Главная
страница 1
Урок 3. Возникновение земледелия и скотоводства
Предмет: история.

Класс 5.

Дата: 14.09.11.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.


Цели: познакомиться с процессами возникновения земледелия и скотоводства, появления глиняной посуды и одежды; рассмотреть основные обычаи во внутриплеменных и внутриродовых отношениях; исследовать проявления анимализма в сознании древнего человека.
План


  1. Проверка домашнего задания.

  2. Мотыжное земледелие.

  3. Приручение животных.

  4. Глиняная посуда и одежда из ткани.

  5. Родовые общины и племя.

  6. Духи, идолы и жертвы.

Оборудование: Виг. § 4.


Ход урока


  1. Проверка домашнего задания.




      1. Что изображали первобытные художники?

      2. Что представляли собой древнейшие религиозные верования?

      3. Подумайте, с какими целями археологи раскапывают древние могилы. Что они могут найти при раскопках?

      4. В сказках рассказывается, что мальчик превратился в козлёночка, камень – в гору, гребень – в густой лес. С какими верованиями связаны эти сказочные превращения




  1. Мотыжное земледелие.

Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зёрна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.

Первые земледельцы вскапывали землю при помощи палки с сучком – деревянной мотыги. Затем они бросали в землю семена. Когда поспевал урожай, колосья срезали серпом. Серп изготавливали из дерева или кости, немного расщепляя их и вставляя в расщеп острые камешки. Растирая зёрна на плоских камнях (зернотёрках), получали муку. На углях очага женщины пекли лепёшки.

Подготовить участок земли для посева было нелегко – приходилось рубить деревья каменным топором, выжигать кустарники, выкорчёвывать пни.

Дикорастущие ячмень и пшеница встречаются в Западной Азии. Именно поэтому здесь раньше, чем в других районах, возникло земледелие. Из Западной Азии земледелие распространилось в соседние страны.

Земледелие возникло более десяти тысяч лет назад.


  1. Приручение животных.

Мужчины иногда приносили с охоты детёнышей убитых животных. Их можно было выкормить и приручить. Первым домашним животным стала собака. Она охраняла жилище и помогала охотникам – выслеживала и гнала зверя. Потом люди приручили и одомашнили свиней, овец, коз и коров. Так из охоты возникло скотоводство. Оно появилось примерно в то же время, что и земледелие. Домашний скот давал людям мясо, молоко, шерсть и кожу.



Появление земледелия и скотоводства изменило жизнь людей. Охотники, рыболовы и собиратели добывали только то, что было в природе, не отличаясь этим от животных. Земледельцы и скотоводы сами выращивали и создавали то, что потом могли использовать в своём хозяйстве. Они выводили новые сорта растений и новые породы скота. Жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения.


  1. Глиняная посуда и одежда из ткани.

Первобытные люди научились плести из тонких прутьев корзины. В них хранились собранные фрукты или, скажем, пойманная рыба. Если корзину обмазать глиной, в неё можно насыпать зерно и даже муку. Но воду держать в такой посуде нельзя – глина размокнет. Случайно такая корзина, обмазанная глиной, могла попасть в огонь. И женщины, следившие за домашним очагом, заметили, что прутья выгорели, а глина после обжига стала прочной и твёрдой, она больше не пропускала воду. Люди научились лепить горшки из глины и обжигать их в огне очага. В глиняной посуде можно было не только хранить продукты, но и варить пищу на огне.

На полу в жилище обычно расстилали циновку – коврик, сплетённый из соломы, травы или тростника. Ткачество, которое освоили женщины, напоминало плетение циновки. Был изобретён ткацкий станок очень нехитрой конструкции. А нити для изготовления тканей пряли, то есть скручивали, из шерсти домашних животных или из волокон льна. С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.


  1. Родовые общины и племя.

Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин – самых опытных и мудрых стариков, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами, следили за тем, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Под руководством старейшин проходили празднества. На них сородичи особыми танцами и пенями старались вызвать дождь, обеспечить урожай или добиться успеха на охоте.

Все сородичи считали, что происходят от одного предка – человека или животного.

Жениться на девушке из своего рода было запрещено. Часто устанавливался такой порядок: юноши и девушки из одного рода заключали браки с юношами и девушками из другого. Таким образом, роды заключали между собой нерушимый союз. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя.

Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени – ведь человек не мог прожить в одиночку.


  1. Духи, идолы и жертвы.

Мы сейчас считаем, что есть живые существа, а есть неодушевлённые предметы. Для первобытных людей всё в природе было живым и одушевлённым. Солнце, например, казалось существом, которое утром рождается, чтобы вечером умереть. Если палкой ударить по дереву, то послышится гул. Первобытный человек верил, что застонал «дух дерева».

Такие же духи обитают в любом растении или камне, в туче, молнии, ветре. Самых могущественных духов люди называли богами.

Если всё вокруг живое, значит, человек может договориться не только с другим человеком, но и с солнцем или дождём. Нужно только знать, как к ним обратиться, чтобы они услышали просьбу – молитву. А ещё нужно духам принести подарки, чтобы они стали добрее. Что может быть лучшим подарком, нежели пища! Её и приносили в жертву духам.

Люди вырезали из дерева, лепили из глины, высекали из камня изображения богов и духов. Такие изображения называли идолами.

Идола старались задобрить жертвами. Но если урожай погибал от засухи или скот становился добычей хищников, то люди сердились на духа. Идола ставили в угол, а то и секли прутьями.



Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, жертвами и другими религиозными обрядами.


  1. Вопросы самоконтроля.




      1. Из каких более древних занятий возникли земледелие и скотоводство?

      2. Какие перемены в жизни людей произошли с возникновением земледелия и скотоводства?

      3. Почему сородичи слушались старейшин?

      4. Первобытные люди часто считали животных своими сородичами и даже предками, называли себя «люди Бобра», «люди Орла». Известно, что некоторые роды устраивали праздники, во время которых надевали маски медведей, танцевали, подражая медвежьей походке. Подумайте, с какой целью они так поступали. Как могли называться эти роды?




  1. Домашнее задание: читать и пересказывать §4 (сс. 20-23).


Смотрите также:
Урок Возникновение земледелия и скотоводства Предмет: история
48.8kb.
1 стр.
Возникновение земледелия и скотоводства
25.4kb.
1 стр.
Конспект тема: Денежное обращение, денежная система Сущность, функции и виды денег
142.19kb.
1 стр.
Контрольные вопросы древнейшая история Сибири: эпоха палеолита и мезолита. Неолит и бронзовый век Сибири
12.37kb.
1 стр.
Основы Природного Земледелия. Одна из самых доступных и популярных статей об основах и принципах апз, написанная Дмитрием и Натальей Иванцовыми. В 2001 году нам попала в руки книга
109.43kb.
1 стр.
Е. Я. Журавина эффективность молочного скотоводства и меры по ее повышению
89.44kb.
1 стр.
Урок с поддержкой икт тема урока: Духовная жизнь России в 90-е годы ХХ века Предмет: история
121.83kb.
1 стр.
Менеджмент
17.01kb.
1 стр.
Урок 59. Первые христиане и их учение Предмет: история
81.95kb.
1 стр.
Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11
2279.47kb.
7 стр.
Урок по теме «Ассирийская держава»
116.2kb.
1 стр.
Урок Древнейшие люди Предмет: история
49.78kb.
1 стр.