Главная
страница 1
Музыкальное оформление спектакля - как задача развития одаренных детей – участников детских театральных коллективов.

(По итогам Республиканского конкурса детских театральных коллективов «Иделкаем» 2011 года).



Хурматуллина Р.К.

(доцент кафедры

музыкального искусства К(П)ФУ, к.п.н.)
В республике Татарстан под эгидой Министерства культуры проходит отборочный этап, ставшего уже традиционным, конкурса детско-юношеских самодеятельных театральных и кукольных коллективов «Иделкаем». Самое время вспомнить итоги прошлого года.

В конкурсе «Иделкаем» 2011 года, посвященном 125-летию со дня рождения Г.Тукая приняли участие 46 театральных коллективов из 40 районов РТ и г. Казани. В заключительном туре выступили 13 коллективов из Арского, Апастовского, Кукморского, Балтасинского, Пестричинского, Зеленодольского, Бавлинского, Мензилинского, Актанышского, Сармановского, Мамадышского, Буинского муниципальных районов и г. Казани. В жюри конкурса вошли известные деятели театра и культуры: драматург, заслуженный деятель искусств РТ Радиф Сагди, Народная артистка РТ Фирдавес Ахтямова, режиссер, заслуженный деятель культуры РТ Камиль Саттаров и др.

Поскольку театр - искусство синтетическое, и музыка является его неотьемлимой частью, музыкальная составляющая спектаклей стала предметом нашего анализа. К сожалению, в целом, музыкальное оформление просмотренных спектаклей – содержание, качество, форма, - оставляет желать лучшего. Надо отметить, что вопросам звукорежиссуры спектакля почти не уделяется внимание и в многочисленных трудах по теории и истории театра, не интересуется этой проблемы, как правило, и театральная критика. Между тем, театральная музыка – это активный драматургический фактор, имеющий формообразующее и смысловое значение. История татарского театра имеет замечательные примеры музыкальной драматургии. Содружество Карима Тинчурина с Салихом Сайдашевым дало пример того, как музыка в театре, не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью искусства театрального, то есть она подчиняется логике, как музыкального развития, так и законам построения драматического спектакля. Отсюда следует, что музыка в спектакле не самоценна, важна ее созвучность с данным драматическим действием. Музыка способна создать определенную эмоциональную атмосферу спектакля, подчеркнуть основную идею пьесы, конкретизировать время и место действия, характеризовать действующих персонажей, держать темп, чувствовать ритм, достигать художественной правды спектакля.

В оформлении спектаклей – номинантов конкурса «Иделкаем» был использован лишь самый малый потенциал музыкальной культуры. Музыкальное звучание спектаклей грешило «однотонностью», однообразием. Так, кукольный спектакль «Шурале», где было много различных по драматургии эмоциональных состояний, практически от начала до конца был озвучен танцевальной мелодией (токмак). Поскольку, все спектакли были по произведениям Г.Тукая или о Тукае, музыка, в основном, звучала народная - татарская. Однако татарская музыкальная культура – это не только народная, но и огромный пласт профессиональной музыки, которая в спектаклях представлена скупо. Интересно прозвучали спектакли, в которых звучала не только татарская, но и другая музыка. В спектакле «Козленок и ягненок» по пьесе Т.Миннулина, представленного театральным коллективом из Балтасинского района, звучание русских частушек в момент, когда отдается предпочтение изучению волчьего языка родному козьему, придает тот гротесковый характер и узнаваемый социальный контекст, благодаря которому спектакль приобретает остроту и свежесть. Были спектакли, к которым, музыка была написана специально – это те спектакли, где дети активно пели, танцевали, проявляли свои музыкально – исполнительские, вокальные данные. И вот здесь наиболее органично, искренне звучали спектакли, где звучал живой голос, «живая» музыка. Я за то, чтобы в спектаклях было больше «живой» музыки. Конечно, было бы неправильно ожидать только «живого» исполнения. Фонограмма в каком-то смысле является подстраховкой маленьких артистов от волнения, усталости, «проколов» на сцене. Но если в спектаклях использовать записи, то только высокого качества. Фонограмма с голосом (+) должна соответствовать требованиям чистоты интонации. С ребенком, которого записывают, обязательно должны поработать педагоги-музыканты. Конечно, музыкально одаренные дети в спектакле сразу слышны. Они занимают особое место в коллективе. Так, в кукольном спектакле Арского района, все песенные характеристики героев замечательно исполнила девочка, которую по окончанию спектакля так и представили: «Наша певица!» В спектакле Бавлинского района «Три желания» «Золотая рыбка» порадовала и пением и танцем и актерской исполнением. «Маленький Тукай» из Апастова и пел хорошо, и играл на курае, и был в образе.

Конкурс выявил не только театрально, но и музыкально одаренных детей, последующим развитием которых нужно обязательно целенаправленно заниматься. Необходимо работать с будущими актерами не только над звучанием, постановкой голоса – но и частотой музыкальной интонации, стараться раскрыть музыкальные данные детей, используя в спектаклях преимущественно живое пение, живое инструментальное исполнительство. Выявленные в ходе театральных постановок музыкальные способности детей, нужно развивать в условиях музыкального образования и обучения.

Музыкальное оформление спектаклей должно опираться и использовать более широкие пласты музыкальной культуры. Руководители театральных постановок должны этой культурой обладать и заботиться о звучании спектакля во всех смыслах. Думаю, что к озвучиванию спектаклей можно и нужно активно привлекать самих детей, включая их в художественно - творческую поисковую работу. Юные участники театра обязательно должны знать основные законы музыкальной драматургии и сами находить (в записях, интернете) музыкальные характеристики – лейтмотивы своих персонажей, уметь выделять различные эмоциональные состояния в драматургии спектакля и соответствующее им музыкальное оформление.



Предметом особого внимания постановщиков спектаклей должны быть и технические средства звучания – аудиотехника. К чистому хорошему звучанию спектакля нужно приучать с детства.

Поскольку речь в данной статье идет о детских театральных коллективах, где руководитель коллектива, прежде всего педагог - воспитатель, его главная задача - способствовать творческому, эстетическому, в т.ч. и музыкальному развитию своих воспитанников. Руководитель детского театрального коллектива должен знать, что музыкальное решение спектакля во многом зависит от общей музыкальной культуры самого руководителя, от того, обладает ли он музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить музыкальными образами.


Смотрите также:
Конкурса детских театральных коллективов
42.26kb.
1 стр.
Психологические особенности режиссеров харьковских детских театральных студий в пространстве культурных ценностных ориентаций Воропаев Евгений Павлович
64.11kb.
1 стр.
Техническое задание по организации краткосрочного профильного выезда для детей участников детских коллективов различной направленности, созданных в учреждениях
40.15kb.
1 стр.
Конкурсе чтецов «Звучащая лира» Памятные даты 2011 года, определяющие тематику конкурса
67.62kb.
1 стр.
План массовых мероприятий по проведению празднования 304-ой годовщины образования города Бийска и Дня Российской молодежи
26.36kb.
1 стр.
Мэрия городского округа Тольятти Департамента образования
32.37kb.
1 стр.
Методическая разработка народных праздников для детских коллективов, занимающихся народным творчеством
219.93kb.
1 стр.
Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов
317.38kb.
1 стр.
Конкурс самодеятельных прозаиков, поэтов и театральных коллективов
72.17kb.
1 стр.
Шведские путешествия «старого дома»
14.46kb.
1 стр.
Программа Краевого фестиваля любительских театральных коллективов «Театральная весна 2012» 16-19 мая 2012 г
237.72kb.
1 стр.
Постановление От 4 апреля 2003 г. N 31 о введении в действие санитарных правил "санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов. Сп 1277-03"
205.26kb.
1 стр.