Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Пособие подготовлено на кафедре археологии и истории древнего

Мира Воронежского госуниверситета

Утверждено научно-методическим советом исторического факультета

Воронежского государственного университета

Протокол № 5 от 28 мая 2009 г.



Составитель: доцент кафедры археологии и истории древнего мира ВГУ Саврасов Александр Сергеевич

Научный редактор: доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и истории древнего мира ВГУ Пряхин Анатолий Дмитриевич

Рецензент: доцент, заведующий кафедрой зарубежной истории ВГПУ Килейников Виктор Викторович

Пособие предназначено для углубления теоретических знаний и практической работы, специализирующихся по археологии студентов, изучающих эпоху бронзы, вопросы истории древней металлургии, основные методы исследования археологических источников и археологических реконструкций.


ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень археологических исследований сегодня невозможен без комплексного подхода к анализу источников, в котором методы естественных наук, экспериментальные методы, включая и их более развитый вид – моделирование, заняли определенное место в методическом арсенале археологов. С позиций комплексного подхода к анализу археологических источников на передовые рубежи в отечественной археологии сегодня вышли исследования наиболее сложных вопросов археометаллургии, включая технику добычи разного типа медных руд, минералогические и технологические особенности рудного сырья, способы и приемы обогащения рудных минералов, технику и технологию выплавки черновой меди. В изучении данной исследовательской проблематики используются сложные методики лабораторных физико-химических и геологических методов, разного рода экспериментальных работ, позволяющих создавать теоретические представления, в проверке и конкретизации которых прочную позицию занимает метод физического моделирования.

Кафедра археологии и истории древнего мира Воронежского государственного университета в организации и развитии комплексных естественнонаучных и археологических исследований вопросов археометаллургииимеет большой опыт, приобретенный в связи с организацией раскопок поселений большими площадями. Ярким примером комплексного археологического исследования, организованного и осуществленного кафедрой археологии Воронежского государственного университета под руководством А.Д. Пряхина становится в 70-е – 80-е гг. Мосоловское поселение металлургов-литейщиков срубной культурно-исторической общности эпохи поздней бронзы на Среднем Дону. Задачи получения современной археологической информации о хозяйственной и производственной сфере населения эпохи поздней бронзы данного поселка повлияли на внедрение экспериментальных исследований, проводимых в рамках экспериментально-трасологического метода определения функциональных групп горно-металлургических и металлообрабатывающих (кузнечных) инструментов (В.В. Килейников). Экспериментальные методы анализа позволили уточнить теоретические представления о технологии производства бытовой и технической керамики и осуществить физическое моделирование данного производства (В.И. Беседин, А.С. Саврасов). Развитие экспериментальных исследований, направленных на физическое моделирование всего процесса металлообрабатывающего цикла производственной деятельности жителей Мосоловского поселка, осуществлявшихся автором и внедрение металлографических исследований под руководством А.Д. Дегтяревой повлекло и организацию при кафедре лаборатории естественнонаучным методов анализа археологических источников.

В целом, результаты экспериментальных исследований внесли немалую лепту в реконструкцию технологии процессов металлообработки эпохи поздней бронзы срубной культурно-исторической общности, физическое моделирование которых осуществлено автором и данным вопросам планируется уделить пристальное внимание во второй части подготавливаемого пособия, что и логично исходя из технологического принципа последовательности древних технологий в производстве металлических изделий.

В представленном пособии рассматриваются вопросы применения экспериментальных методов исследования в комплексном анализе археологических источников по горно-металлургическому – начальному циклу древнего металлопроизводства. Долгое время изучение технологии горного дела и металлургии отставало в связи с отсутствием современной базы источников. Ситуация начала изменятся с середины 90-х гг. прошлого столетия в результате начавшихся многолетних полевых исследований в древних горно-металлургических центрах на востоке и западе срубной культурно-исторической общности – Каргалах и Картамыше. Осуществляемые на Каргалах под эгидой Института археологии РАН международные исследования под общим руководством Е.Н. Черных в настоящее время завершены и их результаты опубликованы в ряде статей и монографий. Международные исследования на Картамыше, организованные Институтом археологии НАН Украины, Донбасским техническим университетом и кафедрой археологии ВГУ под общим руководством В.В. Отрощенко, Ю.М. Бровендера и А.Д. Пряхина продолжаются, основные результаты исследований оперативно вводятся в научный оборот, но в связи с этим носят в ряде случаев предварительный характер. Пока что мало информации о развернутых вновь исследования поволжских археологов на руднике срубной общности Михайло-Овсянка. Масштабность и современный уровень исследований в горно-металлургических центрах срубной культурно-исторической общности Каргалы и Картамыш позволяет представить и изучить специализирующимися по археологии студентами передовой опыт экспериментальных методов в логике современного археологического источниковедения.

Возникает и потребность теоретического осмысления наиболее развитого вида экспериментальных исследований - моделирования и, особенно, физического моделирования как метода научного исследования и обоснований применения его в конкретных археологических исследованиях. В археологии этот вопрос рассмотрен лакунарно и поэтому обращает на себя внимание теоретический потенциал, накопленный в естественнонаучных исследованиях и получивший обобщения со стороны общего метода научного исследования и познания. Без учета этого опыта невозможно и создать целостную теоретическую основу применения экспериментальных методов в исследованиях археометаллургии.

Целью настоящей работы является рассмотрение наиболее общих вопросов моделирования как метода научного познания, а также вопросов практического применения экспериментальных методов и моделирования в изучении горного дела и металлургии эпохи поздней бронзы у населения срубной культурно-исторической (археологической) общности скотоводческих массивов восточноевропейской степи-лесостепи.

Структура работы продиктована основной целью и определена введением, двумя главами и заключением. В тексте пособия термины для удобства освоения материала выделены курсивом. В конце работы прилагается список основной и дополнительной литературы и терминологический словарь-справочник, а также соответствующие иллюстрации.
Глава I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ И МОДЕЛИРОВАНИЯ

Эксперимент является способом познания явлений в процессе их практического взаимовлияния в условиях, контролируемых экспериментатором. К развитому виду экспериментальных исследований относят моделирование. В данном виде исследований необходимо понимать и усвоить, что понимается под моделью.

Модель является условным образом (изображением, схемой, описанием и т.п.) какого-либо объекта (или системы объектов) и служит для выражения отношения между нашими знаниями об объектах и этими объектами. Под моделью также понимают и материальное воспроизведение объекта независимо от того, в каких целях это предпринимается, что для археологии, имеющей дело с вещественными источниками, имеет существенное значение. Воспроизведение же модели зависит от оперирования с объектами и целей исследования, поэтому осуществляется на разных уровнях связей и отношений.

Модели могут выполнять практические, прикладные функции, когда интересуют некоторые практически ценные свойства воспроизводящего объекта. Модель может выполнять и обучающие функции.

Отношение к моделированию как методу научного познания возникает тогда, когда модель используется в целях исследования воспроизводимого объекта. Сами же модели, исходя из природы воспроизводимых объектов и их свойств, могут быть как материальными, так и идеальными.

Перед исследователями стоят разнообразные задачи, которые могут быть решены посредством моделирования. Целесообразность поиска моделей как «посредника» между субъектом и познаваемым фрагментом природы обусловлена, так как при моделировании создается объект, в котором исследуемые стороны оригинала могут изучаться значительно легче, чем при его непосредственном изучении.

Модели могут быть весьма разнообразны по их роли в процессе познания и по способу реализации.
Наиболее общие ситуации, в которых исследователи

прибегают к методу моделирования:


  1. при разработке теории какого-либо объекта, в случае невозможности непосредственного исследования объекта или недостаточности знания, в том числе и практики о нем;

  2. для выяснения накопленных в науке фактов или законов не получивших теоретического обоснования;

  3. при отсутствии теории объекта и необходимости предсказания его поведения в будущем;

  4. для совершенствования каких-либо теорий, которые еще далеки от своего завершения;

  5. когда применение теории к анализу описываемых ею объектов является трудоемким, даже, если, теория достаточно развита;

  6. для интерпретации теории, когда модель является промежуточ

ным звеном между теорией и действительностью;

  1. для установления связи между ранними, несвязанными теориями и тогда в качестве модели может выступать одна из тех теории, связь между которыми устанавливается;

  2. для практической проверки тех или иных положений, непосредственное подтверждение которых по каким-либо причинам невозможно, т.е. выполняется «критериальная функция модели»;

  3. когда при исследовании объектов они недоступны и когда исследование модели более экономно, чем самого объекта.

Главная черта моделирования как метода научного познания состоит в том, что при постановке цели исследовательского характера используется для исследования другой объект, замещающий оригинал при этом объективная возможность замены одного объекта другим состоит в том, что в каждом объекте существует определенная закономерная связь элементов, составляющих его целостность. Эта связь и является объективной возможностью моделирования.
Взаимоотношения между моделью и оригиналом
Существуют разные точки зрения. Например, если оригиналом является исследуемый объект во всей его целостности, то и моделью должен считаться целостный объект, замещающий в процессе исследования оригинал. Другой пример. У познаваемого объекта признаются взаимозависимые связи, что и позволяет в процессе моделирования отбросить ряд свойств объекта и одновременно позволяет вводить в конструируемую модель новые, достаточно произвольные связи и отношения .

Модель должна быть не только сходной с оригиналом, но и отличной от него. Поэтому в основе моделирования лежит процедура установления отношений соответствия между объектом и моделью, для чего осуществляется предварительные исследования оригинала и модели.

Как отмечает ряд исследователей, понятие соответствия модели оригиналу обычно принимается без определения. Дело в том, что количественное выражение «модельности» часто связано с большими трудностями. Сам же характер связей соответствия определяется не только свойствами исследуемого объекта и его моделью, но и целями, которые преследуются в процессе моделирования. Главное в том, что всегда осуществляется перенос знания извлеченного из построения и анализа модели на оригинал.

Основные этапы соответствия элементов и отношений

модели и оригинала
Во-первых, в процессе исследования соответствие модели оригиналу устанавливается лишь в целом, когда характер этого соответствия не формулируется достаточно точно и полно.

Во-вторых, в ходе дальнейшего познания объекта отношения приобретают большую определенность.

В-третьих, следующей процедурой является выявление более строгого качественного подобия модели оригиналу, что выясняется и отражается в соответствующем научном языке.

В-четвертых, для уточнения характера соответствия модели оригиналу осуществляется углубленные исследования, как самого объекта, так и его модели, что позволяет перейти от качественного к количественному этапу.

Между моделью и образом изучаемого объекта выявляются и различия путем сопоставления связей модели и оригинала и связей между образом объекта и самим объектом.
Структурные составляющие моделирования
В моделировании участвуют исследователь, объект исследования и модель. Отсюда структура моделирования предопределена наличием экспериментатора и его деятельности как познающего субъекта, объекта или предмета экспериментального исследования и средств исследования (инструменты, приборы, экспериментальные установки и т.п.).
Основные этапы моделирования:
1. - постановка исследовательской задачи, решение которой может быть получено посредством использования модели;

2.- выделение исследователем тех свойств и отношений, изучение которых может привести к поставленной цели;

3.- расширение знаний о предмете, используя разные аналитические методы, а начиная с метода наблюдения;

4.- переход от наблюдения к эксперименту, где исследователь активно вмешивается в течение процессов с целью выявления интересующих его свойств и связей;

5.- фиксация полученной информации в некотором научном языке;

6.- создание модели, если при изучении объекта, выяснилось, что решение ранее поставленной задачи невозможно или затруднительно.

В процессе моделирования при поиске и создании модели предпринимается осознание ее схемы, затем устанавливается аналогичность различных явлений (объектов). После этого исследователь сопоставляет элементы, свойства и отношения оригинала и модели. Особое внимание уделяется тем связям и отношениям, которые должны быть предметом изучения. Затем, устанавливается аналогичность каких-либо свойств и отношений с моделью. Подобным образом абстрагируются какие-либо свойства и отношения другого объекта, устанавливается их аналогичность каким-либо характеристикам оригинала.

Устанавливается, какие свойства должны быть исследованы, чтобы получить информацию об оригинале. Поэтому мы имеем двойную идеализацию: моделируемого объекта и объекта, чье исследование должно расширить и углубить знания об оригинале.

Следующий этап моделирования начинается с исследования модели. На этом этапе модель уже выступает не как средство познания, а как объект исследования. В этом плане все действия производятся над моделью. Исследователь наблюдает за моделью и экспериментирует с ней. Предметом теоретического анализа уже выступает модель. Изучается модель с целью получить сведения о другом объекте (оригинале). Таким образом, исследование модели является опосредованным изучением моделируемого объекта. Причем свойства модели изучаются адекватными ее природе методами, а сами методы изучения объекта и модели могут быть различными.

В процессе моделирования исследователя интересует, в конечном счете, не модель и ее свойства, а свойства и отношения другого объекта, который замещается в процессе исследования моделью. Поэтому возникает необходимость переноса знаний. Сама же эта возможность существует благодаря наличию определенного соответствия элементов и отношений модели к элементам и отношениям объекта (оригинала). Связи соотношения элементов и отношений модели и оригинала устанавливаются исследователем в процессе моделирования. Основой их установления являются объективные свойства элементов и отношений обоих множеств, отраженных в сознании субъекта. Эти связи по природе связаны с деятельностью человека, так как вне деятельности субъекта существуют лишь объекты с некоторыми свойствами и объективные связи. В конечном счете, перенос знаний есть вывод из конъюнкции высказываний о модели и правил перевода информации о модели в информацию об оригинале. В результате определения наличия ряда свойств, общих для модели и оригинала, исследователь приписывает оригиналу некое новое свойство, обнаруженное при исследовании модели. Полученные таким образом данные имеют вероятностный характер и становятся все более весомыми в результате последующих процедур. К ним относятся процедуры установления в дальнейшем большего количества общих свойств модели и оригинала, определения степени существенности данных, выяснения большего числа однотипных признаков и некоторые другие. Точность результатов моделирования более всего определяется степенью адекватности описания объекта в избранном исследователем языке.

Моделирование завершается проверкой истинности полученных посредством модели данных о моделируемом объекте и включением этих данных в систему знаний об оригинале.

Так выглядит наиболее общая структура процесса моделирования. В конкретном исследовании она может видоизменяться как, впрочем, и содержание каждого из упомянутых этапов. Основой этих изменений в структуре процесса моделирования является многообразие моделей и их функций в процессе познания.

Важно знать конкретную природу моделей, определить их типы, чтобы лучше ориентироваться в познавательной возможности конкретной модели, с которой работает исследователь.

Ряд исследователей отмечает, что в специальной литературе модели делятся на два типа: материальные и идеальные. Материальные модели функционируют по законам своего природного бытия и независимы от деятельности человека. Идеальные модели существуют в деятельности людей и функционируют по законам логики, а объективны они лишь по своему содержанию.

По способу реализации модели подразделяют на материальные, которые разбиваются на три класса: геометрические, физические и математические.

Задачи, поставленные во введении, обязывают нас преимущественное внимание уделить процедуре и сущности физического моделирования. Исторически физическое моделирование развивалось вначале в области технических, физических и химических исследований, что отразилось на определении понятия физической модели. Под физической моделью авторы обычно понимают с одной стороны объект, геометрически подобный оригиналу, а с другой, имеющий математическое описание, соответствующее математическому описанию оригинала. Отсюда следует, что физическое моделирование осуществляется в двух формах: при наличии математического описания оригинала и модели и соблюдении геометрического подобия, а также при качественной оценке аналогии между моделью и оригиналом. Физическое моделирование осуществляется при наличии количественного математического описания оригинала и основано на умозаключении по аналогии. При этом физическое моделирование приобретает форму математической теории подобия, которая помогает определить закон переноса количественных характеристик модели на оригинал. На практике же часто бывает, что не все физические параметры объекта могут быть описаны математическим аппаратом, тогда и при использовании теории подобия проводится умозаключение по аналогии, которое приобретает более опосредованную форму.

Подводя итог, следует отметить, что теория подобия совместно с умозаключением по аналогии являются основой исследования и предсказания свойств и закономерностей изучаемого объекта.

Процедура физического моделирования в наиболее общей форме выглядит следующим образом:
1) в качестве модели выбирается или конструируется такой объект, в котором зависимость параметров можно обнаружить непосредственными измерениями;
2) опираясь на теорию подобия результаты исследования переносят на оригинал.

По характеру воспроизводимых сторон оригинала модели подразделяются на модели субстанциональные, структурные, функциональные и смешанные.

Субстанциональная модель это модель идентичная оригиналу по физической природе.

Структурными считаются модели, имитирующие внутреннюю организацию оригинала.

Под функциональной моделью понимается модель, имитирующая способ поведения (функцию) оригинала.

Заканчивая главу, следует отметить достаточно высокий уровень осмысления в философской литературе самой структуры метода моделирования, что является основополагающей методологической базой для исследователей, работающих в конкретных областях научного знания, включая и археологию. В свою очередь, экспериментальные исследования в изучении древней металлургии, зависимые от конкретных целей и задач практических археологических исследований формируют то особенное, что дополняет теоретические основы экспериментальных исследований применительно к археологической науке.



ГЛАВА II

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

ЭПОХИ БРОНЗЫ

(срубная археологическая общность)
Металлопроизводство представляет собой ряд последовательных производственных циклов – горного, горно-обогатительного, металлургического и металлообрабатывающего. В технологическом отношении, в том числе и в изучении, горное дело, обогащение руды и, особенно, металлургия являются наиболее сложными. Нет сомнений в том, что процесс получения конечного продукта – металла, путем осуществления целого ряда технологических операций, требовал от его участников соответствующих знаний и высокого уровня профессиональной подготовки.

В проблематике древнего металлопроизводства эпохи поздней бронзы восточноевропейских пространств степи и лесостепи (срубная культурно-историческая общность) до недавнего времени наименее изученными оставались именно начальные этапа производственной деятельности – горное дело и металлургия. Это относится не только к технологии, но и к организации данной производственной деятельности. Дело в том, что круг источников по металлургии гораздо уже, чем свидетельства металлообработки, которые приобрели массовые серии, особенно в связи с изучением таких производственных поселков срубной культурно-исторической общности как Мосоловское поселение на Дону и Усово Озеро на Северском Донце. Кроме того, история изучения производственных памятников в древних горно-металлургических областях и центрах, по сравнению с памятниками за их пределами, началась сравнительно недавно. Современные комплексные археологические исследования на территории медных рудопроявлений, расположенных на востоке и западе срубной археологической общности - Каргалах и Картамыше, осуществляются с 90-х гг. прошлого столетия.

Исследования археологических памятников производственной направленности дают наиболее разнообразные и выразительные свидетельства горно-металлургического производства. Не случайно, что в связи с раскопками горно-металлургических комплексов на Каргалинском рудном поле и в Картамышском микрорайоне, значительно активизировался исследовательский поиск в этом направлении.

Изменилась и стратегия проведения раскопок памятников производственной направленности. Она состоит в том, что в древних горно-металлургических центрах раскопки осуществляются на разнообразных археологических объектах производственной направленности (поселениях, производственных участках в площади рудных карьеров, шахтах), что позволяет уже на первом этапе рассматривать технологическую специфику в организации производственной деятельности.


Изучение такого рода сложных памятников происходит с участием специалистов разного профиля – геологов, горных инженеров, палеозоологов, специалистов изучения древних ландшафтов и других.

Особая роль отводится лабораторно-аналитическим исследованиям руды, металла и других производственных свидетельств. В результате возрастает роль экспериментальных методов исследования – физического моделирования технологических процессов горного дела, включая способы проходки горных пород, обогащения добытой руды, металлургии. Результативность такого комплексного подхода к исследованиям столь сложных проблем была успешно продемонстрирована в серии работ Е.Н. Черных и его учеников. Лишь в совокупности обобщения результатов аналитического исследования экспериментальных данных и древних свидетельств производственной деятельности возможен выход на современную научно-обоснованную реконструкцию древнего производства металла.

Целенаправленные исследования археологических памятников на Картамыше, одном из наиболее богатых рудных проявлений Донецкого горно-металлургического центра, продолжаются, в отличие от археологических памятников Каргалинского горно-металлургического центра, где изучение производственных памятников на данном этапе завершено. Всего же в Донецком горно-металлургическом центре находятся восемь рудопроявлений, на которых выявлено 27 древних рудника.

Обращаясь к анализу экспериментальных исследований, ставших важным инструментарием при изучении производственной деятельности в данных горно-металлургических центрах срубной культурно-исторической общности эпохи поздней бронзы, отметим, что результаты такого рода исследований на Картамыше носят предварительный характер в связи с продолжением археологических раскопок. Экспериментальные исследования на Каргалах на данном этапе завершены и включены в обобщающие работы, что позволяет нам начать их рассмотрение первыми. Из представленной логики исследований археологических памятников производственного назначения необходимо также обратить внимание и на аналитические данные по сырью и отходам производственной деятельности, важным археологическим и геологическим данным, из суммы которых и представляется экспериментально воспроизводимая модель.


следующая страница >>
Смотрите также:
Составитель: доцент кафедры археологии и истории древнего мира вгу саврасов Александр Сергеевич Научный редактор
630.35kb.
4 стр.
Т. А. Красницкая Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и зарубежной истории, старший научный сотрудник Центра изучения региональной казуальной истории фгбоу впо шуйский государственный педагогическ
121.49kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «История и культура стран изучаемых языков»
247.54kb.
1 стр.
Страноведение направление подготовки: 032700. 68 Филология
163.33kb.
1 стр.
Учебная программа для специальности 1 03 04 02 02 Социальная педагогика. Практическая психология 2010 Составитель
196.72kb.
1 стр.
Ю. С. Павловец. Декабрь 19, 2010 год. Павловец Юрий Сергеевич
159.31kb.
1 стр.
Тематическое планирование курса истории Древнего мира 5 класс
198.6kb.
1 стр.
Александр Мессер, Редактор-составитель
3818.03kb.
27 стр.
Югославские товарищи руководствуются стремлением к дружбе снами, а не конъюктурными соображениями. Военно-исторический журнал Министерства обороны РФ критика и библиография степанов алексей Сергеевич
79.58kb.
1 стр.
Поурочное планирование по истории Древнего мира, А. А. Вигасина, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая, М., Экзамен, 2006 г. Поурочные разработки по истории Древнего мира, О. В. Арасланова, М., Вако, 2004 г
100.79kb.
1 стр.
«На земле Древней Эллады»
214.43kb.
1 стр.
Урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима»
125.9kb.
1 стр.