Главная
страница 1
«Образы духовной музыки»

6 класс

Открытый урок учителя музыки

Лицея № 144

Громовой С.В.

2011г

Ход урока.



Приветствие учителя.

У: Сегодня мы продолжим знакомиться с творческими работами.

На выбор учителя приглашаются три- четыре ученика желающих продемонстрировать творческие проекты по теме «Импрессионизм». Демонстрация работ с использованием ИКТ.

Пристальное внимание обратить на связь музыкального произведения и художественного, - дополнение одного произведения другим.

Какие средства музыкальной выразительности отражают характер и настроение выбранного художественного произведения.

Живое обсуждение.

У: мы поделились своими «впечатлениями» (импрессионизм – впечатление). Скажите, какое слово можно использовать вместо слова «импрессионизм»?

Ответы учеников.

В ходе обсуждения появляется слово «Образ».

Учитель с учениками находят вместе определения слова «Образ».

У: тема нашего сегодняшнего урока связана с понятием «Образ»

На слайде появляется тема урока «Образы духовной музыки».

У: Сегодня наше обсуждение будет посвящено обсуждению темы «Образы духовной музыки». Как вы думаете, о чем может пойти речь? Какие образы есть в духовной музыке?

Ответы учеников. В ответах присутствует слово «церковь». Обсуждение «Образы духовной музыки» и «Образы церковной музыки».

Учитель наигрывает мелодию «В траве сидел кузнечик»

У: какой образ создает это музыкальное произведение?

Ответы учеников.

Звучит «Канон» 17 века.

У: что изменилось? Что в результате этого получилось?

Ответы учеников, обсуждение.

Слайд№2

У: Образ-

является результатом отображения объекта

не имеет физических характеристик

Слайд№3

У: духовность- традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение.



Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

У:молитва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам, а также текст этого обращения.

Знаменный распев - основной распев древне-русской монодической музыки 11 -17 вв.). Название получил от общего наименования использовавшейся для его записи знаков - "знамён"

 Не отвлекая внимания молящегося от слов молитвы, знаменное пение помогает услышать текст, расставляет смысловые акценты, но только не путем исполнительских приемов, как: громогласность или сольные партии. В древнем знамени есть нечто другое: строгость мелодизма, глубоко и тщательно продуманная музыкальная форма, выстроенная с единственной целью – помочь в сопереживании слов молитвы.

 Мелодика знаменного распева основана  отличается плавностью, уравновешенностью волнообразных линии. В процессе развития возникло несколько его типов. Столповой знаменной распев - на один слог приходится 2-3, реже 4 тона (нетипичное число тонов в одном знамени-невме).

Давайте попробуем создать свой распев по этому примеру

(индивидуальная работа).

Позже появляется путевой распев. В его основе знаменное пение ( в среднем голосе), два крайних для придания распеву более богатого гармонического звучания.

В 20 веке создаются духовные произведения. В творчестве С.В. Рахманинова, Чеснокова произведения духовной музыки …

У: Послушаем произведение С.В.Рахманинова «Богородице, дево, радуйся!»

Обратите внимание на изменения, которые произошли в духовной музыке.

Обсуждение после прослушивания. Обратить внимание на количество голосов (четырехголосие: бас, тенор, альт, сопрано).

Так же одним из образцов духовной музыки является колокольный звон.

Распевание



  • на одном звуке «Да, де, ди, до, ду)

  • На трех звуках (до- ре-до-ре-до-ре-до-ре-до)

  • Гамма (пропевание каждой ноты)

  • Гамма (исполнение через ноту)

Изначально духовная музыка передавалась «из уст в уста», по аналогии мы разучиваем вокальное произведение «Маленький принц».


Смотрите также:
«Образы духовной музыки» 6 класс Открытый урок учителя музыки Лицея №144
36.96kb.
1 стр.
Iii класс (34 ч) Раздел «Россия — Родина моя»
148.54kb.
1 стр.
Урок музыки в 7 классе Художественные образы в духовной музыке. Образ Матери. Конспект урока
44.4kb.
1 стр.
Тематическое планирование 5 класс (35 ч) Целью уроков музыки в 5 классе
70.5kb.
1 стр.
Музыкальный портрет России
57kb.
1 стр.
Уроках музыки «Родной край, его история основа, на которой только и можно осуществить рост духовной культуры всего общества»
74.45kb.
1 стр.
Конспект урока музыки Потаповой Людмилы Ивановны, учителя музыки средней общеобразовательной школы №1 г. Наро-Фоминска
31.26kb.
1 стр.
Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" Учитель музыки Гиленко Т. П. 2012 г. Урок музыки в 5-м классе по теме "
71.19kb.
1 стр.
Календарно-тематический план по слушанию музыки 1 класс I четверть тема урока 1 урок
55.79kb.
1 стр.
Образы камерной музыки
56.42kb.
1 стр.
Урок музыки в 8 классе Преподаватель: Тяпкина Н. А. 2005 Цели : дать учащимся представление о сложности понятия «поп-музыки»
43.69kb.
1 стр.
Урок-мультимедиа по музыке в 5 классе тема урока: «Волшебная палочка дирижёра» ( слайд 1)
100.17kb.
1 стр.