Главная
страница 1


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 93»

Зависимость восприятия

художественного произведения

от исторической эпохи

(на примере картины П.А. Федотова «Сватовство майора»)

Мельникова Софья Михайловна,

МОУ «СОШ № 93»

10 класс Б


Научный руководитель:

Швецова Анжелика Степановна,

учитель истории.

г. Новокузнецк

2011
Содержание

Стр.



  1. Введение.

    1. Обоснование выбора темы. ____________________________ 3

    2. Цель и задачи работы. ________________________________ 4

  2. Основная часть.

2.1. Искусствоведческий анализ картины П.А. Федотова «Сватовство майора». _________________________________ 5

2.2. Результат опроса учащихся 9-10 классов. _____________ 9

2.3. Сюжет картины глазами зрителя XIX века. ____________ 10

3. Заключение. _______________________________________ 12

4. Литература. ________________________________________14

5. Приложение.

5.1. Биография художника. _____________________________ 15

5.2. Стихотворный комментарий П.А. Федотова к картине. __ 16



Введение.

    1. Обоснование выбора темы.



Обращение к национальным культурным корням является не только данью памяти по отношению к великому прошлому, но и дает основание для размышления о настоящем. В. Брюсов писал о культурном наследии наших предков: «Их знания, их навыки, самые их предрассудки окажутся ценными, если их подвергнуть внимательному анализу; знание должно использовать, навыки брать на образец, предрассудки исследовать, так как они являются органическими элементами одной культуры и предостерегут от аналогичных предрассудков новой». XIX век занимает особое место в истории русской культуры. Это время подъема отечественного просвещения, величайших научных достижений, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение. Историко-культурный материал эпохи огромен. Изучение культурного процесса, особенностей духовной жизни и бытовых традиций значительно обогащает наше представление об определенном этапе исторического развития. Огромную роль в этом играет русская жанровая живопись XIX века. Значительная доля выразительного богатства любой жанровой картины зависит от самого предмета изображения. Достоинством произведения является ощущение достоверности. Зритель общается не столько с картиной, сколько с самой жизнью, может непосредственно общаться с персонажами. При этом художник словно отходит в сторону, не навязывая своего отношения к изображенному. Хотя на самом деле живописец активно строит образ, выделяя существенные для него, влияющие на зрительское впечатление особенности и детали в облике и поведении человека. И сюжет картины сочинен, и сцена построена, как в театре, с расчетом на то, чтобы действия и отношения персонажей ясно читались. Все до мелочей проверено по частям и соответствует представлениям художника о жизненной правде. К сожалению, с течением времени забываются реалии времени. И многое ясное, злободневное, для XIX века кажется странным, непонятным для зрителей спустя 150 лет.

    1. Цель и задачи работы.

Цель работы: представление картины П. А. Федотова «Сватовство майора» как целостной, сложно организованной структуры, где все элементы участвуют в воплощении художественного образа, учитывая особенности восприятия зрителей XIX и начала XXI веков.

Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:



  • Познакомиться с творчеством П. А. Федотова.

  • Изучить литературу об истории русского изобразительного искусства второй четверти XIX века.

  • Провести опрос учащихся 9-10 классов.

  • Проанализировать картину с разных точек зрения: как произведения искусства и как достоверный источник информации о жизни XIX века.

  • Сравнить данные опроса учащихся с глубинным смыслом картины, понятным зрителям XIX века.

Основная часть.

    1. Искусствоведческий анализ картины П.А. Федотова «Сватовство майора».



Автор произведения:

Федотов Павел Андреевич. 1815-1852

Жанр:

бытовой жанр

Эпоха, стиль, направление:

реализм

Материал:

холст

Техника исполнения:

масло

Размер:

56 x 76 см

Дата создания:

Около 1850 года



С творчеством Павла Андреевича Федотова (1815—1852) русская реалистическая жанровая живопись вступила в новый период своего развития. От утверждения повседневной жизни как достойного объекта изображения, от выявления ее поэтической сущности она перешла к критическому осмыслению этой жизни. Федотов создал тип жанровой картины, все изобразительные средства которой направлены на раскрытие внутренних противоречий социальной действительности. Главным произведением Федотова — можно назвать картину «Сватовство майора», изображающую сцену приема жениха-офицера купеческим семейством. Здесь подмечено одно из характерных явлений русской жизни 40-х гг. — стремление части купечества подняться на общественной лестнице ступенью выше и, с другой стороны, желание многих представителей разоряющегося дворянства поправить свои дела выгодной женитьбой. Окончательной завершенности достигает в этой картине художественное мастерство Федотова. Действующие лица разбиты на группы, каждая из которых выполняет какую-либо определенную роль в раскрытии замысла, и в то же время все они умело подчинены единому сюжетному и композиционному целому. Мастерски прослежены Федотовым все богатство игры цветовых рефлексов в переливающемся, плотном шелке платья купчихи, тонкие сочетания серого и розового в воздушном наряде дочери. Великолепно написана бронзовая люстра, чуть мерцающая в полумраке. В той увлеченности, с которой Федотов воссоздает все свойства изображенных предметов, в том, что он, высмеивая жеманство купеческой дочери, замечает все же ее миловидность, проявляется все та же любовь к реальному облику окружающей жизни, которая была свойственна живописцам первой четверти XIX в. Критическое осмысление действительности не мешает Федотову остро чувствовать ее пластическую и живописную красоту. В "Сватовстве майора" ни один герой не кажется нам безобразным или отталкивающим. Жизненная противоречивость, господствующая в мире, познается нами скорее умозрительно. Зритель сам делает выводы об искажении личности, произошедшем в реальности; но художник не указывает ему прямо на зло, на его носителей. Федотовские герои - люди как люди. Они не отклоняются от нормы, не производят каких-либо действий, наносящих ущерб жизненной системе, принятой в обществе. Все эти герои по-своему совершенны - как представители общества, как типы, как формулы человеческих характеров. Интерьер повернут к зрителю углом. Поэтому пространство разворачивается параллельно картинной поверхности. В соседние комнаты открываются проемы - раскрытые двери не только сопрягают отдельные пространственные ячейки, но и наполняют главное место действия светом, который ровными снопами ложится на ближнюю часть "сценической площадки", тогда как дальняя ее часть остается в полутени. Прекрасно и пространство, и вещи, которые в нем располагаются. Когда смотришь на картину, упиваешься этими вещами. Красиво поблескивают рюмки и бутылки, сверкая бликами, тонкими полосками света, отражающегося на стекле. Люстра перекликается со стеклом своим мерцанием, выступая из полутени затейливым переплетением форм. Федотов почти осязательно передает фактуру скатерти с крупным узором. Расставленные на столе тарелки с яствами обладают почти сурбарановской убедительностью. Они написаны даже не по-голландски - не столь интересует художника выразительная поверхность вещей, сколь их внутренняя структура, не столь иллюзия предмета, сколь сам предмет. С подлинным великолепием художник передает переливы ткани женских платьев, красоту кружевной накидки и оброненного на пол платка, предметную целостность шкатулки, стоящей на ближнем столике, красную поверхность мебели. Все эти предметы ценны сами по себе. Главное в системе понимания вещей - восприятие предмета в его самоценности, самодостаточности, самозначимости, которые предопределяют его красоту. Совершенство становится здесь отголоском человеческого труда, вложенного в каждый объект. Как бы в соответствии с этим сам художник стремится выложить свой труд, свое мастерство в живопись предметов. Федотов намеренно выдвигает проблему композиционного равновесия. Не зря в картине так уверенно акцентирован центр - для этого художнику понадобилась та самая знаменитая люстра, которую он так долго искал. На середину холста приходится еще одно ответственное место композиции - рука матери, удерживающая за платье дочь, пытающуюся убежать в другую комнату от своего жениха. Две диагональные линии пересекаются как раз в этой точке. Одна намечена более определенно - она протянута от фигуры купца к фигурам двух женщин и к левому ближнему углу интерьера, где изображен столик. Противоположная диагональ намечена не так четко; она с трудом пробивает себе путь через фигуры сидельца и кухарки, фигуру невесты, оброненный платок и силуэт кошки, "намывающей" гостей. Кроме того, в силу вступают и другие элементы равновесия. Гармонично отвечают друг другу раскрытые двери с противоположных сторон, в определенном порядке располагаются на стене портреты и картины в рамах. Равновесие соблюдается и по горизонтали: свободная полоса пола соответствует той части стены, которая поднимается над фигурами. Однако следует отметить, что все это гармоничное расположение предметов и фигур отнюдь не является предвзятым, не входит в какое-либо противоречие с самим действием, событием, состоянием персонажей. Функция равновесия как бы совпадает в своей реализации с функцией выражения логики действия. В "Сватовстве майора" событие раскручивается, как некая пружина. Действие вбирает в себя большое количество персонажей, фигура майора, который единственный в композиции практически не движется, а лишь рукой покручивает ус. От его статичной фигуры начинается динамическое движение других персонажей, постепенно развивающееся и доходящее до кульминации в фигуре невесты, а затем затухающее в левой части композиции. Движение это разворачивается волнообразно - по извивающейся линии, как бы чередуя выдвинутые вперед и задвинутые в глубину фигуры действующих лиц. Федотов постарался, чтобы действие его в "Сватовстве майора" было целенаправленным и непрерывным. Важным средством в руках художника оказалось качество одномоментности. Время действия сконцентрировалось в одной точке, несмотря на то, что, казалось бы, все действие разделено на различные фазы. Но это фазы логической последовательности, а не временной. Все, что движется в доме купца, происходит в одной временной точке. Одновременно майор стоит в соседней комнате, сваха, войдя в гостиную, обращается к купцу, дочка убегает, мать хватает ее за платье, а сиделец нашептывает что-то на ухо кухарке. Художник мастерски организует не только композицию, но и колорит. Крайности разрешаются гармоничным колористическим строем, где мягкая красочность позволяет создать цветовое единство, но при этом дает возможность извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности. Свет и цвет выступают в картине как средство поэтического претворения реальности. При всей многоцветности холста, красочные звучания сдержанны, подчинены общему тону. "Сватовство майора" - одно из высших достижений Федотова в области живописного искусства.

Результат опроса учащихся 9-10 классов.

Среди учащихся 9-10 классов МОУ «СОШ №93» был проведен опрос, целью которого было выяснение способности современной молодежи видеть в произведении изобразительного искусства глубинный смысл, иронию, сатиру на историческую эпоху, современную художнику:

«Внимательно посмотрите на репродукцию картины.


  • Как называется картина? Кто автор?

  • В какую историческую эпоху происходит действие?

  • Кого из персонажей вы считаете главной фигурой? Почему?

  • Какие из изображенных предметов бросаются в глаза?

  • Объясните смысл названия картины».

Результат опроса после обработки представлен в виде таблицы:




Вопрос

Результат в %

Как называется картина?

Назвало 54%

Кто автор?

36%

Кого из персонажей вы считаете главной фигурой? Почему?

Невеста -89%

Майор – 7%



Какие из изображенных предметов бросаются в глаза?

Кошка - 12 %

Люстра – 3 %

Платье – 74%

Платок – 5 %



В какую историческую эпоху происходит действие?

93%

Смысл названия с учетом исторических реалий

23%

Всего было опрошено 86 человек. Опрос показал, что большинство учащихся знает, как называется картина (54%) и в какой исторический период происходит действие. Автора смогли назвать лишь 36% опрошенных. 89% считают главным персонажем невесту. Самым заметным предметом учащиеся посчитали платье невесты. Смысл названия с учетом исторических реалий смогли объяснить 23%. Т. о. можно сделать вывод, что современная молодежь замечает только общее, бросающееся в глаза, не задумывается над глубинным смыслом произведения, не чувствует иронию, понятную зрителю XIX века.

Сюжет картины глазами зрителя XIX века.
Восприятие художественного произведения начинается с восприятия зрителем изображаемых художником единичных явлений и предметов. «Первый взгляд» на картину доносит до нашего сознания обычно лишь внешнюю сторону происходящего. Посмотрев на «Сватовство майора» Федотова, зритель прежде различит фигуру девушки в резком движении, силуэт офицера, подкручивающего ус, позы и жесты других персонажей, аксессуары и лишь затем начнет понимать связь вещей, уловит фабулу, уразумеет богатое содержание федотовской картины. Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность. Имя П. Федотова

было на устах целого Петербурга, журнальные отзывы пестрели похвалами художнику. Посетители выставки увидели в его картине отражение своего собственного бытия. Все было узнаваемо: интерьер, характеры. Даже кулебяка была написана с натуры. М. Погодин писал, обращаясь к первым зрителям шедевра: «Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке». Рассмотрим детально: что могли видеть на картине и как ее понимать зрители далекого от нас XIX века. Федотов обращает внимание зрителя на то, как дом купца преобразился к моменту появления жениха-майора. Но оживление, суета, царящие в доме, разоблачают всю эту фальшь. Вся эта ситуация ясно читается зрителем, который словно присутствует в самый ответственный момент некоего театрального представления



Быт и нравы: Семья купца. Живет «по-простому». Обязанности горничной и лакея выполняет в их доме кухарка. Стоит обратить внимание на молодого человека, нашептывающего ей что-то на ухо. Это сиделец из лавки. Похоже, что чувствует себя в этой гостиной вполне своим человеком. К шампанскому в этом доме, вероятно, не привыкли: не умеют изящно его подать. Бутылка и бокалы сиротливо стоят на стуле.

Отец семейства: Купцу с длинной бородой (яркая примета сословия) вот-вот предстоит встретить гостя. Хозяин дома - купец - пытается натянуть на себя сюртук вместо привычного армяка. Он суетливо застегивает его и с некоторым испугом смотрит на сваху, приведшую сомнительного (нищий!) и одновременно привлекательного (благородный!) жениха.

Жених: Нарушитель покоя - жених явился в дом купца не в том обличии, какое ему обычно свойственно, пытаясь придать своему облику молодцеватость, скрыть следы надвигающейся старости, разгульной жизни и вовсе не желая демонстрировать пустой кошелек. Майор стоит в дверях, напряженно подкручивая ус и подтягивая солидное брюшко. В его обрюзгшей фигуре очень мало жениховского. Но прищуренные глаза говорят нам о том, что он прекрасно осознает, что предполагаемый брак будет выгоден для обеих сторон, считает себя прекрасной партией для купеческой дочери, а ее приданное – равноценным своему дворянскому происхождению. Майор явился в дом невесты «запросто», в повседневном, а не в праздничном мундире.

Купчиха: Мать с притворной строгостью хватает дочь за платье. В ее лице и фигуре нет ничего такого, что напоминало бы о «темном царстве». Она не выглядит ни Кабанихой, ни забитой женой самодура-купца. Обычная простоватая и добрая женщина, так и не научившаяся носить «барские платья». Хотя она и одета в шелк, все же не смогла отказаться от купеческого платочка, повязанного особым образом. В купеческой и мещанской среде в XIX веке долго сохранялась традиция повязывать голову платком, какое бы нарядное «магазинное» платье не было надето.

Сваха: Пожилая женщина одета в просторную кофту на сборках из плотной узорчатой ткани. Сам художник называет эту кофту шугаем, хотя ее можно назвать и кацавейкой, и шушуном, и даже душегреей. На голове у нее повойник из темной набивной ткани в мелкий цветочек. Темный цвет не случаен: с возрастом яркий цвет исчезал из одежды пожилых женщин.

Невеста: Дородная купеческая дочка одета в нарядное декольтированное платье с туго затянутой талией. Иначе сочетать тонкую талию с пышными плечами невозможно. Чувствуется отсутствие светского лоска в невесте. Непривычное платье и тугой корсет девушку утомили, она не в силах справиться с волнением. Возможно, что она принарядилась с самого утра и так истомилась ожиданием встречи жениха, что в ответственный момент готова была убежать. Трудно сказать, просто ли она жеманится или действительно растеряна и смущена поднявшейся суматохой. Второпях она уронила платок, тщательно прописанный художником. Этот платок тоже указывает на то, что дворянских привычек невеста еще не приобрела. К бальному платью полагался веер, а купеческой среде обмахивались платочком. На девушке надеты и бальное платье, и жемчужное колье, и бриллиантовые серьги – все это детали бального туалета: т.е. товар (невеста) представлен во всем блеске. Федотов подчеркивает несоответствие наряда барышни времени дня, тщательно выписывая незажженную люстру и канделябры с новыми свечами на столе.

Заключение.
Картинам Федотова присуща некоторая театральность, но в них представлена намеренно неизящная жизнь с ее бытовыми мелочами, а человек изображен в повседневной обстановке. П. Федотов сначала и хотел просто подшутить, поиронизировать над своими героями, но под волшебной кистью мастера получилась одна из самых теплых и человечнейших картин в русской живописи. В энциклопедическом словаре можем прочитать определение термина «бытовой жанр» - это «один из традиционных жанров изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной, обычной, частной и общественной жизни человека, из крестьянского и городского быта». Сюжеты своих картин Федотов брал преимущественно из повседневной жизни, подмечая в ней достойное осмеяния и изображая все малейшие подробности обстановки с поразительной верностью. Работая над картиной, он прежде всего шел от жизни. Но главным для художника были не мелочные подробности, а поиски выразительного, типичного. Созданные им образы - результат вдумчивого отбора, синтеза характерных черт, присущих определенному социальному типу. Все это прекрасно осознавали посетители выставки: посмеивались над волнением купеческой дочки, молодцеватостью жениха, беспокойством купца и его супруги. Произведения Федотова произвели необыкновенное впечатление на современников. Зрители почувствовали новаторство художника и в обращении к совершенно новым темам, и в критическом отношении к действительности, и в новом творческом методе, благодаря чему жанровая живопись поднялась до уровня искусства большой социальной значимости Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Как выявил опрос, зрители XXI века недостаточно хорошо знакомы с бытом и нравами прошлых эпох. И интереса к ним не проявляет. К сожалению, для него многие детали и нюансы картины, которые явны для людей XIX века и вызывают смех, остаются скрытыми, т.к. для их понимания необходимо не просто знание исторических событий XIX века, но и особенностей быта, традиций, что выходит за пределы школьной программы по истории.

Материалы данной работы предполагается использовать на уроках истории в 8 и 10 классов, а также на уроках МХК



Литература.

  • Вейс Г. История культуры народов мира. Прекрасная эпоха. Европа XIX-XX вв. – М.: Эксмо, 2005.

  • Герчук Ю. Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998.

  • Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2002.

  • Нерсесов Я. Н. Они определяли моду. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

  • Сарабьянов Д. В. Павел Андреевич Федотов. – М.: Художник РСФСР, 1990.

  • Художественная галерея. П. А. Федотов. Выпуск № 36, 2003 – De Agostini UK Ltd., Griffin House, London/

  • http://bibliofond.ru

  • http://school-collection.edu.ru

  • http://www.art-meridian.com

  • http://www.artvek.ru

  • http://www.artprojekt.ru

  • http://bibliofond.ru

  • http://ru.wikipedia.org

  • http://artclassic.edu.ru

  • http://rezbaderevo.ru



Приложение.

Биография П. А. Федотова
1815г. Родился в Москве, в семье титулярного советника А. Федотова.

1826 г. Поступает в московский Кадетский корпус.

1827 г. Умирает мать.

1833 г. Окончив корпус в числе четырех «отличнейших», получает назначение в лейб-гвардии Финляндский полк, стоявший в Петербурге.

1834 г. Прибывает в Петербург. Начинает посещать вечерние рисовалные классы Академии художеств.

1837 г. Едет в Москву в четырехмесячный отпуск. Начало романа с Екатериной Головачевой.

1840 г. Николай I предлагает Федотову выйти в отставку и заняться «баталической» живописью. Посоветовавшись с Брюлловым, просит время на обдумывание этого предложения.

1841 г. Получает звание штабс-капитана.

1844 г. Выходит в отставку. Некоторое время занимается в Академии художеств. Бросает занятия. Самостоятельно осваивает масляную живопись.

1848 г. Представив в Академию картину «Сватовство майора», становится академиком живописи.

1849 г. Показ картин на трехгодичной выставке Академии художеств сопровождается оглушительным успехом.

1850 г. Едет в Москву улаживать семейные финансовые дела. Попадает в самую гущу художественной жизни. Знакомится с Островским, Чаадаевым, Гоголем. Вернувшись в Петербург, задумывает литографировать свои картины и литографии пускать в продажу. Терпит фиаско из-за отсутствия денег.

1851 г. Юлия Тарновская предлагает Федотову себя в жены и получает отказ.

1852 г. Сходит с ума. В июне помещен в частную лечебницу близ Таврического дворца. С октября – в казенной больнице Всех Скорбящих на Петергофской дороге. Умер 14 ноября (26 ноября по новому стилю). Похоронен на Смоленском кладбище.



Стихотворный комментарий П.А. Федотова

к картине.

Федотов разработал этот сюжет не только в живописи, но и в литературе; ему принадлежит поэма «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора», которая представляет собою развернутый стихотворный комментарий к картине, а также «Рацея» — «рассказ простонародный протяжным напевом», написанный специально в качестве объяснения к «Сватовству майора». Поэт-художник поставил перед собой задачу показать


...как люди на свете живут,


Как иные на чужой счет жуют.

Уже в самой интонации стихотворного объяснения, имитирующего «раешные стихи» и подписи под лубочными картинками, выражено сатирическое отношение художника к его героям. Он последовательно показывает сначала место действия:


Вот купецкий дом —


Всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней,
Другое харчевней...
а затем, одного за другим, всех действующих лиц:
Вот сам хозяин-купец,
Денег полон ларец...
Уж чего бы еще? Да взманила, вишь, честь:
«Не хочу, вишь, зятька с бородою...
Мне по крайности дай хоть майора,
Без того никому не отдам свою дочь!..»
...Панкратьевна-сваха,
Бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом,
Идет с докладом,
Что, дескать, жених изволил пожаловать...
...наша невеста Не найдет сдуру места:
Мужчина! чужой!
Ой, стыд-то какой!
…………………….
А умная мать
За платье ее хвать!
И вот, извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, —
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
«Я, дескать, до денежек доберусь!».






Смотрите также:
Зависимость восприятия художественного произведения от исторической эпохи на примере картины П. А. Федотова «Сватовство майора»
164.61kb.
1 стр.
Урок художественного восприятия произведения
208.23kb.
1 стр.
От лат compositio составление, сочинение, 1 построение художественного произведения, обусловленное его
112.42kb.
1 стр.
Интегрированный урок: английский язык + литература Цели: Активизировать речемыслительную деятельность учащихся
105.3kb.
1 стр.
Национальная культура на примере русского национального костюма
42.43kb.
1 стр.
Методика изучения произведений малого прозаического жанра на уроках чувашской литературы
39.55kb.
1 стр.
Программа элективного курса по литературе «Анализ художественного произведения»
181.08kb.
1 стр.
«Население Кубани в различные исторические эпохи, особенности быта и культуры. Историческая карта Кубани»
171.8kb.
1 стр.
Билет №1 Связь «Слова о полку Игореве» с фольклором. Сравнение фрагментов двух стихотворных переводов. Романтические рассказы М. Горького (на примере одно­го произведения). Разбор эпизода из рассказа. Билет №2
33.96kb.
1 стр.
Программа элективного курса «анализ художественного произведения»
181.13kb.
1 стр.
Тема. Сочинение-миниатюра по картине В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке Цель урока: обучение написанию сочинения-миниатюры по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
49.67kb.
1 стр.
Урок зарубежной литературы: «Песнь о Нибелунгах»
118.86kb.
1 стр.