Главная
страница 1
От мифа об Озирисе, "растерзанном" боге, к проблеме гармонии мужского и женского начала в человеке в свете духовного восхождения.

Размышления над книгами Мерри Хоуп "Наследие Сириуса", "София", 1997 и Д.С.Мережковского "Тайна трёх. Египет Вавилон" М., Эксмо-Пресс, 2001


ЛИЛИТ КОЗЛОВА

МИФ ОБ ОЗИРИСЕ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНОГО ПОИСКА


"Ищите себя везде" - читаем у Е.И.Рерих. "Собирание себя" назвал свою книгу Г.С.Померанц, - имеется в виду - последовательно, по частям и частичкам, иногда по крупицам. Духовное делание - не сразу, а постепенно.

Путь к себе, в свою глубину, внутреннее осветление, одухотворение - длительный и нелегкий процесс, наш личный о п ы т прикосновения к Неведомому истоку, после которого в чем-то меняется мироощущение, а главное - наш в ы б о р. Именно "в чем-то", в какой-то ч а с т и наших связей с жизнью, сейчас почему-то самой главной и решающей. А как раз здесь-то и создался сейчас тупик и надо как-то его миновать. Что-то жизнь у тебя упорно отнимает, не дает, а ты также упорно этого добиваешься. И буквально задыхаешься в своих неудачах.

Мы не сразу понимаем, что требование жэизни надо п р и н я т ь. Но вот нашелся кто-то внутри нас, кто может жить в этой новой позиции, да еще и радоваться, слушая песню сердца. Песня сердца вообще наш главный компас. Она всегда сопровождает выход из тупика на свет.

И так - до следующего психологического тупика, большого или маленького.

Читаю Мерри Хоуп, "Наследие Сириуса" с подзаголовком "Разгадка тайн Древнего Египта". И все время идут соображения. Расчлененный Озирис. Изида, его сестра и жена, светлая богиня созидания и возрождения. Они когда-то были вместе - ведь истоки вообще у всех общие и все проявленное - одно целое.

Но вот тело Озириса разделено и части его - в 14 местах. Перед этим на него была атака темных сил, заточение, смерть. Изида, не покидавшая Божественных высот, полная любви, постепенно собрала разрозненные части, 13, - все, кроме фаллоса, соединила их настолько, что Озирис ожил - воскрес.

В духовном Пути человека Посвящение - высшая ступень, второе рождение, совершенно новое видение мира с новой высоты. Египтяне, проводя мистерии, в конце которых сияло Посвящение, очень заботились, чтобы посвященный смог "войти в Солнце". Такое солнечное духовное переживание с необычайным ощущением облегчения, светлой наполненности и любви в наше время называют "Дамаск" в память чудесного перерождения преследователя христиан Савла в одного из самых светлых Апостолов Христа, Павла. Апостол Павел постоянно твердит о любви как о Божественной Сути и самом главном для внутреннего роста христианина. Он повторяет:"Бог - это любовь", потому что сам это пережил и з н а е т.

Но тот, кто с а м прошел через это переживание, ощущает в себе еще много несовершенства, обычности. На это указывал Рудольф Штейнер в книге "Как достичь познания высших миров". Он говорил, что человек может в чем-то сильно продвинуться вперед, а в остальном остаться прежним.

Вот это и есть "расчленение". В следующий раз он примет Посвящение через другую систему ценностей (пройдет через другую дверь - туда же), как бы постепенно придавая себе объемность. И так до тех пор, "сдавая одну за другой все твердыни" (Марина Цветаева) - земные, пока это раздельное, последовательное, "расчлененное" совершенствование внутреннего мира не закончится в объятиях вновь обретшей воскресшего Озириса, собравшей его п о ч а с т я м Изиды - Божественной Сути.

Процесс "собирания себя" идет медленно, мы собираем себя по крохам, по частичкам. Но постепенно образуются всё более крупные части "расчлененного Озириса", переход же в руки Изиды происходит скачком. Идет подъем по ступенькам и ступенечкам, и на каждой ступеньке - частица нового Я.

В какой-то момент мне стал ясен образ из Андерсена: льдинки в царстве Снежной Королевы радостно затанцевали и сами сложились в слово ВЕЧНОСТЬ. Сами! Озирис, видимо, тоже с а м стремится, х о ч е т быть собранным и помогает Изиде, иначе бы ей никогда его не собрать и не оживить - он с а м оживает! Каждая часть находится Изидой только когда она г о т о в а быть найденной, уже сложилась из крупинок и частичек. В мифе он ожил, даже когда были собраны не все его части. Ожил, потому что х о т е л жить.

Но одна часть осталась не найденной - фаллос. И, скорее всего, это символическое утверждение, что сексом, как бы выхваченным, оторванным от всего прочего в человеке, в его личности, в Божественные двери не пройти. Безличностный секс здесь бессилен.

И еще одно значение: фаллос по высшему Божественному счету нужен только тогда, когда все остальное собралось в духовной сфере. В последнюю очередь. И когда путь к соитию проляжет от высшей Любви и охватит все существо - это станет белым свечением, Божественным Присутствием, цветаевским "огнь-бел".

В египетском обряде Посвящения фигурирует разрыв сети. В наше время это называют "привязками" к разным сторонам жизни и к собственным психологическим установкам. Вспоминается образ Гулливера, привязанного к колышкам за каждый волосок. И сеть, и "привязки" не могут быть разорваны сразу. Это нелегкий процесс, с трудом и с болью, с тупиками и преодолением самого себя. Всякий раз это гибель в старом качестве и выход в просвет, в "щелочку сквозную" (Зинаида Миркина) духовного пространства. Каждый раз человек как бы лишается какой-то своей части, некоторых обычных человеческих потребностей. И Посвященный больше н е х о ч е т того. чего лишился, он жаждет только Божественных объятий Изиды.

Множественные рождения, целая цепочка. Феникс, восстающий из пепла каждый раз в новом качестве. Такой многажды рожденный никогда не захочет покинуть Божий Дом из сказки Зинаиды Миркиной. А если и покинет, то лишь для того, чтобы помочь Изиде найти еще одну недостающую часть Озириса - самого себя,

- и с ней вместе снова оказаться в Доме.

Миф о расчлененном Озирисе сказывается вечно - самой жизнью, и каждый, кто , как Моисей, вопрошает: "Господи, где найду Тебя?" обязательно пройдет путем Озирисова расчленения.

Миф об Озирисе - это миф о нас самих, о духовном восхождении

к а ж д о г о. И удивительно, что об этом у Мерри Хоуп - ни слова...

20-25 мая 1998 г.

Ульяновск-Москва

ОТ МИФА ОБ ОЗИРИСЕ - "РАСТЕРЗАННОМ" БОГЕ -

К ПРОБЛЕМЕ ГАРМОНИИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО

НАЧАЛА В ЧЕЛОВЕКЕ

Р А З М Ы Ш Л Е Н И Я

по следам Д.Мережковского "Тайна трех. Египет- Вавилон"

Москва, ЭКСМО-Пресс, 2001
"Тайну трех" Мережковского можно читать двояко: холодным умом с закрытым сердцем, для надежности холодного рассудочного существования закрытого, - и раскрытым сердцем, умом сердечным. В первом случае можно многое оттолкнуть, не принять, остаься глухим, отодвинуть книгу непонятой и непринятой. Во втором случае сердцем следуешь за его рассуждениями, погружаясь в яркие картины-образы предлагаемых миниатюр, единой, непрерывной нитью его напряженной мысли связанные, соразмеряешься с собственным опытом. Через такое чтение можно войти в то первичное пространство, откуда идут слова, пытаясь выразить собой смысл того, что автору открылось. Там живут пра-слова, за-слова, пред-слова, это - источник их рождения, чтобы через них смысл мог стать явным.

Там можно что-то увидеть самому, сверх сказанного – увиденного - Мережковским, в свете с в о е г о мистического опыта и с в о и х вопросов к Мирозданию, сделать новые извлечения, которые сами слагаются в недосказанные смысловые связи, новые и удивительные.

И это - чудо Мережковского. И чудо того, кто его читает. У Мережковского в "Тайне трех" - перетекание из привычного нам земного мира в тот, неявный, духовный, источник мистического опыта. Оба Пространства у него открыты, он в них рассуждает, сопоставляет, постоянно перемещается, свободно в них гуляет. Может быть, от этого мой внутренний трепет при чтении, мой тихий восторг? Трепет перед раскрывшейся тайной...

Образ "растерзанного" Бога из многих мифов древних верований, так волновавший умы мыслителей начала ХХ века. В чем смысл этого образа?

У Мережковского читаем: "Растерзанный" Бог - множественный мир. "Я - Одно, ставшее Двумя, Четырьмя, Восемью" (243).

Весь проявленный мир - противопоставлен Богу. Он Его несет - и не несет. С первого дня творения, с первого Слова Божия... Так радуга, разделившись на семь цветов, перестает быть своим источником - белым Божественным Светом. А если каждый цвет радуги отделяется от других и начинает жить особой, своей жизнью - то тем более он теряет исходную Божественную Полноту, гармонию. Всё разноцветие - это растерзанный Бог...

Но это происходит не только в разделении Бога на множественность всего, что вокруг нас и на индивидуальность каждого человека. У Мережковского: "Бог умер однажды, чтобы человек родился, и снова умер, чтобы человек воскрес" (477).

Каждый человек, того не подозревая, сам в с е б е раздробляет и убивает Бога, своего собственного Бога, свое высшее Я - "растерзывет". Самим фактом своего рождения, своей плоти, своим низшим "я", своеволием, низшей самостью. Своим воплощением спускает Бога в ад плоти, в смерть. Расчлененный Озирис живет в каждом из нас. В аду каждого из нас. Он растерзан в нас изначально, от нашего рождения.

* * *

Спасает Озириса сестра и жена Изида, собирает его части,



- 13, кроме 14-й - фаллоса, воскрешает к новой жизни, родит его заново - сестра, мать, возлюбленная, все роли в одной любящей. Самая полная, объемная Любовь, бескорыстная, исполненная материнского прощения.

* * *


У Мережковского: "Таммуз и Озирис - не два бога, а один - той для нас неисследимой древности, довавилонской и доегипетской, когда эти два племени были одним. И Озирис, подобно Таммузу - Великая Жертва..." (466).

"Что воскресило Таммуза? То же, что Озириса: любовь. Любовь сть бесконечное утверждение личности не только по сю, но и по ту сторону смерти". Именно такой любовью и возлюбили Озириса-Таммуза Изида-Иштар: "Никто не лбил тебя больше, чем я!" Как живого любит и мертвого, ибо "крепка любовь, как смерть". Любовь нисходит и в смерть. В смерти любовь - Живая Вода на дне ада" (494).

"Что значит целомудрие, целость пола - целость личности как путь к воскресению? Почему нужна тихая буря пола, большая, чем все бури обющественные, все революции, чтобы мы это поняли?" (507).

* * *


При чтении этой удивительной книги легко и естественно приходит на ум то, чего не написал Мережковский.

Возрождение человечества - в каждом из нас. Ч е р е з каждого из нас. Через резонанс своей внутренней Изиды-Иштар (Инь) с внешней - Божественной, Уранией. Через спасение ею Озириса (Ян) самого себя.

У Мережковского: "В брачном союзе их происходит соединение не двух, а четырех существ или двух Андрогинов - Отрока - Девы и Девы и Отрока. ... Изида... есть женское лицо Озириса..., а Озирис... есть мужское лицо Изиды. Озирис-Озириса-Андрогин божественны" (533).

"Или проще: всякий мужчина - чуть-чуть женщина, всякая женщина - чуть-чуть мужчина, и только потому - не самец, не самка, не зверь, а человек. Личное, духовное есть двуполое" (535).

* * *

Взаимодействие полов. А почему женщина к Богу ближе? Почему она, именно она всегда - спасительница мужчины, который, умствуя повергает самим собой Бога в бездну? Озирис и з н а ч а л ь н о расчленен в человеке. Высшая сила Природы - то, что в н е, Изида, помогает тому, что в н у т р и нас только по принципу резонанса, а значит, в той мере, в какой Изида есть в н у т р и каждого.



Взаимодействие пола - Озириса и Изиды, взаимодействие Инь и Ян, двух равноправных частей Бога-Андрогина, но не идентичных.

Воссоединение двух Лиц Бога. Как же одухотворяться без пола в жизни, без Двух? Пол, двое - в каждом из нас и основная мистерия Бытия.

* * *

Бог един в трех лицах. Святая Троица - Отец, Сын и Дух Святый. Это все мы хорошо знаем. А у Мережковского: "Третье лицо в Пресвятой Троице - Лицо Женское. ... Там, где есть только мужское, еще нет пола; пол начинается там, где есть мужское и женское. В Бога включается пол только с Существом Женским. ... Всевышний есть Отец; Дух Святый, Ruach, Мать." (525,528). "



Какая разница между Отцом и Матерью? Этого не знают мудрецы - знают дети: Отец накажет, Мать простит" (555).

* * *


Каждый раз Бог, Озирис-Таммуз, падая в рождающегося человека, расчленяется, растерзан, погибает заново. Эта мистерия постоянна и бесконечна в человечестве. Каждый раз Изида-Иштар должна остаться нагой, как в вавилонском мифе, как в древней мистерии, если она хочет помочь любимому Озирису-Таммузу - "отвязаться" от всего земного, скинуть его, как ненужную одежду: "Это я, Господи!". И - я поняла - Изида должна расти в н у т р и каждого - светлая, духовная часть линии Инь, сама Любовь.

Вот почему важна любовь к самому себе - своей Изиды к своему Озирису. Это основа внутренней гармонии и любви к ближнему, которого надо "возлюбить, как самого себя". Но любовь к себе не эгоистическая, а материнская, прощающая: "Иди, и больше не греши!"

* * *

Мать - Любовь и прощение, самая трудная форма Любви. Так значит, двое любящих встречаются в Боге-Любви, Боге-Сердце, Боге-Матери? Линии Инь двоих соединяют сердца, вступают в резонанс, несясь над Инь-блудницей, Жизнью-блудницей, встречаются в Любви Горней на общей волне сердца. Возрождая мужчину тем, что именно его достраивают до андрогина, именно ему, Озирису, помогая ожить и воскреснуть, ему, упавшему в дни и в жизнь, расчлененному в ней.



В Любви сердечно обнимаются две ж е н щ и н ы, две Инь, - внутри каждого пола. В меру их совершенства или несовершенства развивается любовь двоих. В этом свете оправдана любовь пары л ю б о г о пола, - если это Любовь, зов сердца, состояние души, а не сексуальные игры.

Мужчина готов к горней Любви, любви Афродиты Урании, в той мере, а какой он развился андрогином, т.е. нашел и освободил в себе Женское Начало, свою Инь, умение отдавать, излучать. Впрочем, Инь может быть запечатана и у женщин.

Обычно мужчина в любви умеет брать, овладевать, а не отдаваться, как это присуще женщине в ее изначальности. Женщина изначально в Боге, хотя это может быть от нее самой и скрыто.

Сэт в мифе умертвил Озириса, своего брата. И вот голос Озириса: "Совершенство бытия во мне и небытие во мне. Я - Сэт, небытие среди богов. ... Сэт и Озирис суть две ипостаси Единого Бога. ...Небытие и бытие, отрицание и утверждание, гнев и любовь - два начала, соединенные в третьем: Сэт и Озирис в Горе". (243,244).

Если братья Озирис и Сэт - одно в двух лицах, то Авель и Каин, видимо, тоже одно, проявляющееся в человеке. Духовное - и земное начало. Не символом ли этого библейский дым, тянущийся от жертвенного костра Авеля ввысь, к небу, а у Каина - по земле? И обязательное соперничество братьев, и зависть приземленного как внутренний толчок к убийству другого, гармоничного.

И опять вдруг стало ясно: они оба, эта пара, два сына одной матери, всегда есть в каждом из нас, в нашем Ян, но в разных соотношениях. Озирис, собранный и воскрешенный Изидой, родится в то Пространство, где Сэт над ним не властен. В Пространство Бытия, в свою духовность.

Каин, убив Авеля, уже убил Бога в себе. Рас-КАИ-ваясь мы воскрешаем своего внутреннего Авеля, преодолев, отодвинув, - изгнав! - собственного Каина.

После "Тайны трех" вдруг стало понятно, почему "Песнь Песней" - одна из глав Вечной Книги, Библии. Это - э т а л о н открытости души в Любви и высшего доверия, Эталон Надлежащего.

Удивительный - языческий - культ тела в гармонии с душой, ликование Жизни, изначальное - доцивилизационное - мудрость и готовность сразу, приобретя, потерять всё. Не пожалев об этом ни секунды. "Сильна, как Смерть, Любовь..." Нет, Любовь сильнее, она слепо шагает туда, где удержаться - и не умереть! - можно только в Любви. В ее Чуде. Да еще и преобразиться так, что и возврата в прежнему себе уже нет. Что-то Новое навсегда вошло внутрь.

"...кого любит душа моя...". Любит душа, а тело вторит, а не суется вперед. Эталон для всех пар, на все века. Как же этому не быть в Библии, которая учит не людей, а мужчин и женщин, носителей своего Пола?.. "Песнь Песней" надо читать жарким сердцем, а не холодным умом, тогда утопаешь в ней и плывешь вместе с героями в этом светлом поэтическом потоке. И выходишь, как из бассейна с Живой водой.

А ведь именно об этой тайне Пола у Мережковского. Египет, "таинство ... языческое, (и) ветхозаветное, от святыни Израильской - обрезания - до Елевзинских половых символов, "неизреченных святынь", насыщено Полом" (118). Там же: "Противоборствующее - соединяющее", противоположное - согласное. Соединение двух противоположных начал в третьем - "все противоположности в Боге" - Гераклитова Троица и есть не что иное, как соединение Двух Полов" (120).

"...религиозный с е к с у а л и з м - половая насыщенность, напряженность древней мистерии. В мире Пол - в Боге Троица." (121).

А у Марины Цветаевой - еще короче "Третьей была любовь". Но, самое главное, - Любовь - это Бог. А люди это забыли и уронили ее в секс...

Послушаем еще Мережковского:

"Пол есть первое, изначальное, кровно-телесное осязание

Бога Триединого. Вот почему и в Завете Отчем, в язычестве, всё начинается с Пола" (122).

"Таинство христианское - вне Пола" (118). "...Как глубоко наше скопчество, видно из того, что в нем согласны все индивидуалисты и социалисты, буржуа и пролетарии, верующие в Бога и безбожники.. Как нам понять, что такое б о ж е с т - в е н н ы й Эрос, когда вместо Афродиты Урании - у нас "Елена Перкрасная", а вместо Елевзинского храма - публичный дом?" (124).

"А только тогда, когда исполнится тайна Одного и тайна Двух - Личность и Пол, исполнится и тайна Трех - Общество" (128).

"Будут два одна плоть", только ли о брачной любви это сказано? Нет, как два, так и все будут одна плоть, одна кровь в таинстве Плоти и Крови, в тайне Церкви - Царства Божьего - божественного Общества. "Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, т а к и они да будут в Нас едино... и Я в них" (130).

А это уже к вопросу о новой парадигме, обо всех нас в Любви и Боге...

"Мир гибнет оттого, что забыл Мать. Мужское возобладало над женским. Война есть дело мужское, - и вот война бесконечная: "все будут убивать друг друга". И погибнет мир в огне войны, если не потушат огня слезы Матери.

"Отец на спас, Сын не спасает - спасет Мать."

"Три завета, три любви захватывают мир, одна за другой, одна глубже другой; глубока любовь Отца, а любовь Сына глубже; глубока любовь Сына, а еще глубже любовь Матери." (556)

Осмеливаюсь продолжать после Мережковского.

Любовь - Дух - Бог-Любовь. В "Песне Песней" наивысшая из возможных духовность. Оба не таятся, а тонут друг в друге. И как взаимно внимательны! "О, не будите ее..." Каждый только отдает, отдается, а не овладевает, не старается захватить себе побольше, и вообще что-то взять, не возместив тем же: душевное - своей душой, духовное - своим Духом-Любовью. Душевная щедрость. Духовный дуэт.

И всё это - без конца. Его нет в "Песне Песней". "Беги, возлюбленный мой..." Откуда Куприн взял земной конец?

Поразителен автор, царь Соломон. Он, чтобы написать это, должен был сам всё испытать. Такое придумать нельзя. И воспринять в полной мере может только тот, кто сам прикоснулся к такому, нашел, понес Божественную Любовь в себе...

2.04.02,Ульяновск

Литература:

Д.С.Мережковский "Тайна трех. Египет-Вавилон"

Москва, ЭКСМО-Пресс, 2001, 557 с.

Козлова Лилит Николаевна, профессор Ульяновского педуниверситета, доктор биологических наук, член Московского Союза литераторов.

ЛИЛИТ НИКОЛАЕВНА КОЗЛОВА,

профессор Ульяновского педагогического университета,



432063, Ульяновск, 63, а/я 420, д. тел. 32-77-67

105425, Москва, Щелковское шоссе, д. 32, кв. 80, дом. тел. 165-43-17.


Смотрите также:
Лилит козлова
127.25kb.
1 стр.
Лилит козлова милая анастасия ивановна, простите меня
449.36kb.
3 стр.
Наталия Козлова Наследство по завещанию и не только Ваш домашний адвокат – Наталия Николаевна Козлова
1821.34kb.
9 стр.
В. А. Козлова «Массовые беспорядки в СССР при Хрущёве и Брежневе
50.75kb.
1 стр.
Гендер как инструмент политологического анализа Наталия Козлова
94.54kb.
1 стр.
Андреев Сергей Викторович
22.34kb.
1 стр.
Мила Менка
137.59kb.
1 стр.
Публичный доклад Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №103 имени Сергея Козлова
747.67kb.
4 стр.
Происхождение образа Лилит и его бытование в европейской культуре Богомолова Юлиана Юрьевна
30.02kb.
1 стр.
Книга для чтения с учащимися: Пособие для учителей /под ред. Э. П. Козлова М.: Иосо рао "Филология", 2001- 10 п л
3389.9kb.
18 стр.
Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
5816.34kb.
34 стр.
Десятые академические чтения раасн, 2006 г
301.84kb.
1 стр.