Главная
страница 1
Происхождение образа Лилит и его бытование в европейской культуре

Богомолова Юлиана Юрьевна
Соискатель
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.


факультет искусств, Москва, Россия.

E-mail: aspergilusnig@mail.ru

Обращаясь к мифологическим традициям разных народов, мы нередко обнаруживаем в повествовании персонажей, упомянутых лишь вскользь, но при этом интригующих многообразием ипостасей и сочетанием противоположных начал и противоречащих друг другу функций. Подобные особенности дают простор для интерпретации образа персонажа, порой утрачивающего свои изначальные функции в силу фантазии или неправильного истолкования интерпретатора. С тем, чтобы избежать подобных заблуждений, представляется необходимым более детально изучать происхождение персонажа, обращаясь к наиболее ранним источникам его упоминающим.

К числу таких мифологических персонажей относится Лилит – демоница, упоминающаяся в первую очередь в еврейской каббалистической традиции. При этом образ Лилит непосредственно связан с христианством, так как сведения о ней содержатся в ранних апокрифах христианства, а также в еврейском тексте книги Исаии, входящей во вторую часть Ветхого Завета «Пророки». Лилит позиционируется как первая жена Адама, полубогиня, вступившая в связь с первым человеком до появления Евы. В силу темной природы этой богини, в Священном Писании повествование о ней сводится к минимуму и в каноническом варианте не фигурирует.

Более активно Лилит фигурирует в шумерской мифологии. Здесь она выступает как богиня наделенная конструктивными функциями, в частности как покровительница своего народа, слезы которой даруют жизнь. Однако поцелуи ее оказываются смертоносными.

В обеих традициях образ Лилит неразрывно связан с соблазном. Лилит выступает как демон, жертвами которого в той или иной степени становятся мужчины. Именно эта сторона персонажа получила наибольшее развитие в европейской культуре. Объясняется это в значительной степени тем, что в эпоху Возрождения возник большой интерес к каббалистическому учению, и выявившийся образ Лилит дал простор для воображения литераторам Ренессанса. Персонаж сразу же был романтизирован и наделен такими неотъемлемыми качествами как красота и соблазнительность.

А между тем, во многих мифологических традициях подобные Лилит демоницы, такие как индийские Кали и Парвати и скандинавская Хель, изображались в крайне неприглядном и отталкивающем виде.

Тем не менее, образ Лилит оказался притягательным для последующих эпох. Его не обошли своим вниманием именитые художники, поэты и писатели. Обращение к древним ипостасям богини мы видим у Г. Майринка в романе «Ангел западного окна», фантастической повести А. Толстого «Аэлита», А.Франса, И.Г. Гете и Д. Андреева. В изобразительном искусстве образ темной богини вызывал интерес у многих художников эпохи модерна. И в современной массовой культуре этот образ пользуется популярностью, в частности, в кинематографе, компьютерных играх и аниме.

В данном исследовании нас интересует в первую очередь происхождение образа, его позиционирование в древних источниках, его многогранность и то общее, что объединяет все его качество в единое целое для нашего восприятие. И обращение к творчеству литераторов и художников может помочь раскрыть невидимые аспекты и нюансы.


Литература
1. Г. Майринк. Ангел западного окна.

2. Д. Андреев. Роза Мира.

3. А. Толстой. Аэлита.

4. Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский — М.: «Советская энциклопедия», 1990 г.

5. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия/ Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.

6. А. Франс. Дочь Лилит. Собрание сочинений в восьми томах, том 2-й. — М.: Гос.изд-во Художественной литературы, 1958. 

7. И. Гете. Фауст. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.

8. С. Хук. Мифология Ближнего Востока. М.: 2009.



9. Щербак-Жуков А.В. Древний миф и современная фантастика, или использование мифологических структур в драматургии жанрового кино. Монография. М.: Независимая газета, 2010.





Смотрите также:
Происхождение образа Лилит и его бытование в европейской культуре Богомолова Юлиана Юрьевна
30.02kb.
1 стр.
Ментальная карта мира, или образы «своих» и «чужих» в польской народной культуре (на примере образа казака) Взгляд на мир и на его обитателей, оппозиция «свой/чужой»
12.59kb.
1 стр.
Юлиана Рогачева и джазовый квартет «Выпуск 2012» Российская академия музыки им. Гнесиных Юлиана Рогачева
31.59kb.
1 стр.
Рассказа Л. Н. Андреева «Красный смех». Его антивоенный характер, «психология»
21.67kb.
1 стр.
Яновская Е. В. Музейные предметы в контексте экспозиционной тематики
123.26kb.
1 стр.
Девичий альбом его структура, особенности бытования и психологическое значение
146.27kb.
1 стр.
Биография Юлиана поет с самого детства. Она поет с тех пор как помнит себя. Уже первые выступления в родном Владимире принесли маленькой певице известность.
18.94kb.
1 стр.
Эволюционное учение ч. Дарвина. Его основные положения и значение
20.65kb.
1 стр.
Тема проекта «Русские народные игры»
198.66kb.
1 стр.
Приходовская Екатерина Образ Дон Жуана в русской и западно- европейской литературе
160.2kb.
1 стр.
Шустрова Ирина Юрьевна (Ярославль) "Детские тексты" в русской традиционной культуре
75.09kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний для бакалавров
360.33kb.
3 стр.