Главная
страница 1
Спиридонова Инна Алексеевна

МОУ ДОД "Детская школа искусств им.А.В.Кузакова", г.Киренск, Иркутская область

Методический комплекс для преподавателей ДХШ и ДШИ (художественных отделений) по дисциплине: «Беседы по истории искусств». Методические рекомендации по организации и проведению занятий по теме «Путешествие по Иркутской губернии. Архитектура
17-19вв.»

В данном методическом комплексе представлены рекомендации к проведению занятий «Беседы по истории искусств» в ДХШ и ДШИ (художественных отделений).

Материал для знакомства с некоторыми населенными пунктами Иркутской области, своеобразием этих исторических центров. Особый облик каждого из них, сформированный историей и характером деятельности жителей. Географическое расположение города, архитектура старинных соборов. Храмы памятники построенные и освященные в честь того или иного события.

План урока по теме «Соборы Иркутска». В содержании урока перечислены цели и задачи, которые знакомят учащихся с историей создания соборов Иркутска; дают представление об особенностях архитектуры древних соборов; показывают духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим; развивают навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами; осуществляют межпредметные связи (живопись, музыка, литература, история).

Методика организации внешкольной экскурсии заключает в себе правила проведения экскурсии, которые помогут преподавателю в выездных мероприятий по историко - архитектурным местам Иркутска.

Словарь архитектурных терминов для полного и подробного раскрытия темы.


Путешествие по Иркутской губернии. Иркутск, Бельск, Урик, Тельма, Киренск, Верхоленск.

Мы получили в наследие от наших предков большое число замечательных памятников. Многие из них являются реликвиями народа, свидетельством огромного вклада в сокровищницу мировой культуры.

Очень важно для преподавателя затронуть тему древних соборов родного края. Большинство храмов с течением времени сопровождались схожими событиями: пожарами, наводнениями, многие соборы, особенно деревянные, были утрачены. Практически все церкви пережили страшное время гонений, когда их безжалостно сносили и перестраивали, многим церквям до настоящего времени не удалось вернуть былую стать и величие. Но все же у каждого храма своя неповторимая история, рассмотрим три церкви – три старейших памятника архитектуры Иркутска: Спасскую, Крестовоздвиженскую церкви и собор Богоявления. Можно увидеть, что многие события, происходившие с храмами, удивительно похожи друг на друга, но все же церкви совсем разные у каждой свой неповторимый архитектурный облик, своя история.

Целью преподавателя является ознакомление учащихся с историей создания соборов; дать представление об особенностях архитектуры древних соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим.

Спасская церковь — старейшее здание Иркутска, оно было заложено в 1706 году. Это единственное строение Иркутского острога, сохранившееся до наших дней, и уникальный памятник архитектуры. Храм не раз чудом оставался цел во время землетрясений, пожаров и наводнений.

В 1706 в южной стене острога, воеводой А.С. Синявиным с участием граждан города, заложили каменную Спасскую церковь. Строителем церкви был мастер Моисей Иванович Долгих, московский каменщик, работавший до приезда в Иркутск на строительстве тобольского Софийского собора в г. Верхотурье. Первоначально это была небольшая, в два этажа, бесстолпная церковь с более низкой трапезной. На месте существующей сейчас колокольни находилась паперть с гульбищем, которая огибала церковь с южной и северной сторон. Колокола висели на деревянной острожной Сергиевской проезжей башне, расположенной с восточной стороны. В 1758 -1762 с западной стороны к церкви пристроили крупную ярусную колокольню.

До 1739 года Спасская церковь именовалась соборной, затем ее причислили к приходским храмам и выделили приход в 200 дворов, к концу 19 века приход сократился до 68 дворов.

С 1925 года церковное здание состояло на учете сектора науки Наркомпроса. В 1931 церковь закрыли. В течении 30 лет в здании размещались различные организации, последними из них были ремонтные мастерские. В 1948 году Спасская церковь объявлена памятником архитектуры и принята под государственную охрану. В 1968-1981 проведена реставрация по проекту Г.Г. Оранской. С 1983 года в церкви располагается выставочный зал краеведческого музея - почти четверть века. И вот 1 ноября этого года было решено передать храм иркутской епархии для реставрации и возрождения церковной жизни. Настоятелем назначили священника Александра. И вновь над центром Иркутска зазвучали церковные колокола.

Одноглавый бесстолпный храм типичен по форме построения для Руси последней четверти 17 века. Главный объем – высокий двух этажный с тремя рядами окон четверик, перекрытый сомкнутым сводом и завершенный небольшой главой. В одну ширину с храмом устроены более низкие трапезная и алтарь. Более поздний объем массивной ярусной колокольни построен в стиле барокко и отличается от храма масштабностью, пропорциями и фасадным декором.

Фасады храмового объема выполнены в древнерусских традициях. Основное внимание уделено наличникам со скульптурной пластикой рельефа. Углы четверика подчеркнуты широкими лопатками, верх стен украшен кокошниками. Междуэтажный пояс и подкарнизные тяги подчеркнуты бегунцом. В фасадах колокольни применены заглубленные панно, характерные для сибирского барокко, многоступенчатые наличники, рустованные лопатки. Восточная верхняя стена в начале 19 века была украшена живописью, включившей три многофигурные композиции. Их сюжеты были навеяны историей Иркутска.

Самая замечательная особенность Спасской церкви в Иркутске — ее фрески. Изначально написанные темперой в начале 19 века, а впоследствии переписанные маслом, они располагаются на южном и восточном фасадах. В то время как на первом написаны лики Св. Митрофана Воронежского, Св. Николая, Чудотворного Образа Спасителя (южный фасад апсиды), восточная стена над апсидой разделена на три большие сцены: Крестный Ход водосвятия (часто интерпретируемый как крещение бурят), Крещение Христа (в центре), и Канонизация св. чудотворца Иннокентия Кульчитского, первого епископа Иркутска.

Церковь органично вписывается в современную окружающую среду. Место для строительства церкви выбрано не случайно, даже сейчас проезжая мимо выделяешь ее высоту и стройность.

Рядом со Спасской церковью находится не менее богатый по своей истории и архитектуре Собор Богоявления. Совершенно разные по своему внешнему облику, обе церкви имеют огромное

историческое и архитектурное значение для православной жизни Иркутска.

Иркутский Богоявленский собор со времени своего основания в 1693 г. играл важную роль в духовной жизни города. Построенный в самом сердце города - он на протяжении 18-19 веков был главным храмом местной епархии. В его стенах отмечались все наиболее важные церковные и исторические события нашего края. Первоначально здание было деревянным, но 3 августа 1716 года оно сгорело. Восстанавливать собор решили из кирпича. Руководителем (уставщиком) артели каменщиков, в соборе Богоявления был мастер каменного дела Василий ГАРЯЕВ. Прямым предшественником Иркутского Богоявленского собора считают Троицкий собор (1703 г.) в г. Верхотурье Тюменской области. Об этом свидетельствуют его внешний вид, характер конструктивных приемов, масштабных и ритмических взаимоотношений, элементы (пятиглавное завершение восьмерика, шатровая колокольня, обрамление оконных проемов) памятника. В архитектуре иркутского Богоявленского собора явно прочитываются два начала - русское традиционное и новое, барочное. Архитектор выбрал схему, типичную для простых посадских церквей середины 17 века: по продольной оси ставилась колокольня, трапезная и собственно храм с апсидой. Главный вход в храм устроен через колокольню. А колокольня имеет традиционное в древнерусском зодчестве шатровое завершение. Изящный, высокий шатер придавал Богоявленскому собору величие и удивительно хорошо сочетался с образом основного объема, как свеча, устремленного вверх. Пять небольших куполов воспринимались как движущиеся языки пламени, придавая динамичность всему ансамблю храма. Пятиглавие Богоявленского собора в начале XIX века было разобрано и заменено куполом с одной главой, отчего целостность и органичная соразмерность между главами и несущим объемом нарушилась, обеднив общую композицию здания.

В 60-е годы 18 в., к трехпрестольному собору были пристроены еще три придела: с южной стороны - во имя Казанской Божией Матери, с северной - во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых. Эти достройки и перестройки значительно изменили первоначальный облик собора. "Когда-то стройный, устремленный вверх, он раздался вширь и словно осел в землю, - пишет Н.М. Полунина. - Еще большую массивность Богоявленскому собору придала построенная в начале XIX века новая колокольня под «большой колокол».

Время, постепенно старившее храм, стихийные бедствия, посещавшие Иркутск, отражались на состоянии памятника. Особенно значительно Богоявленский собор пострадал во время сильнейшего землетрясения 30-31 декабря 1861 г.: были повреждены практически все своды, на них появились трещины, во многих местах над окнами и дверьми лопнули арки, из окон фонарика холодного храма выпали рамы, сдвинулись с места две колонны в Петропавловском иконостасе. Собор пришлось ремонтировать. В 1868-1891 гг. были исправлены все нарушения здания от землетрясения, а стену, делившую трапезную и Петропавловский придел, разобрали и заменили двумя арками, в результате чего образовалось пространное помещение. В это же время заменили два иконостаса: в главном храме и в Казанском приделе.

За три века своего существования Богоявленский храм просветил светом Христовой Веры тысячи людей: многие здесь приняли таинство святого крещения, молодые супруги перед лицом Бога подтверждали данное друг другу слово, отсюда многие иркутяне провожали своих сородичей и близких в жизнь вечную. Каждый день здесь молились десятки, иногда сотни иркутян.

После революции комиссия по охране памятников разрешила использовать собор для размещения хлебозавода. Это было очень тяжелое время для памятника архитектуры. Приспосабливая здание к промышленным нуждам, администрация хлебозавода многое перестроила здесь. В храме установили печи, в которых выпекались кондитерские изделия. Одно время в четверике, разделенном на несколько этажей, было общежитие.

В 1960 г. Богоявленский собор был поставлен на учет и охрану как памятник республиканского значения. В 1968 г. хлебозавод был выселен из здания, что дало возможность начать восстановление храма. Реставрация велась 18 лет. Тысячи специально приготовленных кирпичей, каждый из которых был положен мастером в предназначенное место и помог воссоздать архитектурную красоту здания, на внешние стены нанесен орнамент в соответствии со старинными росписями, возвращены розетки - выполненные иркутскими мастерами, крыша перекрыта медными листами.

Именно так выглядит собор в наше время. Сравнивая его со Спасской церковью можно обнаружить много общего. Это место расположения, оба храма стоят на высоком берегу реки Ангары и видны со всех сторон. Схожие в некоторых аспектах истории, у каждой известен автор и предшествующие церкви. Обе церкви пережили наводнения, землетрясения и пожары. Богоявленский собор отреставрирован, а Спасская церковь еще требует реставрации.

По своему внешнему облику они совершенно разные. Богоявленский собор пышный, нарядный, яркий, выкрашенный в красный и белый цвета. Спасская церковь по архитектуре более строгая, выдержанная, изящный светлый силуэт. Богоявленский собор по своему внешнему виду больше похож на еще одну Иркутскую церковь, такую же красно-белую, нарядную и стоящую на Крестовой горе. Крестовоздвиженская церковь имеет богатую внешнюю и внутреннюю отделку, так же она интересна по своей истории.

Каменную церковь, вместо древней деревянной на Крестовой горе, заложили на средства иркутского посадского И.Ф. Амосова. В мае 1747 года началось возведение нового храма, законченное к зиме 1760. В 1779 на пожертвование купцов была пристроена теплая церковь с главкой, повторяющей форму завершения боковых приделов, но совершенно лишенная декоративной обработки. В декоре стены нового теплого храма заметно стремление выдержать в какой-то мере характер обработки основного объема.

В конце 19 века после пожара 1897 года перестроили завершение колокольни. Удачно найденные пропорции и форма венчания придали зданию большую выразительность. Каменную ограду с 39 коваными решетками построили в 1852 году. С северной стороны она достигала 62 сажени, с западной-41 сажень.

В первые годы советской власти признается уникальная ценность Крестовоздвиженской церкви, и она становится на учет как памятник архитектуры высшей категории. Но уже в 1933 постановлением ВСКИК было решено закрыть Крестовоздвиженскую церковь, а в здании устроить антирелигиозный музей. В 1943 здание возвращено верующим, и 19 июля того же года освящен главный Крестовоздвиженский престол. С 1948 церковь охраняется государством, а в 1960 она с окружающими ее строениями (ограда с воротами, богадельня, два жилых дома) объявлена памятником федерального значения. С 1986 по 1995 проводились реставрационные работы: снята поздняя обмазка, восстановлена красно-белая окраска.

Удачное расположение храма на возвышенности у пересечения главных улиц города обеспечивает цельное восприятие памятника среди старинной деревянной застройки. Даже сейчас церковь остается одной из главных доминант города. Легко себе представить восприятие ее двести лет назад: одно-двухэтажные домики поднимались от берега Ангары и логически завершались вертикалью ярусного храма, словно выросшего из низкой застройки Учет градостроительной ситуации определил многоплановую композицию с выразительными силуэтами венчаний. В объемной композиции чрезвычайно активны два придела, объединенные широкой трапезной. Двухсветный четверик холодного храма завершается тремя контрастно убывающими восьмериками. Фигурный купол храма и грушевидные венчания восьмериков над приделами имеют очень сложный и пластичный абрис. В общей композиции усматривается сходство с храмом-ступой в индийском зодчестве. С западной стороны композицию замыкает вертикаль ярусной колокольни.

Свою известность Крестовоздвиженская церковь получила все же не из-за объемно-планировочного решения, а благодаря уникальной пластике фасадов. Богатая орнаментация заполняет все поле внешних стен, почти не оставляя свободных плоскостей. Сложнейшие узоры созданы комбинацией простых геометрических фигур, обогащенных тонким плетением растительного орнамента. Характер орнаментации и пластическая трактовка стены вызывают ассоциации с восточными странами. Рисунок отдельных деталей декора позволяет предположить влияние прикладного искусства местных народностей и в связи с этим возможное скрытое внехристианское значение орнамента.

Исчезает обычное представление о кирпичной кладке, и стена имитирует сплошной монолит, искусно обработанный резцом мастера, отдельно напоминая в этом отношении приемы обработки восточных храмов.

Органичная, стройная композиция Крестовоздвиженской церкви нарушалась в известной степени первоначальной формой завершения колокольни. В 1828 году покрытие колокольни было разрушено молнией. Восстановленное в этом же году новое покрытие в виде своеобразного шатра с луковичной главкой лучше гармонировало с характером всей композицией храма.

Несмотря на последующие переделки и пристройки, Крестовоздвиженская церковь сохранила свой первоначальный облик и является редким примером культового зодчества, в котором так органично, в совершенно оригинальной форме нашли отражение черты и приемы соседней культуры Востока, с исключительным искусством и тактом преломленной в формах русского народного зодчества.

Орнаментальные мотивы, использованные в таком изобилии в обработке стен Крестовоздвиженской церкви, встречаются и в остальных храмах Иркутска этого периода. Однако во всех случаях орнаментальный декор применяется сравнительно скупо, уступая место обычным барочным формам.

Православная архитектура Иркутска одна из немногих в Сибири, имеющая свое неповторимое, не похожее на остальные города многообразие. Кроме церквей, представленных выше, в Иркутске сохранились совершенно разные по своей архитектуре и истории храмы. Как не похожа церковь во имя Казанской Божьей Матери на Знаменскую церковь. Два совершенно разных памятника архитектуры, у каждого своя история, свой православный образ, своеобразная архитектура.

Бельск, Урик, Тельма, Верхоленск, Киренск и другие города Иркутской губернии. Они похожи и не похожи между собой.

Знакомство с конкретным образом и своеобразием этих исторических центров. Особый облик каждого из них, сформированный историей и характером деятельности жителей. Географическое расположение города, архитектура старинных соборов. Храмы памятники построенные в честь того или иного события.

Село Урик (Иркутский район), 18 километров от областного центра. Старейшее село Иркутской области - Урик - отмечает 330-летие со дня основания. В Урике жили на поселении декабристы. Спасская церковь, которую они посещали, сохранилась до наших дней. Название села Урик происходит от бурятского "уураг", что значит молоко.

В центре деревни на возвышении стоит Спасская церковь - памятник архитектуры 18-го века.

Уриковская слобода образовалась в 18 верстах от Иркутского острога в 1673 году и стала довольно быстро расти: к 1685 насчитывалось 32 крестьянских двора. Церковь построили двухпрестольную, нижний теплый ее придел освятили 26 октября 1779 во имя св. великомученика Дмитрия, главный храм был посвящен Спасу Нерукотворному Образу (в 1796 году).

Уриковская Спасская церковь очень близка по своему облику иркутской Харлампиевской церкви, построенной тогда же. При сравнении этих построек напрашивается вывод, что строил их один мастер – на сколько схожа их объемно-пространственная композиция и близки мотивы декоративного убранства. Однако нижний ярус Спасской церкви имеет иные стилистические признаки, что позволяет предположить участие другого мастера в начальный период строительства.

Церковь стоит в центре села и хорошо просматривается с дальних расстояний благодаря равнинному характеру местности и выразительному силуэту здания. Объемно-пространственная композиция характерна для барокко – крупный четверик трехсветного храма, завершенный малым восьмериком, соединяется через трапезную с ярусной колокольней, увенчанной стройным шпилем. Своеобразно изогнутая форма восьмигранного купола храма, установленная на восьмигранном трибуне. Двухэтажная апсида увенчана небольшой главой и имеет необычную фору плана – пятигранную, с примыканием граней к храму под тупым углом.

Архитектурная пластика фасадов на первом и втором этажах различна. В декоре первого этажа используются традиционные приемы и формы древнерусского зодчества. Узкими полуколонками с перехватом обрамлены перспективные арочные проемы дверей и окон. Северный фасад не имеет окон. Углы акцентированы широкими лопатками с валиками и полочками. Портал главного входа (на западном фасаде) на втором этаже выполнен в том же стилистическом ключе – это перспективное многоступенчатое обрамление, украшенное зубчиками.

Фасадный декор второго этажа иной. Он характерен для построек позднего барокко. Оконные проемы расположенные симметрично на южном и северном фасадах, имеют лучковое завершение и плоские криволинейные наличники. Над окнами первого и второго света по фасадам летнего храма, а так же над окнами колокольни – плоские декоративные элементы, повторяющие форму наличников.

Все помещения первого этажа перекрыты цилиндрическими сводами. На втором этаже холодный Спасский придел в два света перекрыт восьмилотковым сводом со световым фонарем. На западной стене внутри храма, на уровне второго света, имеются три ниши – хоры. Стены в Спасском приделе расписаны. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом, апсида и колокольня – сомкнутым. В толще стены колокольни проходит лестница.

Спасская церковь была закрыта в 1930-е годы, и в ней разместился склад. Здание сохранилось до наших дней с небольшими утратами.

Бельский острог (Черемховский район) был поставлен в 1691году. Вероятно, в конце 17 века была сооружена первая деревянная церковь. В 1786 церковь сгорела, и вместо нее строится новая каменная.

Сретенская церковь – одна из самых старых каменных сельских храмов в Иркутской области. Она стоит на возвышенном месте и является композиционным центром селения.

В архитектуре прослеживаются характерные стилистические черты, свойственные сибирскому барокко. Вместе с тем ее пространственная композиция довольно своеобразна и, не имея аналогов в прошлом, не нашла повторения в последующих постройках. Это одноэтажное, приземистое прямоугольное здание, вобравшее в себя два придела, единственная известная каменная церковь, в которой нет объема трапезной. С западной стороны к храму примыкает притвор с ярусной колокольней над ним. С восточной стороны – низкая апсида с необычной формой плана: в виде прямоугольника со скругленными углами. Только во втором ярусе церкви ясно обособляются объемы храма и колокольни. Широкий двухъярусный восьмерик храма завершается восьмилотковым куполом с крупной главой. Колокольня завершена похожим, но более пологим восьмигранным куполом под крупным шпилем.

Бельская Сретенская церковь – одна из немногих построек барокко, отличающихся скромным декоративным убранством. Ее гладкие стены украшены лишь уступчатыми филенками с остроконечными завершениями над оконными проемами.

К сожалению в поселке Тельма (Усольский район) в отличии от, например, Черемховского района осталась цела всего лишь одна церковь, но при этом другой похожей на нее нет. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

9 июня 1814 года в поселке при Тельминской фабрике была заложена каменная церковь. Строил ее Иоаким Иванович Шорин, из числа ссыльных мастеровых. Иконы были выписаны из Москвы. Освятили церковь 20 августа 1816 года во имя Казанской иконы Божией Матери. В верхнем ярусе колокольни ссыльным мастером Климовым были устроены часы с музыкальным механизмом, обращенные циферблатом на север.

Первоначально церковь была холодной, т.е. рассчитана только на летнее богослужение. В 1843 ниже пола установили две кирпичные печи и провели калориферное отопление, позволившее вести службы круглый год. Тогда же построили прямоугольный притвор. В 1884-1885 годах церковь обнесли оградой с каменными трубами и ажурными железными решетками.

Казанская церковь – выдающееся произведение классицизма на Сибирской земле. Храм выделяется из круга провинциальных построек Восточной Сибири столичным уровнем архитектуры. Основа композиции – крупная двухъярусная ротонда храма под полусферой купола и стройная четырехъярусная круглая колокольня. Колоннада, огибающая храм с южной и северной сторон, свей пластичностью, усиливает пространственную выразительность постройки. Во втором ярусе кратонде храма примыкают четыре круглые башенки с крестами.

Целостному восприятию сложной композиции здания способствует трактовка всех фасадов в строго классическом стиле. Каждый ярус завершается фризом, украшенным лепными гирляндами, и карнизом, который поддерживают кронштейны. Гладкие стены расчленены в первом ярусе полуколонками ионического ордера и во втором – сдвоенными пилястрами; в простенках расположены круглые медальоны с мальтийскими крестами.

Интерьер церкви, так же выполненный в стиле сложившегося зрелого классицизма, сохранился без изменений. Утрачен только музыкальный инструмент, который ранее располагался в колокольне и сообщался с хорами храма, где стояли два гипсовых архангела с трубами.

Богослужения в Казанской церкви приостановились в конце 1930-х годов, а 26 мая 1945 храм был возвращен верующим и с тех пор используется по своему назначению.

В селе Верхоленск (Качугский район) ранее существовало несколько храмов, из-за неудачного места была разрушена замечательная церковь Воскресения Христова, позже она была перенесена в более высокое место. Сохранилась в плачевном состоянии церковь Богоявления господня.

Действующим храмом является Собор Воскресения Христова.

В начале двадцатого века древние деревянные церкви Верхоленска пришли в ветхость. Построенные еще в восемнадцатом столетии, они уже не могли вместить всех прихожан, число которых к этому времени превысило 4500 человек. По этому построили новый каменный собор, Освященный 21 января 1907 года.

Собор имел три придела: главный в честь Воскресениея Христова, правый в честь Казанской иконы Божией Матери и левый во имя Святителей Николая, и Тихона Задонского и Григория Богослова. Несмотря на освящение собора 1907 году, он остался недостроенным из-за недостатка средств. Вместо колокольни, которая должна была возвышаться над папертью, временно установили небольшую главку. В таком виде памятник сохранился до наших дней.

Вознесенский собор попал в число немногих храмов, которые были возвращены в послевоенные годы верующим по их ходатайству. Службы в нем были возобновлены 28 августа 1945 года, но продолжались не долго, т.к. в 1961 году здание вновь перешло в распоряжение райисполкома и было переделано под клуб. Сейчас собор вновь возвращен верующим, ведутся реставрационные работы.

Расположен собор в самом центре села и возвышается над одноэтажной постройкой. Это характерное для начала двадцатого века культовое сооружение, навеянное зодчеством 17-го века. Довольно сложное объемно- пространственная композиция с приделами и их апсидами, жертвенником, дьяконником, а так же отсутствие традиционной ярусной колокольни, вместо которой над папертью установлена маленькая главка, создают нестандартный облик городского собора. Высокий четверик храма завершен декоративным пятиглавием. Боковые выступы приделов по отношению к нему значительно понижены. Убранство фасадов стилизовано под кирпичное узорочье 17-го века, но укрупнено и схематично: ширинки, полуколонки на углах, наличники с килевидным завершением и другое.

Собор по своей архитектуре очень близок иркутской Александринской и тулунской Покровской церквам, построенным по проектам гражданского инженера А.С. Покровского. Почти полная идентичность планировочной структуры, сходство объемной композиции и стилистическое единство в оформлении фасадов построек, в которых ощущается четкая вкусовая ориентация конкретного мастера, позволяют предположить, что автором проекта Воскресенского Собора так же был епархиальный архитектор А.С. Покровский.

В приход собора были приписаны 13 часовен: в г. Верхоленске – в честь св. Константина и Елены, Александра Невского, Николая и Иннокентия, Георгия Победоносца, Воскресения; в д. Шишкиной - Сошествие Святого Духа; в д. Куртуханской – Николая Чудотворца и Ильи Пророка; в д. Толмачевой – Владимира и Покрова Пресвятой Богородицы; в д. Челпановой в честь двенадцати Апостолов; вместе, называемом «Старый острог», - Константина и Елены; в д. Пуляевской – Иннокентия.

Самой старой из представленных церквей является Киренская Церковь Спаса нерукотворного Образа.

Город Киренск весьма своеобразен — здесь все дышит историей, он покоряет своей провинциальностью, улицы — зеленью, люди — простотой отношений и радушием.

В городе Киренске когда-то было много интересных храмов, монастырей, церквей. Практически все они утрачены с прошествием времени. Один из самых интересных монастырей Свято-Троицкий, при нем церковь Пресвятой Троицы. Он был основан в 1663 году.

Киренский острог, первоначально носивший название Никольского погоста, был основан в 1631 году. Внутри острога в 1656 году была построена деревянная Спасская церковь. Колокольня ее стояла отдельно на левом углу острожной стены. Вместо этой церкви в следующем веке была построена другая – деревянная трехпридельная (Спаса Нерукотворного Образа, Казанской иконы Божией Матери и Николая чудотворца). Указ об освящении был издан 3 ноября 1749 года. Строили ее плотники Иван Фирсов и Иван Занин. В 1775 году Киренский острог, с переездом сюда воеводской канцелярии, превращается в уездный город Усть-Киренск, вскоре получивший свой герб.

В связи с изменением статуса Киренска потребовалась и более крупная церковь. В 1805 года 26 мая по благословлению иркутского епископа Вениамина была заложена новая каменная церковь. Строилась она на средства прихожан. В 1811 сгорела старая деревянная Спасская церковь, и строительство новой ускорили. В1812 году был освящен главный холодный придел во имя Спаса нерукотворного Образа, а 10 августа 1815 года иркутский епископ Михаил освятил левый придел в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

В дальнейшем церковное здание оказалось под покровительство семьи купцов Марковых. Они в течение 19-го века ремонтировали церковь на свои средства: покрыли ее железом, надстроили колокольню, поставили иконостасы в оба придела. В1889 году на средства, завещанные якутским купцом Н. Марковым, с правой стороны был пристроен каменный придел и освящен 8 ноября 1892 в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского.

В 1935 году 10 марта церковь закрыли и расположили в ней кинотеатр «Прогресс». В 1991 году здание было возвращено общине верующих.

При перестройке церкви в кинотеатр план здания был в основном сохранен, но венчающие части утрачены. В основе первоначальной объемно-пространственной композиции – две массивные вертикали: храм с массивным восьмериком на четверике, завершенный восьмигранным куполом, и колокольня с двухъярусным восьмериком на четверике. Сейчас все объемы, кроме центральной апсиды, подведены под общую двускатную кровлю. Декор фасадов классицистический. Арочные оконные и дверные проемы заглублены в ниши, которые обрамлены наличниками в виде плоских рустованных пилястр с профилированным архивольтом и горизонтальным сандриком на подвышении. Церковь находится в центре островной части на самой высокой точке города.
План урока.

Предмет: «Беседы по истории искусств»

Тема: «Соборы Иркутска».

Цели и задачи: познакомить учащихся с историей создания соборов Иркутска; дать представление об особенностях архитектуры древних соборов; показать духовные и нравственные ценности памятников искусства для установления связи прошлого с настоящим и грядущим; развивать навыки конструирования из бумаги, работы с графическими материалами; осуществлять межпредметные связи (живопись, музыка, литература, история).

Оборудование: для учителя - методические таблицы, репродукции; для учащихся - бумага, карандаш, ножницы, клей ПВА, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: гравюры Лебединского, фотографии Иркутских церквей.

Литературный ряд :Отрывки из стихотворений и прозы Н.К Рериха, А.С. Пушкина, М. Просянникова.

Музыкальный ряд: запись инструментальных народных мелодий.

Ход урока

Помни о Красоте, не изгоняй её облика из жизни,

зови действенно и других к этой трапезе радости;

зови на мирное, необъятное поле труда и созидания.

Н. К.Рерих

1. Организационный момент.

Знают взрослые и дети Славятся они церквами,

Много разного на свете Расписными теремами,

Но пока идут года, В них звонят колокола

Строят люди города. И сверкают купола.
2. Беседа по теме урока.

Учитель: Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы понимали и ценили красоту, бережно

хранили память о прошлом, любили свою историю и Родину и чувствами эти передали

своим будущим детям и внукам.

Два чувства давно близки нам -

В них обретает сердце пищу-

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва.

А.С. Пушкин



Учитель: Первые храмы на Руси стали строить с принятием христианства. Внешний вид православного храма напоминал богатыря, стоявшего на страже:

прочные стены, небольшие щелевидные оконца, напоминавшие бойницы, шлемовидный

купол.

Церкви имели в Древней Руси не только культовое, но и большое общественное значение. Церковные здания возводились на дерева, камня и кирпича. Кубическая форма



церковного здания сложилась в русской архитектуре ещё на самом ранней стадии её развития в 10-11 веках. Над этими сооружениями работали мастера зодчие.

Что же представляют собой древнерусские храмы? Каждый из них имеет простую форму, близкую к кубу. Завершением служат купольные главы. Число их может быть различно: одна глава - в чести Иисуса Христа, три главы-в честь Святой Троицы, пять- в честь Иисуса Христа и четырех евангелистов, а семь – число церковных таинств.



Храм – здание, в котором происходят религиозные обряды. В каждой стране храм имеет свое наименование: в России, в Западной Европе – церковь, костел, кирха, в Средней Азии – мечеть. Храм – это модель Вселенной, ориентированная по сторонам света.

Храмовое зодчество любой страны имеет национальную специфику, и его шедевры вошли в сокровищницу мировой культуры.



Собор – крупный храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана.

Колокольня – сооружение для подвески колоколов, стоящее отдельно от храма или являющееся его частью. Колокольни часто имели значение дозорных башен, а также высотных композиционных центров в ансамблях кремлей, монастырей и т.д.

Храм – памятник величия и печали. Древние камни, накладные рельефные украшения, проросшая травой земля, сам воздух окрестности, все окружающее пространство насыщены гармонией природы и творения рук человеческих, духом истории.

Взметнув старинные кресты

Над куполами, словно руки,

Она взирает с высоты

На красоту, ровняя звуки.

Как будто бы по лону вод

Она и в праздники, и в будни

Прекрасным лебедем плывет

Навстречу восхищенным людям.

Худое слово с языка

Здесь не летит. Светлеют лица,

И тянется ко лбу рука,

Чтоб друг за друга помолится.



М.Просянников.

Все дышит миром и спокойствием, а своды храма по-прежнему полны жизни и чувства.


3.Рассказ об истории и архитектуре Богоявленского собора.

Соборы – святыни города, они воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являются архитектурным и смысловым центром города.

Иркутский Богоявленский собор со времени своего основания в 1693 г. играл важную роль в духовной жизни города. Построен в самом сердце города - он на протяжении 18-19 веков был главным храмом Иркутской епархии. В его стенах отмечались все наиболее важные церковные и исторические события нашего края. Первоначально здание было деревянным, но 3 августа 1716 года оно сгорело. Восстанавливать собор решили из кирпича. Строил его мастер каменного дела Василий ГАРЯЕВ. В архитектуре иркутского Богоявленского собора явно прочитываются два начала - традиционное русское и новое, барочное. Архитектор выбрал схему, типичную для простых посадских церквей середины 17 века: по продольной оси ставилась колокольня, трапезная и собственно храм с апсидой. Главный вход в храм устроен через колокольню. А колокольня имеет традиционное в древнерусском зодчестве шатровое завершение. Изящный, высокий шатер придавал Богоявленскому собору величие и удивительно хорошо сочетался с образом основного объема, как свеча, устремленного вверх. Пять небольших куполов придавали динамичность всему ансамблю храма. Пятиглавие Богоявленского собора в начале 19 века было разобрано и заменено куполом с одной главой, отчего целостность и органичная соразмерность между главами и несущим объемом нарушилась, обеднив общую композицию здания.

В 60-е годы 18 в., к трехпрестольному собору были пристроены еще три придела: с южной стороны - во имя Казанской Божией Матери, с северной - во имя Иоанна Предтечи и во имя Всех святых. Эти достройки и перестройки значительно изменили первоначальный облик собора.

Богоявленский собор пострадал во время сильнейшего землетрясения 30-31 декабря 1861 г. Собор пришлось ремонтировать.

После революции в соборе размещался хлебозавод. Приспосабливая здание к промышленным нуждам многое пристроили. В храме установили печи, в которых выпекались кондитерские изделия. Одно время в четверике, разделенном на несколько этажей, было общежитие, далее в здании располагался музей, позже в Богоявленском соборе находился зал духовного пения.

В 1960 г. Богоявленский собор был поставлен на учет и охрану как памятник республиканского значения. В 1968 г. хлебозавод был выселен из здания, что дало возможность начать восстановление храма. Реставрация велась 18 лет. Тысячи специально приготовленных кирпичей, каждый из которых был положен мастером в предназначенное место и помог воссоздать архитектурную красоту здания, на внешние стены нанесен орнамент в соответствии со старинными росписями, возвращены розетки выполненные иркутскими мастерами, крыша перекрыта медными листами.

За три века своего существования Богоявленский храм помог тысячам людей: многие здесь крестились, венчались. Каждый день здесь молились десятки, иногда сотни иркутян.



4. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: Конструирование древнерусской церкви и древнерусской колокольни.

Удивительно проста

Новых зданий красота.

Этажи растут до неба,

Это просто красота.

Много в городе домов,

Скверов, парков и садов.

Но прекрасней в мире нет

Света русских куполов!

Способы конструирования деталей макета древнерусской церкви:

а) четырехгранной призмы основания здания (для этого верхние части граней призмы режутся ножницами по силуэту намеченной кровли здания, или режутся силуэты кровли только двух противоположных граней, а части боковых граней складываются внутрь);

б) цилиндрического барабана церкви с прорезными силуэтами окон (пропорциональность соотношения высоты и ширены цилиндра с корпусом здания создает выразительность пластического образа, силуэты окон на барабане церкви режутся с наружи, а за тем складываются вовнутрь);

в) корпуса здания церкви с отрезанными верхними углами граней, сложенными вовнутрь;

г) главы церкви из конуса;

д) главы церкви из конуса, резанного у основания;

е) из полоски бумаги, которая вставлена внутрь барабана церкви.

Способы конструирования деталей макета древнерусской колокольни:

а) конструирование крыш сгибанием со скручиванием полосок бумаги;

б) соединение составных частей палат, сконструированных складыванием и скручиванием различным образом полосок бумаги. Основой пропорциональности частей постройки служит размер основания здания. Силуэт двухскатной крыши конструируется складыванием плотного места бумаги по центру скручиванием по бокам от него полуцилиндров с последующим приклеиванием верхнего заостренного гребня бочки. Затем гребни крыши украшаются вырезанием характерного силуэта. Для крепления края крыши складываются, а затем приклеиваются к другой полоске бумаги, сложенной и вырезанной в виде потолка постройки. Крепление можно осуществить и канцелярскими скрепками. Вся верхняя часть постройки кладется или приклеивается краями к основанию здания;

в) конусы колоколов крепятся к аркам колокольни тонкой плоской бумагой или ниткой.



5. Итог урока.

Экспресс-выставка работ.

Анализ и оценка.

Уборка рабочих мест.



Домашнее задание: познакомиться с историей образования родного города, подобрать иллюстрации и фото с каменной архитектурой 17-19 вв.

Применение пособия для проведения внешкольных занятий (Требования экскурсионной методики).

Методика предъявляет четкие требования ко всему экскурсионному процессу, его организации и содержанию. Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов.

Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т. п.). Методика требует логической последовательности в показе объектов (т. е. в их размещении на маршруте), выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др.). При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых объектов.

Например в городе Иркутске группой наблюдаемых объектов могут быть Общественные и жилые здания 18 в. Расположенные в районе набережной. Краеведческий музей, «Белый дом», на противоположном берегу реки Ангары хорошо просматривается здание Иркутского Железнодорожного вокзала.

Методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, экскурсоводу не следует говорить на протяжении всей экскурсии, в какой-то момент восприятие материала снижается, затем совсем прекращается. Методика исходит из того, что во время переездов или переходов между объектами, в минуты, свободные от показа и рассказа, ученики получают возможность подумать над услышанным, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное, закрепить материал в памяти. И это «свободное» время наполнено мыслительной деятельностью экскурсантов. Не в меньшей степени паузы необходимы учителю для кратковременного отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии планируют в зависимости от маршрута. Больше пауз бывает в загородных экскурсиях.

Важную роль играет правильное использование пауз. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного. Такие обсуждения методически неоправданны, т. е. они разрушают «ткань» экскурсии, возбуждают школьников и снижают в дальнейшем уровень восприятия материала.

Соблюдение требований методики помогает учителю донести до школьников знания в форме, отличной от урока, беседы, устного журнала, тематического вечера, а также обеспечить устойчивый интерес к теме на протяжении всей экскурсии. Это особенно важно для той части экскурсии, где много места занимает рассказ. Здесь у учащихся могут появиться моменты так называемого кризиса внимания, который у слушателей лекций, как утверждают исследователи, наступает на 14-й, 25-й, 34-й минутах и т. д. Экскурсионная методика рекомендует в момент, когда внимание к рассказу начинает ослабевать, вводить новый объект показа.

Когда в ходе показа объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод может сообщить интересный пример, какие-то подробности о событии. На этом построен методический прием новизны материала. Если такой момент наступает, когда группа находится возле объекта, необходимо сократить на 2 — 3 минуты пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту, сопровождая его рассказом. Если же внимание школьников ослабевает во время движения автобуса, то следует приостановить движение для осмотра памятников. Если представится возможным, нужно выйти из автобуса и продолжить путь к очередному памятнику пешком.

Автобус со школьниками может проследовать по маршруту с набережной реки Ангары до Драматического театра имени Охлопкова; далее на пути следует Иркутский Художественный музей. Для восстановления внимания школьников можно пройти данный путь пешком.

Методика рекомендует и другие способы для сохранения и восстановления внимания экскурсантов: прослушивание звукозаписи, показ диапозитивов или слайдов, использование наглядных пособий. Методика проведения экскурсий строится с учетом изучаемого материала школьной программы. Важно добиваться, чтобы интерес экскурсантов к теме и материалам экскурсии формировался до начала показа и рассказа. С этой целью используют один из школьных уроков, готовя его по теме экскурсии.

Практика показывает, что в первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем внимание поддерживается увлекательностью рассказа и такими качествами объектов, как их известность, познавательная ценность. Устойчивости внимания способствует также правильная последовательность показа объектов.

Одна из трудностей в разработке методики показа состоит в том, что нередко рядом с объектом, который показывается по теме, расположен другой, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный по своему внешнему виду. ( Допустим здания современной постройки).

Естественно, что такой объект бросается в глаза. С методической точки зрения вопрос может быть решен различными путями: а) можно дать краткую справку о ненужном объекте. Например, сказать, что это здание не имеет исторической ценности, что при его постройке допущено смешение архитектурных стилей; б) умолчать об объекте; в) так подойти к нужному объекту, чтобы посторонний объект был увиден экскурсантами позже.

Методика использует различные средства усиления внимания экскурсантов: обращение учителя к школьникам с предложением, неожиданным вопросом; выявление интересной детали в памятнике. Усилия экскурсовода могут быть также направлены на необходимое распределение внимания между объектами. Например, показ архитектурного ансамбля предваряет осмотр городской панорамы. Для каждой экскурсии должны быть определены моменты переключения внимания с одного объекта на другой.

Методика проведения экскурсии, эмоциональность экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звукоусилительных устройств — все это должно быть направлено на преодоление уличного шума, на предельно возможную в городских условиях нейтрализацию посторонних раздражителей. Необходимо, как говорят психологи, «держать эти раздражители на заднем фоне сознания».

Важное требование методики состоит в том, чтобы все основные объекты и раскрываемые на них подтемы были объединены в единое целое. Помимо логической последовательности «размещения» объектов на маршруте, своеобразного нарастания в их показе, наличия кульминационного пункта (т. е. момента наивысшего напряжения в раскрытии темы), необходимы также увязка подтем, определенный подбор логических переходов. Поэтому методика требует правильной организации и использования пауз между объектами, определенной логики в изложении содержания основных вопросов, тематичности справок во время переездов между объектами.

С учетом требований методики строится и рассказ на экскурсии, определяются его содержание, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Эта работа имеет свои сложности. Например, как подойти к методической подготовке рассказа после того, как объект показа определен? С чего начинать рассказ и как его построить? Как организовать наблюдение объекта? Это зависит, прежде всего, от внешнего вида объекта, степени его сохранности, от того, насколько полное представление о своей сущности, назначении, событиях, с ним связанных, он сам способен дать.

Практически рассказ может быть основан на одной из двух позиций:

— экскурсионный объект (памятник, место события) дошел до нашего времени в полной сохранности (т. е. без каких-либо изменений и перестроек, утраты отдельных частей);

— экскурсионный объект не дошел до нас в своем первоначальном виде.

В первом случае рассказ начинают с описания события, раскрытию которого посвящена подтема. Во втором случае рассказ направляют сначала на реконструкцию объекта и только после этого излагается событие.

Задача рассказа — подготовить учащихся к наблюдению объекта. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание. Эта способность не безгранична по времени. Один объект экскурсанты будут с неослабевающим вниманием наблюдать 10 — 15 мин, другой — не более 2—3 мин. Это качество объекта оказывает влияние на размер рассказа. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом, своими особенностями привлечь внимание экскурсантов.

Например в экскурсии по Иркутску можно представить Дом Сибирякова («Белый дом»). Первый дом сгорел и разрушился вскоре после возведения. Для строительства нового дома руины сгоревшего здания были частично разобраны, частично укреплены. В связи с этим обрушением впоследствии, при строительстве второго дома, особое внимание было обращено на усиление конструкций. Вероятней всего, что второй дом был точной копией первого. Генерал-губернатор Восточной Сибири С.Б. Броневский въехал в здание весной 1837.
До 1918 года - даты основания Иркутского университета - продолжался "губернаторский" период в истории дома. В 1918 году в него въехал только что родившийся университет. В 1920 году университет перенесли в другое здание по близости, а в "сибиряковском дворце" образовали научную библиотеку этого университета. Сейчас дом так и занимает научная библиотека ИГУ.

Здание построено в соответствии с канонами строгого классицизма. В рамках строгого классицизма были выработаны четкие приемы, основанные на традициях архитектуры античности и эпохи итальянского Возрождения: центрично-осевая композиция, соподчинение отдельных частей целому (иерархия элементов), строгая пропорциональность, а также обязательное использование ордерной системы. Возможно, чертежи и проекты были привезены Сибиряковым из Петербурга, из мастерской Дж. Кваренги. Эта версия очень убедительна, так как в то время в Иркутске классицизм не был так распространен, кроме того, здесь просто не было архитекторов такого уровня.


И небольшое заключение. Белый дом является знаковым зданием и символом ключевых моментов в истории Иркутска. Летопись его насыщена событиями, связана с именами и судьбами людей, оказавших значительное влияние на жизнь города. Недаром он всегда имел собственное название: "Сибиряковский дворец", "дом генерал-губернатора", "Белый дом". В настоящее время его изображение использовано в эмблеме Иркутского университета.
На вопросы о соотношении показа и рассказа, об их последовательности методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных впечатлений (осязательных, обонятельных) и затем уже вводить рассказ. Однако требования экскурсионной методики, ее аксиому: показ опережает рассказ — не следует понимать буквально. Иногда экскурсовод начинает очередную подтему со словесных указаний — куда, как и на какой именно объект следует смотреть экскурсантам. Эти слова являются началом показа. Методика требует, чтобы логический переход был связкой между двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами, т. е. представлял собой словесно-зрительный мостик.

Несоблюдение требований методики приводит к такому недостатку в проведении экскурсии, как лекционность.

Еще одно требование экскурсионной методики — не считать работу законченной после того, как определен методический прием. Задача методики — подсказать пути для наиболее эффективного применения этого приема, т. е. Дать учителю «ключ» к использованию приема на практике.

Методика требует, чтобы школьник не только познакомился с объектами, но и правильно их воспринял, дал объективную оценку всему, что с ними связано, правильно толковал увиденное и услышанное. Важную роль в этом играют эмоциональные моменты. Они широко используются в экскурсии, воздействуют на чувства ее участников, вызывая радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев и т. д.


Словарь архитектурных терминов.

АЛТАРЬ – восточная часть храма, в которой находится престол.

АПСИДА – полукруглый или многогранный выступ стены церковного здания, примыкающий к восточному фасаду. В пределах апсид в храмах располагаются алтари.

АРКА – криволинейное перекрытие между двумя опорами или колоннами.

БАРАБАН – опора для главы круглой или многогранной формы. Барабан служит основанием маковицы, вместе с ней составляет главу Световой барабан в отличии от глухого имеет оконные проемы.

БАРОККО – архитектурный стиль 17-18 веков, отличающийся усложненностью декоративных форм.

БЕГУНОК – прием кирпичной кладки в виде ломаной линии, как бы составленной из ряда треугольников.

ВАЛИК – архитектурный облом, имеющий в сечении форму полуокружности.

ВОЛЮТА – декоративная деталь в виде завитка.

ВОСЬМЕРИК – часть здания, имеющая в плане восемь граней-стен.

ГУЛЬБИЩЕ – древнерусское название галереи, опоясывающей здание с нескольких сторон.

ЖИКОВИНА – художественно обработанная дверная петля.

ЗАМКОВАЯ ЛИЧИНА – обрамление отверстия для ключа.

ГУРТ – выступ на ребрах шатра, обычно в форме полувала.

ИКОНОСТАС – преграда, отделяющая алтарь от остальной части храма. На иконостасе в несколько рядов по строго канонической схеме располагаются иконы.

ИНТЕРЬЕР - архитектура внутренних помещений.

КАПИТЕЛЬ – верхняя завершающая часть колонны или пилястры.

КАРНИЗ – выступающий, часто богато украшенный горизонтальный пояс на фасаде здания.

КЛАССИЦИЗМ – стиль второй половины 18- первой половины 19 века, основанный на мотивах античной (классической) архитектуры.

КОКОШНИК – дугообразное или килевидное (т. е. с заостренным верхом) декоративное завершение стен, сводов, оснований, барабана.

КРОНШТЕЙН – опора, выпущенная из стены для поддержания какой- либо выступающей части здания (карниза, балкона, скульптуры и т.д.).

ЛОПАТКА – вертикальный плоский выступ на стене, напоминающий пилястру, но без базы и капители.

ЛЕМЕХ – чешуйчатое деревянное покрытие кровли, выполненное из небольших дощечек, один конец которых напоминает лемех плуга.

НАЛИЧНИК – декоративное обрамление оконных и дверных проемов.

ОБЛОМЫ – архитектурные профили, из которых составляется декор (полка, вал, валик, полувал, каблучок, скоция, гусек и т.д.).

ОСТРОГ – деревянная крепость (кремль) с башнями, воротами, подъемными мостами и т.д.

ПИЛЯСТРА – плоский прямоугольный выступ стены, обработанный в форме колонны с базой капителью.

ПОДКЛЕТ – нижний, стоящий на земле ярус здания, обычно служебно-хозяйственного назначения.

ПОРЕБРИК – декоративный пояс из ряда кирпичей, поставленный под углом друг к другу.

ПОРТАЛ – архитектурно обработанный вход в здание.

ПРЕСТОЛ – возвышение посреди алтарного помещения для религиозных ритуалов.

ПРИДЕЛ – дополнительная церковь, которая имеет свой алтарь. Устраивается в основном храме или в пристроенном к нему помещении.

ПРЯСЛО – часть острожной стоны между двумя башнями.

РОТОНДА – круглое здание или часть его, иногда перекрытая куполом.

РУСТ – способ обработки стены большими камнями квадратами или имитация под них с ярко выраженными швами.

САНДРИК - небольшой карниз над окном или дверью.

СЕЛИТЬБА – граница городских селений.

СЛУХИ – окна на звоннице, служащие для усиления колокольного звона.

ТРАПЕЗНАЯ – средняя часть церковного здания между четвериком и папертью (колокольней).

ТЯГА – выступ на стене в виде тонкой полосы.

ФИЛЕНКА – участок стены, двери, пилястры, обведенный рамкой.

ФРИЗ – горизонтальный декоративный пояс.

ЧЕТВЕРИК – основная, как правило, самая высокая, часть церковного здания. Располагается между апсидой и трапезной.

ШАТЕР – высокое пирамидальное завершение острожных башен, церквей, колоколен.



ШИРИНКА – квадратное, часто многоступенчатое, углубление в стене.
Список литературы:

  • Калинина И.В. Православные храмы Иркутской Епархии 17-

20 вв. (Москва 2000г).

  • Ладейщиков А.Ю. Ладейщикова Е.Р. Каменное жилое зодчество 19 начала 20 вв. (Иркутск 1993г.).

  • Оглы Б.И. Иркутск. О панировке и архитектуре города. (Иркутск 1982г.).

  • Полунина Н.М. У истоков каменного града. (Иркутск 1979г.).

  • Шинкарев Леонид Факты, размышления, прогнозы. Сибирь – от куда пришла и куда идет. (Иркутск 1974г.).

  • Марк Сергеев Иркутск 3 века. (Иркутск 1986г.).

  • Иркутский художественный музей имени В.П.Сукачёва. Живопись. Графика. Декоративно-прикладное искусство, СПб, 1993.

  • Ладик Л.А. Свидание с Иркутском, Иркутск, 1991.

  • Полунина Н.М. Живая старина Приангарья, М. 1990.

  • Сокровища Иркутского художественного музея, Л. 1989.

  • Гольдфарб С.И. Весь Иркутск. Рассказы из истории города. Иркутск, 1992г.

  • А.Г. Павлюченкова "Деревянное зодчество Иркутска",

издательский отдел "Упрполиграфиздат", Иркутск 1989 г.

  • А.В. Дулов "Памятники истории и культуры Иркутска",

Восточно-Сибирское книжное издательство 1993г.
Периодика:

  • Колганов А. Деревня в центре Иркутска // «С-М Номер один», 15.11.2002.

  • Научно-популярный журнал "Земля Иркутская" 11.1999 Елена Клипова"Сукачёвы и их усадьба"


Смотрите также:
Методические рекомендации по организации и проведению занятий по теме «Путешествие по Иркутской губернии. Архитектура 17-19вв.»
362.2kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа по теме: «великие победы россиян»
3759.99kb.
21 стр.
Методические рекомендации по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения
356.77kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий и уроков семьи и семейных ценностей в Кемеровской области
803.99kb.
5 стр.
Методические рекомендации по проведению занятий в образовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга по подготовке к Всероссийской переписи населения 14-25 октября 2010 г
490.24kb.
2 стр.
Методические указания по их проведению; методические рекомендации обучающемуся по организации самостоятельной работы
145.39kb.
1 стр.
Методические рекомендации по подготовке и проведению практических занятий Тематика практических занятий Тема №1 Образование множественного числа имен существительных. Грамматические категории существительного
42.18kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации и проведению занятий
349.15kb.
1 стр.
Методические рекомендации по проведению занятий с работающим населением в области гражданской обороны и защиты
6617.91kb.
28 стр.
Методические рекомендации к организации и проведению праздника «Международный День Культуры»
115.04kb.
1 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Методические рекомендации по проведению практических занятий для студентов специальностей 080801 «Прикладная информатика в экономике»
1372.97kb.
6 стр.