Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7

ВЛАДИМИР ДАШКЕВИЧ




ЭВОЛЮЦИЯ И ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА




1. Художник и эволюция

Арт-психология исходит из следующей философской концепции: идейный видораздел, являющийся источником развития, находится не в отношениях сознания и бытия, а в отношениях сознания и подсознания. Две взаимоисключающие формулы: формула Гегеля «Сознание определяет бытие» и формула Маркса «Бытие определяет сознание» арт-психология объединяет в одну: «Сознание приспосабливает бытие, подсознание приспосабливается к бытию». Бытие выносится за скобки, как некая постоянно действующая константа. Противоречия сознания и подсознания определяют развитие, в том числе и эволюцию.

Основная схема арт-психологии такова:

Error: Reference source not found

Сознание стремится приспособить бытие и вступает с ним в отношения, при которых возникает конфликт между сознанием и бытием. Бытие отвечает реакцией раздражения. Сознание вытесняет избыток раздражения — стресс в подсознание. Подсознание отвечает за гомеостазис — нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения организма. Подсознание адаптирует стрессовое раздражение, но посылает в старшую систему — коллективный автономный разум, коллар — интонационный сигнал, сообщающий о конфликте. Коллар получает от индивидуальных подсознаний множество таких сообщений и перерабатывает полученную информацию о конфликте в новую программу выживания — архетип. Особая личность, способная считывать информацию подсознания — художник — воспринимает эти архетипы и превращает их в реалии, доступные для сознания, — песни, молитвы, ритуалы, легенды, живопись, поэзию. Архетипы воздействуют на сознание и корректируют его отношения с бытием, в результате которых количество конфликтов сокращается.

Такова динамическая схема арт-психологии. Обязательным звеном в ней является художник, совмещающий два потока информации — информацию сознания и информацию подсознания. Динамизм этой схемы заключается в конфликтности отношений сознания и бытия, которую адаптирует подсознание. Но существуют биосистемы, в которых отношения бытия и сознания относительно стабильны, бесконфликтны. Это мир животных. Все виды животных идеально приспособлены к среде обитания, и конфликты с ней носят временный, незначительный характер. Возникает следующая статическая схема движения управляющего сигнала:


С Б


ПС К
В этой схеме художник не нужен. Коллар вида вырабатывает идеальный образ, например образ самца, идеально приспособленного к среде обитания. Коллар транслирует этот образ в подсознание самок, которые отдают предпочтение похожим на него самцам. Например, в местности, где охотится стая волков, наступило похолодание. В коллар стаи поступают интонационные сигналы, передающие информацию «нам холодно». Коллар стаи вводит в «кольцо признаков» распознающей системы подсознания новый признак идеального самца — утолщённый волосяной покров. Скорректированный идеальный образ транслируется в подсознание самок, и генетическим лидером стаи становится волк с густой шерстью. Потомство волков становится более защищённым. Такая работа подсознания в мире животных создаёт иерархию между лидером и аутсайдером. Она же сказывается в отношениях «своих» и «чужих», поэтому чёрные вороны заклёвывают мутанта — белую ворону, а крысы из одной стаи уничтожают крысу из другой стаи.

Мы видим здесь принципиально разные виды колларов. Что такое коллар? Это кибернетическая система, объединяющая индивидуальные подсознания, способные получать, передавать, накапливать и перерабатывать информацию о конфликтах в среде обитания. Результатом такой переработки становится новая программа выживания. Но такая система бывает двух видов. Один вид не способен выработать принципиально новую, более совершенную программу выживания, он способен только корректировать одну и ту же программу выживания. Этот вид характерен для коллара животных. Он идеально приспосабливает животных к своей среде обитания. Так возникает красота живой природы — орлы, дельфины, змеи, олени, львы. Все они живут в стабильной среде и идеально к ней приспособлены. Но если среда резко изменяется, такие животные погибают — их коллар не способен переработать громадное количество информации о конфликте со средой в принципиально новую программу выживания. Кибернетики говорят про такую кибернетическую систему: она не способна к самообучению, т. е. к замене старых программ новыми, более совершенными. Так, при резком изменении среды, вымерли динозавры и мамонты.

Но коллар человека — это кибернетическая система, способная к самообучению. Когда на отряд первобытных людей обрушился природный катаклизм, изменивший среду обитания, — было ли это оледенение, наводнение, землетрясение, громадная комета или что-либо ещё, коллар стал интенсивно вырабатывать новые программы выживания. Но для их реализации человечеству понадобился художник — особый мутант, способный проникнуть в мир подсознания в погоне за этими программами-архетипами и перенести их в мир сознания. Без художника эволюция человека, его очеловечивание было бы невозможно.

Ещё одна особенность подсознания и коллара — это способность общаться с помощью интонационных сигналов. Интонация — частица души человека, частица его подсознания, поэтому музыка — язык подсознания — передаёт все тонкости эволюции человека, его внутреннего мира. Арт-психология исходит из одного из основных тезисов: «музыка — модель эволюции». Именно поэтому интономика, устанавливающая соотношение информационных потоков сознания и подсознания, манеры и коллара, тоники и лада, предшествует разделу, посвящённому эволюции человека. Интономика установила соотношение между количеством сильных ударов-тактов и количеством ритмической информации; она ввела понятие музыкальной формы как управляющей системы с обратной связью; она ввела понятие интонационных оппозиций между индивидуальной и коллективной интонацией, командой и жалобой; она определила циклические формы — мессы, квартеты, симфонии — как информационные циклы, состоящие из четырёх разделов — поиска информации, передачи информации, накопления информации и переработки информации; она выработала такие формы потоков информации, как интонационный цикл и интонационная спираль. Всё это — результат интонационной эволюции. Но если мы будем придерживаться исходной позиции: музыка — модель эволюции, то в анализе эволюции человечества мы будем пользоваться подсказками, которые даёт интономика.




следующая страница >>
Смотрите также:
Владимир дашкевич эволюция и очеловечивание человека
725.53kb.
7 стр.
Лекция 3 Происхождение человека
149.32kb.
1 стр.
Тема: Происхождение и эволюция человека
225.42kb.
1 стр.
Эволюция человека 5 Еще одна теория антропогенеза. Наяпитек
269.08kb.
1 стр.
Зоопсихология и сравнительная психология
149.62kb.
1 стр.
Эволюция самоидентификации человека: индивидуум индивид уникум
100.48kb.
1 стр.
Артамонов Владимир Алексеевич
648.61kb.
4 стр.
Эволюция человека и его социальной структуры
254.94kb.
1 стр.
-
5273.76kb.
26 стр.
-
5274.25kb.
26 стр.
Теоретическая подготовка. Эволюция игры
34.25kb.
1 стр.
Будущая эволюция человека
1437.39kb.
11 стр.