о содержательной деятельности в Муниципальном общеобразовательном учреждении
98.16kb.
1 стр.
Секция краеведения и туризма Сочинского отдела Русского географического общества Сочинский краевед Выпуск 2 Сочи, 1998
468.93kb.
3 стр.
О муниципальном общеобразовательном учреждении
173.42kb.
1 стр.
Информация об общеобразовательном учреждении
1083.47kb.
6 стр.