Главная
страница 1

Формирование нового понятия.

Вопросы - суждения.

Фронтальная работа.





Деятельность учителя

Деятельность ученика


Задание 5:(Презентация, слайд14) по записи в тетради составить вопросы-суждения, сравнивая признаки кл. Костные рыбы и кл. Хрящевые рыбы.

Например: костный скелет сравнить с хрящевым.


Варианты вопросов:

1. Каким образом Хрящевые рыбы возмещают слабость внутреннего скелета?

2. Каким образом Хрящевые рыбы обеспечивают поступление воды к жабрам, вопреки тому, что у них нет жаберных крышек? (Обуславливающих всасывательный механизм дыхания)

3. Каким образом Хрящевые рыбы компенсируют отсутствие плавательного пузыря?



Фронтальная работа

Рассмотрим первую пару признаков – ответим на вопрос 1.


Гипотеза. Восполнить слабость внутреннего скелета - наружным скелетом из более прочной чешуи, чем Костных рыб (на основе дентина, пропитанного солями кальция).




Возражение. Плавники должны остаться подвижными, что невозможно, если покрыть твердым веществом снаружи.




Гипотеза. Плавники не покрывать снаружи. Внутри плавников укрепить скелет - сделать эластичные нити («струны», лучше из белка, подходит по свойствам - эластиновые нити).




Возражение. «Утяжеленная» чешуя требует дополнительных затрат энергии




Вывод: костный скелет более экономичен, чем хрящевой, следовательно, более прогрессивный.

Переходим ко второй паре признаков. (Есть жаберные крышки – нет жаберных крышек).

Гипотеза. Можно «засасывать » воду за счет расширения полости глотки, создавая пониженное давление, затем выдавливать воду за счет мускулатуры ротовой полости и стенок глотки, закрыв при этом рот.





Возражение. Для некоторых придонных рыб это возможно выгодно. Для других, активно плавающих, двойной расход энергии.




Гипотеза. Выход - открыть рот при движении, вода попадает через открытый рот в глотку и покидает ее через жаберные отверстия (напорный тип дыхания). Недостаток – необходимо постоянно двигаться, расход энергии повышается. Тогда как Костные рыбы могут сэкономить за счет всасывающего типа вентиляции и смене его на напорный – при быстром движении (до 30% экономии Е, плюс противоточный принцип газообмена).




Вывод: наличие жаберных крышек у Костных рыб прогрессивный признак.

Рассмотрим третью пару признаков

Гипотеза. Возможно обеспечить плавучесть без плавательного пузыря, путем уменьшения плотности тела, (чтобы «не плавали как топор»), плотность зависит от соотношения массы и объема ( ρ= m/v) .




Возражение Массу невозможно очень быстро увеличить и уменьшить, значить оперировать нужно объемом.




Версии. Увеличить, расплющить.




Возражение. Снизится обтекаемость, что очень невыгодно в воде, снизится скорость передвижения.




Гипотеза Медленно, пассивно плавать выгодно для некоторых рыб (скаты).

Для другой группы рыб расплющить таким образом, что бы незначительные изменения объема компенсировались созданием дополнительной подъемной силы (с брюшной стороны).






Гипотеза. Можно еще уменьшить плотность за счет накопления жира.




Возражение. Удобно, но снижается маневренность (эффект поплавка).




Гипотеза. Постоянно двигаться. Быстрые движения, маневренность обеспечить благодаря сильному развитию мускулатуры.




Возражение. Недостатком такого движения является то, что тратится больше энергии (по сравнению с Костными рыбами).




Вывод: наличие плавательного пузыря у Костных рыб тоже прогрессивный признак.

Таким образом, в ходе эволюции, Хрящевые рыбы приобрели следующие особенности организации: (Презентация, слайд 15)

Внутренний слабый скелет компенсировали за счет кожного скелета, «усиленного» плакоидной чешуёй.

Отсутствие механизма «всасывающего» в ротовую полость воду с растворенным в ней кислородом – движением, нагнетательным механизмом газообмена.

Приобрели «поплавок» за счет жира, уменьшение плотности путем уплощения тела.

Но все эти приспособления требуют большей затраты энергии, по сравнению с Костными рыбами.

Вопрос - суждения.

Каким образом Хрящевым рыбам удается обеспечить себе процветание, несмотря на примитивность организации, требующей лишних затрат энергии?






Мы рассматривали особенности организации только взрослых особей, если не нашли ответа, сравним противоположные стадии - яйцо, зародыш, молодь – любую, по выбору.

Гипотеза. У Костных рыб оплодотворение внешнее, поэтому выбрасывают на произвол судьбы огромное количество икры (проигрывая в качестве!). Мелкой, ничем не защищенной, которая в значительной доле остается неоплодотворенной, в огромных количествах гибнет в желудках хищников, только частично дает мальков, которые в свою очередь становятся добычей хищников.




Гипотеза. Можно это противоречие решить через противоположный признак: не защищенную икру – защитить за счет оболочки. Низкокачественную сделать качественной, уменьшив количество.




Возражение. Оболочка делает невозможным внешнее оплодотворение.




Гипотеза. Противоположное понятие - внутреннее оплодотворение.

Качественное питание зародыша за счет организма матери и, логично, живорождение. У некоторых Хрящевых рыб возможна откладка крупных, богатых питательными веществами, яиц в «инкубаторах» - капсулах.






Вывод: благодаря этим приспособлениям обеспечивается лучшее приспособление потомства.

«Формула успеха» Хрящевых рыб в зародышевом приспособлении.



То есть речь идет о биологическом прогрессе древней группы, идущей по пути ценогенеза. Не по линии повышения их общей организации, а в сторону усовершенствования их зародышевых приспособлений, которыми современные Хрящевые рыбы напоминают высших позвоночных, чем возмещаются недочеты общей организации взрослой рыбы.




Вопрос - суждение.

Чем объяснить, что наряду со сходством Хрящевые рыбы имеют отличия?









Гипотеза. Воздействием среды обитания, образом жизни.

Переходим к следующему заданию 6 (Презентация, слайд 16)

На основании особенностей внешнего строения, разделите изображения Хрящевых рыб на группы.







Смотрите также:
Презентация, слайд14 по записи в тетради составить вопросы-суждения, сравнивая признаки кл. Костные рыбы и кл. Хрящевые рыбы
63.29kb.
1 стр.
Викторина по теме Животные. Класс рыбы. Цель урока: повторить и обобщить полученные знания о классе Рыбы
45.29kb.
1 стр.
Урок для 7 класса. Разработан учителем Купиковой Н. А. Тема урока: Классы рыб. Хрящевые и костные рыбы. Урок в 7 кл
42.46kb.
1 стр.
Урок по теме: «Костные рыбы». Цели
72.8kb.
1 стр.
Приложение1 задание группе №1 Хрящевые рыбы
17.44kb.
1 стр.
Общие правила запекания рыбы
33.72kb.
1 стр.
Рыбы (21 февраля -20 марта)
15.78kb.
1 стр.
Соцветие Особенности Вопросы к классу: Почему признаки распределены в 2 столбика?
26.33kb.
1 стр.
Внутренне строение костной рыбы
146.93kb.
1 стр.
Подкласс Хрящевые рыбы
148.51kb.
1 стр.
Никишов А. И «Членистоногие. Рыбы» Тест Выберите по каждому вопросу один правильный ответ
38.53kb.
1 стр.
Викторина «У каждой рыбы своя изюминка»
44.03kb.
1 стр.