Главная
страница 1
Распределение талантов и качество институтов в России

 
Михаил Алексеев

профессор экономики Университета Индианы (США)
Григорий Андрущак

к.э.н.,


заведующий Лабораторией анализа

и моделирования институциональной динамики (ЛАМИД)

НИУ ВШЭ
Тимур Натхов

к.э.н., доцент

кафедры институциональной экономики

НИУ ВШЭ
Леонид Полищук

к.э.н., профессор,

заведующий Лабораторией прикладного анализа

институтов и социального капитала (ПрИиСК)

НИУ ВШЭ


 
Одним из важнейших механизмов влияния институтов на экономическое развитие является выбор экономических агентов между производительной или непроизводительной деятельностью (Baumol, 1990; Murphy, Shleifer, Vishny, 1991). В частности, на межстрановых данных было установлено, что качество институтов верховенства закона влияет на выбор молодыми людьми будущей профессии (Натхов, Полищук, 2011). В случае неудовлетворительной защиты прав собственности более предпочтительными оказываются специальности, связанные с юриспруденцией и государственным управлением; в странах с высоким индексом верховенства закона более предпочтительными оказываются инвестиции в естественнонаучные и инженерные знания. В предложенном докладе наличие такой связи подтверждается с использованием российских данных, когда единицами наблюдения являются регионы России. Предпочтения, отдаваемое российской молодежью юридическим специальностям и государственному управлению, отражают общие для страны проблемы институциональной среды; в то же время качество институтов и распределение студентов по специальностям заметно варьируются между регионами, что позволяет анализировать и эмпирически оценивать связь между институтами и распределением талантов на региональном уровне.

Анализ такой связи на российских региональных данных обладает двумя важными преимуществами по сравнению с межстрановыми исследованиями. Во-первых, в таком случае меньше опасность «пропуска существенных переменных» (omitted variables bias), и во-вторых, есть возможность использовать результаты ЕГЭ, характеризующие способность и уровень подготовки абитуриентов, и тем самым проанализировать влияние институтов не только на выбор профессий вообще, но и на предпочтение наиболее одаренной когорты молодых людей, которая во многом предопределяет темпы и направление экономического развития.

Эмпирическая стратегия работы выглядит следующим образом. На начальной стадии исследования мы проверяем гипотезы о связи качества институтов (в том числе условий для ведения бизнеса) и долей молодых людей, поступающих в вузы на различные специальности (по выборке из 82 регионов России). Мы находим, что индекс качества институтов статистически значимо положительно коррелирует с долей абитуриентов естественнонаучных и инженерных специальностей – чем выше индекс (выше уровень законности и правопорядка), тем больше людей выбирают данные специальности. Отрицательно индекс качества институтов связан с долей абитуриентов юридических факультетов. Указанные взаимосвязи устойчивы при контроле на отраслевую структуру экономики, уровень образования, доходы и уровень неравенства в регионе.

Кроме того, мы тестируем гипотезы о влиянии институтов на выбор наиболее способных абитуриентов. Абитуриенты с наибольшими баллами ЕГЭ в среднем предпочитают обучение гуманитарным и социальным наукам. Однако улучшение качества институтов в регионе увеличивает долю способной молодежи, поступающей на естественнонаучные специальности.



Наш анализ заставляет по-новому взглянуть на проблемы высшего образования в России. В дебатах о модернизации российской высшей школы основное внимание уделяется проблеме качества образования, т.е. факторам, находящимся на стороне предложения. Мы обращаем внимание на неблагополучие спроса на высшее образование, где непропорционально представлены, в частности, специальности государственного управления. Ключ к устранению подобных диспропорций находится в институциональных реформах, защищающих права собственности и создающих благоприятные условия для производительных инноваций. 


Смотрите также:
Распределение талантов и качество институтов в России Михаил Алексеев
28.72kb.
1 стр.
Алексеев михаил Павлович
77.42kb.
1 стр.
Панельная дискуссия «Качество архитектуры – качество жизни» Спикеры дискуссии: Михаил Мамошин – архитектор, руководитель «Архитектурной мастерской Мамошина»
39.26kb.
1 стр.
Литература и публицистика алексеев С. П
76.01kb.
1 стр.
Юрий Осипов: Это безумие ломать сложившуюся систему организации науки в России
134.8kb.
1 стр.
Технология производства свинины на комплексах
34.31kb.
1 стр.
Михаил Николаевич Алексеев Карюха Дилогия – 1
976.65kb.
6 стр.
Алексеев, О. А. Владимирец : стихотворение / Алексеев Олег Алексеевич // Вчера и сегодня, ХХ век: антология псковской литературы. Псков, 2001. С. 14. О. А. Алексеев род в 1934 г в с. Владимирец Островского р-на Артемьев, А. Р
50.59kb.
1 стр.
Я зубочелюстного аппарата
33.97kb.
1 стр.
Курсовая работа Тема: «Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике. История развития экономических институтов в России»
390.16kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «География России. Население и хозяйство»
1080.23kb.
5 стр.
Конкурса детских талантов «Цветок курая»
48.79kb.
1 стр.