Главная
страница 1
Тема урока: Подготовка к сочинению-описанию

памятника К. Минину и Д. Пожарскому.

10 класс

Цели:

  • подготовить учащихся к написанию сочинения на заданную тему;

  • развивать умение описывать скульптурную композицию; совершенствовать речевую практику учащихся, обогащать их словарь новой лексикой,

  • прививать любовь к культурным ценностям, формировать эстетические вкусы учащихся.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: компьютер, проектор, иллюстративный материал.
План урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительная беседа о теме сочинения.

  3. Сбор материала, его систематизация, составление плана.

  4. Словарная работа, работа над грамматическим строем речи.

  5. Работа по предупреждению орфографических и пунктуационных ошибок.

  6. Работа с черновиком.


Ход урока

(Слайд 1. Тема урока)

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Наш урок сегодня посвящен подготовке к сочинению-описанию памятника. Что будет являться объектом нашего описания? Знаменитая скульптурная композиция – памятник Минину и Пожарскому. С чем связано обращение именно к этой скульптуре?

Вам известно, что завершившийся 2012 год – год российской истории. На протяжении года отмечалось много знаменательных дат, в том числе 400-летие окончания Смутного времени и восстановление российской государственности. Давайте вспомним, каким историческим деятелям посвящен этот памятник? Какова была их роль в восстановлении российской государственности?

Сообщение учащегося (5 мин.)

(Слайд 2. Портреты К. Минина и Д. Пожарского)



Учитель: Прежде чем мы приступим к сбору материалов для сочинения и составлению плана, давайте вспомним:

- Что такое описание? (описание – тип речи, для помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков).

- Какова композиция текста-описания? (1) общее представление о предмете, 2) отдельные признаки предмета, 3) авторская оценка).

Вам нужно будет придерживаться этой схемы при написании сочинения.


Работа над сбором материала, составление плана и рабочих материалов.

История создания памятника
Учитель: Для начала ознакомимся с историей создания памятника.

Слайд 3. История создания памятника.

Инициаторами установки памятника были члены передового Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина. Эта идея была близка И.П. Мартосу, скульптору, который приступил к работе над созданием памятника в 1804 году. Мартос не сразу пришел к своей окончательной композиции, но основные её черты, основное решение было выражено уже в первом проекте.

Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало нашествие армии Наполеона. Создание малой модели началось в 1812 г., «в то время, когда предлежала великая работа — вновь спасать отечество подобно тому, как Минин и Пожарский ровно за двести лет тому назад спасали Россию». Естественно, что работа над созданием памятника продвигалась относительно медленно, и лишь в 1815 г. Была завершена большая модель, выставленная Мартосом для публичного обозрения.

Отливка памятника была поручена Василию Екимову — литейному мастеру Академии Художеств. По окончании подготовительных работ отливка была выполнена 5 августа 1816 года. Для плавки было подготовлено 1100 пудов меди. Медь плавилась 10 часов. Отлитие столь колоссального монумента одним разом было выполнено впервые в европейской истории.

Для пьедестала памятника первоначально предполагалось использовать сибирский мрамор. Но из-за значительных размеров памятника было решено использовать гранит. Огромные камни были доставлены в Санкт-Петербург с берегов Финляндии. Пьедестал, состоящий из трех цельных кусков, был изготовлен каменотесом Сухановам.

Чрезвычайным событием явилась перевозка памятника водным путем из Петербурга, где он отливался, в Москву через Нижний Новгород, длившаяся с 21 мая по 6 сентября 1817 г. До февраля шли работы по установке памятника, и, наконец, 20 февраля 1818 г. Памятник был торжественно открыт.

Запишем в таблицу рабочие материалы, которые понадобятся нам для сочинения (см. табл. 1).

Описание скульптуры

Учитель: При описании самого памятника нам нужно будет остановиться на некоторых деталях. Каков общий сюжет скульптуры? Каково его композиционное решение? (Сюжет памятника: нижегородский гражданин Минин указывает князю Пожарскому на Кремль и призывает его подняться на борьбу с поляками. Князь в тот момент под Нижним Новгородом отдыхал и лечился от ран, полученных в московских боях в ходе Первого ополчения. Кузьма Минин передает ему меч, как будущему военному начальнику, а сам же обязуется найти собрать средства и людей).

- Обратимся к образам Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Как вы думаете, какая фигура доминирует в композиции?

Фигура Минина безраздельно господствует в композиции. Навсегда запоминается его призывный жест. Рука, вскинутая вверх, не только призывает Пожарского, она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. Мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо Зевса, но подстриженные в скобку волосы придают ему характер русского крестьянина. Хитон, обшитый по краю узором, напоминает русскую рубаху. Энергично вылепленный торс и широкий шаг придают всей фигуре Минина силу и уверенность.

- Опишем фигуру князя Пожарского.

Князь Пожарский, ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. Его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась Мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв Минина. В одной руке Пожарский держит щит с изображением Спаса, а другая положена на меч, протянутый Мининым.

- Что является центром композиции?

Центром композиции является меч, он связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство.



Описание барельефов

- Что такое барельеф? Чем он отличается от горельефа?

- Что изображено на лицевом и заднем барельефах?

Лицевой барельеф разделен на две части. В правой — группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой — группа женщин. По сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. Коленопреклоненные женщины не просто отдают свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь Отечества. Позы женщин значительны и торжественны. Одежды на них античные, но Мартос вводит и русский мотив, украсив головы кокошниками.

Обращает внимание группа за женскими фигурами, в которой изображен отец с двумя сыновьями. Любимый ученик Мартоса С. И. Гальберг, лепивший голову отца, придал ей портретные черты своего учителя. Основанием для этого, видимо, послужило то, что сын Мартоса в 1812 г. Сражался в армии Кутузова. Центром барельефа являются пожертвования, сложенные на земле. Над барельефом надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия лета 1818 г.».

На другой стороне постамента барельеф посвящен победе Пожарского над врагами. Барельеф также разделен на две части — на одной изображены русские войны, спокойные и мужественные, во главе с Пожарским, конь которого топчет врага, на другой — группа поляков бежит, с ужасом оглядываясь на победителей. Однако этот барельеф менее удался Мартосу, чем лицевой, в нем недостает напряженности и выразительности, которые так характерны для творчества Мартоса. Важно отметить, что барельеф с приношениями нижегородцев помещен именно на лицевой стороне, а барельеф, посвященный Пожарскому, — на задней. Этим Мартос подчеркнул не только значение Минина, но и роль в освобождении Москвы.



Мое отношение к описываемому объекту, его значение.

- В данном пункте вы должны отразить свое отношение к скульптурной композиции, рассказать, что особенно произвело на вас впечатление.

По результатам работы составлен план и рабочие материалы к нему.

План


  1. История создания памятника.

  2. Описание скульптуры.

    1. Общий сюжет и композиция.

    2. Описание скульптурных образов К. Минина и Д. Пожарского.

    3. Описание барельефов.

  3. Мое отношение к описываемому объекту.

Табл. 1.

Пункт плана

Рабочие материалы

  1. История создания памятника

Скульптор Иван Петрович Мартос, литейный мастер Василий Екимов, Вольное общество любителей словесности, наук и художеств.

1804 – 1817 гг. – годы работы над созданием памятника.

20 февраля 1818 г. – торжественное открытие с участием

императора Александра I и его семьи.

Красная площадь, Верхние торговые ряды, храм Василия Блаженного.


  1. Описание памятника.

    1. Общий сюжет и композиция.

    2. Описание скульптурных образов К. Минина и Д. Пожарского.

    3. Описание барельефов.

Постамент, гранит, барельефы "Нижегородские граждане" и "Изгнание поляков", скульптура, бронза.

Призывный жест рукой; хитон, напоминающий крестьянскую рубаху; подстриженный в скобу волосы, энергично вылепленный торс.

Античное одеяние, щит с изображением Спаса Нерукотворного.

Надпись на барельефе: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818 г.».



  1. Мое отношение к описываемому объекту, его значение.

Скульптору удалось выразить, удалось передать (что?)

Памятник выражает (что?)





Работа над пунктуацией.

Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания.

1) Памятник Минину и Пожарскому – скульптурная группа, посвященная  руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время.

2) Меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство.

3) Постамент выполнен из гранита, барельефы "Нижегородские граждане" и "Изгнание поляков" и сама скульптура - из бронзы.


Работа над речевыми конструкциями.

Продолжите фразу:

  • скульптору удалось выразить, удалось передать (что?)

  • памятник выражает (что?) любовь и память потомков о тех, кто трудился во имя Отчизны


Подберите синонимы к словам:

Скульптор – ваятель, художник, автор.

Памятник– скульптура, скульптурная композиция, скульптурная группа, монумент.

Запечатлеть – увековечить.


Словарная работа

Хито́н (греч. χιτών, «одежда») — мужская и женская одежда (нижняя) у древних греков; подобие рубашки (льняной или шерстяной), чаще без рукавов.

Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.
Учитель: Итак, ребята, вам предстоит серьезная работа. При написании сочинения помните об основных признаках текста (логичность, связность, цельность, структурность, или упорядоченность, информативность). (слайд 7. Признаки текста). Используя собранные рабочие материалы, сведения, полученные на уроке, подготовьте черновой вариант сочинения, а затем перепишите его в тетрадь по развитию речи.



Смотрите также:
Подготовка к сочинению-описанию
84.91kb.
1 стр.
Урок русского языка в 8 классе Тема. Подготовка к сочинению описанию архитектурного памятника. Тип урока
127.79kb.
1 стр.
Р. Р. Подготовка к сочинению по картине И. С. Остроухова «Ранняя зелень»
59.48kb.
1 стр.
Конкурса «Учитель года России 2011»
475.13kb.
2 стр.
Литература виды сочинений
350.43kb.
1 стр.
Подготовка к сочинению на тему «Письмо в 1941- й год»
149.67kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6-м классе учителя русского языка и литературы Куренковой Л. А
39.23kb.
1 стр.
Сочинение по картине один из элементов системы работы по развитию связной речи
148.25kb.
1 стр.
Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
101.54kb.
1 стр.
Доклад февраль Подготовка материалов по описанию базы данных проекта с использованием anova
38.33kb.
1 стр.
«Подготовка к сочинению: «Есть память, которой не будет забвенья»
74.74kb.
1 стр.
Урок-семинар, обобщение изученного по творчеству А. Блока с целью подготовки к сочинению " Тема Родины в творчестве Блока" Класс: 11 Цель: обобщить изученное, подготовиться к сочинению
47.27kb.
1 стр.