Главная
страница 1
Справка о состоянии

преподавания изобразительного искусства

в 1 –4 классах

С целью изучения содержания художественного образования, на основании приказа отдела образования управления по социально – культурному развитию администрации района от 28 декабря 2012 года № 682 «Об изучении состояния преподавания предмета «Изобразительное искусство», приказа по школе № от 04 февраля 2013 года в МБОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа» с 04 по 28 февраля 2013 года проводилось изучение состояния преподавания предмета «Изобразительное искусство». С целью осуществления проверки приказом по школе был утвержден состав комиссии: директор школы Еремина Н.М., заместитель директора по УВР Гуляева Л.И., заместитель директора по ВР Медведева В.А., руководитель МО начальных классов Еремина Н.Г.



Цель: изучение качества преподавания изобразительного искусства в 1 –4 классах.

В ходе контроля была проделана следующая работа:

1. Посещены уроки:

1) «Скульптор. Моделирование фигуры Снегурочки из соленого теста» - 1 класс, учитель Еремина Н.Г.;

2) «Изображение и реальность. Изображение животных в движении» - 2 класс, учитель Слатвинская Г.К.;

3) «Водяная лилия. Базовые формы цветов» - 2 класс, учитель Слатвинская Г.К.;

4) «Русская матрешка. Художественная роспись» - 3 класс, учитель Медведева Ю.В.;

5) «Отношение к красоте природы в японской культуре» - 4 класс, учитель Юдина Л.А.;

6) Художник-живописец -1 класс, учитель Еремина Н.Г.

7) «Деревья поведали (изображение леса различными материалами по выбору)»- 1 класс, учитель Еремина Н.Г.

2. Изучена документация: журналы, календарно-тематическое планирование.



Результаты контроля следующие:

1 класс – учитель Еремина Н.Г.

Реализация учебного предмета «Изобразительное искусство» предполагает наличие материально-технической базы. Кабинет, в котором проводятся уроки по изобразительному искусству в 1 классе, имеет необходимое для проведения занятий видео- и аудио - технику: проектор, сканер, компьютер. Для показа экранных средств используется интерактивная доска. К сожалению, интерактивная доска выполняет не все функции, так как она не подключена к компьютеру, нет загрузочного диска с программой.

Кабинет, в котором проводятся уроки по изобразительному искусству, оснащен средствами обучения для проведения следующих видов занятий: рисование с натуры, занятия народным и декоративно-прикладным искусством, пластикой; проектирования и изготовление несложных макетов, бесед об искусстве. Номенклатура учебного оборудования соответствует содержанию выбранной школой учебной программы и ориентирована на действующий "Перечень учебного оборудования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений России", утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации. В кабинете имеется комплект методической литературы для обучающихся, включающий программы обучения изобразительному искусству, справочную литературу нормативного характера, образовательный стандарт по изобразительному искусству, а также справочную литературу, методическую литературу для учителя ( в электронном виде), презентации к урокам.

Предметная область «Искусство» представлена учебным предметом «Изобразительное искусство» (1 час в неделю) (согласно БУП ФГОС 2012 (Приказ от 23 апреля 2012 года № 1381 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Белгородской области, реализующих основные образовательные программы начального и основного общего образования в рамках реализации ФГОС второго поколения»).


Программа по изобразительному искусству в 1 классе «Изобразительное искусство», автор С.Г. Ашикова («Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. / сост. Н.В. Нечаева, С. В.Сабина. Ч. 2 – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011 – 80 с.) разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова.

Для выполнения программы в 1 классе используется УМК

Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 1 класса/под ред. А.А. Мелик – Пашаева, С.Г.Яковлевой. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012. -120с. Все учащиеся обеспечены учебником.

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена для обучающихся 1 класса МБОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования и на основе учебной программы «Изобразительное искусство», автор С.Г. Ашикова («Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. / сост. Н.В. Нечаева, С. В.Сабина. Ч. 2 – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011 – 80 с.). В рабочую программу не внесено никаких изменений.

При изучении разделов «Природа – главный художник», «Мир цвета» используется краеведческий материал. Учащиеся 1 класса совершали экскурсии в природу, наблюдали за осенними и зимними изменениями в природе, а потом отражали свои впечатления в своих рисунках.

Программа по изобразительному искусству в 1 классе «Изобразительное искусство», автор С.Г. Ашикова («Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. / сост. Н.В. Нечаева, С. В.Сабина. Ч. 2 – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011 – 80 с.) используется в работе только второй год. Автор учебника планирует продолжение своей программы для 5 – 7 классов, поэтому только в 2014 – 2015 учебном году будет непрерывность в системе художественного образования.

Таким образом, преподавание учебных предметов данной области становится непрерывным.

Содержание уроков изобразительного искусства содержат четыре основных вида занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы (тематическое рисование), декоративное рисование, беседы по изобразительному искусству и красоте вокруг нас. Благодаря объединению общих тем четвертей, эти виды занятий тесно связаны между собой и дополняют друг друга, проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, красных дат календаря, дат народного и православного календаря, а также интересов учащихся.

Уроки изобразительного искусства являются более эффективными при интегративном к ним подходе. Современные уроки изобразительного искусства немыслимы без чтения литературных произведений, прослушивания музыки, песен, наблюдений за природой, сопоставления исторических фактов, сравнения тех или иных явлений и др.

Особое значение придается самостоятельной работе учащихся. Почти 75% учебного времени отводится школьникам на выполнение конкретных художественно-творческих заданий. При подведении итогов урока, при коллективном анализе выполнения рисунков обращается внимание на умение детей передать свои замыслы и наблюдения средствами рисунка и цвета, на удачную композицию, выразительно переданные особенности формы предметов, красиво найденные сочетания цветовых оттенков при передаче характера изображаемых предметов, правильную работу карандашом или кистью.

Драматургия урока искусства предполагает наличие яркого кульминационного момента, который нередко возникает благодаря синтезу искусств. Звучание музыки, литературных текстов, наличие слайдов и соответствующих проекторов, репродукций, альбомов по искусству, фрагментов видеофильмов с памятниками архитектуры и изображением природных ландшафтов, обеспечивает связи урока изобразительного искусства с другими школьными предметами (музыка, мировая художественная культура, литература и др.).

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком, проводятся нетрадиционные уроки: уроки-сказки, уроки-мастерские, уроки-путешествия, уроки-экскурсии и др.; проводятся экскурсии в краеведческий музей; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях федерального и регионального уровней.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, трудового обучения и др. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий и т.д.).

2 класс – учитель Слатвинская Г.К.

Материально-техническое обеспечение: альбомы репродукции картин в соответствии тематикой и видами работы, портреты русских и зарубежных художников, схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека; таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству, открытки и календари с репродукциями художников.

УМК: Авторская программа С.Г. Ашиковой «Изобразительное искусство» (Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/Сост.Н.В.Нечаева, С.В.Сабина.-Ч.2.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. – 80 с.).

Учебник: С.Г. Ашикова. Изобразительное искусство: учебник для 2 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана для обучающихся 2 класса МБОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.

На уроках используются задания краеведческого характера, которые помогают легче решать вопросы мотивации учебной деятельности, сохраняя интерес к изучаемому предмету, усиливают практическую, нравственную и художественно-эстетическую направленность освоения культурного наследия предков.

Разработаны учебники 1-4 класс, предполагается издание 5-7 кл. (Непрерывности нет)

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком проводятся нетрадиционные уроки: уроки-сказки, уроки-мастерские, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, урок-встреча, урок-творчество, урок-викторина и др.; проводятся заочные экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях федерального и регионального уровней. На уроках осуществляются межпредметные связи с уроками музыки и литературного чтения, трудового обучения и др. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий и т.д.).

Учащиеся принимали участие в Международном детском конкурсе «Сказки Красивого Сердца» в номинации «Иллюстрация к сказке» (Муниципальный уровень)

Виды контроля по усвоению учебного материала включены в календарно-тематический план.

Во втором классе четырёхлетней начальной школы в 1 четверти исключена система балльного (отметочного) оценивания. Оценивание знаний учащихся проводится со 2 четверти.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций, и работы в целом;

• степень самостоятельности,

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Особое внимание уделяется проектно – творческим заданиям, коллективным работам, для изготовления которых используются групповая и парная работа, позволяющие применять на практике полученные знания и развивают коммуникативные умения.

3 класс – учитель Медведева Ю.В.

Материально - техническое обеспечение учебного процесса представлен следующими материалами:




1. Альбомы репродукции картин в соответствии тематикой и видами работы.

2. Портреты русских и зарубежных художников.

3. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

4. Таблицы по стилям архитектуры одежды, предметов быта.

5. Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека:

6. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

7. Открытки и календари с репродукциями художников,

Электронные библиотеки по искусству, DVD - фильмы по изобразительному искусству, о природе, архитектуре.


УМК: программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 - 9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. Разработана рабочая программа по предмету.

Цели программы:

развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства;

формирование навыков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно- прикладном творчестве.

Задачи программы:


  • воспитывать эстетическое отношение к действительности и формировать мировосприятие учащихся средствами искусства;

  • раскрывать художественно-образный язык изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр);

  • углублять представления учащихся об основах реалистического изображения объектов природы и о специфике художественного изображения природы и человека в изобразительном, народном и декоративно-прикладном искусстве;

  • знакомить с элементами художественного конструирования через создание собственных композиций в объеме или использование сочетаний плоскостных и объемно – пространственных приемов;

  • показывать неповторимое своеобразие русской народной культуры через раскрытие художественного языка народного искусства на примере выдающихся памятников деревянного зодчества, а также на примере характерных признаков регионального и национального типов народного деревянного зодчества;

  • развивать умения учащихся работать в разных видах художественно - творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции;

  • развивать воображение и ассоциативное мышление учащихся на основе межпредметных связей демонстраций произведений разных художников или различных видов искусства;

  • развивать художественный вкус, аналитические способности и эстетическую мотивацию учащихся при создании им собственной художественной композиции, а так же в процессе просмотра и осуждения выполненных работ в классе.

Содержание обучения в 5-6 и 7 классах направлено на реализацию принципа преемственности с начальной школой, обеспечения адаптации учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроки проводятся нетрадиционные: уроки-сказки, уроки-мастерские, уроки-путешествия, уроки-экскурсии и др.; проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях федерального и регионального уровней.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, трудового обучения и др. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий и т.д.).

Результатами обучения предмета являются конкурсы, выставки, проекты, олимпиады, викторины.



4 класс – учитель Юдина Л.А.

Изобразительное искусство в 4 классе

Материально-техническое обеспечение включает:

- Альбомы, репродукции картин в соответствии тематикой и видами работы.

- Портреты русских и зарубежных художников.

- Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

- Открытки и календари с репродукциями художников, фотокалендари с изображением пейзажей, художественные фотокалендари с изображением цветов и натюрмортов;

- Презентации по изобразительному искусству, о природе, архитектуре.

- Записи классической и народной музыки.

- Компьютер с художественным программным обеспечением

- Демонстрационная доска для работы маркерами.

- Краски акварельные

- гуашевые

- Фломастеры

- Кисти

- Пластилин

- Клей

- Ёмкости для воды



- Ножницы

- Бумага цветная

- Бумага А 4

2. Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1 - 9 классы под редакцией Б.М. Неменского. (М.: Просвещение, 2008 г.),

программа ориентирована на использование учебника:

«Каждый народ – художник. 4 класс», автор Л. А. Неменская

При разработке блоков уроков по изобразительному искусству на основе изучения декоративно-прикладного искусства необходимо подобрать систему объектов труда и соответственно изучения декоративно-прикладного искусства нашего края. Цель такой работы - создание целостного представления о традициях Ивнянского края, соединение получаемых учащимися знаний и умений в единую систему, раскрытие самобытности, единства природы и человека.

Постижению специфики культуры нашего края способствовало знакомство с материалами местного краеведческого музея, Ивнянского Дома ремесел, с книгой И.П. Зотовой «Белгородский народный костюм».

Значимость такого обучения — в органичном сочетании теории и практики, закреплении материала при выполнении творческих заданий.

Тематика заданий включает в себя следующее:



  • разработку моделей одежды в народных традициях;

  • изображение женского, мужского костюма различных районов Ивнянского края;

  • изучение народных традиций;

  • орнаментика, колористика в оформлении народной одежды (фрагменты оплечья, ворота, рукавов, подола);

  • традиционные приемы обработки (вышивка, набойка, элементы плетения);

  • особенности узора, цветовые сочетания в орнаменте, характерные для нашего села

Собирая материалы, обучающиеся находят то, что еще уцелело в их семьях.

При 100% успеваемости по предмету «Изобразительное искусство» во 2-4 классах качество знаний составляет 100%



Выводы:

1. Работу учителей ИЗО признать удовлетворительной.

2. Уровень квалификации и профессионализма соответствует целям и задачам изучения ИЗО и позволяет реализовать учебные планы и программы.

3. Уровень обученности и подготовка учащихся соответствует требованиям государственного стандарта.

4. Продолжить работу по совершенствованию у школьников навыков рисования, по выработке прочных знаний у учащихся 1- 4 классов.

5. Учителям ИЗО шире планировать использование информационных технологий, планировать различные виды работ на уроке.



6. Продолжить внеклассную работу по предмету с целью получения призовых мест на конкурсах.
Директор школы: Еремина Н.М.

Ознакомлены:________________ Ерёмина Н.Г

________________ Слатвинская Г.К.

________________ Медведева Ю.В.

________________ Юдина Л.А.


Смотрите также:
Справка о состоянии преподавания изобразительного искусства в 1 –4 классах
145.69kb.
1 стр.
Методические рекомендации к курсовым проектам (работам) по кафедре изобразительного искусства гродно 2011 Составители
196.56kb.
1 стр.
3. «Практическая часть гос экзамена» Вопросы к гос экзамену по «Теории и методике преподавания изобразительного искусства»
526.69kb.
2 стр.
Тезисы по использованию презентации «Картина М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
26.46kb.
1 стр.
Биография исполнителя
27.03kb.
1 стр.
Ушанёва Татьяна Владимировна учитель изобразительного искусства и технологии высшей категории мбоу сош №10 интегрированный урок
61.1kb.
1 стр.
Учебное пособие. Пленэр. Методические рекомендации к проведению учебно-творческой пленэрной практики. Для направлений: Живопись
38.81kb.
1 стр.
Художественная осень в Берлине – прогулка, или, скорее, марафон, по берлинским выставкам и ярмаркам изобразительного искусства
98.37kb.
1 стр.
Образовательная программа в области изобразительного искусства
1355.98kb.
8 стр.
К уроку изобразительного искусства в 1 классе Учитель изобразительного искусства: Зверева Надежда Тихоновна
90.56kb.
1 стр.
Программа для детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств «История изобразительного искусства»
75.5kb.
1 стр.
Контрольная работа по музыке и методике преподавания для студентов 22 группы, 3 семестр специальность: 050709 «Преподавание в начальных классах»
16.37kb.
1 стр.