Главная
страница 1


КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

г. СОЛНЕЧНОГОРСКА

(МОУ СОШ № 2 г. Солнечногорска)

РОССИЯ 141503 Московская область г. Солнечногорск Обуховский проезд д. 2/26

Тел./факс 994-11-13 E-mail: sunschool.2@mail.ru

 

Районное методическое объединение учителей начальной школы


Педагогическая мастерская

Проектная и исследовательская деятельность учащихся первой ступени обучения: формы и методы, опыт, результаты работы




2010 год
Учебные проекты
как средство развития исследовательских навыков младших школьников

В своём выступлении я бы хотела остановиться на актуальности этой проблемы в настоящее время, сравнить два вида деятельности: проектную и исследовательскую, и более подробно остановиться на рассмотрении вопроса учебных проектов, как средства развитии исследовательских навыков младших школьников.

ХXI век – век интеллекта, век индивидуализма личности и век технологий. От уровня развития личности, от активности его способа осмысления происходящего в обществе, зависит становление гражданских отношений в обществе и его демократизация. Информационный век со всех сторон своим потоком вестей окружает человека, и справится с этим лишь способностью памяти – активным, пассивным запоминанием все труднее, ибо всему есть предел, памяти тоже. Как мы знаем, кроме человеческой памяти есть и человеческое мышление, резервы которых используются не более 2-3%.Обучение можно качественно изменить и сделать доступным для всех, если мы сделаем поворот от запоминания и количественного набора знаний к организации мыслительной деятельности учащихся над знаниями для их понимания.

Перед учителем встает вопрос: как сделать, чтобы знания воспринимались эффективно на личностном уровне?

Сегодня приоритетными педагогическими технологиями в работе являются:


  • личностно-ориентированный подход;

  • технология сотрудничества и развивающего обучения;

  • проблемные, поисковые, творческие подходы на основе активизации мыслительно-аналитической деятельности учащихся;

  • технологии на основе гуманизации и демократизации отношений;

  • информационные системы и технологии.

Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской и проектной работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Учителя часто задают вопрос «Чем проектная деятельность отличается от исследовательской?». Мы сравнили эти два вида деятельности по четырём критериям и видим, что это не тождественные понятия.






Исследовательская деятельность

Проектная деятельность

Цель

Уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей

Реализация проектного замысла


Основа


Выдвижение гипотезы и теории, их экспериментальная и теоретическая проверка


Выдвижение гипотезы необязательно.

Проекты без исследований: творческие, социальные, информационные

Этапы

  • Формулирование проблемы;

  • Постановка цели и конкретных задач;

  • Определение объекта и предмета исследования;

  • Выбор метода проведения исследования;

  • Описание процесса исследования;

  • Обсуждение результатов исследования;

  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов

  • Определение тематического поля и темы проекты, постановка цели проекта, выбор;

  • Обсуждение вариантов исследования, сбор и изучение информации, составление плана, распределение обязанностей;

  • Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

  • Подготовка и защита презентаций;

  • Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта




Сущность

Процесс выработки новых знаний, истинное творчество

Замысел, план, творчество по плану

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Как я уже сказала, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.

Начинать исследовательскую работу можно с 1 класса на уроках трудового обучения. Исследования свойств бумаги (разорви, сомни, согни, скрути, размочи, окрась), исследование свойств пластилина.



Исследование свойств бумаги. Исследование свойств пластилина
Курс «Окружающий мир» в начальной школе пропедевтический. Он готовит учащихся начальной школы к восприятию сложного материала таких предметов как физика, химия, география, биология.

Урок во 2 классе по теме «Звук». Сложная тема для понимания учащимися младших классов. Казалось бы как объяснить ребятам, что звук это колебания в какой-либо упругой среде (в воздухе, в воде, в земной коре). На уроке учащиеся проводят различные исследования, в ходе которых они убеждаются, что различные предметы звучат по-разному, разница зависит от количества колебаний в секунду. Перед вами один из опытов «верёвочный телефон». c:\documents and settings\admin\мои документы\фотопроект\img_0055.jpg

В ходе опыта выяснили, что твердые поверхности звук отражают, а мягкие поглощают. Ребята смогли в конце этого урока ответить на такие сложные вопросы «Что такое эхо?», «Что является источником звука при полёте осы, пчелы, жука?».

Ученикам 4 класса было предложено следующее задание: провести исследовательскую работу с фантиками от конфет и защитить её. Условие: в названии конфет должно быть не менее 2 орфограмм. Учащиеся должны были найти фантики с 2 и более орфограммами, приготовить объяснение каждого правила, защитить свою работу у доски перед классом: говорить кратко и громко. c:\documents and settings\admin\мои документы\фотопроект\img_0060.jpg


Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению.

При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Для повышения их заинтересованности можно использовать и игровые приемы: «Кто первый увидит?», «Кто быстрей найдет?».

Знания и умения, приобретаемые учащимися на уроках, очень разнообразны и тесно связаны с другими общеобразовательными предметами – изобразительным искусством, музыкой, окружающим миром, математикой, историей, литературой и др. Поэтому, организуя исследовательскую работу учащихся, я использую межпредметные связи, учитывая знания, полученные учащимися по другим предметам и опираясь на эти знания.

Включение приемов исследовательской работы в урок способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике.

Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках занимает метод проектов.

Проектность (в личностном и социальном плане) – определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры едва ли не во всех ее основных аспектах, связанных с творческой деятельностью человека.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Этот период обучения может быть назван «Введением в проектную деятельность».

Главная идея организации проектной деятельности учащихся: развитие познавательных интересов обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проекта

Ученик

  • Определяет цель деятельности

  • Открывает новые знания




  • Экспериментирует




  • Выбирает пути решения




  • Активен




  • Субъект обучения




  • Несёт ответственность за сою деятельность




Учитель

  • Помогает определять …

  • Рекомендует источники информации




  • Раскрывает возможные формы работы




  • Содействует прогнозированию результатов

  • Создаёт условия для активности школьника

  • Партнёр ученика




  • Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки



Если мы проанализируем эту совместную структуру , то увидим, что ученик является не просто ведомым звеном, а занимает активную позицию в данном виде деятельности.

Совместный путь по достижению цели проекта – равноправное партнёрство учителя, ученика и родителей.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, консультант. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: консультирует, мотивирует, наблюдает.

Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он: является субъектом познавательной деятельности; выбирает (принимает решения), несет ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п., продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности).

Практика показывает, что подобная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создаёт ситуацию успеха, радости удовлетворения, способствует формированию положительной самооценки, а это служит стимулом для дальнейших действий.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Надо показать младшим школьникам, что делать что-то вместе, например, проект или исследование, весело и интересно. Говорить о радости сотрудничества малоэффективно, учащиеся должны понять на собственном опыте, почувствовать, увидеть как, например, на уроке трудового обучения совместное исследование свойств бумаги и пластилина вылилось в совместные творческие проекты «Черепаха» и «Фруктовый сад». Хочется подробнее остановиться на проектах . После того как ребята смяли свои бумажные листочки, они готовят из них комочки и украшают панцирь черепахи. Проект «Фруктовый сад». Каждая пара учащихся создавала своё фруктовое дерево, и при посадке в общий фруктовый сад обязательно должна была его представить , рассказать чем оно необычно, интересно.





Проект «Фруктовый сад» Проект «Черепаха»
Ученики испытывают радость, объединяя отдельные свои работы в совместный продукт. Они понимают, что вместе можно сделать гораздо больше и лучше чем в одиночку, можно больше придумать, лучше реализовать задуманное, а сотрудничество и товарищеская взаимопомощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу, оказывают положительное влияние на развитие интереса к знаниям.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Хочу обратить ваше внимание на то, что в современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.




  • Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.




  • Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

  • Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.


  • Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.




  • Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

- Деловая игра.

- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.

- Диалог исторических или литературных персонажей.

- Защита на Ученом Совете.

- Игра с залом.

- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…

- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.

- Научная конференция.

- Отчет исследовательской экспедиции.

- Пресс-конференция.

- Путешествие.

- Реклама.

- Ролевая игра.

- Соревнования.

- Спектакль.

- Спортивная игра.

- Телепередача.

- Экскурсия.

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации.

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.



Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.
2. По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
3. Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.


Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.


Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?


2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.


3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Заключение

Сейчас я бы хотела познакомить вас с некоторыми проектами.

Тема «Симметрия». Проекты «Вырежи из бумаги симметричные фигуры, сделай аппликации», «Нарисуй симметричные фигуры, раскрась их симметрично». В подготовке принимали участие 2 группы (искали симметричные фигуры, делали шаблоны симметричных фигур). Помощником и консультантом была Л.В. Доронина, учитель технологии в старших классах, которая ведёт у ребят кружок «Мастерилки».

Тема «Алфавит» Проекты «Театр живых букв», Азбука на пальцах», «Фруктовая Азбука», Азбука животных, «Расставь книги по алфавиту».

Тема «Устное народное творчество». Проекты «Постановки сказок» «Каша из топора», «Волк и семеро козлят», книжки-малышки, в которых были представлены различные жанры «Устного народного творчества», рисунки и поделки к сказкам.

Тема «Как хорошо уметь грамотно писать» Проекты «Напиши поздравительную открытку или приглашение на праздник», «Найди исторический корень какого-либо слова», «Сделай запись о событиях твоей жизни», «Опиши в стихах изученное правило», «придумай свой проект»

Темы по окружающему миру: «Знание – сила» и «Мы живём в космосе» вылились в творческие проекты, соответственно, «Великие изобретения»и «Мы – дети солнца». Желающие подготовили рисунки, и был оформлен стенд

Тема «Природные зоны России» Окружающий мир 4 класс. Класс делился на группы. Каждая группа готовила проект по своей природной зоне. И одна из групп подготовила электронную презентацию, конечно с помощью родителей.

Я работаю в по УМК «Планета знаний». Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер и поможет учителю в организации внеурочной деятельности. В учебниках, ещё раз повторюсь, представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.



В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Тема «Симметрия».i:\симметрия\cimg1979.jpg

Проект «Вырежи из бумаги симметричные фигуры, сделай аппликации»

Тема «Алфавит»i:\фруктовый сад\img116.jpg

i:\фруктовый сад\img109.jpg

Проект «Азбука на пальцах»

Проекты «Театр живых букв»i:\фруктовый сад\img117.jpg


Проект «Азбука животных»

Тема «Устное народное творчество»
Проекты: «Постановки сказок» «Каша из топора», «Волк и семеро козлят», книжки-малышки, в которых были представлены различные жанры «Устного народного творчества», рисунки и поделки к сказкам. i:\фотопроект\s6301246.jpg

i:\фотопроект\s6301262.jpg

i:\фотопроект\s6301261.jpg


Тема «Как хорошо уметь грамотно писать»
c:\documents and settings\user1\рабочий стол\img_0070.jpg

Проекты «Напиши поздравительную открытку или приглашение на праздник», «Найди исторический корень какого-либо слова», «Сделай запись о событиях твоей жизни», «Опиши в стихах изученное правило
Темы по окружающему миру: «Знание – сила» и «Мы живём в космосе»

c:\documents and settings\admin\мои документы\фотопроект\img_0053.jpg


c:\documents and settings\admin\мои документы\фотопроект\img_0048.jpg

Проект «Великие изобретения» Проект «Мы – дети Солнца»


Тема «Природные зоны России» Окружающий мир 4 класс.c:\documents and settings\admin\мои документы\фотопроект\img_0068.jpg

c:\documents and settings\admin\мои документы\фотопроект\img_0062.jpg
Проект «Арктика»


c:\documents and settings\admin\мои документы\фотопроект\img_0067.jpg


Смотрите также:
Комитет по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района
140.17kb.
1 стр.
Разработка урока по теме «Квадратные уравнения»
84.54kb.
1 стр.
Комитет по народному образованию солнечногорского муниципального района
179.89kb.
1 стр.
На 2012 2013 учебный год новониколаевский 2012 г. Мку «комитет по образованию новониколаевского района»
844.28kb.
4 стр.
Муниципального образования городское поселение солнечногорск
120.92kb.
1 стр.
Государственный комитет СССР по народному образованию головной совет по программе
1376.64kb.
8 стр.
Государственныйыи комитет СССР по народному образованию
850.98kb.
6 стр.
Сеть учреждений культуры Солнечногорского муниципального района
206.34kb.
1 стр.
Государственный комитет СССР по народному образованию головной совет по программе
291.79kb.
1 стр.
Государственный комитет СССР по народному образованию головной совет программы
433.21kb.
1 стр.
Администрации Руководитель отдела Репьевского муниципального района по образованию
502.89kb.
3 стр.
Приложение №1 к Комплексной программе социально-экономического развития Солнечногорского муниципального района Московской области на 2011-2013 г г. Характеристика социально-экономического положения муниципального образования Основные демографические
685.2kb.
6 стр.