Главная
страница 1 ... страница 12страница 13страница 14страница 15страница 16страница 17

Методические указания

Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делится на три этапа:

1-й — мышечная релаксация по контрасту с напряжением;

2-й — мышечная релаксация по представлению, внушение состояния покоя и расслабленности;

3-й — внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.

На 1-м этапе ведущий объясняет детям, что такое поза покоя. Цель новой игры, описание необходимых действий. Текст дан рифмованными фразами, которые дети не повторяют вслух. Интонация, медленный темп речи ведущего должны способствовать появлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя.

Предполагается, что в конце 1-го этапа дети научатся расслаблять мышцы рук, ног, корпуса, шеи и живота.

На 2-м этапе можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия.

Голос ведущего должен быть негромким, успокаивающим, речь — четкой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения. Внушение проходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения, которых он добивается у детей. Практика показала: выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому особенно в первое время следует напоминать детям: «Команды выполнять точно, раньше времени глаза открывать нельзя». Последние фразы (выведенные из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее.

К концу 2-го этапа ведущий вызывает у детей образное представление о расслабленности и спокойствии: предлагается вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка. Что бы усилить состояние релаксации, в сеанс внушения вводится сравнение «мы лежим на травке, на зеленой, мягкой травке...».

Релаксация по представлению подводит ребенка к тому, что он сам сумеет расслабиться, успокоиться, т. е. к возможности саморегуляции.

На 3-м этапе расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Повторяются уже известные детям формулы и вводятся новые, направленные на формирование навыков правильной речи. Уделяется внимание технике речи («Звук ударный выделяем, четко паузы соблюдаем. Всегда ясно говорим, никогда мы не спешим...»).



Как принять возу покоя

Ведущий: «На наших занятиях мы будем учиться экономно расходовать свои силы. Силы нужны человеку, чтобы играть, думать, заниматься спортом, правильно говорить, писать, считать. Чтобы хорошо работать, нужно уметь и хорошо отдыхать!

Сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку, руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим. Это поза покоя. Все занятия мы будем начинать с позы покоя».
Упражнения для расслабления рук, ног, корпуса по контрасту с напряжением

«Олени». Ведущий показывает и объясняет: «Представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя». (Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами, затем проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка). «Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени. Расслабились руки. Слушайте стихи и повторяйте упражнения:

А сегодня мы — олени,

Ветер рвется нам навстречу.

Ветер стих, расправим плечи,

Руки снова на колени.

И теперь — немного лени...

Руки не напряжены и расслаблены.

Знают девочки и мальчики:

Отдыхают все их пальчики».

«Загораем». Ведущий показывает и объясняет: «Представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, ноги и руки поднимаем, держим... Ноги и руки устали. Опускаем. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте, как я:

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем,

Выше руки поднимаем.

Держим, держим, напрягаем...

Загорели! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол, руки — на колени.)

Ноги не напряжены,

Руки не напряжены и рассла-а-блены».



«Кораблик». Ведущий показывает и объясняет: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширине плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклонится вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: прижмите левую ногу, тело наклонится влево, правая нога расслабится. Слушайте и делайте, как я:

Стало палубу качать — ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую — расслабляем!

Сядьте и слушайте:

Снова руки на колени, а теперь немного лени...

Напряженье улетело и расслабилось все тело...

Наши мышцы не устали и еще послушней стали».

Упражнение для расслабления мышц живота


«Шарик». Ведущий показывает и объясняет: «Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются.

Выдохнули воздух — будто шарик лопнул. Живот расслабился. Слушайте и делайте, как я:

Вот как шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул — выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, вольно, глубоко».

Упражнение для расслабления мышц шеи


«Любопытная Варвара». Ведущий показывает и объясняет: «Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я: Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед, тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и рассла-а-блена.
Упражнения для расслабления мышц речевого аппарата — губ, челюстей и языка

Упражнения проводятся аналогично предыдущим. Образы и техника релаксации подсказываются рифмованным текстом.



«Лягушки».

Вот понравится лягушкам:

тянем губы прямо к ушкам!

Потяну — и перестану, но нисколько не устану.

Губы не напряжены и расслаблены.

«Орешек».

Зубы крепче мы сожмем,

а потом их разожмем.

Губы чуть приоткрываются,

все приятно расслабляются.

«Горка».

Кончик языка внизу,

язык горкой подниму.

Спинка языка тотчас станет горочкой у нас!

Я растаять ей велю —

напряженья не люблю.

Язык на место возвращается

и приятно расслабляется.


Общее мышечное и эмоциональное расслабление

Игра «Волшебный сон» проводится после каждого упражнения по расслаблению, а в дальнейшем — как самостоятельная игра, цель которой — релаксация для мобилизации. По усмотрению ведущего используется текст целиком или частично.

Ведущий:


«Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть,

Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая, очень легкая, простая.

Замедляется движенье, исчезает напряженье.

И становится понятно: расслабление приятно.

Реснички опускаются, глазки закрываются...

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

Будто мы лежим на травке... На зеленой мягкой травке...

Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.

Жарче солнышко сейчас, ноги теплые у нас.

Дышится легко, вольно, глубоко.

Губы теплые и вялые, но нисколько не усталые.

Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляется.

И послушный наш язык быть расслабленным привык».

Громче, быстрее, энергичнее:

«Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.

Крепко пальцы сжать в кулак,

И к груди прижать — вот так!

Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!

Распахнуть глаза пошире — раз, два, три, четыре!»

Дети встают, хором вместе с ведущим произносят:

«Веселы, бодры, и снова мы к занятиям готовы».




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка Анализ соревновательной деятельности фехтовальщиков на саблях
1097.99kb.
7 стр.
Программа предназначена тренерам-преподавателям дюсш, сдюсшор, педагогам дополнительного образования, а также студентам, получающим образование в данной области
2301.12kb.
17 стр.
Маоу дод сдюсшор №2 на март 2011 года Организационно методическая работа №
37.56kb.
1 стр.
Система вещей в антропологической перспективе
3968.63kb.
16 стр.
Организация работы спортивного комплекса «Нижегородец»
107.98kb.
1 стр.
Программа муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Гатчинская дюсш №1»
1532.33kb.
8 стр.
Методические рекомендации Алексей Степанович Хомяков и Тульский край в помощь педагогам дополнительного образования
361.29kb.
4 стр.
Государственное автономное учреждение Республики Коми
233.76kb.
1 стр.
Программа по лыжным гонкам. Программа для дюсш, сдюсшор и швсм под ред. Квашук П. В. и др
44.98kb.
1 стр.
Программа учебного курса
119.99kb.
1 стр.
Фотография как искусство
9.01kb.
1 стр.
Сборник упражнений по спортивному ориентированию Методическое пособие
193.21kb.
1 стр.