Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

ПРОЕКТ




Российская Федерация

Федеральный закон




«Об основах законодательства Российской Федерации


о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных»

Принят Государственной Думой


«____»____________200_ года



Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Законодательство о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных

Законодательство о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принятых на его основании федеральных законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, соответствующих законов и нормативных актов субъектов Российской Федерации, а также норм иного законодательства, предусматривающих меры по профилактике бездомности и ресоциализации бездомных.

При решении вопросов о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и правила, установленные международными договорами Российской Федерации.


Статья 2. Цель государственной социальной политики в вопросах профилактики бездомности и ресоциализации бездомных

Государственная социальная политика в вопросах профилактики бездомности и ресоциализации бездомных имеет своей целью создание надлежащих условий для предупреждения бездомности, реализации бездомными общепризнанных прав и свобод человека и гражданина и возвращения их к нормальной жизни в обществе.


Статья 3. Основные принципы деятельности по профилактике бездомности и ресоциализации бездомных

Любая деятельность по профилактике бездомности и ресоциализации бездомных должна осуществляться с уважением достоинства личности, соблюдением прав, свобод и охраняемых законом интересов лиц, в отношении которых эта деятельность проводится.

Бездомность человека не может служить основанием для умаления его человеческого достоинства и ограничения его прав и свобод как человека и гражданина. Любые связанные с бездомностью ограничения прав и свобод человека и гражданина – незаконны. Лица, виновные в нарушении прав и свобод бездомных, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Бездомные нуждаются в повышенной социальной и правовой защите. В связи с этим предоставление им разумных льгот и преимуществ при трудоустройстве, предоставлении мест и услуг в социальных, медицинских и образовательных учреждениях, обеспечении жильем, обеспечении доступа к правосудию не является дискриминацией и нарушением равноправия.


Статья 4. Основные понятия

В законодательстве о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных применяются следующие основные понятия:

1. Бездомность:

а) состояние (социальное положение) человека, связанное с отсутствием у него прав на конкретное жилое помещение (здание, строение), которое он мог бы использовать для проживания или пребывания и в котором он мог бы зарегистрироваться по месту жительства или по месту пребывания;

б) социальное явление, связанное с отсутствием у людей прав на конкретные жилые помещения (здания, строения), которые они могли бы использовать для проживания или пребывания, и отсутствием у этих людей регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

Бездомность является социальной проблемой, имеющей негативные последствия как для самих бездомных, так и для других людей и общества в целом.

2. Бездомный – человек, находящийся в состоянии бездомности, то есть не имеющий права собственности на жилое помещение (здание, строение) или права пользования жилым помещением (зданием, строением), которое он мог бы использовать для проживания или пребывания, а также не имеющий регистрации по месту жительства или по месту пребывания.

3. Профилактика бездомности – система мер и мероприятий, направленных на устранение причин бездомности и её предотвращение, в том числе мер и мероприятий по снижению риска и предотвращению утраты людьми прав на жилые помещения, и на предотвращение возникновения связанных с отсутствием жилья негативных общественных последствий.

4. Ресоциализация бездомных – система мер, направленных на ликвидацию бездомности как социальной проблемы, обеспечение бездомных жилыми помещениями, создание надлежащих условий для реализации бездомными общепризнанных прав и свобод человека и гражданина и возвращения бездомных к нормальной жизни в обществе.
Статья 5. Пределы действия законодательства Российской Федерации о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных

Законодательство Российской Федерации о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных действует в отношении бездомных граждан Российской Федерации, которые не имеют оснований для их признания вынужденными переселенцами, а равно в отношении бездомных лиц без гражданства, которые постоянно на законных основаниях проживали и после утраты прав на жилые помещения продолжают проживать на территории Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о профилактике бездомности и ресоциализации бездомных действует на территории Российской Федерации.

В отношении граждан Российской Федерации, проживающих на территориях иностранных государств, а равно в отношении граждан иностранных государств, проживающих на территории Российской Федерации, вопросы профилактики бездомности и ресоциализации бездомных могут разрешаться двусторонними и многосторонними международными договорами Российской Федерации.



Раздел 2. Профилактика бездомности и ресоциализация бездомных
Статья 6. Регистрационный учет бездомных

В целях обеспечения необходимых условий для реализации бездомным его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, в Российской Федерации вводится регистрационный учет бездомных по месту фактического проживания.

Регистрационный учет бездомных по месту фактического проживания осуществляется в уведомительном порядке.

Бездомные обязаны регистрироваться по месту фактического проживания.

Местом фактического проживания бездомного признаётся соответствующая территория муниципального образования – города, посёлка, станицы, района (уезда), сельского округа (волости, сельсовета) или иного муниципального образования.

На внутригородских территориях городов Москвы и Санкт-Петербурга с учетом их особого статуса городов федерального значения местом фактического проживания бездомного признаётся соответствующая территория исторически сложившегося района, который является единым с точки зрения городского хозяйства.


Статья 7. Органы регистрационного учета бездомных по месту фактического проживания

Регистрационный учет бездомных по месту фактического проживания производится органами, осуществляющими регистрацию граждан по месту жительства или по месту пребывания. Для проведения регистрационного учета бездомных по месту фактического проживания соответствующими органами регистрационного учета могут быть созданы специализированные учреждения (обособленные подразделения). Структура и режим работы органов регистрационного учета бездомных по месту фактического проживания должны обеспечивать доступность указанного учета для бездомных.


Статья 8. Регистрация и снятие бездомных с регистрационного учета по месту фактического проживания

Регистрация и снятие бездомного с регистрационного учета по месту фактического проживания производится органом регистрационного учета в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны обеспечивать бездомным возможность беспрепятственной реализации права на свободу передвижения и выбор места фактического проживания в пределах Российской Федерации.

Регистрация бездомного по месту фактического проживания осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту фактического проживания.

Статья 9. Получение и восстановление документов, удостоверяющих личность бездомного

1. Бездомные, не имеющие документов, удостоверяющих личность, для их восстановления или получения (для получающих впервые) в срок не позднее десяти дней с момента их утраты (получающие впервые – со дня наступления соответствующего возраста) должны обратиться в органы паспортно-визовой службы по месту своего фактического проживания для их восстановления или получения.

2. Орган паспортно-визовой службы по месту фактического проживания бездомного в установленные законом сроки должен выдать бездомному гражданину Российской Федерации паспорт гражданина Российской Федерации, а бездомному, являющемуся лицом без гражданства, документ, удостоверяющий личность лица без гражданства.


Статья 10. Просветительские и образовательные мероприятия

В целях профилактики бездомности в Российской Федерации проводится образовательная и просветительская программа по обучению населения основам гражданского и жилищного законодательства. Особое внимание уделяется тем аспектам законодательства, которые связаны: с приобретением, отчуждением, прекращением, оформлением и государственной регистрацией прав на жилые помещения (здания, строения) и земельные участки; со сделками, предметом которых является недвижимое имущество; с правами, обязанностями и ответственностью участников правоотношений в жилищной сфере.

Указанная программа должна формировать у людей способность к осознанному участию в правоотношениях, а также к применению действующего законодательства для осуществления и защиты своих прав, свобод и охраняемых законом интересов в жилищной сфере.
Статья 11. Профилактика бездомности среди детей, воспитывающихся и содержащихся (воспитывавшихся и содержавшихся) в государственных, муниципальных или иных учреждениях, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, опекунов (попечителей)

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также совершеннолетним лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имевшим жилых помещений до поступления в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи, детские дома семейного типа, к родственникам, опекунам (попечителям), – по окончании их пребывания в указанных учреждениях, приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, опекунов (попечителей), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы или ареста, благоустроенные жилые помещения предоставляются вне очереди.


Статья 12. Защита прав и интересов несовершеннолетних при сделках с жилыми помещениями (строениями)

Права и интересы несовершеннолетних при сделках с жилыми помещениями (зданиями, строениями) особо охраняются и защищаются государством. Недопустимо какое бы то ни было умаление или ущемление прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних при любых сделках с жилыми помещениями (зданиями, строениями).

Для совершения любых сделок в отношении жилых помещений (зданий, строений), право пользования которыми имеют несовершеннолетние, требуется предварительное согласие органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за соблюдением в жилищной сфере прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.

Должностные лица органов опеки и попечительства несут персональную ответственность за защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних при сделках с жилыми помещениями (зданиями, строениями).

Органы прокуратуры проводят проверки по обращениям органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе органов опеки и попечительства, заявлениям физических лиц, в том числе несовершеннолетних, материалам средств массовой информации о нарушениях в жилищной сфере прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних. В случае нарушения в жилищной сфере прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних органы прокуратуры предъявляют и поддерживают в судебных органах иски в интересах пострадавших, в том числе достигших совершеннолетия после нарушения их прав и охраняемых законом интересов.
Статья 13. Страхование сделок с жилыми помещениями (зданиями, строениями)

Сделки с жилыми помещениями (зданиями, строениями) подлежат обязательному страхованию. В случае, если в результате сделки с жилыми помещениями оказались нарушены права и охраняемые законом интересы физических или юридических лиц, страховые выплаты должны покрывать расходы, необходимые на восстановление нарушенных прав и охраняемых законом интересов.


Статья 14. Профилактика бездомности лиц, освобождаемых от отбывания наказания

Администрация учреждения, исполняющего наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, в установленные уголовно-исполнительным законодательством сроки уведомляет органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их территориальные подразделения), органы местного самоуправления и территориальные органы федеральной службы занятости по месту жительства, избранному осужденным, не имеющим жилья, о его предстоящем освобождении, об отсутствии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях, а также иных обстоятельствах, имеющих существенное значение при трудовом и бытовом устройстве (о наличии заболеваний и иных обстоятельствах, дающих дополнительные права и льготы при получении жилья, при назначении пенсий и пособий, при трудоустройстве и др.).

Получив уведомление, предусмотренное первой частью настоящей статьи:

1) органы федеральной службы занятости обязаны незамедлительно проинформировать осужденного о возможности трудоустройства по имеющимся у него специальностям и условиях труда;

2) органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их территориальные подразделения) и органы местного самоуправления обязаны незамедлительно проинформировать осужденного о возможностях и условиях получения жилого помещения для проживания и для пребывания.

Администрация учреждения, исполняющего наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, обязана оказывать осужденному, не имеющему жилья, содействие в получении информации о возможностях трудоустройства и условиях труда по имеющимся у него специальностям и о возможностях и порядке получения жилья в месте, избранном им для проживания после освобождения, а также рекомендованных федеральными органами государственной власти местах расселения бездомных, условиях трудоустройства и получения там жилых помещений для проживания и для пребывания.

По просьбе осужденного, не имеющего жилья, администрация учреждения исполнения наказания при освобождении направляет его в место, рекомендованное федеральными органами государственной власти для расселения бездомных. В этом случае в справке об освобождении после указания места, куда был направлен освобожденный от отбывания наказания, ставится отметка: «Направлен по рекомендации федеральных органов государственной власти».

В случае, если вопрос о наличии у осужденного прав на жилое помещение носит спорный характер, администрация учреждения, исполняющего наказание, по просьбе осужденного должна оказывать ему содействие в восстановлении и сборе необходимых справок и иных документов, запрашивая эти справки и документы в соответствующих организациях. Администрация учреждения, исполняющего наказание, должна содействовать осужденному в получении квалифицированной юридической помощи, в том числе, по его просьбе, – в получении помощи адвоката.

Администрация учреждения, исполняющего наказание, по просьбе осужденного должна оказывать ему содействие в восстановлении и сборе справок и иных документов, необходимых для трудового и бытового устройства, назначения государственных пенсий и пособий, а также получения другой социальной помощи после освобождения. Документы и справки хранятся в личном деле осужденного и выдаются ему при освобождении.

При отсутствии документа, удостоверяющего личность осужденного (паспорта гражданина России или соответствующего документа, удостоверяющего личность лица без гражданства), трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает все необходимые меры по их получению. Если документ, удостоверяющий личность осужденного, утрачен (утерян), администрация исправительного учреждения обращается в орган паспортно-визовой службы по месту исполнения наказания, который оформляет (восстанавливает) соответствующий документ и передаёт его на хранение администрации учреждения, исполняющего наказание. Документ, удостоверяющий личность, хранится в личном деле осужденного и выдаётся ему при освобождении от отбывания наказания.

Освобожденному от отбывания наказания бездомному, утратившему жильё в связи с осуждением (в том числе, если утрата жилья связана с одной из предыдущих судимостей), в случае, если он после освобождения выразил желание жить в месте своего последнего постоянного жительства, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение шести месяцев после обращения должен на условиях социального найма предоставить для постоянного проживания жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям и нормам. На период до предоставления жилого помещения освобожденному от отбывания наказания бездомному, утратившему жильё в связи с осуждением, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления обеспечивает его жилым помещением для временного пребывания.
Статья 15. Ответственность за чинение препятствий людям, которые имеют право пользования жилыми помещениями, в доступе в эти жилые помещения, а также в пользовании ими и (или) соответствующими местами общего пользования, и возмещение причиненного этими действиями вреда (ущерба)

Самоуправное чинение препятствий людям, которые имеют право пользования жилыми помещениями, в доступе в эти жилые помещения, а также в пользовании ими и (или) соответствующими местами общего пользования является преступлением, ответственность за которое наступает в соответствии с правилами уголовного законодательства, предусматривающими ответственность за самоуправство.

Те же действия, совершенные должностными лицами государственных органов власти или органов местного самоуправления, а равно должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций, если эти действия были совершены без законных оснований либо с превышением должностных полномочий или с иным нарушением правил и процедур, предусмотренных законом, – влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Действия, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, наносят пострадавшим моральный вред. Моральный вред, нанесенный этими действиями, а также вред здоровью и (или) имущественный ущерб, если они явились следствием указанных действий, возмещаются по правилам, предусмотренным действующим законодательством.


Статья 16. Центры временного размещения бездомных
Центры временного размещения бездомных – учреждения для размещения бездомных на период их ресоциализации.

Типы центров временного размещения бездомных:



  1. ночлежка (дом ночного пребывания);

  2. приют;

  3. социальная гостиница;

  4. центр социальной адаптации;

  5. центр медико-социального ухода.

Центры временного размещения бездомных профилируются для работы с конкретными категориями бездомных: взрослыми мужчинами; взрослыми женщинами; малолетними детьми; мальчиками-подростками; девочками-подростками; престарелыми; семьями, в том числе с детьми. Размещение в одном центре бездомных из различных категорий не допускается.

Центры временного размещения бездомных создаются в соответствии с конкретными потребностями, существующими в каждом регионе. Указанные потребности определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из необходимости обеспечить каждого бездомного возможностью реализовать его право на бытовое устройство.

Центры временного размещения бездомных располагаются в специально построенных или приспособленных зданиях (строениях) или их частях. При проектировании, создании и эксплуатации должны учитываться климатические особенности конкретных регионов.

Центры временного размещения бездомных должны быть обеспечены помещениями, оснащены оборудованием и укомплектованы персоналом, которые необходимы для размещения бездомных, удовлетворения их бытовых потребностей, а также проведения мероприятий по обеспечению санитарно-гигиенического режима и эпидемической безопасности.

В центрах временного размещения бездомных должны быть предусмотрены условия для оказания бездомным юридической, психологической и социальной помощи. В центрах медико-социального ухода, кроме того, должны быть предусмотрены условия для оказания необходимой медицинской помощи.

В центрах временного размещения бездомных должны быть помещения, оборудованные для занятий физической культурой и спортом.

В центрах временного размещения бездомных детей (малолетних детей; мальчиков-подростков; девочек-подростков) и семей с детьми должны быть оборудованы помещения для подвижных игр.


следующая страница >>
Смотрите также:
Проект российская Федерация Федеральный закон
505.13kb.
4 стр.
Российская федерация федеральный закон о водоснабжении
1693.99kb.
7 стр.
А. Н. Хайруллиным Проект российская федерация федеральный закон
369.52kb.
1 стр.
Российская федерация федеральный закон
412.77kb.
2 стр.
Российская федерация федеральный закон
823.61kb.
3 стр.
Российская федерация федеральный закон
167.21kb.
1 стр.
Российская федерация федеральный закон
183.59kb.
1 стр.
Российская федерация федеральный закон
565.39kb.
3 стр.
Российская федерация федеральный закон
223.99kb.
1 стр.
Российская федерация федеральный закон
942.23kb.
3 стр.
Российская федерация федеральный конституционный закон
449.34kb.
3 стр.
Российская федерация федеральный конституционный закон
82.56kb.
1 стр.