Главная
страница 1
Межпредметный урок по истории, обществознанию, литературе в 8 классе.

Тема. Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве.

Задачи.


  1. Эффективное усвоение учащимися программного материала по темам: история «Декабристы: истоки, социальный состав, программные требования, восстание», обществознание «Малая группа», литература «Ранний романтизм в русской литературе».

  2. Комплексное формирование общеучебных и межпредметных навыков: работа с текстом, сравнение исторических и литературных источников, сопоставление различной информации, подбор материала по теме и подготовка выступления по заданному вопросу, формулировка и аргументация собственной точки зрения.

  3. Воспитание творческой личности, обладающей высокими культурными и компетентнотсными качествами.

Информационный лист для учащихся.

  1. Прочитать.

Корф М. А. «Восшествие на престол императора Николая I».

Нечкина М. В. Декабристы. М.: «Наука», 1984.

Пыпин А. «Общественное движение в России при Александре I».

Школьная хрестоматия. Три века русской поэзии. Москва «Мир и образование», 2003г.

Данилов А.А., Рогожкин М.Ф. Учебник. История России. Х1Х век. Москва «Баллас», 2009г.

Бунеев Р.Е. Учебник по литературе. 8 класс. Москва «Баллас», 2009г.



  1. Повторить темы.

История России. «Общественное движение в России 1 четверти Х1Х века».

Обществознание. «Малая группа. Коллектив».

Литература. Ранний романтизм в русской литературе.


  1. Понятийный аппарат: декабристы, декабризм, романтизм, гражданский романтизм, малая группа, конформизм, нонконформизм, лидер.


Оборудование: хрестоматия по русской литературе Х1Х века со стихотворениями поэтов-декабристов, хрестоматия по истории России Х1Х века с программными документами декабристов, тезисы сообщений учеников о романтизме, декабризме, Царскосельском лицеи, компьютерная презентация созданная учениками под руководством педагога с целью иллюстрировать ход урока.



  1. этап урока. Актуализация темы. Общество и его реакция на события, происходящие в стране.









Выступление учеников с краткими сообщениями - характеристиками Декабризма и Романтизма в России, подготовленными ранее. (Ключевые элементы выступлений)

Романтизм.

- РОМАНТИЗМ — (фр. romantisme, от средневекового фр. romant — роман) — направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18-19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

- Входя в антитезу "классицизм" — "романтизм", направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм "не просто отрицание „правил“, но следование „правилам“ более сложным и прихотливым".

- Центр художественной системы романтизма — личность, а его главный конфликт — личности и общества.



- Можно говорить о романтике как об особом типе личности — человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства.

- Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность.

- Романтизм в России связан прежде всего с войной 1812 и ее последствиями, с дворянской революционностью.

- Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть 19 в., значительный и яркий период русской культуры. Он связан с именами В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского, Е.А.Баратынского, Н.В.Гоголя.

- Историю русского романтизма принято делить на два периода. Первый заканчивается восстанием декабристов. Романтизм этого периода достиг своей вершины в творчестве А.С.Пушкина, когда он пребывал в южной ссылке. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, — одна из основных тем "романтического" Пушкина. (Кавказский пленник, Братья разбойники", Бахчисарайский фонтан, Цыганы — цикл "южных поэм"). С темой свободы переплетаются мотивы заточения, изгнания. В стихотворении Узник создан чисто романтический образ, где даже орел — традиционный символ свободы и силы, мыслится как товарищ лирического героя по несчастью. Завершает период романтизма в творчестве Пушкина стихотворение К морю (1824).

- После 1825 русский романтизм изменяется. Поражение декабристов стало переломным моментом в жизни общества. Романтические настроения усиливаются, но акценты смещаются. Противопоставление лирического героя и общества становится роковым, трагическим. Это уже не сознательное уединение, бегство от суеты, а трагическая невозможность найти гармонию в обществе. Творчество М.Ю.Лермонтова стало вершиной этого периода.



Декабризм.
- Декабри́сты — участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.




- В первые десятилетия XIX века часть представителей русского дворянства понимает губительность самодержавия и крепостного права для дальнейшего развития страны. В их среде складывается система взглядов, реализация которых должна изменить устои российской жизни. Формированию идеологии будущих декабристов способствовало:

  • Российская действительность с её бесчеловечным крепостничеством;

  • Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812 года;

  • Влияние работ западных просветителей: Вольтера, Руссо, Монтескьё;

  • Нежелание правительства Александра I проводить последовательные реформы.

Вместе с тем необходимо отметить, что идеи и мировоззрение декабристов не были едиными, но все они были направлены на реформирование, были настроены против самодержавного режима и крепостного права.


  1. этап. Царскосельский лицей и его значение в формировании общественной мысли в России 1 четверти Х1Х века.


Историческая справка о Царскосельском лицеи, подготовленная учащимися. (Тезисы).



  • Это было первое в России учебное заведение с таким названием, и выбрано оно было отнюдь не случайно. Сперанский опирался на образцы высокой античности, в частности на пример легендарного афинского ликея, основанного Аристотелем, и считал, что Царскосельский лицей должен быть так же проникнут духом романтизма и свободной мысли. В день торжественного открытия учреждения адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын, говоривший об обязанностях гражданина и воина, о любви к родине и долге перед ней. На всю жизнь мальчикам запомнились слова: «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями».

  • Своей известностью Царскосельский лицей, безусловно, обязан прежде всего своему великому выпускнику — Александру Сергеевичу Пушкину. В истории не только русской, но и мировой литературы не было случая, чтобы поэт и писатель такого поистине всечеловеческого масштаба уделил бы воспитавшей его школе так много места в своем творчестве.

  • Наверное, не будет преувеличением, если сказать, что именно в лицее зародилась та интеллектуальная элита, без которой в стране был бы невозможен мощный культурный подъем XIX века.

  • Должно воспитать людей для новой России, обладающих широчайшими знаниями, умеющих мыслить, любить отечество и трудиться на его благо», и хотел, чтобы школа воспитывала не слепых исполнителей, а государственных людей, по собственному убеждению претворявших новые идеи преобразований в жизнь.

  • Одна из главных задач лицейского образования состояла в том, чтобы развить умственные способности воспитанников, научить их самостоятельно мыслить. «Основное правило доброй методы или способа учения, — гласил устав, — состоит в том, чтобы не затемнять ума детей пространными изъяснениями, а возбуждать собственное его действие».

  • Этот интерес способствовал объединению молодых людей в литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас и др.). Кружок издавал рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы», между его членами шли поэтические состязания. стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера с 1814 года стали печатать известные журналы («Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества»). В эти годы в лицей проникли вольнолюбивые идеи, связанные с формированием в России идеологии декабризма. Лицеисты Пущин, Кюхельбекер, Вольховский посещали в Царском селе тайный кружок декабриста И. Г. Бурцева.

  • Этот выпуск вошел в историю именами А. С. Пушкина, А. А. Дельвига, В. К. Кюхельбекера, И. И. Пущина, адмирала Ф. Ф. Матюшкина, канцлера, министра иностранных дел А. М. Горчакова, бесстрашного генерала В. Д. Вольховского, директора Императорской публичной библиотеки М. А. Корфа.

Задание. На основе предложенных тезисов, прослушанной информации, хрестоматии по истории и литературе подготовьте ответы на вопросы.

  1. По каким признакам воспитанников Царскосельского лицея можно назвать малой группой (коллективом)? Что лежало в основе их объединения?

  2. Сформулируйте правила (принципы), взгляды, мировоззрение воспитанников. (На основании стихотворений, написанных ими в это время и информации о лицеи).

  3. Имело ли значение лицейское образование и лицеисты на складывание раннего романтизма в русской литературе начала Х1Х века и формирование общественно-политических взглядов? Свою точку зрения обоснуйте, используя литературные и исторические источники.



  1. этап урока. Осмысление литературного творчества поэтов декабристов, выявление закономерности историко-литературного процесса, причинно-следственных связей событий и явление.


Работа строится по схеме: информационная справка о поэте декабристе – анализ стихотворения (по выбору членов группы учеников), анализ сочетает литературные аспекты и исторические – выступление по одному представителю от группы с гласным анализом произведения.
А. С. Пушкин А. А. Дельвиг

В. К. Кюхельбекер И.Пущин

К.Ф.Рылеева А.И.Одоевского

В.Ф.Раевского А. А. Бестужев



  1. этап. Подведение итогов.

Вопрос на рассуждение к учащимся. Определите, какова взаимосвязь поэт – член группы (коллектива) – общественный деятель = человек (личность).

Заключительное слово учителя.

Декабристская поэзия — одно из течений в литературе русского романтизма. “Гражданский романтизм” декабристов, может быть, более других имеет право называться русским романтизмом. Но историко-литературное значение декабристской поэзии больше, чем течение в литературе первой трети XIX века. Декабристы создали новый тип русского человека, расширили круг тем и жанров русской поэзии, воскресили интерес ко всему национальному, сформулировали важнейшие проблемы русской жизни. Во всех отношениях декабризм — крупнейшее явление в истории русской литературы и культуры в целом.

Литература и реальная жизнь оказались для декабристов одним неразделимым целым. Реальное поведение человека воспринималось как некий текст, как закодированное в поступках сообщение, а ключом к расшифровке этого сообщения служили литературные сюжеты.

Урок контроля знаний по теме:



«Сравнение содержания программных документов декабристов с основными идеями, мотивами и образами их мятежной лирики».

Основная часть контрольной работы выполняется в виде сравнительной таблицы.



Оборудование: хрестоматия по русской литературе Х1Х века.

    1. Запиши названия программных документов декабристов.

    2. Перечисли известных тебе поэтов-декабристов.

    3. Заполни таблицу.

Выпиши основные положения программных документов декабристов

Найди строки в стихотворениях, где отражаются схожие требования и оценки, запиши их

Перечисли художественные средства и приемы, которые использовали поэты - декабристы

………………………………….

………………………..

………………………









    1. Укажи причины, по которым, с твоей точки зрения декабристы кроме общественно-политической деятельности создавали литературные произведения?

    2. Чьи призывы скорее побудили бы тебя вступить в борьбу с существующей государственной системой и почему?


Смотрите также:
Урок по истории, обществознанию, литературе в 8 классе. Тема. Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве. Задачи
91.28kb.
1 стр.
Урок по истории и музыке в 8 классе. «Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве»
154.22kb.
1 стр.
Урок по всемирной истории в 8 классе Тема урока : Развитие математики и Астрономии в странах Европы в XVI-XVII вв. Подвиг во имя науки
138.66kb.
1 стр.
Открытый урок творческая мастерская по литературе в 7 «Б» классе 13 «Образы цветов в творчестве русских поэтов» 13 Проблема
208.91kb.
1 стр.
Урок по литературе, истории, географии по теме«А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
42.02kb.
1 стр.
План-конспект внеклассного мероприятия по Истории России VIII класс Тема: Движение декабристов. Цели: 1 Углубить ранее изученный материал о движении декабристов
203.29kb.
1 стр.
Урок. «Чудо на реке Ханган»
75.04kb.
1 стр.
Урок по литературе, проведённый в 10-ом классе учитель: Лизункова Марина Сергеевна Тема урока: «Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе
95.87kb.
1 стр.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.» (Урок в 11-м классе). Проект урока Тема урока: Контрольно обобщающий урок по теме «ссср в 1953-1964 гг.»
144.54kb.
1 стр.
Информация о результатах сдачи егэ в 2012 году по литературе, обществознанию, истории выпускниками текущего года
1297.62kb.
7 стр.
Урок по литературе в 7 классе Тема урока «М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте.
123.74kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по английскому языку в 5 классе. Funny english 2 Урок английского языка в 9 классе. Тема: «Washington is the capitol of the usa»
221.8kb.
1 стр.