Главная
страница 1 ... страница 13страница 14страница 15страница 16страница 17

Формулы правильной речи


Они могут использоваться ведущим изолированно и в тексте «Волшебного сна».

Ведущий:


«Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре

Ясно, четко говорим, потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!

И легко нам говорить, и не хочется спешить.

Так спокойно, так приятно. Говорим — и всем понятно.

Как показал опыт, систематические сеансы релаксации эффективны для детей, они помогают ребятам стать более спокойными и работоспособными, способствуют созданию радостной и свободной обстановки на занятиях.



Приложение 3

Комплекс «Сухое умывание»
Данный набор упражнений является средством для активизации биологически активных точек и рефлексогенных зон организма, способствует повышению жизненного тонуса, стимуляции иммунитета, а также способом снятия физического и психоэмоционального напряжения. Комплекс можно выполнять полностью (лучшее время – утром на рассвете или вечером на закате Солнца) или использовать отдельные его элементы по мере надобности в течение дня с целью скорейшего восстановления работоспособности. Упражнение можно выполнять в положении стоя, ноги чуть шире плеч, носки врозь или сидя на стуле, спина расслаблена, ноги не скрещены.

  1. «Сухое умывание» («С.У.») рук. Согласно принципам китайской традиционной медицины кисти рук являются начальными участками трех симметричных энергетических меридианов ян, идущих от кистей рук к голове, и конечными участками трех симметричных меридианов инь, идущих от груди к кистям. Выполняется разогревание кистей взаимным растиранием, а затем – «умывание» их. Эти круговые движения точно повторяют те, что мы делаем, намыливая руки и затем смывая с них мыло под струей воды. Таких движений выполнить 10 и более циклов на каждой руке. Подобное правильное и старательное растирание кистей помогает при частом замерзании их, что, как правило, связано с нарушением кровообращения в капиллярах, помогает восстановить двигательную активность кистей после паралича, способствует избавлению от озноба кистей, выражающегося в ощущении «мурашек» или покалываний.

  2. С силой сжать кисти в кулаки, разжать их, расслабить (10-20 раз).

  3. Массирование точки хэ-гу, находящейся у угла межпястных сочленений большого и указательного пальцев рук (1,5 – 2 мин).

  4. «С.У.» лучезапястных суставов кольцевым захватом или приемом» пиления» ребром ладони.

  5. «С.У.» предплечий и плечей: кистью левой руки обхватить с внутренней стороны запястье правой руки и с усилием вести ладонью вверх к плечу по внутренней стороне правой руки. Затем обвести ладонью правое плечо и двигаться с усилием вниз, по направлению к кисти, по внешней стороне правой руки. Bыполнить то жe на левой руке. Каждое движение повторить по 10 раз.

  6. «С.У.» локтевых суставов.

  7. «С.У.» плечевых суставов.

  8. Энергично растерев ладони, выполнить «С.У.» лица и волосистой части головы движением ладоней от подбородка вверх к макушке (вдох) и далее вниз (выдох), развернув ладони тыльной стороной на затылочных буграх и далее - к подбородку (10 раз).

  9. Встречными растирающими движениями подушечек пальцев массировать затылочные бугры и, обнаружив болезненные точки, проработать их особенно тщательно. Такое массирование помогает снизить давление. При повышенном артериальном давлении число таких движений можно увеличить до 30-70 раз.

  10. Подушечками пальцев иди кончиками ногтей, легкими круговыми движениями размять волосистую часть головы 10-20 раз.

  11. Ладони на висках, пальцы веерообразно охватывают голову. Сделать 10 круговых движений ладонями вперед и 10 движений назад.

  12. He меняя положения рук сдвигать кожу головы вперед и назад. Поместить ладони на лоб и на затылок и сдвигать кожу головы в другом направлении (по 10 раз). Как считают китайские специалисты, «мытье головы» способствует подъему вверх энергии ян-ци, «гармонии ста артерий», не дает стареть ци и крови. Люди, в течение длительного времени практикующие «мытье головы», до самой старости сохраняют свежий цвет лица, у них не образуются морщины.

  13. Наложив пальцы на лоб, выполнить продольную и поперечную растяжку кожи лба (по 10-15 сек).

  14. «С.У.» глаз: подушечками пальцев выполнить круговые движения вокруг глаз от переносицы по надбровным дугам к вискам и обратно от висков к переносице по нижнему краю глазниц (10 раз).

  15. Щипковым захватом подушечками большого и указательного пальцев перемещать вертикальную и горизонтальную кожную складку от переносицы к вискам (4-6 раз).

  16. Глаза закрыты. Bpaщение глазными яблоками по часовой стрелке («раскручивая спираль») и против часовой стрелки, («скручивая спираль»). Повторить 4-6 раз.

  17. Глаза закрыты. Медленно поднять глаза ввepx, медленно опустить вниз, медленно повернуть глаза влево и вправо, не меняя положение головы по 4-6 раз в каждом направлении.

  18. Глаза закрыты. Представить предмет, находящийся перед самым лицом. Меняя напряжение мышц глаз, «провожать взглядом» удаляющийся предмет, а затем – «следить» за его приближением (6-10 раз).

  19. Открыть глаза, быстро и часто поморгать в течение 15 сек.

  20. «С.У.» носа - боковыми поверхностями больших пальцев энергично растереть крылья и спинку носа (10-15 сек).

  21. Круговые движения подушечками пальцев вокруг ноздрей (10-15 сек).

  22. Средним пальцем правой руки массировать точку, находящуюся по средней линии лба выше переносицы - «третий глаз» (10-15 сек).

  23. Массаж точек, находящихся по обе стороны от переносицы, самых выступающих участках над гайморовыми пазухами (10-15 сек).

  24. Массаж точек, находящихся, у основания крыльев носа (10-15 сек).

  25. «Сухое полоскание» рта: надуть щеки, выполнить движения, напоминающие полоскание.

  26. С сомкнутыми губами выполнить энергичное постукивание зубами.

  27. «С.У.» подбородка: указательным и большим пальцами обеих рук выполнить легкие движения, растягивающие кожу в направлении от подбородка к ушным раковинам (4-6 раз).

  28. Энергичное массирование всей поверхности ушных раковин (10-15 сек).

  29. Указательными пальцами обеих рук выполнить вибрацию в слуховых проходах.

  30. Пальцы положить на затылок, ладони - на ушные раковины. Произвести постукивания пальцами по затылку (10-15 сек).

  31. Руки в прежнем положении. Ладони плотно прижать к ушным раковинам и резко отпустить (4-6 раз).

  32. «С.У.» ног: энергичное растирание боковой поверхности ног в направлении вверх-вниз (10-15 сек).

  33. Скользящие движения ладонями рук в направлении от больших пальцев ног вверх по передней поверхности до тазобедренных суставов (вдох) и далее - по задней поверхности к пятке (выдох).

  34. «С.У.» коленных суставов ладонными поверхностями кисти.

  35. «С.У.» голеностопных суставов.

Приложение 4

Упражнения для проведения рефлексии - свеча
«Свеча - прошедшая тренировка». Ребята садятся в круг и, передавая свечку, друг другу, рассказывают по очереди, как прошла для них тренировка, ее оценка, что получилось, что нет.

«Свеча – желание». Передавая свечку по кругу, к обычной оценке тренировки можно добавить свои пожелания на завтра. Можно начать словами: «Я бы хотела, чтобы завтра…».

«Свеча – спасибо». Все садятся в круг, передают друг другу свечу, оценивают тренировку или прошедшие соревнования и каждый может поблагодарить любого человека из круга: «Я хотела бы сказать спасибо…за то, что…».

«Звезды». На вырезанных из картона звездах, заранее пишутся темы для обсуждений: «Чего я боюсь?», «Моя мечта», «Из-за чего бы я заплакал?», «Если бы я был волшебником». Каждый участник выбирает себе звезду, и после небольшого обдумывания, раскрывает свою тему. Затем эту тему можно обсудить всем вместе.

«Золотой стул». Каждый ребенок может сесть на «золотой» стул и о нем будут говорить только хорошее.

«Девиз на соревнование (тренировку)». Каждый участник пишет на листе бумаги свой девиз, которым он руководствуется, когда выступает на соревнованиях или идет на тренировку, затем все вместе обсуждают, что же для нас главное на соревновании или на тренировке, к чему мы стремимся и т. д.

«Чемоданчик в дорогу». В волшебный чемоданчик накануне отъезда на соревнования (или с соревнований домой) в другой город можно положить что угодно, и оно сохранится в неизменном виде. Каждый выбирает по три вещи, которые он бы хотел увезти с собой: друга, вкусности, поддержку…

«Жаль, что его нет». Все участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом. Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы этих детей не было бы в их секции.

«Банка беспокойств». Особенно эффективно накануне соревнований, каждый ребенок пишет или рисует на листочках свои тревоги, волнения (слово страх не употреблять) - уложили, упаковали. Педагог забирает листочки и складывает их в банку, но до этого дети делятся эмоциями, что чувствовали, когда рисовали. Педагог говорит: «Секрет банки в том, что вы отдали ей свои волнения. Я убираю эту банку, у вас нет опасений. Тут у вас тренер, друзья и все теперь осуществится».

«Лифт времени». Нужно вспомнить и рассказать о любых трех важных, запомнившихся событиях в жизни: подарок на день рождения, первое выступление, особенная тренировка… Почему тебе запомнились именно они?



«Дерево». В уголке можно поместить стволы деревьев без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждой тренировки на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день были самыми - самыми, например, Настя организовала ребят на уборку раздевалки, Лена помогла освоить новые элементы девочкам, Сима провела тренировку у малышей.

Приложение 5

Упражнения на снятие психологического напряжения после тренировки
«Дождь». Вожатый начинает растирать ладошки, дети по очереди подключаются за ним. Пошел мелкий дождь – хлопаем одним пальцем по ладошке. Дождь усиливается – хлопаем двумя пальцами по ладони. Стал еще сильнее – тремя пальцами, пошел сильный дождь – четыре пальца, сильный ливень – всей ладонью. И вот дождь стал стихать. Упало четыре капли, три капли, две, одна дождь закончился.

«Хлопки». Дети все вместе хлопают какой-нибудь ритм «Гол…гол…»

«Стряхни». Представьте себе собачку, которая только что вышла из воды и стряхивает с себя воду. Стряхните с себя всю усталость, все неприятности. Потрясите всеми частями тела.

«Аплодисменты по кругу». Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.



«Спасибо за приятное занятие». Инструкция: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятный день!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятный день!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

«Сигнал». Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

«Рука на руку». Участники стоят по кругу. Вожатый первым протягивает руку в центр круга, вправо каждый ребенок по очереди кладет поверх его руки свою. Когда доходят до вожатого, он кладет свою левую руку поверх всех рук и каждый ребенок по очереди. Когда все руки протянуты в круг – можно прокричать «мы едины», «рука на руку», «всем успеха» или что-то другое и расцепить руки.

Приложение 6

Упражнения на сплочение коллектива
«Кресло» - ведущий просит всех участников встать в круг, затем повернуться направо, взяться за пояс стоящего впереди человека и сделать всем вместе, в ногу, два шага – правой, левой. Затем ведущий просит дотянуться до стоящего через одного впереди человека, взять его за пояс и снова сделать два шага – правой, левой. Необходимо следить за тем, чтобы участники во время выполнения упражнения не разворачивали корпус внутрь круга, а стояли четко радиально (т.е. левым боком в круг) и точно друг за другом. Затем участники должны дотянуться до третьего впереди стоящего человека, пройти в таком положении два шага – правой, левой и затем присесть. Если упражнение выполнено правильно, то в результате, каждый участник окажется удобно сидящим на коленях у своего соседа, т.е. в «кресле». Упражнение проходит, как правило, очень весело, налаживается телесный контакт между участниками.

«Пенек» - для проведения этого упражнения нужен либо настоящий пень, либо имитирующий его предмет, например прочная табуретка. Суть задания заключается в том, что ВСЯ группа любым способом должна оказаться на этом пеньке (т.е. встать на него) и продержаться на нем в равновесном состоянии 10 секунд. Упражнение довольно сложное по физическим нагрузкам и требует от команды остроумного решения и слаженности действий.

«Узкая дорожка» - очень интересное упражнение, позволяющее также выявить лидера. Участникам игры объясняют, что они оказались на узкой дорожке, по которой могут идти несколько ног (если участников 12, то ног – 8-9). Дается 3 минуты на обсуждение, и дети выполняют задание как могут. Иногда бывают очень оригинальные решения, тем более что ничего не сказано о том, что нельзя идти руками.

«Свеча» - упражнение проводится в кругу. Все участники стоят тесно - плечом к плечу лицом в круг. Один из участников находится внутри круга, в центре: он – свеча. Его задача – довериться группе, задача группы – оправдать доверие и оказать поддержку. Свеча закрывает глаза и, не сгибая ног, падает назад. Группа, мягко амортизируя, ловит его ладонями и передает из рук в руки по кругу, так, что его ноги стоят в одной точке, а корпус движется в разных направлениях по кругу. Каждый участник группы должен побывать внутри круга в роли свечи. Задача ведущего настроить участников на очень доброе, ласковое, внимательное отношение друг к другу, передавать свечу по кругу нужно мягко, бережно, деликатно, стараясь, чтобы он почувствовал себя комфортно, как в детстве на руках у мамы. В упражнении «Свеча» требуется теплота и душевность, создание камерного, уютного, маленького мира.

«Геометрия вслепую» Упражнение на бесконфликтное общение: выявляет лидеров-организаторов в группе и учит слушать и слышать других, учитывать их мнение.

Для проведения этого упражнения необходима веревка, связанная в кольцо диаметром 2-2,5метра, повязки на глаза по количеству участников тренинга. Упражнение начинается с того, что ведущий просит группу надеть повязки, но не надвигать их на глаза. Встать в круг и взяться всем за связанную в кольцо веревку. Затем повязки надвигаются на глаза, и объявляется задание: натянуть веревку так, чтобы получилась а) правильная окружность; б) квадрат; в) равносторонний треугольник.

При необходимости после упражнения можно провести его обсуждение, обратив особое внимание на стиль и манеру общения участников, на способы согласования и принятия решений.

«Меткий стрелок». Упражнение на развитие невербальных способов общения.

Реквизит: небольшая деревянная палочка (карандаш, шариковая ручка), к которой привязаны тоненькие веревочки длиной 2,5-3метра 10-12 штук (по количеству участников) и бутылка с узким горлышком.

Задача участников, взявшись за кончики веревочек поднять карандаш и опустить его в бутылку, разговаривать при этом запрещено. Упражнение требует сосредоточенности, терпения, внимания друг к другу и слаженных действий всей команды.

«Огненная река» - это упражнение очень похоже на хорошо известную детскую игру «Перейди болото», в которой ребятам предлагается, перепрыгивая с «кочки» на «кочку», преодолеть препятствие. В нашем упражнении тоже есть препятствие, которое нужно преодолеть – это Огненная река – ширина которой 3-4метра, есть «кочки» - волшебные огненные кувшинки (их роль выполняют листы картона), наступая на которые можно преодолеть реку и не сгореть. Отличие и сложность «Огненной реки» заключается в том, что перейти её можно только «в связке», т.е. всей группой, причем только особенным образом: в Огненной реке растут кувшинки. Начиная выполнять упражнение, группа выстраивается в колонну друг за другом (гуськом), все берутся за руки. Первый человек начинает движение, шагая с кувшинки на кувшинку, следующий идет за ним след в след таким образом, чтобы ни на одну секунду, ни одна кувшинка не оставалась свободной, т.к. если это произойдет, то кувшинка исчезнет. Получается, что группа идет непрерывной цепью, и на каждой кувшинке одновременно находятся две ноги: впереди идущего и следующего за ним человека. Если цепь прервалась, задание выполняется заново. Упражнение тренирует коммуникативные навыки, наглядно демонстрирует зависимость результата работы группы от действий каждого отдельного её члена.

«Слепой и поводырь». Упражнение на развитие невербальных способов общения, на доверие к партнеру: разыгрывается ситуация где один отвечает за всех и все зависят от действий одного.

Для выполнения упражнения группа должна выбрать «поводыря» - человека, которому все доверяют. Все остальные, надев повязки, превращаются в слепых и выстраиваются в колонну за поводырем, положив правую руку на плечо впереди стоящего партнера. Когда группа надела повязки ведущий выстраивает в аудитории, на пути следования группы, всевозможные препятствия: бревно, упавшее на тропу (лавочка), низкий свод пещеры (палка горизонтально пола на высоте 1,5м.) и др.

Итак, поводырь ведет группу «слепых» и «немых» по дороге, полной опасностей. Общение на языке жестов: если препятствие внизу и нужно перешагнуть поводырь хлопает по ноге сзади идущего, а тот передает следующему, если препятствие наверху и нужно наклониться, поводырь хлопает по руке. Самая распространенная ошибка при выполнении задания заключается в том, что сигнал о препятствии передают не постепенно, по мере его прохождения, а сразу (получил-передал), в результате те, кто находятся в хвосте колонны, получают сигнал раньше, чем нужно, когда до препятствия еще далеко.

Упражнение очень сложное, но и очень интересное. В идеале каждый участник должен попробовать себя в роли «поводыря», т.е. взять на себя полную ответственность за всю группу.



«Скала» - упражнение, где каждый отвечает за каждого. Реквизит: длинная, узкая спортивная скамейка. Сюжет: группа, находясь в горах, попала в экстремальную ситуацию – нужно пройти по очень узкому карнизу (сзади отвесная скала, впереди пропасть), идти друг за другом нельзя, можно только передавать друг друга из рук в руки как по конвейеру: т.е. один участник идет по карнизу вдоль всей группы, а группа его поддерживает, затем следующий и так далее.

Карниз - спортивная скамейка устанавливается вплотную к стене, на нее встает вся группа спиной к стене – лицом к «обрыву» и начинает прохождение. Если кто-либо из участников не удержался и «упал в пропасть» задание выполняется заново – каждый человек – это великая ценность, мы не можем потерять ни одного!



<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка Анализ соревновательной деятельности фехтовальщиков на саблях
1097.99kb.
7 стр.
Программа предназначена тренерам-преподавателям дюсш, сдюсшор, педагогам дополнительного образования, а также студентам, получающим образование в данной области
2301.12kb.
17 стр.
Маоу дод сдюсшор №2 на март 2011 года Организационно методическая работа №
37.56kb.
1 стр.
Система вещей в антропологической перспективе
3968.63kb.
16 стр.
Организация работы спортивного комплекса «Нижегородец»
107.98kb.
1 стр.
Программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Гатчинская дюсш №1»
1532.33kb.
8 стр.
Методические рекомендации Алексей Степанович Хомяков и Тульский край в помощь педагогам дополнительного образования
361.29kb.
4 стр.
Государственное автономное учреждение Республики Коми
233.76kb.
1 стр.
Программа по лыжным гонкам. Программа для дюсш, сдюсшор и швсм под ред. Квашук П. В. и др
44.98kb.
1 стр.
Программа учебного курса
119.99kb.
1 стр.
Фотография как искусство
9.01kb.
1 стр.
Сборник упражнений по спортивному ориентированию Методическое пособие
193.21kb.
1 стр.