Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Учебно-методическое объединение вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию Белорусский государственный университет
Ректор Белгосуниверситета ________________ В.И.Стражев (подпись) (И.О.Фамилия) ____________________ (дата утверждения) Регистрационный № УД-______/уч.
Срок действия учебной программы – до 2013 г.
2008 г.
СоставителЬ: Д.К. Безнюк, д. социол. наук, доцент, профессор кафедры социологии Рецензенты: ________________________________________________________________ (И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента) ________________________________________________________________ (И.О.Фамилия, должность, степень, звание рецензента) РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой социологии (протокол № 9 от 25 июня 2008 г.); Научно-методическим советом Белгосуниверситета (протокол № 4 от 22.05.2008 г.); Научно-методическим советом по гуманитарным специальностям учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию (протокол № ___ от ____________)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа предназначена для преподавания курса «Социология религии» студентам отделения социологии факультета философии и социальных наук БГУ. В рамках курса студентам предлагается знакомство с опытом научного постижения социального смысла религиозных институтов и практик. Религия характеризуется как фактор общественного бытия. Представлена типология религиозных сообществ с особенностями их функционирования в социальных структурах. Рассматриваются эмпирические «индикаторы» религиозности. Излагаются результаты прикладных исследований социального значения религии и воздействия общественных процессов на религиозную жизнь. Объясняются цели и способы научного изучения отношения различных слоёв общества к религии Программа курса служит формированию у студентов навыков квалифицированного социологического анализа религиозных явлений. В этой связи курс включает широкий перечень сведений по истории и морфологии религий; обзор подходов к трактовке религии; перечень классификаций религий; историю становления предметного и методологического поля социологии религии как самостоятельной научной дисциплины; изложение основных категорий теоретической и эмпирической социологии религии.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи. Студенты получают знания:
В результате изучения дисциплины студенты должны будут з н а т ь:
у м е т ь:
2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ»
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Предмет, структура и генезис социологии религии как науки Религия как часть культуры и истории человечества. Религия как общественная подсистема (институт). Религия как объект научного познания: социология религии и религиоведение. Социология религии как отраслевая теория (специальная социологическая теория). Предмет, проблемное поле и задачи социологии религии. Исследовательские подходы и методы социологического анализа религии. Социальные и культурные условия возникновения и формирования социологии религии в XIX веке. Контовский «закон трех стадий» и роль религии в обеспечении социальной солидарности и порядка. Теологическое состояние сознания и его социальные последствия. К. Маркс о религии как форме общественного сознания. Социальные корни религии (проблема возникновения и воспроизводства религии). Религия и политическая идеология. Механизмы функционирования религии в классовом обществе. Условия отмирания религии. «Социальная логика» Г. Тарда о религии как «нечем подражательном и логическом»: механизмы возникновения, распространения и существования религии в обществе; социальные функции религии; эволюция обрядовых и вероучительных форм религии. Тема 2. Социология религии М. Вебера и Э. Дюркгейма Социологизм как методология дюркгеймовского подхода к изучению религии. Религия как социальный факт и коллективное представление. Работа Э. Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912). Сущность и основной признак религии. Понятие сакрального и профанного. Структурно-функциональные характеристики религии. Религия как символическое выражение общества. Оценка социологии религии Э. Дюркгейма последующими исследователями. Особенности методологии анализа религии у М. вебера. Задачи социологии религии. Проблема определения религии. Религия, социальное действие, мотив. Судьба целерационального действия в конфуцианстве, индуизме, протестантизме. Религия как фактор социальных изменений. Влияние социальных условий на характер распространения и функционирования религии.
Трудности в выработке универсального определения религии и их последствия. Несоциологические типы определения религии.
Историческое и культурное многообразие религий. Религии как сложные изменяющиеся системы. Проблема общих признаков (оснований классификации) религий. Классификационные группы, или типы религий: по генетическому основанию: естественные – откровенные; по эволюционным основаниям: доисторические – архаичные – исторические; аниматические – анимистические – политеистические – монотеистические; по содержательным основаниям: нетеистические (аниматические, анимистические) – теистические (политеистические, генотеистические, монотеистические) – атеистические (квазирелигии: тоталитарные идеологии и трансцендентно обоснованные этики); религии выживания – освобождения – спасения; религии природы – космоса – истории; по конфессиональному (таксономическому) основанию: конфессии (вероисповедания) – направления – течения – деноминации (в том числе: секты, синкретичные культы, новые культы); по территориальному основанию: родоплеменные – этно-национальные – мировые; региональные – глобальные; и др. Классификация по степени символической разработанности религиозной системы и соответствующий перечень типов религий: первобытные, архаичные, исторические (в том числе раннесовременные, современные).
Проблема хронологии первобытных (доисторических и реликтовых) религий. Доисторические религии и проблема их реконструкции: артефакты и их интерпретации. Гипотеза о существенной религиозности человека, ее креационистские и эволюционистские оценки. Религии реликтовых (застывших) культур современности, их численность и география. Типологические характеристики первобытных религий. Распространение в масштабах родоплеменных общностей. Анимистическое многообразие представлений в контексте монистического (аниматического) восприятия; предельная мифологизация действительности. Религиозная деятельность как сбалансированное участие человека в символически означенном миропорядке; коллективное исполнение ритуалов; магия как основная форма ритуальной практики. Отсутствие специальных религиозных институтов: тождество социальной и религиозной общностей; невыделенность религиозных ролей из естественной дифференциации по полу, возрасту, родству. Тема 6. Религия, культура, наука Проблема хронологии архаичных религий. Эволюционные подгруппы внутри типа. Общие характеристики религий архаичного типа: постоянно обновляющаяся мифологизация космоса, служащая оптимальному приспособлению к жизни в нем; жертвоприношение как главное средство поддержания и восстановления космического баланса; образование иерархизованного комплекса богов, богослужений, жертвоприношений и их исполнителей – священнослужителей; профессионализация священнослужителей; идеологизация мифологии в интересах власти. Религии периода становления цивилизаций: Вудлендских культур, Уэльской, Критской, Шумерской культур, индской культуры Хараппа и др. Проблемы реконструкции (отсутствие письменных памятников, малочисленные артефакты). Особенности в рамках типа. Распространение в масштабах племенных общностей и формирующихся союзов племен. Прежняя высокая пластичность мифологических представлений с установкой на приспособляемость к миру и сбалансированное выживание в нем; развитие мифологемы богини-матери. В культовой практике – доминирование культа производительных сил природы (земли и женского начала). Институциональная оформленность культовой роли жриц-цариц. Религии периода первых цивилизаций: древнего (додинастического) Египта, древней Месопотамии, древнего Ирана (протоиндоевропейского происхождения), древнего Израиля, древней Индии (ведизм), древнего Китая, древней Японии, древних кельтов, германо-скандинавов, балтов, финно-угров, славян, др. Основания для реконструкции: артефакты, письменные свидетельства, священные тексты. Особенности в рамках типа. Распространение в масштабе племенных союзов, нарождающихся этносов. Анимизм (полидемонизм) и формирующийся политеизм представлений; преобладание мифов о вечном возрождении и производительных силах природы, развитие комогонических, космологических, промысловых (земледельческих, охотничьих) мифов. Ритуальное взаимодействие (мистическое единение или договор) с символически означенными объектами реальности; развитие мантики. Институциональное закрепление функций жреца, знахаря, прорицателя, колдуна, умилостивителя, шамана и др.; установление мужской доминанты в ритуальной сфере. ЛИТЕРАТУРА О с н о в н а я
Д о п о л н и т е л ь н а я
С п р а в о ч н о-э н ц и к л о п е д и ч е с к а я л и т е р а т у р а
Смотрите также: «Социология религии» Аннотация программы учебной дисциплины для направления подготовки 040100. 62 «Социология»
20.73kb.
1 стр.
Социология религии
123.34kb.
1 стр.
Тематический план учебной дисциплины № Название темы Всего часов по дисциплине
181.97kb.
1 стр.
Лекция 10. Социальные институты: религия, образование, наука (социология духовной жизни) Социология религии
56.38kb.
1 стр.
-
74.34kb.
1 стр.
Примерные темы письменных работ по истории и теории религии. История религии: Введение. Общие понятия. Теории происхождения религии
107.37kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Социология музыки»
132.24kb.
1 стр.
Программа по дисциплине «Социология труда и экономическая социология» для специальности 02 03 00 «Социология»
219.84kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по философии религии и религиоведения в аспирантуру
280.24kb.
1 стр.
Реферат. Социология и ее роль в познании и преобразовании общества. Старостина К. М
224.71kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Социология молодежи»
393.15kb.
7 стр.
Метлик И. В. Изучение религии в системе образования Для обозначения образовательной деятельности, связанной с изучением религии, чаще всего употребляются два понятия: «религиозное образование» 164.2kb.
1 стр.
|