Главная
страница 1страница 2
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
Кафедра философии и социологии

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

(технические науки)

Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине

для аспирантов, обучающихся по научной специальности

05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение



Орел – 2012


Составители:

С.А. Юрикова - кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии и социологии;

С.Ф. Юриков - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии;

В.И. Коновалов - кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и документоведения

Рецензенты:

Пахарь Л.И. – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и культурологии Орловского государственного университета

Овсянников А.В. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Орловского государственного института искусств и культуры

Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» подготовлена и обсуждена на заседании кафедры философии и социологии (протокол № 4 от 19 декабря 2011 г.), утверждена на заседании Учёного совета института (протокол № 6 от 21 декабря 2011 г.) и рекомендуется аспирантам, обучающимся по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение в вузе искусств и культуры, готовящимся к сдаче кандидатского минимума по истории и философии науки по отрасли технических наук.



СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка





4

Порядок приёма кандидатского экзамена





5

Содержание программы кандидатского экзамена:




7

Общие проблемы философии науки





7

Философские проблемы техники





10

История науки (техники)





13

Требования и рекомендации к подготовке реферата по истории науки





17

Примерная тематика рефератов по истории науки





18

Учебно-методическое обеспечение подготовки к кандидатскому экзамену





20

Примерный перечень вопросов для подготовки к кандидатскому экзамену





26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа экзамена кандидатского минимума по общенаучной дисциплине «История и философия науки» составлена в соответствии с:

- программ-минимум кандидатских экзаменов по общенаучным дисциплинам «Философия науки», «История науки (педагогика)», «История науки (техника и технология)», утверждённых приказом Министерства образования РФ № 697 от 17.02.2004 г.;

- федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365;

- письмом Минобрнауки РФ от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12 «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования»;

- учебным планом по основной профессиональной образовательной программе (аспирантура) научной специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение, утверждённым Учёным советом Орловского государственного института искусств и культуры (протокол № 2 от 19.09.2011 г.).

Настоящая программа предназначена для аспирантов ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», обучающихся по отрасли технических наук, по научной специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение.

Программа экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки включает в себя следующие разделы: «Общие проблемы философии науки», «Философские проблемы техники», «История науки (техники)».

Экзамен кандидатского минимума по истории и философии науки сдаётся аспирантами в конце первого года обучения в аспирантуре, после изучения дисциплин «Общие проблемы философии науки», «Философские проблемы техники», «История науки (техники)».

Целью изучения этих дисциплин аспирантами вуза искусств и культуры, не имеющих углубленной философской подготовки и практически не изучающих в процессе высшего образования проблем истории и философии науки, является:

- повышение культуры теоретического мышления;

- формирование представления о науке как специализированном познании, разновидности культуры и социальном институте;

- углубление понимания исследуемых научных проблем в философско-мировоззренческом контексте;

- развитие методологической культуры применительно к исследованиям гуманитарного профиля.

Результатами освоения аспирантами общенаучной дисциплины «История и философия науки» должны быть:



  • овладение современным категориально-понятийным философским аппаратом;

  • знание закономерностей развития философско-методологических оснований в истории науки;

  • усвоение исторического, логико-гносеологического, социально-культурологического и социологического аспектов науки;

  • понимание философии в качестве онтологического, гносеологического и аксиологического основания для других наук;

  • освоение аксиологии науки;

  • понимание науки в полноте ее главных параметров;

  • знание основных мировоззренческих и методологических проблем современного научного знания, тенденций и перспектив его развития.

Всё это, в итоге, формирует у аспирантов, обучающихся в вузе искусств и культуры, понимание научного творчества как целостного духовного акта, базирующегося на сформированной компетентности исследователя в области методологических и методических основ выполнения научных изысканий в гуманитарной сфере.

ПОРЯДОК ПРИЁМА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ОБЩЕНАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
Порядок сдачи кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» определяется «Положением о подготовке научных кадров в системе послевузовского профессионального образования», утверждённым Приказом Министерства образования РФ от 23.03.1998 г. № 814 (с изменениями, внесенными Приказом Министерства образования России от 17.02.2004 г. № 696 «Об утверждении перечня кандидатских экзаменов»); письмом Министерство образования и науки РФ от 6 июля 2005 г. № АС-729/03 «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории и философии науки»; Положением об аспирантуре Орловского государственного института искусств и культуры, утверждённым Учёным советом (протокол № 3 от 29 ноября 2009 г.).

Аспиранту на базе прослушанного курса по истории соответствующей отрасли наук или самостоятельного изучения историко-научного материала необходимо представить реферат по истории соответствующей отрасли науки по согласованию с научным руководителем диссертации и кафедрой философии. Аспиранты, обучающиеся по отрасли 05.00.00 – Технические науки по научной специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение, готовят реферат по истории науки (техники).

Тема реферата утверждается локальным актом организации, где выполняется диссертационное исследование.

Проверку подготовленного по истории соответствующей отрасли науки реферата необходимо проводить научному руководителю, который осуществляет первичную экспертизу, а также специалисту по истории отрасли науки или прошедшему повышение квалификации по дисциплине «История и философия науки», который предоставляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе «зачтено – не зачтено».

При наличии оценки «зачтено» аспирант допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли науки.

Структура билета кандидатского экзамена для обучающихся по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение включает в себя вопросы из ранее изученных аспирантами обязательных дисциплин:

«Общие проблемы философии науки»,

«Философские проблемы техники».

При оформлении удостоверения о сдаче экзамена в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников указывается наименование отрасли науки, по которой проходила подготовка и сдача экзамена.

На экзамене, по усмотрению экзаменационной комиссии, экзаменуемому могут быть заданы вопросы по теме реферата по истории науки (техники).


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА
Раздел 1. Общие проблемы философии науки
1.1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его истори­ческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте.

Эволюция подходов к анализу науки.

Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитиви­стская традиция в философии науки. Расширение поля философской пробле­матики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани.

Социологический и культурологический подходы к исследованию раз­вития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании меха­низмов научной деятельности.
1.2. Наука в культуре современной цивилизации

Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности.

Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусст­во. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как миро­воззрение, как производительная и социальная сила). Наука и религия. Наука и искусство.
1.3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции

Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порож­дения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теорети­ческих моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль хри­стианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек -творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхи­мия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.

Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирова­ние идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Со­циокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникнове­ние дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.

Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие ос­нования социально-исторического исследования.


1.4. Структура научного знания

Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие ти­пов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.

Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случай­ные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические фак­ты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженно-сти факта.

Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней ор­ганизации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции тео­ретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном разверты­вании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генези­са образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.

Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема мето­да деятельности.

Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).

Операциональные основания научной картины мира. Отношение онто­логических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация.


1.5. Динамика науки как процесс порождения нового знания

Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпи­рических фактов на основания науки.

Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль ана­логий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических зна­ний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы разви­тия научных понятий.

Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач.

Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.

Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.


1.6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные ре­волюции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Меж­дисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов.

Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелиней­ность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе страте­гий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки.

Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постне-классическая наука.


1.7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Со­временные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисципли­нарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазви­вающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представ­лений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнона­учного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Вклю­чение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности.

Расширение этноса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких тех­нологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о био­сфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).

Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и па-ранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Постмодернизм и наука.


1.8. Наука как социальный институт

Различные подходы к определению социального института науки. Исто­рическое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Под­готовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции науч­ных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компью­теризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Пробле­ма государственного регулирования науки.



Раздел 2. Философские проблемы техники

2.1. Философия техники и методология технических наук

Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.

Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность,  техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование.

Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации.

Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники.

Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника.

Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.

 

2.2. Техника как предмет исследования естествознания. Естественные и технические науки

Становление технически подготавливаемого эксперимента; природа и техника, «естественное» и «искусственное», научная техника и техника науки. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания и в современном неклассическом

 Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание. Основные типы технических наук.

Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.

 

2.3. Особенности неклассических научно-технических дисциплин

Различия современных и классических научно-технических дисциплин; природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами.

Формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники.

Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.

 

2.4. Социальная оценка техники как прикладная философия техники

Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники.

Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.

Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.
2.5. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине ХХ века

Теория информации К.Шеннона.  Кибернетика Норберта Винера, Росса Эшби. Уорренга Мак-Каллока, Алана Тьюринга, Джулиана Бигелоу, Джона фон Неймана, Грегори Бэйтсона, Маргарет Мид, Артуро Розенблюта,Уолтера Питтса, Стаффорда Бира.  Общая теория систем Л.фон Берталанфи, А.Раппорта.

Концепция гипертекста Ваневара Буша. Конструктивная кибернетическая эпистемология Хайнца фон Ферстера и Валентина Турчина. Синергетический подход в информатике. Герман Хакен и Дмитрий Сергеевич Чернавский. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных  системах.

 

2.6. Информатика как междисциплинарная наука

Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики. Конструктивная природа информатики и ее синергетический коэволюционный смысл. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике, нейрокомпьютинг, процессоры  Хопфилда,  Гроссберга, аналогия между мышлением и распознаванием образов.

Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая. Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт.

 

2.7. Интернет как метафора глобального мозга

Понятие киберпространства  ИНТЕРНЕТ и его философское значение. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в ИНТЕРНЕТ. Наблюдаемость, фрактальность, диалог. Феномен зависимости от Интернета. Интернет как инструмент новых социальных технологий.

Интернет как информационно-коммуникативная среда науки ХХI века и как глобальная среда непрерывного образования.

 

2.8. Эпистемологическое содержание компьютерной революции

Концепция информационной эпистемологии и ее связь с кибернетической эпистемологией. Компьютерная этика, инженерия знаний проблемы интеллектуальной собственности. Технологический подход к исследованию знания. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.

 

2.9.  Социальная  информатика

Концепция информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса. Происхождение  информационных обществ. Синергетический подход к проблемам социальной информатики. Информационная динамика организаций в обществе. Сетевое общество и задачи социальной информатики. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования  как составная часть современной социогуманитарной информатики.

Раздел 3. История науки (техники)


    1. Техника и наука как составляющие цивилизационного процесса

История технических знаний как самостоятельная область исследований. Историография технических наук. Источники по истории технических наук. Основные этапы и факторы становления и развития технических наук в контексте всеобщей истории. История исследований и приращения научно-технических знаний в развивающейся системе технических наук.
3.2. Технические знания древнего мира и античности (до V в. н.э.)

Технические знания как часть мифологии. Храмы и знания (Египет и Месопотамия). Техника без науки и наука без техники.

Появление элементов научных технических знаний в эпоху эллинизма. Начала механики и гидростатики в трудах Архимеда. Закон рычага. Пять простых машин. Развитие механических знаний: работы по пневматике, автоматическим устройствам и метательным орудиям. Античные архитектурно-строительные кодексы. Первые представления о прочности.
3.3. Технические знания в средние века (VXIV вв.)

Ремесленные знания и специфика их трансляции. Различия и общность алхимического и ремесленного рецептов. Отношение к нововведениям и изобретателям. Горное дело и технические знания. Влияние арабских источников и техники средневекового Востока. Астрономические приборы и механические часы как медиумы между сферами науки и ремесла.

Христианское мировоззрение и особенности науки и техники в Средние века. Роль средневекового монашества и университетов (XIII в.) в привнесении практической направленности в сферу интеллектуальной деятельности. Идея сочетания опыта и теории в науке и ремесленной практике.
3.4. Возникновение взаимосвязей между наукой и техникой. Технические знания эпохи Возрождения (XV-XVI вв.)

Изменение отношения к изобретательству. Повышение социального статуса архитектора и инженера. Персонифицированный синтез научных и технических знаний: художники и инженеры, архитекторы и фортификаторы, ученые-универсалы эпохи Возрождения: Леон Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Джераламо Кардано и др.

Расширение представлений гидравлики и механики в связи с развитием мануфактурного производства и строительством гидросооружений. Развитие артиллерии и создание начал баллистики. Обобщение сведений о горном деле и металлургии.

Великие географические открытия и развитие прикладных знаний в области навигации и кораблестроения.


3.5. Смена социокультурной парадигмы развития техники и науки в новое время

Научная революция XVII в.: становление экспериментального метода и математизация естествознания как предпосылки приложения научных результатов в технике.

Программа воссоединения «наук и искусств» Фрэнсиса Бэкона. Взгляд на природу как на сокровищницу, созданную для блага человеческого рода.

Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в XVII в. Техника как объект исследования естествознания. Создание системы научных инструментов и измерительных приборов при становлении экспериментальной науки. Ученые-экспериментаторы и изобретатели: Г. Галилей, Р. Гук, Э. Торричелли, X. Гюйгенс. Р. Декарт. И. Ньютон

Организационное оформление науки Нового времени. Университеты и академии как сообщества ученых-экспериментаторов: академии в Италии, Лондонское Королевское общество (1660), Парижская Академия наук (1666), Санкт-Петербургская академия наук (1724).

Экспериментальные исследования и разработка физико-математических основ механики жидкостей и газов. Формирование гидростатики как раздела гидромеханики.


3.6. Этап формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII – первая половина XIX вв.)

Промышленная революция конца XVIII – середины XIX вв. Создание универсального теплового двигателя (Дж. Уатт, 1784) и становление машинного производства.

Возникновение в конце XVIII в. технологии как дисциплины, систематизирующей знания о производственных процессах. Появление технической литературы.

Становление технического и инженерного образования. Учреждение средних технических школ в России: Школа математических и навигационных наук. Артиллерийская и Инженерная школы (1701); Морская академия (1715); Горное училище (1773). Школа Каменного приказа (1776), Московское дворцовое архитектурное училище (начало XIX в.). Военно-инженерные школы Франции. Первые высшие технические учебные учреждения России: Институт корпуса инженеров путей сообщения (1809), Главное инженерное училище инженерных войск (1819).

Высшие технические школы как центры формирования технических наук. Установление взаимосвязей между естественными и техническими науками. Разработка прикладных направлений в механике. Создание научных основ теплотехники. Зарождение электротехники.

Экспериментальные исследования и обобщение практического опыта в гидравлике. Аналитические работы по теории корабля: корабельная архитектура в составе строительной механики, теория движения корабля как абсолютно твердого тела.

Создание научных основ теплотехники. Развитие учения о теплоте в XVIII в. Вклад российских ученых М.В. Ломоносова и Г.В. Рихмана. Развитие теории теплопроводности. Определение механического эквивалента тепла (Дж. Джоуль, 1847). Закон сохранения энергии (Г. Гельмгольц, 1847).
3.7. Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (вторая половина ХIХ-ХХ вв.)

Дисциплинарное оформление технических наук (вторая половина XIX – первая половина XX в.).

Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникновение научно-технической периодики, создание научно-технических организаций и обществ, проведение съездов, конференций, выставок. Развитие высшего инженерного образования (конец XIX – начало XX вв.).

Формирование классических технических наук: технические науки механического цикла, система теплотехнических дисциплин, система электротехнических дисциплин. Изобретение радио и создание теоретических основ радиотехники.

Новые объемно-планировочные решения в архитектуре на основе конструктивных схем из металлоконструкций и железобетона. Пять принципов единства архитектуры и конструкции Ш. Ле Корбюзье.

А.Н. Крылов – основатель школы отечественного кораблестроения. Опытовый бассейн в г. Санкт-Петербурге как исследовательская морская лаборатория.

Разработка научных основ космонавтики. К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандер, Ю.В. Кондратюк и др. (начало XX в.). Создание теоретических основ полета авиационных летательных аппаратов. Вклад Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина. Развитие экспериментальных аэродинамических исследований. Создание научных основ жидкостно-ракетных двигателей. Теория воздушно-реактивного двигателя Теория вертолета: И.И. Сикорский. Отечественные школы самолетостроения: Н.Н. Поликарпов, С.В. Ильюшин, А.Н. Туполев, С.А. Лавочкин, А.С. Яковлев, А.И. Микоян, П.О. Сухой и др.

Становление технических наук электротехнического цикла. Открытия, эксперименты, исследования в физике (А. Вольта, А. Ампер, X. Эрстед, М. Фарадей, Г. Ом и др.) и изобретательская деятельность в электротехнике.

Э.Х. Ленц: принцип обратимости электрических машин, закон выделения тепла в проводнике с током Ленца-Джоуля. Теоретическая разработка проблемы передачи энергии на расстояние. Создание теории переменного тока. Вклад М.О. Доливо-Добровольского в теорию трехфазного тока.

Создание научных основ радиотехники. Возникновение радиоэлектроники. Становление научных основ радиолокации.

Математизация технических наук. Физическое и математическое моделирование.
3.8. Эволюция технических наук во второй половине XX в. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике

Масштабные научно-технические проекты (освоение атомной энергии, создание ракетно-космической техники).

Развитие прикладной ядерной физики и реализация советского атомного проекта, становление атомной энергетики и атомной промышленности. Вклад И.В. Курчатова, А.П. Александрова, Н.А. Доллежаля, Ю.В. Харитона и др. Новые области научно-технических знаний. Развитие ядерного приборостроения и его научных основ. Создание искусственных материалов, становление теоретического и экспериментального материаловедения.

Развитие полупроводниковой техники, микроэлектроники и средств обработки информации. Развитие теоретических принципов лазерной техники. Разработка проблем волоконной оптики.

Научное обеспечение пилотируемых космических полетов (1960-1970 гг.). Вклад в решение научно-технических проблем освоения космического пространства С.П. Королева, М.В. Келдыша, Б.В. Раушенбаха и др.

Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах. От теории автоматического регулирования к теории автоматического управления и кибернетике (Н. Винер, 1948). Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации (К. Шеннон).

Смена поколений ЭВМ и новые методы исследования в технических науках. Решение прикладных задач на ЭВМ.

Компьютеризация инженерной деятельности Развитие информационных технологий и автоматизация проектирования.

Образование комплексных научно-технических дисциплин. Исследование и проектирование сложных «человеко-машинных» систем: эргономика и инженерная психология, техническая эстетика и дизайн. Экологизация техники и технических наук. Проблема оценки воздействия техники на окружающую среду. Инженерная экология.

ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА

ПО ИСТОРИИ НАУКИ
Реферат по истории науки (техники) является обязательной письменной рабо­той, на основании которой аспирант, обучающийся по научной специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение, допускается к сдаче канди­датского экзамена по «Истории и философии науки». Подготовка реферата осуществляется аспирантом на базе прослушанного курса по истории отрасли науки – техники, или самостоятельного изучения историко-технического научного материала. При этом учитывая, что научная специальность 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение относится по Номенклатуре специальностей научных работников к группе наук «Документальная информация», а также то, что аспиранты данной специальности готовят диссертационные исследования в вузе искусств и культуры к защите на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, тематика рефератов по истории науки может быть связана с конкретной историографией наук библиотековедения, библиографоведения и книговедения.

Тема реферата выбирается аспирантом по согласованию с научным руководителем диссертации, утверждается профильной кафедрой, на базе которой выполняется диссертационное исследование, и кафедрой философии. При выборе темы реферата необходимо исходить из историо­графии проблематики выполняемого диссертационного исследования.

Объем реферата – до 24 страниц (1 печатный лист) через 1,5 интервала в текстовом редакторе Word, шрифт – 14. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 20 мм. Нумерация текста – вверху страницы от центра.

Структура реферата включает в себя: введение, основную часть, заклю­чение, список литературы и других использованных источников.



План реферата отражает его структуру, указывает подзаголовки разде­лов и номера страниц.

Во Введении необходимо: обосновать актуальность выбранной темы, дать характеристику степени разработанности изучаемой проблемы и крат­кий анализ использованных источников и литературы, определить цели и задачи работы.



Основная часть может состоять: из разделов (трех-пяти разделов), в которых излагается основное содержание работы: последовательно, логично, полно раскрывая цель и задачи реферата.

В Заключении следует отразить основные выводы по результатам изучения темы реферата, дать рекомендации по его теоретическому и практическому применению.



Список литературы и других использованных источников составляется в алфавитном порядке. Обязательным требованием является использование современной литературы (изданной за последние 5 лет). В случае использования материалов Интернет-ресурсов необходим их критический анализ.

По желанию аспиранта реферат может сопровождаться Приложением, включающим в себя таблицы, графики и др. Приложение по­мещают в конце реферата, после списка литературы. Если приложений не­сколько, то каждое из них нумеруется, начинается с новой страницы и со­держит в правом верхнем углу соответствующее обозначение: приложение 1, приложение 2 и т.д.

Текст реферата излагается от третьего лица. Сноски к тексту рекоменду­ется делать внизу страницы. Сноски и список использованных источников должны быть составлены в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТом 7.81-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».

Проверку подготовленного аспирантом реферата прово­дит научный руководитель диссертации, который осуществляет его первичную экспертизу, а также специалист по истории отрасли науки (техники), который предоставляет корот­кую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе «зачтено – не зачтено». При наличии оценки «зачтено» аспирант допускается к сдаче кандидатского экзамена.

Реферат должен быть сдан аспирантом с рецензией специалиста по истории науки (техники) за месяц до кандидатского экзамена.

На экзамене, по усмотрению экзаменационной комиссии, экзаменуемому могут быть заданы вопросы по теме реферата по истории науки (техники).



ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

ПО ИСТОРИИ НАУКИ

для соискателей ученой степени кандидата педагогических наук

по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение

и книговедение


  1. Выявление и теоретическое обоснование закономерностей, принци­пов, критериев в библиотековедении, библиографоведении и книговедении.

  2. Электронная библиотека как феномен системы документальных ком­муникаций.

  1. Методологическая база библиотековедческих исследований.

  2. Методологическая база библиографоведения.

  3. Методологическая база книговедения.

  1. Современные концепции социальной роли библиотеки.

  2. Библиотечная профессия в прошлом, настоящем и будущем.

8. Основные направления развития современных библиотек как соци­ально-культурных и информационных центров.

9. Общедоступная библиотека в системе местного самоуправления: со­


временное состояние, проблемы, тенденции развития.

  1. Динамика развития библиотечного дела от документографической к информационной концепции.

  2. Экономические проблемы развития отечественных библиотек.

  3. Инновации в работе библиотек и их роль в перестройке библиотечно-информационной деятельности.

13. Теория и практика библиотечного дела за рубежом (сравнительный анализ).

14. Библиотекарь и пользователь в системе библиотечного обслужива­ния: пути сотрудничества и взаимосвязи.

15. Профессиональные и педагогические основы подготовки «библиоте­каря, библиографа, педагога».

16. Библиотечный менеджер как специалист новой формации, отвечаю­щий современным требованиям к управленческой деятельности.

17. «Аспектный» и «объектный» способы внутренней структуризации библиографоведения.

18. Основные библиографические концепции: их сравнительная харак­теристика.



  1. Состояние и перспективы научных исследований в области теорети­ческого библиографоведения.

  1. Состояние и перспективы научных исследований библиотековедения.

  2. Состояние и перспективы научных исследований библиографоведения.

  3. Состояние и перспективы научных исследований книговедения.

  4. Книговедение в системе наук.

  5. Библиотековедение в системе наук.

  6. Библиографоведение в системе наук.

  1. Проблемы научного определения понятия «книга», подходы и тен­денции в его разработке.

  2. История формирования теоретических представлений о библиографии.

  3. Развитие основных концепций библиографии (книговедческой и до-кументографической) в отечественном библиографоведении.

  4. Вклад выдающихся отечественных библиографов в становление нау­ки о библиографии (В.С. Сопиков, В.Г. Анастасевич, В.Н. Денисьев, К.Н. Дерунов, Н.В. Здобнов, М.Н. Куфаев, Н.А. Рубакин, К.Р. Симон, Ю.С. Зубов, С.А. Трубников, В.А. Фокеев, М.Г. Вохрышева, О.П. Коршунов и др.).

  5. Информационно-документографическое направление исследований в области библиографоведения.

31. Когнитографическое направление исследований в области библио­графоведения.

32. Культурологическое направление исследований в области библио­графоведения.

33. Основные концепции библиографии в современном отечественном библиографоведении.

34. Понятие «библиографическая информация» как основа разработки теоретических представлений о библиографии.

35. История возникновения и развития специальности 05.25.03 – Библио­тековедение, библиографоведение и книговедение.

36. Вклад в библиотековедение, библиографоведение и книговедение одного из крупных ученых в этих трех сферах (Н.А. Рубакин, Д.А. Балик, К.Н. Дерунов и др.).

37. Эволюция представлений о месте комплекса «библиотековедение, библиографоведение и книговедение» в системе наук.

38. История развития теоретических представлений о понятии «элек­тронная библиотека».



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ
Раздел 1. Общие проблемы философии науки

Основная литература

  1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби: Проспект, 2008. – 592 с.

  2. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Иноземцева; Центр исследований постиндустриального общества. — М.: Логос, 2003. – 368 с.

  3. Введение в историю и философию науки: учеб. пособие / под ред. С.А. Лебедева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический проект, 2007. – 384 с.

  4. Вернадский, В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетарное явление/ В.И. Вернадский. – М.: Наука, 1978. – 664 с.

  5. Гадамер, Г.- Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики/ Г.-Г. Гадамер. – М., 1988. – 446 с.

  6. Зеленов, Л.А. История и философия науки: учебное пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М. : Флинта: Наука, 2008. – 472 с.

  7. Койре, А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий / А. Койре. – М., 1985. – 542 с.

  8. Кун, Т. Структура научных революций/ Т. Кун. – М.: АСТ, 2003. – 608 с.

  9. Мангейм, К. Очерки социологии знания. Теория познания — Мировоззрение — Историзм/ К. Мангейм. – М., 1998.

  10. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М.: Наука, 1983. – 464 с.

  11. Бессонов, Б.Н. История и философия науки / Б.Н. Бессонов. – М.: Юрайт, 2010. – 400 с.

  12. Борзенков, В.Г. История и философия науки/ В.Г. Борзенков. В 4 книгах. Книга 1. Общие вопросы. – М.: Издательство МГУ, 2009. – 264 с.

  13. Бучило, Н.Ф. История и философия науки/ Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2012. – 432 с.

  14. История и философия науки / Под редакцией С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, Альма Матер, 2007. – 608 с.

  15. История и философия науки. В 4 книгах. Книга 4. История и философия экономической науки. История и философия права. История и философия исторической науки /Сост. Борзенков В., Клементьев Д. – М.: Издательство МГУ, 2010. – 272 с.

  16. Кохановский, В.П. Философия для аспирантов: учеб. пособие / В.П. Кохановский, Е.В. Золотухина, Т.Г. Лешкевич, Т.Б. Фатхи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 448 с.

  17. Клементьев, Д.С. История и философия науки/ Д.С. Клементьев, Л.М. Путилова, Е.М. Осипов, Т.П. Лебедева. В 4 книгах. Книга 3. История и философия социологии. История и философия политики. – М.: Издательство МГУ, 2009. – 288 с.

  18. Лакатос, И. Избранные произведения по философии и методологии науки / И. Лакатос. – М.: Академический Проект, Трикста, 2008. – 480 с.

  19. Лебедев, С.А. История и философия науки / С.А. Лебедев, В.А. Рубочкин. – М.: Издательство МГУ, 2010. – 200с.

  20. Маринко, Г.И. История и философия науки/ Г.И. Маринко, Е.М. Панина. В 4 книгах. Книга 2. История и философия наук об управлении. – М.: Издательство МГУ, 2009. – 240 с.

  21. Налимов, В.В. Облик науки / В.В. Налимов.– М.: Центр гуманитарных инициатив, Издательство МБА, 2010. – 368с.

  22. Огородников, В.П. История и философия науки/ В.П. Огородников. – СПб., Питер, 2011. – 368 с.

  23. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / под общ. ред. д.ф.н., проф. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

  24. Соколова, Л.В. А.А. Ухтомский и комплексная наука о человеке/ Л.В. Соколова. – СПб., Санкт-Петербургский государственный университет, 2010. – 316 с.

  25. Степин, В.С. История и философия науки/ В.С. Степин. – М.: Академический Проект, Трикста, 2011. – 424с.

  26. Хрусталев, Ю.М. История и философия науки/ Ю.М. Хрусталев. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. – 480 с.


Дополнительная литература


  1. Введение в историю и философию науки: учеб. пособие / под ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2005. – 416 с.

  2. Водолазов, Г.Г. Идеалы и идолы. Мораль и политика: история, теория, личные судьбы/ Г.Г. Водолазов. – М.: Культурная революция, 2006. – 864 с.

  3. Воронцов, А.В. История социологии. ХIХ – начало ХХ века. В 2-х частях / А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: Владос. – 2005. – 477 с.

  4. Воронцов А.В. История социологии. ХIХ – начало ХХ века. В 2-х частях/ А.В. Воронцов, И.А. Громов. – М.: Владос. – 2005. Ч. 1 Западная социология. Часть 2. Русская социология. – 423 с.

  5. Воронцов, В.П. Интеллигенция и культура/ В.П. Воронцов. – М.: Астрель. – 2008. – 752 с.

  6. Глущенко, В.В. Совершенствование философии и методологии науки, управления, прогностики. Парадигма интеллектуального управления/ В.В. Глущенко, И.И. Глущенко. – М.: ИП Глущенко В.В. – 2009.– 120 с.

  7. Дэвис, Э. Техногнозис. Миф, магия и мистицизм в информационную эпоху/ Э. Дэвис. – М.: АСТ, 2008. – 480 с.

  8. Зорин, А.Л. Философско-методологические основы гуманитарного знания: Сборник аспирантских работ / А.Л. Зорин, С.Ю. Неклюдов. – 2001. – 344 с.

  9. Матушевская, Е.Г. Система гуманитарного и социально-экономичиского знания. Языковая подготовка. Учебное пособие для юридических вузов/ Е.Г. Матушевская. – М.: ПЭР СЭ. – 2002. – 416с.

  10. Сиверц ван Рейзема. Цивилизация и хаос. Социология общего дела: поисковые процессы и системы/ Сиверц Ван Рейзема, Ян Вильям. – М.: Русская школа. – 2008. – 224 с.

  11. Солодовников, С.Ю. Философия, социология, религия, эзотеризм, политэкономия / С.Ю. Солодовников. – М.: МФЦП. – 2002. – 1008 с.

  12. Федотова, В.Г. Глобальный капитализм: три великие трансформации/ В.Г. Федотова, В.А. Колпаков, Н.Н. Федотова. – М.: Культурная революция, 2008. – 608 с.

  13. Фейерабенд, П. Наука в свободном обществе / П. Фейерабенд. – М.: АСТ, 2010. – 384 с.

  14. Философия социальных и гуманитарных наук / Под редакцией С. А. Лебедева. – М.: Академический Проект. – 2008. – 736 с.

  15. Хинске, Н. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта; Без примечаний: афориз. / Н. Хинске. – М.: Культурная революция. – 2007. – 296 с.

  16. Эйдман, И. Прорыв в будущее: Социология Интернет–революции/ И. Эйдман. – М.: ОГИ. – 2007. – 384 с.

  17. Яцино, М. Культура индивидуализма/ М. Яцино. – М.: Гуманитарный центр, 2012. – 280 с.


Электронные источники информации
Библиотека «История и философия науки». – Режим доступа:

http://www.mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181392739-biblioteka-istoriya-i-filosofiya-nauki-600-knig.html

http://www.ph4s.ru/book_gum_phylos.html

Раздел 2. Философские проблемы техники
Основная литература

  1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. – М.: Владос, 1994. – 336 с.

  2. Алексеева, И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ / И.Ю. Алексеева. – М., 1993. – 192 с.

  3. Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники / В.Г. Горохов. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 608 с.

  4. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук / В.Г. Горохов. – М.: Гардарики, 2007. – 335 с.

  5. Горохов, В. Г. Техника и культура. Возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX – начале XX столетия / В.Г. Горохов. – М.: Логос, 2010. – 376 с.

  6. Кастельс, Э. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / Э. Кастельс. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

  7. Ленк, Х. Размышления о современной технике / Х. Ленк. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 183 с.

  8. Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции развития / И.С. Мелюхин. – М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, серия «21 век: информация и общество», 1999. – 208 с.

  9. Попкова, Н. В. Философия техносферы / Н.В. Попкова. – М.: Либроком, 2008. – 344 с.

  10. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. – М.: Гардарики, 2006. – 639 с.

  11. Степин, В.С. Философия науки и техники / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.Л. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1995. – 384 с.

  12. Турчин, В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции / В.Ф. Турчин. – М.: ЭТС, 2000. – 368 с.

  13. Эйдман, И. Прорыв в будущее: социология Интернет-революции / И. Эйдман. – М.: ОГИ, 2007. – 384 с.

  14. Юрикова, С.А. Философские проблемы техники и информационного общества / С.А. Юрикова. – Орел: ОГИИК, 2012. – 110 с.


Дополнительная литература


  1. Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: социология XXI века / Пер. с англ. под ред. Б. Л. Иноземцева; Центр исследований постиндустриального общества. – М.: Логос, 2003. – 368 с.

  2. Гиляревский, Р.С. На пороге «информационного общества» / Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Т.К. Полунина // Научно-техническая информация. Серия 1. – 2005. - № 9. – С. 17-23.

  3. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. – М. : Терра-Можайск, 2000. – 431 с.

  4. Дэвис, Э. Техногнозис. Миф, магия, и мистицизм в информационную эпоху /Э. Дэвис. – М.: АСТ, 2008. – 480 с.

  5. Дятчин, Н.И. История развития техники: учебное пособие / Н.И. Дятчин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 320 с.

  6. Еляков, А.Д. Информационный фактор развития общества / А.Д.Еляков // Научно-техническая информация. Серия 1. – 2008. - №2. – С. 1-10.

  7. Коротков, А. О стратегии государственной информационной политики России в условиях развития информационного общества / А. Коротков, Б. Кристальный, И. Курносов //Информационные ресурсы России. – 2006. - № 4. – С. 6-9.

  8. Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 149 с.

  9. Новая технократическая волна на Западе / под ред. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс, 1986. – 453 с.

  10. Саркисян Д.Б. Международное сотрудничество по формированию глобального информационного общества / Д.Б. Саркисян // Научно-техническая информация, серия 1. – 2007. - № 9. – С. 26-33.

  11. Сиверц, ван Рейзема. Цивилизация и хаос. Социология общего дела: поисковые процессы и системы / Сиверц Ван Рейзема, Ян Вильям. – М.: Русская школа, 2008. – 224 с.

  12. Урсул, А.Д. Глобализация, устойчивое развитие, ноосферогенез: информационные аспекты / А.Д. Урсул, Т.А. Урсул // Научно-техническая информация, серия 1. – 2005. - №4. – С. 1-15.

  13. Черешкин Д. Информационное развитие России – путь к информационному обществу / Д.Черешкин, Г.Смолян, В.Цыгичко // Информационные ресурсы России. – 2005. - № 1. – С. 21-22.



Раздел 3. История науки (техники)

Основная литература

следующая страница >>
Смотрите также:
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине для аспирантов, обучающихся по научной специальности
457.05kb.
2 стр.
Методические указания для аспирантов и соискателей по подготовке к кандидатскому экзамену по английскому языку
377.98kb.
3 стр.
Программа кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей по специальности 25. 00. 01 Общая и региональная геология Мурманск
115.18kb.
1 стр.
Программа-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык»
188.47kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 11
493.33kb.
3 стр.
Программа для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по научной специальности 08. 00. 10 финансы, денежное обращение и кредит. М.: Му имени С. Ю. Витте, 2012. 56 с
1019.11kb.
4 стр.
Программа кандидатского экзамена по научной специальности 05. 16. 01 «Металловедение и термическая обработка металлов и сплавов»
94.51kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 08 Уголовное право и криминология
625.09kb.
6 стр.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 – «Экономика и управление народным хозяйством»
364.74kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена составлена на основании паспорта научной специальности 05. 23. 21 «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности»
158.19kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
300.19kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
763.81kb.
4 стр.