Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ОХОТНИЧЬЕГО РЕСУРСОВЕДЕНИЯ И ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА

ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО
Рабочая программа дисциплины

для специальностей 013100 «Экология», 320200 «Биоэкология»,

направления 511100 «Экология и природопользование»

Красноярск 2002



Одобрено на заседании Ученого совета факультета

Декан биологического факультета

А.П. Савченко ___________________

“___” _____________________ 2002 г.




Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального

образования для специальностей 013100 «Экология», 320200 «Биоэкология», направления 511100 «Экология и природопользование»


ББК 28.088 л 64


Автор-составитель Г. А. Соколов

Заповедное дело: Рабочая программа дисциплины. - Красноярск: РИО КрасГУ, 2002. - 6 с.

Предназначена для специальностей 013100 «Экология», 320200 «Биоэкология», направления 511100 «Экология и природопользование»

 КрасГУ, 2002

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


Цель курса

Дать знания о существующих особо охраняемых природоохранных зонах в РФ и методах управления ими


Задачи курса

  • преподать имеющиеся исследования и разработки по историогеографии заповедников в России

  • показать необходимость образования заповедников и других ООПТ

  • объяснить отличительные черты разных типов ООПТ

  • рассказать о существующих ООПТ в России

  • дать знания о методах управления ООПТ


Место курса в системе биологического образования
Учебная дисциплина «Заповедное дело» тесно связана с преподаванием таких курсов как «Охрана и воспроизводство редких видов», «Особо охраняемые природные территории красноярского края», «Охрана природы», «Экология природных экосистем», «Экология права». Свой вклад в курс «Заповедное дело» вносят и общие знания, излагающиеся в таких дисциплинах как «Зоология», «Ботаника», «Экология», «Популяционная экология», «Орнитология», «Ихтиология» и т.д. Объединенное изучение всех курсов позволяет расширить и углубить познания в изучении эволюционных процессов в условиях внеантропогенного воздействия на природные экосистемы.
Требования к уровню освоения содержания курса
Студенты, как будущие специалисты управленческой сферы должны знать:

  • теоретические основы функционирования, целей и задач разных типов ООПТ;

  • правовые, нормативные и организационные основы работы ООПТ;

  • видовой состав охраняемого животного и растительного мира;

  • методы исследования окружающей среды при работе в ООПТ;

- методы прогнозирования эволюционных процессов в экосистемах и разработку моделей их последствий.
Дипломированный специалист в области заповедного дела должен уметь:

  • проводить экологические исследования;

  • прогнозировать и оценивать биологические процессы в экосистемах;

  • планировать и осуществлять мероприятия по повышению эффективности работы ООПТ.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Возникновение заповедного дела в России
Тема 1. Факторы антропогенного порядка, обусловившие необходимость организации заповедных территорий. Усиление «технического прогресса» и необходимость охраны животных, растений, ландшафтов.
Тема 2. Охраняемые территории: Заповедники, Национальные парки, Заказники, Памятники природы, Защитные полосы. Заповедники – одна из самых надежных и эффективных форм сохранения природных экосистем, с целью изучения их эволюции в условиях отсутствия антропогенного вмешательства в естественные процессы.
Тема 3. Русские ученые конца 1800 – начала 1900 гг. о необходимости сохранения эталонных нетронутых участков при осмысленном использовании ресурсов природы.
Тема 4. Заповедное дело, как самостоятельная научная дисциплина, находящаяся на стыке наук. Специфичность и многоплановость заповедного дела. Термин Conservation biology за рубежом и биология охраны в России – часть биологической науки, связанная с разработкой принципов сохранения и восстановления естественных экосистем.
Тема 5. Каменный век – своеобразное начало Заповедного дела. Система запусков – как временное запрещение охоты у народов севера. Материально–практические и эстетическо–культовые предпосылки создания охраняемых территорий. «Священные места», «шаманские рощи», Этнические заповедники у южных этносов. «Заповедные» территории в Древнерусском государстве «Киевская Русь» и в последующие столетия (XI-XYII в.). Значение этих территорий в сохранении диких животных. Роль Петра I в охране природы.
Становление заповедников в начале прошлого столетия
Тема 6. Причины, обусловившие образование первых заповедников. Требования к ретиму заповедности. Заповедные территории в первые два-три десятилетия в России. Какие виды животных в них охранялись. Роль заповедников в сохранении редких и исчезающих животных и растений в России.
Тема 7. Причина создания заповедных территорий. Обусловленность охотоведческого и академического подхода, их принципиальные отличия. Основатели этих научных направлений. Заповедники в России в первой половине прошлого столетия. Заповедное дело в период 1940-1950 гг.
Тема 8. Ведомственное подчинение заповедников а России в разные периоды. Подчиненность заповедников в дореволюционный период и в первые десятилетия советской власти. Обусловленность переориентировки подчиненности в России, союзных республиках и СССР.

Цели и задачи заповедников



Тема 9. Что представляют собой и чем располагают заповедники? Научно-исследовательская часть заповедного дела в природе и ее составные. Лабораторная часть, ее специальное научное оборудование, служебные помещения, жилой фонд, транспортные средства, научные библиотеки, музеи в природе и научные коллекции. Организация научных исследований в заповедниках, внимание к этим вопросам ведомств, прямо отвечающих за их деятельность и научной общественности страны. Типовые программы научного направления, обсуждение их на всероссийских и региональных конференциях. Унификация научных программ. Летопись природы, как обязательная форма наблюдений. Цели и задачи их и составные направления: динамика изменений численности животных, наблюдения над фенологией, плодоношением, редкими видами, уникальными явлениями природы и т.д.
Тема 10. Заповедники как научные учреждения, их роль в развитии фундаментальной науки в России. Основные вехи заповедной деятельности:
Тема 11. Биосферные заповедники.
11.1. Главные задачи, стоявшие перед биосферными резерватами сформулированные в проекте №8 МАБ. Специальное зонирование. Значение зоны ядра, буферной зоны, зоны восстановления и зоны традиционного хозяйственного использования природных ресурсов. Вопросы отождествления заповедников с биосферными резерватами в плане передачи недр, земли и других природных объектов.
11.2. Попытки зонирования существующих заповедников при организации биосферных резерватов. Появление терминов: “используемая зона заповедника”, “зона хозяйственного использования”. В связи с этим, неправомерность использования термина “биосферный заповедник”, необходимость использования термина “биосферный резерват”, это идентично международному термину, не искажает его. Возможность включения существующих заповедников в заповедное ядро биосферных резерватов.

11.3. Требования к биосферным резерватам: минимальный размер в густонаселенных, слабонаселенных и малонаселенных районах. Место создания биосферного резервата по отношению к территории биомов (в типичных или охранных условиях) и почему?
11.4. Режим заповедного ядра биосферного резервата, экологический мониторинг – его цели и задачи.
11.5. Принципы закладки стационаров в биосферном резервате, природные профили и пробные площади, летопись природы заповедника.
Тема 12. Национальные парки, их цели и задачи.

Статус национальных парков. Органы их образующие, собственность. Режим парка: заповедная функциональная зона, особо охраняемая (допускается или нет регулируемое посещение), познавательного туризма, рекреационная, охраны историко-культурных объектов, обслуживания посетителей, хозяйственного назначения. Задачи каждой зоны. Режим в районах проживания местного населения, запретные виды пользования.
Тема 13. Природные парки, их цели и задачи.

Органы их образующие, собственность. Цель их создания, задачи охраняемой территории. Зонирование территории, обязательность в этом плане? Что запрещается на территории? Социально-экономическая деятельность хозяев, находящихся на территории природного парка.
Тема 11. Микрозаказники, их цели и задачи, предназначения.

III. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Зачет

Экзамен
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА


Список литературы
Основной

  1. Биосферные заповедники // Современное состояние и перспективы развития (Тезисы докладов). Пущино, 1981. – 72 с.

  2. Географическое размещение заповедников в РСФСР и организация их деятельности. - М., 1981.-137 с.

  3. Заповедники и национальные парки мира. - М.: Наука,1969. - 238 с.

  4. Заповедники Сибири. – Т.1. – М., 1999. – 240 с.

  5. Заповедники Сибири. – Т 2. – М., 2000. – 256 с.

  6. Заповедники Советского Союза. – М.: “Колос”, 1969. - 551 с.

  7. Заповедники СССР. - М. 1964.- 74 с.

  8. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. - М.: Мысль, 1978. – 259 с.

Дополнительный


        1. Дежкин В.В. В мире заповедной природы. - М.: Советская Россия, 1989.-252 с.

2. Итоги и перспективы заповедного дела в СССР. - М.: Наука, 1986.-200 с.

  1. Историография заповедного дела. - М., 1996.-340 с.

  2. Опыт работы и задачи заповедников СССР. - М.: Наука, 1979.-197 с.

  3. Природа заповедников и ее изменения под влиянием естественных и антропогенных факторов. - М., 1982.-118 с.

  4. Штильмарк Ф.З. Историогеография Российских заповедников (1895 – 1995). – М.: ТОО “Логата”, 1966. – 338 с.

ЗАПОВЕДНОЕ ДЕЛО

Составитель Соколов Генрих Анатольевич

Редактор О.Ф. Александрова


Корректура автора

Подписано в печать 20.01.2003 Формат 60х84/16. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 0,3 Тираж … Заказ …

Издательский центр КрасГУ



660041 Красноярск, пр. Свободный, 79


Смотрите также:
Программа дисциплины для специальностей 013100 «Экология», 320200 «Биоэкология», направления 511100 «Экология и природопользование»
76.47kb.
1 стр.
Программа дисциплины для специальности 013100 "Экология", направления 511100 "Экология и природопользование"
82.73kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология грибов и лишайников Направление подготовки 022000 Экология и природопользование
234.51kb.
1 стр.
Программа дисциплины для специальности 013100 «Экология» Красноярск 2002 Одобрено на заседании Ученого совета факультета
57.41kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине Радиационная экология для специальности
85.89kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины биоразнообразие Направление подготовки 022000 Экология и природопользование
503.91kb.
4 стр.
Программа учебной дисциплинЫ «информатика»
146.68kb.
1 стр.
Программа дисциплины общая экология Цикл опд. Ф. Специальность: 013400 Природопользование; 013600 Геоэкология
146.74kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) экологическая токсикология направление подготовки 022000 Экология и природопользование
240.87kb.
1 стр.
Программа дисциплины для специальности 013100 "Экология" Красноярск 2002 Одобрено на заседании Ученого совета факультета
71.06kb.
1 стр.
Руководство для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения направления подготовки «экология и природопользование»
4343.5kb.
42 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы региональной геоэкологии» для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование»
2354.73kb.
10 стр.