Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Р.Ю.Намитокова, И.А.Нефляшева Слова поэта Опыт словаря авторских новообразований Евгения Евтушенко
ББК 81.411.2-4 Н 24
доктор филологических наук, проф Л.А.Введенская Рецензенты: доктор филологических наук, проф. В.М.Грязнова доктор филологических наук, проф. В.Г.Фатхутдинова Р.Ю. Намитокова, И.А. Нефляшева. Слова поэта: Опыт словаря авторских новообразований Евгения Евтушенко. - Майкоп: Качество, 2009 – с. Поэт и публицист Е.А.Евтушенко ярко выделяется не только своей гражданской позицией, но и своим словотворчеством, отвечающим на вызовы времени. Словарь, представляя весь обозримый на сегодня корпус авторских слов и словоформ поэта (более 1000 единиц), позволяет проникнуть в творческую мастерскую художника, вносит определенный вклад в евтушенковедение, дает возможность определить тенденции в развитии языка. Словарь поэта может быть полезен как для тех, кто занимается составлением словаря современной поэзии, так и для тех, кто связан с переводами текстов поэта. Словарь предназначен для филологов - студентов, аспирантов, преподавателей вузов и адресуется всем любителям поэзии и русского слова ISBN
Слова поэта суть уже его дела А.С.Пушкин Вместо предисловия Евгений Александрович Евтушенко - один из самых известных современных поэтов России, из той плеяды, которую называют шестидесятниками. Они входили в литературу, когда жили великие Анна Ахматова и Борис Пастернак, когда еще в полную силу работали. А.Твардовский, Я. Смеляков, Л.Заболоцкий, С.Кирсанов и Л.Мартынов, П. Антокольский и М. Светлов, С.Луговой и И.Сельвинский, К. Симонов и М. Луконин, Самед Вургун и Назим Хикмет. Но именно шестидесятники - Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Юнна Мориц, Владимир Соколов, Михаил Рощин - стали властителями дум молодого поколения. Это из их уст по-новому зазвучали на эстраде понятия свобода, братство, совесть, правда, справедливость. Это им внимали в студенческих аудиториях, на площади Маяковского, в Политехническом музее и в Лужниках тысячи поклонников, жаждущих свежего глотка правды, когда поэзия заменяла и политику, и религию. Это они, родившиеся в 30-х годах, начавшие писать стихи в 40-х, опаленные войной. заявили о себе в 60-х, когда бурно стало пробуждаться общественное самосознание и когда их стихи помогали этому пробуждению, приближая перестройку нашего общества в 90-х. Все они разные, у всех свои пути в жизни и в литературе, но путь каждого в поэзии был ярким, заметным и плодотворно многогранным. Время изменило каждого из них. Но и они изменили время. Евгений Александрович Евтушенко из их числа. Что нового внесли поэты-шестидесятники в поэзию и в жизнь страны? Ответ самого поэта на этот вопрос в 1987 году в интервью на встрече «тридцать лет спустя», представляется наиболее точным: «Первое – резкая антикультовая направленность. Она была общей для всех нас, несмотря на разницу индивидуальностей. Второе – «детабуизация» всех тем, на которые были наложены писаные и неписаные табу. Третье – отвращение к «барабанному» патриотизму, к национальной ограниченности. Четвертое – новый поэтический язык, включающий свежую ассонансную рифмовку, поиски новых ритмов, метафор, интонаций, безбоязненное употребление современных, даже подчас жаргонных оборотов, так называемых «непоэтических» слов. Пятое - расширение поэтической аудитории до площадей, заставившее читать стихи даже тех, кто их раньше не читал. Шестое – триумфальный выход русской поэзии на международную арену» [Ф. Медведев И были наши помыслы чисты…// Огонёк, 1987, февраль, № 9. С.27-31; см. также: Евг. Евтушенко Политика - привилегия всех. М.: АПН, 1990. С. 466]. А в стихах это звучит так: Кто были мы, шестидесятники ? На гребне вала пенного в двадцатом веке, как десантники / из двадцать первого. ....мы прорубили зарешеченное окно в Европу и в Америку. Мы для кого-то были модные, кого-то славой мы обидели, но вас мы сделали свободными (Шестидесятники. 1993.т.6: 444). Сегодня шестидесятники уже для кого-то «старые русские». Но покой им не снится, они остаются в строю. Они твердо убеждены: Мы – в тайном расцвете и силе. Мы «старые русские», но знайте - без нас не получится новой России ( Мы «старые русские».1994.т.6:471). Среди многочисленных слушателей поэтических вечеров тех лет, к счастью, нередко оказывались и мы, филологи, учившиеся в то время в аспирантуре в столичных вузах (МГПИ им. Ленина, 1960-1963). Наша гражданственность и любовь к родному слову формировалась непосредственно под их сильным влиянием. Живая речь и новый поэтический язык, на котором звучали стихи поэтов, поражали воображение, будили мысли, заставляя думать о богатстве русского языка, о его невероятных возможностях, которые блестяще используют наши поэты. С тех пор и по сей день слова, созданные Евгением Евтушенко и создаваемые им постоянно, так называемые авторские новообразования, составляющие неотъемлемую часть его поэтического языка, стали самым привлекательным и пристальным объектом нашего внимания и многих других исследователей. Словарь «Слова поэта», включающий в свой состав анализ и характеристику авторских слов – дань тому времени и гражданской позиции Поэта, который Больше Чем Поэт. Он не просто и только поэт, он поэт -прозаик, публицист, киноактер и кинорежиссер. фотохудожник, критик и педагог, он явление времени, он Личность с активной жизненной позицией. Авторы Словаря сердечно благодарят уважаемых редакторов - Людмилу Алексеевну Введенскую, Николая Павловича Колесникова, рецензентов Виолетту Михайловну Грязнову и Венеру Габдулхаковну Фатхутдинову, первого евтушенковеда Юрия Сергеевича Нехорошева, с которым поддерживалась постоянная творческая связь, а также всех коллег, кто принимал участие на протяжении многих лет в обсуждении актуальных вопросов неологии и, конечно, многочисленных энтузиастов из студенческой и аспирантской среды, на разных этапах вузовской жизни соприкасавшихся с поэтическим творчеством Евгения Александровича Евтушенко и научным осмыслением креативности языковой личности. проф. Р.Ю. Намитокова Отзывы и критические замечания просим присылать по адресу: 385000, Майкоп, Первомайская, 208, Адыгейский госуниверситет, филфак, кафедра русского языка. Эл. почта: argumentum@ list.ru Введение Одним из разделов общей лексикографии наряду с учебной, диалектной, научно-технической и другими разделами науки о словарях в настоящее время является авторская лексикография. Как отмечает Л.Л. Шестакова, она имеет свой предмет, свои цели, функции и своего адресата (Л.Л. Шестакова Авторская лексикография в отечественном языкознании [http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/slovari/28_102]). Основным предметом и целью её является создание словарей языка одного писателя или группы писателей, объединенных «одним дыханием времени», отражающих языковое сознание, языковую картину мира отдельной личности в определенную эпоху. В полной мере языковая картина мира в авторском преломлении проявляется в авторских новообразованиях (далее - АН). Поэт и публицист Е.А. Евтушенко, ярко выделяющийся не только своей гражданской позицией («Поэт в России больше, чем поэт»), но и своим словотворчеством (корпус АН поэта насчитывает более 1000 единиц), является одной из личностей, оказавших и оказывающих с 60-х годов свое влияние на формирование общественного мнения, на нравственную жизнь нашего общества. Авторские новообразования имеют большую идейно-смысловую нагрузку, являясь нередко ключевыми словами художественного текста. Как результат творческого осмысления художником слова явлений и формирующихся новых понятий общественной жизни и окружающего мира, воплощенных в оригинальную словесную форму, этот пласт лексики индивидуальной системы писателя более всего актуализирует текст и привлекает внимание читателя и нуждается в комментировании. Словарь АН Евг. Евтушенко, представляя весь обозримый на сегодня корпус окказиональных (индивидуально-авторских) слов и словоформ поэта, позволяет проникнуть в творческую мастерскую художника слова, дает возможность специалистам определить словотворческие возможности отдельной языковой личности и тем самым вносит определенный вклад в евтушенковедение.Он может быть полезен как для тех, кто занимается составлением словаря современной поэзии, так и для тех, кто связан с переводами текстов поэта. Словарь является своеобразной иллюстрацией основных тенденций в современном русском словообразовании, ибо поэтическая речь как высшее проявление культуры языка, как квалифицированная стилистическая форма, как манифестация высокоразвитой речевой техники предоставляет большие возможности и для решения актуальных теоретических задач лингвистики. Словотворчество Евг. Евтушенко как яркая составная часть его идиолекта и как характерный компонент его идиостиля может быть положено в основу создания фрагмента его словаря как «Словаря одного поэта». Подобные словари являются одним из типов авторской лексикографии, имеющей в русистике определенные традиции и приобретающей новые оригинальные методики лексикографической интерпретации слов художественной речи, в том числе и авторских новообразований [прежде всего «Словарь языка А.С.Пушкина»; «Лермонтовская энциклопедия»; В.П. Григорьев «Самовитое слово. Словарь русской поэзии XX века. Пробный выпуск: А - А-ю-рей»; «Словарь автобиографической трилогии М. Горького»; «Словарь языка К.Г.Паустовского»], а также словари, непосредственно посвященные новообразованиям отдельных авторов [Н.П.Колесников «Словарь неологизмов В.В. Маяковского» (1991); Н.Н. Перцова « Словарь неологизмов Велимира Хлебникова» (1995); И.Ю. Белякова, И.П. Оловянникова, О.Г. Ревзина «Словарь поэтического языка М. Цветаевой» (1996-2000); В.П. Изотов. О проекте «Словаря индивидуально-авторских слов В. Высоцкого» // Vocabulum et Vocabularium: Сб. научн. трудов по лексикографии. Вып. 3. Харьков, 1996. С. 119-121]. Для создания словаря АН Евг. Евтушенко, отражающих словотворческий потенциал личности поэта, его языковое сознание, языковую картину мира, были разработаны основы Словаря с опорой на достижения современной авторской лексикографии и определены принципы построения словарных статей. Авторы имеют определенный задел в этом направлении: на кафедре русского языка АГУ разработаны теоретические основы типологии новых слов и определено место авторских новообразований в них (Р.Ю. Намитокова); выявлен корпус АН в поэтических и публицистических текстах поэта и других авторов; защищены диссертации по языку публицистики Евг.Евтушенко, по новообразованиям в прессе 90-х годов, в прозе русского зарубежья, по окказиональным словам в современной фантастике (З.К. Шовгенова-Беданокова, И.А. Нефляшева, М.Р. Напцок, Е.А. Белоусова, Н.Б. Гарбовская, В.М. Беренкова, А.Н. Сокальская и др.). Словарь содержит описание всего корпуса АН (в том числе и авторских словоформ), извлеченных из изданных поэтических текстов Евг. Евтушенко. Классификация АН разных частей речи требует построения разных словарных статей, при соблюдении общих принципов создания самой словарной статьи. Они таковы: 1) заглавная форма слова - новообразование в начальной, исходной форме, реально представленной в тексте или восстановленной, кроме случаев, где это выглядело бы искусственно - например, как «словарные представлены причастия и деепричастия, прилагательные и причастия в краткой форме, прилагательные в сравнительной степени и в значении существительного» - как это выдержано в словаре «Самовитое слово» (см. электронную версию Структуры словника: http:// slovo/rema.ru: 8101/schedule.htm); 2) толкование новообразования, как правило, отсутствует из-за неизбежности некоторого субъективизма составителей; 3) но наличие микроконтекста позволяет читателю интерпретировать адекватно значение новообразования; 4) комментарий и сведения энциклопедического характера даются факультативно, чаще всего в статьях с отонимами (образованиями от собственных имен) или в случаях, трудных для читательского восприятия; 5) словообразовательная характеристика слова представляет собой условную общепринятую запись образования слова с указанием производящего и форманта; в необходимых случаях (особенно при чересступенчатом образовании, когда восстанавливается пропущенная ступень, которая маркируется знаком *) указывается не только непосредственная словообразовательная пара, но и восстанавливается словообразовательная цепь– последовательность производных, приведшая к образованию анализируемого АН; 6) используется система специальных помет и сокращений текстовых источников; 7) в цитате выделяются и другие новообразования, словообразовательная характеристика которых дается или внутри статьи или по его месту в алфавитном списке - со ссылкой на текст с уже упомянутым заглавным словом. Приведем образцы словарных статей для разных частей речи для АН-существительных: ГАВРОШ, употр. во мн.ч. Нас портят тиражи, / ладоши или гроши, / машины, гаражи, / и все же / мы - гавроши! (Письмо Жаку Брелю - французскому шансонье. 1962, т. 2: 177) гавроши <Гаврош [Гаврош –«романтик баррикад» , подросток, участвовавший в бою на баррикадах, герой романа В.Гюго «Отверженные» -Е.С.Отин]
торшерство < 1. торшер + -ств(о), 2. торшер + торжество; контаминация с наложением для АН-прилагательных:
Авелев < Авель + -ев[Авель - в Библии второй сын Адама и Евы, убитый из зависти старшим братом Каином; в перен. знач.: Авель – «невинная жертва жестокости»] ГОЛОПУЗЕНЬКИЙ, прил. А у него из подмышки / двоеголосо сказали: / «Здравствуй!» два голопузеньких братишки (Фуку! 1985, т. 6: 110) голопузенький < голопуз(ый)+-енький НЕВОЗБРАННЫ, кр.прил. Не исчезай... мы искупили грех. / Мы оба неподсудны, невозбранны (Не исчезай. 1977, т. 5: 165) невозбранны < невозбранн(ый) для АН-глаголов: ДОЗАКАЛЯТЬСЯ, глаг. Дозакалялась до дырок сталь. / Что лопнуло? / Теплоцентраль (Тринадцать. 1996, т. 7: 28) дозакаляться < до- + закаляться. [использован прецедентный текст «Как закалялась сталь» Николая Островского]. ОБЕЗГЛАГОЛЕННЫЙ, прич. А вдруг – чуток с похмелья квелый, - / войну проспав навеселе, - / проснешься голый сам на голой / обезглаголенной земле? (Отечественные коалы.1987, т.6:273) обезглаголенный < *обезглагол(ить ) +-енный ОБЕЗЖУРНАЛЕН, кр. прич. Твардовский, / словно Жуков, став не нужен, / обезжурнален был, / обезоружен (Главная глубинка. 1990, т. 6: 363) обезжурнален < *обезжурнален(ный) <[*обезжурнал(ить) <обез- + журнал + -и(ть)] РАСПЛЕША, дееприч. Мы знаем, что заварим кашу, / и не столовскую, /а нашу, ее вулканно расплеша (Студенческая столовая. 1958-96, т. 1: 445) расплеша < расплеск(ать) (ск//ш) + -а для АН- наречий: ДВУЕДИНО, наречие. ... и надрывается / от натуги / все человечество, / будто кентавр. / И двуедино ржет и мычит оно, / от двуединости делаясь злей (Смог. 1967, т. 3: 224) двуедино < двуедин(ый)+ -о двуединость < двуедин(ый) + -ость ДВОЕГОЛОСО, наречие. См. ГОЛОПУЗЕНЬКИЙ двоеголосо<двоj(е)+-е-+ голос + нулевой суффикс + -о, ср. сладкоголосый, звонкоголосый
Поиски затруднялись потому, что в последнем издании обнаружились иные уточненные даты их написания («Глубина» 1952>1953, «Танец живота» 1967>1968, «Каинова печать»1967>1968, «Москва-Иваново» 1978> 1976, «Померкло блюдечко во мне» 1983 > 1982 и др.) и даже новые названия текстов («Поэта вне народа нет» > «Камаз начинается»), а поиск шел естественно по первичным данным. К сожалению, 8-ой том, где представлен очень нужный для специалистов «Алфавитный указатель поэтических произведений томов 1-8...», появился только в 2008 году. Естественно поэт в течение всей жизни возвращается к своим стихам, нередко внося определенные изменения, вызванные несовершенством или временем. Обнаружилось, что от некоторых АН поэт отказался, что свидетельствует о большей ответственности за их употребление. Но т.к. факт их присутствия в первоначальном тексте налицо и отражает определенный этап авторского словотворчества, то мы их оставили как возможность изучения динамики развития поэтического творчества автора. При этом имеются следующие пометы в скобках: название стиха, год написания, том (по последнему изданию) и страница; в случае отсутствия АН в восьмитомнике - ссылка дается по «Евг. Евтушенко Собрание сочинений в трех томах» (с пометой, например: т. 3 - 1984). Принятые графические знаки <* > гипотетически восстановленная форма при чересступенчатом cловообразовании < / > границы стихотворной строки < // > границы цитаты <…> сокращение текста внутри цитаты Словари и энциклопедии Даль -Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. в 4-х тт. - М.: Госиздат, 1956. Ефремова - Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. В 2-х тт.-М.:Рус.яз.,2000 НИЭ - Новая иллюстрированная энциклопедия. В 20-ти тт.- М.: ООО «Мир книги» изд. «Большая Российская энциклопедия», 2001. Отин - Отин, Е.С.Словарь коннотативных собственных имен.- Донецк: «Юго-Восток, Лтд», 2004. Тихонов - Тихонов, А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х тт. / А.Н.Тихонов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: OOO «Изд. Астрель»: ООО «Изд. АСТ», 2003.
Евг. Евтушенко. Первое полное собрание сочинений в восьми томах / научн. ред. Ю.С.Нехорошев - М.: ООО «Изд. АСТ», 1997-2008:
Евг. Евтушенко. Собрание сочинений в трех томах.-М.:Худ.лит,1983-1984. Смотрите также: А. С. Пушкин Вместо предисловия
141.43kb.
1 стр.
Вместо предисловия
201.65kb.
1 стр.
Вместо предисловия
768.18kb.
4 стр.
Вместо предисловия
12979.65kb.
88 стр.
Очерки быта и революционного движения в г. Дмитрове 1904-1909 г г. Несколько слов вместо предисловия
337.49kb.
1 стр.
Вместо предисловия 4 Структура библиотеки
737.85kb.
5 стр.
Письма сыну вместо предисловия
1372.04kb.
24 стр.
Вместо предисловия (Как нужно писать историю)
6682.1kb.
38 стр.
Вместо предисловия
3082.69kb.
18 стр.
«Полуденный трип» Вместо предисловия
151.3kb.
1 стр.
Валентин соломатов
1717.88kb.
9 стр.
Вместо предисловия или для кого предназначена эта книга? 3238.7kb.
19 стр.
|