Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Дымникова М. В. Польша, г. Варшава Инклюзивное образование: методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2011. Когнитивистика является научным направлением, объединяющим когнитивную психологию, нейробиологию, нейрофизиологию, нейропсихологию, теорию познания, когнитивную лингвистику, а также теорию искусственного интеллекта. В ней используются модели, взятые из психологии и физиологии высшей нервной деятельности, для разработки точных методов воздействия на человеческий мозг. Когнитивная психотерапия является одним из современных направлений в психотерапии, разработанным А. Беком и А. Эллисом. Неверный способ восприятия и интерпретации полученной информации ведёт к не адаптационному поведению человека. Когнитивная терапия, называемая также педагогической, нацелена на психологическую помощь в преодолении нарушений познавательных процессов. [1] Прежде всего это касается дислексии, вписанной в международной классификации болезней (ICD – 10, DSM – IV) как нарушения в учёбе (Neurotic Mental Disorders, Cognitive Learning Disorders) под номером 315. Она вызвана нарушением основных когнитивных функций и результатом нейробиологических особенностей человека. Дислексия является избирательной неспособностью овладения навыком чтения, писания, вычисления и понимания, несмотря на сохранение общей способности к обучению, достаточный для этого уровень интеллектуального развития, а также отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие социально–полноценных условий обучения. Это также недостаточное понимание прочитанного текста из–за неспособности овладения слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами. Дислексия является видом нарушения обучения неврологической и конституциональной природы. Оно проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. В классификацию её видов входят: дисграфия, дисорфография, дисфония, дискалькулия, дислексия слуховая, зрительная, интеграционная, смешанная. [2] В дислексии могут проявиться нарушения речи, внимания, концентрации и памяти, а также сенсорной интеграции и рецепторных моторных функциях анализаторов. Многие специалисты первичную причину дислексии находят в нарушениях функций ЦНС. Согласно исследованиям Gerd Schulze–Körne дислексия является наследственной, и вызывает 6 – ой ген как DCDC2. [3] Также задняя часть левой средней височной извилины у людей с дислексией функционально менее активна, чем в норме, с отличием от нормы структуры мозговой ткани. [4] Ирландские учёные утверждают, что за причины дислексии отвечает мозжечок, т.е. часть мозга, отвечающая за координацию движений и обработку информации, связанной с приобретением знаний и умений. Они исследовали 9 – 10-летних дислексиков, у которых обнаружили удержанное присутствие первичного раннего рефлекса, как следование ассиметричных движений рук и ног за движением головы, свидетельствующего о нарушении дальнейшего развития мозга. [1] Показатель наследуемости трудностей в чтении оценивается на 60 %, в вычислении на 65 %, в писании и орфографических проблемах на 70 – 80 %, в речи на 25 – 30 %. Симптомы дислексии проявляются приблизительно в 10 – 20 % популяции в разных странах. [3] Дети с дислексией проявляют также выборочную дезориентацию в пространстве, трудности с восприятием информации, нарушение координации: синдром дефицита внимания может сопровождаться гиперактивностью. У них часто школьные трудности приводят к фрустрации, так как значительные усилия, вложенные в учёбу, приносят малые результаты с точки зрения школьной успеваемости. Они могут иметь сниженное чувство ценности и веры в свои возможности по сравнению с ровесниками. Это ведёт к углублению трудностей, которые приводят к негативной оценке со стороны учителей и самих детей. Когнитивная терапия имеет стимулирующее влияние на интеллектуальное и познавательное развитие ребёнка. Известный терапевт Рональд Давес [5] обнаружил положительные качества дислектиков, которые стали настоящей помощью в коррекции процесса учёбы детей. К ним относятся:
В результате эти качества могут приводить к показателям интеллекта выше среднего и незаурядным творческим способностям. Основные принципы когнитивной (педагогической) терапии дислектиков:
Как мобилизовать дислексика к учёбе?
Главные правила когнитивной педагогической терапии:
Диагноз дислексии несёт за собой необходимость в приспособлении образовательных требований школы к возможностям ребёнка, в том числе, употребления специальных показателей оценок в верификации школьных знаний каждого класса, особенно на ЕГЭ. Дислексики не должны расцениваться как дети с отклонениями в учёбе, но как дети, имеющие дифференцированные способности и методы учёбы, которых надо обеспечить специализированной помощью, иным пониманием и поддержкой со стороны учителей. Дислексию в юности имели актеры Том Круз, Сусанна Хемпшир, Каину Ривз, Кира Найтли, Энтони Хопкинс, Белла Торн, британский миллиардер Ричард Брэнсон, учёные Томас Эдисон и Альберт Энштейн, писатели Ганс Христиан Андерсен, Агата Кристи, художники Леонардо Да Винчи, Уолт Дисней, а также Уинстон Черчилль. Это доказывает, что с дислексией вполне можно жить, если принять вовремя правильные меры. Она не является болезнью и не исключает возможности достижения успеха, а временами может даже способствовать профессиональной карьере. Литература
Смотрите также: Когнитивная психотерапия детей с дислексией
62.82kb.
1 стр.
Комплексная психотерапия логоневрозов у детей и подростков
83.92kb.
1 стр.
Аарон Бек, Артур Фримен. Когнитивная психотерапия расстройств личности
6366.1kb.
26 стр.
1. Когнитивная лингвистика и ее основные исследовательские программы
84.08kb.
1 стр.
Психотерапия неврозов у детей и подростков
3240.39kb.
22 стр.
Профилактика любовной зависимости психотерапия москва
2432.42kb.
14 стр.
Focused Therapy) (для рецензентов) Психотерапия, основанная на анализе референтных групп
157.49kb.
1 стр.
Интегративная групповая психотерапия панических расстройств на стационарном этапе 19. 00. 04 «Медицинская психология»
267.27kb.
1 стр.
Рабочая программа Учебная дисциплина Когнитивная сравнительная психология (спецкурс)
402.23kb.
1 стр.
Э. Г. Эйдемиллер в. В. Юстицкий семейная психотерапия
4208.46kb.
26 стр.
Когнитивная нейронаука
53.44kb.
1 стр.
Мифологические основы грамматической категоризации в индоевропейских языках Т. Г. Фомина 177.12kb.
1 стр.
|