Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г.Грязи Липецкой области






Пантелеева И.В.

классный руководитель 5б класса

Цель: формирование личности учащегося, её духовности и нравственности на примере лучших умов и традиций, нравов и истории русского народа.
Задачи: воспитать в детях чувство любви к родному краю;
чувство гордости за своих предков, за их достижения;
привить детям любовь к природе родного края;
развивать у детей индивидуальные задатки и способности к творческой деятельности; приобщить их к ценностям русской культуры.
Оснащение: мультимедийный проектор, презентация, музыка

Ход классного часа


  1. Вводная часть.

Учитель (рассказывает и демонстрирует презентацию)

Всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова, который оставил свой след в метеорологии, искусстве, географии, металлургии, истории, химии, философии, литературе, геологии, астрономии и, конечно же, физике.


Он безгранично верил в ум и созидательную силу русского народа, и неисчерпаемость его таланта.

Может собственных Платонов



И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать, -

говорил М.В.Ломоносов.


Основным критерием истинности научного знания Ломоносов считал эксперимент, чего он и придерживался всю свою жизнь.
Родился М.В.Ломоносов
8 (19 новый стиль) ноября 1711 года в деревне Мишанинской (по другим источникам – Денисовке), которая находилась на одном из девяти островов в дельте Северной Двины, против Холмогор, Астраханской губернии.

Он гордился своим происхождением.

Трудные морские походы физически закалили юношу, развили его ум и наблюдательность, обогатили разнообразными сведениями. В детстве он ходил с отцом в дальние плавания – к Новой Земле и Шпицбергену.

Свой путь в большую науку Михаил Васильевич начал с изучения грамоты. Местный дьяк Семен Никитич Сабельников обучил мальчика читать и писать. В 14 лет Ломоносов грамотно и четко читал. У своего односельчанина Х.Дудина впервые познакомился со светской литературой: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого и «Псалтырь» Полоцкого. Знакомство с книгами убедило его в необходимости учиться, чтобы познать окружающий мир.

Страсть к науке, тяжелая обстановка в семье заставили Ломоносова оставить родной дом и отправиться в Москву. С помощью земляков М.В.Ломоносов получил на руки паспорт, занял у соседа Фомы Шубного 3 рубля денег и, выпросив полукафтанье,
9 декабря 1730 года ушел из дома.

В Москву он прибыл в начале января.

Первоначально свой выбор Ломоносов остановил на Математико-навигационной школе. Но он понимал, что «для приобретения большого знания и учености» он должен изучить латинский язык, поэтому подал прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, затем Ломоносов отправился в Киев для продолжения обучения. А в 1735 году он снова ученик Спасских школ.

В конце декабря 1735 года 12 воспитанников направляются в Петербургскую Академию, в их числе и М.В.Ломоносов. Всего 8 месяцев провел Ломоносов в Академии наук до своего отъезда в Германию, чтобы продолжить обучение в Марбургском университете.

В мае 1741 года получил из Петербургской Академии предписание возвратиться в Россию. С этого времени начинается научная деятельность Михаила Ломоносова в Петербургской академии наук.

После неоднократных просьб Ломоносов был назначен адъютантом физического класса, который имел в своем составе четыре кафедры: теоретической и экспериментальной физики, анатомии, химии и ботаники.

С каждым годом возрастала творческая активность Ломоносова. Основным направлением в его работе до 1757 года были химические исследования.

В 1754 году Ломоносов разработал проект отечественного университета, но открыт он был лишь после его смерти (через 54 года) в 1819 году.

Великий ученый, трудясь много и напряженно всю жизнь, обогатил науку многими открытиями.

Учение о свете и цвете.

Его исследования теории цветов имели не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретические исследования Ломоносов обосновал в «Слове о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее», которое он произнес на публичном собрании Академии наук.

С 1749 года приступил к опытам по изысканию «разноцветных стекол к мозаичному художеству».

Проводя научные изыскания, Ломоносов создавал приборы экспериментальной техники, такие как универсальный барометр, предназначенный для проверки теории приливов и отливов, гравиметр – для определения силы тяжести и другие.



Открытие атмосферы на Венере

Ломоносову удалось заметить неизвестное до того времени явление, состоящее в том, что вокруг части шара планеты, еще не вступившей на солнечный диск, появился огненный ободок – феномен, который теперь ученые называют явлением Ломоносова. Открытие атмосферы на Венере явилось началом развития в России нового научного направления, изучающего природу планет и спутников Солнечной системы. Он положил основание астрофизики как науки.



Оптика

Важным предметом научных занятий была оптика. В середине 50-х гг. он приступил к конструированию оптических приборов. В 1756 году он создал ночезрительную трубу.

Создал горизонтоскоп, представляющий собой перископ, снабженный устройством для горизонтального обзора местности, а также отражательный телескоп, зеркальный телескоп и другие.
Не остались без его внимания и геология, минералогия, география, метеорология, история, экономика.

Также Ломоносов проявил себя как филолог, литератор, художник.

М.В.Ломоносов, прожив яркую, полную творческих дерзаний жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении.

Еще при жизни имя великого ученого было широко известно не только в России, но и за рубежом.

Историческое значение Ломоносова состоит в том, что он настойчиво добивался широкого развития образования в России.


  1. Заключительная часть


Учитель Родной край для меня, прежде всего, - это моя великая, горячо любимая, многострадальная Россия. Я уверена, это самая красивая, богатая, величественная земля.

Каждый человек на Земле должен помнить и любить – несмотря ни на что – свой край, свою родину, будь она большая или маленькая, уважать её и, если понадобится, защищать. Непременно знать и помнить свои корни, своих предков, культуру родного края, его историю. И, конечно же, безгранично любить – до замирания сердца, до последнего вздоха!


Учитель: (читает стихотворение)

К Руси святой склонись в поклоне.

К богам родным, кто нас творил.

И в колокольном неумолчном звоне



Кто свет-любовь боготворил.

Колокольный звон.


Смотрите также:
Цель: формирование личности учащегося, её духовности и нравственности на примере лучших умов и традиций, нравов и истории русского народа. Задачи
53.14kb.
1 стр.
Цель: формирование личности учащихся, её духовности и нравственности на примере изучения родного края
61.6kb.
1 стр.
Российские храмы – основа национальной культуры и духовности русского народа. 3-й класс школы искусств Цель
191.3kb.
1 стр.
«Здравствуй, Родина моя!»
36.83kb.
1 стр.
Образовательная программа «родник души»
293.22kb.
1 стр.
Коротко о книгах 2001 г. Формирование патриотического самосознания русского народа
19.13kb.
1 стр.
Урок в 4 классе «Композитор имя ему народ»
44.72kb.
1 стр.
Справка от 23. 11. 2012 г
13.85kb.
1 стр.
Урок мужества «Дети войны»
71.18kb.
1 стр.
«Герои и героизм Средневековья»
92.18kb.
1 стр.
Святые земли русской
118.45kb.
1 стр.
Конспект открытого урока по музыке в 4 классе по теме "Музыкальные инструменты России"
56.97kb.
1 стр.