Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ» Кафедра философии и социологии ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ (технические науки) Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине для аспирантов, обучающихся по научной специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение Орел – 2012Составители: С.А. Юрикова - кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии и социологии; С.Ф. Юриков - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии; В.И. Коновалов - кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и документоведения Рецензенты: Пахарь Л.И. – доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и культурологии Орловского государственного университета Овсянников А.В. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии Орловского государственного института искусств и культуры Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» подготовлена и обсуждена на заседании кафедры философии и социологии (протокол № 4 от 19 декабря 2011 г.), утверждена на заседании Учёного совета института (протокол № 6 от 21 декабря 2011 г.) и рекомендуется аспирантам, обучающимся по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение в вузе искусств и культуры, готовящимся к сдаче кандидатского минимума по истории и философии науки по отрасли технических наук. СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа экзамена кандидатского минимума по общенаучной дисциплине «История и философия науки» составлена в соответствии с: - программ-минимум кандидатских экзаменов по общенаучным дисциплинам «Философия науки», «История науки (педагогика)», «История науки (техника и технология)», утверждённых приказом Министерства образования РФ № 697 от 17.02.2004 г.; - федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 16.03.2011 г. № 1365; - письмом Минобрнауки РФ от 22.06.2011 г. № ИБ-733/12 «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования»; - учебным планом по основной профессиональной образовательной программе (аспирантура) научной специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение, утверждённым Учёным советом Орловского государственного института искусств и культуры (протокол № 2 от 19.09.2011 г.). Настоящая программа предназначена для аспирантов ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт искусств и культуры», обучающихся по отрасли технических наук, по научной специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. Программа экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки включает в себя следующие разделы: «Общие проблемы философии науки», «Философские проблемы техники», «История науки (техники)». Экзамен кандидатского минимума по истории и философии науки сдаётся аспирантами в конце первого года обучения в аспирантуре, после изучения дисциплин «Общие проблемы философии науки», «Философские проблемы техники», «История науки (техники)». Целью изучения этих дисциплин аспирантами вуза искусств и культуры, не имеющих углубленной философской подготовки и практически не изучающих в процессе высшего образования проблем истории и философии науки, является: - повышение культуры теоретического мышления; - формирование представления о науке как специализированном познании, разновидности культуры и социальном институте; - углубление понимания исследуемых научных проблем в философско-мировоззренческом контексте; - развитие методологической культуры применительно к исследованиям гуманитарного профиля. Результатами освоения аспирантами общенаучной дисциплины «История и философия науки» должны быть:
Всё это, в итоге, формирует у аспирантов, обучающихся в вузе искусств и культуры, понимание научного творчества как целостного духовного акта, базирующегося на сформированной компетентности исследователя в области методологических и методических основ выполнения научных изысканий в гуманитарной сфере. ПОРЯДОК ПРИЁМА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ОБЩЕНАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» Порядок сдачи кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» определяется «Положением о подготовке научных кадров в системе послевузовского профессионального образования», утверждённым Приказом Министерства образования РФ от 23.03.1998 г. № 814 (с изменениями, внесенными Приказом Министерства образования России от 17.02.2004 г. № 696 «Об утверждении перечня кандидатских экзаменов»); письмом Министерство образования и науки РФ от 6 июля 2005 г. № АС-729/03 «О вопросах, связанных с кандидатским экзаменом по истории и философии науки»; Положением об аспирантуре Орловского государственного института искусств и культуры, утверждённым Учёным советом (протокол № 3 от 29 ноября 2009 г.). Аспиранту на базе прослушанного курса по истории соответствующей отрасли наук или самостоятельного изучения историко-научного материала необходимо представить реферат по истории соответствующей отрасли науки по согласованию с научным руководителем диссертации и кафедрой философии. Аспиранты, обучающиеся по отрасли 05.00.00 – Технические науки по научной специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение, готовят реферат по истории науки (техники). Тема реферата утверждается локальным актом организации, где выполняется диссертационное исследование. Проверку подготовленного по истории соответствующей отрасли науки реферата необходимо проводить научному руководителю, который осуществляет первичную экспертизу, а также специалисту по истории отрасли науки или прошедшему повышение квалификации по дисциплине «История и философия науки», который предоставляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе «зачтено – не зачтено». При наличии оценки «зачтено» аспирант допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли науки. Структура билета кандидатского экзамена для обучающихся по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение включает в себя вопросы из ранее изученных аспирантами обязательных дисциплин: «Общие проблемы философии науки», «Философские проблемы техники». При оформлении удостоверения о сдаче экзамена в соответствии с Номенклатурой специальностей научных работников указывается наименование отрасли науки, по которой проходила подготовка и сдача экзамена. На экзамене, по усмотрению экзаменационной комиссии, экзаменуемому могут быть заданы вопросы по теме реферата по истории науки (техники). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА Раздел 1. Общие проблемы философии науки 1.1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.
Традиционалистский и техногенный типы цивилизационного развития и их базисные ценности. Ценность научной рациональности. Особенности научного познания. Наука и философия. Наука и искусство. Наука и обыденное познание. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила). Наука и религия. Наука и искусство.
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек -творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами - алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования. 1.4. Структура научного знания Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Применение естественных объектов в функции приборов в систематическом наблюдении. Данные наблюдения как тип эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженно-сти факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Ограниченность гипотетико-дедуктивной концепции теоретических знаний. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Проблемы генезиса образцов. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философские идеи как эвристика научного поиска. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. Логика и методология науки. Методы научного познания и их классификация. 1.5. Динамика науки как процесс порождения нового знания Историческая изменчивость механизмов порождения научного знания. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Проблема классификации. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру. 1.6. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Философия как генерация категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Проблема потенциально возможных историй науки. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постне-классическая наука. 1.7. Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этноса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд). Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и па-ранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. Постмодернизм и наука. 1.8. Наука как социальный институт Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки. Раздел 2. Философские проблемы техники 2.1. Философия техники и методология технических наук Специфика философского осмысления техники и технических наук. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники. Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, исследование и проектирование. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации. Технический оптимизм и технический пессимизм: апология и культуркритика техники. Ступени рационального обобщения в технике: частные и общая технологии, технические науки и системотехника. Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Принципы исторического и методологического рассмотрения; особенности методологии технических наук и методологии проектирования.
Становление технически подготавливаемого эксперимента; природа и техника, «естественное» и «искусственное», научная техника и техника науки. Роль техники в становлении классического математизированного и экспериментального естествознания и в современном неклассическом Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам и математике. Первые технические науки как прикладное естествознание. Основные типы технических наук. Междисциплинарные, проблемно-ориентированные и проектно-ориентированные исследования.
Различия современных и классических научно-технических дисциплин; природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами. Формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных дисциплин и попытки приложения социально-гуманитарных знаний в сфере техники. Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.
Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе. Научная, техническая и хозяйственная этика и проблемы охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники. Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.
Теория информации К.Шеннона. Кибернетика Норберта Винера, Росса Эшби. Уорренга Мак-Каллока, Алана Тьюринга, Джулиана Бигелоу, Джона фон Неймана, Грегори Бэйтсона, Маргарет Мид, Артуро Розенблюта,Уолтера Питтса, Стаффорда Бира. Общая теория систем Л.фон Берталанфи, А.Раппорта. Концепция гипертекста Ваневара Буша. Конструктивная кибернетическая эпистемология Хайнца фон Ферстера и Валентина Турчина. Синергетический подход в информатике. Герман Хакен и Дмитрий Сергеевич Чернавский. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных системах.
Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики. Конструктивная природа информатики и ее синергетический коэволюционный смысл. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике, нейрокомпьютинг, процессоры Хопфилда, Гроссберга, аналогия между мышлением и распознаванием образов. Концепция информационной безопасности: гуманитарная составляющая. Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность. Понятие информационно-коммуникативной реальности как междисциплинарный интегративный концепт.
Понятие киберпространства ИНТЕРНЕТ и его философское значение. Синергетическая парадигма «порядка и хаоса» в ИНТЕРНЕТ. Наблюдаемость, фрактальность, диалог. Феномен зависимости от Интернета. Интернет как инструмент новых социальных технологий. Интернет как информационно-коммуникативная среда науки ХХI века и как глобальная среда непрерывного образования.
Концепция информационной эпистемологии и ее связь с кибернетической эпистемологией. Компьютерная этика, инженерия знаний проблемы интеллектуальной собственности. Технологический подход к исследованию знания. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция.
Концепция информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса. Происхождение информационных обществ. Синергетический подход к проблемам социальной информатики. Информационная динамика организаций в обществе. Сетевое общество и задачи социальной информатики. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии и психотерапевтические практики консультирования как составная часть современной социогуманитарной информатики.
История технических знаний как самостоятельная область исследований. Историография технических наук. Источники по истории технических наук. Основные этапы и факторы становления и развития технических наук в контексте всеобщей истории. История исследований и приращения научно-технических знаний в развивающейся системе технических наук. 3.2. Технические знания древнего мира и античности (до V в. н.э.) Технические знания как часть мифологии. Храмы и знания (Египет и Месопотамия). Техника без науки и наука без техники. Появление элементов научных технических знаний в эпоху эллинизма. Начала механики и гидростатики в трудах Архимеда. Закон рычага. Пять простых машин. Развитие механических знаний: работы по пневматике, автоматическим устройствам и метательным орудиям. Античные архитектурно-строительные кодексы. Первые представления о прочности.
Ремесленные знания и специфика их трансляции. Различия и общность алхимического и ремесленного рецептов. Отношение к нововведениям и изобретателям. Горное дело и технические знания. Влияние арабских источников и техники средневекового Востока. Астрономические приборы и механические часы как медиумы между сферами науки и ремесла. Христианское мировоззрение и особенности науки и техники в Средние века. Роль средневекового монашества и университетов (XIII в.) в привнесении практической направленности в сферу интеллектуальной деятельности. Идея сочетания опыта и теории в науке и ремесленной практике.
Изменение отношения к изобретательству. Повышение социального статуса архитектора и инженера. Персонифицированный синтез научных и технических знаний: художники и инженеры, архитекторы и фортификаторы, ученые-универсалы эпохи Возрождения: Леон Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Джераламо Кардано и др. Расширение представлений гидравлики и механики в связи с развитием мануфактурного производства и строительством гидросооружений. Развитие артиллерии и создание начал баллистики. Обобщение сведений о горном деле и металлургии. Великие географические открытия и развитие прикладных знаний в области навигации и кораблестроения. 3.5. Смена социокультурной парадигмы развития техники и науки в новое время Научная революция XVII в.: становление экспериментального метода и математизация естествознания как предпосылки приложения научных результатов в технике. Программа воссоединения «наук и искусств» Фрэнсиса Бэкона. Взгляд на природу как на сокровищницу, созданную для блага человеческого рода. Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в XVII в. Техника как объект исследования естествознания. Создание системы научных инструментов и измерительных приборов при становлении экспериментальной науки. Ученые-экспериментаторы и изобретатели: Г. Галилей, Р. Гук, Э. Торричелли, X. Гюйгенс. Р. Декарт. И. Ньютон Организационное оформление науки Нового времени. Университеты и академии как сообщества ученых-экспериментаторов: академии в Италии, Лондонское Королевское общество (1660), Парижская Академия наук (1666), Санкт-Петербургская академия наук (1724). Экспериментальные исследования и разработка физико-математических основ механики жидкостей и газов. Формирование гидростатики как раздела гидромеханики. 3.6. Этап формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII – первая половина XIX вв.) Промышленная революция конца XVIII – середины XIX вв. Создание универсального теплового двигателя (Дж. Уатт, 1784) и становление машинного производства. Возникновение в конце XVIII в. технологии как дисциплины, систематизирующей знания о производственных процессах. Появление технической литературы. Становление технического и инженерного образования. Учреждение средних технических школ в России: Школа математических и навигационных наук. Артиллерийская и Инженерная школы (1701); Морская академия (1715); Горное училище (1773). Школа Каменного приказа (1776), Московское дворцовое архитектурное училище (начало XIX в.). Военно-инженерные школы Франции. Первые высшие технические учебные учреждения России: Институт корпуса инженеров путей сообщения (1809), Главное инженерное училище инженерных войск (1819). Высшие технические школы как центры формирования технических наук. Установление взаимосвязей между естественными и техническими науками. Разработка прикладных направлений в механике. Создание научных основ теплотехники. Зарождение электротехники. Экспериментальные исследования и обобщение практического опыта в гидравлике. Аналитические работы по теории корабля: корабельная архитектура в составе строительной механики, теория движения корабля как абсолютно твердого тела. Создание научных основ теплотехники. Развитие учения о теплоте в XVIII в. Вклад российских ученых М.В. Ломоносова и Г.В. Рихмана. Развитие теории теплопроводности. Определение механического эквивалента тепла (Дж. Джоуль, 1847). Закон сохранения энергии (Г. Гельмгольц, 1847).
Дисциплинарное оформление технических наук (вторая половина XIX – первая половина XX в.). Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникновение научно-технической периодики, создание научно-технических организаций и обществ, проведение съездов, конференций, выставок. Развитие высшего инженерного образования (конец XIX – начало XX вв.). Формирование классических технических наук: технические науки механического цикла, система теплотехнических дисциплин, система электротехнических дисциплин. Изобретение радио и создание теоретических основ радиотехники. Новые объемно-планировочные решения в архитектуре на основе конструктивных схем из металлоконструкций и железобетона. Пять принципов единства архитектуры и конструкции Ш. Ле Корбюзье. А.Н. Крылов – основатель школы отечественного кораблестроения. Опытовый бассейн в г. Санкт-Петербурге как исследовательская морская лаборатория. Разработка научных основ космонавтики. К.Э. Циолковский, Ф.А. Цандер, Ю.В. Кондратюк и др. (начало XX в.). Создание теоретических основ полета авиационных летательных аппаратов. Вклад Н.Е. Жуковского, С.А. Чаплыгина. Развитие экспериментальных аэродинамических исследований. Создание научных основ жидкостно-ракетных двигателей. Теория воздушно-реактивного двигателя Теория вертолета: И.И. Сикорский. Отечественные школы самолетостроения: Н.Н. Поликарпов, С.В. Ильюшин, А.Н. Туполев, С.А. Лавочкин, А.С. Яковлев, А.И. Микоян, П.О. Сухой и др. Становление технических наук электротехнического цикла. Открытия, эксперименты, исследования в физике (А. Вольта, А. Ампер, X. Эрстед, М. Фарадей, Г. Ом и др.) и изобретательская деятельность в электротехнике. Э.Х. Ленц: принцип обратимости электрических машин, закон выделения тепла в проводнике с током Ленца-Джоуля. Теоретическая разработка проблемы передачи энергии на расстояние. Создание теории переменного тока. Вклад М.О. Доливо-Добровольского в теорию трехфазного тока. Создание научных основ радиотехники. Возникновение радиоэлектроники. Становление научных основ радиолокации. Математизация технических наук. Физическое и математическое моделирование.
Масштабные научно-технические проекты (освоение атомной энергии, создание ракетно-космической техники). Развитие прикладной ядерной физики и реализация советского атомного проекта, становление атомной энергетики и атомной промышленности. Вклад И.В. Курчатова, А.П. Александрова, Н.А. Доллежаля, Ю.В. Харитона и др. Новые области научно-технических знаний. Развитие ядерного приборостроения и его научных основ. Создание искусственных материалов, становление теоретического и экспериментального материаловедения. Развитие полупроводниковой техники, микроэлектроники и средств обработки информации. Развитие теоретических принципов лазерной техники. Разработка проблем волоконной оптики. Научное обеспечение пилотируемых космических полетов (1960-1970 гг.). Вклад в решение научно-технических проблем освоения космического пространства С.П. Королева, М.В. Келдыша, Б.В. Раушенбаха и др. Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах. От теории автоматического регулирования к теории автоматического управления и кибернетике (Н. Винер, 1948). Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации (К. Шеннон). Смена поколений ЭВМ и новые методы исследования в технических науках. Решение прикладных задач на ЭВМ. Компьютеризация инженерной деятельности Развитие информационных технологий и автоматизация проектирования. Образование комплексных научно-технических дисциплин. Исследование и проектирование сложных «человеко-машинных» систем: эргономика и инженерная психология, техническая эстетика и дизайн. Экологизация техники и технических наук. Проблема оценки воздействия техники на окружающую среду. Инженерная экология.
Тема реферата выбирается аспирантом по согласованию с научным руководителем диссертации, утверждается профильной кафедрой, на базе которой выполняется диссертационное исследование, и кафедрой философии. При выборе темы реферата необходимо исходить из историографии проблематики выполняемого диссертационного исследования. Объем реферата – до 24 страниц (1 печатный лист) через 1,5 интервала в текстовом редакторе Word, шрифт – 14. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 20 мм. Нумерация текста – вверху страницы от центра. Структура реферата включает в себя: введение, основную часть, заключение, список литературы и других использованных источников. План реферата отражает его структуру, указывает подзаголовки разделов и номера страниц. Во Введении необходимо: обосновать актуальность выбранной темы, дать характеристику степени разработанности изучаемой проблемы и краткий анализ использованных источников и литературы, определить цели и задачи работы. Основная часть может состоять: из разделов (трех-пяти разделов), в которых излагается основное содержание работы: последовательно, логично, полно раскрывая цель и задачи реферата. В Заключении следует отразить основные выводы по результатам изучения темы реферата, дать рекомендации по его теоретическому и практическому применению. Список литературы и других использованных источников составляется в алфавитном порядке. Обязательным требованием является использование современной литературы (изданной за последние 5 лет). В случае использования материалов Интернет-ресурсов необходим их критический анализ. По желанию аспиранта реферат может сопровождаться Приложением, включающим в себя таблицы, графики и др. Приложение помещают в конце реферата, после списка литературы. Если приложений несколько, то каждое из них нумеруется, начинается с новой страницы и содержит в правом верхнем углу соответствующее обозначение: приложение 1, приложение 2 и т.д. Текст реферата излагается от третьего лица. Сноски к тексту рекомендуется делать внизу страницы. Сноски и список использованных источников должны быть составлены в соответствии с ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТом 7.81-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления». Проверку подготовленного аспирантом реферата проводит научный руководитель диссертации, который осуществляет его первичную экспертизу, а также специалист по истории отрасли науки (техники), который предоставляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе «зачтено – не зачтено». При наличии оценки «зачтено» аспирант допускается к сдаче кандидатского экзамена. Реферат должен быть сдан аспирантом с рецензией специалиста по истории науки (техники) за месяц до кандидатского экзамена. На экзамене, по усмотрению экзаменационной комиссии, экзаменуемому могут быть заданы вопросы по теме реферата по истории науки (техники). ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ НАУКИ для соискателей ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение
8. Основные направления развития современных библиотек как социально-культурных и информационных центров. 9. Общедоступная библиотека в системе местного самоуправления: со временное состояние, проблемы, тенденции развития.
13. Теория и практика библиотечного дела за рубежом (сравнительный анализ). 14. Библиотекарь и пользователь в системе библиотечного обслуживания: пути сотрудничества и взаимосвязи. 15. Профессиональные и педагогические основы подготовки «библиотекаря, библиографа, педагога». 16. Библиотечный менеджер как специалист новой формации, отвечающий современным требованиям к управленческой деятельности. 17. «Аспектный» и «объектный» способы внутренней структуризации библиографоведения. 18. Основные библиографические концепции: их сравнительная характеристика.
31. Когнитографическое направление исследований в области библиографоведения. 32. Культурологическое направление исследований в области библиографоведения. 33. Основные концепции библиографии в современном отечественном библиографоведении. 34. Понятие «библиографическая информация» как основа разработки теоретических представлений о библиографии. 35. История возникновения и развития специальности 05.25.03 – Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. 36. Вклад в библиотековедение, библиографоведение и книговедение одного из крупных ученых в этих трех сферах (Н.А. Рубакин, Д.А. Балик, К.Н. Дерунов и др.). 37. Эволюция представлений о месте комплекса «библиотековедение, библиографоведение и книговедение» в системе наук. 38. История развития теоретических представлений о понятии «электронная библиотека». УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ Раздел 1. Общие проблемы философии науки Основная литература
Дополнительная литература
Электронные источники информации Библиотека «История и философия науки». – Режим доступа: http://www.mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181392739-biblioteka-istoriya-i-filosofiya-nauki-600-knig.html http://www.ph4s.ru/book_gum_phylos.html Раздел 2. Философские проблемы техники Основная литература
Дополнительная литература
Раздел 3. История науки (техники) Основная литература Смотрите также: Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине для аспирантов, обучающихся по научной специальности
457.05kb.
2 стр.
Методические указания для аспирантов и соискателей по подготовке к кандидатскому экзамену по английскому языку
377.98kb.
3 стр.
Программа кандидатского экзамена для аспирантов и соискателей по специальности 25. 00. 01 Общая и региональная геология Мурманск
115.18kb.
1 стр.
Программа-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык»
188.47kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 11
493.33kb.
3 стр.
Программа для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по научной специальности 08. 00. 10 финансы, денежное обращение и кредит. М.: Му имени С. Ю. Витте, 2012. 56 с
1019.11kb.
4 стр.
Программа кандидатского экзамена по научной специальности 05. 16. 01 «Металловедение и термическая обработка металлов и сплавов»
94.51kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена по специальности 12. 00. 08 Уголовное право и криминология
625.09kb.
6 стр.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00. 05 – «Экономика и управление народным хозяйством»
364.74kb.
1 стр.
Программа кандидатского экзамена составлена на основании паспорта научной специальности 05. 23. 21 «Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности»
158.19kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки»
300.19kb.
1 стр.
Программа минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки» 763.81kb.
4 стр.
|