Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6

ДОКЛАД
О ПОЛОЖЕНИИ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА
В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ в 2007 году

ВВЕДЕНИЕ

Составитель доклада


Костромская областная общественная организация «Комитет солдатских матерей» создана в июле 2002 г. Как региональное отделение Комитета солдатских матерей России зарегистрирована в 1998г. Основные направления деятельности: защита прав призывников, в том числе и на альтернативную гражданскую службу, защита прав военнослужащих срочной службы, защита прав инвалидов и членов их семей, защита прав матерей погибших солдат. Правовое просвещение допризывников, помощь в прохождении медицинских комиссий, судебная защита военнослужащих срочной службы..

156013, г. Кострома, ул. Калиновская, д. 38, к. 101, Тел/факс (0942) 35-07-11

Председатель КООО «КСМ» - Терехова Нина Олеговна;

В составлении доклада принимали участие: Д.Б. Аникин – председатель объединения профсоюзных организаций СОЦПРОФ по Костромской области, Костромское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека», руководитель – Кириллов Г.В., Костромское областное экологическое движение «Во имя жизни» - Резникова И.С.


Краткая характеристика субъекта Российской Федерации


Костромская область имеет протяженность с севера на юг 260 км., а с запада на восток – 420 км.. Площадь территории – 60, 2 тыс. кв. км. В ЦФО по площади Костромская область уступает только Тверской области – 84,1 тыс.кв. км.. На севере Костромская область граничит с Вологодской областью, на юге – с Ивановской и Нижегородской областями, на западе – с Ярославской, на востоке – с Кировской областью. В состав Костромской области входит областной центр г. Кострома ( основанный в 1152 г.), 5 городов областного подчинения: ( Волгореченск, Нерехта, Шарья, Судиславль, Галич), 6 городов районного подчинения, 24 района, 7 поселков городского типа, 3594 населенных пунктов. Костромская область имеет большое количество уникальных исторических памятников, самобытную культуру и уклад жизни. 58,8% населения области проживают в городах.

Уровень зарегистрированной безработицы по Костромской области на 1 января 2008 г. – 1,1% по данным департамента занятости.


В Костромской области неблагоприятно складывается демографическая ситуация


ГОД

Численность населения

убыль

1989 г

804,3 тыс. чел.




1995 г

803,2 тыс. чел.

-1,1тыс. чел

2002г.

736 тыс. чел.

- 67,2 тыс. чел.-

1 января 2004 г.

726,3

- 9,7 тыс. чел.

1 января 2005 г.

717,7

- 8,6 тыс. чел

1 января 2006 г.

709,0

-8,7 тыс. чел.

1 января 2007 г

703,8

- 5,2 тыс. чел.

1 января 2008 г.






С 1970 г. по 2006 г. численность населения области уменьшилась на 158 человек, с 867,9 до 709 тысяч. Только за последние 10 лет население уменьшилось на 100 тыс. человек. Особенно драматична ситуация на селе – молодежь уезжает, старшее поколение стремительно вымирает. Продолжительность жизни женщин с 1990 г. сократилась на 4 года, мужчин – на 7 лет. Средняя продолжительность жизни мужчин в Костромской области – 56 лет, женщин – 70,5 лет.( Голос народа, 25.04.2007 г.)

По прогнозам специалистов если демографическая ситуация не изменится, в области некому будет работать. В учреждения профобразования будут поступать около 1500 абитуриентов, т.е. по 30 человек в каждое. Сейчас школы выпускают 7000 учащихся, ожидается – 5000. Уже сейчас в регионе наблюдается нехватка квалифицированных рабочих кадров, дефицит которых составляет до 80%. В 2007 г. количество трудовых мигрантов увеличилось в четыре раза, но ситуацию это не улучшило, т.к. занимаются мигранты в основном подсобными работами.( Кнг, 27.06.07)

Два раза в год избирательная комиссия Костромской области уточняет количество избирателей в регионе. На начало 2007 г. в Костромской области проживало более 570 тысяч человек, имеющих право голосовать на выборах. Это почти на 3000 меньше, чем летом 2006 г. В Вохомском районе убыль составила 88 человек, в Мантуровском районе – 120 человек, в Нерехтском районе и г. Нерехта – 533 человека. Основные причины уменьшения численности избирателей - естественная убыль населения и миграция жителей.( АиФ в Костроме, 21.02. 2007 г.)

Точные данные о численности населения на 1 января 2008 г. будут готовы в апреле 2008 г.
Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в Костромской области повысилась, но в связи с общим ростом стоимости услуг и продуктов питания, качество жизни не улучшилось.



Прожиточный минимум

1У квартал

2005 г.(руб)

1У квартал

2006 г.(руб)

111 квартал

2007 г.(руб)

Для трудоспособного населения

2815

3188

3762

Для пенсионеров

2045

2250

2823

Для детей

2460

2775

3345

По данным экспертов, с начала года растительное масло и молочные продукты подорожали в среднем на 60%, мясо – на 40%, хлебобулочные изделия и крупы – на 40-45%. В Костроме цена на мясо росла в течение всего года, хлеб стал дорожать летом, цены на молоко и молокопродукты и постное масло резко повысились в конце года.. По данным Росстата с января по август потребительская корзина подорожала на 12,4%, а стоимость минимального набора продуктов питания – на 17%. (МК в Костроме, 03.10.07)

С 1 января 2007 г. цены на продукты ежедневного употребления ( молоко, сыр, фрукты, растительное и сливочное масло повысились на 15-20%.

На 20-25% подорожал проезд на маршрутах пригородного направления. Ожидается повышение цен на проезд в муниципальном транспорте, а так же повышение цен на услуги ЖКХ – не менее 15%.( АиФ в Костроме, 17.01.2007)


Подорожание продуктов первой необходимости в 2007 г.( КВ 16-22.10.07)


Наименование продукта

Цена в июне

Цена в июле

Удорожание в %

Хлеб

«Дарницкий»



10 руб. 40 коп.

13 руб

25%

Масло сливочное

85 руб

110 руб

29,4%

Молоко,2,5%.1 л.

16 руб50 коп

21руб50коп

30,3%

Сыр, 1 кг

125 руб

185 руб

48%

Растительное масло, 1 л

31 руб

33 руб

на1октября–53 руб



8%

еще на 58,2%



Яйцо ст., 1 дес

24 руб

30 руб

30%

Для малоимущих категорий граждан это означает, что рост цен превысит рост их доходов.

Количество костромичей, живущих ниже прожиточного уровня, по данным Центра социальной поддержки населения, составляет 6 тыс. человек и буквально с каждым днем их становится все больше. На учете в отделе профилактики социального неблагополучия в октябре 2007 г. состояло 176 костромских семей, в которых проживает 241 ребенок.

Самая крупная категория нищих в Костроме – пенсионеры. По данным пенсионного фонда , более 6 тыс. костромичей получают минимальную пенсию, которая с октября 2007 г. составляет чуть более 1200 рублей в месяц.

Как они выживают на такие деньги- можно только догадываться.


Высшим законодательным органом Костромской области является Костромская областная Дума.
Выборы в Думу Костромской области в 2005 году впервые проходили по смешанной системе. Из 36 депутатов Думы Костромской области 18 депутатов были избраны , 18 депутатов избирались по одномандатным мажоритарным округам.

В состав Костромской областной Думы избраны 36 депутатов. Председателем Думы избран Бычков Андрей Иванович - заместитель председателя Костромской областной Думы, председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам, банкам и финансам Костромской областной Думы третьего созыва (4228, или 35,09 процента), избранный от Костромского регионального отделения политической партии «Единая Россия»;


Главой исполнительной власти с 1996 г.являлся губернатор Костромской области Шершунов Виктор Андреевич, который трагически погиб в автомобильной аварии на 76 км. Ярославского шоссе в ночь с 19 на 20 сентября 2007 г.

Первая новость о происшествии появилась лишь спустя 8 (!) часов. Создавалось впечатление, что новость «придерживали».Кто, зачем и почему это делал, до сих пор загадка.

Версий этого происшествия в СМИ излагалось много, но все они оставили множество вопросов, на которые ответа до настоящего времени нет.

«Отчасти подтвердить или опровергнуть любую из версий может характер повреждений машин. Но автомобили, во всяком случае «Форд», почему-то усиленно прячут от посторонних глаз. Чаще всего журналисты показывают поддельные фотографии с места ДТП. Причем фальшивку видно невооруженным глазом. То на заднем плане снег лежит, то «Мерседес» не той модели, то номера на нем московские,, то среди дня белого дня рядом стоит машина «скорой помощи»( зачем спустя столько часов после аварии там «скорая?» На тех же снимках, которые вызывают доверие, «Форд» закрыт тентом.» ( АиФ в Костроме, 03.10.07, 17.10.07, СК –Кострома, 10.10.07)

Интересно, что в газете «Костромские ведомости» №36 от 4-10 сентября 2007 г. в рубрике «Общество», была напечатана заметка «У нас сменят губернатора?», в которой есть такие строки: « Единая Россия» намерена в сентябре сменить 17 губернаторов российских регионов»… «Существенные претензии», по утверждению источника, у администрации президента, имеются к губернаторам Пермской, Костромской, Кировской и некоторых других областей»
Костромская область обрела нынешнего губернатора так же скоропостижно, как потеряла прежнего . Еще 23 октября никакой информации о том, кого предложит Президент не было, а уже 25 октября 2006 г.состоялась церемония вступления в должность губернатора Костромской области

Слюняева Игоря Николаевича. И.Н. Слюняев родился 4 октября 1966 г. в г. Исикуль Омской области. В 1992 г. окончил Московскую высшую школу милиции МВД России. В 1999г – Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. И.Н. Слюняев советником министра, начальником Управления, заместителем министра РФ по сотрудничеству с государствами – участниками СНГ, начальником управления обеспечения доходов дорожных фондов Федеральной дорожной службы России, заместителем генерального директора Российского дорожного агентства, заместителем министра транспорта РФ, первым заместителем министра транспорта РФ- руководителем государственной службы дорожного хозяйства. В Совете Федерации ФС РФ являлся представителем от администрации Алтайского края, заместителем председателя комитета по бюджету, членом комиссии по взаимодействию со счетной палатой РФ по естественным монополиям. Член Президиума Генерального совета партии «Единая Россия». Кандидат юридических наук.

( СП, 11.10.07)


После назначения Юрия Пономарева прокурором Свердловской области, а Александра Решетникова, его заместителя, транспортным прокурором Южного федерального округа, оба этих поста оказались вакантными.
На должность прокурора Костромской области областная Дума утвердила Юрия Михайловича Рыжкова.

Кандидатура предложена Генеральным прокурором России Юрием Чайкой.

Ю.Рыжков родился в 1954 г. в Скопинском районе Рязанской области. С 1971 г. работал монтером связи Московской железной дороги станции Павелец – 1 Скопинского района, затем служил в ВС РФ. После окончания Саратовского юридического института работал во Владимирской области следователем Вязниковского ОВД, стажером, помощником, старшим помощником, заместителем межрайонного прокурора, потом прокурором. В 1993-2001 г.г. был первым заместителем прокурора Владимирской области. С ноября 2001 г.- прокурор Рязанской области. Имеет почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».
Руководитель верховной судебной инстанции – Председатель Костромского областного суда Вячеслав Сергеевич Иванов.
Согласно приказу Федеральной налоговой службы с 16 октября 2007 г. обязанности руководителя Управления ФСН по Костромской области исполняет Иван Иванович Шмидт.

И.М. Шмидт родился в 1950 г. Закончил пермский сельскохозяйственный институт по специальности «экономика». В налоговой системе проработал более 15 лет. За эти годы от рядового инспектора дослужился до заместителя начальника Государственной налоговой инспекции Куйбышевской области, в последствии Управления ФСН по Самарской области. Последнее место работы И.И. Шмидта – Центральный аппарат Федеральной службы Российской Федерации.


Политическая ориентация избирателей (коммунистическая,
О политической ориентации можно судить по результатам последних выборов как в федеральные органы власти, так и в региональные и местные, а также по данным социологических опросов. Коротко ее можно характеризовать как «пропутинская». В то же время население не воспринимает В. Путина, как представителя партии «Единая Россия», к которой относится достаточно негативно, в связи с катастрофическим ухудшением жизни в результате проводимых реформ.

Общая характеристика региональной нормативной базы


Несоответствие положений региональных законов положениям российского законодательства и международного права в области прав человека;

Летом 2006 г. областные власти отменили льготу по оплате жилья инвалидам, живущим в приватизированных квартирах. Приватизированное жилье было отнесено к частному жилому фонду, в котором подобных льгот не предусмотрено. Однако, прокуратура г. Костромы, куда обратились костромичи, оспорила это решение. Правильность вердикта подтвердила и областная коллегия судей. Инвалидам, кто платил за обслуживание жилья по полной стоимости сделают перерасчет.( АиФ в Костроме от 09.05.2007 г.)

9 августа областная прокуратура опротестовала постановление администрации Костромской области № 100-а об обеспечении питанием беременных женщин. Серьезные претензии вызвал пункт о том, что чиновники незаконно ограничили права многих будущих мам, лишив их возможности получать денежную надбавку на дополнительное питание и витамины, которая составляет 200 рублей в месяц. Почему-то чиновники посчитали, что надбавки должны быть лишены не только женщины, чей доход выше прожиточного минимума, но и те беременные женщины, у кого врачи не нашли патологий беременности и прочих сопутствующих заболеваний. В результате круг получателей пособия сузился настолько, что положенные деньги смогли получить лишь 5 (пять!) процентов от общего числа родивших женщин. Более того, функцию по начислению денежной компенсации чиновники возложили не на департамент здравоохранения, который в полной мере может оценить здоровье женщин, а на департамент соцзащиты. Прокуратура посчитала, что ограничение прав будущих мам противоречит федеральному законодательству. И установила срок, в течение которого необходимо привести постановление в соответствие с правовыми нормами. В противном случае прокуратура намерена обратиться за защитой прав беременных в суд.(КВ от 26.06.07)
В Костромской области с начала 2007 г.сложилось неблагополучное положение с обеспечением населения лекарственными средствами по льготным рецептам. По результатам прокурорских проверок были отменены совместные приказы департамента здравоохранения и областного Фонда обязательного медицинского страхования , в соответствии с которым ряд граждан, имеющих право на дополнительное лекарственное обеспечение, могли бы лишиться этого во 2 и 3 квартале 2007 г.(КНГ, 09.10.2007 г.)

Основные проблемы общей правовой ситуации и правоприменительной практики в регионе.
Костромской области образовано 35 судебных участков. Однако, согласно нормам российского законодательства, их количество должно быть увеличено до 49. С 2008 г. новые судебные участки впервые откроются в Антроповском, Кадыйском, Кологривском, Макарьевском, Межевском, Октябрьском, Островском, Павинском, Парфеньевском, Понызыревком, Сусанинском и Чухломском районах. Еще один дополнительный участок появится в г. Костроме на территории бывшего Свердловского района, т.к. нагрузка на уже существующих там мировых судей превосходит средне областной показатель. Таким образом, районные суды будут освобождены от судебных дел небольшой сложности, а жителям области не придется ездить в поисках правосудия за сотни километров( КНГ, 03.10.07)

Общая характеристика ситуации с правами человек

Костромская область – типичная российская провинция с низкой правовой культурой населения. Жители районов слабо защищены, не готовы и не могут организоваться сами и во многом не могут защищать свои права. Это связано с удаленностью от областного центра, крайне низким уровнем жизни , серьезнейшей зависимостью от работы – как правило альтернатив нет, в то время как и единственной можно лишиться, а также местных органов власти и должностных лиц, которые пользуясь правовой безграмотностью и удаленностью от областного центра часто нарушают права граждан. При этом сложились тесные взаимоотношения представителей судебной власти, прокуратуры и милиции. Адвокатура на местах полагаем, не отвечает требованиям защиты граждан. При участии в процессах, в ряде случаев возникает ощущение координации действий местных адвокатов, суда и прокуратуры. В Костромской области контроль за соблюдением прав человека ведут, в основном, общественные правозащитные организации, причем, достаточно узко специализированные: защита экологических прав, прав военнослужащих, трудовых прав, прав заключенных, прав мелких и средних предпринимателей и т.д. В августе 2006 года ликвидирована комиссия по правам человека при губернаторе, вместо нее кулуарно создан Совет по правам человека при губернаторе Костромской области, в который не вошли представители наиболее активных общественных объединений, да и узнавшие о создании Совета лишь несколько месяцев спустя.

Ряд адвокатских отделений, используют в названии своих фирм «Права человека», хотя на практике их деятельность имеет весьма мало общего правозащитной работой. Такое созвучие вводит в заблуждение население и в определенной степени дискредитирует правозащитное движение.

Общественная палата Костромской области занимала позицию наблюдательного совета, не использовала свои практические полномочия и собиралась крайне редко. А в последнее время встала на защиту исполнительной власти.

Следует отметить, что за последние 2-3 года ситуация резко изменилась к худшему - судебная система все в большей степени перестает осуществлять защиту прав человека, процессы все чаще ведутся, а решения выносятся с несоблюдением конституционных положений о превуалировании прав человека и основных свобод. Ссылки на международные нормы права и Конституцию РФ вызывают улыбки.



следующая страница >>
Смотрите также:
Доклад о положении с правами человека
897.64kb.
8 стр.
Доклад о положении с правами человека
756.62kb.
5 стр.
Доклад о положении с правами человека
1007.45kb.
6 стр.
Доклад о положении с правами человека в Республике Мордовия за 2004 год
355.21kb.
5 стр.
Доклад о положении с правами человека
767.03kb.
4 стр.
Доклад о положении с правами человека
1586.22kb.
7 стр.
Доклад о положении с правами
818.07kb.
4 стр.
Доклад о положении с правами
1661.18kb.
9 стр.
Доклад о положении с правами человека
696.5kb.
6 стр.
Доклад о положении с правами человека в Липецкой области за 2009 г
458.75kb.
3 стр.
Доклад о положении с правами человека в Воронежской области в 2005 году
1206.87kb.
11 стр.
Доклады Госдепартамента Political Asylum Research and Documentation Service (pards) llc
42.37kb.
1 стр.